Императивный и диспозитивный метод примеры

Метод земельного права — Земельное право (Меденцов А

Выделяют следующие методы правового регулирования:

  1. императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
  2. диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Императивный и диспозитивный методы правового регулирования

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

  • предписывают вариант поведения, предоставляя при этом субъектам правоотношений возможность самостоятельно урегулировать свои права и обязанности;
  • правовая норма применяется в случае, если стороны не урегулировали свои отношения в договоре или иным образом.

Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в отраслях частного права (гражданском, семейном, корпоративном). В то же время отдельные диспозитивные нормы и институты могут встречаться и в публичном праве (например, институт досудебного соглашения о сотрудничестве). Примерами диспозитивных норм являются:

Метод регулирования общественных отношений, примененный в конкретной правовой норме, позволяет разграничить нормы на императивные и диспозитивные. В системе права применяются и императивный, и диспозитивный метод, однако в одних отраслях преобладают императивные нормы, в других – диспозитивные.

  • материальная диспозитивность – большинство ученых полагают, что инициатива сторон возможна в материальных правоотношениях (гражданских, семейных);
  • процессуальная диспозитивность – некоторые ученые считают, что диспозитивность распространяется только на распоряжение процессуальными правами (подача иска, его признание, заключение мирового соглашения).
  • п. 1 ст. 516 Гражданского кодекса РФ – в отсутствие соглашения сторон расчеты между сторонами осуществляются платежными поручениями;
  • ч. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ – применение законного режима имущества супругов, если они не установили иное регулирование брачным договором;
  • ч. 4 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ – право сторон административного судебного процесса заключить соглашение о примирении.

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Реформа правовой системы в 90 х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

При заключении сделок обязательно указывается метод воздействия для эффективного регулирования конфликта в случае его появления. Указываются меры предохранения от действия негативных обстоятельств и факторов. Координационной мерой часто выступает материальное взыскание в пользу пострадавшей стороны.

Юридические предписания общего вида распространяются на всех участников общественных отношений и работают на всей территории страны. Локальные нормативы имеют применение в сфере обособленных частных, федеральных и коллективных конструкций. Ограниченные требования правят в пределах территориальных или временных субъектов РФ. Эти правила издаются властными органами отдельных республик, областей, краев, входящих в структуру России и являются обязательными к использованию.

  • складываются специфические отношения, которые учитывают индивидуальные особенности сторон на основе декларативных стандартов;
  • соглашения могут носить временный и постоянный характер;
  • договора определяют внешние отношения с использованием конкретизированных определений сложившихся обстоятельств;
  • в тексте указывается способ координации, он прописывается в форме предписаний, запретов или определенных обязательств.
  • присутствия общей юридической координации в конкретном случае;
  • наличия адекватного правового требования, применимого к обстоятельствам;
  • неимения аналогичного правила, такого, что нет идентичной ситуации той, с которой столкнулся субъект отношений.
Читайте также:  Доходы облагаемые ндфл в 2022

Пример диспозитивной нормы права отслеживается в регулирующей документации. Элементы этой категории нормативов применяются при совершении сделок, оформлении договоров отчуждения имущества, купли-продажи, составлении уставной документации. Отличительным признаком диспозитивных правил является присутствие в тексте слов «если другое не предусматривается договором».

Императивные и диспозитивные нормы права; их отличия, методы регулирования и примеры

Юридические предписания общего вида распространяются на всех участников общественных отношений и работают на всей территории страны. Локальные нормативы имеют применение в сфере обособленных частных, федеральных и коллективных конструкций. Ограниченные требования правят в пределах территориальных или временных субъектов РФ. Эти правила издаются властными органами отдельных республик, областей, краев, входящих в структуру России и являются обязательными к использованию.

Примерами императивных норм права служат документы, которые определяют юридические обязательства сторон и формируют законные резервы для их реализации. Это могут быть соглашения в налоговой, социальной или трудовой сфере. В договорах прослеживается ограничение действий в соответствии с нормативами государственного права.

К диспозитивным документам относятся бумаги, где проявляется небольшое положение об ограничении свободы поступков для всех фигурантов дела. В процессе операции, оговоренной в договоре, деятельность участников суживается их простором деятельности. Диспозитивная форма отношений отражает законодательные нормы при составлении документов, при этом учитывает субъективные обстоятельства конкретной ситуации.

Например, Уголовный кодекс предусматривает правила для проведения наказания за каждое конкретное нарушение. Преступления объединяются в разделы в соответствии с конкретизированным видом нарушения. Каждый проступок регламентирует поведение граждан в зависимости от отнесения его к одной или другой категории действий. Подобная группировка определяет организационный способ действий и форму взаимоотношений между фигурантами.

  • Правовые нормы представляют свободное поведение и волеизъявление людей. Человек понимает эту особенность в зависимости от разума, характера, уровня культуры. На усвоение принципа влияет степень порядка в обществе, авторитет и сила закона. Плодотворность в осуществлении правил достигается при единстве целей личности и государства в условиях стабильного общественного строя.
  • Юридические законы определяют и закрепляют обязанности и права участников. Обязательства служат ориентиром для обозначения степени свободы правовых субъектов, регулирования отношений в результате совместных действий. Представительская и обязательная природа больше выражается в регулятивных нормативах, меньше замечается в декларативном и дефинитивном регламенте.
  • Правила имеют общеобязательное направление для конкретного субъекта, указывают образ действия, срок и место совершения. Нормативы отличаются одинаковым масштабом применения для всех участников, которые оказываются в области их функционирования.
  • Внутреннее содержание законов определяется в содержании, массе обязанностей и прав, четком разъяснении последствий неисполнения. Внешняя определенность проявляется в структурированности и четком закреплении в конкретной статье, главе, разделе нормативно-правовых документов.

    Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится

    • имеющие диспозицию,
    • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения,
    • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве,
    • определяющие обязанности,
    • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

    Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в договорах и хозяйственных спорах.

    Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

    Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

    1. Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
    2. Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.

    Пример диспозитивного метода

    Современную правовую систему можно разделить на несколько основных секторов, каждый из которых имеет собственные особенности. Одной из таких особенностей является система правового регулирования. В арбитражных процессах используется принцип — диспозитивность, как основной вариант юридической координации. Давайте подробно изучим вопрос о том, что такое принцип диспозитивности в арбитражном процессе, а также посмотрим порядок практического использования этого метода.

    Каждый из вышеописанных принципов имеет специфическую основу. Децентрализация или принцип диспозитивности основывается на нескольких нормативных актах, которые гарантируют каждому субъекту гражданских правоотношений определенный уровень правовой свободы. Эта свобода регламентируется исключительно правовыми ограничениями.

    Следует отметить тот факт, что упомянутое в статье юридическое явление имеет большое количество видовых интерпретаций. Как уже указывалось ранее, существует два противоположных метода правового регулирования. Именно они обуславливают наличие диспозитивных и императивных норм. Но в данном случае как метод, так и правила поведения являются исходными элементами от понятия диспозитивности, которое представляет собой достаточно многогранное явление.

    Читайте также:  Какая серия номерв выдается в чепецке сейчас

    Диспозитивная норма права – это, как мы выяснили, правило поведения, которое устанавливает общие тенденции по тому или иному вопросу в конкретных правоотношениях. Иными словами, подобная норма очерчивает лишь примерный сюжет деятельности сторон. Они, в свою очередь, имеют полное право отказаться от выполнения предписаний того или иного правила и создать собственную линию поведения.

    • Прежде всего, данное понятие характеризует один из методов правового регулирования. Он применяется для координирования правоотношений той или иной направленности в рамках каких-либо юридических отраслей. Диспозитивный метод подразумевает наличие свободы у сторон в конкретных ситуациях. Прямой его противоположностью является императивный способ регулирования. В нем четко прописана вся деятельность субъектов правоотношений. При этом они не могут отступать от созданных официальных рамок.
    • Диспозитивная норма права – это еще одна интерпретация одноименного понятия. Такие правила поведения применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений не установили иные принципы своей деятельности. То есть подобные нормы отменяются общим решением субъектов.
    • Существует также принцип диспозитивности. Он присущ гражданской отрасли права. Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.

    Императивный метод правового регулирования

    Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

    Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

    Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

    Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.

    Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.

    Императивный и диспозитивный метод примеры

    Нормы права как первичный элемент системы являются тем строительным материалом, из которого формируются и отрасли, и институты права. Таким образом, система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На основе этой взаимосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты.

    Выделяют различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от особенностей общественных отношений – предмета правового регулирования. Наиболее распространены два основных метода – императивный и диспозитивный (их считают полярными по своим характеристикам). Остальные методы часто называют дополнительными.

    Процесс совершенствования нормативного содержания отраслей права идёт постоянно. Развитие общества вызывает к жизни появление новых отраслей. Зачастую они складываются из нескольких существовавших ранее отраслей. Типичный пример – интеграция природно-ресурсного права и норм по охране окружающей среды в новую, комплексную отрасль – экологическое право. Кстати, и природно-ресурсное право также сложилось на базе нескольких отдельных отраслей – земельного, горного, лесного, водного и др.

    Отрасль права – это самая крупная часть системы права. Отрасли права не изобретаются правоведами. Они формируются естественным путём – из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений. При этом качественное своеобразие той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую совокупность правовых норм, составляющих отрасль права. Каждая отрасль занимает в системе права своё определённое место, что обусловлено структурой общественных отношений.

    Диспозитивный метод (его также называют методом автономии) – это способ правового регулирования, при котором не устанавливаются запреты или властные предписания. Но лишь устанавливаются границы, в рамках которых стороны – участники правоотношений самостоятельно определяют варианты своего взаимодействия, взаимные права и обязанности. В данном случае участники правоотношений выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию. Этот метод применяется главным образом в гражданском и ряде других отраслей российского права.

    Необходимость реализации финансовых интересов государства в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления обусловливает применение императивного метода воздействия на иных участников бюджетных отношений, результатом которого является неравенство субъектов бюджетного права.

    Так, ст.5 ГК устанавливает, что в случаях, когда предусмотренные ст.1 ГК отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

    Он присущ гражданской Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.Таким образом, диспозитивность – это возможность самостоятельного становления собственного правового режима.

    Он присущ гражданской Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.Таким образом, диспозитивность – это возможность самостоятельного становления собственного правового режима.

    Принцип императивности основывается на наличии жесткой субординации среди всех участников правоотношений и органа власти, регулирующего этот процесс. Основываясь на этом факте можно сделать вывод, что метод императивности является причиной появления неравенства между участниками отношений.

    охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью — системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

    Отрасли права могут быть комплексными — занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское — между гражданским и финансовым и т. д.)

    институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут — совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве — субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

    Читайте также:  Новые Поправки С 1 Января 2022 По Ст162 Ч4 Ук Рф

    имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

    В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

    1. Государственная власть дает предписания в законах, подзаконных актах. Стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют им. Пример: правоотношения по уплате налогов и сборов, по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика в банке не предполагают властных предписаний налоговых органов или усмотрений с их стороны. Уполномоченный государством на сбор налоговых поступлений и пополнение казны орган, и налогоплательщик одинаково подчиняются исключительно воле законодателя, выраженной в конкретном юридическом акте.
    2. Одна сторона правоотношений дает властные предписания через управленческие решения. Контрагент следует им. Пример: в соответствии с Бюджетным кодексом РФ глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств регионального бюджета изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы. Распорядители финансов обязаны следовать этому предписанию, чтобы не сорвать планы по выполнению стоящих перед ними задач.

    Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Но бывают случаи, когда отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. В сфере отношений, охватываемых публичной финансовой деятельностью, могут и появляются отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права.

    В условиях деятельности местного самоуправления и самостоятельности субъектов Российской Федерации распространены такие способы финансово-правового регулирования, как рекомендации, согласования. Все они в совокупности образуют императивный метод финансового права, или метод властных предписаний.

    В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на основе которых базируется способ властных предписаний. Запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

    • государственное предписание государства выражено в форме одностороннего правового акта;
    • предписание детально регламентирует поведение субъектов отношений;
    • взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из юридического акта, который регулирует это отношение;
    • стороны не имеют права отступать от исполнения государственных предписаний;
    • выбор поведения у участников отношений отсутствует;
    • государство обладает властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации его предписаний;
    • неисполнение предписаний влечет за собой юридическую, административную и уголовную, ответственность.

    Императивный и диспозитивный метод примеры

    Серьезным доводом в пользу включения такого положения служит то обстоятельство, что некоторые институты частного права лучше урегулированы в одних правовых системах и хуже в других. При сегодняшнем уровне интернационализации коммерческих отношений нет смысла лишать стороны возможности воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет та или иная иностранная правовая система.

    Президиум МАК состоит из 9 членов и назначается сроком на 5 лет Президентом ТПП РФ . При этом 8 членов Президиума назначаются из списка арбитров МАК, одно лицо назначается от ТПП РФ. Члены Президиума МАК из своего состава избирают Председателя МАК и двух его заместителей сроком на 5 лет.

    Однако надо учитывать, что для применения вненациональных источников, как правило, необходима специальная оговорка об этом в контракте. При этом не обязательно, чтобы отсылка была именно к принципам УНИДРУА – они будут регулировать отношения и в том случае, если стороны договорятся о применении «общих принципов права» или lex mercatoria .

    ПРИМЕР: Если наши юл осуществляют свою деятельность только в РФ, и вдруг заключают договор купли-прод по праву Англии. А чтобы эти отношения подпали под отношения с иностранным элементом, заключают этот договор в Англии. Вот она искусственная привязка и обход закона. Тогда наш суд на основании ст 1210 будет применять все импер нормы ГК.

    Арбитры избираются или назначаются в соответствии с настоящим Регламентом из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. При выполнении своих функций арбитры беспристрастны и независимы. Они не являются представителями сторон.

    Раздел III

    В отличие от правоприменительной деятельности, осуществляемой судебными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел, го-сударственными органами исполнительной власти, которая носит автори-тарный, императивный характер, правоприменительная деятельность обра-зовательных учреждений и педагогических работников основывается на сочетании авторитарного и диспозитивного методов правового регулиро-вания.

    Сочетание императивного и императивно-диспозитивного мето-дов регулирования образовательным отношений — одна из характерных черт метода образовательного права, отличающая его от метода правового регулирования административного, финансового права, применяющих им-перативный метод, а также от метода гражданского права, основанного на диспозитивном методе. Именно несходство, нетождественность методов правового регулирования образовательного права и других отраслей права не позволяет использовать нормы других отраслей права для регулирова-ния образовательных отношений, имеющих особый, только им присущий правовой режим.

    Изложенная процедура правоприменительной деятельности в обра-зовательных отношениях достаточно эффективна и позволяет принимать, как правило, согласованные и одобряемые обучающимися решения. Кон-кретно-социологические исследования показывают, что более 90 % обу-чающихся согласны с оценкой их знаний, данной преподавателем. Для сравнения отметим, что правоприменительные решения органов исполни-тельной власти удовлетворяют примерно 15 ? 20 % респондентов. И тем не менее законодательство по вопросам правоприменительной деятельно-сти в образовательном процессе нуждается в совершенствовании как на уровне федеральных законов, так и законов субъектов Российской Феде-рации. Федеральный закон РФ «Об образовании» практически не содержит конкретных норм по вопросам правоприменительной деятельности обра-зовательных учреждений.

    Правоприменение, понимаемое как деятельность компетентных ор-ганов и должностных лиц по принятию решений, направленных на воз-никновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, широкое практикуется в деятельности образовательных учреждений и пе-дагогических работников. Это, например, приказ руководителя о приеме в образовательное учреждение, о переводе обучающихся в старший класс или на следующий курс, о выдаче документов о соответствующем уровне образования. Разновидностью правоприменительных актов в образова-тельных отношениях, по нашему мнению, являются и оценки, выставляе-мые в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, по итогам учебы за школьную четверть, на вступительных экзаменах , по ре-зультатам защиты курсовой или дипломной работы.

    Слабая защищенность образовательных отношений уголовным и ад-министративным правом объясняется прежде всего их природой ? это от-ношения, в которых реализуется социальный и личный интерес в получе-нии надлежащего образования, а одним из основных правонарушителей выступает несовершеннолетний , который до 14-тилетнего возраста вооб-ще лишен деликтоспособности, т.е. способности нести ответственность за свои противоправные деяния. В то же время нормы уголовного и админи-стративного права, определяющие ответственность за посягательство на образовательные отношения, являются недостаточно совершенными и ну-ждаются в существенной корректировке. Так, по мнению В.Н. Карташова, надлежит установить административную ответственность руководителей образовательных учреждений за нарушение законодательства об образова-нии и в первую очередь за некачественное образование выпускников этих учреждений ( В.Н. Карташов. 30. С. 47)?.

  • Adblock
    detector