Прямые договора с ресурсниками с 2023 года последние новости

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

  • утвержден типовой «прямой договор» – договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО – отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой «прямой договор» по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках – он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2023;
  • если уж переход на «прямые договоры» в конкретном МКД свершился – по воле жителей или РСО, неважно – УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на «прямые договоры» произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них – ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о «должниках».

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.
  • если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;
  • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;
  • и сведения из реестра собственников, и все остальные сведения, необходимые РСО для начисления платы, УК должна передавать одновременно на бумаге и в электронном виде;
  • срок проверки запроса потребителя о правильности начисленных ему сумм платежей можно рассмотреть в течение месяца. Это в равной степени относится и к УК, и к РСО, и к регоператору;
  • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на «прямые договоры», при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими «прямыми» потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);
  • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;
  • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на «прямых договорах» с РСО/регоператором, – это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса к границе с внутридомовыми инженерными системами;
  • принимать сообщения потребителей о некачественной коммунальной услуге – даже в случае «прямых договоров» – должна УК. Проверять это сообщение и составлять акт нужно совместно с РСО/регоператором. Аварийно-диспетчерская служба – тоже «вотчина» УК;
  • прямо прописывается обязанность УК ставить ОДПУ даже в доме на «прямых договорах», но только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения;
  • предупреждать должников об ограничении/приостановлении коммунальной услуги теперь не обязательно в письменном виде – можно и устно. А сумма расходов на ограничение/приостановление комуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3 000 руб.;
  • если УК не может подтвердить, что управляемый ею МКД внесен в региональный реестр лицензий на управление МКД, то РСО вправе отказаться заключать с УК договор ресурсоснабжения в части обеспечения ресурсами этого спорного МКД.

Отметим также, что в Правилах № 354 теперь закреплен и запрет на размещение в платежном документе рекламы, за исключением социальной. Напомним, что размещать рекламу на платежках запретили еще в прошлом году – см. ч. 10.2. ст. 5 Закона о рекламе. Теперь данный запрет прямо предусмотрен и Правилами № 354.

Особые требования к заключению прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) при управляющих компаниях (УК) в 2023 году – плюсы и минусы, обязанности собственников нежилых помещений

Минусы прямых контрактов с РСО:

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Читайте также:  Декларация ндфл 2023 при прдаже и покупке квартиры

Работа с должниками кропотлива и трудоемка:

  • ведение учета плательщиков и неплательщиков;
  • своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
  • контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Вопрос об этом вносится в повестку дня. При достижении кворума на ОСС, председатель сообщества МКД заключает договор с РСК. Смена обслуживающих дом организаций допускается не чаще, чем один раз в год. Предыдущего поставщика услуг следует поставить в известность о расторжении контракта, не менее чем за месяц.

В этом случае бухгалтер и руководитель управляющей несут полную ответственность за этот неправомерный поступок. Если до поступления текущего платежа от потребителя на счет, ситуация будет исправлена, то наказание не последует. В противном случае назначается штраф в двойном размере от выставленной суммы.

Илья Осипов: Я бы посоветовал Людмиле все-таки обратиться в жилищную инспекцию, потому как именно в их полномочиях отслеживать корректность в том числе и начисления. И у нас на сегодняшний день по законодательству достаточно жесткие санкции. Если начисление незаконно, то помимо того, что происходит возврат денег, еще и стопроцентная штрафная санкция. Поэтому здесь нужно разбираться досконально, откуда ноги растут.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я живу в доме в городе Сургуте 24 года. И 24 года у меня идет вытяжка с туалета. Я живу на 5 этаже. Я дышу фекалиями. Как бы я ни обращался в ЖКХ – бесполезно этого добиться. Я уже перестал платить за капремонт. Думал, не буду платить – может, они проснутся. После опять взялся за капремонт, заплатил.

Илья Осипов: Вообще это их ответственность, качество воды. В данном случае, может быть, не очень корректный пример, но аналогию можно легко усматривать в нашем электроснабжении. Мы с вами исторически всегда находились на прямых договорах. Если у нас есть перебои с электричеством, мы же с вами в управляющую компанию по этому поводу не звонили, за исключением случаев, когда лампочка в подъезде перегорела. Такой же самый процесс мы подразумевали здесь. Каждый должен отвечать за свое. Каждый должен получать деньги за качественно оказанную услугу. Потому что чаще всего на самом деле слышим претензии у граждан, что тариф есть, деньги платим, а услугу получаем некачественную. Спросить не с кого. Так вот, как раз этот закон и призван убрать посредников не только в части того, что они где-то могут намухлевать, но и сократить расстояние от потребителя до производителя. Производитель — «ТеплоЭнерго», производитель – водоканал. Он должен отвечать за качество коммунального ресурса, который производит.

Илья Осипов: Уйдут с рынка прежде всего недобросовестные. Те, которые пришли погреть руки на чужих деньгах. Потому как для них сама почва будет уходить из-под ног. Добросовестные компании (и мы, прежде чем какой-то шаг сделать, экспертное мнение изучаем) очень многие перешли. Те примеры, которые вы приводили, они ратуют за то, чтоб перейти на прямые платежи. Потому что уходит ответственность за чужие деньги. Потому что это в том числе и уголовная ответственность на сегодняшний день, если ты неэффективно управляешь. Им это не нужно. Они хотят получать за жилищную услугу, хотят получать за ту работу, которую делают. К слову сказать, один момент, который все время остается в тени – оплату жилищной услуги мы тоже в этом законе обсуждаем. И мы здесь наделяем органы местного самоуправления правом определять размер платы за жилищную услугу и введения индексов. Потому что, если мы с вами посмотрим, то, что мы в платежке получаем, не все разбирают, что там коммунальная услуга, а что жилищная услуга. И когда президент говорит, что у нас по коммунальным услугам индекс роста инфляция минус, а мы с вами смотрим в платежку – а там наоборот. Там инфляция плюс. Инфляция 4%, у нас рост 8-15%. Начинаем разбираться – оказывается, жилищную услугу управляющая компания задрала до такой степени, что это никаким объяснениям не поддается. И самое главное – не мотивировано, не объясняя жителям. Потому что одно дело, когда жители на своем собрании сами принимают подобные решения. У них есть, условно говоря, дополнительная территория, у них шлагбаум. И так далее, и так далее. Но когда это происходит только по инициативе управляющей компании в одностороннем порядке, идет, простите, им в карман, то здесь мы тоже ставим этому барьер, и это как раз одно из поручений президента, которое я считаю крайне важным, чтобы оно было выполнено, чтобы все-таки люди и граждане России понимали, что мы контролируем ситуацию. И то, что если уж сказано «инфляция минус», то так и должно быть.

Оксана Галькевич: Илья Владимирович, я посмотрела на суммы, которые задолжали управляющие компании. По данным Росстата, за 2 квартал 2023 года объем задолженностей управляющих компаний у нас в стране составил почти 250 млрд рублей. Это критическая сумма, рекордная сумма? В связи с этим решено было форсировать события по принятию этого нужного законопроекта?

Переходить ли на прямой договор с ресурсоснабжающими организациями

Так, например, отмечено, что ресурсоснабжающая организация не обязана получать согласие собственников помещений в многоквартирном доме для реализации права на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в связи с наличием у последнего задолженности перед РСО.

Но это небольшое отступление. Какие негативные последствия наступают для потребителей ЖКУ? Все очень просто, управляющая организация или ТСЖ рассчитываясь за коммунальные услуги всеми поступающими от потребителей деньгами, не имеет возможности полноценно и в объеме поступающих на содержание и ремонт средств производить этот самый текущий ремонт.

Следует отметить, что при управлении управляющей организации и при отсутствии прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями страдают добросовестные потребители, потому как управляющая организация в силу серьезно ужесточившегося законодательства не может допустить просрочек оплаты за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы и поэтому управляющая организация вынуждена оплачивать долги неплательщиков деньгами добросовестных плательщиков.

Т.е. если поступает плата за содержание и текущий ремонт управляющая организация или ТСЖ вынуждены этими средствами рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями, в лучшем случае управляющая организация при наличии долгов оплатит пеню, а в худшем и это более вероятно может лишиться лицензии.

Читайте также:  Требования к доценту вак 2023

На вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.

О пользе перехода; МКД на; прямой договор для; управляющих организаций

Инициировать процесс перехода к прямым договорам могут либо жители МКД, приняв решение на общем собрании собственников, либо ресурсоснабжающая организация, если у управляющей организации есть задолженность, превышающая размер средней оплаты по договору за два платёжных периода. При этом задолженность должна быть подтверждена подписанным УО актом сверки или вступившим в силу решением суда (п. 7.5 ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

Изменение системы налогообложения на упрощённую позволит управляющей организации экономить средства и время сотрудников, поскольку при УСН налоговый и бухгалтерский учёт ведутся по упрощённой схеме, налоговая декларация подаётся один раз в год, а налоговая нагрузка на УО уменьшается по сравнению с общей системой налогообложения (гл. 26.2 НК РФ).

Например, по доверенности от одного из собственников помещения в МКД оспаривать в суде протокол общего собрания, на котором принято решение о заключении такого договора. Или отказываться подписывать акт сверки задолженности, без которого РСО не может в одностороннем порядке расторгнуть действующие договоры с УО даже при наличии долга. В таком случае лишение управляющей организации статуса исполнителя КУ затянется на время судебных разбирательств.

Федеральный закон от 03.04.2023 № 59-ФЗ позволил собственникам помещений в МКД и поставщикам ресурсов заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг, исключив из процесса управляющие организации. Читайте о положительных для УО моментах перехода жителей домов и РСО на прямые отношения.

После исключения УО из схемы предоставления и оплаты коммунальной услуги она получает возможность перераспределить трудозатраты, сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности – на жилищных услугах, содержании и ремонте общего имущества МКД.

Однако многие граждане по старинке пересылают информацию в свою УК. Если так произошло, то есть собственники/наниматели жилых помещений в доме передали показания счетчиков воды или электроэнергии в УК, она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса, имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу в 2023 году.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом,инициировавшим общее собрание.

Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.

Обращаем внимание граждан, что принятие собственниками решения о заключении «прямого» договора с ресурсоснабжающей организацией является основанием для изменения договора управления многоквартирным домом (в котором ранее, до принятия решения собственниками, предоставление коммунальных услуг относилось к обязанности управляющей организации).

С вступлением в силу в апреле 2023 Федерального закона от 03.04.2023 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предусмотрена возможность (право, не обязанность) перехода на прямые договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями в случае принятия решения на общем собрании собственников.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом (требования к оформлению протокола установлены Приказом Минстроя Российской Федерации от 25.12.2023 № 937/пр), обязательно протокол должен содержать дату принятия решения, с которой договор будет считаться заключенным и содержать корректную формулировку, а именно решение собственников о заключении прямого договора, не переход на прямые расчеты.

Прямые договора с ресурсниками с 2023 года последние новости

Ведь их задолженность перед ресурсообеспечивающими организациями по стране оценивается в 250 млрд. руб. В марте закон приняла в третьем чтении Госдума, а 3 апреля после подписания президентом РФ и опубликования он вступил в силу. Отныне жители получили право платить за тепло, воду, газ и свет по договорам напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО), минуя управляющие.

Ресурсник может и самостоятельно расторгнуть договор с управорганизацией и перевести жителей на расчеты по прямым договорам. Но для этого ему необходимо обратиться в суд, где должна подтвердиться задолженность управляющей организации минимум за два месяца.

В начале апреля президент России Владимир Путин подписал так называемый «закон о прямых договорах» от 3.04.2023 г., № 59-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ. Этот закон давно ждали, так как на него рассчитывали. Каждый год он должен был вступить в силу «вот-вот», но так и не вступал.

Однако в городском округе Клин случаи, когда управкомпания, получая деньги жителей, не перечисляет их РСО, практически исключены. Оплачивая жилищно-коммунальные услуги через платежного агента МосОблЕИРЦ, в последние годы вопиющих злоупотреблений наблюдать не приходилось.

Жителям остается следить за объявлениями на дверях подъездов и дружно участвуем в собраниях. А клинское отделение Ассоциации председателей советов многоквартирных домов уже в понедельник, 14 мая в 14:00 наметило провести обсуждение прямых договоров за круглым столом в Доме ветеранов , куда приглашает всех желающих.

Права потребителя

Получать за все коммунальные услуги единую платежку или заключать отдельные договоры с компаниями, поставляющими газ, воду, свет и отопление в квартиру — это должны решать собственники жилья. Впрочем, в некоторых случаях, когда УК или ТСЖ накопили большие долги, вопрос может быть решен в принудительном порядке.

Читайте также:  Тест онлайн экзамена для получения внж в 2023 году

Однако в Самарском филиале «ЭнергосбыТ Плюс» советуют не спешить, если общих претензий к работе управляющих компаний нет. «Да, эта мера позволяет повысить прозрачность расчетов за коммунальные услуги и платежную дисциплину. Вместе с тем, ресурсоснабжающим организациям в перспективе еще необходимо решить вопрос с созданием достаточности офисов очного обслуживания клиентов. Поэтому жителям многоквартирных домов, которые не имеют претензий к качеству работы своих УК, нет смысла рассматривать этот вопрос», — считают в компании.

Таким образом, если не считать увеличения числа квитанций, никаких дополнительных затрат для собственников новая система расчетов не повлечет. Все тарифы утверждаются госструктурами и не отличаются как для прямых перечислений ресурсниками, так и при наличии посредника в виде УК или ТСЖ. «Переход на прямые договоры ускорит поступление денежных средств от непосредственного потребителя электрической энергии в ресурсоснабжающую организацию, исключит нецелевое использование денежных средств управляющими компаниями, что приведет к сокращению задолженности потребителей, — перечисляют выгоды в ПАО «Самараэнерго». — Для потребителей переход на прямые расчеты сделает расчеты более прозрачными и даст возможность напрямую решать возникшие вопросы с поставщиками».

Каждый из нас сам ответственен за свое жилье. И вопрос о том, как ему удобнее платить за коммуналку — по одной квитанции и нескольких, можно решить самостоятельно. Но только придти к такому мнению необходимо всем жильцам многоквартирного дома на общем собрании. И подтвердить решение протоколом. Как поясняют в ПАО «Самараэнерго», протокол передается в ресурсоснабжающую организацию (РСО) и Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).

По данным Самарского филиала «ЭнергосбыТ Плюс», перевод потребителей от управляющих компаний на прямые расчеты с поставщиками тепловой энергии в большинстве случаев — вынужденная мера. «Руководствуясь постановления правительства РФ, ресурсоснабжающая организация вправе расторгать договор на оказание услуги теплоснабжения с теми управляющими компаниями, которые не оплачивают потребленное тепло на протяжении трех месяцев и более», — сообщают в компании.

Верховный суд РФ в своем Определении установил, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения (далее — ГВС) в МКД и при наличии собственного ИТП исполнителем коммунальной услуги является УО. Данное обстоятельство делает невозможным переход на прямые договоры собственниками МКД с РСО в части подачи холодной воды для производства горячей воды. В связи с этим суд определил, что в такой ситуации исполнителем коммунальной услуги по ГВС является УО.

Рекомендуем вам, в случае возникновения подобных вопросов между РСО и УО руководствоваться данным Определением. Это позволит сэкономить время на урегулировании спорных вопросов в процессе взаимодействия УО с РСО при принятии решения собственниками МКД о заключении прямых договоров.

Прямые договора с ресурсниками с 2023 года последние новости

В настоящее время посредниками между жильцами и «ресурсниками» выступают управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы. В октябре председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил проводить расчеты напрямую с ресурсоснабжающими организациями, так как у последних копятся долги из-за действий посредников — деньги жильцов не доходят до поставщиков коммунальных услуг. Депутатская инициатива о заключении прямых договоров появилась раньше указаний премьера, в июне 2023 г. Но депутаты руководствовались иной логикой.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»капремонт, почтовый ящик, квитанция, побор, подъезд, тсж(2023)|Фото: xn—-7sbabhdpeaona7bchj7btmi9u2b.xn--p1ai/» />

«Места общего пользования — сфера деятельности управляющей организации и это относится к общему имуществу многоквартирного дома, ровно как и внутридомовые инженерные сети», — ответил Качкаев, добавив, что договоры с ресурсоснабжающими организациями будут касаться только тепла, света и газа, потребленных в квартире.

Депутаты Госдумы обсудили законопроект в первом чтении на минувшей «пленарке». По словам Павла Качкаева, типовое соглашение собственников с ресурсоснабжающими организациями будет утверждено Правительством, до этого момента отношения с коммунальщиками будут строиться по старой схеме. Депутаты во время обсуждения отметили, что жильцы могут столкнуться с неудобствами из-за того, что будут получать не одну квитанцию от управляющей компании, а сразу несколько от разных организаций. По словам авторов, вторым этапом может стать введение единого платежного документа, перевод средств в ту или иную организацию будет осуществлять банк на основании штрих-кодов.

«Недобросовестность в действиях отдельных управляющих организаций, когда средства, полученные за коммунальные услуги, используются не по назначению, приводит к образованию задолженности за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, необоснованным начислениям собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги».

Освещен также вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Указано , что лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

3 апреля 2023 года вступили в силу изменениния в Жилищный кодекс РФ, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с этим Минстрой России в письме от 4 мая 2023 года № 2073-АЧ/04 разъяснили некоторые вопросы, связанные с заключением «прямых» договоров. В частности, Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

В письме дано разъяснение, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

Отвечая на вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Прямые договоры

первый принципиальный момент — при отказе ресурсника от договора с управляющей организацией ввиду наличия задолженности — согласия собственников на заключение «прямого» договора не требуется. Таким образом, Минстрой дал понять что как таковое право выбора переходить на прямые договоры или нет у жителей отсутствует. Если у управляющей компании присутствует задолженность, принимать решение о переходе на прямые договоры будет ресурсник.

второй принципиальный момент — при расторжении договора ресурсоснабжения с управляющей организацией ввиду наличия задолженности юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения;

Adblock
detector