Росфинмониторинг в отношении физ лиц

В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2023 № 804 (далее — Правила), Федеральная служба по финансовому мониторингу формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 21 Правил Росфинмониторинг доводит Перечень до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, а также адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являющихся субъектами — субъектами статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте.

  • Операции на сумму свыше 600 000 рублей. Если расчеты производятся в иностранной валюте, во внимание принимается эквивалент этой суммы.
  • Операции, в ходе которых проводились расчеты наличными, если эти расчеты не были оправданы особенностями хозяйственной деятельности.
  • Использование имущества на основании соглашения о лизинге.
  • Перевод средств клиенту фирмами, не осуществляющими кредитную деятельность.
  • Сделка с недвижимостью на сумму, превышающую 3 000 000 000 рублей.
  • Неправомерный отказ в предоставлении документов.
  • Чрезмерное внимание, направленное на обеспечение конфиденциальности операций.
  • Игнорирование выгодных условий приобретения услуг.
  • Нестандартно высокая комиссия за услуги.
  • Значительное изменение схемы сделки прямо перед ее совершением.
  • Отсутствие сведений о компании в официальных справочниках.
  • Перечисление денег по сделке на счет, отличающийся от счета, оговоренного в соглашении.
  • Значительное отклонение от рыночных показателей стоимости сделки.
  • Частое осуществление расчетов наличными.
  • Оплата неустойки в размере больше 10% от суммы соглашения.
  • Условия соглашения противоречат целям работы фирмы, которые указаны в учредительной документации.
  • Оформление займа от нерезидента.
  • Усложненные, относительно ситуации на рынке, схемы расчетов.
  • Работа с контрагентом, зарегистрированным менее 3 месяцев назад.
  • Перевод средств нерезидентам за консультацию или маркетинговые услуги.
  • Кредитные структуры.
  • Участники рынка ценных бумаг.
  • Страховые фирмы.
  • Представители почты.
  • Ломбарды.
  • Фирмы, занимающиеся скупкой и продажей драгметаллов.
  • Букмекерские конторы, фирмы, создающие лотереи.
  • Управляющие офисы инвестиционных фондов.
  • Посреднические компании, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости.
  • Фирмы, принимающие платежи.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Частные пенсионные фонды.

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2023 г. № 12-4-4/3732 «О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ»).

  • право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;
  • право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Отметим, ранее Банк России пояснял, что под контроль операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделке с недвижимым имуществом, не подпадают операции по открытию счета эскроу и зачислению на него денежных средств, а также по возврату денежных средств со счета эскроу на расчетный счет депонента. Но если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному основанию (Письмо Банка России от 16 декабря 2023 г. № 12-4-4/5437 «О применении Федерального закона № 208-ФЗ»).

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

  • вступившего в силу решения суда РФ о ликвидации или запрете деятельности компании в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
  • вступившего в силу приговора суда РФ о признании лица виновным в совершении террористических преступлений, предусмотренных УК РФ;
  • вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения по ст.15.27.1 КоАП РФ (т.е. оказание финансовой поддержки терроризму);
  • решения Генерального прокурора РФ (подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти) о приостановлении деятельности компании в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении компании к ответственности за экстремистскую деятельность;
  • процессуального решения о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных «террористическими» статьями УК РФ (например, подготовка террористического акта);
  • постановления следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных «террористическими» статьями УК РФ;
  • составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, перечней компаний и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
  • признаваемых в РФ (в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами) приговоров или решений судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении компаний или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Полностью приостановить все операции по счету банк может в случае, если компания или физлицо попали в Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму или терроризму, либо сведения о причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо в отношении которых принято решение о замораживании денежных средств или иного имущества.

В условиях пандемии коронавируса (во исполнение постановления Правительства РФ от 03.04.2023 г. № 438) до конца 2023 года Росфинмониторингом отменено проведение проверок соблюдения законодательства об отмывании доходов и противодействии финансированию терроризма. Но такая отмена не означает прекращение обязанности банков соблюдать все требования соответствующего законодательства.

Росфинмониторинг вправе издать постановление о приостановлении операций клиента с денежными средствами, а также с иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная информация по результатам предварительной проверки клиента признана им обоснованной.

На практике может случиться ситуация, когда компания узнала о своем ошибочном включении в Перечень. Для того чтобы компанию исключили из Перечня, нужно обратиться в Росфинмониторинг (в соответствующее территориальное подразделение) с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня.

Читайте также:  Как Найти Члена Снт Должника

Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000 Р подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Покупка кольца или цепочки в ювелирном магазине тоже может попасть под обязательный контроль, если стоимость изделия больше 600 000 Р . Но кроме контроля есть еще требование об идентификации клиента — то есть проверке его паспорта и фиксации данных о покупке.

  • «Власти будут отслеживать все операции свыше 600 тысяч рублей»;
  • «Власти установили тотальный контроль за операциями с наличными»;
  • «Теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг».
  1. Обмен банкнот одного достоинства на другие.
  2. Перевод денег за границу на счет анонимного владельца.
  3. Поступление денег из-за границы со счета анонимного владельца.
  4. Переводы некредитными организациями по поручению клиента.
  5. Страховые выплаты от нерезидентов.
  6. Получение имущества по договору лизинга.

Как упростить проверку клиентов по 115‑ФЗ: требования и инструменты

Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2023 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2023 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2023 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.

Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.

Недостоверные сведения могут быть представлены из-за неполной идентификации клиента или несвоевременного обновления информации по клиенту. Даже если сообщение отправлено вовремя и в нем указаны все клиенты, но на момент отправки сообщения у клиента что-то изменилось в учредительных документах или в адресе, и отправлена устаревшая информация, будет назначен штраф.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2023 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.

Блокировка счета по данным финмониторинга — вещь сама по себе неприятная. Мало того, что имеется подозрение в причастности к преступным деяниям, не позволяющее открыть другой расчетный счет (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ), так и сам период проверки оказывается достаточно длительным. Конечно, у владельца счета всегда имеется желание ускорить процесс снятия санкций. Тем более что для этого могут быть и вполне веские основания:

Помимо рассмотренной длительной блокировки счета у банков есть также право отказывать клиентам в проведении подозрительных операций. И они достаточно часто им злоупотребляют. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс, оформив бесплатный доступ к системе.

Фактическое блокирование счета всегда выполняет банк (или иное лицо, проводящее операции с денежными средствами), и в этом смысле можно говорить о том, что финансовый мониторинг банка заблокировал счет. Причем, как уже указывалось в предыдущем разделе, с совершенно равной вероятностью могут возникать такие ситуации:

Финансовый мониторинг — процедура, проводимая на основании закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Этот документ обязывает все структуры, фактически выполняющие операции с денежными средствами, отслеживать в отношении лиц, открывших у них расчетный счет или намеревающихся это сделать, информацию, свидетельствующую об их возможной причастности к преступным деяниям.

Результаты такого отслеживания аккумулируются в специально созданном для этого государством надзорном органе — Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинге). У Росфинмониторинга есть сайт, на котором размещается информация о наличии подтвержденных или находящихся в процессе проверки данных о причастности владельцев счетов (или лиц, имеющих возможность ими стать) к преступным деяниям. Поскольку в России открытие счета доступно любому лицу (как юридическому, так и физическому, в т. ч. иностранному и не имеющему гражданства), процедура проверки не предполагает исключений из их числа, т. е. проводится она в отношении всех подряд.

  • сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
  • вид операции/сделки и основания ее совершения;
  • дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Это разрешается в случаях, когда у бухгалтерской фирмы временно отсутствует возможность направлять электронные сообщения о подозрительных операциях через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Например, по техническим причинам, или когда сервис ведомства недоступен.

При отнесении той или иной сделки/операции к подозрительной бухгалтерские компании должны руководствоваться рекомендациями Росфинмониторинга. При этом они не вправе разглашать факт передачи соответствующих сообщений своим клиентам и любым третьим лицам.

В 2023 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.

С 23 апреля 2023 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2023 № 569). Правила распространяются, в том числе, на организации и ИП, которые оказывают бухгалтерские (аудиторские) услуги.

Контур.Призма — это сервис для автоматизированной проверки юридических и физических лиц в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ. С его помощью можно провести массовую проверку клиентов. Сервис изучит ваших потенциальных и действующих контрагентов и оценит уровень риска по каждому контрагенту. Принимая его во внимание, вы сможете принять решение о сотрудничестве с контрагентами в считанные минуты.

Под действие «антиотмывочного» закона подпадают обслуживающие бухгалтерии, адвокаты, нотариусы, аудиторы, страховщики, банки, которые проводят сделки с недвижимостью, работают с денежными средствами, банковскими счетами и ценными бумагами клиента (далее — субъекты закона № 115-ФЗ).

За несоблюдение перечисленных выше требований Центральный банк и Росфинмониторинг могут оштрафовать нарушителя на основании статьи 15.27 КоАП. Для организаций штраф составляет от 50 тыс. до 1 млн рублей. Кроме того, деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Читайте также:  Если не подали заявление на наследство в течении полугода

Сервис готовит отчет по каждому клиенту на определенную дату с оценкой риска в баллах. В одном файле собраны данные анкеты клиента, отражено, есть ли компания в открытых и закрытых списках, срабатывают ли по ней признаки подозрительных операций, финансирования терроризма и экстремизма.

Обслуживающие бухгалтерии, аудиторские, страховые компании и ряд других организаций обязаны регулярно проверять своих клиентов и отказывать в обслуживании тем, кто попал в «черные» списки ЦБ РФ или Росфинмониторинга. Таково требование «антиотмывочного» закона от 07.08.01 № 115-ФЗ. Несоблюдение закона грозит миллионным штрафом или приостановкой деятельности. Автоматизировать процесс проверки поможет сервис Контур.Призма, который быстро изучит ваших клиентов по десяткам критериев, присвоит им рисковый статус и поможет избежать санкций регуляторов.

Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Пробирной палате, ФНС, Роскомнадзору

Рекомендуем изучить Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями приведенные в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2023 № 59.

  • замораживать (блокировать) денежные средства или иное имущество, то есть организациям и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащих лицу:
    • включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
    • включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
    • в отношении которого межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • выплачивать гуманитарное пособие за счет замороженных (заблокированных) денежных средств или иного имущества (при его назначении МВК по ПФТ);
  • формировать ФЭС о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2023 № 110.
  • о признании операции (сделки) подлежащей обязательному контролю или подозрительной операцией (сделкой);
  • о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;
  • о представлении информации о вышеуказанных операциях в Росфинмониторинг.

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)

Памятка информирует о правах и обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), а именно:

  • административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей на юридических лиц – в размере от 300 000 до 500 000 рублей
  • административный штраф на должностных лиц в размере в размере от 30 000 до 40 000 рублей на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток

70) Укажите периодичность прохождения обучения в форме повышения уровня знаний специальным должностным лицом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке и/или поднадзорных Банку России):

  • о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом
  • о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона от 07.08.2001 №115- ФЗ
  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ
  • о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • о результатах проверки соответствия реализации внутреннего контроля в организации требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ
  • подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, копию которого направить в Росфинмониторинг
  • незамедлительно направить информацию в Росфинмониторинг
  • подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, индивидуальному предпринимателю для принятия решения о его направлении в Росфинмониторинг
  • посредством размещения такой информации в соответствующем разделе официального сайта Росфинмониторинга
  • путем опубликования такой информации в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации
  • путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга

Новый порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях: что делать бухгалтерам

При этом исполнять данную обязанность все вышеуказанные субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Представлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские фирмы и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в компании в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Это разрешается в случаях, когда у бухгалтерской фирмы временно отсутствует возможность направлять электронные сообщения о подозрительных операциях через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Например, по техническим причинам, или когда сервис ведомства недоступен.

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 2023 года изменяется перечень операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга

Изменения внесены в статью 6 ФЗ-115 и предполагают как исключение из нее некоторых операций, ранее подлежавших обязательному контролю, так и распространение обязательного контроля на ранее отсутствовавшие в данной статье финансовые операции физических и юридических лиц.

  1. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  2. Перевод денежных средств за границу на счет или вклад анонимного владельца, либо получение средств из-за границы с такого счета или вклада;
  3. Получение движимого имущества по договорам лизинга;
  4. Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  5. Страховые выплаты от нерезидентов.
  1. Любые зачисления на счет или снятия со счета юридического лица наличных денежных средств вне зависимости от характера его хозяйственной деятельности;
  2. Операции по зачислению или списанию денежных средств со счета иностранной структуры без образования юридического лица (например, партнерства, траста) в течение первых трех месяцев с даты ее регистрации, либо при проведении первой операции с даты открытия счета;
  3. Выплата или передача физическим лицам выигрыша по результатам проведения азартных игр и лотерей;
  4. Операции в наличной или безналичной форме по сделкам с недвижимым имуществом, не предполагающим переход права собственности на нее, если сумма операции составляет не менее 3 000 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  5. Зачисления на счета и списания с них денежных средств во исполнение договоров лизинга, если сумма операции составляет не менее 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  6. Почтовые переводы на сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  7. Возврат предоплаты за услуги связи, если неиспользованный остаток такой предоплаты составляет сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте.
Читайте также:  273 фз о противодействии коррупции с изменениями на 2023

Изменился и порядок представления отчетности о подлежащих обязательному контролю операциях клиентов в Росфинмониторинг. Отчетность подается конкретными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов, не по всем перечисленным в ФЗ-115 контролируемым операциям, а только по тем, которые непосредственно отнесены законом к их виду деятельности.

Проверки Росфинмониторинга

Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2023 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок

Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.

Росфинмониторинг: оспаривание проверок, штрафов, требований

1. Предприниматель просил признать оспариваемое постановление Росфинмониторинга о назначении наказания незаконным и отменить в части установления штрафа, полагая, что возможно назначение наказания в виде предупреждения. В ходе проверки установлено, что предпринимателем, деятельность которого связана с оказанием посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, не организован внутренний контроль. Предпринимателем даны пояснения, согласно которым ей не было известно о требованиях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, в том числе об организации и осуществлении внутреннего контроля. В действиях (бездействии) предпринимателя управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Суд учел, что заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства. Также, суд учел, что на момент вынесения оспариваемого постановления предприниматель утратил статус субъекта контроля. При таких обстоятельствах арбитражный суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, заменить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение (Решение АС Республики Хакасия от 18.01.2023 по делу А74-13907/2023).

3. Суд признал незаконным уведомление об отказе в снятии с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО. Так, ООО «Квартэн» обратилось в Арбитражный суд НСО с заявлением о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с учета в МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по СФО. МРУ Росфинмониторинга по СФО отказало в снятии с учета, поскольку ООО «Квартэн» не исключен поднадзорный Росфинмониторингу вид экономической деятельности. Суд полагает, что оспариваемый отказ в снятии общества с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО не соответствует названному закону и нарушает права ООО «Квартэн» в области предпринимательской деятельности, возлагая на ООО «Квартэн» дополнительные обязанности, связанные с нахождением юридического лица на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО, в частности назначении и содержании специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, обеспечение его высокотехнологичным техническим оборудованием и специальными средствами связи и шифрования (Решение АС Новосибирской области от 13.01.2023 по делу А45-22854/2023).

2. Неисполнение ООО «Аукционсервис» обязанности по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информирования о результатах такой проверки уполномоченный орган препятствует исполнению Росфинмониторингом своих функций по реализации обязательного контроля. Выявленные правонарушения не могут быть квалифицированы судом в качестве малозначительных. В п.2 ст.3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы, безопасности государства. В виду вышеизложенного в связи с тем, что несоблюдение требований по сверке клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности государства у суда отсутствует право применить в отношении заявителя предупреждение (Решение АС Республики Татарстан от 20.12.2023 по делу А65-24601/2023).

8. Материалами административного дела не доказано, что предприниматель Калиниченко Р.В. оказывал посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Так ни в акте проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 05.11.2023 № 64, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, чем подтверждено то обстоятельство, что предприниматель Калиниченко Р.В. осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг по сделкам купли-продажи недвижимого имущества. В данных документах просто констатируется данный факт со ссылкой на материалы проверки. Судом проанализированы операции по расчетному счету предпринимателя Калиниченко Р.В., и установлено, что оплаты за оказанные посреднические услуги предпринимателю от физических и юридических ли на расчетный счет не поступало. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. (Решение АС Ростовской области от 24.05.2023 по делу А53-34274/2023).

6. Вина предпринимателя заключается в том, что им не были предприняты необходимые и достаточные организационные меры, направленные на исполнение Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (предприниматель длительное время не вставал на учет в уполномоченном органе, у предпринимателя отсутствовали привила внутреннего контроля, специальное должностное лицо, прошедшее обучение и т.д.). Таким образом, осуществляя предпринимательскую деятельность, заявитель не могла не осознавать противоправный характер совершенного деяния и не предвидеть его вредные последствия, а также имела возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению. Устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 января 2013 г. №4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства. Учитывая вышеизложенное, суд решил оспариваемое постановление Росфинмониторинга по привлечению заявителя к административной ответственности и назначению штрафа в размере 200 000 руб. оставить в силе. (Решение АС Республики Саха (Якутия) от 03.10.2023 по делу А58-4523/2023).

Adblock
detector