Гражданское общество и правовое государство лекция

Можно выделить функции гражданского общества:
— защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
— способствует формированию демократии, правового государства;
— контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
— помогает воспитанию и социализации граждан;
— защищает интересы людей.

Особенность гражданского общества — в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим — т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы — независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Можно выделить признаки такого государства:
— верховенство права во всех сферах жизни общества и деятельности государства;
— эффективная система контроля за соблюдением закона в лице независимого и справедливого суда, а также прокуратуры, полиции и т.д.;
— реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— незыблемость прав человека как высшей ценности. В правовом государстве случаи нарушения прав человека не могут быть полностью исключены — это невозможно в принципе, однако государство ведёт эффективную борьбу с этими нарушениями;
— взаимная ответственность государства и общества;
— политический и идеологический плюрализм (многообразие политических идей, идеологий, отсутствие запрета на них).

Подходов к определению гражданского общества в науке множество. Наиболее часто выделяют главный признак гражданского общества — свобода от контроля государства и возможность реально влиять на власть. Таким образом, гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформированных общественных организаций, союзов, ассоциаций, в которую прямо не вмешивается государство. Другими словами — это сфера жизни граждан, независимая государства.

Правовое государство и гражданское общество

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «зависли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государственного имиджа.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопределяется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права распространяется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бесконтрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества.

  • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
  • суверенитет государства;
  • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
  • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
  • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
  • наличие развитых институтов гражданского общества.

Гражданское общество

Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

Несмотря на сложность объективных условий формирования гражданского общества в нашей стране, этот процесс идёт и развивается. У нас созданы и действуют: «Общероссийский народный фронт», «Союз писателей России», «Российский союз ветеранов Афганистана», «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», «Профсоюз работников образования» и многие другие.

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

Лекция № 10

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).
  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Понятие «гражданское общество» впервые ввел английский философ Джон Локк. В гражданском обществе люди могут реализовать свои частные интересы, например, в семье, творчестве, политическом участии и прочие. Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство — это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

Лекция № 8 Правовое государство и гражданское общество

После изучения темы студенты будут обладать знаниями о правовом государстве и его признаках, а также познакомятся с историей развития идеи правовой государственности. Кроме того, обучающиеся проанализируют соотношения правового государства и гражданского общества.

Сам термин правового государства утвердился довольно поздно. Так первое упоминание о нем можно встретить в немецкой литературе XIX в. в работах К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Однако введение данного термина в научный оборот связано с именем Роберта фон Моля (1832г.). Тем не менее, нельзя сказать, что именно с этого момента и берет свое начало идея правовой государственности. Термин правовое государства – это целая философская система основанная на идеях еще античных мыслителей которая прошла большой путь в своем становлении. Это связано с тем, что как мы уже говорили, правовое государство является идеальным типом государства. И история не знает мыслителей, философов, ученых которые бы занимались исследованием проблем государства и при этом не задумывались о том каким оно должно быть, т. е. об идеале государства. Сказанное еще раз подтверждает тезис о долгой истории развития идеи правового государства. Так, впервые данные идеи мы находим в трудах ученых великой цивилизации человечества – Древней Греции. К ним относятся Солон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др. Справедливость, право закон традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хауса. В Греции сложилась высоко почтительное отношение к закону, но при этом не надо забывать, что имелись в виду освященные традицией, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы . Так же необходимо отметить о первых предпосылках теории разделения властей заложенных в Древней Греции. Нельзя сказать, что Платоновское разделение труда и три начала в государстве полностью соответствуют идеи разделения властей, однако именно это рациональное зерно о разграничении властных полномочий прослеживается в трудах это знаменитого философа античности. Впоследствии идеи о правовом государстве можно найти в преемнике греческой философии – Древнем Риме. В трудах Марка Тулия Цицерона и естественно знаменитых римских юристов (Папиниан, Цельс, Ульпиан и др.) Главное, что привнесли римские ученые, это юридизация понимания государства, т. е. понимание и толкования государства с позиции понимания права как искусства добра, эквивалента и справедливости . Политико-правовая мысль средневековья также привнесла свой вклад в познание и становление правового государства. Она связана с именами таких ученых как Фома Аквинский (обосновал концепцию достойного существования человека), Марсилий Падуанский (развивал идею разделения законодательной и исполнительной власти), Раймунд Луллий (выступал за то, чтобы редуцировать позитивное право к естественному и согласовать с ним) и др. Нельзя, конечно же, не отметить ученых Нового и Новейшего времени. Здесь главная заслуга принадлежит представителям естественной школы права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, и др.) которая как раз и настаивала на приоритете естественных прав человека перед позитивным правом – одной из главных идей правового государства – ограничение произвола власти и приоритет прав и свобод человека и гражданина. Кроме того в данный период рождается и получает теоретическое обоснования концепция разделения властей, сначала в трудах Джона Локка, а затем, в окончательном варианте, в учении Ш.Л. Монтескьё. В последствии данная теория имела огромную практическую значимость и более того как мы говорили принцип разделения властей является неотъемлемым показателем правового государства. На американском континенте одним из выдающихся ученых и политических деятелей, кто воплощал идеи правления права в жизнь, был Т. Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки», в которой он и воплощает идеи разделения властей, народного суверенитета и отстаивает позиции естественных прав человека. Ну, конечно же, нельзя обойти стороной представителей немецкой классической философии права И. Канта, разработавшего философскую основу теории правового государства, Г.В.Ф. Гегеля, который восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы. Обосновывали теорию самоограничения власти правом от него же и исходящего представители позитивистской концепции правового государства. К. Гербер, А. Даси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, П. Лабанд, А. Эсмен и др. Идеи правового государства нашли отражение и в русской политико-правовой мысли. Наиболее известными ученые занимавшиеся данной проблемой являются А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Коркунов, С.А. Котлеревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Бердяев и многие др.

Читайте также:  Доплаты пенсионерам инвалидам за операцию катаракты по омс но дорогом хрусталике

В настоящее время в России с уст политиков, дипломатов и даже обыденных граждан ни сходит термин «правовое государство». Вместе с тем не все до конца осознают значение данной филосовско-правовой категории. По этому, мы и постараемся более детально разобрать данное явление. Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов. Правовое государство, как и любое правовое явление, обладает рядом специфических черт, признаков отличающих ее от других смежных категорий. Кроме того, уровень воплощения данных признаков свидетельствует о реализации самой идеи правового государства в государственно-правовой действительности того или иного государства. 1. Приоритет прав и свобод человека. Правовое государство создается и действует для реализации гражданами своих прав и свобод. Они получают приоритетное значение при принятии, каких либо, политических решений и планировании государственной деятельности. Цель правового государства удовлетворять потребности общества в целом, а соответственно и индивида в отдельности как части этого общества. Вся деятельность государственного аппарата, в таком государстве, направлена не на реализацию потребностей экономически господствующего класса или политической элиты, а человека и гражданина его прав и свобод. 2. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. Мало продекларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государство если хочет называться правовым должна обеспечить реальные гарантии, т. е. условия и средства обеспечения таких прав. Если же государство, как это обычно бывает, (Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».) только на бумаге, формально, а не реально закрепляет, но не предпринимает ни каких действий, или делает не достаточно для воплощение данного принципа, то оно не может считаться правовым. Правовое государство – это только то государство где деятельность любого органа, любого должностного лица положена на алтарь улучшения жизни людей, общества, а соответственно и государства в целом. Необходимо, чтобы граждане не только могли ознакомиться со своими правами, но в любой момент воспользоваться ими, а государство сделать все от него зависящее, что бы эта возможность стала реальностью. 3. Верховенство права. Изначально главным критерием правового государства являлось действие всех и в первую очередь государственных органов только в рамках закона. Так, древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» . Однако со временем стало ясно, что не всегда государство может быть названо правовым, даже в том случае если в нем власть действует на основе закона, например, Фашистская Германия, осуществляла свои геноцидные идеи на основе закона. Прежде всего, необходимо, чтобы законы были правовыми, то есть соответствовали требованиям естественного права и были направлены на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а не властных амбиций и интересов клики. Поэтому правовое государство это царство законности и правопорядка, основанных на неотъемлемых правах личности, принципах справедливости, равенства, свободы, ответственности, гуманизма и т. д. 4. Взаимная ответственность государства и гражданина. Основатель немецкой классической философии права Иммануил Кант отмечал, что «в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину» . Естественно, что государство единственная организация которая обладает правом легального применения силы и в публичных правоотношениях естественно находится в состоянии субординации в отношении граждан. Однако в правовом государстве эта разница как бы стирается, а точнее минимизируется, так как, во-первых, граждане становятся экономически, политически, социально независимыми с высокой гражданской позицией, а соответственно применение силы является не правилом, а исключением. Во-вторых, обеспечивается реальная возможность гражданина предъявлять претензии государству за неисполнение и неправомерное осуществление действий его органами. 5. Действительный доступ граждан к управлению делами государства. В правовом государстве имеется возможность гражданам самостоятельно принимать участие в управлении делами государства. Это обеспечивается по средствам высоких избирательных гарантий позволяющих отражать мнение народа, а не фальсифицировать выборы правящими кругами и референдум или всеобщи выборы отражают именно волю народа, а не служат прикрытием произвола власти и средством подавления классовых противоречий. Во-вторых, представительные органы действительно являются представительными и всецело подчиняются своим избирателям, в случае же когда они перестают отстаивать интересы народа в правовом государстве разработаны механизмы роспуска и замены не оправдавших доверия выборных органов. В-третьих, все наиболее важные и значимые для общества вопросы в обязательном порядке выносятся на референдум. Ну и на конец в правовом государстве действуют институты гражданского общества постоянно влияющие на власть и контролирующие ее со всех сторон. 6. Высокая правовая культура. Само название – правовое государство, этимологически наталкивает на мысль о безупречном и неуклонном исполнении в нем, всеми и повсеместно, правовых норм. Однако неуклонное исполнение законов возможно только при добровольном принятии их обществом, при развитом чувстве уважения к праву, закону и правовой политике государства. Все это может быть достигнуто только при развитой правовой культуре общества. 7. Разделение властей. В правовом государстве обязательно действует принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При чем так же важно, что бы данный принцип был не декларированным и формальным, а воплощенным в объективной действительности. Необходимо, что бы в государстве действовала эффективная система сдержек и противовесов не дающая одной власти преобладать над другой. Данный принцип обеспечивает гармоничное существование различных органов, не позволяет какому то одному из них узурпировать властные полномочия, что в и тоге приводит к результативному выполнению задач и функций государства. 8. Правовое государство – социальное государство. Основа всех отношений – экономика. Корень практически всех бед и несчастий, а также и наоборот, успех во всех начинаниях государства зависит от социального состояния общества. Поэтому политика правового государства должна быть направлена, прежде всего, на решение социальных задач народа. Невозможно достичь правового государства без реализации идеи социального государства, которое действительно, реально обеспечивает возможность достойного развития каждого члена общества. Подводя итог анализу понятия правового государства можно сделать вывод о том, что это идейная категория, то есть идеальная модель государственности, каким мы бы хотели видеть свое государства, а соответственно не один идеал, как известно, не достижим в полном объеме. Однако это не означает, что к нему не надо стремиться, надо постоянно совершенствоваться и совершенствоваться, что бы как можно ближе приблизиться к этой мечте.

С идеей правового государства тесно переплетается другая философско-правовая категория – гражданское общество. Но если понятие правовое государства хотя бы терминологически уже наталкивает, на какие либо представления о данном явлении, то термин гражданское общество вызывает различные, а порой даже противоречивые мнения. По нашему мнению, гражданское общество – это совокупность индивидов обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества. Гражданское общество обладает следующими отличительными признаками: 1. Гражданское общество – это совокупность индивидов. Данный признак означает, что люди входящие в гражданское общество не выступают в роли толпы, охласа, обезличенной массы руководствующихся сиюминутными амбициями и ложными лозунгами политической элиты. Каждый человек входящий в гражданское общество является личностью, обладает индивидуальностью, высоким уровнем правосознания и развитой правовой культурой, могущий трезво оценить решения и заявления правящего класса. Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы. 2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование. Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства. 3. Гражданское общество – это саморегулируемая система. В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. По этому в гражданском обществе приоритетом обладает не позитивное право, а естественное, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д. Можно даже сказать, что при отмене норм позитивного права, гражданское общество сможет обходиться и без них, тогда как обычное общество падет в хаус и утонет в преступности. Это вызвано тем, что каждый человек в ходящий в это общество четко осознает свое, если можно так сказать, предназначение, действует инициативно для достижение совместно поставленной цели. 4. Гражданское общество это сложноустроенная система. Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие облати человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи. 5. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения. Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.

Читайте также:  Минимальный доход который облагается налогом 2023

Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо другие проявления гражданского общества могут существовать в любом государстве, то образования правового государства без гражданского общества не возможно по следующим причинам: Во-первых, именно гражданское общество и представляет совокупность индивидов желающих и могущих руководствоваться идеями добра и справедливости, т. е. естественным правом. Именно они обладают высокой правовой культурой и строго следуют предписаниям правовых норм (если они совпадают с естественным правом). В этом случае вообще наблюдается идентичность идей о правовом государстве и гражданском обществе. Во-вторых, вообще невозможно ограничить государство правом, так как трудно себе представить власть, которая не контролировалась из вне, сама себя ограничивала своими же предписаниями. Этой силой из вне и выступает гражданское общество, которая ставит власть в свое русло и заставляет ее действовать не в угоду своих интересов, а интересах общества в целом. В-третьих, правовое государство создано удовлетворять потребности всего общества, быть социальным государством, стремиться привлекать граждан к управлению делами государства. Этого же и добивается гражданское общество, оно стремиться контролировать принимаемые политические решения и сделать общество социально независимым. В заключении можно резюмировать, что правовое государство и гражданское общество – это высоко идейные и архее важные категории теории государства и права, которые имеют большую теоретическую ценность. От степени реализации которых зависит процветание нашего государства и общества. Однако, к сожалению, не смотря на то, что Конституция Российской Федерации обозначила Россию в качестве правового государства, оно таковым не являемся и даже отдаленно не можем называться таковым. С воплощением нашего общества в гражданское, дела обстоят еще хуже. Наши граждане далеки от саморегуляции и саморазвития. Активность в политической сфере – главный элемент гражданского общества – тоже оставляет желать лучшего. Кроме отрицательных моментов в развитии концепции правового государства и гражданского общества в российской действительности надо отметить и некоторые положительные сдвиги в данной области в последнее время. Остается надеяться и ждать когда мы максимально приблизимся к идеи правового государства и гражданского общества в нашей стране, достичь которые, как известно, из за их идеальности на сто процентов невозможно.

Лекция по обществознанию на тему: «Гражданское общество и правовое государство» (Проф-техническое образование)

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «. а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения».

-реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государстве права граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и зашиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в Конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и установлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»;

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организа­цию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и со­держательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании высту­пает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В настоящее время в Коснтитуциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В дей­ствительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от все­властия государства нашли в праве, которое, имея преимуществен­но формально-определенный характер и письменную форму, мо­жет регламентировать полномочия государства, определив преде­лы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть де­мократическое федеративное правовое государство с республи­канской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и ско­рым. Гражданское общество в России только формируется. Госу­дарство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс соб­ственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подза­конных актах. Наконец, для создания правового государства в Рос­сии необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «. а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) пра­вовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдер­живающая сила общественного мнения».

Гражданское общество и правовое государство лекция

Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, обязательно обсуждается с народом (как правило, в виде референдума). В большинстве таких обществ выбрана система, которая называется «представительной демократией». Мнение народа выражают те люди, которые победили в своих избирательных округах.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах от рождения. Члены общества добровольно принимают на себя определённые ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел возникает приоритет личности над обществом.

Сегодня в демократическом обществе граждане обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих им активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.

Правовое государство, выступающее важнейшей составной частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 г., является целью и перспективой развития российской государственности. Согласно Конституции, Российская Федерация является правовым государством. Главное в идее правового государства — защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Его важнейшим принципом является верховенство закона.

Гражданское общество и правовое государство лекция

  • парламентская — верховная власть принадлежит парламенту, им же формируется правительство; главу государства избирает население или парламент, он наделён формальными полномочиями;
  • президентская — население выбирает главу государства и парламент на ограниченный срок, правительство подответственно президенту;
  • полупрезидентская — президент и парламент избираются народом, после чего президент назначает правительство.
  • ассоциации потребителей;
  • благотворительные фонды;
  • политические партии;
  • спортивные общества;
  • общественно-политические движения и организации;
  • органы местного самоуправления;
  • церковь;
  • кооперативы;
  • семью;
  • союзы предпринимателей;
  • независимые СМИ.
  • Реальное. Общество, которое существует независимо от нашего сознания. Появилось раньше государства вместе с первобытными
  • Идеальное. Вершина развития общества, созданного при правовом государстве. До сих пор не достигнуто.
  • права и закон главенствуют и соблюдаются во всех сферах жизни общества;
  • соблюдаются права и свободы человека;
  • в государстве существует реальное разделение властей;
  • государство отвечает перед гражданином, и наоборот;
  • национальная правовая система подчиняется международному праву.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах лишь провозглашаются права и свободы человека. Поэтому принципом правового государства должно являться верховенство права в обществе, что предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

Гражданское общество и государство

Гражданское общество – система взаимоотношений, характеризующаяся экономическими, неполитическими, конфессиональными, социальными и культурными формами. Гражданское общество представлено простором, где население воспроизводит частную жизнь на основе невмешательства государства.

Признаки гражданского общества:

  • Обеспечение свободности частной собственности в экономических отношениях;
  • Стабильность во взаимоотношениях индивидов и государства;
  • Защита прав человека и личной свободы;
  • Разнообразие мнений в политической сфере;
  • Конкуренция;
  • Терпимость и открытость общества;
  • Легитимная власть;
  • Наличие правового аппарата.

Политический режим определяет отношения между населением и правительством: при тоталитаризме государство берёт под контроль абсолютно все сферы жизнедеятельности, где нет места простору гражданского общества; при авторитарном режиме – гражданское общество предстаёт непросвещённым и сжатым; демократический режим – конституция формирует условия функционирования гражданского и правового общества.

Гражданское общество ставит в приоритет права и свободу индивида, для улучшения его жизнедеятельности: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех индивидов; наличие правового государства; формирование одинаковых шансов для продвижения в экономической и политической сфере.

Правовое государство наличествует в социуме с демократическим режимом правления. Уровень культурного развития и права формирует гражданское общество. Для правового государство необходимо владеть экономической основой, высоким уровнем жизнедеятельности и главенством среднего класса; развитые нормы поведения. Предпосылкой для формирования правового государства представлено наличие социальных институтов в социуме.

Предпосылки создания правового государства:

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства (Экономическая независимость и самостоятельность индивида)
  • Режим демократии; суверенитет народа
  • Внутреннее единая и непротиворечивая система законодательства
  • Гражданское общество
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества
Читайте также:  Кто и как ведет расчет на ком услуги для ветеранов труда рф по самарской области г толятти 2023 г

Признаки (принципы) правового государства

  • Верховенство права во всех сферах жизни общества
  • Деятельность государства ограничена рамками права
  • Легитимность власти
  • Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека.
  • Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона. Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи (от фр. — посредничество) и т. д.
  • Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»)
  • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. Признание прав и свобод человека высшей ценностью)
  • Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости
  • Взаимная ответственность государства и личности. Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами
  • Единство права и закона. Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека
  • Политический и идеологический плюрализм. Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов
  • Равноправие, равные права и для президента и для рабочего.
  • Правовая культура граждан – знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

Функции правового государства

  • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы — независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Особенность гражданского общества — в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим — т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Гражданское общество неотработанная в политологии категория. Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле он включает ту структурную часть общества, которую не охватывает государство. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, не зависимая от государства общественная сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократическим режимом, но и авторитаризмом. Лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. В узком понимании гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Оно представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных граждан в условиях рынка и демократической правовой государственности.

Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его основополагающих, характерных черт. Во-первых, развитие гражданского общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений. Во-вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и связано с исторически преходящими формами государства, является силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина.

Усилия по созданию гражданского общества в России, сопровождаемые соответствующими декларациями, предпринимались в стране и зарубежными, и местными деятелями и организациями с конца 1980-х годов. Заметно активизировалась гражданская деятельность в 1990-х годах, когда В. Путин объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума», а в настоящее время к созданию Общественной палаты в качестве дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране. В ноябре 2004 года был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а в марте 2005 года – «экологический форум» на федеральном уровне. Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, власть поддерживает развитие гражданского молодёжного движения, а также приступило к осуществлению реформ местного самоуправления. В то же время российские власти тщательно проверяют гражданские организации на предмет финансирования их «влиятельными зарубежными фондами» или отстаивания ими «сомнительных групповых и коммерческих интересов». При этом внутренних источников финансирования мало. Мало стимулов для финансирования добровольных гражданских инициатив у крупных компаний. Видя неудачи в своих стратегиях и просто растраченные гранты, многие иностранные доноры склоняются к тому, чтобы уйти из России. Недостаточной является помощь государства. Другие недавние события заставляют вспомнить об истоках формирования гражданского общества, которое происходи снизу вверх. Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, затронувшие интересы, различных слоев населения (пенсионеров, студентов, наёмных рабочих). Активизируется деятельность на региональном и местном уровне (проводятся референдумы, «круглые столы»), обеспечивающая систематическое сотрудничество при решении практических проблем. Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России. Растёт число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития. Но пока эти инициативы по большей части пребывают в зачаточном состоянии, и в качестве первых шагов их участники пытаются решать для себя фундаментальные вопросы определения общих целей, координаций и позициирования.

Рождение концепции гражданского общества не без оснований связывают с именем Т. Гоббса, который формирование гражданского общества связал с переходом общества от природного (естественного) состояния- «войны всех против всех» — к упорядоченному, цивилизованному, культурному состоянию, граждане которого объединены властью государства, благодаря чему в стране существует мир и порядок. Дальнейшее уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует категорию «гражданское общество», но, и, пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая в отличие от Гоббса — священна и неприкосновенна. У Дж. Локка политическая власть трактуется, как право создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.

Принципиально новыми положениями обогащает рассмотрение проблем гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель. В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества. Согласно Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами, равенство граждан, защищенность человека от случайностей. Различив государство и гражданское общество, Г. Гегель при столкновении их интересов, считал, что интересы последнего должны уступить интересам государства. В свою очередь К. Маркс в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. отверг тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу и рассматривал последнее фундаментом всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития.

Лекция по обществознанию Гражданское общество

Студент Михаил К., не раз с тревогой наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал от сокурсника, что студенты создали общественную организацию, которая активно занялась природоохранительной деятельностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пикетах. Пикетчики требовали от губернатора области принять действенные меры против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

Люди, живущие в селе, посёлке, городе, нуждаются в том, чтобы надёжно работал транспорт, связывающий между собой населённые пункты или районы города; чтобы поддерживали в хорошем состоянии дороги; чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и электричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности, т. е. в собственности местного самоуправления; чтобы были удобно расположены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поликлиники, магазины, прачечные, ремонтные мастерские; чтобы территория населённого пункта была благоустроена, а мусор своевременно убирался. Жители городов и посёлков заинтересованы в разумном использовании муниципальной собственности (жилых домов, нежилых помещений, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.), в поддержании общественного порядка на их территории. Все эти и другие подобные интересы определяют те самые вопросы местного значения, решение которых на основе действующего законодательства обеспечивается местным самоуправлением.

В Конституции РФ записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчётны.

Каковы же формы его осуществления? Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Создаются также представительные органы местного самоуправления – думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в сёлах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

1.На семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: «Правовое государство возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество». Вторая: «Формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового государства». Выскажите, какая из этих точек зрения вам представляется правильной. Или у вас имеется ещё одна, другая точка зрения? Свой ответ аргументируйте.

Adblock
detector