Кодекс морского мореплавания рф 2023

Кодекс торгового мореплавания России 2023

  1. Судно. Этому главному объекту взаимоотношений, регламентируемых данным кодексом, посвящены статьи, сконцентрированные во второй и третьей главах. Кроме классификации судов, кодекс определяет права собственности, признаки идентификации, предоставление права пользования под флагом России, судовые документы и реестры.
  2. Экипаж. В главе четвёртой содержится описание минимального состава экипажа, как по количеству, так и по должностным обязанностям. В данном кодексе даже описаны трудовые отношения, которые должны регулироваться, конечно, Трудовым кодексом РФ. В КТМ РФ описывается специфика формирования трудовой иерархии на судне.
  3. Лоцманы. Эта функция крайне важна для обеспечения безопасности морского плавания судов. Как следует из статьи 87, суда могут проводить только те люди, которые получили от капитанов морских портов специальные удостоверения. Это разрешение даёт права осуществления проводки только в определённом районе прохождения судов.
  4. Морские перевозки. Они могут осуществляться как по разовым маршрутам, так и по морской линии, то есть между портами по утверждённому расписанию. Данная тема в той или иной степени представлена в восьми главах (7-14). В них регулируются процессы оформления и эксплуатации морских линий, заключения договоров перевозки грузов и пассажиров, фрахтования, буксировки и т.п.
  5. Страхование. Морские перевозки связаны с большими рисками гибели или повреждения судна, потери груза, нанесения вреда здоровью пассажирам. По этой причине в КТМ РФ страхованию посвящена целая глава (15-я), состоящая из 37 статей.
  6. Аварии, убытки и ущерб. Этот блок посвящён форс-мажорным обстоятельствам при осуществлении пользования морскими судами. Кодекс делит аварийные ситуации на две части – общая авария и столкновение судов. Под общей аварией в данном случае подразумеваются убытки, связанные с расходами на обеспечение безопасности судна, груза и пассажиров (ст. 284). Материальная ответственность за ущерб при столкновении судов или за действия, которые могли бы привести к столкновению, возлагается на виновное лицо (ст. 312-314). Понятие ущерба распространяется на ситуации, которые привели к загрязнению среды по вине лиц, управляющих судном.
  7. Имущественные отношения. Нормативы такого рода содержатся в главах, посвящённых судну (глава 2, статьи 12-14), залогу (глава 22, статьи 367- 373), ипотеке (глава 22, статьи 374-387), правам собственности с участием иностранных граждан и юридических лиц (глава 26, статьи 415, 417, 425).

Объектом правил данного кодекса являются суда, которые перемещаются по внутренним и внешним морским водоёмам, а так же по морям с заходом в русла рек. Действие Кодекса торгового мореплавания РФ не распространяется на суда, используемые для военных целей, а так же для транспортировки государственных грузов (ст. 3).

  • транспортировки грузов любого назначения, кроме военного;
  • перевозки пассажиров;
  • проведения исследовательских работ в морских условиях;
  • осуществления любительской и промышленной рыбной ловли;
  • ледокольной и лоцманской проводки;
  • спасения и поиска судов и людей, терпящих бедствие в море;
  • подъёма затонувших объектов;
  • обеспечения спортивных культурных мероприятий, проходящих в море;
  • контроля состояния среды.

Спасение людей, находящихся на терпящем бедствие судне, осуществляется на безвозмездной основе. Однако спасатели, занимавшиеся людьми, имеют право на свою долю от всего мероприятия, предотвращавшего гибель судна и другого имущества. Не оплачиваются услуги по спасению, которые были оказаны вопреки желанию владельца судна или капитана (ст. 349).

Кодекс торгового мореплавания посвящён специфической сфере деятельности людей, связанных с морской перевозкой грузов и пассажиров. По специфичности его можно сравнить с воздушным кодексом, регулирующим взаимоотношения людей в сфере перемещения воздушных судов.

Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР

Положение не применяется к судам, зарегистрированным в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2023, N 29, ст. 4515), при их плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

Определено, что квалификационные испытания не проводятся при первичном получении квалификационного документа выпускниками образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для работы в составе экипажей судов внутреннего водного транспорта.

Так, за управление судном (в т. ч. маломерным, подлежащим госрегистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, установлен штраф 2 000 — 3 000 руб. За управление судном лицом, не имеющим права им управлять, или передачу управления такому лицу максимальный штраф увеличился с 1 500 до 2 000 руб.

Положение определяет организацию, порядок деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ в отношении судов, подлежащих госрегистрации (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных), разрабатывается и применяется система управления их безопасностью. Минтранс обновил правила. Ранее изданный приказ по этому вопросу отменен в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточнен перечень составляемой документации.

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

4_2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.03.2023 № 34-ФЗ)

1) установление порядка выработки рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов; (В редакции федеральных законов от 03.07.2023 № 282-ФЗ; от 18.07.2023 № 177-ФЗ; от 29.12.2023 № 460-ФЗ)

4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением акватории Северного морского пути и морских путей в акваториях морских портов и на подходах к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 132-ФЗ)

Читайте также:  Страховые взносы для ип в 2023

41. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.05.2023 № 142-ФЗ)

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) 2023, 2023

Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) регулирует имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания, которые основываются на равенстве, имущественной самостоятельности и автономии воли участников. К имущественным отношениям, которые не регулируются Кодексом торгового мореплавания, применяются правила Гражданского кодекса.

  • морские суда во время плавания по морским путям, по внутренним водным путям, если иные правилам не предусмотрены международными договорами;
  • суда внутреннего плавания и суда смешанного типа (река-море) во время их плавания по морским путям и по внутренним водным путям при совершении грузоперевозок, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный порт, при столкновении с морским судном ли во время спасательной операции.

Действие Кодекса торгового мореплавания не распространяется на военные корабли, иные суда, которые находятся в собственности государства или используются для некоммерческой правительственной службы. Кодекс также не регулирует некоммерческие грузы, которые находятся в собственности государства.

Международно-правовые акты, регулирующие безопасность мореплавания

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокол к ней 1978 г. занимают особое место в системе международно-правовых актов, ибо серьезное внимание в области обеспечения безопасности мореплавания уделяется охране человеческой жизни. 20 января 1914 г. (после гибели «Титаника») в Лондоне была подписана первая Конвенция по охране человеческой жизни на море. Впоследствии аналогичные конвенции принимались в 1929, 1948 и в 1960 гг.

В области дисциплинарной ответственности государство, которое выдало диплом судоводителя, свидетельство о квалификации или разрешение на выход в море, является единственно правомочным отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

Конвенция 1974 г. обязывает капитана судна, заметившего опасность, передавать всем находящимся поблизости судам, а также компетентным властям через первый береговой пункт, с которым он может установить связь, сообщения об опасности, угрожаемой судам в море. В таких сообщениях передаются информация о льдах, покинутых судах и других прямых навигационных опасностях, о тропических штормах, о ветрах силой 10 и более баллов по шкале Бофорта, о которых не было получено штормового предупреждения, о температуре воздуха ниже точки замерзания и штормовом ветре, вызывающих сильное обледенение надстроек, и другие сведения.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее—Конвенция 1982 г.) подтверждает требования к государствам, предписанные Конвенцией об открытом море 1958 г., и развивает их, обязывая государства предпринимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы соблюдались следующие условия:

Конвенция предусматривает оснащение судов специальным навигационным оборудованием. Так, все суда валовой вместимостью 1600 т и более должны иметь радиолокационную станцию, радиопеленгатор, гиро- и магнитный компасы. Все новые суда вместимостью 500 т и более при выполнении международных рейсов должны иметь эхолот, а все новые суда валовой вместимостью 1600 т и более должны иметь радиопеленгатор, работающий на радиотелефонной частоте бедствия. На судах должны иметься откорректированные карты, лоции, описания маяков и огней. Извещения мореплавателям, таблицы приливов и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, а суда с радиотелеграфной или радиотелефонной установкой должны иметь Международный свод сигналов.

6. Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее — услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

2) на территории Российской Федерации — в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на г

Навигационно-гидрографическое обеспечение в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с рыболовством.

Навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним, за исключением акватории Северного морского пути, акваторий морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, и подходов к ним, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.

к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и во внутренних морских водах с судов и объектов морского транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Реализация права на регистрацию судна, принадлежащего на праве собственности иностранному физическому или юридическому лицу в РОРС, будет возможна при условии, что судно зафрахтовано по договору бербоут-чартера юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с федеральным законом «О международных компаниях».

Теперь, когда реестр будет создан и заработает, иностранным собственникам судов при соблюдении ряда условий будет предоставлена возможность получения права плавания под государственным флагом Российской Федерации. Кроме того, иностранцы и лица без гражданства смогут занимать некоторые должности командного состава.

Читайте также:  В каких банках вклады застрахованы в 2023 году

Кроме того, государственной регистрации в РОРС будут подлежать маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.
Как и государственную регистрацию в Российском международном реестре судов (РМРС), регистрацию в РОРС необходимо будет ежегодно подтверждать. Однако размер государственной пошлины за государственную регистрацию и ежегодное подтверждение Налоговым кодексом РФ, говорят опрошенные РИА Новости эксперты, в настоящее время не установлен. Представители российских судоходных компаний полагают, что размер государственной пошлины будет рассчитываться по аналогии с РМРС.

Если судно будет предоставлено по договору бербоут-чартера, то срок регистрации судна в РОРС не может превышать срок действия такого договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При возникновении коллизии вышеуказанных сроков будет учитываться наименее продолжительный их них.

Президент РФ Владимир Путин в августе 2023 года подписал пакет из семи законов, также известный как закон о «русских офшорах», позволяющий контролируемым россиянами офшорным компаниям перерегистрироваться в специальных административных районах (САР) России, минимизировав возможные последствия санкций со стороны иностранных государств. Согласно данным сайта Кремля, документ, вносящий поправки в КТМ, вступает в силу 30 января.

Кодекс морского мореплавания рф 2023

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

  • перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;
  • рыболовства;
  • проведения морских ресурсных исследований;
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
  • лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;
  • поисковых и спасательных операций;
  • подъема затонувшего в море имущества;
  • гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
  • санитарного, карантинного и другого контроля;
  • защиты и сохранения морской среды;
  • проведения морских научных исследований;
  • учебных, спортивных и культурных целей;
  • иных целей.

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
  • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

  • военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
  • некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее — законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты Российской Федерации).

Статья 5

1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, включающий выдачу федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» или подведомственной ей организацией разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути и выдачу лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

6. Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее — услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

1) установление порядка выработки рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в отношении понятия каботажной перевозки и исключительного использования судов под флагом РФ

Статья 4 КТМ РФ полностью изменена и изложена в новой редакции. Часть 1 указанной статьи предусматривает перечень операций, которые могут производиться исключительно с использованием судов под флагом РФ. В перечень входят: 1) каботаж; 2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ; 3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ.

Таким образом, каботажными рейсами считаются любые перевозки и буксировка м жду точками в территориальных водах РФ, без привязки к конкретным морским портам. Данное расширение понятия каботажа приветствуется, так как не все перевозки совершаются судами из одного морского порта в другой: имеют место перевозки до плавучих стационарных платформ, до мест отвала грунта, и тд.

Привлечение российских судов для морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути так же вступает в силу лишь с 30.12.2023 года, что дает участникам отрасли возможность осуществить заключение новых договоров с владельцами судов под флагами РФ в разумный срок.

Исключения из данного правила допускаются лишь по решению Правительства РФ, «если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ» (ч. 4 ст. 4 КТМ РФ). Порядок принятия такого решения должен быть дополнительно установлен нормативными правовыми актами. При этом необходимо отметить, что требование в отношении морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути и хранение их на таких судах, не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 30.12.2023 года, а также международных договоров РФ, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств. Таким образом, действующие договоры не требуется расторгать.

Между тем, новая редакция ч. 3 ст. 4 КТМ РФ выделяет так же деятельность, которая может быть совершена исключительно судами под флагом РФ, без допуска к ним иностранных судов. К такой деятельности относятся: 1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути; 2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории РФ и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в том числе на континентальном шельфе РФ, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки; 3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

3) законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов, права плавания под флагом такого государства и возврат судна под Государственный флаг Российской Федерации по истечении срока предоставления судну права плавания под флагом такого государства.

20 лет с Кодексом торгового мореплавания

С момента введения в действие КТМ РФ уже принято сорок федеральных законов о внесении изменений в этот кодифицированный законодательный акт, а поправок и дополнений, внесённых этими законами в Кодекс, как говорится, не счесть. В данном случае говорить о стабильности законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании не приходится.

Федеральным законом от 23.04.2012 №36-ФЗ в КТМ РФ были внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся регистрации судов, прав на них и сделок с ними. Так, пункт 1 статьи 33 «Реестры судов Российской Федерации» был изложен в новой редакции, а в перечень реестров судов был включён «реестр строящихся судов». Представляется, что чиновники Минтранса России, которые являются разработчиками проекта Федерального закона №36-ФЗ, невнимательно прочитали статью 7 «Судно» КТМ РФ, согласно которой под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Очевидно, что строящееся судно не является судном по смыслу статьи 7 КТМ РФ, так как не может использоваться в целях торгового мореплавания. Поэтому нахождение «реестра строящихся судов» в перечне реестров судов Российской Федерации в пункте 1 статьи 33 КТМ РФ является неуместным.

Сегодня нормы, регулирующие деятельность капитана морского порта, размещены в четырёх федеральных законах: КТМ РФ, Законе о морских портах в Российской Федерации (от 08.11.2007 №261-ФЗ), ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (от 31.07.1998 №155-ФЗ), и Федеральном законе «О транспортной безопасности» (от 09.02.2023 №16-ФЗ). Вызывает недоумение, почему нормы, устанавливающие статус капитана морского порта, его подчинённость, требования к гражданству, образованию, квалификации, стажу работы и стажу плавания, а также функции этого должностного лица размещены в Законе о морских портах, а не в КТМ РФ.

Однако разработчики Федерального закона №460-ФЗ не учли, что в России практически отсутствуют суда усиленного ледового класса, плавающие под государственным флагом Российской Федерации, которые могут осуществлять перевозки указанных в этом законе грузов в акватории Северного морского пути. Новая редакция статьи 4 КТМ РФ вызвала серьёзную озабоченность у грузоотправителей, осуществляющих деятельность в акватории Севморпути, в том числе у руководства компании «Новатэк», которая реализует проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».

И вот, группа депутатов Государственной Думы РФ (В.Е.Дерябкин, В.И.Синяговский, С.А.Сопчук) 6 марта 2023 года, в интересах компании НОВАТЭК, внесли на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в статью 4 КТМ РФ. Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в упомянутую статью Кодекса, разрешающих морскую перевозку (в том числе в каботаже) СПГ и газового конденсата, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, на судах под иностранными флагами.

4. Выдача предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

  • 1) прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути;
  • 2) мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути;
  • 3) согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути;
  • 4) предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;
  • 5) выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;
  • 6) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;
  • 7) выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
  • 8) содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.

2. Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

  • 1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути;
  • 2) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;
  • 3) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;
  • 4) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;
  • 5) положение о навигационно-гидрографическом и гидро-метеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;
  • 6) правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути;
  • 7) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

1. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Adblock
detector