Санпин санзоны с изменениями на 2023 год

Не следует также забывать и о положениях п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2023 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым до 1 октября 2023 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести необходимые исследования и подать в Роспотребнадзор соответствующее заявление.

Но еще более значимо то, что помимо новых требований в Постановлении Главного санитарного врача приводится список прежних санитарных правил и нормативов, отменяемых в рамках «регуляторной гильотины». Отмена документов будет происходить в два этапа, с 1 марта 2023 г. и с 1 января 2023 г.

В начале февраля опубликован важный документ в области санитарной эпидемиологии – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2023 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

На данный момент установление СЗЗ и ЗСО — достаточно сложная, но понятная и исполнимая процедура. С отменой старых и внедрением новых требований появляются элементы неизвестности, которые в конечном счете означают временные и финансовые потери для организаций.

Санпин санзоны с изменениями на 2023 год

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами(1 )должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).

СанПиН — 2023: что изменилось для общепита

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2023 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд.

Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2023 г

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйстующими # субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

Читайте также:  Какая минимальная пенсия в волгоградской области в 2023 году

186. После заполнения пакета не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор медицинских отходов в данном структурном подразделении организации, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание медицинских отходов класса В. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение медицинских отходов класса В за пределами структурного подразделения организации, в котором образовались отходы, в открытых емкостях не допускается.

13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°С и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

275. При обработке пестицидами скверов и парков хозяйствующими субъектами, осуществляющими обработку, должна быть обеспечена защита от загрязнения детских площадок (песочниц) и пищевых продуктов, реализуемых в расположенных на территории скверов и парков объектах торговли и общественного питания. Завоз пищевых продуктов и работа таких объектов могут быть возобновлены после влажной уборки на объектах, проведенной по истечении установленных сроков ожидания, указанных в инструкции по применению пестицида, агрохимиката.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2007 N 75 с 15.12.2007 введены в действие гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2280-07 «Дополнения и изменения N 1 к гигиеническим нормативам «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03» (далее — ГН 2.1.5.2280-07), которые установили предельно допустимую концентрацию (далее — ПДК) хлороформа в питьевой воде в значении — не более 0,06 мг/л.

в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива — в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

В соответствии с п. 76 СанПиН 2.1.3684-21, в котором делается прямая ссылка на Федеральный закон N 416, определены сам факт временных отступлений, показатели, по которым допускаются временные отступления (за исключением показателей безопасности питьевой воды и горячей воды), условия установления временных отступлений (отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения, информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») (далее — Минимальный перечень услуг и Правила оказания услуг соответственно).

СанПиН — 2023: что изменилось для общепита

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд.

В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела.

Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте.

Новые правила в установлении СЗЗ

Предложения в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проведение оценки, соблюдения которых будет допускаться после 1 января 2023 года при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг («белый список»).

Данный пункт уже давно был необходим, так как его отсутствие порождало массу конфликтов. Устанавливая СЗЗ, организация накладывает обременение на определенный участок земли, в нем нельзя строить жилье, выращивать пищевую продукцию и обустраивать зоны рекреации, так как зачастую такие зоны мешают развитию городов.

Прежде всего, необходимо отметить, что изменения в нынешние НПА по СЗЗ жизненно необходимы – в большинстве своем они неясные и во многом противоречат друг другу.
Напомню, что до введения в действие постановления № 2221 основным документом для разработки проектов СЗЗ были санитарные правила и нормативы — СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данные правила на сегодня вошли в так называемый «белый» список НПА.

Читайте также:  Закон о майнинге в россии на 2023

5. Раздел 2 «Методика выполнения работ при проектировании санитарно-защитной зоны» должен содержать: […] методы, методики и программные средства, использованные для выполнения работ; параметры, принятые для выполнения расчетов рассевания (коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее жаркого месяца года; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее холодного месяца года; значение скорости ветра, превышаемой по средним многолетним данным не более чем в 5% случаев в году; среднегодовая повторяемость ветров различных направлений (роза ветров), частота возникновения аномальных, для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, явлений – инверсий, штилей, неблагоприятных метеоусловий […]

а) ситуационную карту-схему, на которую должны быть нанесены: земельный участок (участки) объекта, на котором он размещён, а также иные объекты и территории, как существующие, так и перспективные с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).

  • Градостроительный кодекс (далее – ГрК)
  • Земельный кодекс (далее – ЗК)
  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52)
  • Федеральный закон от 03.08.2023 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-342)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2023 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – ПП-222)
  • О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПин)
  1. Решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН. СЗЗ считается установленной (п.25 ПП-222). Никаких действий предпринимать не нужно.
  2. Решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны (в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент установления СЗЗ), но в ЕГРН не внесены (п.8,9,10 ст.26 ФЗ-342). СЗЗ считаются установленными на срок до 01.01.2023. Необходимо исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2023; п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.
  3. Решение получено, однако границы указаны не так, как требуется в соответствии с положением, утвержденным Правительством (п.11,12 ст.26 ФЗ-342). Такое положение не утверждено, поэтому руководствоваться необходимо ст. 106 ЗК (п.16 ст.26 ФЗ-342). Необходимо описать границы так, как требуется, и исполнить нормы о внесении границ в ЕГРН до 01.01.2023; п. 13 ст. 26 ФЗ-342 исполнять не требуется.
  4. Решение не получено, но определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ (п.13 ст.26 ФЗ-342).В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. С 01.01.20 ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование; ограничения использования ЗУ в них не действует. До 01.10.19 собственники зданий с такими СЗЗ обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ/о прекращении существования СЗЗ.
  5. СЗЗ/ее границы не установлены до ФЗ-342, но в соответствии с требованиями должны быть установлены. СЗЗ и ее границы устанавливаются в срок до 01.01.2023 (п.14 ст.26 ФЗ-342). При этом в срок до 15.03.2023 необходимо провести исследования и представить заявление в Роспотребнадзор (п.2 ПП-222).

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

Существенные изменения коснулись вопросов захоронений. Формулировку «специализированный транспорт» для перевозки умершего к месту захоронения заменили на слово «автокатафалк». Захоранивать патолого-анатомические и анатомические отходы теперь можно на любых участках кладбищ, отсутствует требование о специально отведенных участках.

Предыдущий СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» был более узконаправленным и касался конкретно ритуальной сферы. Новый же документ рассматривает вопросы содержания объектов похоронного назначения наряду с прочими гигиеническими нормативами общегородского устройства в рамках главы 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений». Информация о содержании и устройстве кладбищ, а также прочих объектов ритуального назначения начинается с 50-го пункта соответствующей главы.

С 1 марта 2023 года вступило в силу новое санитарное законодательство, которое регулирует работу похоронной сферы. На смену устаревшему 2.1.2882-11 был принят СанПиН 2.1.3684-21. Полное название документа: «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Санитарные правила и нормы были утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2023 г.

Читайте также:  Доставка груза без договора косгу 2023

Требований к водоснабжению, канализации, санитарной очистке также стало меньше. В прошлом санитарном законодательстве предусматривался отдельный пункт о хозяйственно-питьевом водоснабжении, которого нет в новом СанПиНе. Опущена информация о недопущении слива неочищенных сточных вод с кладбищ и крематориев на открытые площадки.

Проект Постановления Правительства РФ устанавливает, что с 1 января 2023 года организации будут подавать заявления об установлении/изменении границ, прекращении санитарно-защитных зон в электронном виде, через «Интернет». Ведомства будут принимать бумажные пакеты только в том случае, если в прилагаемых документах содержится государственная тайна.

Санитарно-защитные зоны устанавливают за пределами земельных участков, занятых промышленными объектами, участками недр, полосами отвода автодорог и железнодорожных путей. Это территории, в границах которых вредное воздействие химических, физических и/или биологических факторов превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Разработчик продекларировал снижение финансовой и организационной нагрузки на предпринимателей в результате актуализации требований к СЗЗ, учет результатов оценки риска здоровью населения и социально-гигиенического мониторинга. Разбираемся, что решил изменить законодатель в действующих Правилах.

Установленные границы СЗЗ в течение года подтверждают результатами лабораторных исследований (измерений) в рамках производственного контроля над соблюдением санитарных норм. Протоколы представляют в территориальные органы Роспотребнадзора в течение 30 дней после завершения замеров.

— отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3-4 групп патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (эпидемиологически опасные отходы, далее — класс В), в том числе: отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности; отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию;

— отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее — класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников мединских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля;

— отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее — класс Б), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3-4 групп патогенности;

— отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности, далее — класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях;

«Таким образом, согласно действующему законодательству ориентировочная СЗЗ состоит из расчетной и установленной. Для установления ориентировочной зоны имеется установленный порядок утверждения, утверждение размера санитарно-защитной зоны входит в компетенцию органов Роспотребнадзора», – подчеркивается в возражениях.

Судебная коллегия по административным делам пришла к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части. Таким образом, ВС определил оставить решение Мосгорсуда без изменения.

Согласно данным законоположениям, с 1 января 2023 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Суд указал, что данные нормы применяются к СЗЗ, определенным в установленном законодательством порядке, и не исключают возможности признавать недействующими документы градостроительного зонирования в случае отображения на картографическом материале границ этих зон, установленных с нарушением законодательства в сфере санитарного благополучия населения.

Юрист международной юридической фирмы Dentons Мария Оболенская посчитала, что апелляционное определение ВС, хотя и не является революционным, значимо для практики постольку, поскольку основано на правильном и последовательном толковании многочисленных норм о санитарно-защитных зонах, содержащихся в законах и подзаконных актах. «СЗЗ считаются установленными со дня внесения сведений о них в ЕГРН. Отображение незарегистрированной (неустановленной) СЗЗ в какой-либо градостроительной документации не соответствует законодательству», – указала юрист.

Правительство Москвы и Москомархитектура также посчитали, что вывод о том, что ориентировочные СЗЗ не должны отображаться в документах градостроительного зонирования, противоречат ч. 13 ст. 26 Закона от 3 августа 2023 г. № 342-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты.

Adblock
detector