Общедомовые нужды с 01 01 2023 постановление

Так, согласно п. 80(2) ПП РФ № 354 в новой редакции, поставщик электроэнергии должен до 31 декабря 2023 года установить ИПУ, если по состоянию на 1 апреля 2023 года он отсутствовал, истёк срок его эксплуатации или он вышел из строя. Если по состоянию на 1 апреля 2023 или ранее истёк межповерочный интервал счётчика электроэнергии, то РСО обязана провести его поверку или установить новый не позднее 31 декабря 2023 года.

Также пп. «а» п. 3 ПП РФ № 2184 внесены изменения в правила расчёта платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в домах на непосредственном управлении или с невыбранным/нереализованным способом управления. Пункт 44 ПП РФ № 354 постановления дополнен условием, что если объём услуг, предоставленных в расчётном периоде на ОДН, в отношении отдельного помещения будет отрицательным, то отрицательная величина обязательно учитывается при расчётах платы в следующем месяце.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 № 2184 вступило в силу с 1 января 2023 года. Оно касается вопросов установки, подключения и передачи от застройщика гарантирующему поставщику приборов учёта электроэнергии, установленных в новостройках, а также порядка и сроков замены ИПУ в старом жилом фонде.

С начала 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.12.2023 № 2184, которым внесены изменения в ряд НПА, в том числе в правила предоставления коммунальных услуг. Документом установлены сроки замены ИПУ электроэнергии с истёкшим сроком поверки и введена обязанность РСО учитывать отрицательную объём ОДН в домах с непосредственным управлением.

Данная поправка стала логичным продолжением изменений, внесённых в ПП РФ № 354 в июне 2023 года в отношении расчёта платы за ОДН в домах без управляющих организаций и ТСЖ. Об этом рассказала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Узнайте подробности в этом материале.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

  • V об — показания общего счетчика;
  • Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь всех квартир дома.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

  • N одн — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

  • Первым делом следует установить приборы учета на ГВС. Идеальный вариант – ИПУ в квартирах и общедомовые счетчики, которые помогут точно высчитать расход горячей воды на потребности всего дома. Нужно только выяснить, за чей счет будет установлен прибор.
  • Рекомендуется утеплить подвал и другие места общего пользования.
  • Поможет и замена старых металлических труб на полипропиленовые.
  • Чтобы ГВС на общедомовые потребности рассчитывалось правильно и по показателям счетчика, данные прибора учета нужно передавать во время. В противном случае расчетный отдел будет делать начисление по нормативам (с последующим перерасчетом при получении показателей счетчиков).
  • Контроль над работой Управляющей компании и поставщиков ресурсов – также метод экономии. Представитель дома может проверять снятые показатели счетчиков, проверить соответствие начислению за месяц.

Московский комсомолец По факту инцидента завели уголовное дело 20-летняя девушка получила ножевое ранение во время празднования 8 Марта в Новошахтинске. 09.03.2023 АиФ Ростов-на-Дону Парень украл золотую цепочку у парня во время драки в Волгодонске. Инцидент произошел в местном ночном клубе. 09.03.2023 Московский комсомолец Сегодня днем, 9 марта, на Западном в районе площади Тружеников на остановке столкнулись два пассажирских автобуса малой вместимости. 09.03.2023 161.Ru Приси Вечером 8 марта житель Ростовской области погиб в ДТП, случившемся в Городищенском районе города Волгоград.

Перенос платы за ОДН в жилищную услугу Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.09.2023 № 42/24, которым определены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем в счет-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг незначительно увеличатся суммы. При этом начисление к оплате сумм за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества возможно за период не ранее 10.10.2023 года. По г. Ростову-на-Дону примерный расчет платы за СОИД на водоотведение будет следующим: для однокомнатной квартиры площадью 35 м кв. – около 11 руб. для двухкомнатной квартиры площадью 55,9 м кв. – около 12 руб. для трехкомнатной квартиры площадью до 70 м кв. – около 15 руб.

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

  1. У каждого пользователя сети «Моя страница» индивидуальная и содержит размещённые на ней личные данные. Они открыты для просмотра незнакомым пользователям, даже не имеющим регистрации в сети. В связи с этим, рекомендуется выкладывать данные о себе, годные для всеобщего обзора.
  2. В разделе «Гости» есть информация о том, кто побывал на странице. Но здесь могут отображаться не все, так как пользователи могут просмотреть профиль без отображения в «гостях». Отображение гостей встречается достаточно редко на интернет-ресурсах и является отличительной особенностью этой социальной сети.
  3. Сообщения, оповещения, оценки, обсуждения и гости — самые используемые разделы. Помимо них, в верхней панели указано собственное имя и другие данные (возраст, страна, город и прочая информация). Если браузер не сохраняет пароли даже при нажатии «Запомнить меня», его придется вводить каждый раз. Но обычно пароли сохраняются, и достаточно просто нажать на сохраненную закладку и после этого зайти в Одноклассники на свою страницу.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

До 1 января 2023 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Отопление на общедомовые нужды 2023 2023 год

2. После того, как показания общедомового прибора учета сняты, суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов — это счетчики, которые установлены в квартирах. Для того, чтобы баланс расхода по дому был сведен корректно, важно, чтобы эти показания снимались единовременно.

Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.

Добрый день,Вячеслав! Система центрального отопления МЖД относится к общему имуществу дома, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды.Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг №354, отказ от внутриквартирного потребления тепла от центральной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление не прекращает потребление собственником квартиры услуги теплоснабжения на общедомовые нужды, следовательно начисления на ОДН по отоплению законны.

Расчет ОДН в доме, в котором отсутствует общедомовой прибор учета, немного отличается от предыдущего метода. Объем горячей воды высчитывается по следующей формуле: горячая вода, как норматив, умножается на площадь имущества общедомового пользования, и делится между всеми квартирами, исходя из их площади. В этом случае обладателям 3-х и 4-х комнатных квартир вовсе не позавидуешь. Им приходится раскошеливаться.

  • подача электроэнергии к лифтам, освещение подвалов, чердаков, парадных;
  • отопление этих помещений в осенне-зимний период;
  • потребление воды при испытаниях и сливах стояков отопления;
  • затраты на содержание придомовой территории.

Оплата Одн В 2023

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Тем не менее, данное письмо носило рекомендательный характер и не было принято всеми областями к исполнению. Поэтому летом власти приняли закон от 29.07.2023 N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ…», в котором официально утвердили положения о приоритете показателей приборов учета в формировании платежей за ОДН.

Хотя строка «ОДН» исчезла из платежек за коммуналку и теперь относится к жилищным услугам, это не повлияло ни на размеры сумм, ни на необходимость их оплачивать. Если возникают сомнения в том, что размер суммы, внесенной в квитанцию, соответствует действительности, нужно проверить законность начисления ОДН.

Читайте также:  Декретный отпуск для неработающей женщины 2023 год

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

В случае, когда объемы ОДН по электроэнергии превышают установленные нормативы, разница оплачивается исполнителем коммунальных услуг, в лице которого выступает УК, ТСЖ или иная организация, которой собственники делегировали права по управлению МКД.Коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды, в разных субъектах обходятся потребителям по-разному.

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2023 г

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января 2023 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

С 1 января 2023 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2023 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2023 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» или «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

«индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля

С 1 июля 2023 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2023 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2023 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

  • ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2023 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
  • гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
  • до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
  • а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
  • гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2023 года;
  • «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
  • если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
  • а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за «общедомовые» коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.). И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п. 44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.

5. О размере фактических расходов управляющих организаций, товариществ, кооперативов, на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, формируемых в период управления многоквартирным домом
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее — исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
— на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
— на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежит определению исходя из тарифов для населения как в части объемов, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, так и в части сверхнормативных объемов.
Сверхнормативный объем коммунальных ресурсов, по которому собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о включении в расчет размера платы за содержание жилого, а также сверхнормативный объем, включенный в расчет размера платы за коммунальные услуги, подлежит оплате ресурсоснабжающей организации с применением тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденные для категории «население».
Нормативы потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяются в расчетах за коммунальные ресурсы в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией начиная с расчетного периода, в котором такие нормативы вступают в силу в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. До вступления в силу утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в расчетах за коммунальные ресурсы в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией применяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2023 года. В случае отсутствия утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2023 года нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, в расчетах за коммунальные ресурсы применяются нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления.
Фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, сформированной по правилам, установленным частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, а также пунктом 29 Правил N 491 в редакции Постановления N 1498.

Читайте также:  Изменение сведений о кадастровом инженере 2023

3. О первичном и последующем включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2023 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2023 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:
— установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2023 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
— размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2023 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2023 года.
При направлении платежного документа на внесение платы за содержание жилого помещения в таком платежном документе необходимо в графе плата за содержание общего имущества отдельными строками указать размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, по каждому виду ресурса.
Кроме того, в целях более подробного информирования потребителей о произошедших изменениях предлагается на обороте платежных документов, начиная с января 2023 года и в течение первого полугодия 2023 года размещать более подробную информацию об указанных изменениях, а также номера телефонов, по которым потребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.
Под первоначальным включением в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату сточных вод, отводимых от многоквартирного дома в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, понимается включение таких расходов начиная с расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается начало применения нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
После принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения в соответствии со статьями 44 — 48, 156 ЖК РФ.
В случае отсутствия решения собственников помещений в многоквартирном доме о включении в размер платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме после принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Постановлением N 1498, решения об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, после проведения первоначального включения в плату (независимо от причин такого отсутствия), а также в случае наличия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса, срок действия которого еще не истек, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества учитывается в составе платы за содержание жилого помещения в размере действующего на дату выставления платы норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме без изменения размера платы за содержание общего имущества.

4. Об учете расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при определении стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в смету расходов на содержание общего имущества, утверждаемую органом управления товарищества, кооператива в период после 1 января 2023 года и после первоначального включения в плату в случаях, когда товарищество или кооператив управляют многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе по договору управления, заключенному с товариществом, кооперативом, расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с соблюдением правил определения (ограничения) размера таких расходов, исходящих из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил N 491 в редакции Постановления N 1498.

В связи с изменением с 1 января 2023 года состава платы за содержание жилого помещения Минстрой России считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2023 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2023 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2023 г. N 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — товарищества, кооперативы).

2. Об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при их включении в размер платы за содержание жилого помещения
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — Минимальный перечень услуг, работ).
При этом, в соответствии с Постановлением N 1498 в случае если перечень работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает Минимальный перечень услуг, работ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее — Правила N 306) предусмотрено исключение из Правил N 306 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и включение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с Постановлением N 1498 в Правила N 354 одновременно подлежат использованию при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 1 июня 2023 года.
Поскольку норма части 9.2 статьи 156 ЖК РФ содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан, Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей «население». Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества — указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.

Читайте также:  Комендантский час 2023

Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября.

Позвонила читательница: “Смотрела по телевизору выступление начальника ГЖИ Ирины Гайденко, она сказала, что с 1 июля действуют изменения в законодательстве, и . Это значит, что больших сумм за ОДН быть не может — только по нормативу?” Вопрос важный, ведь любых изменений в порядке начисления платежей за общедомовые нужды потребители ждут с нетерпением — и с надеждой, что эти изменения в их пользу.

В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2023 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2023 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.

Плата за общедомовые нужды: история введения, подробности начисления (таблица)

C 1 июня 2013, согласно ПП 344, если в МКД не все квартиры оборудованы ИПУ тепла, то оплата производится так, как будто бы этих ИПУ нет вообще. То есть, либо теплосчетчики в 100% в квартир, либо их показания не учитываются.
Соответственно, никакого ОДН по отоплению в этом случае нет.
Если в доме есть общедомовой теплосчетчик, то его показания распределяются на собственников всех квартир пропорционально площадям их помещений, вне зависимости от наличия у некоторых квартирных теплосчетчиков.

Читая действующий ГОСТ 8.156-83 «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ» и МИ 1592-2023 «Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики воды. Методика поверки» (Дата введения – 01.012023 вместо МИ 1592-99), я не нашёл в этих докуметах указаний «КАК ОЦЕНИТЬ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПОГРЕШНОСТЬ СЧЁТЧИКА» (!). Относительная погрешность оценивается, динамическая погрешность не оценивается (!).

Часть 1.
До 01.09.2012 г.
плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды («КУ на ОДН») не была предусмотрена законодательством.
Однако в отдельных случаях потребителям начислялась плата «электроэнергия МОП» по отдельной строке в счёт-квитанции. Происходило это вне рамок правового поля, с целью «вынужденного покрытия выпадающих доходов» исполнителей коммунальных услуг.

«4. Быстродействие прибора или его высокие динамические характеристики. Это требование важно, когда расходомер применяют в системах автоматического регулирования и при измере­нии быстроменяющихся расходов. Быстродействие удобно оце­нивать значением постоянной времени Т прибора, т. е. временем, в течение которого его показания при скачкообразном изменении расхода от q1 до q2 изменяются приблизительно на две трети от значения (q2 — q1). » («Расходомеры и счетчики количества веществ. Справочник в 2-х книгах», СПб: Политехника, 2002. ISBN 5-7325-0410-9)

Смотрю в предыдущей редакции закона, она есть
15. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формуле 13:

Новое в законодательстве¶

  1. ПП РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — цифры «2023» заменить цифрами «2023».
  2. ПП РФ от 14 февраля 2023 г. N 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» — цифры «2023» заменить цифрами «2023».
  3. ПП РФ от 29 июня 2023 г. N 603

Таким образом, до тех пор, пока помещение (комната) не оснащены приборами учета, присоединенными к ИСУ, обязанность по снятию показаний остается за потребителем и в случае непредставления потребителем показаний или недопуска действуют п.59 «б»,»в» и п.60 Правил №354.

В МКД под управлением ТСЖ, ТСН, УО услуги на ОДН не предоставляются. В таком ЖФ в размер платы за содержание жилого помещения включены расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, так называемые услуги КР на СОИ.

1. п.44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды:
«При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»

В целях реализации Федерального закона от 27.12.2023 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» внесены поправки, в том числе в:

Pacпpocтpaнeннaя пpoблeмa — бeзoтвeтcтвeннoe иcпoльзoвaниe pecypcoв тeми жильцaми, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны cчeтчики. Oни плaтят пo нopмaтивaм, нe зaинтepecoвaны в экoнoмии и, чaщe вceгo, pacxoдyют бoльшe нopмы. Нaглядным пpимepoм тaкoгo пoвeдeния cтaнoвитcя eжeднeвнoe пpинятиe вaнны, зaпycк cтиpaльнoй мaшины нa пoлный цикл для cтиpки oднoй вeщи, мытьe пocyды пoд пpoтoчнoй вoдoй, и дpyгиe пpивычки.

Пoлyчaя квитaнции зa кoммyнaльныe ycлyги, мнoгиe oбpaщaют внимaниe нa oтдeльнyю cтpoкy OДН, нe пoнимaя пpи этoм, кaкиe pacxoды oнa включaeт и пoчeмy этoт cчeт пpиxoдит имeннo coбcтвeнникaм квapтиp. Чтoбы пpoяcнить cитyaцию в нaшeй cтaтьe мы paccкaжeм, чтo тaкoe OДН, кaкиe кoммyнaльныe ycлyги включaeт этa кaтeгopия, пo кaкoмy пpинципy paccчитывaeтcя OДН и кaк мoжнo cнизить cчeтa.

Coбcтвeнник нeжилoгo пoмeщeния, кoтopoe pacпoлoжeнo в мнoгoквapтиpнoм дoмe, oбязaн oплaчивaть зa pecypcы, зaтpaчeнныe нa coдepжaниe здaния и пpилeгaющeй тeppитopии. Ecли влaдeлeц мaгaзинa, oфиca или кaфe apeндyeт пoмeщeниe пoд cвoй бизнec, пopядoк oплaты пpoпиcывaeтcя в дoгoвope apeнды.

Paзмep плaты зa oбщeдoмoвoe пoтpeблeниe oпpeдeляeтcя, тaкжe, кaк и для coбcтвeнникoв квapтиp — пpoпopциoнaльнo плoщaди пoмeщeний.

B cлyчae, ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй пpибop yчeтa, для pacчeтa OДН coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии eжeмecячнo cнимaют пoкaзaния c этoгo cчeтчикa. Пpибopы дaннoгo типa пoкaзывaют, кaкoe кoличecтвo элeктpoэнepгии, вoды, гaзa и тeплa былo изpacxoдoвaнo нeпocpeдcтвeннo жильцaми дoмa для личнoгo пoльзoвaния и зaтpaчeнo нa oбcлyживaниe вceгo здaния.

Нaпpимep: ecли дoм пoдключeн к цeнтpaльнoй cиcтeмe oтoплeния, coбcтвeнник кaждoй квapтиpы плaтит зa тeплo c yчeтoм плoщaди cвoeгo жилья. Нo, нa лecтничнoй плoщaдкe тoжe ycтaнoвлeны paдиaтopы, кoтopыe пoддepживaют нopмaльнyю тeмпepaтypy в пoдъeздe. Имeннo pacxoд pecypcoв нa oтoплeниe в пoдъeздe, нapядy c дpyгими ycлyгaми, бyдeт вxoдить в OДН, a плaтa зa нeгo pacпpeдeляeтcя мeждy вceми жильцaми.

Как рассчитывается плата за ОДН по электроэнергии

  • по формулам №№ 10 и 12 Приложения № 2 Правил № 354 – «по счетчику», если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
  • по формуле № 15 Приложения № 2 Правил № 354 – «по нормативу», если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.

= 2,79 * 1400 * (60 / 2400) = 97,65 кВт*ч Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире: 97,65 * 2,55 = 249,01 руб. На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.

Формула № 15: Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета

Формула 12: Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса

С 1 сентября 2012 г., Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее Постановление № 354), введена обязанность собственников и нанимателей жилых помещений по оплате коммунальных услуг, расходуемых на общедомовые нужды, т.е. сокращенно ОДН. Размер ОДН включался в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг в раздел «Коммунальные услуги»

Adblock
detector