Штраф за отсутствие паспорта антитеррористической защищенности

16 декабря 2023 года вступили в силу поправки в КоАП, предусматривающие ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния) (Федеральный закон от 16 декабря 2023 г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»):

Сказанное не распространяется на случаи нарушения требований в области транспортной безопасности и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, для которых установлено отдельное регулирование как в части требований к антитеррористической защищенности, так и в части ответственности за их нарушения. Также действие указанной нормы не распространяется на случаи нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций. С 1 мая 2023 г. вступят в силу специальные положения ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за это нарушение.

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

Как ООО может бороться с терроризмом

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

  1. Входы и выходы — у кого ключи от дверей, где висят, кто ответственный.
  2. Видеонаблюдение, камеры, пульт, мониторы.
  3. Тревожная кнопка, пожарная сигнализация.
  4. Стены — достаточно ли укреплены.
  5. Окна — на первом этаже должны быть решетки.

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

С 2023 года собственников объектов начнут штрафовать за отсутствие паспорта безопасности по статье КоАП

После прохождения закона в Совете федерации и утверждения его Президентом, в силу вступит новая статья КоАП РФ – 20.35, по которой установлена ответственность и предусмотрены штрафы за отсутствие паспорта безопасности объекта. Будут проверяться в первую очередь те объекты, которые включены в перечень объектов подлежащих обследованию и категорированию, но до сих пор не выполнили требования постановления Правительства РФ.

Выделение храмов и мечетей в отдельную категорию обусловлено тем, что в силу технических и архитектурных особенностей на данных объектах редко удается выполнить весь комплекс защитных мероприятий. В виду того, что храмы всех конфессий являются местами частого и массового скопления людей, соблюдение безопасности в этих помещениях особенно важно.

Государственная дума рассмотрела поправки к проекту федерального закона № 371897-7 и приняла закон 4 декабря 2023 года. Поправки коснулись вопросов усиления мер наказания и штрафах за несоблюдение условий антитеррористической безопасности объектов. До внесения указанных нововведений ответственности подобного рода не существовало. Собственники объектов и должностные лица организаций, не имеющих антитеррористического паспорта безопасности объекта, получали, как правило, предупреждения от уполномоченных органов. Этим и ограничивалось всё административное воздействие.

Указанные положения не действуют в отношении объектов транспортной, топливно-энергетической инфраструктуры и транспортных средств. Поскольку для предприятий, входящих в эту категорию, разработаны отдельные положения об антитеррористической защищенности и санкции за их нарушение.

Принятый закон также устанавливает отдельный порядок применения административной ответственности на объектах религиозного культа, местах совершения обрядов и т.п. Так за отсутствие паспорта безопасности храма, мечети, синагоги, монастыря и за невыполнение мероприятий, обеспечивающих защиту от актов терроризма на религиозных объектах,

Паспорт антитеррористической защищенности объекта в 2023 году

Мнение эксперта. Чем больше площадь объекта или территории, планируемые показатели посещаемости людьми, тем выше их категория опасности. Самостоятельно соблюсти требования защищенности крайне сложно, так как может потребоваться проектирование, строительные работы, подготовка схем на размещение оборудования, средств безопасности. Если вам требуется помощь в прохождении обязательных процедур и оформлении паспорта, обращайтесь в компанию Смарт Вэй.

На перечень предписаний к антитеррористической защите влияют статистические и прогнозные данные о совершенных терактах в регионе. Эти данные ежегодно анализируются по сведениям ФСБ и МВД. При увеличении количества угроз перечень требований может расширяться.

  • Федеральный закон № 35-ФЗ “О противодействии терроризму” (скачать);
  • Постановление № 1244 “Об антитеррористической защищенности объектов и территорий” (скачать);
  • Постановление № 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности… и форм паспортов безопасности…” (скачать).
Читайте также:  Поправки в ук рф в 2023 году последние новости по ст 228

Паспорт и все приложения нужно изготовить в 6-ти экземплярах. В течение 30 дней необходимо передать документы в МВД, МЧС, Росгвардию, ФСБ. После проверок в указанных ведомствах паспорт утверждает глава регионального органа власти. Процедура согласований осуществляется в течение 30 дней. После успешного согласования каждое из ведомств оставляет себе по одному экземпляру паспорта. Еще один экземпляр возвращается собственнику объекта для хранения.

Комментарий эксперта. Паспорт оформляется после соблюдения требований антитеррористической защиты. Для этого владельцу здания или предприятия нужно внедрить системы видеонаблюдения, обустроить эвакуационные пути, заключить договор на охрану, установить устройства для контроля за посетителями, реализовать иные меры. Обязанность по соблюдению требований и паспортизации объекта возлагается на собственника или начальника предприятия.

Контроль за антитеррористической защищенностью

КоАП РФ предлагается дополнить ст. 20.35, предусматривающей «ответственность за невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), мест массового пребывания людей и воспрепятствование соблюдению этих требований лицами, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность их выполнения, если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния». Ответственность наступает в виде административного штрафа: для граждан – до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье возлагается на судей.

31 января началось общественное обсуждение законопроектов «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Оба законопроекта разрабатываются Федеральной службой войск национальной гвардии РФ.

Как отмечается в пояснительных записках к законопроектам, они разработаны в рамках реализации Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов Правительства РФ, устанавливающих требования к антитеррористической защищенности объектов. Авторы пакета поправок считают, что данные требования обязательны для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, если они используют принадлежащее им имущество в общественно полезных целях.

В УК РФ предложено внести ст. 217.3, устанавливающую ответственность за невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), мест массового пребывания людей, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или причинение крупного ущерба, а также смерть одного и более лиц. Максимальное наказание по данной статье может составить до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет. Крупным признается ущерб в размере от 1 млн рублей. Уголовные дела по данной статье предполагается передать в ведение Следственного комитета РФ, органов ФСБ России и МВД России. Корреспондирующие поправки предлагается внести и в УПК РФ.

По мнению адвоката, партнера адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Ольги Сидоровой, с учетом нынешнего состояния как технической, так и организационной защищенности объектов последствием принятия законопроектов может стать необоснованное привлечение к ответственности субъектов предпринимательской деятельности, что нанесет удар по бизнесу в целом. При этом судебная практика показала, что уголовные дела за нарушение требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК по ст. 217.1 УК РФ, которая, согласно пояснительной записке, послужила толчком для разработки данных законопроектов, возбуждаются крайне редко. «В связи с этим возникает закономерный вопрос: введение новых статей – усиление контроля за субъектами предпринимательства или инструмент давления на бизнес? Их принятие видится нецелесообразным», – отметила эксперт.

Для всех объектов массового пребывания людей должны быть разработаны паспорта антитеррористической защищенности

21.02.2023 Согласно ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму», все объекты попадающие под действие данного Федеральный закона, а именно объекты с массовым пребыванием людей, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности.

Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памятки посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении ЧС, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма.

Если в случае проверок объекта (кроме розничных рынков) выявляется, что паспорт антитеррористической защищенности не разработан и не согласован в установленном порядке, то проверяющий орган может выдать предписание с целью устранения данного нарушения и выписать административный штраф. Согласно судебной практики административный штраф выписывается по части 1 статьи 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в размере: на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей. м Выписывать административные штрафы согласно пункта 1 и 7 части 2 Статья 28.3. КоАП РФ «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» могут: должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органа МЧС.

  • Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности.
  • Административные здания;
  • Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения
  • ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования
  • Учреждения социального обслуживания населения
  • Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта
  • Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др.
  • учреждения культуры
  • Гостиницы
  • Рынки, ярмарки
  • Предприятиям — если не относятся к особо опасным объектам
  • Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли от 1000 кв.м. вкл.
  • Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания от 100 мест вкл.
  • Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более Газовые станции
  • Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше
  • Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме Канализационные насосные станции производите.: ы:осч ыо 10 тыс. куб. м/сутки и выше Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме
  • Культовые здания, и здания для выполнения религиозных обрядов.
  • Структура паспорта антитеррористической защищенности
Читайте также:  Добавочный коэффициент аренде земли к видовом деятельности по рт в 2023 году

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться.

Согласно ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. За указанные нарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ вступает в силу с 01.05.2023).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2023 № 1165, вступившим в силу с 19.09.2023.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.35 КоАП РФ уполномочены составлять в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Федеральным законом от 16.12.2023 № 441-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) введена статья 20.35, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Следует отметить, что в КоАП РФ содержатся самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение требований транспортной безопасности, в том числе в сфере их антитеррористической защищенности (ст. 11.15.1 КоАП РФ), и за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 20.30 КоАП РФ).

За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 16 декабря 2023 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.

Паспорт АТЗ объекта в Казани

Следовательно, для обеспечения безопасности людей (персонала, клиентов (больных) и посетителей) в пределах нашей страны установлены определенные предписания к соблюдению АТЗ (8-ое Постановление российского Правительства, вступившее в силу 13-ого января 2023 года). Более подробно эти требования раскрываются в паспорте АТЗ объектов здравоохранения.

Категорирование выполняется комиссией, состоящей из представителей медицинского учреждения, местной власти и основных силовых структур, включая МЧС, ФСБ и Росгвардию. Эти же ведомства принимают участие в согласовании документа. Кроме того, каждому из них отправляется на хранение один экземпляр полностью оформленного паспорта АТЗ.

Порядок разработки антитеррористического паспорта применительно к объектам торговой сферы содержится в ПП №1273, подписанном главой Кабмина 19 октября 2023 года. В нормативном акте также содержатся правила и критерии категорирования подобных объектов, к числу которых относятся:

Оформление паспорта антитеррористической защищенности здравоохранения производится в три этапа: категорирование объекта по уровню АТЗ, разработка документа и его последующее согласование. Критериями для отнесения медицинского учреждения к одной из 4-х категорий по степени опасности выступают:

Весь процесс обследования здания проводит комиссия, назначенная руководителем или другим ответственным лицом. Они же подписывают составленный акт и устанавливают сроки и объем работ, которые необходимо произвести в качестве антитеррористической защищенности.

Штраф за отсутствие паспорта антитеррористической защищенности

Согласно положениям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий определяются Правительством РФ. Требования устанавливаются для определенного типа объектов и территорий, например, для:

Чтобы избежать ответственности за несоблюдение требований, необходимо выяснить, устанавливало ли Правительство РФ требования к антитеррористической защищенности для организаций в конкретной сфере и следить за их соблюдением. Чтобы найти документ по интересующей сфере, целесообразно воспользоваться поиском по документам на сайте Правительства РФ.

  • объектов спорта (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 202);
  • объектов религиозных организаций (постановление Правительства РФ от 05.09.2023 № 1165);
  • торговых объектов (постановление Правительства РФ от 19.10.2023 № 1273);
  • объектов гостиниц (постановление Правительства РФ от 14.04.2023 № 447);
  • и т.д.

Кто именно несет ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), указывается в соответствующем документе об установлении требований. Так, например, ответственность за защищенность гостиниц несет руководитель юридического лица или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы, или руководитель юридического лица или физическое лицо, использующее ее на ином законном основании (например, арендующий помещение для размещения гостиницы) (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.04.2023 № 447).

Штраф за отсутствие паспорта антитеррористической защищенности

Данный федеральный закон вносит дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, дополняя его статьей 20.35 КоАП. Статья описывает меры административной ответственности при несоответствии требованиям антитеррористической защищенности объектов и территорий религиозных организаций. Часть статей нового ФЗ вступают в силу с 1 мая 2023 года. До внесения описанных изменений КоАП вовсе не имел описания состава правонарушения при несоответствии объекта антитеррористической защищенности.

Читайте также:  Фз-400 от 28 12 2023 года о пенсиях с изменениями на 2023 год

В связи с возрастающим уровнем террористической угрозы, в соответствии с федеральным законом №441-ФЗ, вступившем в силу 16 декабря 2023 года, организации (в том числе, религиозные) территории и объекты которых не соответствуют требованиям антитеррористической безопасности, совершают административное правонарушение, за которое несут ответственность.

Нормативный документ, в котором фиксируется категория объекта и определяется список мероприятий для предотвращения террористических акций на территории объекта. Все мероприятия, перечисленные в документе, обязательны к исполнению, а пренебрежение ими ведет к административной ответственности по федеральному закону №441-ФЗ. В зависимости от субъекта Российской Федерации, профиля объекта, паспорт имеет и другие названия – «паспорт антитеррора», «паспорт антитеррористической защищенности».

Паспорт безопасности объекта — это важный документ по антитеррористической защищенности, оформить который нужно в установленные законом сроки после того, как ваш объект попал в список категорируемых. Информация о категорируемом объекте, как правило, содержит сведения ограниченного распространения, а в отдельных случаях и секретную информацию. Паспорт должен содержать следующие сведения:

  1. Насколько вероятно проведение террористического акта. Учитывается посещаемость объекта, уровень террористической активности в районе, регионе.
  2. Какие последствия будет иметь террористический акт в случае его совершения (количество погибших и пострадавших с учетом посещаемости, потенциальный материальный ущерб).

Информация о недостатках в организации антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Московской области, выявленных в ходе проведенных ПДРГ Министерства мероприятий

В соответствии с Планом работы ПДРГ Министерства на второе полугодие 2023 года, утвержденным приказом министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 23.06.2023 № 49-П (далее – План), проведено изучение состояния антитеррористической защищенности объектов, находящихся в установленной сфере деятельности Министерства.

За 3 квартал 2023 года проведено изучение 98 объектов жизнеобеспечения, расположенных на территориях 35 муниципальных районов (городских округов) Московской области, что позволило выявить основные (типичные) недостатки в организации антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения, а именно:

— обязанности персонала (руководителя объекта и его заместителей, сотрудников охраны) в части, касающейся охраны и противодействия терроризму, предотвращения нарушения общественного порядка и безопасности объекта, их действия при угрозах совершения акта терроризма, нарушения общественного порядка, пожара (включая обязанности осуществления данной деятельности сотрудниками охраны);

1. Отсутствие паспорта антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения (далее — паспорт АТЗ), наличие которого предусмотрено постановлением Правительства Московской области от 21.11.2011 № 1438/47 «О паспорте антитеррористической защищенности объекта, обеспечивающего жизнедеятельность населения, расположенного на территории Московской области» (далее – Постановление).

— плана организационно-практических мер по действиям должностных лиц и персонала при получении сигнала об установлении соответствующих уровней террористической опасности (Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»);

Интересно, что законодательство дает лишь 5 лет на то, чтобы храм или мечеть смогли выполнить мероприятия, которые определены после обследования и установления категории объекта. А оснащение храма или мечети средствами антитеррористической защищенности должно быть отражено в техническом задании на строительные или ремонтные работы, в том числе по реставрации исторических памятников.

Сами требования, за нарушение которых теперь наступает ответственность, были утверждены постановлением правительства в сентябре 2023 года (постановление от 05.09.2023 № 1165). Документ обязал религиозные организации получать паспорт безопасности своих объектов и территорий. Выдаче паспорта должно предшествовать обследование храма. Его проводит комиссия, в которую входят представители самой религиозной организации, а также региональных властей и силовых органов: ФСБ, Росгвардии и МЧС.

Во-первых, не все исторические памятники религиозного назначения в настоящее время получили документы об утверждении предмета охраны культурного наследия. Это дорогой и небыстрый процесс, требующий работы экспертов, но без утверждения предмета охраны невозможно начать никакой ремонт или реконструкцию.

Документ также устанавливает три категории религиозных объектов, которая зависит вместимости конкретного храма или мечети. Например, ко второй, средней категории, отнесены храмы вместимостью от 500 до 1000 человек. Большие храмы и мечети, которые вмещают более 1 тыс. прихожан, должны быть отнесены к первой, высшей категории, которая предполагает наибольшее внимание к вопросам безопасности. К примеру, физическую охрану объектов I категории должны обеспечивать частные охранные организации или подразделения Росгвардии. Если же в храм рассчитан менее чем на 50 прихожан, такой объект не подлежит категорированию, а меры по его антитеррористической защищенности остаются на усмотрение самого настоятеля.

В соответствии с новой статьей КоАП, гражданам, совершившим нарушение, могут выписать штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Для должностных лиц, в том числе настоятелей храмов, санкция составит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц (то есть для самих приходов и религиозных общин) — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Аналогичным образом должны наказываться действия по воспрепятствованию деятельности лиц, которые выполняют возложенные на них обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности религиозных объектов.

Постановление Верховного Суда РФ от N 56-АД17-17

Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Судья краевого суда сделал вывод о том, что представление прокурора является законным, и деяние общества, выразившееся в невыполнении данного представления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Торговый дом «Таежник» таким субъектом не является, принадлежащий ему магазин не относится к объектам, перечисленным в пункте 7 перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в отношении которых необходимо проводить категорирование и разработку паспорта безопасности, что оставлено без внимания заместителем Уссурийского городского прокурора при внесении представления.

Пунктами 5, 13, 21 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2023 г. N 272 (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 г. N 1040, далее также Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование. На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем, в том числе проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Adblock
detector