Пенсионные Выплаты Вдорвам Участников Ликвидации Аварии На Чернобыльской Аэс

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

26 апреля 2023 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

В настоящее время на территории Волгоградской области количество граждан, являющихся получателями пенсии и ежемесячной денежной выплаты от органов Пенсионного фонда РФ из числа подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, составляет более 4,3 тыс. человек, из них участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС – порядка 3,8 тыс. человек.

При оформлении пенсии проживающим в Чернобыльской зоне работники пенсионного фонда учитывают в том числе и в каком районе жил претендент. Учитывается категория территории и срок проживания на ней. Так, человек имеет право на льготную пенсию после года проживания в зоне отселения, 3 года – в зоне с правом на отселение и 4 года – в зоне с допустимым уровнем излучения.

Здравствуйте. Я являюсь участником ликвидации аварии на ЧАЭС 2 категории. Мой муж ликвидатор. 1986 году в августе его забрали от военкомата. 55 лет. но его сослуживец тоже пошел на пенсию в 50 лет по черноболю. Есть ли льготы и вообще, какие льготы есть у уч. ЧАЭС на зубопротезирование?

Какой стаж? Нет таких категорий в законодательстве о чернобыльцах. Вы определитесь для начала с точным названием зоны, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, на территории которой Вы проживали. А уже потом можно будет определить Ваш статус. В Законе № 1244-1 указаны точные даты для каждой категории льготников. К примеру, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 гг участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.
  • бумаги, подтверждающие родственную связь с погибшим чернобыльцем;
  • свидетельство о смерти;
  • другие документы в зависимости от конкретных обстоятельств (удостоверение опекуна, решение суда, справки из школы и т. п.).
  • в случае смерти от лучевой болезни — налоговый вычет в размере 3 тыс. руб.;
  • размер вычета – 5 тыс. руб., если женщина подверглась радиации, выполняя обязанности медицинского работника;
  • от транспортного налога освобождается один автомобиль, находящийся в собственности семьи.
  1. территория отчуждения, на которой расселение запрещено, а отдельные виды хозяйственной деятельности определяются правительством;
  2. районы отселения, где проводится комплекс мер для защиты населения от последствий радиации;
  3. зона с постоянным контролем уровня радиации и возможностью заселения;
  4. территории, наделенные особым экономическим статусом, с уровнем радиации, допустимым для проживания.
  • на ее размер не оказывают влияние стаж работы и дата смерти мужа, период нахождения на его иждивении;
  • величина пособия определяется статусом чернобыльца;
  • если причина смерти мужа не связана с воздействием радиации, размер пенсии составляет 125% от величины социального пособия – 5404 руб.;
  • если муж проходил военную службу в зоне катастрофы и погиб при ликвидации ее последствий, размер пособия увеличивается в 2 раза – 8647 руб.
  1. пенсионное пособие по старости, размер которого вдвое больше социального;
  2. ежемесячно на цели оздоровления – 260 руб.;
  3. разница между заработной платой, установленной в период работы в одной из зон Чернобыля, и нынешней, но без учета инвалидности;
  4. регулярные выплаты – 881 руб. ежегодно, 921 руб. каждый месяц;
  5. детское пособие на дошкольника – 433 руб.;
  6. пособие на школьника – 84 руб.;
  7. расходы на школьное питание – 90 руб. в месяц;
  8. разовые выплаты – 9871 руб. за потерю кормильца, 3748 руб. на его похороны.
  1. предоставление новой квартиры при необходимости;
  2. оплату половины стоимости жилья и услуг ЖКХ;
  3. возможность санаторно-курортного лечения;
  4. дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 2 недель;
  5. ежемесячные денежные пособия и компенсационные выплаты;
  6. внеочередное медицинское обслуживание;
  7. компенсацию питания детей в детском саду;
  8. бесплатный проезд на общественном транспорте;
  9. компенсацию в связи с переездом из зараженной зоны на новое место жительства, в том числе, выплату на каждого члена семьи в размере 1120 руб.;
  10. обязательное предоставление работы при переезде с сохранением в течение 4 месяцев заработной платы.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Читайте также:  Бухгалтерские проводки по приобретению маркированных конвертов в казенном учреждении с 2023 г

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Наличие льготного статуса подтверждается соответствующим удостоверением – его можно получить в органах социальной защиты. Большинство людей оформили документ еще в начале 1990-хх гг., но такая возможность предоставляется оставшимся единицам чернобыльцам и сейчас.

  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.
  1. Пятидесятипроцентная скидка при оплате услуг коммунального назначения, в том числе за электроэнергию, обогрев помещения, оплату жилья.
  2. Компенсация стоимости топлива при отсутствии другого отопления в размере половины от фактических затрат на него.
  3. Возможность вне общей очередности вступить в жилищный кооператив или другую подобную организацию, получить надел или жилье.
  4. Наличие привилегии при ликвидации предприятия/работодателя. Данная категория сотрудников увольняется в последнюю очередь и только в случае отсутствия возможности найти другое решение.
  5. Предоставление дополнительного отпуска в любое удобное для такого сотрудника время.
  6. При переезде сохраняется право на первоочередное трудоустройство. Единственным условием является наличие соответствующей квалификации.
  7. Дети обладают возможностью внеочередного предоставления таких услуг: поступление в дошкольные заведения, лечение и оздоровление.
  8. Льготное обслуживание в медицинских и фармацевтических учреждениях.
  9. Получение мест в пансионатах и домах для престарелых, инвалидов и ветеранов.
  10. Выход на пенсиюв более раннем возрасте.
  • на ее размер не оказывают влияние стаж работы и дата смерти мужа, период нахождения на его иждивении;
  • величина пособия определяется статусом чернобыльца;
  • если причина смерти мужа не связана с воздействием радиации, размер пенсии составляет 125% от величины социального пособия – 5404 руб.;
  • если муж проходил военную службу в зоне катастрофы и погиб при ликвидации ее последствий, размер пособия увеличивается в 2 раза – 8647 руб.
  • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
    • детям первого года жизни — 639,15 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 555,78 руб.
    • Ежемесячные денежные выплаты
    • Материнский семейный капитал
    • Государственные социальные пособия
    • Ежемесячные выплаты на детей
    • Государственные стипендии
    • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
    • Социальные пенсии
    • Ежемесячные доплаты к пенсии
    • Ежегодные денежные выплаты
    • Единовременные денежные выплаты
    • Социальные субсидии
    • Компенсационные выплаты
    • Государственная социальная помощь
    • Региональный материнский капитал
    • Организация отдыха и оздоровления детей
    • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
    • Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств
    • Набор социальных услуг
    • Предоставление земельного участка гражданам
    • Налоговые льготы родителям на детей
    • Социальные льготы ветеранам
    • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
    • Социальные льготы инвалидам
    • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
    • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
    • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
    • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
    • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
    • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
    • 12.02.2023 г. Получить социальные выплаты станет проще

      Пенсия по потере кормильца вдове ликвидатора

      1. Сума пенсії, що належала пенсіонерові і залишилася недоотриманою у зв’язку з його смертю, виплачується — по місяць смерті включно членам його сім’ї, які проживали разом з пенсіонером на день його смерті, у тому числі непрацездатним членам сім’ї, зазначеним у частині другій статті 36 цього Закону, які знаходилися на його утриманні, незалежно від того, проживали вони разом з померлим пенсіонером чи не проживали.

      • Отсылка по почте подразумевает исключительно рекомендованное отправление с описью вложения.
      • Отправка, посредством регистрации на официальном сайте ПФ, путем загрузки копий (сканов) прямо на сервер.
      • Доставка в ПФ или МФЦ лично, либо через доверенное лицо.

      Пенсия по потере кормильца назначается женщинам в 50 лет. При этом не имеет значение ни факт нахождения на иждивении у умершего супруга, ни время, прошедшее со дня смерти, ни продолжительность стажа умершего. Размер пенсии зависит от статуса умершего ликвидатора аварии.

      Если у жены на время смерти супруга уже был свой собственный трудовой стаж, то ей может быть начислена трудовая пенсия, если же нет, то помощь будет социального типа. Причем женщина имеет право сама выбрать, пособие по утрате кормильца или обычную пенсию получать, если она имеет на нее право (достижение определенного возраста). В иных случаях назначается пособие, которое выплачивается до той поры, пока супруга умершего пенсионера не подыщет себе место работы или же снова не выйдет замуж, переходя на иждивение нового мужа.

      Статья 10. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

      Днем обращения за назначением материальной помощи считается день приема территориальным структурным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заявления и документов Решение о назначении материальной помощи либо об отказе в ее назначении принимается руководителем территориального подразделения Министерства или уполномоченным им должностным лицом в течение 10 рабочих дней со дня обращения.

      Заявление и документы для назначения и выплаты материальной помощи могут быть представлены в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Не допускается требовать от получателя представления документов, не предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.

      Документы представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. В случае отсутствия у получателя копий их изготовление обеспечивается работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

      Заявление и документы представляются заявителем лично либо через представителя. При обращении за назначением и выплатой материальной помощи представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      По усмотрению получателя заявление может быть подано в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

      Для установления жалованья по потере кормильца вдове надо обратиться в МФЦ либо ПФР. Сделать это можно как лично, так и воспользовавшись услугами почтовой связи либо интернетом. Однако отправка бумаг по почте потребует их предварительного нотариального заверения.

      Женщины, мужья которых погибли из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции, могут рассчитывать сразу на несколько видов пенсионного содержания: по возрасту и по потере кормильца. Если жалованье по старости они зарабатывают сами, то выплаты по утере кормильца назначаются как компенсация за смерть мужа. Выплаты эти бывают двух видов: страховые и социальные. При возникновении права на оба вида выплат женщина может выбрать одну из них.

      Если покойный супруг успел набрать необходимый стаж для назначения страховой пенсии, вдова может обратиться за страховыми выплатами, назначение которых регулируется законом № 400-ФЗ. Сумма выплат зависит от стажа супруга и набранного ИПК. При этом женщина должна доказать, что находилась у него на иждивении. Исключение составляет тот случай, когда вдова не работает и растит детей, сестер, братьев либо внуков умершего, которым еще нет 14 лет. В этом случае неважно, находилась женщина на иждивении у покойного или нет.

      • паспорт вдовы;
      • СНИЛС;
      • свидетельство о смерти супруга;
      • бумаги, удостоверяющие право женщины на получение пособия (удостоверение чернобыльца покойного супруга и т. д.);
      • свидетельство о бракосочетании;
      • справки, подтверждающие трудовую деятельность супруга (при обращении за страховыми выплатами);
      • бумаги, подтверждающие статус иждивенца при кормильце либо факт воспитания детей, братьев, сестер либо внуков покойного, которым еще не исполнилось 14 лет (для установления страховых выплат);
      • справка о том, что умерший не получал пенсии при возникновении права на нее (при обращении за страховым пенсионным жалованьем).
      • паспорт заявителя;
      • свидетельство о кончине мужа-чернобыльца, а также документы, подтверждающие наличие у него заболевания, полученного из-за аварии на Чернобыльской АЭС (либо группы инвалидности);
      • чеки и квитанции, подтверждающие факт оплаты похорон;
      • реквизиты банковского счета, куда поступят деньги.

      В мае 2023 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

      Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2023 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

      Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

      Согласно Постановлению Правительства РФ №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» к зоне отчуждения отнесены несколько населенных пунктов Брянской области; к зоне отселения – некоторые населенные пункты Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей; населенные пункты еще нескольких субъектов РФ относятся к зоне проживания, имеющей льготно-экономический статус.

      Компенсационные выплаты участникам, инвалидам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также семьям умерших граждан этих категорий

      Через органы социальной защиты населения области осуществляется назначение сумм в возмещение вреда и др. выплат, в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации (ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация на оздоровление, компенсация на питание ребенка посещающего детское дошкольное учреждение, компенсация за дополнительный оплачиваемый отпуск, единовременная компенсация за потерю кормильца, пособие на погребение).

      Реализация прав граждан, подвергшихся воздействию радиации, осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и принятыми в целях его исполнения постановлениями Правительства Российской Федерации.

      Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2023 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» с 1 февраля 2023 года установлен размер индексации 1,049 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

      Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

      По общим нормам пенсионного законодательства в Республике Беларусь право выхода на трудовую пенсию по возрасту предоставлено в 2023 году мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет, в 2023 году мужчинам в 62 года 6 месяцев, женщинам в 57 лет 6 месяцев и т.д.,
      к 2023 году мужчинам в 63 года, женщинам в 58 лет, при условии уплаты обязательных страховых взносов в 2023 году не менее 17 лет 6 месяцев, в 2023 году – не менее 18 лет и т.д. до 20 лет (далее – страховой стаж работы).

      Для участников ликвидации, занятых на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин и минимального страхового стажа работы (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).

      На аналогичных условиях назначается досрочная пенсия по возрасту гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в испытаниях, учениях и иных работах, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие.

      Исчисление досрочной пенсии по возрасту участникам ликвидации производится по общим нормам пенсионного законодательства, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) для исчисления пенсии по возрасту.

      А именно, пенсии по возрасту (досрочные) назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, ограниченного по статье 56 Закона, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год стажа работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии) (статья 23 Закона).

      Пенсия по потере кормильца полагается несовершеннолетним детям в случае смерти родителя-ликвидатора вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, или его супруге, родителям нетрудоспособного возраста, оставшимся без средств к существованию.

      На пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет имеют право люди, которые были заняты на работах в 10-километровой зоне от ЧАЭС (13 населенных пунктов Украины) в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м. Этот факт должен быть документально подтвержден с указанием периода работы, названия населенных пунктов, зоны радиоактивного загрязнения, первичных документов, на основании которых выдана справка. Это могут быть командировочное удостоверение с отметкой о пребывании в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

      Дополнительно к пенсии пострадавшим назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным и командированным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным, как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии по возрасту (на данный момент МПВ составляет 59,97 руб.).

      Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на досрочную пенсию по возрасту и установление надбавок к ней. Для ее назначения нужно иметь удостоверение нового образца – пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. Их меняют с 2012 года.

      Для ликвидаторов, работавших в пределах 30-километровой зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены другие условия назначения досрочной пенсии по возрасту: при наступлении инвалидности независимо от ее причины и группы общеустановленный пенсионный возраст снижается на 5 лет. Исключение – граждане, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими противоправных действий.

      Льготы инвалидам I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, предоставляемые по статье 18 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»

      первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

      90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

      бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства;

      первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь;

      Представитель ответчика — отделение Управления социальной защиты населения, действующий по доверенности, заявленные исковые требования не признал. Из объяснений установлено, что при обращении с заявлением о назначении истцу мер социальной поддержки, им не представлен весь пакет необходимых документов в связи с чем, было принято решение об отказе по данному заявлению.

      Исковые требования обосновываются тем, что решением комиссии ГУ — управления Пенсионного фонда РФ по Гагинскому району Нижегородской области истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с тем, что документ, подтверждающий право — удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году недействителен и подлежит замене. Согласно удостоверения, выданного Министерством здравоохранения БССР, истец являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Удостоверение было выдано в установленном законом порядке, после чего Гомельским облисполкомом Республики Беларусь ему было выдано в 2012 году новое удостоверение, подтверждающее право на льготы для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, для работавших в зоне отчуждения. Указанные удостоверения вместе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, видом на жительство иностранного гражданина, выданного УФМС России по Нижегородской области были представлены в отделение Пенсионного фонда. Также было представлено и решение суда Центрального района г. Гомеля Республики Беларусь от 31 октября 2011 года, которым был установлен факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения).

      Гагинским районным судом Нижегородской области удовлетворены исковые требования истца, решение комиссии ГУ — управления Пенсионного фонда РФ по Гагинскому району Нижегородской области «Об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», признано незаконным. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородского областного суда.

      Представитель ответчика — отделение Пенсионного фонда, действующий по доверенности, заявленные исковые требования не признал. Из объяснений установлено, что при обращении с заявлением о назначении выплаты истцом было представлено только удостоверение советского образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с тем, что им не был представлен весь пакет необходимых документов, установленных действующим законодательством, было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

      Поскольку при рассмотрении гражданского дела, не были установлены какие — либо полномочия отделения социальной защиты в части назначения истцу ежемесячной денежной выплаты, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, исковые требования к данному ответчику оставлены без удовлетворения.

  • Adblock
    detector