Тк рф как основной источник тп

Источником трудового права называется нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права, это форма выражения норм трудового права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Источники трудового права различаются по тем юридическим фор­мам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные уста­новления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источ­ники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановле­ния и др., регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними или производные от них отношения. Однако к источникам тру­дового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты, принимаемые работниками и работодателем (их представите­лями). Следует иметь в виду, что таким источником является коллек­тивный договор в его нормативной части либо локальные норматив­ные акты, действующие у работодателя и принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права яв­ляются соглашения различного уровня (от генерального и региональ­ного до отраслевого либо территориального соглашения).

    • регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ);
    • регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»);
    • регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде , которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права либо отдельные их положения, могут прекращать свое действие в силу обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 12 ТК РФ. К ним отнесены следующие: во-первых, истечение срока, если он был установлен; во-вторых, вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в-третьих, отмена (признание утратившими силу) данного акта или его отдельных положений актом равной или высшей юридической силы. В более позднем акте указываются те законы или акты, которые считаются утратившими силу (например, в ст. 422 ТК РФ).

Кроме того, законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ, и до введения в действие соответствующих федеральных законов (ст. 422, 423 ТК).

Дифференциация правового регулирования трудовых отношений находит свое отражение в специальных нормах, учитывающих различные факторы: особенности разных субъектов труда (несовершеннолетние работники в возрасте до 18 лет, женщины, лица с семейными обязанностями и др.); характер и специфику труда отдельных категорий работников (руководитель организации и члены коллегиального исполнительного органа организаций, педагогические работники, дистанционные работники, профессиональные спортсмены и др.); особенности и условия производства и труда (надомники, работающие вахтовым методом, и др.); территориальное местонахождение, обусловленное климатическими условиями Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, и другие факторы.

Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом, иным актом РФ. В случае принятия органами государственный власти субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов, в которых содержится более высокий уровень трудовых прав и гарантий, по сравнению с установленным федеральными законами и иными актами РФ, если это приводит к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то указанный уровень должен обеспечиваться, согласно ч. 2 ст. 6 ТК РФ, за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. N 260, согласно которому Роструд в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журналах «Охрана и экономика труда», «Промышленник России» и газете «Солидарность», а также для размещения на официальном сайте Министерства.

Часть вторая ТК РФ содержит разд. II «Социальное партнерство в сфере труда». Данный раздел состоит из ряда глав, где приведены понятие социального партнерства, его стороны, уровни и основные принципы и формы социального партнерства, а также порядок проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений, их заключению и действию. Раздел II о социальном партнерстве в сфере труда впервые включен в ТК РФ.

В отличие от КЗоТ, в части первой ТК РФ закреплены предмет регулирования, основные принципы, сфера действия трудового законодательства, его состав и структура, дано разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Введена новая (вторая) глава той же части ТК РФ, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения», основания их возникновения, а также определены стороны этих отношений (работник и работодатель), установлены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22).

Трудовой кодекс РФ — основной источник отрасли трудового права. Ему должны соответствовать иные федеральные законы (ч. 4 ст. 5, ст. 6 ТК РФ) и другие источники трудового права России. ТК РФ введен в действие с 1 февраля 2002 г. С момента принятия ТК РФ претерпел множество изменений и дополнений, поэтому, изучая его положения, следует пользоваться официальным текстом в актуальной редакции.

Впервые в ТК РФ выделена часть пятая, включающая разд. XIII, посвященный способам защиты трудовых прав работников, начиная от самозащиты работниками своих трудовых прав, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, а также судебную защиту. В эту же часть соответственно входит ответственность за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты как источники трудового права, конституция рф и федеральные законы как источники трудового права — источники трудового права

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом.

Слово «источник» имеет несколько значений. Его можно понимать как источник воды, как оригинальный текст произведения, принцип, происхождение чего-то или причину, из которого исходят физические или моральные последствия. Источником вещи является место, из которого эта вещь возникает. Таким образом, источником Закона является то, что его производит, это то, от чего закон рождается. Чтобы иметь возможность сказать, что является источником Закона, необходимо знать, какое право. Если мы рассматриваем естественный закон, мы должны признать, что его источник — это человеческая природа.

Читайте также:  Ремонтные работы в субботу в москве

Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать трудовому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ).

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам.

Позиция Маврина, Хохлова: правовой обычай считается источником права постольку поскольку признается государством в лице его органов, чаще всего в результате использования его в процессе властного правоприменения в качестве общеобязательного права поведения.

Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

Специфична роль обычая в англо-саксонской системе. В ВБ обычай может рассматриваться правоприменителем в качестве условия ТД, если он отвечает условиям определенности, общеизвестности и разумности, а трудовая практика в определенной отрасли промышленности может использоваться для толкования прямо выраженных условий ТД.

ППВС РФ от 17.05.2004 №2 разъясняет, что при разрешении споров, связанных с выплатой сотруднику зарплаты в неденежной форме, с учетом конвенции №95 1949, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности среди прочего того, что такая форма является обычной в данных отраслях промышленности и иных видах экономической деятельности.

В отличие от КЗоТ, в части первой ТК РФ закреплены предмет регулирования, основные принципы, сфера действия трудового законодательства, его состав и структура, дано разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Введена новая (вторая) глава той же части ТК РФ, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения», основания их возникновения, а также определены стороны этих отношений (работник и работодатель), установлены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22).

Трудовой кодекс РФ — основной источник отрасли трудового права. Ему должны соответствовать иные федеральные законы (ч. 4 ст. 5, ст. 6 ТК РФ) и другие источники трудового права России. ТК РФ введен в действие с 1 февраля 2002 г. С момента принятия ТК РФ претерпел множество изменений и дополнений, поэтому, изучая его положения, следует пользоваться официальным текстом в актуальной редакции.

Часть вторая ТК РФ содержит разд. II «Социальное партнерство в сфере труда». Данный раздел состоит из ряда глав, где приведены понятие социального партнерства, его стороны, уровни и основные принципы и формы социального партнерства, а также порядок проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений, их заключению и действию. Раздел II о социальном партнерстве в сфере труда впервые включен в ТК РФ.

Впервые в ТК РФ выделена часть пятая, включающая разд. XIII, посвященный способам защиты трудовых прав работников, начиная от самозащиты работниками своих трудовых прав, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, а также судебную защиту. В эту же часть соответственно входит ответственность за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовой кодекс Российской Федерации – главный источник трудового права

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 года. С 1 февраля 2002 года он вступил в силу. За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.

Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 — 231 и комментарии к ним).

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений — это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей и других субъектов трудового права.

В ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, то есть в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

Лекция №6

Все нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда, называются источниками трудового права, а их совокупность традиционно называлась трудовым законодательством. Теперь ст.5 ТК понятие трудового законодательства использует в узком смысле. В трудовое законодательство теперь включаются ТК и принятые в соответствии с ним федеральные и региональные законы. Источники трудового права составляют особую систему, которая включает разнообразные по характеру принятия, сфере действия, юридической силе нормативные акты.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости с 2023 года для физических лиц

Правила, определяющие соотношение актов разного уровня, закреплены в ст. 5-10, 423 ТК: 1) Законы и иные нормативные акты, принятые до введения ТК, применяются в части, не противоречащей ТК; 2) приоритет в регулировании отношений отдаётся международно-правовым актам, если российский акт им противоречит; 3) нормативные акты меньшей юридической силы не могут противоречить вышестоящему по рангу юридической силы акту и не могут ухудшать положение работника.

По юридической силе система источников трудового права включает: Конституцию РФ, которая закрепляет основные социально-трудовые права граждан; международно-правовые акты, т.е. межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры – соглашения, конвенции Международной организации труда. МОТ как специальное отделение ООН включает более 175 государств, объединяет работников, предпринимателей.

Ст.10 ТК включает общепризнанные принципы и нормы трудового права и международных договоров в правовую систему РФ. Положения международно-правовых актов применяются в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

По характеру принятия система источников трудового права включает: — законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые государственными органами РФ, субъектов РФ и органами МСУ; — локальные нормативные акты, принимаемые работодателем; — нормативные договоры и соглашения, принимаемые по соглашению между представителями работника, работодателя и органов государственной власти и местного самоуправления; -международно-правовые акты, принимаемые международными органами труда.

Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в выделении особых глав в ТК РФ (например, глава 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»), либо путем принятия нормативного акта.

Российские и международные нормы трудового права находятся в одном ряду. В силу государственного суверенитета РФ российские нормы трудового права по отношению к международным являются приоритетными. Международные нормы могут применяться в двух случаях:

Действие законов о труде во времени регулируется ст. 12 ТК РФ и Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. 01.07.2023 № 148-ФЗ). «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня опубликования.

В определенной степени трудовые отношения могут регулироваться и правовыми обычаями, хотя объем такого регулирования невелик. К сожалению, ТК РФ, в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ, (ст. 5) не указывает на обычай как источник трудового права, и на наш взгляд совершенно напрасно. На применение такого источника трудового права как «обычай делового оборота» обращают внимание не только ученые, но и судебная практика [5] . В трудовых отношениях нередко возникают различные прецеденты, которые связаны с судебной практикой и которые не рассматриваются как источники трудового права, но учитываются при разрешении конкретных дел в юрисдикционных органах.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ и официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящий межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24 ноября 1995 г.) указанными выше соглашениями могут предусматриваться положения: об оплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучению работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. При этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства РФ стоят вслед за законами РФ и указами Президента РФ нормативного значения.

Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ, ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимать решение об отставке Правительства РФ. Исходя из такого высокого правового положения Президента РФ, следует сделать вывод, что характерной особенностью указов Президента РФ как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Важно иметь в виду, что решение соответствующих комиссий или мнение их сторон (профсоюзов и представителей работодателей) по направленным им проектам нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими указанные акты.

Тк рф как основной источник тп

Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ. Ее нормы закрепляют права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ОМС и обеспечиваются правосудием. Конституция устанавливает для всех равные права и обязанности, равенство всех перед законом и судом и запрещает какую-либо дискриминацию. Общепризнанные принципы и нормы МП рег-я труда являются составной частью системы ТП. Ст. 37, прямо отн-ся к ТП, закрепляет осн.труд.права гр-н (на свободный выбор труда; на вознаграждение за труд без дискриминации не ниже МРОТ; на защиту от безработицы; на инд. и кол.споры; на отдых; на объединение в профсоюзы).

Основным отраслевым источником ТП явл-ся ТК РФ – четвертый по счету (с 1918 –22 –71 –2002). ТК РФ сохранил около 70% норм из КзоТа и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям. Повысил значение соц-партнерских отн-й, особенно на ур-не орг-ции, расширил круг вопросов, рег-мых договорным путем. Разделы отражают, как правило, самостоятельные институты ТП.

Читайте также:  Если у меня 4 займа мфо а платить нечем что делать

В целом, правовые нормы МОТ образуют своеобразный международный трудовой кодекс, к-рый охватывает все стороны труд.отн-й, обобщая мировой опыт. В случае трудового спора с работодателем – если работник обосновывает свои требования, ссылаясь на международные трудовые нормы – юрисдикционный орган в лице суда обязан применить нормы МП. Однако принцип приоритета общепризнанных норм и принципов МП недостаточно применяется в нормотворческой и правоприменительной практике, так как не создан и законодательно не установлен механизм его реализации.

Источники трудового права

Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чеммеждународные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

В последние годы появился качественно новый источник трудового права — Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники подразделяются на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, по регулированию трудового распорядка и дисциплины труда и т. д.

Позиция Маврина, Хохлова: правовой обычай считается источником права постольку поскольку признается государством в лице его органов, чаще всего в результате использования его в процессе властного правоприменения в качестве общеобязательного права поведения.

ППВС РФ от 17.05.2004 №2 разъясняет, что при разрешении споров, связанных с выплатой сотруднику зарплаты в неденежной форме, с учетом конвенции №95 1949, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности среди прочего того, что такая форма является обычной в данных отраслях промышленности и иных видах экономической деятельности.

С формально-юридических позиций, КСРФ является исключительным органом конституционного контроля и не имеет никаких полномочий создавать право. На практике вопрос о природе его решений является куда более сложным. Несмотря на то, что деятельность КС РФ по своему содежрательному акценту ограничена только процедурами толкования, на практике суд сегодня выходит за эти пределы и зачастую формулирует производное от толкования правило поведения. Яркий пример для ТП – это п.2 резолютивной части ПКС от 15.03.2005 №3-п 9 (самостоятельно). Сейчас это уже ст.258-9

этому критерию они подразделяются на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

  1. Общая часть – основные понятия и принципы в сфере труда.
  2. Особенная часть – правовое регулирование конкретных институтов трудового права, например, института трудового договора, рабочего времени и охраны труда.
  3. Специальная часть – регулирование отдельных, узкоспециализированных отраслей труда (например, отношения в медицинской сфере, в педагогической, в сфере общественного питания и т.д.).

Понятие трудового права характеризует самостоятельную отрасль права, которая регулирует отношения в сфере наемного труда. Основа трудового права – это трудовые отношения, то есть взаимоотношения работодателя и работника, а также работников между собой. Предметом трудового права являются не только индивидуальные трудовые отношения, но и общественные отношения, связанные с трудовыми:

  • организация труда;
  • трудоустройство;
  • дополнительная подготовка и профессиональное образование работников;
  • коллективные договора и соглашения;
  • материальная ответственность в сфере труда;
  • государственный и профсоюзный надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;
  • обязательное социальное страхование согласно федеральному законодательству.

Основной элемент трудового праватрудовой договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения работника и работодателя, условия работы, оплата труда, рабочее время, страховка и другие права и обязанности работника и работодателя.

В соответствии со ст. 2 КРФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана к-х объявлена обязанностью гос-ва. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законод-ва, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.

6. Постановления Правительства РФ. 7. Акты Министерств и ведомств РФ. 8. Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 9. НПА органов местного самоуправления. 10. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Постановления Пленума ВС РФ. 12. Соглашения и коллективные договоры. 13. Локальные акты организации.

В ст. 37 КРФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способ-ми к труду, право на труд в условиях, отвечающих треб-м безопас-ти и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискрим-ции, право на индивид-е и коллект-е трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

В ст. 18 КРФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосред-но действующими, опред-ми смысл, содержание и применение законов, деятельность органов гос-й власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Поэтому каждое решение органов гос-й власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, КРФ является источником трудового права. При регулировании отношений, составляющих предмет ТП, применяются и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

Adblock
detector