Кас рф действующая редакция 2022 консультант

Кодекс административного судопроизводства России 2022

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти. Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ. Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) — выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2022 г. N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 г. N 37-П положения части 1 статьи 358 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, — исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа), у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства

  • Раздел I. Общие положения (ст. 1 — 115)
    • Глава 1. Основные положения (ст. 1 — 16.1)
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
      • Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
      • Статья 3. Задачи административного судопроизводства
      • Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
      • Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
      • Статья 6. Принципы административного судопроизводства
      • Статья 7. Независимость судей
      • Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
      • Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
      • Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам
      • Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства
      • Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
      • Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства
      • Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
      • Статья 15. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел
      • Статья 16. Обязательность судебных актов
      • Статья 16.1. Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства
    • Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам (ст. 17 — 27)
      • Статья 17. Подведомственность административных дел судам
      • Статья 17.1. Административные дела, подсудные мировым судьям
      • Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам
      • Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду
      • Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
      • Статья 21. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
      • Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, адресу административного ответчика
      • Статья 23. Исключительная подсудность
      • Статья 24. Подсудность по выбору административного истца
      • Статья 25. Правила подсудности административных дел с участием иностранных лиц
      • Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел
      • Статья 27. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд
    • Глава 3. Состав суда. Отводы (ст. 28 — 36)
      • Статья 28. Формирование состава суда
      • Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
      • Статья 30. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении административных дел. Особое мнение судьи
      • Статья 31. Отвод судьи
      • Статья 32. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
      • Статья 33. Отвод прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
      • Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе
      • Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе
      • Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе
    • Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса (ст. 37 — 53)
      • Статья 37. Лица, участвующие в деле
      • Статья 38. Стороны
      • Статья 39. Участие прокурора в административном деле
      • Статья 40. Обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц
      • Статья 41. Участие в административном деле нескольких административных истцов или нескольких административных ответчиков
      • Статья 42. Обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением
      • Статья 43. Замена ненадлежащего административного ответчика
      • Статья 44. Процессуальное правопреемство
      • Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле
      • Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
      • Статья 47. Заинтересованные лица
      • Статья 48. Иные участники судебного процесса
      • Статья 49. Эксперт
      • Статья 50. Специалист
      • Статья 51. Свидетель
      • Статья 52. Переводчик
      • Статья 52.1. Помощник судьи
      • Статья 53. Секретарь судебного заседания
    • Глава 5. Представительство в суде (ст. 54 — 58)
      • Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей
      • Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде
      • Статья 56. Полномочия представителя
      • Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя
      • Статья 58. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей
    • Глава 6. Доказательства и доказывание (ст. 59 — 84)
      • Статья 59. Доказательства
      • Статья 60. Относимость доказательств
      • Статья 61. Допустимость доказательств
      • Статья 62. Обязанность доказывания
      • Статья 63. Истребование доказательств
      • Статья 64. Основания освобождения от доказывания
      • Статья 65. Освобождение от доказывания обстоятельств, признанных сторонами
      • Статья 66. Судебные поручения
      • Статья 67. Порядок выполнения судебного поручения
      • Статья 68. Объяснения лиц, участвующих в деле
      • Статья 69. Свидетельские показания
      • Статья 70. Письменные доказательства
      • Статья 71. Возвращение подлинников документов
      • Статья 72. Вещественные доказательства
      • Статья 73. Хранение вещественных доказательств
      • Статья 74. Исследование и осмотр письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения
      • Статья 75. Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде
      • Статья 76. Аудио- и видеозаписи
      • Статья 77. Назначение экспертизы
      • Статья 78. Содержание определения о назначении экспертизы
      • Статья 79. Порядок проведения экспертизы
      • Статья 80. Комиссионная экспертиза
      • Статья 81. Комплексная экспертиза
      • Статья 82. Заключение эксперта (комиссии экспертов)
      • Статья 83. Дополнительная и повторная экспертизы
      • Статья 84. Оценка доказательств
    • Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску (ст. 85 — 91)
      • Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 86. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 87. Рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 88. Исполнение определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 89. Отмена мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 90. Обжалование определения суда о применении или об отмене мер предварительной защиты по административному иску
      • Статья 91. Замена мер предварительной защиты по административному иску
    • Глава 8. Процессуальные сроки (ст. 92 — 95)
      • Статья 92. Исчисление процессуальных сроков
      • Статья 93. Окончание процессуального срока
      • Статья 94. Последствия пропуска процессуального срока
      • Статья 94.1. Приостановление процессуального срока
      • Статья 94.2. Продление процессуальных сроков
      • Статья 95. Восстановление пропущенного процессуального срока
    • Глава 9. Судебные извещения и вызовы (ст. 96 — 102)
      • Статья 96. Судебные извещения и вызовы
      • Статья 97. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений
      • Статья 98. Доставка судебных повесток и иных судебных извещений
      • Статья 99. Вручение судебной повестки
      • Статья 100. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения
      • Статья 101. Перемена адреса во время производства по административному делу
      • Статья 102. Неизвестность места пребывания административного ответчика
    • Глава 10. Судебные расходы (ст. 103 — 115)
      • Статья 103. Судебные расходы
      • Статья 104. Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
      • Статья 105. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
      • Статья 106. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела
      • Статья 107. Льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела
      • Статья 108. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам
      • Статья 109. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенных для оплаты других расходов, связанных с рассмотрением административного дела
      • Статья 110. Выплата денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам
      • Статья 111. Распределение судебных расходов между сторонами
      • Статья 112. Возмещение расходов на оплату услуг представителя
      • Статья 113. Распределение судебных расходов при отказе от административного иска и заключении соглашения о примирении
      • Статья 114. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела
      • Статья 114.1. Разрешение вопросов о судебных расходах
      • Статья 115. Обжалование определения суда по вопросам, связанным с судебными расходами
  • Раздел II. Меры процессуального принуждения (ст. 116 — 123)
    • Глава 11. Меры процессуального принуждения (ст. 116 — 123)
      • Статья 116. Понятие и виды мер процессуального принуждения
      • Статья 117. Основания и порядок применения мер процессуального принуждения
      • Статья 118. Ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова
      • Статья 119. Предупреждение и удаление из зала судебного заседания
      • Статья 120. Привод
      • Статья 121. Обязательство о явке
      • Статья 122. Наложение судебных штрафов
      • Статья 123. Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа
  • Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции (ст. 123.1 — 207)
    • Глава 11.1. Производство по административным делам о вынесении судебного приказа (ст. 123.1 — 123.8)
      • Статья 123.1. Судебный приказ
      • Статья 123.2. Подача заявления о вынесении судебного приказа
      • Статья 123.3. Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа
      • Статья 123.4. Основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии
      • Статья 123.5. Порядок вынесения судебного приказа
      • Статья 123.6. Содержание судебного приказа
      • Статья 123.7. Отмена судебного приказа
      • Статья 123.8. Выдача судебного приказа
    • Глава 12. Предъявление административного искового заявления (ст. 124 — 131)
      • Статья 124. Административное исковое заявление
      • Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления
      • Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
      • Статья 127. Принятие административного искового заявления
      • Статья 128. Отказ в принятии административного искового заявления
      • Статья 129. Возвращение административного искового заявления
      • Статья 130. Оставление административного искового заявления без движения
      • Статья 131. Подача и условия принятия встречного административного искового заявления
    • Глава 13. Подготовка административного дела к судебному разбирательству (ст. 132 — 139)
      • Статья 132. Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству
      • Статья 133. Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству
      • Статья 134. Срок проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству
      • Статья 135. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству
      • Статья 136. Объединение административных дел и выделение административных исковых требований
      • Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон
      • Статья 137.1. Утверждение судом соглашения о примирении
      • Статья 137.2. Порядок и сроки проведения примирительной процедуры
      • Статья 137.3. Виды примирительных процедур
      • Статья 137.4. Переговоры
      • Статья 137.5. Медиация
      • Статья 137.6. Судебное примирение
      • Статья 137.7. Результаты примирительных процедур
      • Статья 138. Предварительное судебное заседание
      • Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству
    • Глава 14. Судебное разбирательство (ст. 140 — 174)
      • Статья 140. Устность судебного разбирательства
      • Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел
      • Статья 142. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи
      • Статья 143. Председательствующий в судебном заседании
      • Статья 144. Порядок в судебном заседании
      • Статья 145. Открытие судебного заседания
      • Статья 146. Проверка явки участников судебного разбирательства
      • Статья 147. Участие переводчика
      • Статья 148. Удаление свидетелей из зала судебного заседания
      • Статья 149. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода
      • Статья 150. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
      • Статья 151. Последствия неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков
      • Статья 152. Отложение судебного разбирательства административного дела
      • Статья 153. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя
      • Статья 154. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле
      • Статья 155. Разъяснение эксперту и специалисту их прав и обязанностей
      • Статья 156. Начало рассмотрения административного дела по существу
      • Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
      • Статья 158. Установление очередности исследования доказательств
      • Статья 159. Объяснения лиц, участвующих в деле
      • Статья 160. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
      • Статья 161. Порядок допроса свидетеля
      • Статья 162. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
      • Статья 163. Оглашение свидетельских показаний
      • Статья 164. Исследование письменных доказательств
      • Статья 165. Оглашение и исследование переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан
      • Статья 166. Исследование вещественных доказательств
      • Статья 167. Воспроизведение аудио- и видеозаписей и их исследование
      • Статья 168. Исследование заключения эксперта. Назначение дополнительной или повторной экспертизы
      • Статья 169. Консультация специалиста
      • Статья 170. Окончание рассмотрения административного дела по существу
      • Статья 171. Судебные прения
      • Статья 172. Возобновление рассмотрения административного дела по существу
      • Статья 173. Удаление суда для принятия решения
      • Статья 174. Объявление решения суда
    • Глава 15. Решение суда (ст. 175 — 189)
      • Статья 175. Принятие решения суда
      • Статья 176. Законность и обоснованность решения суда
      • Статья 177. Составление мотивированного решения суда
      • Статья 178. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда
      • Статья 179. Изложение решения суда
      • Статья 180. Содержание решения суда
      • Статья 181. Решение суда в пользу нескольких административных истцов или против нескольких административных ответчиков
      • Статья 182. Выдача и направление копий решения суда
      • Статья 183. Дополнительное решение суда
      • Статья 184. Исправление описок, опечаток, явных арифметических ошибок в решении суда
      • Статья 185. Разъяснение решения суда
      • Статья 186. Вступление в законную силу решения суда
      • Статья 187. Исполнение решения суда
      • Статья 188. Немедленное исполнение решения суда
      • Статья 189. Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда
    • Глава 16. Приостановление производства по административному делу (ст. 190 — 193)
      • Статья 190. Обязанность суда приостановить производство по административному делу
      • Статья 191. Право суда приостановить производство по административному делу
      • Статья 192. Возобновление производства по административному делу
      • Статья 193. Порядок приостановления и возобновления производства по административному делу
    • Глава 17. Прекращение производства по административному делу (ст. 194 — 195)
      • Статья 194. Основания для прекращения производства по административному делу
      • Статья 195. Порядок и последствия прекращения производства по административному делу
    • Глава 18. Оставление административного искового заявления без рассмотрения (ст. 196 — 197)
      • Статья 196. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения
      • Статья 197. Порядок и последствия оставления административного искового заявления без рассмотрения
    • Глава 19. Определение суда (ст. 198 — 203)
      • Статья 198. Порядок вынесения определения суда
      • Статья 199. Содержание определения суда
      • Статья 200. Частное определение суда
      • Статья 201. Направление или вручение лицам, участвующим в деле, копий определения суда
      • Статья 202. Порядок обжалования определения суда
      • Статья 203. Вступление определения суда в законную силу и исполнение определения суда
    • Глава 20. Протоколы (ст. 204 — 207)
      • Статья 204. Обязательность ведения протокола
      • Статья 205. Содержание протокола
      • Статья 206. Составление протокола
      • Статья 207. Замечания на протокол
  • Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел (ст. 208 — 290)
    • Глава 21. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (ст. 208 — 217.1)
      • Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
      • Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим
      • Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
      • Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
      • Статья 212. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании нормативных правовых актов
      • Статья 213. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов
      • Статья 214. Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
      • Статья 215. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
      • Статья 216. Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части
      • Статья 217. Обжалование вступившего в законную силу решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
      • Статья 217.1. Рассмотрение административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
    • Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 218 — 228)
      • Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
      • Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
      • Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 221. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 222. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 223. Меры предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 224. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 225. Прекращение производства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
      • Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
      • Статья 228. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
    • Глава 23. Производство по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (ст. 229 — 238)
      • Статья 229. Вопросы применения правил настоящей главы
      • Статья 230. Право на обращение в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 231. Требования к жалобе (обращению), подаваемой в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 232. Принятие жалобы (обращения) к производству Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 233. Основания для отвода (самоотвода) члена Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 234. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 235. Распределение обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 236. Пределы проверки Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации жалоб (обращений)
      • Статья 237. Основания приостановления производства по административному делу
      • Статья 238. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
    • Глава 24. Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 239 — 244)
      • Статья 239. Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 240. Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 241. Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 242. Прекращение судебного производства по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 243. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
      • Статья 244. Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация
    • Глава 25. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст. 245 — 249)
      • Статья 245. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
      • Статья 246. Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы
      • Статья 247. Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
      • Статья 248. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости
      • Статья 249. Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
    • Глава 26. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ст. 250 — 261)
      • Статья 250. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
      • Статья 251. Порядок подачи административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
      • Статья 252. Требования к административному исковому заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
      • Статья 253. Принятие административного искового заявления о присуждении компенсации
      • Статья 254. Возвращение административного искового заявления о присуждении компенсации
      • Статья 255. Оставление административного искового заявления о присуждении компенсации без движения
      • Статья 256. Срок рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации
      • Статья 257. Подготовка к рассмотрению административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
      • Статья 258. Рассмотрение административного дела о присуждении компенсации
      • Статья 259. Решение суда по административному делу о присуждении компенсации
      • Статья 260. Обжалование решения суда по административному делу о присуждении компенсации
      • Статья 261. Обжалование определений суда первой инстанции
    • Глава 27. Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (ст. 262 — 265)
      • Статья 262. Предъявление требований о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису
      • Статья 263. Рассмотрение административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису
      • Статья 264. Решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации
      • Статья 265. Право на обжалование решения суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису
    • Глава 27.1. Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст. 265.1 — 265.5)
      • Статья 265.1. Предъявление административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
      • Статья 265.2. Требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению
      • Статья 265.3. Подготовка к судебному разбирательству административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
      • Статья 265.4. Судебные расходы по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
      • Статья 265.5. Решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
    • Глава 27.2. Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (ст. 265.6 — 265.10)
      • Статья 265.6. Подсудность административного дела о признании информационных материалов экстремистскими
      • Статья 265.7. Требования к административному исковому заявлению о признании информационных материалов экстремистскими
      • Статья 265.8. Особенности подготовки административного дела о признании информационных материалов экстремистскими к судебному разбирательству
      • Статья 265.9. Судебные расходы по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими
      • Статья 265.10. Решение суда по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими
    • Глава 28. Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 266 — 269)
      • Статья 266. Подача административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
      • Статья 267. Порядок подачи административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении и принятия этого заявления судом
      • Статья 268. Рассмотрение административного дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
      • Статья 269. Решение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Глава 29. Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 270 — 273)
      • Статья 270. Подача административных исковых заявлений, связанных с административным надзором
      • Статья 271. Содержание административного искового заявления, связанного с административным надзором, и прилагаемые к нему документы
      • Статья 272. Рассмотрение административного дела об административном надзоре
      • Статья 273. Решение суда по административному делу об административном надзоре
    • Глава 30. Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ст. 274 — 280)
      • Статья 274. Вопросы применения правил производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке
      • Статья 275. Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством
      • Статья 276. Срок подачи административного искового заявления о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке
      • Статья 277. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке
      • Статья 278. Обстоятельства, подлежащие выяснению
      • Статья 279. Решение суда по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке
      • Статья 280. Психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке
    • Глава 31. Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 281 — 285)
      • Статья 281. Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
      • Статья 282. Принятие административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
      • Статья 283. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
      • Статья 284. Обстоятельства, подлежащие выяснению
      • Статья 285. Решение суда по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке
    • Глава 31.1. Производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ст. 285.1 — 285.5)
      • Статья 285.1. Подача административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни
      • Статья 285.2. Принятие административного искового заявления
      • Статья 285.3. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению
      • Статья 285.4. Обстоятельства, подлежащие выяснению
      • Статья 285.5. Решение суда по административному исковому заявлению
    • Глава 32. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 286 — 290)
      • Статья 286. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций
      • Статья 287. Требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций
      • Статья 288. Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций
      • Статья 289. Судебное разбирательство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций
      • Статья 290. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций
  • Раздел V. Упрощенное (письменное) производство по административным делам (ст. 291 — 294.1)
    • Глава 33. Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства (ст. 291 — 294.1)
      • Статья 291. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства
      • Статья 292. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам
      • Статья 293. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства
      • Статья 294. Обжалование решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства
      • Статья 294.1. Отмена решения суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, судом, принявшим решение
  • Раздел VI. Производство в суде апелляционной инстанции (ст. 295 — 317)
    • Глава 34. Производство в суде апелляционной инстанции (ст. 295 — 317)
      • Статья 295. Право апелляционного обжалования
      • Статья 296. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления
      • Статья 297. Порядок подачи апелляционных жалобы, представления
      • Статья 298. Срок подачи апелляционных жалобы, представления
      • Статья 299. Содержание апелляционных жалобы, представления
      • Статья 300. Оставление апелляционных жалобы, представления без движения
      • Статья 301. Возвращение апелляционных жалобы, представления
      • Статья 302. Действия суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления
      • Статья 303. Отказ от апелляционных жалобы, представления
      • Статья 304. Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, соглашение о примирении сторон в суде апелляционной инстанции
      • Статья 305. Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции
      • Статья 306. Подготовка административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции
      • Статья 307. Порядок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции
      • Статья 308. Пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции
      • Статья 309. Полномочия суда апелляционной инстанции
      • Статья 310. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
      • Статья 311. Судебный акт суда апелляционной инстанции
      • Статья 312. Порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших после рассмотрения административного дела
      • Статья 313. Обжалование определений суда первой инстанции
      • Статья 314. Срок подачи частной жалобы, представления прокурора
      • Статья 315. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора
      • Статья 316. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора
      • Статья 317. Законная сила определения суда апелляционной инстанции
  • Раздел VII. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений (ст. 318 — 351)
    • Глава 35. Производство в суде кассационной инстанции (ст. 318 — 331)
      • Статья 318. Право на обращение в суд кассационной инстанции
      • Статья 319. Порядок подачи кассационных жалобы, представления
      • Статья 320. Содержание кассационных жалобы, представления
      • Статья 321. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
      • Статья 322. Сроки разрешения вопроса о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
      • Статья 323. Изучение кассационных жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 324. Отказ в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 325. Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения судом кассационной инстанции
      • Статья 326. Извещение лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела судом кассационной инстанции
      • Статья 327. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании суда кассационной инстанции
      • Статья 327.1. Особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу
      • Статья 328. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке
      • Статья 329. Полномочия суда кассационной инстанции
      • Статья 330. Кассационное определение
      • Статья 331. Вступление в законную силу кассационного определения, определения суда кассационной инстанции
    • Глава 36. Производство в суде надзорной инстанции (ст. 332 — 344)
      • Статья 332. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
      • Статья 333. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
      • Статья 334. Содержание надзорных жалобы, представления
      • Статья 335. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
      • Статья 336. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления
      • Статья 337. Рассмотрение надзорных жалобы, представления
      • Статья 338. Отказ в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 339. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 340. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 341. Основания для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора
      • Статья 342. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных актов в порядке надзора
      • Статья 343. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 344. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
    • Глава 37. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 345 — 351)
      • Статья 345. Суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
      • Статья 346. Срок подачи заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
      • Статья 347. Форма и содержание заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемые к ним документы
      • Статья 348. Принятие заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам к производству суда
      • Статья 349. Рассмотрение заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
      • Статья 350. Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
      • Статья 351. Судебные акты, принимаемые судом по результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
  • Раздел VIII. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом (ст. 352 — 364)
    • Глава 38. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом (ст. 352 — 364)
      • Статья 352. Порядок исполнения судебного акта
      • Статья 353. Выдача исполнительного листа
      • Статья 354. Выдача дубликата исполнительного листа или судебного приказа
      • Статья 355. Разъяснение исполнительного документа
      • Статья 356. Сроки предъявления исполнительного документа к исполнению
      • Статья 357. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению
      • Статья 358. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения
      • Статья 359. Приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства
      • Статья 360. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
      • Статья 361. Поворот исполнения судебного акта
      • Статья 362. Разрешение вопроса о повороте исполнения судебного акта
      • Статья 363. Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
      • Статья 364. Ответственность за утрату исполнительного документа
  • Раздел IX. Заключительные положения (ст. 365)
    • Статья 365. Порядок введения в действие настоящего Кодекса
    • Глава 39. Порядок введения в действие настоящего Кодекса (ст. 365)
      • Статья 365. Порядок введения в действие настоящего Кодекса
Читайте также:  Алкоголь не продается в дни

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения правил распределения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости»»

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

«Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.05.2022 N АКПИ21-219, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 13 изменений, которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2364»

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.04.2022 N АКПИ21-129, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 93, 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354»

Кас рф действующая редакция 2022 консультант

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

Читайте также:  Можно ли обменять планшет на другой

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

ВС РФ исправил отдельные законодательные «глупости» в КАС РФ

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции либо кассационные жалоба, представление на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7–11 части 1 статьи 20 Кодекса, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, подаются через суд, принявший решение (суд первой инстанции), и направляются в суд кассационной инстанции вместе с административным делом. С учетом этого такие жалобы, представления не подлежат возвращению на том основании, что к ним не приложены копии судебных актов, принятых по административному делу, копии документов, подтверждающих полномочия представителя, а также документов о его образовании, если соответствующие документы или их копии имеются в материалах административного дела (часть 5 статьи 320, пункт 1 части 1 статьи 321 КАС РФ).
Вместе с тем, если кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, к ним прилагаются копии указанных выше документов.

ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассации

Судебные акты, указанные в ст. 319 КАС, считаются обжалованными в кассационный суд общей юрисдикции, если по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления в отношении их данным судом вынесено определение (п. 3 ч. 2 ст. 319 КАС). Обжалованные в кассацию судебные акты нижестоящих инстанций могут быть обжалованы в Верховный Суд, в том числе лицами, не подававшими кассационные жалобу, представление на соответствующий судебный акт в кассационный суд общей юрисдикции, а также в части, не обжалованной в кассационный суд общей юрисдикции.

Отмечается, что под иными способами обжалования судебного акта первой инстанции до дня вступления его в законную силу следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом такие способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено апелляцией по существу и вынесено апелляционное определение (определение по результатам рассмотрения частной жалобы, представления), независимо от того, в какой части и каким лицом обжаловался соответствующий судебный акт.

Андрей Фоменко указал, что если п. 85 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» фактически запрещал обжалование определений суда о восстановлении или отказе в восстановлении пропущенного срока, о предоставлении или отказе в предоставлении рассрочки по госпошлине и предписывал указывать возражения непосредственно в кассационной жалобе, то п. 11 проекта уже разрешает обжалование этой категории определений отдельно от основного судебного акта. «Это однозначно позитивно скажется на нагрузке на судебную систему, ведь, фактически разрешая вопрос о восстановлении или отказе в восстановлении пропущенного срока, суд будет освобожден от изучения иных материалов дела», – указал Андрей Фоменко.

В соответствии с абз. 5 п. 17 при восстановлении срока апелляционного обжалования и подачи апелляционных жалобы, представления на судебный акт, в отношении которого были поданы и не рассмотрены кассационные жалоба, представление, суд кассационной инстанции возвращает не принятые к производству кассационные жалобу, представление либо оставляет без рассмотрения по существу такие жалобу, представление, если они приняты к производству. Согласно принятому постановлению, данное правило распространяется и на случаи удовлетворения заявления, представления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам обжалованного в суд кассационной инстанции судебного акта.

Читайте также:  Если работник передумал увольняться отзыв заявления

Документ дополнен новым п. 24, в соответствии с которым если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных актов не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС). В случае передачи дела на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции суд кассационной инстанции указывает в кассационном определении мотивы, препятствующие принятию им нового судебного акта по административному делу (п. 7 ч. 2 ст. 330 КАС).

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ 2022, 2022

Кодекс административного судопроизводства регулирует осуществление административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других видов административных дел, связанных с публичными правоотношениями.

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов;
  • об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии;
  • другие виды споров.

В порядке административного судопроизводства не рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, если они относятся к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, а также судах общей юрисдикции.

То же можно сказать и о других «государственных» фондах. Видимо, отказ в оказании медицинской помощи по ОМС или ненадлежащее ее оказание, а также действия и решения ФОМС, следует оспаривать по ГПК, а не КАС РФ, поскольку отсутствуют публичные правоотношения. В то же время помещение гражданина в медицинское психиатрическое или противотуберкулезное учреждение в недобровольном порядке производится по правилам КАС РФ. В этом же порядке рассматриваются дела о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Видимо, законодатель усматривает здесь публичные правоотношения.

Рассмотренные выше и подобные вопросы возникли, как представляется, потому, что в России (и не только) не выработаны ясные подходы к классификации правовых отношений на частные и публичные. Если это вообще решаемая задача. Одни правоотношения (например, связанные с демонстрациями и шествиями) практически везде считаются публичными, а другие, в том числе и гражданские процессуальные, в некоторых государствах считаются публичными, в некоторых — частными. В России их всегда считали публичными, соответственно дела о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок рассматриваются по правилам КАС РФ.

Дополнительной проблемой является необходимость во многих случаях рассмотрения в одном деле «комплексных» вопросов, в которых объединены (иногда неразрывно) публичные и частные правоотношения. КАС РФ на сегодняшний день не позволяет защищать частные субъективные права в порядке, установленном в кодексе.

— иногда властными полномочиями обладают не органы государственной или муниципальной власти, а иные органы и организации, наделенные соответствующими властными полномочиями, которые становятся стороной в публичных правоотношениях. Нормативная база и процедура такого наделения представляются несовершенными;

О реальных проблемах применения КАС РФ в судах общей юрисдикции, по сравнению с теоретическими изысканиями по поводу административного судопроизводства, написано немного[1]. Несколько материалов было, например, в Legal.Report [2]. Между тем существуют, по крайней мере, две проблемы, требующие серьезного анализа.

Отдельные вопросы применения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

При этом, как следует из положений частей 4 и 10 статьи 30, частей 6 и 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России.

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю.

Поскольку КАС РФ действует незначительный период времени, и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений,важное значение, с точки зрения практического применения КАС РФ, имеет для Службы названное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 17.11.2015.

Таким образом, в настоящее время административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.

В связи с тем, что срок общей исковой давности не истек, суды принимают к производству названные исковые заявления и рассматривают их, несмотря на пропуск истцами специального срока, установленного процессуальным законодательством для оспаривания действий (бездействия) должностного лица.

По административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

Статья 222. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
1. Судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
2. Судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
3. Судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
4. В случае принятия к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии определения о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий. Административному ответчику вместе с копией данного определения направляются копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если копии этих заявления и документов не были переданы в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. В случае принятия к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии определения о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий. Административному ответчику вместе с копией данного определения направляются копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если копии этих заявления и документов не были переданы в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — это кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст. 175 — 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление. В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) — согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) — за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса — административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних. В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

УПК РФ с последними изменениями на 2022 год консультант плюс

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

В Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ законами 323-ФЗ и 326-ФЗ от 03.07.2022 года внесен ряд существенных изменений, наиболее касающихся распространенных статей 158, 159, 160 УК РФ. Остановимся на наиболее значимых, влияющих на больше количество уже осужденных лиц.

В данный момент Правительство, Госдума рассматривает возможность декриминализировать ряд статей, это касается незначительных преступлений, каждый гражданин совершивший их в первый раз может получить шанс на исправление (будет применен административный вид наказания). Что позволит содержать на 300 тыс. заключенных меньше. Эта норма уже вызвала неоднозначную реакцию у специалистов. Человек получит всего один шанс, при рецидиве придется нести ответственность. Это наиболее существенные последние новости.

  • Глава 5 Суд
    • Статья 29 — Полномочия суда
    • Статья 30 — Состав суда
    • Статья 31 — Подсудность уголовных дел
    • Статья 32 — Территориальная подсудность уголовного дела
    • Статья 33 — Определение подсудности при соединении уголовных дел
    • Статья 34 — Передача уголовного дела по подсудности
    • Статья 35 — Изменение территориальной подсудности уголовного дела
    • Статья 36 — Недопустимость споров о подсудности
  • Глава 6 Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Статья 37 — Прокурор
    • Статья 38 — Следователь
    • Статья 39 — Руководитель следственного органа
    • Статья 40 — Орган дознания
    • Статья 40.1 — Начальник подразделения дознания
    • Статья 41 — Дознаватель
    • Статья 42 — Потерпевший
    • Статья 43 — Частный обвинитель
    • Статья 44 — Гражданский истец
    • Статья 45 — Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

    Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2009, N 52, ст. 6453; 2011, N 1, ст. 10; N 50, ст. 7362; 2012, N 53, ст. 7631; 2013, N 27, ст. 3442; N 30, ст. 4078; 2014, N 48, ст. 6651; 2015, N 27, ст. 3983; 2022, N 27, ст. 3939, 3940) следующие изменения:

    Статья 221

    1. Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    2. К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Adblock
detector