Государственная пошлина в гражданском процессе

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

Способ разрешения споров посредством обращения в судебные инстанции становится очень распространенным среди россиян. Подача искового заявления обязательно сопровождается оплатой госпошлины, размеры которой регламентируются несколькими законодательными актами, в которых бывает довольно сложно разобраться.

  • трудовых споров;
  • вопросов по усыновлению (удочерению);
  • требований по взысканию алиментов и средств на содержание;
  • исков, связанных с возмещением ущерба от вреда здоровью, причиненного ответчиком;
  • исков о возмещении ущерба, выделенных из материалов уголовного дела;
  • исков по спорам с административными органами управления;
  • заявлений и исков, направленных на защиту несовершеннолетних, недееспособных и инвалидов;
  • споров по действиям судебных приставов;
  • исков, проистекающих из Закона «О защите прав потребителя»;
  • исков и заявлений, поданных обществами или организациями инвалидов;
  • исков пенсионеров по вопросам неправильных действий сотрудников ПФР;
  • исков, поданных ветеранами в защиту своих прав, предусмотренных Законом «О ветеранах».

В соответствии с ГПК РФ и НК РФ, уплата госпошлины – это обязательное условие при обращении в судебные органы. Исключения в этом правиле составляет категория исков и истцов, которые законодательно от уплаты госпошлины освобождены. Все эти категории будут приведены ниже.

  1. до 20 000 рублей – оплачиваются госпошлиной в размере 4% от цены иска;
  2. от 20 до 100 тысяч рублей – 3% до 20 000 рублей +800 рублей;
  3. от 100 до 200 тысяч рублей – 2% от требования до 100 тысяч +3200 рублей;
  4. 200 тысяч рублей до миллиона – 1% от требования до 200 тысяч рублей + 5200 рублей;
  5. свыше 1 млн. рублей – 0,5% от 1 миллиона + 13200 рублей. Сумма госпошлины не должна превышать 60 тысяч рублей.
  1. иски, исходящие из семейного права – 600 рублей;
  2. заявления по алиментам оплачиваются госпошлиной в сумме 150 руб. ответчиком после вынесения решения (постановления) суда;
  3. заявления с одновременным требованием взыскания алиментов и средств на содержание истицы (истца) оплачиваются госпошлиной в 300 рублей ответчиком после вынесения решения.

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.1настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц;

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:
— действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
— действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
— действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
— нотариальные действия;
— действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
— действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
— действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
— действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
— государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
— лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)
— при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)
— при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
— при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:
— квитанция, выдаваемой плательщику банком;
— квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.
Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.
До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
— в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами.
вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.
Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая – акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Читайте также:  Товарный чек без кассового чека действителен

Статья НК РФ

Важно отметить, что истцы имеют право и на возврат уплаченной пошлины. Полностью или частично можно вернуть сумму перечисленной пошлины в следующих случаях:

  • при перечислении лишней суммы;
  • при возвращении заявления;
  • при отказе суда принимать заявление;
  • при оставлении судом заявления без рассмотрения;
  • при прекращении судопроизводства.

Возврат суммы пошлины происходит на основании заявления, поданного истцом, в течение месяца с даты его подачи. Кроме заявления предоставляются оригиналы платёжных документов (если нужно вернуть всю сумму) или их копии (если возвращается только часть суммы). Также обязательно необходимо предъявить судебные определения, решения или справки, конкретизирующие обстоятельства возврата пошлины.

Как указывает Налоговый кодекс, госпошлина в суды общей юрисдикции уплачивается не всеми истцами. Есть категории льготников, которые освобождены от уплаты пошлины по судебным делам. Это:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы, Участники ВОВ.
  • Истцы по некоторым делам (например, при взыскании зарплаты, возмещении вреда здоровью, защите прав ребенка, инвалида, нарушении прав потребителя и т.д.).
  • Граждане, направляющие апелляционную или кассационную жалобу по бракоразводному делу, а также подающие жалобы на действия судебных приставов, административные жалобы, жалобы на судебные определения, кассационные жалобы по уголовным делам с целью оспорить имущ. взыскание.
  • Граждане, подающие заявление об усыновлении.
  • Реабилитированные граждане.
  • Жертвы полит. репрессий.
  • Вынужденные переселенцы и беженцы.
  • Инвалиды 1 и 1 групп.
  • Ветераны (при нарушении их прав как ветеранов).
  • Пенсионеры (при нарушении их прав как пенсионеров).

Все эти льготы установлены главой 25.3 НК РФ.

Налоговый кодекс госпошлину в суды общей юрисдикции устанавливает в ст 333.19. При этом по ст 333.36 НК РФ от госпошлины освобождены органы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и органы МСУ (местного самоуправления). Общественные объединения или союзы потребителей также входят в число льготников, если в суде представляют потребительские интересы. Это является обязательным условием для применения льготы — иск подаётся в интересах граждан как потребителей. По п 3 ст 333.36 НК РФ истцы как потребители тоже могут быть освободиться от оплаты госпошлины, подавая иск о нарушении своих потребительских прав. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия. Освобождение действует, если иски носят имущ. характер (если иск административный, то имущественное требование в нём тоже должно содержаться), и при этом его цена не превышает 1 млн. руб. Когда цена иска более 1 млн. руб., то пошлина начисляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333 19 НК РФ и уменьшается на сумму, рассчитанную по цене иска в 1 млн. руб. Это 13 200 руб + 0,5% от суммы превышающей 1 млн. руб. (но не более 60 тыс. руб.) минус 5 200 руб. Таким образом, при нарушении прав потребителей и обращении по этому вопросу в суд освобождение от пошлины напрямую зависит от того, кем именно продаётся судебное заявление. Так, федер. органами по контролю в сфере потребления, органами МСУ и общественными организациями по НК РФ госпошлина в суд общей юрисдикции не уплачивается при условии, что иск составлен в интересах конкретного гражданина или группы людей в качестве потребителей. При этом размер исковой суммы значения не имеет. Если же в суд в качестве истца за защитой своих прав обращается сам потребитель, то он не уплачивает госпошлину, только если сумма иска составляет менее, чем 1 млн. руб. То есть в этом случае право на льготу поставлено в зависимость от размера исковой суммы.

Читайте также:  Как считается доп тариф по страховым взносам в 2022 году по спецоценке

Отсрочку и рассрочку при уплате госпошлины предусматривает ГПК РФ. Отсрочка обозначает перенесение даты оплаты на более поздний срок, а рассрочка — уплату частями поэтапно. По ст 333.41 НК РФ платить госпошлину в рассрочку можно не дольше, чем в течение года, максимальный срок отсрочки оплаты тоже составляет год. Если суд даёт истцу право на отсрочку или рассрочку платы, то проценты на сумму пошлины начисляться не будут. Так когда же гражданин может рассчитывать на отсрочку или рассрочку при перечислении пошлины? Это решает суд, детально рассматривая материалы дела и изучая финансовое положение истца. Чтобы получить рассрочку или отсрочку, нужно подать об этом прошение в суд. Оно может быть изложено как прямо в самом исковом заявлении, так и в отдельном документе. Но такое прошение не должно быть подано раньше, чем сам иск, иначе будет возвращено без рассмотрения. К ходатайству нужно приложить бумаги, подтверждающие отсутствие денег на уплату государственной пошлины. К таким документам относятся справки из банков и налоговых органов об отсутствии денег на счетах истца или о наличии долгов и налоговых недоимок. Если объективные основания для удовлетворения прошения есть, то суд не может отказать истцу в предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты госпошлины. Доплата пошлины производится при увеличении исковой суммы — в случае, когда размер пошлины ставится от неё в зависимость. Если требования в заявлении истца будут увеличены, то суд не станет рассматривать дело до тех пор, пока не убедится, что дополнительная пошлина также была уплачена. Без квитанции об оплате госпошлины не начнётся ни одно судебное заседание.

Направляя заявление (иск) в суд с целью защитить свои нарушенные права, нужно заплатить государственную пошлину. Это сбор, взимаемый за факт самого обращения в орган власти за помощью, который установлен законодательно. Важно отметить, что бывают и исключения — не по всем искам платится госпошлина в суд. Налоговый кодекс предусматривает льготы при подаче исков — освобождение от пошлины для некоторых лиц. А в отдельных случаях, с учётом обстоятельств, истец может получить отсрочку оплаты пошлины или добиться возможности платить её в рассрочку. Сколько же стоит подача судебного иска? Какую сумму нужно заплатить, прежде чем прийти в суд? Величина госпошлины, иногда, зависит напрямую от исковой суммы, указанной в требовании заявителя. Характер и объем исковых требований определяют стоимость обращения в суд. Расчёту величины пошлины посвящена ст 333 19 НК РФ. Для исков, поданных в связи с нарушением имущ. прав, которые можно оценить, госпошлина такова:

  • 400 руб. минимум или 4% от стоимости иска, если она меньше 20 000 руб.;
  • 800 руб. минимум + 3% от исковой суммы, если она от 21 001 до 100000 руб.;
  • 3 200 руб. минимум + 2% от суммы, если она от 100 001 до 200000 руб.;
  • 5 200 руб. минимум + 1% от суммы, если она от 200 001 да 1 000 000 руб.;
  • 13 200 руб. минимум + 0,5% от суммы, если эта сумма больше 1 000 000 руб., но не больше максимальной суммы в 60 000 руб.

В ст. 333 19 НК РФ прописаны также фиксированные размеры пошлин. Так, за иск о вынесении судебного приказа по имущественному делу нужно заплатить 50% от размера пошлины за имущ. иск. За не подлежащие оценке имущественные и неимущественные иски физ. лица платят по 300 руб. Чтобы расторгнуть брак, необходимо уплатить 600 руб. пошлины. Оспорить нормативный акт физ. лицо может за 300 руб. Такую же пошлину нужно заплатить за возможность признать ненормативные акты либо решения или деяния гос. органов незаконными. Подачка иска по делу особого производства обойдется также в 300 руб. Подать апелляцию или кассацию можно за 50% размера пошлины, уплачиваемой за неимущественный иск. Заявление о выдаче исполнительного листа стоит 250 руб. Алименты взыскать можно, уплатив 150 руб. либо вдовое больше, если алименты необходимы на истца и на ребенка. Итак, есть фиксированные размеры государственных пошлин и есть те, которые необходимо рассчитывать исходя из величины требования к ответчику. В настоящее время существует множество калькуляторов и электронных сервисов, позволяющих рассчитать размер пошлины, не вставая из-за компьютера. Оплатить пошлину можно также быстро — прямо на сайте судебного органа.

Государственная пошлина за регистрацию прав: порядок оплаты и возврата

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

— возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (например, если в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации возврат заявлений и документов был осуществлен не по причине отсутствия факта оплаты госпошлины, а по иным причинам, то сумма уплаченного налогового сбора может быть возвращена заявителю в установленном порядке, либо использована им в следующий раз при подаче документов в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации права (ограничения, обременения) или сделки).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате госпошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком госпошлины не требуется.

Факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Если информация об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в ГИС ГМП, и документ об уплате госпошлины не был представлен заявителем, то орган регистрации прав обязан вернуть заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения (пункт 3 статьи 25 Закона о регистрации). В течение 3 рабочих дней заявителю направляется уведомление о возврате документов.

Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.

4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

3. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

По общему правилу вопрос взыскания госпошлины против проигравшего ответчика разрешается в самом судебном решении, принятом судом по результатам рассмотрения спора. В связи с этим требование о взыскании госпошлины с ответчика, как правило, заявляется на стадии предъявления искового заявления ( ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).

Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела. Если трехмесячный срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом ( ст. 103.1 , ч. 1 ст. 112 ГПК РФ).

Ответ: Госпошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, является частью судебных расходов, обязанности по несению которых распределяются между сторонами по определенным правилам, с учетом в том числе результата рассмотрения гражданского дела ( ч. 1 ст. 88 ГПК РФ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Читайте также:  Документы для получения компенсации за сад 6 тыс

Вопрос о взыскании с проигравшего ответчика госпошлины, не решенный в рамках основного процесса, разрешается судом в отдельном судебном заседании после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба ( ст. ст. 104 , 166 ГПК РФ; п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).

Судебные расходы

НК при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.

Если в исковом заявлении соединено несколько самостоятельных требований, то его цена определяется исходя из каждого требования в отдельности. В случае, если истец занизил цену иска или испытывает сложности с ее точным определением, судья вправе определить цену иска при принятии искового заявления.

Заявление о зачете может быть подано в суд в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет (п. 6 ст. 333.40 НК). К заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

  • по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
  • по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования;
  • по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта.

Некоторые лица освобождаются законом от уплаты государственной пошлины в зависимости от процессуального положения и категории дела (п. 1 ст. 333.36 НК). К их числу относятся, например: истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; истцы — по искам о взыскании алиментов и др.

Госпошлина в суд

Возможности калькулятора:
— Актуален в 2022 и в 2022 году;
— При расчете госпошлины в арбитражных судах учтены положения пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46, согласно которому сумма госпошлины исчисляется в полных рублях: менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля.
— Цену иска можно вводить с пробелами или без, с буквенными обозначениями рублей и копеек или без (удобно копировать из документов);
— Десятичные знаки обозначаются точкой или запятой;
— Цену иска можно вводить с использованием математических функций, например, 6700+9300 или (57000-125)*23/5+45,5 ;
— Если кликнуть по ссылке «Пояснение», раскроется пояснение по расчёту госпошлины;
— Распечатка квитанции на оплату госпошлины для судов общей юрисдикции и мировых судей. При этом для судов Москвы и районных судов Санкт-Петербурга реквизиты предустановлены. Для остальных судов есть возможность для самостоятельного набора реквизитов квитанции. Достаточно набрать реквизиты один раз и использовать в дальнейшем шаблон квитанции (по сгенерированной ссылке).

Тэги: госпошлина в суд, калькулятор госпошлины в суд общей юрисдикции, расчет госпошлины в суд, калькулятор госпошлины в арбитражный суд, калькулятор госпошлины 2022, реквизиты госпошлины в суд г.Москва, реквизиты для уплаты госпошлины в суд, квитанция госпошлина в суд, госпошлина в арбитражный суд

При подаче апелляционной жалобы или кассационной жалобы граждане оплачивают госпошлину в размере 150 руб., организации 3000 руб. Подача административных исков об оспаривании в суде правовых актов размер госпошлины влечет обязанность для граждан оплатить 300 руб.; для юридических лиц 4500 руб.; аналогичным будет размер пошлины при оспаривании ненормативных актов высших органов власти РФ;

При подаче в суд исков о разделе имущества, о выделе доли, о признании права на долю в имуществе размер госпошлины зависит от того, рассматривались ли ранее судом требования о признании права собственности на это имущество. Если рассматривались, то размер госпошлины для граждан составит 300 руб., для организаций 6000 руб.

Истец уплачивает госпошлину в суд при подаче исков, заявлений и жалоб. При этом к документам в суд он обязательно прикладывает (в приложение) оригинал документа, подтверждающий уплату госпошлины.

Полученную с помощью калькулятора госпошлины сумму нужно заплатить через банк в том регионе, куда будет подано исковое заявление. И от имени подателя документов (истца, заявителя). Реквизиты можно найти на официальном сайте того суда, куда истец подает документы.

Итак, госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2022 использовать просто. Выберите нужный пункт. После этого введите цену иска (обратите внимание, что не все иски подлежат оценке). Калькулятор покажет размер госпошлины, который необходимо будет оплатить. Кроме того, мы укажем подсудность гражданских дел (мировой судья или районный (городской) суд).

  • иски имущественного характера, включая встречные требования и самостоятельные требования третьих лиц, предполагают оплату пошлины в размере 5% от цены иска;
  • жалобы, связанные с действиями или бездействием юридических лиц, в том числе государственных органов, и должностных лиц, нарушающих права по ГК, предполагают оплату пошлины в размере двух базовых величин;
  • иски о расторжении брака накладывают обязательство оплатить пошлину в размере трех базовых величин;
  • величина пошлины на жалобы на постановления государственных органов/должностных лиц, касающиеся вопросов административных правонарушений, определяется на основании размера административного взыскания (штрафа):
    • ½ базовой величины при размере штрафа менее 10 базовых величин;
    • 2 базовые величины при размере штрафа от 10 до 100 базовых величин;
    • 3 базовые величины при размере штрафа более 100 базовых величин;
  • иски с требованием изменить или прекратить действие договора найма жилых помещений требуют оплаты пошлины в размере двух базовых величин;
  • для исков неимущественного характера или тех, что не подлежат оценке, величина пошлины установлена в размере трех базовых величин;
  • пошлина на подачу иска по делам особого производства назначается в размере 2 базовых величин;
  • кассационные и первичные надзорные жалобы на решения и постановления судебной инстанции о заключении мировых соглашений и жалобы на кассационные определения и надзорные постановления вышестоящих судебных инстанций накладывают обязательство оплатить 50% ставки, которая установлена за подачу иска и жалобы; по имущественным спорам – ставки, рассчитанной на основании суммы спора и т.д.

Замечание 3

Вместе с тем, в действующем законодательстве Республики Беларусь определены такие размеры судебных взысканий, которые не воспрепятствуют заинтересованной стороне инициировать судопроизводство для защиты своих прав и интересов. Также существуют некоторые категории гражданских процессов, в рамках рассмотрения которых с истцов снято обязательство по уплате судебных расходов. К таким можно отнести иски по установлению размера алиментов, о компенсации вреда здоровью и другие. Согласно процессуальному порядку суд, опираясь на сведения о материальной составляющей физического лица, уполномочен снять с него на свое усмотрение, в полном размере или частично, обязательство по уплате судебных расходов, а прокурор, в свою очередь – по оплате государственной пошлины при подаче надзорной жалобы (ст.130 ГПК).

Обязательством по уплате госпошлины наделяются как физические, так и юридические лица. Данный вид судебных расходов должен быть оплачен до обращения в судебную инстанцию на основании сопутствующего процессуального документа перечислением денежных средств на необходимый счет.

Государственная пошлина – это денежные выплаты, совершаемые в пользу государства участниками судебного процесса за: подачу заявления с исковыми требованиями, жалобы в суд, кассационной или надзорной жалобы на решение суда, за предоставление участникам судебного процесса копий документации.

Если установлен факт неоплаты госпошлины заявителем, процессуальный документ остается без движения, а заявителю назначается срок, в течение которого государственная пошлина должна быть перечислена в пользу государства. Если же и этот срок не будет соблюден, процессуальный документ передается обратно заявителю.

Калькулятор госпошлины в суд

Используйте наш калькулятор госпошлины в суд. Вы легко можете самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины. Для этого выберите категорию пошлины, укажите (при необходимости) цену иска и получите размер госпошлины, которую нужно заплатить при подаче искового заявления в суд.

Выбираем в калькуляторе строку: «Подача искового заявления», далее «Имущественного характера, подлежащего оценке», затем в вводим в окне калькулятора госпошлины сумму иска, в нашем случае 55000 руб. Получаем в окне «Сумма государственной пошлины» значение 1850,00 руб. Эту сумму и необходимо будет оплатить в банке.

  • районные (городские суды) по гражданским делам;
  • по административным исковым заявлениям;
  • мировым судьям;
  • в областные, краевые, республиканские суды, в Московский городской суд, в Санкт-петербургский городской суд;
  • в Верховный Суд РФ.

Рекомендуем воспользоваться нашим калькулятором госпошлины при подаче административных исков, содержащих требования имущественного характера. Для расчета госпошлины в этом случае необходимо выбрать пункт «Подача искового заявления», подпункт «Имущественного характера, подлежащего оценке», после чего ввести цену иска в рублях. Вам будет выдан размер госпошлины, который необходимо оплатить перед обращением в суд.

Простой и быстрый калькулятор госпошлины в суд 2022 года. Бесплатно. Точный результат в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ в редакции на 2022 год. При расчете имущественных требований потребуется: Определение цены иска . Подробнее о том, что такое госпошлина, как ее платить, льготы по уплате: Госпошлина в суд.

Размер госпошлины по иску о признании права собственности в арбитражном и гражданском процессе

В арбитражном процессе частью 2 статьи 103 АПК РФ установлен иной подход, согласно которому по исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

о признании (или установительный иск), когда истец не просит что-либо присудить ему или каким-либо образом изменить правоотношения, а просит суд констатировать определенные юридические факты, которые отрицает другая сторона (например, что у ответчика отсутсвует зарегистрированное в ЕГРП право).

Если из иска о признании права собственности следует, что требования имеют установительный характер, то госпошлина должна быть рассчитана как по иску неимущественного характера. Например, иск супруга о признании права собственности на 1/2 в совместно нажитом имуществе. Супруг в этом случае ничего не получает, а просит суд констатировать установленное в законе право на половину совместно нажитого имущества.

Если из иска о признании права собственности следует, что требования направлены на присуждение вещи от ответчика к истцу, то госпошлина должна быть рассчитана как по иску имущественного характера. Например, иск о признании права собственности на самовольную постройку. В данном случае только после положительного решения суда у истца возникает право собственности.

Adblock
detector