Постановка на учет природопользователя в 2023 году

Даны разъяснения по вопросам постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

— отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению Минприроды России, объекты НВОС, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения в результате использования вод для бытовых нужд, соответствуют критериям, определенным в пункте 7 Критериев.

В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2023 г. N 572 (далее — Правила).

— отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 Критериев N 2398);

Постановка на учет природопользователя в 2023 году

Постановка объекта НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2023 N 572 (далее — Правила).

Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов НВОС.

В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

При их изменении для уточнения категории ранее поставленного на госучет объекта НВОС можно обратиться в Росприроднадзор или региональный орган госвласти. В этом случае нужно предоставить сведения, касающиеся характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения, характеристик техсредств по обезвреживанию выбросов, технологий обезвреживания и размещения отходов.

По мнению Минприроды России заявку о постановке объектов НВОС на государственный учет, руководствуясь положениями статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, целесообразно подать в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в течение шести месяцев со дня вступления в силу Критериев — 01.01.2023, в порядке, предусмотренном Правилами.

Критерии НВОС с 2023 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС

Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.

2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2023 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.

добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

  • первый способ предполагает, что владелец сертификата должен сформировать и подписать отчет, после чего самостоятельно загрузить его на приемный шлюз РПН;
  • второй способ заключается в том, чтобы подключиться к системе для сдачи отчетности, которая поможет заполнить отчет, используя все актуальные параметры, проверить его и отправить в РПН.

Вторая точка зрения (которой придерживаемся и мы) заключается в следующем. Раз арендатор не является собственником отходов, то и отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) ему не нужно. Тем более, что эту форму сдает собственник мусора — арендодатель (в случае, если он не является малым предприятием). Повторное представление отчета было бы бессмысленным.

Негативное воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ в воздух или в воду. Кроме того, к такому воздействию относится хранение, захоронение и размещение отходов производства и потребления (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее — Закон № 7-ФЗ).

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.

Существует четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение объекту категории осуществляется при постановке его на государственный учет в качестве объекта НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов к той или иной категории перечислены в постановлении Правительства РФ от 31.12.20 № 2398 . Объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, а объекты IV категории — минимальное.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).

Читайте также:  Амнистия для департигованных граждан таджикистана в 2023

Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. «2» п. 7 Критериев № 2398, и, таким образом, на основании пп. «5» п. 6 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

Заявка о постановке объекта НВОС подается через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу lk.rpn.gov.ru . Доступ в личный кабинет осуществляется с помощью учетной записи Госуслуги (ЕСИА) или с помощью электронной почты. Инструкция по регистрации и авторизации в личном кабинете природопользователя размещена по адресу:

Объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2023 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903 постановления, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3″б» Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС.

Согласно подпункту 3 пункта 6 Критериев осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам III категории.

Заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2023 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» с использованием личного кабинета природопользователя (https://ksv.rpn.gov.ru/).

Критерии отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2023 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» (далее — Критерии).

Информация о зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) размещена в открытом доступе на публичной кадастровой карте: https://pkk.rosreestr.ru. Для определения местоположения ЗОУИТ (водоохранные зоны, зоны санитарной охраны, особо охраняемые природные территории и пр.) необходимо в слоях отметить соответствующий раздел, а затем указать на карте интересующий участок.

Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя информирует о необходимости постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства.

Постановка на учет природопользователя в 2023 году

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее объекты НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Объекты НВОС: постановка и снятие с учета

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.

Организации и ИП, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны представлять сведения о них для постановки на госучет, а затем об изменении этих данных в Росприроднадзор. Кроме того, ведомство необходимо информировать и о прекращении деятельности на объектах НВОС с целью снятия их с учета. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, как подготовить и сообщить в Росприроднадзор указанные сведения.

Однако если организация (предприниматель), на-пра-вившие документы в электронном виде, хотят получить свидетельство (об актуализации учетных сведений или о снятии объекта с учета) по почте, необходимо направить запрос об этом в орган Росприроднадзора (или исполнительный орган власти) (п. 2.11 Рекомендаций по актуализации, п. 9 Рекомендаций о снятии с учета). Форма для такого запроса не утверждена, соответственно, его можно составить в произвольной форме.

  • замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС;
  • реорганизации в форме преобразования;
  • изменении наименования организации, адреса ее места нахождения;
  • изменении Ф. И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменении места нахождения объекта НВОС;
  • изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Письмом от 16.03.2023 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов. Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти. Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).

Обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, определена статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
В соответствии со статьей 69 указанного Федерального закона государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра, представляющего собой государственную информационную систему. Постановка объектов НВОС на учет осуществляется по заявительному принципу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2023 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» государственный реестр состоит из:
а) федерального государственного реестра;
б) региональных государственных реестров.
Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.
При этом исполнение функций по информационно-методическому обеспечению ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Во исполнение указанных функций Росприроднадзором разработаны методические документы, а также методические письма, разъясняющие ряд вопросов, которые возникают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при постановке на государственный учет.

Читайте также:  Доверенность в арбитражный суд от юридического лица образец 2023

Приказом Росприроднадзора от 24.11.2023 № 756 утвержден порядок постановки объектов НВОС на государственный учет, в соответствии с которым рассмотрение заявок о постановке на учет (актуализации данных, снятия объекта с учета) осуществляется в информационной системе учета объектов НВОС.
Заявка на включение объекта в реестр (актуализацию данных, снятия объекта с учета) формируется заявителем с использованием Личного кабинета природопользователя Росприроднадзора (https://lk.fsrpn.ru/), затем выгружается в информационную систему. Получатель заявки – орган исполнительной власти федерального (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям) или регионального (министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) уровня в зависимости от уровня экологического надзора.
В случае отсутствия цифровой подписи заявитель должен также распечатать указанную заявку и направить её с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) почтой или подать лично.
Датой приема заявки считается дата представления в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом.
Свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС (актуализации данных, снятии объекта с учета) направляется в Личный кабинет природопользователя в электронном виде, в бумажном виде свидетельство не формируется и заявителю не направляется.

В соответствии с методическими рекомендациями Росприроднадзора от 07.11.2023 № АА-04-03-36/23960 к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2023 № 1029, относятся объекты добычи подземных вод (в т.ч. артезианские скважины), объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и рекультивируемые карьеры. Учитывая, что на вышеперечисленных объектах осуществляется хозяйственная деятельность, не указанная в разделах I, II и IV Критериев, и не соответствующая уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, перечисленные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определяются как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду.

2. Какие объекты не подлежат постановке на государственный учет.
В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 11.01.2023 № АА-06-02-31/370, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в критериях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2023 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2023 № 1029, объект относится к IV категории в случае отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности.
Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2023 № 165 (ред. от 31.05.2023) «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности.
Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта НВОС.
Правомерность данного положения подтверждена судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2023 по делу № А34-800/2023, определением Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2023 № 309-ЭС19-9432.
Необходимо отметить, что основными исходными данными при заполнении заявки о постановке объекта НВОС на учет являются данные инвентаризации выбросов, выполненной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.08.2023 № 352.
4. О постановке на учет открытых стоянок автомобильного транспорта.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарный источник — источник выброса, который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Открытые стоянки автотранспорта (источником выбросов является двигатель автотранспортного средства) не соответствуют указанным критериям и не могут рассматриваться в качестве стационарного источника выбросов. Данную позицию подтверждают разъяснения Минприроды России от 18.09.2023 № 12-44/22962, от 22.08.2023 № ОД-03-01-32/18476.
В настоящее время в заявке на постановку на государственный учет объектов НВОС не предусмотрено указание сведений о выбросах от передвижных источников (транспорта).
Таким образом, открытые стоянки автомобильного транспорта не рассматриваются в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при постановке объекта НВОС на государственный учет.

Постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет в Росприроднадзоре

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (п. 21).

в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2023 № 903;

В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (п. 24).

Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки всех сведений. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (п. 20).

а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;

Свидетельство о снятии объекта НВОС с государственного учета содержит: полное и сокращенное (при наличии) наименование заявителя, его реквизиты (ОГРН, ИНН, код ОКПО), наименование объекта НВОС, место нахождения объекта НВОС, дату ввода объекта НВОС в эксплуатацию, тип объекта НВОС (точечный, площадной, линейный), код объекта НВОС в государственном реестре;

5. Письменное информирование при обращении заинтересованного лица в Росприроднадзор или его территориальный орган, в уполномоченный орган исполнительной власти осуществляется путем направления ответов на обращения в письменной форме либо посредством использования электронной почты (в зависимости от способа доставки ответа).

1. Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее — Административный регламент), разработан в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору согласно пункту 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2014, N 30, ст.4220) (далее — государственная услуга, Закон N 7-ФЗ).

Читайте также:  Государственная Программа Льготного Кредитования Автомобилей 2023

7. Информация, касающаяся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора, уполномоченных органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу, подлежит размещению на ЕПГУ.

Росприроднадзор обеспечивает актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на официальном сайте Росприроднадзора, в личном кабинете, а также в соответствующем разделе ФРГУ. Актуализация перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти.

Постановка на учет природопользователя в 2023 году

При этом объекты НВОС разделяются по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2023 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

  • размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (статьи 22-27 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению и исполнению программ производственного экологического контроля (статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (статья 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий»).

Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее — НВОС) – одно из ключевых требований экологического законодательства, на котором базируется разделение ответственности природопользоваталей в части разработки документации по охране окружающей среды.

Категория НВОС документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

  • Внимание! Постановление Правительства РФ от 28.09.2023 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» отменено с 01.01.2023 г.
  • Согласующие органы

    • Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)

      Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее – Закон №7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

      Критерии отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2023 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» (далее — Критерии).

      По данным метеорологического прогноза на территории лесов города Севастополя лесопожарная обстановка соответствует 3 классу пожарной опасности. В соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров готовность сил и средств пожаротушения составляет 100 %.

      Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, попадает под приведенное в статье 1 Закона №7-ФЗ определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

      Заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2023 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» с использованием личного кабинета природопользователя (https://ksv.rpn.gov.ru/).

      Чтобы подать заявку об определении категории, нужно собрать сведения о юрлице, источниках выбросов (или их отсутствии) и другие данные об охране окружающей среды на предприятии. Вы можете попробовать сделать это самостоятельно, но обычно в таких случаях обращаются к нам: мы поможем подать заявку так, чтобы вам не пришлось несколько раз уточнять вопросы по документам.

      Если вы не сделаете этого до 30.06.2023, инспектор Росприроднадзора имеет право выписать штраф, причем не только компании, но и ответственному лицу. Для должностных лиц штраф составляет от 5 до 25 тысяч рублей, а для юридического лица — от 30 до 100 тысяч рублей.

      1 января 2023 вступило в силу постановление правительства о новых критериях экологической классификации предприятий: теперь на экологический учет нужно становиться, даже если у вас нет источника выбросов. Рассказываем, что изменилось, как правильно подать заявку и что будет, если этого не сделать.

      После рассмотрения заявки соответствующие органы присваивали компании определенную категорию от I до IV в зависимости от воздействия на окружающую среду: I категория — самые «загрязняющие» предприятия, к примеру, крупные нефтеперерабатывающие заводы, химзаводы, предприятия, связанные с убоем скота, а IV — компании с наименьшими выбросами в окружающую среду.

      Для компаний, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (то есть имеют источники вредных выбросов) и не встали на учет, наказание может быть еще более суровым. Инспектор вправе дать предписание о компенсации экологического ущерба, который чаще всего в несколько раз превышает сам штраф.

      • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (в том числе просто образующие отходы);
      • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО),
      • операторы по обращению с ТКО.
      • для юридических лиц — штраф от 100 000 до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
      • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;
      • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 30 000 руб.

      Паспорт отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), составляется и утверждается юрлицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора.

      Учет ведется отдельно по каждому объекту НВОС I — IV категории и (или) по юрлицу, ИП в целом. Учитываются все виды отходов I-V класса опасности, которые хозяйствующие субъекты образуют сами или получают от других с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

      Приказом Росстата от 09.10.2023 № 627 (с изменениями от 13.11.2023 № 598) утверждена новая редакция формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

    Adblock
    detector