Отличие административных отношений от уголовных

Понятие, предмет, метод и система уголовного и административно-деликтного права

  • Принципе законности, означающем, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в пределах и размерах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Иными словами, воспроизводится классическая формула мирового уголовного законодательства: «нет преступления и нет наказания без прямого указания на то в законе». Не допускается применение уголовного закона по аналогии, то есть в случаях, прямо не предусмотренных уголовным законодательством.
  • Принципе равенства граждан перед уголовным законом, конкретизирующем закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и т. п. Единственным критерием при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности является наличие в совершенном им деянии признаков состава преступления.
  • Принципе вины, состоящем в субъективном вменении и личном характере уголовной ответственности. Субъективное вменение означает привлечение лица к уголовной ответственности лишь за виновное причинение им вреда. Личный характер уголовной ответственности состоит в том, что лицо несет ответственность только за то деяние, которое само совершило.
  • Принципе справедливости, заключающемся в соответствии уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицу, совершившему преступление, характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, ч. 2 ст. 6 УК РФ воспроизводит принцип ч. 1 ст. 50 Конституции РФ о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  • Принципе гуманизма, проявляющемся в уголовном праве в двух аспектах: во-первых, в установлении наиболее строгих наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления; и во-вторых, в защите прав и интересов лица, совершившего преступление, наказывая которое государство не мстит ему за совершенное преступление, а преследует лишь цели восстановления социальной справедливости и решения задачи предупреждения новых преступлений.

В-третьих, административно-правовые и уголовно-правовые запреты отличаются по степени воздействия. Наиболее жестким способом правового регулирования общественных отношений является уголовный запрет. Применение уголовно-правовых санкций влечет для нарушителя куда более значимые последствия, чем применение норм иных отраслей права. Уголовное право связано с жизненно важными интересами и представляет собой непосредственное осуществление власти в самом жестком виде — в виде запрета и насилия.

Уголовное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Термин «уголовный» происходит от слова «голова». Головником в Древней Руси именовался убийца, а само убийство называлось головщиной. Поэтому первоначально термин «уголовный» означал «нечто, имеющее отношение к убитому, к жертве убийства», и лишь со временем значение этого слова сместилось с фигуры потерпевшего на преступника и стало употребляться не только применительно к убийству, но и относительно других особо опасных деяний, за совершение которых предполагалось «отвечать головой», — то есть преступлений.

Структура основных элементов отрасли уголовного права, содержащихся в уголовном законе, образует систему уголовного права. Уголовный закон представлен единым кодифицированным нормативно-правовым актом — Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. 21.07.2014 г.). УК РФ является единственным источником российского уголовного законодательства. Новые уголовные законы не могут носить самостоятельного характера, а представляют собой лишь изменения и дополнения в действующий УК РФ.

  • возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования социально-экономической и общественно-политической жизни;
  • опосредуют закрепленную в Конституции РФ государственную политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для достойной жизни и свободного развития личности;
  • составляют содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти (государственно-управленческой деятельности);
  • выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующих им государственноправовых средств воздействия на общественные связи.

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

В плане регулирования отношений уголовное и административное право имеют свои собственные сферы действия, которые порой взаимодействуют. При этом ни одно из них не является альтернативой друг другу. У них абсолютно разный состав участников, методов, средств, принципов, а также последствий, которые наступают в связи с применением тех или иных норм. И уголовное, и административное право не только устанавливают те или иные правила, которым должны следовать все – и граждане, и организации –но и реагируют на их неисполнение или несоблюдение.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения. В первом случае обязательными должны быть тяжкий вред здоровью или смерть лица, в последнем – сам факт нарушения, даже если не было никаких последствий, карается, как правило, административным штрафом или лишением права управлять машиной. Уголовное право регламентирует отношения в связи с совершением или подготовкой преступного акта. Административное же – в связи с совершением правонарушения, имеющего значительно меньший уровень опасности для общества и личности.

Уголовное и административное право

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения. В первом случае обязательными должны быть тяжкий вред здоровью или смерть лица, в последнем – сам факт нарушения, даже если не было никаких последствий, карается, как правило, административным штрафом или лишением права управлять машиной. Уголовное право регламентирует отношения в связи с совершением или подготовкой преступного акта. Административное же – в связи с совершением правонарушения, имеющего значительно меньший уровень опасности для общества и личности.

Гражданское право отличается от первых двух тем, что здесь субъекты равноправны, при этом административные методы не применяются. Рассмотрим это на примере. Между коммерческой компанией и местным самоуправлением заключен договор поставки. Если компания не выполняет свои требования, то местные государственные чиновники не вправе включить административный ресурс, поскольку их отношения построены на договоре, в котором обе стороны равны. В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

В чем отличие административной и уголовной ответственности за нанесение побоев

Если побои были нанесены в результате хулиганских побуждений, национальной, расовой ненависти, тогда злоумышленнику грозит уголовная ответственность (ст. 116 УК РФ). Если, к примеру, побои были нанесены потерпевшему в результате простой драки, тогда виновному будет грозить административная ответственность (ст. 6.1.1. КоАП РФ).

Читайте также:  Оформление больничного листа с нарушением режима образец

Если речь идет о побоях в семье, то ответственность может быть как административной, так и уголовной, в зависимости от того, сколько раз было совершено деяние. Так, если побои были нанесены единожды, то обидчику грозит административная ответственность по ст. 6.1.1. КоАП РФ, а если единожды потерпевшему были нанесены побои и он уже обращался в правоохранительные органы с заявлением, то виновному грозит уголовная ответственность, и уже, в данном случае, деяние будет квалифицироваться по ст. 116.1 УК РФ. Данная статья применяется также и при совершении преступления в виде побоев в отношении иных (не близких) лиц, которое совершено неоднократно. Также, нужно упомянуть и о том, что период времени, в течение которого лицо, ранее подвергнутое административному наказанию, будет подлежать привлечению к уголовной ответственности, составляет 1 год.

Казалось бы и ст. 6.1.1. КоАП РФ, и ст. 116 УК РФ рассматривает ответственность за причиненные побои. Но одна статья уголовная, а вторая – административная. В каких случаях виновному за совершение побоев грозит уголовная, а в каких административная ответственность?

  • обязательных работ на срок до 360 часов;
  • исправительных работ на срок до 1 года;
  • ограничения свободы на срок до 2-х лет;
  • принудительных работ на срок до 2-х лет;
  • ареста на срок до 6 месяцев;
  • лишения свободы на срок до 2-х лет.

Административная ответственность предусмотрена в общем случае, если нет квалифицирующих признаков. Следует обращать внимание на то, что уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ наступает, только, если побои совершаются из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношение какой – либо социальной группы. Например, если два человека высказали друг другу свое несогласие по поводу ситуации в мире и подкрепили свой диалог оскорблениями в противоположный адрес, то, скорее всего, это будет административная ответственность, если не возникнет других признаков преступления. Но, если человек был избит из-за того, что, по мнению оппонента, его нация, по каким – либо причинам, хуже, чем у собеседника, то здесь имеет место быть уголовная ответственность. Санкция статьи в данном случае предусматривает наказания в виде:

Подобные ситуации возникают и в экономических взаимоотношениях, где также происходит «переход количества в качество»: первоначальное административное правонарушение перерастает в хищение денежных средств. В обоих отраслях права применяется наказание в виде штрафа. Однако в случае уголовного наказания у наказуемого появляется судимость, а штраф, в данном случае не более, чем мягкая форма наказания по сравнению судимостью. Административные правонарушения несут меньшую опасность для общества и отдельных его членов. Одно и тоже деяние может быть, как административным правонарушением, так и уголовным преступлением в зависимости от тяжести наступавших последствий.

Пострадавшему нанесен вред здоровью и нет признаков того, что это вред является тяжким. Однако, до окончания семидневного срока, участник ДТП умирает, что становиться основанием читает это преступлением, возбуждается уголовное дело, а материалы административного производства передают в следствие. Необходимо отметить, что все факты, которые установили в рамках административного расследования считаются доказанными уже в уголовном деле. Это принцип преюдиции.

Уголовное право и административное и право — это две области, имеющие общее, а также ряд различий. Главное сходство в том, что обе области регулируют отношения, связанные с совершаемым лицом тем или иным правонарушением. Также в обоих случаях: и при совершении административного правонарушения, и при совершении уголовного преступления, обязательно в отношениях будет присутствовать участник в лице государства, а точнее, в лице правоохранительных органов. Оба вида права в качестве источника имею кодекс: Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) и Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП).

Вместе с тем, различий гораздо больше, чем сходств. К примеру, когда речь идёт о субъекте хозяйствования — юридическом лице его нельзя привлечь к уголовной ответственности, но зато можно к административной. Преступления делятся на четыре уровня (по их тяжести), чего нет в разделении административных правонарушений. Нередки ситуации, когда административное правонарушение перерастает в уголовное преступление. Это часто бывает при совершении ДТП с пострадавшими.

При этом не обязательно их качественное изменение. Так, например, в случае загрязнения окружающей среды до определенной степени, такое действие считается административным правонарушением, при более значительном ущербе переходит в разряд преступления. В случае, если загрязнение может вызвать экологическую катастрофу, то такое деяние будет отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества, а наказание за него — тюремное заключение длительностью до 20 лет. Подводя итог, можно утверждать, что отличие этих областей права весьма и весьма существенны, несмотря на то, что применяются они зачастую в одних и тех же ситуациях.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Административно-правовые нормы запрещают совершение административных правонарушений (проступков); в случае нарушения запрета следует применение административного взыскания. Уголовно-правовые нормы устанавливают запрет на совершение преступлений под угрозой применения уголовного наказания. Хотя административно-правовые санкции и напоминают уголовные наказания (такие как штраф, исправительные работы и др.), их применение имеет существенные отличия.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Уголовно-исполнительное право осуществляет исполнение наказания и освобождение от наказания, основываясь на соответствующих положениях уголовного права. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Соотношение норм уголовного и административного права определяется характером и направленностью соответствующих запретов.

Правоведение для чайников – 6

Конституционное (государственное) право регулирует общественные отношения по поводу устройства государства. В основном, это отношения между гражданами и руководством государства или отношения высших органов власти между собой. Конституционное право определяет основные права и обязанности граждан, способы формирования правительства, парламента и судов, выборы президента, принципы избирательной системы. Важнейшие институты конституционного права – институт выборов (избирательное право), институт президентства, институт законодательной власти, институт исполнительной власти, институт федеративного устройства, институт местного самоуправления. Главный источник конституционного права – Конституция РФ.

Право социального обеспечения регулирует вопросы социального обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособия по безработице, по беременности и родам и на ребёнка, выплаты пострадавшим на производстве, медицинская помощь, социальное обслуживание и льготы. Источников чрезвычайно много: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», несколько законов о пенсиях и много что ещё.

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Но это сравнение будет не совсем верным, потому что границы между разными отраслями, институтами и нормами права несколько размыты. Происходит это потому, что одно и то же событие или действие может привести к возникновению сразу нескольких правоотношений. Поэтому здесь нет чёткого разделения, а одна норма права или правовой институт с некоторыми оговорками могут быть использованы в разных отраслях.

В итоге дискуссия о существовании каких-либо отраслей права, кроме самых основных, волнуют лишь университетских преподавателей и никак не отражаются на законодательстве и судебной практике. У судьи, чиновника или гражданина может возникнуть необходимость отделить гражданское право от трудового или административное от уголовного, но вряд ли им понадобится как-то выделять предпринимательское или медицинское право.

-предмет уголовно-правового регулирования – совокупность двух основных разновидностей общественных отношений: а) отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством, в лице соответствующих компетентных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления; б) отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законодательством причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение) при добровольном отказе от преступления и др.

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

2) основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 16 лет, за исключением случаев, когда УК РФ устанавливает пониженный возраст уголовной ответственности (14 лет);

Признаки преступного деяния: 1) общественная опасность (материальный признак преступления) – заключается в свойстве деяния причинить или создать возможность угрозы причинения вреда охраняемым законом отношениям и интересам. Для характеристики содержания общественной опасности выделяют ее характер и степень. Характер общественной опасности – это ее качественный признак, он зависит от значимости объекта посягательства (так, посягательство на жизнь более опасно, чем преступления в сфере конституционных прав и свобод человека). Степень общественной опасности – это количественный признак, зависящий от характера воздействия различных преступлений на одни и те же охраняемые отношения. Она определяется величиной ущерба (крупный, особо крупный), формой вины (умысел или неосторожность), способом совершения преступления (с применением насилия или без такового). К преступным относятся деяния, обладающие значительной степенью общественной опасности, поэтому не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Содержание признака малозначительности является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае; 2) уголовная противоправность, т. е. запрещенность общественно опасного деяния в уголовном законе. Российское уголовное законодательство придерживается принципа «нет преступления без указания на то в законе». Данный признак понятия преступления принято называть формальным; 3) виновность – означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и их последствия, в отношении которых установлена его вина (умысел или неосторожность); 4) наказуемость – представляет собой возможность назначения наказания за совершенное преступное деяние. Этот признак не означает обязательности назначения наказания всем без исключения лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Уголовный закон предусматривает ряд оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет уголовного права – это то, что регулируется и охраняется уголовно-правовыми нормами, все что исследуется наукой уголовного права и все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины. В отличие от других отраслей, уголовное право имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с решаемыми данной отраслью права задачами делится на:

Разница между уголовной и административной ответственностью

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу.
з) ограничение свободы;
з.1) принудительные работы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф.
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
  6. Административный арест.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
  8. Дисквалификация.

Следует отметить, что административное право, охватывает куда больше отношений, чем представляется в начале, как правило, многие ассоциируют его с правонарушениями в области дорожного движения, но это всего лишь малая часть того что регламентирует административное право. Оно затрагивает как экологические правоотношения, так и целый ряд отношений содержащихся в особенной части КоАП РФ.
Начнем с основного понятия административного права — административная ответственность.
!Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.!
Административная ответственность
характеризуется рядом признаков , таких как:

В продолжении, рассмотрения основных отраслевых понятий права, сегодня мы поговорим об основах административного и уголовного права. Административное и уголовное право, это две публичные отрасли права, которые затрагивают интересы всего общества и каждого индивида в отдельности. В РФ на всей её территории действуют следующие нормативные правовые акты, которые регулируют данные отрасли, это Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.

— основание возникновения — административное правонарушение;
— применение в отношение субъектом административных правонарушений взыскание менее суровых в отличие от уголовных наказаний;
— к административной ответственности привлекают органы, которые уполномочены законом;
— к ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты так и юридические лица;
— особый порядок привлечения к ответственности, отличен простотой, оперативностью и экономичностью;
— урегулирована нормами административного права.
Для того чтобы субъект нёс ответственность, ему необходимо совершить административное правонарушение (проступок).
!Административное правонарушениепротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.!

Тем не менее, размножение отраслей права, скорее всего, будет происходить и в дальнейшем. Так что не удивляйтесь и не пугайтесь, если вдруг увидите учебник по неизвестной вам отрасли права – возможно, дело лишь в том, что какой-то юрист хочет стать заведующим кафедрой в своём университете.

– это те отрасли, где субъекты права вступают в правоотношения с государством (причём часто не по собственной воле), а большая часть взаимных прав и обязанной прописана в законе. Это, соответственно, все остальные отрасли права, в том числе процессуальные. Подробнее про разделение права на частное и публичное я расскажу в другой раз.

С методом всё более или менее понятно. Он бывает либо преимущественно диспозитивный, либо преимущественно императивный. «Преимущественно диспозитивный» метод означает, что в отрасли права преобладают диспозитивные нормы. То есть мы в таких отраслях часто разрешаем участникам правоотношений самим определить свои права и обязанности. А «преимущественно императивный» метод означает, что мы даём людям чёткие указания о том, какие у них права и обязанности. Диспозитивный метод используется в гражданском праве и международном частном праве, в значительной степени – в семейном и трудовом праве и совсем немного – в других отраслях. То есть стороны договора, или работодатель и работник, или двое супругов – все они могут сами договориться о взаимных правах и обязанностях. Большинство же отраслей права используют преимущественно императивный метод – там никто ни с кем не договаривается, все права и обязанности установлены законом.

регулируют имущественные, трудовые и семейные отношения, «осложнённые иностранным элементом». «Осложнённый иностранным элементом» – это либо когда одна из сторон в правоотношениях является иностранцем или иностранной компанией, либо когда юридические факты, из которых возникло правоотношение (например, сделка или заключение брака) произошли за границей, либо имущество, по поводу которого спорят стороны, находится за границей. В этом случае российский суд может применить правовые нормы иностранного государства. Основной источник – раздел VI Гражданского кодекса РФ.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности, кото­рые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационной подчиненности и формы собствен­ности. К ним относятся правила поведения в общественных мес­тах, правила дорожного движения и пользования различными ви­дами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, Учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного ору­дия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского Учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окру­жающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.
Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.
Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В
свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Отличие административных отношений от уголовных

Сравнивая административный процесс с гражданским и уголовным, нельзя не обратить внимание на наличие общих черт у двух последних видов процесса. «Единство уголовного и гражданского процессов в том, что у них общий предмет регулирования – это вид деятельности государственных органов, именуемый правосудием. Правосудие – центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[138]. Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[139].

Например, основные виды производства, составляющие уголовный процесс, располагаются последовательно и в таком же порядке возникают. Чтобы возникло производство в кассационной инстанции, ему должно обязательно предшествовать производство по тому же делу в суде первой инстанции.

При сопоставлении административного и судебного процессов целесообразно прежде всего отметить общность между этими понятиями. Ее порождают два фактора – политический и юридический. Политический фактор состоит в том, что все разновидности процесса имеют социалистическую природу, отвечают интересам советского общества и государства и каждый из них реализует задачи коммунистического строительства.

Юридическая общность проявляется прежде всего и главным образом в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. В то же время каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.

Во-вторых, борьба с правонарушениями отнюдь не может рассматриваться как общая задача суда и органов государственного управления. Это главная задача судебных органов, которые и создаются для ее выполнения, если иметь в виду, например, уголовное судопроизводство. Но борьба с правонарушениями не есть главная задача всех органов государственного управления, хотя некоторые из них специально этим занимаются. Подавляющее большинство органов государственного управления решает совершенно иные задачи, и их процессуальная деятельность имеет к борьбе с правонарушениями довольно отдаленное отношение. Только в самом широком плане можно сказать, что если правонарушение – социальное зло, то борьба с ним – задача любой организации.

Отличие административных отношений от уголовных

Во-вторых, борьба с правонарушениями отнюдь не может рассматриваться как общая задача суда и органов государственного управления. Это главная задача судебных органов, которые и создаются для ее выполнения, если иметь в виду, например, уголовное судопроизводство. Но борьба с правонарушениями не есть главная задача всех органов государственного управления, хотя некоторые из них специально этим занимаются. Подавляющее большинство органов государственного управления решает совершенно иные задачи, и их процессуальная деятельность имеет к борьбе с правонарушениями довольно отдаленное отношение. Только в самом широком плане можно сказать, что если правонарушение — социальное зло, то борьба с ним — задача любой организации.

Юридическая общность проявляется прежде всего и главным образом в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. В то же время каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.

Что же касается административного процесса, то для него характерно параллельное расположение рассмотренных ранее видов производств. При этом некоторые из них, по общему правилу, не требуют своего продолжения, т. е. своеобразной второй инстанции. К их числу может быть отнесено, например, производство по изданию нормативных актов управления, по делам о поощрениях в сфере советского государственного управления. Названные виды производства начинаются и заканчиваются, как правило, с одним и тем же составом участников.

Рассмотрим теперь основные черты отличия административного процесса от других видов процесса. Административный процесс отличается от процесса гражданского и уголовного своим содержанием, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности Советского госу-

Отграничение советского административного процесса от уголовного и гражданского может быть проведено и по другим признакам, например, по особенностям соответствующих групп процессуальных норм, регулирующих определенные виды процессуальной деятельности, по способам и приемам, применяющимся при решении индивидуально-конкретных дел в ходе каждого из названных видов процесса, и т. д.

Отличие административных отношений от уголовных

В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

  • штраф;
  • лишение права занимать какие-либо должности;
  • лишение звания;
  • обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
  • ограничение по воинской службе;
  • ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).

В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.

Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

Adblock
detector