Плюсы финского образования

  • Некоторые считают, что такой метод обучения не даёт развиваться отстающим ученикам. Ведь если ты не справился с заданием, чуть сложнее твоего обычного – ничего страшного, завтра вернёшься к старому. Это не дает шансов попробовать сделать это лучше и подняться на больший уровень.
  • Отсутствие субординации между учеником и учителем может быть некомфортным для некоторых педагогов, так как подростковый возраст и юношеский максимализм даёт о себе знать в виде необдуманных оскорблений в сторону взрослого.
  • Контракт с педагогами заключается всего на один год, поэтому иногда могут попасться разношерстные кадры. Некоторые могут быть недостаточно квалифицированными или неумеющими обучать детей должным способом.

Для того, чтобы иметь малейшее представление о школе в Финляндии, стоит знать, что учебный год в ней длится 10 месяцев, с августа по май. Занятия проводятся по будним дням, с некоторым сокращением по пятницам, в дневные часы. Каникулами служат 4-5 дней в осенний период, пара недель на Рождество и одна неделя на Пасху.

  • Равенство между школами. Это означает, что если учреждения государственного типа, то они спонсируются все одинаково и не существует классового разделения на учреждения «богатые» и «бедные». До некоторых пор в Финляндии существовал закон, запрещающий родителям выбирать заведение для ребёнка. Нужно было отдавать его в ближайшую по месту жительства. С недавних пор запрет был снят, но большинство мам и пап всё еще отдает своё чадо в ту школу, которая поблизости, так как это удобнее, а уровень образования не будет отличаться от той, другом конце города. Это не значит, что не существует школ частного типа, но чаще всего они не востребованы. В них нуждаются те дети, которые сознательно делают уклон в какую- либо специальность, будь он языковой или математический.
  • Равенство между учениками. Финское управление не классифицирует детей на сильных и слабых, здоровых и больных, позволяя им учиться в одном классе. Поэтому часто можно встретить за одной партой ученика на инвалидной коляске и отстающего подростка. Все они свободно адаптируются в социуме и, общаясь со сверстниками, интегрируются в общество. Разница между одаренными детьми и с замедленным развитием в этой стране чрезвычайно мала.
  • Равенство между родителями. Во всех учебных заведениях категорически запрещены всяческие анкеты и программы, позволяющие узнать место работы родителя ребёнка. На это руководство смотрит в последнюю очередь, отдавая приоритетное значение самому ученику.
  • Отсутствие денежных сборов. Государственная школа предоставляет ребёнку всё: от ручки для письма до проезда в школьном автобусе. Родители при этом не платят ни копейки за учебные пособия, ноутбуки, обеды, внеклассные мероприятия, среди которых экскурсии и музеи, транспорт, подвозящий ребёнка до школы и дома, если он живет дальше двух километров от места обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя в Финляндии не оценивают класс как единый организм, где все, как клетки, подобны друг другу. Наоборот, педагог готовит каждого ребёнка в силу его способностей. Так, каждый получает на проверочных работах разноуровневые задания, соответствующие его знаниям. Это касается и домашних заданий.
  • К тому же, финский учитель свободно может остаться с отстающим после занятий для дополнительного объяснения материала. То, что у нас чаще всего называется репетиторством и проводится за отдельную плату, там ведётся бесплатно и даже поощряется.
  • Применимость к реальной жизни. В классах учат тому, что действительно важно: то, как высчитывать банковский процент, составлять резюме или портфолио для работы, уметь платить по квартирным счетам или создать план местности. Ненужные вещи отсеиваются, а остается то, что важно во взрослой жизни.
  • Самовоспитание и добровольность. Педагоги уверены, что получать знания будет тот, кто хочет их получать. Своеобразная русская поговорка «насильно мил не будешь» действует безотказно и ненужные для подростка предметы убираются из расписания.
  • Остаться на второй год в школе также не позорно. Никто ученика не торопит с выбором профессии, а дополнительный год поможет повысить уровень знаний и оценок.

На первый взгляд кажется, что расписание достаточно укомплектованное и свободного времени не должно оставаться много. Но это совершенно ошибочно. Рассматривая план учебных занятий ближе, можно заметить, что они насыщены спортивными тренировками, кружками по мастерству и рукоделию и прочим другим, интересующим подростка.

Читайте также:  2023 год кредит обязательный порядок досудебного урегулирования спора гпк

Финское образование – одно из самых широко обсуждаемых в мире. Это некий феномен, поскольку школьники проводят в учебных заведениях чрезвычайно мало времени, занимая лидирующие позиции среди читающих и эрудированных подростков мира. Но стали они таковыми далеко не путём долгой зубрёжки и часовыми занятиями за партой.

Организацией проживания студентов занимаются вузы. Для этой цели создана специализированная сеть по предоставлению жилья, в которую входит более 10 тыс. квартир. Все они находятся в ведении вузов, фондов или ассоциаций. Жильё предоставляется по порядку подачи заявлений. Поиском можно заняться самостоятельно, однако стоимость его аренды будет выше.

Посещение детских садов не является обязательным. Около трети финских дошкольников не посещают эти учреждения. В крупных населённых пунктах мест в детских садах часто не хватает, поэтому родителям, которые самостоятельно занимаются воспитанием ребёнка, выплачивается пособие в размере 500 €.

С 7 класса начинается обучение в старшей школе. Как правило, она располагается в отдельном здании. Предметы преподаются разными учителями. Во время уроков присутствуют и их помощники. Дополнительные дисциплины выбираются самими учениками. Продолжительность обучения составляет 3 года. По желанию ученика он может остаться в школе ещё на 1 год для улучшения качества своих знаний или же пойти работать.

В Финляндии большое значение уделяется практике, помимо получения теоретических знаний, причём самых необходимых, практические навыки приобретаются в полной мере, особенно если человек поступает не в университет, а политехник. Этим и обусловлено столь высокое качество образования.

Студенты обычно живут в двух- или трёхкомнатных квартирах по несколько человек. Молодой семье может быть предоставлена отдельная квартира. Среднемесячная арендная плата составляет около 300 € и включает обязательные платежи за электроэнергию и водоснабжение.

В большинстве финских вузах очень многое зависит от работы над конкретным проектом в группе. Совместный проект – это 50% оценки за предмет. И если в вашей группе затесался какой-то лоботряс, то вся работа может оказаться бесполезной. Вся группа может получить плохие оценки из-за одного безответственного идиота.

Высшее образование в Финляндии подразумевает обучение в двух типах вузов: в традиционных университетах (yliopisto) и в университетах прикладных наук (ammattikorkeakoulu). Первые известны гораздо больше, и долгое время считалось, что обучение в них престижнее и круче. Сегодня этого сказать нельзя: финская практика показывает, что трудоустройство зависит прежде всего от индивидуальных качеств студента и его специализации, а не от престижности вуза. В принципе, все образование в Финляндии находится на высоком уровне, просто оно имеет ряд особенностей, которые надо учитывать.

Жизнь в студенческом кампусе всегда требует самостоятельности, 17-летнему юноше, которому еще вчера мама заправляла постель, будет сложно настроить свой новый быт и тесно связанную с ним учебу. В финском вузе самостоятельность надо проявлять по максимуму. Это не значит, что в университете на тебя всем будет плевать – наоборот, тебе все готовы помочь, но только если ты сам хочешь себе помогать.

В финском вузе нет общего расписания занятий. Каждый студент составляет расписание свое, персональное, и по нему учится. Именно поэтому некоторые чрезмерно расслабляются, ведь над ними никто не стоит, не следит за посещаемостью. Это нередко приводит к проблемам, к тому, что по каким-то дисциплинам ты можешь получить «0». Отработать его можно, но это лишняя нагрузка.

Вообще-то финский университет дает массу возможностей для личного роста. К примеру, вы можете там абсолютно бесплатно осваивать самые разные языки. Иностранным студентам всецело помогают изучать финский. И это очень полезно, потому что без отточенных знаний финского языка, вы едва ли сможете найти работу в Финляндии.

О финской системе образования

– Судя по жалобам педагогов в России, главное, что мешает их работе, – это необходимость составлять отчеты. По словам наших учителей, это просто ужас: большая часть времени, сил, фантазии убивается отчетами. Я знаю, как себя чувствует учитель даже после одного проведенного урока. А если прибавить радость предвкушения заполнения бумажек в вышестоящую инстанцию, это всё. Здесь же, в Финляндии, такого нет. Почему?

– Вроде бы у ребенка есть папа и мама. Но ребенок идет и просит: «Папа, папа!» – а папа в компьютере, в телефоне. Он даже не реагирует на ребенка. Ребенок растет без близкого контакта с родителями. Детям не хватает живого внимания, участия. Если раньше дети спали с любимыми игрушками, то теперь – с телефонами. Общались и играли с реальными друзьями, то теперь с виртуальными.

Читайте также:  Федеральный розыск людей список 2023

– Да, согласна. Но воспитание этого умения должно проходить при участии семьи. Обязательна совместная работа с родителями. У нас тоже проходят собрания. Помню, какими были собрания в России: классный руководитель собирает родителей и не очень хорошо говорит о детях: Петров – ужасный лентяй, Иванов сделал то и то, Сидоров вел себя так и так… Здесь такого не бывает. Общее собрание, общие вопросы, знакомство. Оно проходит осенью, и всё: больше не бывает. Когда возникает потребность, учитель или классный руководитель встречается с родителями ребенка персонально, причем вместе с ребенком. За спиной ребенка ни о чем не говорит. Как я могу говорить о нем без него? Я приглашаю родителей, мы разговариваем, обсуждаем наши дела, трудности, успехи, планы на год. Весной мы встречаемся второй раз и обсуждаем, как у нас всё прошло. Есть план обучения. У каждого ребенка он индивидуальный. Раз в год проводится День открытых дверей – открытые уроки для родителей. И вообще школа в Финляндии – открытое учреждение: родители могут присутствовать на уроках в любое время.

– Я не очень владею информацией в этой области. Сейчас обновлены правила приема в высшие учебные заведения. Баллы за ЕГЭ учитываются при поступлении. А как поступают? Среди прочего, например, абитуриентам надо читать книги, которые не связаны со школьной программой. На вступительном экзамене задают вопросы по ним с тем, чтобы увидеть, насколько абитуриент способен к самостоятельному обучению. По итогам экзамена и собеседования принимается решение. Я сама прошла это три раза. Закончила здесь три университета. Бесплатно. Высшее образование в Финляндии очень демократично, доступно для всех желающих.

А у меня те, у кого социальные проблемы: в семье плохо, например. Или гиперактивность, синдром Аспергера, аутизм в легкой форме. Но интеллектуальное развитие у этих ребят нормальное. Но в большой группе они просто не могут учиться. Или фобии какие, или в семье развод, и ребенок переживает очень сильно.

Независимо от ступени обучения дети в Финляндии учатся пять дней в неделю. Младшие классы обычно посещают 20 уроков в неделю, средние – 30, а старшие 35. Некоторые учителя практикуют 75-минутные и полуторачасовые уроки в старших классах, но многие все же придерживаются стандартных 45 минут. Также учащиеся с девятого по одиннадцатый класс могут сами составлять свое расписание, выбирая предметы, которые им больше нравятся.

Сравнивать уровни образования разных стран позволяет PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Эта программа проводит исследования среди 15-летних подростков из 65 стран. Школьникам предлагают решить тесты по чтению, естествознанию и математике. Впервые такое исследование провели в 2001 году, когда и стало ясно, кто является лидером по образовательной части. К большому удивлению многих представителей разных стран, да и самих финнов тоже, Финляндия вышла на первое место, оставив позади самые знаменитые британские и американские школы .

Каждый учитель сам может планировать урок – не по заданному министерством плану, а так, как он посчитает нужным. К примеру, урок математики у семиклассников в одной из школ Финляндии, район Виикки. Учитель в неформальной одежде (потертые джинсы, мешковатый свитер с оленями) объясняет своим студентам, что такое дроби. Затем он предлагает детям решить логическую задачу, задавая учителю вопросы, на которые он отвечает «да» или «нет». Таким образом правильный ответ найден дружно всем классом, без лишнего стресса у доски одного из учащихся.

Здесь не делят детей на классы для одаренных, слабеньких или трудных детей, инклюзивное обучение также практикуется уже многие годы. Если кому-то трудно воспринимать изучаемый материал, педагог-воспитатель обратит на это внимание тут же на уроке, поможет, разъяснит и убедится в том, что ребенок все понял.

Министерство образования в Финляндии не считает своей обязанностью диктовать школам, как учить детей. Все, что прописано в документах, – это то, чему нужно научить. Как учить – это уже личное дело учителя. Здесь отсутствует общий план преподавания, каждый учитель выбирает свой путь и свою методику.

  1. Современность образования без языковых границ. В Финляндии можно получить степень магистра или защитить докторскую диссертацию на английском языке, чем многие финны пользуются. Возможность быть в курсе развития современной научной мысли первыми, получая знания от лучших профессоров из других мировых университетов. Вести лекции приглашаются ученые из Европы и Америки.
  2. Бесплатность обучения для всех студентов — еще один плюс в копилку «финского феномена». Деньги на приличное образование есть не у всех. Это очень затратное мероприятие, на которое в Европе даже оформляют кредит. А здесь государство берет на себя все расходы даже на обучение зарубежных студентов. Желание учиться и знания будущего студента, а не его финансовые возможности, являются определяющими при поступлении в университеты.
  3. Равноправие на существование разных точек зрения. Приветствуется свободное выражение собственной позиции по любому вопросу и живой диалог с преподавателями. Здесь нет стандартного подхода и догм, все мнения имеют право на существование.
  4. Удобство организации самого учебного процесса и близость кампусов. Возможность иметь скидки по студенческому билету на посещение спортзала, в музеи, на проезд общественным транспортом. Отлично организованное недорогое питание в столовой, бесплатное распечатывание документов, бесплатное обслуживание в студенческой больнице и многое другое, позволяющее комфортно себя чувствовать.
Читайте также:  Программа молодая семья 2023 условия брянск

Во главу угла ставится убеждение в талантливости каждого ребенка, позволяющей уже в дошкольном возрасте освоить два языка страны – финский и шведский. В детсад принимаются все малыши, которым исполнилось десять месяцев. Рядом с обычными ребятишками находятся дети-инвалиды, что позволяет многим из них восстановиться, общаясь со сверстниками.

Можно долго перечислять все плюсы и минусы финского школьного образования, но факты – упрямая вещь. И они твердят – финские школьники имеют качественные знания без экзаменов, нервотрепок и зубрежек домашнего задания, наслаждаясь свободой выбора и детством-отрочеством.

При том, что для школьников страны характерно блистать эрудицией и начитанностью, в учебном заведении они проводят небольшое количество времени. Что же позволяет им получать знания без зубрежки и длительных занятий в школе? Длительность учебного года – 10 месяцев (август-май), с занятиями по будним дням только в дневное время, краткосрочными каникулами осенью, зимой и весной.

  1. Все государственные школы равны. Нет элитных заведений, которые получали бы больше средств на развитие. Выбор школы для ребенка свободный и не зависит от места жительства. А учитывая равные финансовые и образовательные возможности школ, предпочтение отдается ближайшим из них. Частные школы существуют для тех, кто осознанно изучает определенный предмет, являющийся профильным для выбранной профессии.
  2. Финская система не делит детей по уровню знаний, здоровью. В одном классе соседствуют инвалиды-колясочники, отстающие ученики и вундеркинды. Все они общаются на равных, адаптируясь в социум. Каждый индивидуален и талантлив по-своему, что подчеркивается преподавателями.
  3. Положение ребенка среди сверстников и отношение к нему педагогов не зависит от места работы и должностей родителей. Строго запрещено анкетирование учащихся на предмет выяснения места работы родителей. Приоритетными для учителя являются сами дети.
  4. Никаких поборов и взносов. Государство обеспечивает ребенка всем. От письменных принадлежностей и ноутбуков, до транспорта и обеда. Школа бесплатно проводит экскурсии и мероприятия.
  5. Дети имеют разные знания в меру своих способностей, поэтому получают задания разного уровня сложности. Это и называется индивидуальным подходом к каждому ребенку.
  6. Если ученик требует дополнительного разъяснения материала, то учитель бесплатно уделит ему время после уроков. И будет поощрен за это.
  7. Детей учат реалиям, а не отвлеченным понятиям. Школа дает знания для повседневной жизни. Например, изучается расчет банковского процента, составление резюме, создание плана местности и прочее.
  8. Поощряется добровольное участие в учебном процессе и самовоспитание. Подросток получает только те знания, которые действительно хочет получить. С этой целью корректируется расписание, где отсекаются ненужные для каждого индивидуума предметы.
  9. Второгодники не высмеиваются и не предаются позору. Считается, что ребенок может улучшить знания и определиться с профессией.
Adblock
detector