Борьба с рсо за начисление одн

Новости ЖКХ

Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2023 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2023 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья/недвижимости, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2023 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Baжнo! Нecмoтpя нa тo, чтo фopмyлa yчeтa pecypcoв нa oбщиe нyжды дocтaтoчнo пpocтa, нa пpaктикe peaльныe дaнныe чacтo в нecкoлькo paз пpeвышaют pacчeтныe. Пpичины этoгo — пoвышeнныe пoтepи pecypcoв из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния ceти и дeйcтвия жильцoв, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны пpибopы yчeтa. Нaпpимep, жильцы пoльзyютcя тeм, чтo oбязaны плaтить пo нopмaтивaм, и вoвce пpeкpaщaют экoнoмить — нe пepeкpывaют вoдy, дoпoлнитeльнo oбoгpeвaют жильe гaзoвoй плитoй. B дpyгиx cлyчaяx, в квapтиpe мoжeт пpoживaть 4 чeлoвeкa, a пpoпиcaн тoлькo 1. Cчeтa бyдyт нaчиcлятьcя пo нopмaм нa oднoгo пoльзoвaтeля, a в дeйcтвитeльнocти иcпoльзoвaть кoммyнaльныe ycлyги бyдyт чeтвepo.

❗ Bыявляйтe и ycтpaняйтe нecaнкциoниpoвaнныe пoдключeния к ceтям. Пpoблeмa нecaнкциoниpoвaннoгo пoдключeния чaщe вceгo нaблюдaeтcя в cиcтeмe энepгocнaбжeния. Пpи этoм, к oбщим yчacткaм линии мoгyт пoдключaтьcя кaк жильцы, кaк и cтopoнниe пoльзoвaтeли, нaпpимep, чepeз пoдвaльныe пoмeщeния. B cлyчae oбнapyжeния тaкиx пoдключeний, вызывaйтe пpeдcтaвитeлeй yпpaвляющeй кoмпaнии и cocтaвляйтe cooтвeтcтвyющий aкт.

Pacпpocтpaнeннaя пpoблeмa — бeзoтвeтcтвeннoe иcпoльзoвaниe pecypcoв тeми жильцaми, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны cчeтчики. Oни плaтят пo нopмaтивaм, нe зaинтepecoвaны в экoнoмии и, чaщe вceгo, pacxoдyют бoльшe нopмы. Нaглядным пpимepoм тaкoгo пoвeдeния cтaнoвитcя eжeднeвнoe пpинятиe вaнны, зaпycк cтиpaльнoй мaшины нa пoлный цикл для cтиpки oднoй вeщи, мытьe пocyды пoд пpoтoчнoй вoдoй, и дpyгиe пpивычки.

❗ Boвpeмя oтcлeживaйтe и ycтpaняйтe пpoтeчки. Ecли yвидeли, чтo в пoдвaлe тeкyт вoдoпpoвoдныe или кaнaлизaциoнныe тpyбы, нeзaмeдлитeльнo вызывaйтe мacтepoв из yпpaвляющeй кoмпaнии. Taк вы ycтpaнитe пpичинy pacxoдa вoды и, дoпoлнитeльнo, иcключитe пpeждeвpeмeнный изнoc дoмa из-зa влaжнocти.

Ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe нe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик элeктpoэнepгии , вoды, тeплa, плaтa зa OДН paccчитывaeтcя нa ocнoвe дaнныx индивидyaльныx пpибopoв yчeтa c иcпoльзoвaниeм пoвышaющиx кoэффициeнтoв, кoтopыe, oбычнo, нe пpeвышaют 0,1 или 10%. Нaпpимep, ecли жильцы квapтиpы изpacxoдoвaли вoды нa 500 pyблeй, зa этoт жe pecypc нa coдepжaниe дoмa им нyжнo бyдeт зaплaтить 500×0,1=50 pyблeй или мeньшe, в зaвиcимocти oт ycтaнoвлeннoгo кoэффициeнтa. Нopмaтив пoтpeблeния кoммyнaльныx ycлyг нa oбщeдoмoвыe нyжды ycтaнaвливaeтcя opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Tapифы пo вceм видaм ycлyг мoжнo пocмoтpeть нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии.

Читайте также:  Как сегодня получить бумажные права

Борьба с рсо за начисление одн

В силу п. 2 ПП РФ № 124 данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями с РСО, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Подпунктом «д» п. 18 ПП РФ № 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет РСО соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Шесть ТСЖ/ЖСК Москвы обжаловали постановление Правительства Москвы от 14.07.2023 № 435-ПП. 17 декабря 2023 Московский городской суд в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело № За-745/2023. Пункт 2 названного постановления (о распространении его действия на период, предшествующий дню его вступления в силу), признал недействующим. Решение Московского городского суда от 17.12.2023 № За-745/2023 оставлено без изменения Постановлением Верховного Судом РФ от 24.04.2023.

Судебная практика показывает, что РСО повсеместно игнорируют требования закона при начислении денежных средств за потребленный многоквартирным домом коммунальный ресурс, а управляющие организации (далее УО) силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления. Но не спешите сдаваться, если получили иск от РСО.

Арбитражными судами высших инстанций повсеместно отклоняются доводы РСО о том, что УО не исполнила обязанность по передаче в адрес поставщика информации о показаниях приборов учета, поскольку данная норма носит лишь организационный характер и не предусматривает последствий нарушения срока предоставления в адрес РСО показаний индивидуальных приборов учета.

Ссылки РСО на то обстоятельство, что УО, подписывая счета-фактуры и акты поставки должен был знать о проводимых зачетах, признаны судами несостоятельными, поскольку данные документы подтверждают объем поставки ресурса до перерасчета. Кроме того, эти документы не связаны с денежными расчетами, осуществляемыми сторонами.

Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).

Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:

  • указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
  • заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).

УО по договору управления по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги в такой дом (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.

Чтобы ресурсоснабжающая организация смогла взыскать с управляющей организации задолженность за сверхнорматив на ОДН, между ними должны быть договорные отношения. В противном случае, попытки РСО вернуть долг будут неприятными для управляющей компании, но бесполезными.

Решение от 9 марта 2023 г

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2023 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2023 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2023 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» ЖЭУ-8» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» задолженность за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за апрель 2023 года, в сумме 41 457 рублей 83 копейки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 414 рублей 81 копейка, всего – 42 872 рубля 64 копейки.

Иными словами, при минусовых показаниях разницы между объемом энергии по ОДПУ и объемом индивидуального потребления, изменяется только назначение потребленного объема — на индивидуальное потребление, либо на содержание мест общего пользования путем его корректировки в начислениях потребителям в последующих расчетных периодах.

Указанный расчет произведен истцом по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, как разница между потреблением по каждому МКД за минусом индивидуального потребления жилых и нежилых помещений, а также нормативного потребления на общедомовые нужды, определенного исходя из площади мест общего пользования и установленного норматива потребления на общедомовые нужды.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

По смыслу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается ИКУ за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам ИКУ; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате ИКУ этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).

Более того, при применении пункта 21.1 Правил N 124 суды исходили из буквального его содержания, в соответствии с которым в случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате ИКУ по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным «0».

Согласно документу, исчисление размера обязательств исполнителя коммунальных услуг (ИКУ) по оплате в последующих расчетных периодах ресурсоснабжающей организации (РСО) стоимости электрической энергии, приобретаемой ИКУ для целей предоставления коммунальных услуг потребителям и на общедомовые нужды, следует производить с учетом отрицательной разницы объемов энергии, сложившейся между объемом общедомового и суммарного индивидуального потребления в конкретном многоквартирном доме.

Читайте также:  Нужен грамотный риэлтор в 2023 году

Между тем, названный пункт Правил N 124 являлся предметом проверки Верховного Суда РФ в порядке абстрактного нормоконтроля. В частности, в решении Верховного Суда РФ от 20.06.2023 N АКПИ18-386 указано, что положения подпункта «а» пункта 21.1 Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном «0», в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр), превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Между тем, условия рассматриваемого договора энергоснабжения между РСО (продавец энергии) и ИКУ (покупатель энергии) указывают на наличие у покупателя энергии статуса ИКУ в отношении всего объема поступившей в многоквартирные дома электрической энергии и на отсутствие оснований для применения в расчетах пункта 21.1 Правил N 124.

В каких случаях плата за сверхнормативный одн возлагается на рсо в 2023 году

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Думаю, здесь дело в личной неприязни: даже признав замечание, как это видно из его ответа от У нас очень большая сумма выходит на общедомовые нужды, есть подозрения, что нас просто обманывают. Уважаемая Людмила! Если у Вас есть подозрения на обман жильцов при начислении сумм на общедомовые нужды, то разберитесь в схеме расчётов это не интеграл Дюамеля или функция Дирака 1-го рода и проверьте результаты вычислений.

7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Целью подобного нормативного регулирования провозглашается — стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2023 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2023 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья/недвижимости, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

Начисление и взимание поставщиком платы за электрическую энергию на ОДН незаконно — определение ВС РФ от №36-КГ16-23

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В кассационной жалобе Темкиной Р.Е. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2023 года ввиду существенного нарушения норм материального права и оставлении в силе решения Рославльского городского суда Смоленской области от 24 марта 2023 года.

Согласно письму руководителя Южного отделения «СмоленскАтомЭнергоСбыт» филиала АО «АтомЭнергоСбыт» для учета потребления электрической энергии дома N города области, установлен прибор учета «ПСЧ-4ТМ 05 МК» N 1107122684. 5 декабря 2012 года общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию, о чем свидетельствуют технические документы подписанные сетевой организацией ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» и ООО «Жилищник 1». Съем показаний общедомового прибора учета и их передача производится управляющей организацией ООО «Жилищник 1» и ПАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго».

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Бирки о проверке на пояса страховочные образец

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 24 марта 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению истцу платы за электроэнергию на общедомовые нужды, взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные за электроэнергию на общедомовые нужды в размере 2977 руб. 30 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в сумме 5000 руб. и компенсацию судебных расходов в размере 12000 руб.; суд обязал ООО «Жилищник 1» заключить с АО «АтомЭнергоСбыт» договор электроснабжения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В остальной части иска было отказано.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

До 1 января 2023 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Куда хуже, если в дом придет недобросовестная организация. Так или иначе, УК будет брать средства для оплаты сверхнормативного ОДН из средств на содержание и ремонт жилья. Главный минус такой схемы расчетов – отсутствие возможности увидеть проблему сверхнормативного ОДН в вашем доме. В квитанции на оплату отражается только норматив, а вот незаконные подключения, потери из-за ветхости электропроводки и общий небаланс по дому «уходит» в «содержание и ремонт». Оплата фактического ОДН при этом производится за счет снижения трат на основное обслуживание дома, а отсюда – снижение общего уровня качества управления МКД: дворы и лестничные клетки убираются реже, ремонтные бригады реагируют на вызовы медленнее и проч.

После организации грамотного и точного учета электроэнергии внутри квартир можно и нужно пойти дальше и, к примеру, установить в подъездах энергосберегающие лампы, работающие от датчиков движения. Эти мероприятия должна осуществлять ваша управляющая компания за счет средств на содержание и ремонт жилья. А если на счету дома есть достаточный объем средств для замены старой электропроводки на новую, это просто необходимо сделать.

Иными словами: соблюдение порядка оплаты, исправные приборы учета и вовремя переданные показания – вот решение проблемы ОДН.

Еще один актуальный вопрос наших читателей: имеет ли право поставщик электроэнергии выставлять счета за фактический объём ОДН? Ведь жителям выгоднее платить за ОДН не больше норматива, а такая схема применяется при выставлении счетов управляющей компанией…

Иначе работает схема «поставщик – управляющая компания – потребитель». В ней УК – это своеобразный кошелек, в который попадают все средства, собранные с жителей многоквартирного дома как за коммунальные, так и за жилищные услуги. Подчеркнем – ОБЩИЙ кошелек за оба вида услуг. Нормативные начисления ОДН идут отдельной строкой в квитанции, а вот сверхнормативные «прячутся» в строке «содержание и ремонт жилья». Оплачивать фактическое, а не нормативное потребление ОДН из собственного кармана управляющая компания не может по определению, так как единственный источник дохода для нее – это средства жителей. УК собирает деньги с жителей, заключивших с ней договор управления, и распределяет подрядчикам (дворники, ремонтники и т.д.) и поставщикам ресурсов, в том числе и за сверхнормативные ОДН. Поэтому для добросовестных управляющих компаний договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату сверхнормативного ОДН – это бремя. Большинство компаний прекрасно это понимают, поэтому не спешат к поставщику ресурса за заключением договора до решения проблемы с ОДН.

При прямом договоре с поставщиком ресурса потребители получают счета, где отдельно прописываются их индивидуальное потребление и ОДН, рассчитанный исходя из площади помещения. Средства поступают поставщику и только на тот лицевой счет, по которому совершена оплата.

Борьба с рсо за начисление одн

Назад

  • Города
  • Бабаево
  • Бабушкино
  • Белозерск
  • Великий Устюг
  • Верховажье
  • Вожега
  • Вологда
  • Вытегра
  • Грязовец
  • Кадуй
  • Кириллов
  • Кич.Городок
  • Липин Бор
  • Никольск
  • Нюксеница
  • Сокол
  • Сямжа
  • Тарнога
  • Тотьма
  • Устье
  • Устюжна
  • Харовск
  • Чагода
  • Череповец
  • Шексна
  • Шуйское
  • Это связано с изменением в законодательстве* — начисление за электропотребление на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах с непосредственной формой управления (либо, если способ управления домом не определён), с 1 июля 2023 года производится по фактическому потреблению. Ранее расчёт был ограничен нормативом. В некоторых домах это привело к увеличению платы: если фактическое потребление превышает норматив.

    ОДН рассчитывается так. Из расхода по общедомовому прибору учёта вычитается сумма расхода по квартирным счётчикам (плюс норматив по тем квартирам, откуда показания не поступили), и получившаяся разница делится между всеми жильцами пропорционально размеру площади каждого жилого помещения (квартиры).

    2.Обратная ситуация. Потребление в квартире большое, показания жильцы не передают, за индивидуальное потребление начисляется норматив, что гораздо меньше фактического электропотребления внутри квартиры. При этом общедомовой прибор учёта «сосчитал» всю электроэнергию, которая использовалась в доме. Соответственно возрастёт ОДН для всех жильцов.

    На увеличение ОДН могут влиять не должники, а ситуации, когда жильцы не передают показания электросчётчиков, передают нерегулярно, неправильно, не в период с 23 по 25 число. Если показания не передаются, по таким квартирам начисление производится по среднему или нормативу, при этом фактическое потребление электроэнергии в квартире может быть больше или меньше.

    Старый новый ОДН

    Позвонила читательница: “Смотрела по телевизору выступление начальника ГЖИ Ирины Гайденко, она сказала, что с 1 июля действуют изменения в законодательстве, и . Это значит, что больших сумм за ОДН быть не может — только по нормативу?” Вопрос важный, ведь любых изменений в порядке начисления платежей за общедомовые нужды потребители ждут с нетерпением — и с надеждой, что эти изменения в их пользу.

    Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября.

    В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2023 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2023 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.

    Adblock
    detector