Проблемы пенсионного обеспечения в рф 2021

Пенсионная реформа: Почему Макрон притормозил, а Путин — нет

Что же, тогда еще одно сравнение: в Фонде национального благосостояния (ФНБ) — этой «заначке» в масштабах государства — по состоянию на 1 марта 2021 года, по данным Минфина России, было накоплено более 13,5 трлн рублей. Таким образом, в фонде денег сегодня на несколько триллионов больше, чем государство получит за весь переходный период до 2028 года от повышения пенсионного возраста. Важно и то, что этот фонд изначально создавался государством именно для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Ну вот вам и ответ на вопрос, можно ли было обойтись без повышения пенсионного возраста. Безусловно, можно!

Так вот к середине марта 2021 года текущая инфляция в годовом выражении достигла 5,8%. Замечу, что официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на текущий год — 3,7%. А вот индексация пенсий по итогам 2021 года должна составить 6,3%. То есть по сравнению с «бумажной» инфляцией опережающий рост налицо, а по сравнению с реальной его практически нет — разве что на доли процента. И как тогда воспринимать обещания властей по индексации пенсий? Получается, что обман?

Но Фонд национального благосостояния у нас, судя по всему, создан для другого. Его сейчас собираются активно тратить на разного рода инфраструктурные проекты. А Минфин на днях так вообще предложил кредитовать за счет средств ФНБ иностранцев, чтобы они на эти деньги могли закупать продукцию российского экспорта. Понятно: деньги на пенсионерах сэкономили, можно и так…

Пенсию по старости считают ежемесячной распространенной выплатой, которую платят всем работающим гражданам после отработки конкретного страхового стажа. Согласно пенсионному закону № 350, теперь мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины — в 60 лет. До 2021 г. такой предельный возраст выхода был равен 60 и 55 годам соответственно.

С января 2021 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).

Ухудшение пенсионного обеспечения в РФ стало заметно в последние несколько лет, что связано с финансовым и экономическим кризисом в стране. Сформировавшаяся в РФ современная система пенсионного обеспечения имеет целый ряд значительных недостатков и, главное, не может гарантировать стабильного исполнения обязательств страны перед пенсионерами в ближайшее будущее. Проблема задержки выплаты государственных пенсий в некоторой степени была решена, а вот проблема неадекватности величины пенсии социальным нуждам пенсионеров до сих пор стоит остро. Для некоторых групп пенсионеров величина пенсии не достигает даже уровня прожиточного минимума (например, для пенсионеров по случаю потери кормильца (7185,1 руб. в 2015 г.) и для социальных пенсионеров (7548,3 руб. в 2015 г.) тогда как прожиточный минимум для пенсионеров в 2015 г. составил 7965 руб.) [1, с. 273].

При этом многие, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Большее количество смертей происходит от сердечно — сосудистых заболеваний — 57,1 %, травм и несчастных случаев — 13,9 %, онкологических заболеваний -13,6 %. Это говорит о том, что в РФ образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни (ЗОЖ) и приемлемым качеством жизни [3, с. 290].

Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. 22 % пенсионных отчислений платят далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально [6, с. 57]. Для выведения заработной платы из тени имеются некоторые инструменты, а именно фискальные и карательные меры, а также социально-экономические рычаги. Их оптимальное сочетание приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время учеными и практиками предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в современной РФ: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения возраста выхода на пенсию; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ [7, с. 100]. Именно данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и РФ только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

Наибольшую пенсию получают за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) — 446260,3 руб. в 2016 г. Далее следуют летчики-испытатели, пенсия которых составила в 2016 г. 85736,2 руб. Федеральные государственные гражданские служащие занимают третье место по величине получаемой пенсии — 17186,4 руб. Пенсия по старости составила всего 12830,4 руб. минимальная пенсия приходится на инвалидов — всего 8040,1 руб.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем принесли своим клиентам 21,23 % (или 10,56 % с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды — 15,93 % (6,86% с учетом инфляции). Эксперты рекомендуют забирать денежные средства у государства и передавать их в частные фонды. Однако свыше 90 % будущих пенсионеров стараются оставлять денежные средства в государственном управлении, и насильственные мерыне изменят эту ситуацию [6, с. 54].

Человек не может по собственной инициативе пополнять свой счет. При желании участвовать в программе негосударственного пенсионного обеспечения лица, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут решить вопрос только в ракурсе софинансирования.

Социальная пенсия по инвалидности имеет фиксированный размер. Государственные выплаты кратны базовой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается по формуле как сумма произведения размера пенсионного капитала с его стоимостью и фиксированной выплаты к пенсии. По инвалидности пенсия военным в 2020 году рассчитывается как произведение таких параметров, как:

В январе 2021 года планируется проведение индексации пенсий до 6,3%, в результате чего ее среднее значение достигнет отметки 17212 рублей. К концу 2021 года параметр будет увеличен до 18300 рублей. В областях, в которых прожиточный минимум превышает общий показатель по России, к основной пенсии будет произведена доплата в виде региональной социальной выплаты.

Величина пенсии по старости рассчитывается как сумма произведений размера страховой пенсии с пенсионными баллами, с их стоимостью, с премиальным коэффициентом и фиксированной выплаты с премиальным коэффициентом, применяемым для параметра фиксированной выплаты.

Оформление пенсии возможно в любой день после получения такого права и не раньше, чем за месяц до его появления. Заявление с пакетом документов можно подать в онлайн или офлайн режиме в ПФР и МФЦ лично или через работодателя. В нем отображаются персональные данные заявителя, а также информация из документов, подтверждающих право человека на пенсионное обеспечение, его страховой стаж и доходы. Пакет бумаг формируется из документации, подтверждающей отображенные в заявлении данные.

Пенсионеры-селяне продолжат получать повышенную фиксированную часть пенсии при переезде в город

Пенсионеры-селяне, получающие повышенную на 25% фиксированную выплату, продолжат ее получать даже если переедут в город либо сельское поселение, в котором они проживают, станет городской территорией в связи с изменением административных границ. Соответствующая норма принята сегодня в третьем чтении депутатами Государственной Думы.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» «сельским» пенсионерам устанавливается повышение фиксированной выплаты в размере 25 % ее размера. При этом для установления прибавки гражданин должен одновременно соответствовать трем условиям:

«Сегодня повышенную фиксированную выплату, то есть дополнительно в среднем 1500 рублей ежемесячно, получают более 1,1 млн проживающих в сельской местности граждан. При этом иногда в связи с жизненными обстоятельствами уже после того, как гражданину назначено данное повышение, его местожительством становится город. Принятый сегодня закон позволит в таких случаях сохранить на прежнем уровне размер пенсионного обеспечения граждан. Сохранение повышенного размера пенсии при смене места жительства будет происходить автоматически, без какого-либо обращения или заявления в ПФР», — заявил замминистра труда и социальной защиты-статс-секретарь Андрей Пудов.

• иметь не менее 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве (этот стаж исчисляется по особым правилам на основании списков профессий, утвержденных Правительством);
• не осуществлять трудовую или иную деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию;
• постоянно проживать в сельской местности.

Читайте также:  Отмена понижающего коэффициента 0 54 военным пенсионерам в 2021

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена. Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами. Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это. В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата. Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Минимум 50% россиян при существующей социальной системе лишится даже нынешних нищенских пенсий

По конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормативах социального обеспечения» от 1952 года, которую Россия ратифицировала в 1994 году, пенсия должна составлять 50 процентов от зарплаты. Сейчас средняя зарплата — 46 965 рублей. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23,5 тыс. руб. Однако реально пенсия значительно меньше. Остальное, считай, утаено, и виноват здесь вовсе не ПФР.

— На зарплату людям в экономически развитых странах (ЭРС) приходится 45 процентов ВВП, а в России — 21 процент. На цели соцстраха в ЭРС — 25 процентов, в России — 9 процентов ВВП. Совокупные затраты на рабочую силу в ЭРС — 60, в России — 30 процентов ВВП, — привел статистические данные профессор Роик.

Нынешняя пенсия, даже если брать ее московский вариант, до советской никак не дотягивает. В СССР даже минимальной пенсии в 50 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволять себе некоторые бонусы. Полная же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой. Декан факультета социологии и политологии
Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов

— Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм, который никак не влияет на размер пенсий. Никакой самостоятельной роли он не играет, выполняя решения правительства, — объяснил сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев.

Но все это мелочи по сравнению с несбывшейся надеждой решить проблему дефицита бюджета ПФР с помощью повышения пенсионного возраста. Это был один из главных посылов законопроекта. Однако возраст повысили, а ситуация с деньгами только ухудшилась. Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд — минус 295 млрд руб.

Мария Иваткина привела в авторской передаче комментарии экспертов касаемо пенсионных новаций, а также на волне нового повышения пенсионного возраста, которое обсуждается специалистами, как нечто неизбежное. «Доверия чиновникам нет», — говорит о главной проблеме Иваткина, отмечая, что при отсутствии доверия предположить можно что угодно, вплоть до полной отмены пенсий.

  • Еще 2016 году Минфин в целях бюджетной экономии предлагал отменить пенсии работающим пенсионерам, имеющим значительный годовой доход.
  • Похожее предложение в отношении военнослужащих и силовиков предлагал в 2016 году директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров.

Человек не может по собственной инициативе пополнять свой счет. При желании участвовать в программе негосударственного пенсионного обеспечения лица, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут решить вопрос только в ракурсе софинансирования.

«Индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на уровне 2,6%», — отметили в министерстве, ссылаясь на подготовленный проект бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В 2021 году повысится возраст не только для назначения пенсии по старости, но и для перехода на другие виды пенсии. В частности, инвалиды автоматически переводятся на страховую пенсию по старости с момента достижения ими пенсионного возраста. Но возраст повысился и для них: в 2021 году инвалида переведут на страховую пенсию по старости, если ему исполнится 61,5 год (мужчине) или 56,5 лет (женщине), при условии, что у него будет 12 лет стажа и 21 балл. В противном случае он так и останется на пенсии по инвалидности. Перейти на пенсию супруга в 2021 году не смогут женщины моложе 56 лет и мужчины моложе 61 года. Для перехода на пенсию по потере кормильца (т. е. супруга) пенсионный возраст в 2021 году повышается уже на 3 года.

По прогнозу Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) и по прогнозу, сделанному специалистами Всемирного банка, отношение средней пенсии к средней заработной плате работающих (фактически уровень покупательной способности государственной пенсии) будет ухудшаться. Специалисты делают вывод, что даже в случае успешного проведения пенсионной реформы уровень пенсионного обеспечения в силу экономических и демографических факторов не только не улучшится, но, вероятнее всего, снизится.

В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

  1. следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
  1. необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
  1. также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
  2. необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.

В результате постепенно происходит удельное снижение участвующих в производственном процессе и повышение пенсионной нагрузки на работающих. Следствием этого является повышение пенсионной нагрузки на работающее население. В настоящее время уже всего 5 работающих обеспечивают своими взносами пенсии для 4 пенсионеров.

Пенсионеры-селяне продолжат получать повышенную фиксированную часть пенсии при переезде в город

«Сегодня повышенную фиксированную выплату, то есть дополнительно в среднем 1500 рублей ежемесячно, получают более 1,1 млн проживающих в сельской местности граждан. При этом иногда в связи с жизненными обстоятельствами уже после того, как гражданину назначено данное повышение, его местожительством становится город. Принятый сегодня закон позволит в таких случаях сохранить на прежнем уровне размер пенсионного обеспечения граждан. Сохранение повышенного размера пенсии при смене места жительства будет происходить автоматически, без какого-либо обращения или заявления в ПФР», — заявил замминистра труда и социальной защиты-статс-секретарь Андрей Пудов.

Читайте также:  Кбк родительская плата за детский сад 2021

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» «сельским» пенсионерам устанавливается повышение фиксированной выплаты в размере 25 % ее размера. При этом для установления прибавки гражданин должен одновременно соответствовать трем условиям:

Пенсионеры-селяне, получающие повышенную на 25% фиксированную выплату, продолжат ее получать даже если переедут в город либо сельское поселение, в котором они проживают, станет городской территорией в связи с изменением административных границ. Соответствующая норма принята сегодня в третьем чтении депутатами Государственной Думы.

• иметь не менее 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве (этот стаж исчисляется по особым правилам на основании списков профессий, утвержденных Правительством);
• не осуществлять трудовую или иную деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию;
• постоянно проживать в сельской местности.

В Госдуму внесен законопроект о снижении пенсионного возраста с 1 июля 2021 года

В Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий внесение изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части снижения нормативного пенсионного возраста и запрета на его повышение до 1 января 2035 года. С этапами прохождения данного законопроекта и стадиями его рассмотрения можно ознакомиться в Системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы РФ.

В пояснительной записке указывается, что принятие решения о повышении пенсионного возраста сопровождалось возмущением подавляющего большинства россиян, отсутствием широкой общественной и экспертной дискуссии, а экономические, социальные и иные последствия не были детально проработаны.

Разработчиками законодательной инициативы предлагается признать с 1 июля 2021 года утратившим силу положения о повышении возраста выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Также предлагается запретить повышение пенсионного возраста до 1 января 2035 года.

Согласно отдельным оценкам, в настоящее время в России до пенсии не доживают около 10% женщин и 30% мужчин. Очевидно, что с повышением пенсионного возраста мужчин до 65 лет этот показатель значительно возрастет, в том числе из-за дополнительных физических и психических нагрузок, связанных с принудительным продолжением работы при ухудшающемся состоянии здоровья.

Мы уже подробно рассматривали процедуру расчета прожиточного минимума пенсионера. Если кратко, то он теперь зависит от прожиточного минимума пенсионера в целом по России – который рассчитывается уже Росстатом, исходя из среднего уровня цен на продукты по России.

Граждан интересует не только размер положенных выплат, но и способы их начисления. Уровень минимальной пенсии в крупных городах намного выше по сравнению с другими краями, республиками и областями страны. Он регулируется законодательством и начисляется по установленной в каждой области государства величине прожиточного минимума, к которой прибавляются разного вида надбавки.

  • при индексации. Коэффициент устанавливается правительством РФ в начале каждого года;
  • за счет перерасчета. Для работающих пенсионеров производится ежегодно 01.08, для неработающих — по заявлению пенсионера, если есть основания для перерасчета;
  • за счет увеличения регионального прожиточного минимума пенсионера. Увеличение происходит ежегодно с 01.01.

Если говорить проще, то с учетом всех выплат пенсионер все равно будет получать прожиточный минимум – просто сумма социальной доплаты в общей выплате будет меньше. А если со всеми доплатами общая сумма будет больше прожиточного минимума, никакой социальной доплаты пенсионеру уже не полагается.

  • Если пенсионер уже получает РСД, заново подавать заявление не требуется — в 2021 году выплаты продолжатся. Если ПМП в регионе изменился, то и размер выплаты будет пересчитан автоматически.
  • Если же гражданин не получал такую доплату, а его обеспечение ниже значений, указанных в таблице, нужно обращаться в соцзащиту и писать заявление. В частности, это касается жителей тех 15 регионов, в которых с 1 января 2020 вместо федеральных доплат (ФСД) вводятся региональные.
  • Чтобы получать РСД уже с 1 января 2021 года, нужно подать заявление до конца 2020 года.
  • Если этого не сделать или сделать позже, то доплата будет назначена только с 1 числа следующего после подачи заявления месяца.

Индексация пенсий, возврат пенсионного возраста, пересчет выплат военным пенсионерам в обзоре за апрель 2021

В Госдуме РФ рассматривается законопроект, направленный на возврат индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что отмена индексации крайне негативно сказалась на финансовом положении пенсионеров и привела к существенному снижению покупательной способности граждан. Такой подход приводит к тому, что пенсионеры работают «нелегально» (без оформления документов, по чужим документам, на половину ставки), чтобы в отношении них не уплачивались страховые взносы и не подавались данные персонифицированного учета. Соответственно, происходит нарушение трудового и пенсионного законодательства.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 3 года, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В Пояснительной записке указывается, что в настоящее время ограничивается выплата пенсионеру разницы между новым и прежним размерами пенсии при перерасчете двенадцатью месяцами, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Вышеуказанное ограничение приводит к тому, что полагающийся пенсионеру перерасчет пенсии в сторону увеличения законодательно ограничен, что не может быть признано правильным с точки зрения государственной стратегии, направленной на защиту пенсионеров, ветеранов и их семей.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому правом на подачу заявления о признании банкротом во внесудебном порядке без условия окончания исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю обладают граждане, чей ежемесячный доход не превышает двух величин прожиточного минимума при условии отсутствия имущества у этого гражданина, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В Пояснительной записке указывается, что процедурой внесудебного банкротства на сегодня не смогут воспользоваться граждане, чей доход равен или меньше прожиточного минимума, в том числе малоимущие граждане и пенсионеры, поскольку они ежемесячно получают свой доход (заработную плату, пенсию или иной доход). В таком случае, недоступность процедуры внесудебного банкротства для указанной категории граждан, в последствии приводит к тому, что у этих граждан в рамках исполнительного производства будут удерживаться долги в размере половины суммы ежемесячно получаемых доходов.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается установить заявительный порядок установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности при переезде гражданина на новое место жительства за пределы сельской местности. В Пояснительной записке указывается, что это позволит осуществлять выплаты только тем, кто в силу тяжелых жизненных обстоятельств, продолжает нуждаться в фиксированной выплате и после переезда за пределы сельской местности.

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), пересмотр которого в сторону повышения до 1 января 2035 года не допускается. В Пояснительной записке указывается, что объективность предложенных границ пенсионного возраста вызывает вопросы. Установление указанных показателей повышения нормативного пенсионного возраста не подкрепляется какими-либо обоснованиями.

Проблемы пенсионного обеспечения в рф 2021

Несмотря на увеличение величины пенсионных выплат (от 7593,9 руб. в 2011 г. до 12080,9 руб. в 2016 г.), система пенсионного обеспечения РФ скрывает очевидное противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат ПФР РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой сторона, в распространении социальныхпрограмм и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет институциональной инерции (сохранность пенсий при наличии пятилетнего стажа труда и досрочных пенсий за вредные условия труда) и роста нагрузки на работоспособное население. Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектовулучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально- экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей [4, с. 45].

Наибольшее число пенсионеров — это пенсионеры по старости — 35555 тыс. чел. или 83,2 % в 2016 г. Наблюдается увеличение числа пенсионеров по старости, пострадавших в ходе радиационных и техногенных катастроф, федеральных государственных гражданских служащих, а также социальных пенсионеров. Число пенсионеров летчиков-испытателей не изменился: в 2016 г. составило 1000 пенсионеров. Сокращение пенсионеров наблюдалось по инвалидам и по случаю потери кормильца: соответственно на 16,1 % и 4,2 % в 2016 г. по сравнению с 2011 г.

Наибольшую пенсию получают за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) — 446260,3 руб. в 2016 г. Далее следуют летчики-испытатели, пенсия которых составила в 2016 г. 85736,2 руб. Федеральные государственные гражданские служащие занимают третье место по величине получаемой пенсии — 17186,4 руб. Пенсия по старости составила всего 12830,4 руб. минимальная пенсия приходится на инвалидов — всего 8040,1 руб.

Читайте также:  Доплаты работающим пенсионерам в 2021 году в белорусииследние новости

Проблемы пенсионного обеспечения в РФ наиболее остро возникнут к 2017 г., что связывается со старением население страны. Сегодня в России проживает 41456 тыс. пенсионеров при 72323,6 тыс. трудоспособного населения (в 2015 г.), т. е.57,3 %. Сегодня на 1-го пенсионера приходится 1,65 работника. Причем с 2010 г. происходит постепенное сокращение данного соотношения: в 2010 г. на 1-го пенсионера приходилось 1,70 работника, в 2011 г. — уже 1,69, в 2012 г. — 1,68, в 2013 г. — 1,67, в 2014 г. — 1,65, в 2015 г. — 1,65. В ближайшем будущем, число пенсионеров в сравнении с трудоспособным населением будет увеличиваться, и соотношение трудоспособных работников и пенсионеров может составить к 2020 г. 1:1, т.е. 1-му трудоспособному работнику придется гарантировать обеспечение 1-го пенсионера. В данном случае система пенсионного обеспечения, которая была выстроена еще в начале 60-х гг. XXв. по принципу солидарности между поколениями, бесповоротно перестанет функционировать. Это зависит от того, что ее создатели смотрели на то обстоятельство, что удельный вес пенсионеров не должен быть больше 12 %, а трудоспособное население будет постоянно расти из-за воспроизводства «достаточного» числа детей. На сегодня сформировалась ситуация, когда работающее поколение не способно стало прокормить всех пенсионеров [5, с. 65]. Также следует отметить, что в России отмечается самый низкий пенсионный возраст: 55 лет — для женщин, 60 лет — для мужчин. «Традицию» отправлять женщин на пенсию раньше мужчин РФ позаимствовала у Германии, где канцлер О. Бисмарк ввел пятилетнюю разницу в пенсионном возрасте для женщин и мужчин из-за того, что в обычной немецкой семье муж был на 5 лет старше жены и если бы пенсионный возраст был установлен на одном уровне, то муж выходил бы на пенсию на 5 лет раньше своей жены. В итоге 5 лет супруга содержала бы своего мужа-пенсионера, что, по мнению О. Бисмарка, полностью подорвало бы немецкие общественные нормы и традиции. В таблице 1 указаны современные показатели пенсионного возраста в разных странах мира [8, с. 1].

Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. 22 % пенсионных отчислений платят далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально [6, с. 57]. Для выведения заработной платы из тени имеются некоторые инструменты, а именно фискальные и карательные меры, а также социально-экономические рычаги. Их оптимальное сочетание приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время учеными и практиками предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в современной РФ: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения возраста выхода на пенсию; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ [7, с. 100]. Именно данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и РФ только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

  1. ФЗ No 406 от 20.12.2017 г. Последняя редакция закона содержит в себе полную информацию о деятельности, структуре, порядке работы и ответственности сотрудников прокуратуры, в том числе и военной.
  2. ФЗ No2202-1 от 27.12.2018 г. Данный федеральный закон вступил в силу с 08.01.2019 году и содержит все последние изменения, внесенные правительством в порядок работы прокуроров.
  3. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Наиболее информативной будет редакций 2021 (последнее изменение было внесено 20.12.2017 г.) года со всеми правками. В законе регламентирован порядок выхода на пенсию, причитающееся пенсионное обеспечение и правительственные льготы для военных, служащих в пожарной части, работников судебно-исполнительной системы, сотрудников органов внутренних дел и службы контроля над оборотом наркотиков и психотропных средств.

Для сотрудников государственной службы в отставке будет введена надбавка к пенсионному пособию в объеме в 2500 рублей за каждый отработанный год. При начислении такой выплаты прокурорам размер заработной платы будет учитываться вместе с надбавками. Эти льготы ввели в 2021 году и их смогут получить сотрудники прокуратуры в 2019 году.

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 2000; 1996, N 10, ст. 939; 2000, N 14, ст. 1487; 2004, N 7, ст. 521; 2005, N 45, ст. 4617; 2006, N 44, ст. 4595; 2008, N 22, ст. 2579; N 31, ст. 3737; 2011, N 51, ст. 7526; 2014, N 41, ст. 5537; 2015, N 2, ст. 475; N 33, ст. 4824; 2021, N 2, ст. 368; 2021, N 30, ст. 4729).

Остальные служащие, в чьих трудовых книжках не значится ни одна из вышеупомянутых должностей, претендовать на прокурорскую пенсию не имеют право, даже если являются сотрудниками прокуратуры или судебной системы. Например, секретари, уборщики, операторы ПК и прочее.

Федеральный закон №385 от 2015 года «О приостановлении действия…» установил мораторий на повышение пенсионных выплат для тех лиц, кто вышел на заслуженный отдых и продолжает трудиться. Эти граждане не утрачивают право на пособия, при этом увеличение размера каждый год не происходит.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Низкий уровень пенсионного обеспечения подразумевает крайне низкий коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В соответствии с данными мониторинга Министерства экономического развития России, коэффициент замещения составил 2% — в 2009 г. – 8,3 %, в 2010 г. – 38 %, в 2011 г. –37,8 % [7]. Необходимо обратить внимание, что данный показатель основан на статистических данных, учитывающих лишь официальную заработную плату, поэтому значение реального коэффициента замещения в России будет как минимум вдвое ниже [6].

Основное направление развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, которые направлены на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как НПФ и УК, а также к российской пенсионной системе в целом. В ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020 г. – 10 % (согласно данным ПФР), если не будут предприняты меры, направленные на стимулирование добровольных пенсионных накоплений.

Пенсионное обеспечение не является исключительно государственной монополией. В эконо- мически развитых странах, государство гарантирует гражданину лишь определенный уровень обеспеченности, поддерживающий достаточный размер замещения утраченной заработной платы. При этом негосударственный сектор выполняет две основные функции – обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста и аккумулирует средства пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны. Система НПО может охватывать негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки, пенсионные программы предприятий без создания юридического лица и т. д. С помощью негосударственного пенсионного обеспечения можно решить две проблемы – увеличить размер пенсии для молодой возрастной категории населения и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. В данной ситуации Пенсионный фонд мог бы закрепить за собой только функцию осуществления социальных выплат гражданам пенсионного возраста с помощью собственного текущего бюджета, при этом не привлекая средства из федерального бюджета [4].

В статье рассмотрены основные проблемы формирования эффективной пенсионной системы. Автор анализируют проблемы новой модели пенсионной системы, выделяет положительные и отрицательные стороны данного аспекта. Также в статье рассматриваются современные направления развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения.

С 1 января 2009 г. действует государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, суть которой заключается в предоставлении любому гражданину возможности осуществить дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии, – получая при этом аналогичную сумму взносов по итогам года от государства. Участником данной программы может быть и работодатель. Причем участие в этой программе предполагает следующие стимулирующие меры: граждане получают налоговый вычет на сумму, уплаченных взносов, предприятия имеют возможность понизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов [1]. Суть программы государственного софинансирования пенсионных накоплений в том, чтобы вырабатывать у населения привычку откладывать себе на пенсию, а не стопроцентно полагаться на государственное решение вопроса.

Adblock
detector