Безвозмездная передача имущества между бюджетами проводки 2023

3. Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты».

  • обеспечение органом-учредителем своих учреждений имуществом;
  • передача НФА между учреждениями одной или разной подведомственности;
  • передача НФА другим организациям и физлицам;
  • межбюджетные передачи имущества и денежных средств;
  • передача дебиторской/ кредиторской задолженности при реорганизации учреждений, и др.

1. В частности, для ПБС специальная норма Порядка N 132н указывает при безвозмездных поступлениях НФА использовать код вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». В то же время при межбюджетных безвозмездных передачах применяются статьи и подстатьи доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов. «. Поэтому применение КБК следует согласовать с финорганом.

  • вида передаваемых объектов: финансовые активы, НФА, обязательства;
  • типа передачи: текущего или капитального характера;
  • подведомственности и уровня бюджета: внутриведомственные, внутрибюджетные, межбюджетные, между обособленными подразделениями и/ или головной организацией ;
  • статуса передающей/ принимающей стороны: ПБС, АУ, БУ, организации, не относящиеся к сектору госуправления, физические лица.

2. Получение денежных документов принимающая сторона должна показать по КОСГУ 189 . Для передающей стороны здесь исключений нет — это текущая передача, значит, отражается по КОСГУ 241 — при передаче внутри одного бюджета, либо по КОСГУ 251 — при межбюджетной передаче.

Безвозмездная передача имущества между бюджетами проводки 2023

Согласно п. 37 Инструкции № 174н безвозмездная передача материальных запасов между разными бюджетами отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета Х 401 20 250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета Х 105 ХХ ХХХ «Материальные запасы».

    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н);
    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
    • порядка применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н (далее — Порядок № 209н).

В соответствии с п. 10.5.1 Порядка № 209н безвозмездная передача нефинансовых активов внутри сектора государственного управления между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями, отражается по подстатье 251 КОСГУ. Безвозмездные неденежные поступления текущего характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления относятся на подстатью 191 КОСГУ (п. 9.9.1 Порядка № 209н).

    • разряды 1 — 4 — коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
    • разряды 5 — 14 — нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
    • разряды 15 — 17 — аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
    • разряды 24 — 26 — код КОСГУ.

По счетам аналитического учета счетов Х 105 ХХ ХХХ в разрядах 5 — 17 номера счета ставятся нули. Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества. Таким образом, к счетам Х 105 ХХ ХХХ указывается КПС вида КРБ ХХХХ0000000000000. Аналогичную структуру имеет номер счета Х 401 20 251, корреспондирующий со счетом Х 105 ХХ ХХХ.

Безвозмездная передача имущества между бюджетами проводки 2023

Так как автономные учреждения не имеют распорядителей средств, то безвозмездное поступление ОС возможно либо от учредителей, либо от сторонних организаций. Порядок отражения операций по безвозмездному поступлению и выбытию ОС на счетах таких организаций указан в приказе 183н.

В бюджетных и автономных учреждениях внутриведомственными считаются передачи между головными предприятиями и обособленными подразделениями. Безвозмездное получение основного средства от учредителя к этой категории не относится. Однако, в такой ситуации тоже заполняется извещение 0504805, но с другими проводками. Этот унифицированный документ, утвержденный приказом Минфина 52н, используется при передаче ОС между любыми организациями госсектора, в том числе для оформления межведомственных и межбюджетных передач.

Безвозмездная передача основных средств — проводки, нормативные документы и особенности принятия к учету объектов, полученных по договору дарения, вы найдете в данной статье. В зависимости от того, является организация дарителем или получателем актива, существует различный порядок оформления таких операций на счетах. В бюджетном учреждении есть свои особенности учета ОС, полученных на безвозмездной основе, отличные от коммерческих организаций.

С физлицами заключаются договоры дарения или жертвования в устной или письменной форме по желанию сторон. Ограничение в сумме 3000 руб. для этой категории контрагентов не действует. Работникам медицинских, образовательных, социальных и прочих подобных организаций не разрешается принимать подарки дороже 3000 руб. от граждан, находящихся в этих организациях на лечении, обучении, воспитании, или их родственников. Однако сами учреждения, как юрлица, могут принять дар или пожертвование от любого физлица.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

  • У одного учреждения существует излишек имущества и имеется возможность передать часть ценностей другому учреждению, которое в них нуждается
  • Имущество принадлежит бюджетному учреждению, но не используется, остается невостребованным
  • Имущество есть, но оно используется не по назначению
  • Имущество может передаваться в виде пожертвования от коммерческих организаций или частных лиц

Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета.

  • У одного учреждения существует излишек имущества и имеется возможность передать часть ценностей другому учреждению, которое в них нуждается
  • Имущество принадлежит бюджетному учреждению, но не используется, остается невостребованным
  • Имущество есть, но оно используется не по назначению
  • Имущество может передаваться в виде пожертвования от коммерческих организаций или частных лиц

Получение денежных документов принимающая сторона должна показать по КОСГУ 189 . Для передающей стороны здесь исключений нет — это текущая передача, значит, отражается по КОСГУ 241 — при передаче внутри одного бюджета, либо по КОСГУ 251 — при межбюджетной передаче.
Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты”.

Читайте также:  Какой Прожиточный Минимум В Спб В 2023 Году У Инвалидов 2 Группы

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276278 Инструкции № 157н).

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2023 г.

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Безвозмездная передача основного средства в 1С: Бухгалтерия предприятия редакция 3

Основание, на котором составляется акт – технические документы на основное средство, а также информация бухгалтерского учета (например, благодаря оборотам по счету 02 «Амортизация основных средств» возможно заполнение информации о размере накопленной амортизации).

Сама по себе операция по безвозмездной передачи актива считается фактом реализации, но только на безвозмездной основе. Поэтому корреспонденция счетов по данной операции аналогична проводкам, которые отображают реализацию основных средств. Отличие лишь в одном – цена реализации нулевая:

Другие расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), организация также не вправе учесть при расчете единого налога. Это объясняется тем, что расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, учитываются при расчете налогооблагаемой базы только при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть такие расходы должны быть экономически обоснованны. Учитывая, что операция по безвозмездной передаче основного средства не направлена на получение дохода, то и расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя признать экономически обоснованными. А значит, при расчете единого налога при упрощенке они не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

  • Номера и дня, когда был составлен документ.
  • Полного названия основного средства, исходя из технических документов.
  • Наименования учреждения – разработчика.
  • Заводского и присвоенного инвентарного номера основного средства.
  • Номера амортизационной группы, срока эффективного применения данного средства и фактического срока использования.
  • Амортизационной суммы, начисленной на момент безвозмездной передачи объекта ОС, его остаточной стоимости.
  • Информации о том, имеются ли в составе драгметаллы и камни.

ВАЖНО! Безвозмездная передача основных фондов у дарителя облагается НДС. А вот организация, получающая ОС, не может данный налог принять к возмещению и не отражает информацию о нем в учете. Подробности см. в материале «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Оно может передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в оперативное управление и изыматься у них, быть передано в безвозмездное пользование, в операционную и финансовую аренду и т.д., с 2023 года в связи с изменением КОСГУ по безвозмездным поступлениям и выбытиям меняются многие бухгалтерские записи по учету имущества казны. Согласно Гражданского кодекса РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности. Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета.

Передача имущества бюджетному учреждению на безвозмездной основе – явление не редкое, но очень ответственное. При такой процедуре необходимо предусмотреть все «узкие» места и оформить правильно все документы. Бухгалтер должен обеспечить своевременный и корректный учет таких операций.

У бюджетного учреждения на забалансовом счете 21.36 «Инвентарь производственный и хозяйственный» числится витрина, которая не используется, т.е. не приносит учреждению экономическую выгоду. Казенное учреждение готово принять витрину и поставить ее к себе на учет. У учреждений один учредитель. Вправе ли учреждения оформить безвозмездную передачу витрины без привлечения казны? Как отразить в учете передачу основного средства, которое числится на забалансовом счете 21, между казенным и бюджетным учреждением? Какими документами оформить операцию?

Читайте также:  Публичная кадастровая карта воронежской области официальный сайт

Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».

Безвозмездная передача имущества между юридическими лицами

В безвозмездной передаче имущества между юрлицами есть много нюансов, которые предприниматель обязан соблюдать, чтобы остаться в рамках закона. Рассмотрим, какие способы передачи имущества можно отнести к безвозмездным, как осуществляется такая передача и как правильно ее оформлять, а также проясним налоговые тонкости, касающиеся этой процедуры.

С точки зрения бухучета, компания, отдав часть своего имущества в дар, уменьшила тем самым свои активы. С выбытием какой-то доли основных средств теоретически снижается экономическая эффективность. Поэтому такую операцию проводят по расходным статьям (п. 2 ПБУ №10/99).

  1. Процесс согласования передачи части собственности между компаниями (их представителями).
  2. Компания-даритель документально гарантирует право собственности на активы, переходящие другому юрлицу.
  3. Составление заявления от компании, передающей дар, в котором декларируется это намерение.
  4. Составление договора о дарении или безвозмездной передаче (ссуде).
  5. Заверение договора у нотариуса в присутствии представителей обоих юрлиц.
  6. Государственная регистрация договора в местном Управлении федеральной регистрационной службы.

Нельзя безвозмездно передавать имущество на неограниченную сумму, так же, как и неправомерны дорогие подарки между деловыми партнерами. Закон разрешает презенты не дороже 3 тыс. руб., все остальное, передаваемое в дар, необходимо оформлять соответствующим договором и проводить по бухгалтерии.

    Договор дарения. Заключается, если предоставление имущества не требует никаких ответных обязательств. Одариваемая компания, таким образом, получает доход в размере стоимости полученного ею безвозмездно имущества, если бы оно было реализовано. Даритель при этом осуществляет расход.

Единственным их отличием становится нулевая цена реализации такого объекта, соответственно у передающей организации возникают заведомый убыток. Такой убыток может складываться из остаточной стоимости выбывающего имущества и расходов, связанных с его выбытием – демонтажем, транспортировкой и прочими, обусловленными договором дарения, затратами.

Второй, дарения, представляется безусловным обязательством передачи права собственности на имущество. Именно это и есть в чистом виде безвозмездная передача основных средств. Естественно, в том случае, если речь идет об имущественных объектах, одновременно отвечающих требованиям, приведенным в п. 4 ПБУ 6/01.

Для того чтобы впоследствии не возникало правовых коллизий в хозяйственной деятельности нужно четко разграничить понятия «передача основных средств на безвозмездной основе» и «передача основных средств в безвозмездное пользование». При кажущейся тождественности экономическая сущность этих двух хозяйственных операций весьма различна.

Безвозмездная передача основных средств (дарение) считается реализацией на безвозмездной основе. Это является основанием для отражения такой операции на счете реализации. Таким образом, бухгалтерские проводки, составляемые по поводу выбытия при безвозмездной передаче аналогичны проводкам при продаже основных средств.

Лучше заключить договор в письменной форме по согласованию сторон независимо от суммы. Второй способ, при котором основное средство может оказаться в организации- это путем пожертвования. Если юридическое лицо приняло такое имущество, то оно обязано вести отдельный учет всех операций, связанных с его использованием

Остаточная стоимость с кредита счета 01.09 списалась в дебет счета 91.02. В бухгалтерском учете мы признали прочие расходы, а в целях налогообложения прибыли, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ, расходов нет. В соответствии с ПБУ 18/02, зарегистрированы соответствующие постоянные разницы. По кредиту счета 68.02 в корреспонденции с дебетом счета 91.02 начислен НДС. В бухгалтерском учете признаны прочие расходы. В налоговом учете расходов нет, зарегистрированы постоянные разницы. По дебету счета НЕ в налоговом учете зарегистрированы не принимаемые для целей налогообложения расходы.

Так как для безвозмездной передачи товаров и основных средств в программе используются разные документы, нам придется разбить наш пример на две части. Давайте начнем с товаров. Оборотно-сальдовые ведомости по счету 41.01 «Товары на складах» показана на Рис. 1.

Для оформления в программе операции передачи объекта основных средств используется документ с соответствующим названием Передача ОС. Но оказывается, что данный документ «умеет» только продавать. Ни о какой безвозмездной передаче по договору дарения он не знает. Поэтому при передаче основного средства нам придется немного помудрить. Давайте заполним документ. В «шапке» документа указывается местонахождение ОС, контрагент — некоммерческая организация и договор дарения. В табличной части на закладке Основные средства выбирается безвозмездно передаваемый объект основных средств, указывается его рыночная стоимость и ставка НДС. В качестве субконто счета 91 выбирается знакомая нам статья прочих расходов Расходы по передаче товаров (работ, услуг) безвозмездно. В «подвале» документа выставляется счет-фактура. Пример заполнения документа Передача ОС показан на Рис. 7.

Вначале немного вспомним законодательство. При безвозмездной передаче стоимость выбывающего имущества подлежит списанию в бухгалтерском учете. Причем, стоимость приобретения товара и остаточная стоимость объекта основных средств признаются прочим расходом организации и списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 11 ПБУ 10/99).

Теперь наши проводки соответствуют действительности. Давайте проверим. Как и положено, за месяц выбытия основного средства в бухгалтерском учете и налоговом учете доначислена амортизация. Начисленная амортизация списана с дебета счета 02.01 в кредит счета 01.09 «Выбытие основных средств». В дебет счета 01.09 с кредита счета 01.01 списана балансовая стоимость основного средства. Таким образом, на счете 01.09 рассчиталась остаточная стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учетах.

Одновременно с составлением акта внесите сведения о выбытии объекта основных средств в инвентарную карточку. Форму инвентарной карточки разработайте самостоятельно или используйте унифицированную форму № ОС-6 (ОС-6а), утвержденную постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Малые предприятия могут использовать инвентарную книгу по форме № ОС-6б. При этом инвентарные карточки должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче, составленного в момент передачи объекта основных средств, и договора.

Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета (например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации). Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте принимающей стороне. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как дарителем, так и одаряемым.

Читайте также:  Средняя зарплата в белоруссии в 2023

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

Остаточную стоимость передаваемого основного средства и другие затраты, связанные с безвозмездной передачей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), учтите в составе прочих расходов (п. 30 и 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов (счета 01 и 91)). Остаточную стоимость учитывайте в момент передачи объекта, а другие расходы – в момент их возникновения (п. 16 и 17 ПБУ 10/99).

В бюджете основным нормативно-правовым актом, регулирующим правильность оформления безвозмездной передачи ОС на счетах бухгалтерского учета, является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, в зависимости от типа организации, применяют еще 3 нормативных документа: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н — для автономных учреждений, приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных организаций, приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — для казенных предприятий.

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 122);
  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);
  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 000).

Обязательства по операционной аренде отражаются в бухгалтерском учете по факту подписания договора аренды (пользования) имущества. Бухгалтерские записи, отражаются согласно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях.

Передавая объект основного средства в аренду, в бухгалтерском учете оформляются операции по внутреннему перемещению. В данном случае произойдет замена лица, ответственного за сохранность переданного объекта, т.е. вместо материально ответственного лица арендодателя с этого момента в качестве ответственного лица нужно указать руководителя арендатора или уполномоченное им лицо. Для этого нужно предусмотреть аналитику в рабочем плане счетов.

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н).

Кроме начисления НДС, при безвозмездной передаче ОС важным вопросом является их включение в состав доходов, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Так, при передаче в рамках одного уровня бюджета и при межбюджетной передаче не учитываются доходы от безвозмездно поступивших ОС.

Другие расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), организация также не вправе учесть при расчете единого налога. Это объясняется тем, что расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, учитываются при расчете налогооблагаемой базы только при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть такие расходы должны быть экономически обоснованны. Учитывая, что операция по безвозмездной передаче основного средства не направлена на получение дохода, то и расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя признать экономически обоснованными. А значит, при расчете единого налога при упрощенке они не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы, понесенные получателем ОС на транспортировку и проведение монтажных мероприятий для подготовки объекта к эксплуатации, должны быть включены в итоговую стоимость основного средства. Поэтому после того, как получено безвозмездно основное средство, проводка увеличения его цены за счет других расходов составляется так:

Так как активы, полученные безвозмездно, признаются прочими доходами, по мере начисления амортизации их стоимость списывают в кредит 91. При этом делается две бухгалтерские записи — одна отражает сумму начисленного износа, вторая — величину доходов будущих периодов, включаемых в прочие доходы:

Основание, на котором составляется акт – технические документы на основное средство, а также информация бухгалтерского учета (например, благодаря оборотам по счету 02 «Амортизация основных средств» возможно заполнение информации о размере накопленной амортизации).

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

———————————————————
*(1) Если здесь и далее в 22 и (или) 23 разряде номера счета бухгалтерского учета указано «Х», то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Данный вид дохода является плановым, подлежит внесению в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и отражению на счетах санкционирования (раздел 5 Инструкции N 174н).

Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2023 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2023 № 02-07-07/79257). А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.

С 01.01.2023 автомобиль в зависимости от принадлежности его к объекту операционной либо финансовой аренды необходимо учитывать на счетах бюджетного учета 1 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами», 1 101 35 000 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения» соответственно (п. 5, 41.1 Инструкции № 162н).

В соответствии с Инструкцией № 157н, объекты движимого и недвижимого у имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, должны учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». При закреплении в установленном порядке объектов недвижимости — нежилых помещений в оперативное управление государственного (муниципального) учреждения они подлежат учету на балансе с отражением по счету 010112000 «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения». Если учреждение производило бюджетный учет недвижимого имущества в ином порядке, оно должно при обнаружении ошибки исправить ее в соответствии с пунктом 18 Инструкции № 157н.

Отражать на балансе указанный объект следует по справедливой стоимости, определяемой на дату его классификации методом рыночных цен, – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей) (п. 26 СГС «Аренда», Письмо Минфина РФ от 08.05.2023 № 02-07-08/30805).

Adblock
detector