Договор аренды особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Гражданское законодательство также устанавливает, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Причем здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные указанным лицом для себя, являются его собственностью (ст. 269 ГК РФ).

В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Важным «пределом закона», касающимся распоряжения бюджетным учреждением своим земельным участком, является то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться этими земельными участками (ст. 269 ГК РФ). Иными словами, бюджетное учреждение не вправе не только продать, но и сдать в аренду часть своего земельного участка для размещения, например, какой-то стационарной или временной торговой точки. Исключений здесь только два.

В соответствии с земельным законодательством все земли в РФ разделены на категории (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов и т. д.), а кроме того, у каждого земельного участка имеется конкретный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передачи участка в пользование (ст. 7 Земельного кодекса). Виды разрешенного использования земельных участков определяются согласно классификатору, утвержденному Минэкономразвития [5] .

Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 г

Утвердить прилагаемые Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений.

11.2. В случае непоступления от соответствующего органа по управлению имуществом, указанного в подпункте «б» или подпункте «в» пункта 9 настоящих Правил, ответа на письмо, указанное в подпункте «а» пункта 11 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня его направления решение учредителя считается согласованным.

Государственные (муниципальные) вузы, а также научные учреждения могут сдавать в аренду закрепленное за ними имущество созданным ими хозяйственным обществам без проведения конкурсов и аукционов. Деятельность данных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, промышленных образцов, селекционных достижений, секретов производства и др.).

10.3. В случае непоступления от органа по управлению имуществом, указанного в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, ответа на письмо, указанное в подпункте «а» пункта 10.1 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня размещения электронных документов на портале решение учредителя считается согласованным.

Читайте также:  Системный блок окоф 2023

а) информацию о практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учреждению и права использования которых внесены учреждением в качестве вклада в уставный капитал арендатора, а также о практическом использовании переданного в аренду имущества;

Обратите внимание! Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды. По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на 1 января 2023 года на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

С 1 января 2023 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц. Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации. Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще. Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Сдача имущества в аренду бюджетными и казенными учреждениями

Для справки. Учреждение (бюджетное, казенное) может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. Соответственно собственником его имущества являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Использование бюджетных средств на содержание помещений, не используемых при выполнении государственного задания, нельзя назвать эффективным. Да и законодательство РФ не запрещает бюджетным учреждениям сдавать в аренду имущество. Так, в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ рассматриваются условия финансового обеспечения содержания имущества, переданного бюджетным учреждением в аренду, а в ст. 33 Закона N 83-ФЗ речь идет о порядке использования доходов от сдачи в аренду имущества бюджетными учреждениями в переходный период.

Напомним, что согласно старой редакции п. 3 ст. 161 НК РФ (то есть до вступления в силу положений Закона N 83-ФЗ) при реализации услуг аренды федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. До сих пор считалось, что если имущество сдается в аренду с согласия собственника (в этом случае заключается трехсторонний договор: органы государственной власти, бюджетное учреждение — балансодержатель, арендатор), то такая операция относится к реализации услуг по предоставлению в аренду имущества соответствующими органами государственной (муниципальной) власти, а значит, платить НДС должен налоговый агент — арендатор. В случае заключения двухстороннего договора, сторонами которого являются бюджетное учреждение и арендатор, плательщиком НДС является бюджетное учреждение. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 28-08/077948 отмечалось, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

Читайте также:  Базовая часть зарплаты учителя в москве 2023 год

Общие нормы бюджетного и налогового законодательства. Правовые основы деятельности казенных учреждений регулирует Бюджетный кодекс. К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (абз. 2 ст. 42 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ). В свою очередь, доходы от использования государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета как неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ).

Положительно для казенных учреждений решен вопрос и в отношении уплаты НДС с доходов от аренды. Законом N 83-ФЗ внесена поправка в п. 3 ст. 161 НК РФ, который в 2010 г. обязывает при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налогового агента — арендатора исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Это положение распространяется на случаи предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления. Закон N 83-ФЗ распространил действие новой редакции п. 3 ст. 161 НК РФ на случаи сдачи в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества казенными учреждениями. Таким образом, НДС с доходов от аренды имущества казенных учреждений уплачивает в бюджет налоговый агент — арендатор.

Данная норма является диспозитивной и допускает изменение по соглашению сторон условия договора аренды о размере арендной платы чаще одного раза в год, в том числе в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует.

Читайте также:  Детсады когда на ремонте бийск

Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении этого договора (п. 1 Постановления ВАС РФ № 73). Однако с 01.01.2012 вступили в силу нормы ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которыми по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

По смыслу ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом.

– если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при отсутствии замечаний сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, так как срок продления, а точнее срок аренды по новому договору составляет менее года;

В случае неисполнения обязательства по передаче вещи в аренду (в том числе в связи с тем, что вещь, являвшаяся предметом такого договора аренды, не была создана или приобретена арендодателем у третьего лица), арендодатель обязан возместить арендатору убытки, причиненные нарушением договора.

В 2023 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:

[11] Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».

Затем в течение одного месяца министерство рассматривает полученное обращение и принимает решение о согласовании распоряжения имуществом или о мотивированном отказе. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства: 1) в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения; 2) в результате распоряжения имуществом осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено или невозможно.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2023 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:

Adblock
detector