Две квитанции за услугу от ук и от рсо

Кому платить за ресурсы

Вообще-то Вас обязаны были уведомить об изменении правоотношений. Но если Вам УК выдало квитанции с указанием реквизитов, то надо платить по ним. Если будут какие-то претензии со стороны РСО, то тогда надо будет разбираться и привлекать УК.ст.153,155,156 ЖК РФ.

Таким образом, Вы как собственник имущества многоквартирного дома вправе обратиться в УК с заявлением о предоставлении копии договора на управление домом, и при его наличии — оплачивать коммунальные услуги. Если же Вы с договором не согласны — оспаривать его в суде.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Статья 157.2 ЖК РФ. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами1. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье — собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье — лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также — договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Две квитанции за услугу от ук и от рсо

Если до внесения данных изменений штраф полагался только за неправильное начисление коммунальных услуг, которые привели к завышению платежей, то теперь и при незаконном завышении платы за содержание и текущий ремонт МКД по закону полагается начисление штрафа. Конечно, только в том случае, когда управляющая организация самостоятельно не устранила нарушения до обращения или оплаты потребителем незаконной суммы.

Согласно ст. 14.1.3. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований влечёт административную ответственность для должностных лиц от штрафа 50 – 100 тыс. рублей до дисквалификации до трех лет, а для юридических лиц штраф 150 — 300 тыс. рублей.

Вышеприведённые нормы закона и примеры свежей судебной практики однозначно указывают на то, что до включения в реестр лицензий управляющей организации многоквартирного дома не стоит начинать управлять им и оказывать услуги собственникам, за которые не скоро будут получены денежные средства. А если предыдущая управляющая организация находится в стадии банкротства либо имеет многочисленные долги шансы на возврат уплаченных собственниками денежных средств стремятся к нулю.

Также внесло определённость в судебную практику небезызвестное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее по тексту – Пленум 22).

Кроме того, с 10 января 2023 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, согласно которым в ст. 162 внесён пункт 7, который устанавливает, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации подчёркивает, что любым многоквартирным домом может заведовать только одна управляющая организация одного типа (например, управляющая компания). Однако на практике может возникнуть ситуация, когда домом управляют две такие организации. Это может произойти из-за прекращения действия договора с одной УК и не уведомление об этом самой управляющей организацией в параллель с заключением договора с другой организацией. Причиной может быть «война» управляющих компаний за многоквартирный дом – особенно часто такие «войны» происходят за дома в хорошем состоянии и с большим числом жильцов, то есть «богатые» дома, с которых можно получить вознаграждение, не сильно вкладываясь в работу над таким домом.

После того как перечисленные выше нюансы были установлены, можно приступать непосредственно к оплате. Оплата происходит по факту той компании, которая выставила легальный документ – например, новой управляющей компании, которая начала обслуживать дом на основании нового заключённого договора управления.

Платёжные документы, где содержатся графы для оплаты коммунальных услуг, имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации (например, за водоснабжение или водоотведение). А вот за управление, содержание и обслуживание дома выставляют платёжные документы сами управляющие организации. Как результат, именно здесь чаще всего и возникает сложность с наличием нескольких квитанций.

За оказание работ по обслуживанию общедомового имущества УК или ТСЖ взимает плату, часть средств из которой направляется на непосредственно обслуживание многоквартирного дома, а часть – на вознаграждение управляющей организации, в том числе в виде выплаты денежных средств в качестве зарплаты своим сотрудникам.

  • выяснить, кто является действующей управляющей компанией на основании реально существующего договора – для этого можно обратиться к председателю дома или иному лицу, осуществляющему взаимодействие с управляющими и ресурсоснабжающими организациями от лица собственников помещений в таком доме, а также уточнить дату заключения такого договора;
  • установить дату выставления платёжного документа, где, как правило, указывается, за какой месяц была предоставлена данная квитанция;
  • установить, какое отношение вторая управляющая компания имела к конкретному дому – бывают ситуации, когда срок действия договора с предыдущей управляющей компанией ещё не закончился, а новая уже приступила к выполнению своих обязанностей, в результате чего и происходит задвоение управления.

Кто несёт ответственность за; выставление двойных квитанций

У управляющей организации был заключён с РСО договор на информационно-расчётное обслуживание. Договор расторгли, однако ресурсники продолжили выставлять квитанции собственникам. Получилось, что жители получали двойные квитанции и не знали, какие из платёжных документов оплачивать.

В этом споре суд встал на сторону управляющей организации, которая обязалась предоставлять потребителям коммунальные услуги согласно договору управления. У ресурсоснабжающей организации при этом договоры с собственниками заключены не были, поэтому отсутствовали и правовые основания для взимания с собственников за коммунальные услуги.

За выставление платёжных документов управляющей организацией в период, когда МКД находился в управлении другой УО, суды привлекают к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Для должностных лиц по этой статье предусмотрен штраф от 50 000 до 100 000 рублей, для юридических – от 150 000 до 200 000 рублей. Вот примеры судебных решений, когда УО оштрафовали за незаконное выставление квитанций:

  • постановление мирового судьи судебного участка № 5 Фрунзенского района г. Иваново от 17.04.2023 по делу № 5-260/18;
  • постановление Свердловского областного суда от 08.09.2023 по делу № 4А-785/2023.
Читайте также:  Выдача субсидий на жилье по программе молодая семья в 2023 году в хмао

Это не единичный случай выставления двойных квитанций собственникам помещений от УО и РСО. Интересная ситуация произошла в Оренбургской области, где управляющая организация выставляла собственникам помещений квитанции за коммунальные услуги в отсутствие договора ресурсоснабжения. Ресурсоснабжающая организация также отправляла потребителям платёжные документы. Каждая из сторон думала, что вправе собирать плату за коммунальные услуги.

На общем собрании собственников было принято решение о смене управляющей организации. Новая УО приступила к выполнению своих обязанностей по договору управления, в том числе предоставлению коммунальных услуг и выставлению платёжных документов. Но предыдущая управляющая организация также продолжила выставлять жителям квитанции.

— Предположим, случилась протечка. Если ваш дом оплачивает ЖКХ через управляющую компанию, вы звоните туда и требуете решить проблему, УК выполняет вашу заявку. А если вы оплачиваете услуги поставщика напрямую, для начала попробуйте найти номер аварийки и добиться исправления неполадки. Если у вас, например, нет воды, нужно выяснять: проблема находится во внутренних коммуникациях дома или же вне здания. От этого зависит, кто будет заниматься её устранением. УК как раз и расследует причины всех аварий, а при прямой оплате к нам уже не обратиться по всем вопросам.

В апреле 2023 года в Жилищном кодексе РФ появилась поправка, по которой жители могут оплачивать коммунальные ресурсы самостоятельно, без участия управляющей компании или ТСЖ. Директор УК «Чкаловская» Дмитрий Козлов рассказал, что на самом деле означает эта поправка и стоит ли переходить на прямую оплату ЖКХ.

— Когда принимали поправку, расчет был на снижение платежей у жителей в том числе, но в результате чуда не произошло. Если УК начисляет в квитанциях по индивидуальным ПУ, а у кого их нет, то по нормативу, то поставщик выставляет по нормативу. А тариф на услугу неизбежно вырастет, ведь поставщику придется элементарно увеличить штат для работы с населением — должниками, льготниками и остальными жителями, у которых никогда не заканчиваются вопросы и которым нужно разносить квитанции по ящикам. При переходе на прямую оплату УК не сможет объяснить жителям, почему счет вырос, ведь она больше не отвечает за поставку ресурса и перерасчет тоже не сделает. Пока УК обслуживает собственников, она защищает их интересы, после заключения прямых договоров спросить будет уже не с кого. Границы ответственности УК и РСО до конца законодательно не закреплены, форма прямого договора до сих пор не утверждена на государственном уровне. То есть поправка попросту не доработана, а значит, уязвима.

— Если вы получили квитанцию напрямую от поставщика, это значит, что он принял решение о расторжении договора с УК и теперь самостоятельно формирует для вас счет за свои услуги. Или же жители вашего дома на собрании собственников самостоятельно приняли такое решение. Но в любом случае каждая компания обязана заключить договор с потребителем, прежде чем выставлять квитанции, о чем я говорил раньше.

— Люди получают по две квитанции — одна от нас, общая, вторая — от РСО, ресурсоснабжающей организации. В обеих есть начисление за ресурс, но последняя приходит безликая — без фамилии и показаний приборов учета и с долгом. Естественно, жильцы задают вопрос, что делать, ведь договор с поставщиком ресурса они не заключали, у них договор с нами. РСО без обследования жилых помещений и заключения договоров с собственниками уже четыре месяца выставляют счета по нормативам, тем самым наращивая дебиторскую задолженность. А будет ли перерасчет в будущем — неизвестно.

Между ними были суды, и не было понятно куда платить. В итоге одна компания выиграла, а деньги я платил в другую компанию. Выигравшая компания требует оплатить все платежи и пени, начисленные за это время. Можно ли оспорить эти пени и на какие законы можно ссылаться?

3. Вы пишите, что решение суда пока не получили. Если Вы присутствовали в судебном заседании, когда оглашалось решение, то вам его никто не пришлет. Через 5 рабочих дней с момента оглашения идите в суд, пишите 2 экз.заявления о выдаче решения (1 в канцелярию, 2 вам с отметкой канцелярии).

2. В Вашей ситуации нужно бы было не с пени не соглашаться, а в принципе выстраивать позицию о полном отказе в иске судом. И для этого все основания имеются: между УК имелся спор, который решался в судебном порядке + есть официальный ответ Администрации. Т.о. при той необходимой осмотрительности в данной ситуации Ваша обязанность по оплате коммунальных платежей должна быть признана исполненной. В суд 1 инст. необходимо было принести (приложить к возражениям) все оплаченные квитанции и ответ Администрации + обоснованную позицию с указаниями норм законов.

3. Третий способ побудить УК вернуть деньги — написать жалобу в Прокуратуру. В результате проверки на руководителя УК могут наложить административный штраф. А если удастся доказать, что УК умышленно выставляла квитанции незаконно, то директора могут привлечь и к Уголовной ответственности по статье мошенничество (ст. 159 УК РФ).

К содержанию и ремонту относятся услуги, которые оказывает организация, обслуживающая Ваш дом. т.е. общее имущество дома для надлежащего функционирования. (например уборка подъезда, придомовой территории и др.) эти услуги необходимо оплачивать в ту УК, которая их фактически осуществляет в спорный период и только при наличии доказательств.

Двойные квитанции от УК и ТСЖ, прошу совета

Есть такая вещь, как реестр лицензий. Зайдите для начала на ГИС ЖКХ, пробейте свой дом, а дополнительно и саму УК. В документах лицензионного дела на странице УК есть приказы местной ГЖИ, о включении в реестр того или иного дома. У кого Ваш дом в реестре, тому и оплачивать.

Пойдите к приставам, затребуйте у них все документы об этом, там будет указанный все данные, кто, что , за что итд итп. ЕСЛИ вы сомневаетесь куда и что платить, просто откладывайте деньги как вам угодно , да хоть в банку, ПОТОМ когда все прояснится вы из банки вынете и заплатите.

На прошлой неделе пришло смс, что приставы списали с карты 1600 рублей (все, что было), т.к. оказывается, в апреле 2023 был суд по долгу (Управляющая компания — истец, мы с папой ответчик), и суд вынес решение взыскать 22 тысячи. Никаких писем о судебном решении не было.

В 2023 году автобус, на котором ехали рабочие местного мясокомбината, в частности и мой отец, попал в аварию. В автобусе в целом никто серьёзно не пострадал, а вот прилетевшего в лоб водителя легковушки отскребали от салона. Впрочем, неважно! Несколько дней назад сотрудники мясокомбината, побывавшие в той аварии, получили письма от некой организации ООО «Многофункциональный центр возмещения вреда жизни и здоровью» о том, что те знают, как и где можно выбить компенсацию за ту аварию. Причём письма сопровождались кучей бумажного спама — и газетой от этой компании, и буклетами с рекламой нескольких страховых компаний. По словам коллег отца, в некоторых случаях эти товарищи не поленились объехать деревни, в которых проживают участники ДТП, и распихать эти письма счастья в их почтовые ящики. Опыт 2000-х научил нас, что, если какие-то дебилы катаются по жопе мира на машине с номерами другого региона, да ещё и хотят что-то впарить аборигенам, то это явно мошенники. Полагаю, с вероятностью 99 процентов это правило актуально и в отношение этих товарищей, но, если вы знаете о них больше, то мы с удовольствием послушаем. Я лично пробить это ООО не смог — полного совпадения названия организации не нашёл.

чет как-то не понятно т.е. в квартире жили ваши знакомые им приходила только одна квитанция от ТСЖ и они ее оплачивали? И эти данные об оплате у Вас имеются? Т.е. на момент 18 года и 19 никаких квитанций от УК не было? Договор с кем заключен с УК или с ТСЖ? Откуда взялся долг от УК если квитанций от них не было? Вы же явно там не одни такие, у соседей наверно та же история? Советую собирать соседей и коллективный иск подавать на УК.

Две квитанции за услугу от ук и от рсо

  • КоАП РФ предполагает , что любое лицо можно наказать только за те нарушения, в которых оно само виновно;
  • а долг перед РСО может накопиться и не по вине УК, если собственники помещений – сами «хронические» должники;
  • это возможно и тогда, когда УК честно и незамедлительно перечисляет в РСО поступившие от потребителей денежные средства, в том числе траншами по 5 000 рублей либо еще меньшими, накопленными за неделю, как это предписано Требованиями к осуществлению расчетов между УК и РСО;
  • при этом УК может «давить» на «своих» должников всего тремя способами – судом, исполнительным листом и приостановлением коммунальной услуги. И эти инструменты, к сожалению, не могут улучшить платежеспособность граждан-должников, из-за которых формируется общая задолженность УК перед РСО;
  • и тогда получается, что добросовестная УК может грубо нарушить лицензионные требования не по своей вине, а по воле недобросовестных третьих лиц. А значит, принцип КоАП РФ «нет наказания без вины» будет нарушен.
  • двухмесячная задолженность УК перед РСО влечет риск одностороннего отказа РСО от договора с УК и перевода собственников МКД на «прямые договоры» с РСО (отметим, что ВС РФ открыто признал, что переход на «прямые договоры» может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений в МКД);
  • УК, получая плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения от собственников и нанимателей, рассчитываются за поставленные в МКД коммунальные ресурсы непосредственно с РСО. Именно неисполнение УК данной обязанности, предусмотренной договором управления, является основанием для привлечения к административной ответственности;
  • спорные положения нормативного правового акта не противоречат нормам КоАП РФ, поскольку ответственность за грубое нарушение лицензионных требований не возникает, если УК надлежащим образом исполнила свои обязательства по договору управления МКД.
Читайте также:  Где на транспортной накладной ставится печать

Такое нарушение предусмотрено в подп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД.
Задолженность должна быть признана самой компанией или установлена вступившим в силу судебным решением, а ее размер должен равняться или превышать 2 среднемесячные величины обязательств перед РСО. При этом оплата такой задолженности значения не имеет.

Доводы компании о том, что она объективно не может покрыть имеющуюся недостачу из-за задолженности жителей, суд отклонил. Он указал, что согласно Стандартам управления МКД компания должна вести нести претензионную и исковую работы в отношении должников, а также оплачивать ресурсы по договору ресурсоснабжения. Задолженность жителей не освобождает компанию от оплаты фактически потребленных ресурсов, поставленных ресурсоснабжающей организацией.

7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

«Исходя из императивных норм ЖК, если управляющая организация, ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив не привлекли платежных агентов, или если банки, с которыми указанные исполнители имеют договоры о приеме и перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не привлекли банковских платежных агентов, то плата за коммунальные услуги в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления должна вноситься только:
1) управляющей организации (ч. 6.1. и 7 ст. 155);
2) товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (ч. 5 и 6 ст. 155);
3) ресурсоснабжающим организациям, которые предоставляют коммунальные услуги, в отношении которых в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи (ч. 6.3. и 7.1. ст. 155).

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Нет, один человек не может заключить прямой договор с РСО. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для перехода на прямые договоры необходимо согласие собственников как минимум половины имущества дома.

Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.

Согласно закону, граждане могут заключать договоры на прямую оплату горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). За газ и электричество россияне уже рассчитываются, минуя управляющие компании.

Нет, это делать не обязательно. Если жильцы довольны работой УК или товарищества собственников жилья, они могут платить за услуги ЖКХ по старой схеме. Но важно, чтобы у УК не было долгов перед РСО, иначе ресурсники откажутся от ее услуг в одностороннем порядке.

Осенью 2023 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.

Ответственность РСО за неправильный расчет

  • технические ошибки, некорректность арифметических операций;
  • ошибки, возникшие как следствие неправильного толкования законодательных положений;
  • необоснованное перенесение на потребителей тех расходов, которые подлежат взысканию с управляющей компании;
  • неправомерное применение тарифов, объемов и нормативов потребления, повышающих коэффициентов и т.п.

РСО в качестве субподрядчика заключает договор на поставку ресурсов (воды, газа, электро- и тепловой энергии) и услуг (вывоз мусора, дезинсекция/дератизация и пр.) с управляющей компанией, реже выступает прямым исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей.

В соответствии с ЖК РФ (ст. 157, ч. 6), нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, приведшее к необоснованному увеличению суммы, предполагает в отношении выполнявшей расчет РСО административную ответственность — выплату штрафа потребителю. Размер и порядок уплаты штрафа установлен пп. 155 (1) и (2) Постановления Правительства РФ № 1498 от 26.12.2023.

Ресурсоснабжающие организации (или РСО) — это ИП и юрлица, осуществляющие предоставление гражданам коммунальных ресурсов (транспортировка и продажа). Взаимодействие и расчеты между потребителями и РСО базируются на четких правилах, установленных Жилищным кодексом, федеральным законом №176-ФЗ и рядом правительственных постановлений.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо подать письменное обращение с соответствующим требованием в компанию, являющуюся исполнителем. В отсутствие ответа и/или действий следует обратиться с жалобой на эту организацию в Роспотребнадзор, если результат не достигнут — подать письменное обращение в прокуратуру или исковое заявление в суд.

Читайте также:  Где на транспортной накладной ставится печать

Таким образом, при условии реализации способа управления в виде УК у собственников помещений на законных основаниях заключены и действуют договоры с РСО. Для УК это означает, что она не является исполнителем коммунальных услуг, не несет ответственность за их качество, не обязана оплачивать коммунальные ресурсы. Но в этом случае справедливо возникает вопрос о том, каким образом будет взиматься плата за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что ответ на него будет представлен в обновленной редакции Правил предоставления коммунальных услуг. До переноса платы за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание общего имущества она должна в полном объеме поступать РСО (по аналогии с расчетом, производимым при непосредственном управлении).

А вот Постановлением АС УО от 24.04.2023 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2023 № Ф10-1160/2023 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.

Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.

  • отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»);
  • фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны быть признаны договорными (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14).

Действительно, в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2023, было однозначно указано, что по решению общего собрания жильцы могут вносить плату непосредственно РСО только за коммунальные услуги, потребленные в помещении. Выходит, плата за коммунальные услуги на ОДН должна в любом случае поступать УК, если она выступает в роли исполнителя коммунальных услуг. Поэтому вопрос о правомерности выставления счетов за коммунальные услуги на ОДН напрямую связан со статусом исполнителя коммунальных услуг. Обратим внимание, что здесь ВС РФ не углублялся в обсуждение вопроса о наличии или отсутствии фактических договорных отношений между УК и РСО. Суд оперировал только положениями Жилищного кодекса, из которых явно следует, что в случае управления домом УК плату за коммунальные услуги на ОДН получает она.

Даже если у кого-то из собственников договор управления не заключен, это не дает ему права не оплачивать коммунальные услуги. Отсутствие индивидуального договора при наличии подписанного документа с представителем не дает возможности отказаться от оплаты работы УК. Жители пользуются коммунальными услугами, проживают в здании: если они не будут это оплачивать, начисляется пеня.

Необходим протокол общего собрания собственников – на его основании договор управления будет иметь юридическую силу. Если за управляющую компанию на собрании проголосовало более 50% собственников, остальные собственники (которые не проголосовали или были против) тоже должны соблюдать условия договора управления.

При прямых договорах для жителей может быть неудобно получение большого количества квитанций. Обращаться с вопросами придется в разные организации вместо одной управляющей компании. Для управляющих компаний в этом случае работы и ответственности меньше не станет. Управляющая компания по-прежнему будет передавать показания приборов учета в РСО, принимать жалобы на качество коммунальных услуг.

Договор подписывается с каждым собственником дома в двух экземплярах (съемщики, родственники, наниматели жилья не имеют права заключать договор управления). Один договор остается в УК, второй – у собственника. Если у собственника на руках соглашения нет, обратитесь в обслуживающую организацию. По запросу предоставят копию документа.

Для УК важно правильно вести документацию и иметь в наличии шаблоны грамотных договоров: для этого желательно согласовать их с юристами. Нужно выполнять условия договоров, контролировать жильцов и пресекать их неправомерные действия. Можно ссылаться на договоры при решении спорных вопросов: при общении напрямую с жителями или в суде.

Рассказываем, как и зачем заключать прямой договор с поставщиками ресурсов 39400

Копия протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы протокола и решений инициатор собрания обязан представить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете.

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где, помимо платы за содержание общего имущества, собственникам рассчитывают платежи за потребленный свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиком газа или света. Это всего лишь посредник при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

3 апреля 2023 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах (N59-ФЗ). Собственники квартир получили возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Если к такой ситуации приведут ошибки в переданных в РСО управляющей организацией данных, то именно ЖЭК будет возмещать поставщику ресурсов убытки, связанные с уплатой штрафа. Такие же санкции в отношении УК будут применены, в случае если она не передаст необходимые для расчетов сведения или передаст их не в полном объеме.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

  • заключать договоры на приобретение ресурсов на содержание общедомового имущества (то есть на все общедомовые и нежилые помещения: чердаки, подвалы, подъезды и др.);
  • проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;
  • принимать жалобы потребителей на качество коммунальных услуг, а также организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причиненный имуществу и/или здоровью жителей дома ненадлежащим качеством услуг;
  • контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
  • установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОДПУ) в течение трех месяцев с момента, когда собственники на общем собрании приняли решение включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Adblock
detector