Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст. 94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены. При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса

2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Изъятие предметов на стадии возбуждения уголовного дела

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

В частности, Верховным судом Российской Федерации отмечено, что эти доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку следственное действие (выемка) произведено после поступления заявления о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1ст. 144 (регламентирующими перечень допустимых в ходе проверки сообщения о преступлении следственных и иных процессуальных действий), ст. 182 и ст. 183 УПК РФ.

Справедливости ради надо отметить, что Липецкий областной суд отменил приведенное решение Правобережного районного суда г. Липецка, однако к моменту рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора уголовное дело по обстоятельствам, требовавшим проведения выемки, было уже возбуждено.

Остро стоит вопрос о сроках истребования, т.к. данное процессуальное действие детально не регламентировано законом.[1] Лицо, производящее расследование, не может принуждать физическое или юридическое лицо предоставить предметы и документы в максимально короткий срок. Но с другой стороны, без объектов истребования следователь не сможет решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а если предметы и документы будут предоставлены позже, истребование потеряет свою эффективность на данном этапе расследования.

В последние годы уголовно-процессуальное законодательство РФ интенсивно развивается. Так, ФЗ от 4 марта 2013 г. № 23ФЗ были внесены изменения в УПК РФ, касающиеся средств проверки сообщения о преступлении. Наряду с внесением в ч.1 ст. 144 УПК РФ новых следственных действий, законодатель предусмотрел такой способ собирания сведений на стадии возбуждения уголовного дела, как истребование предметов и документов.

Общепринято, что истребование это требование о предоставлении предметов и документов, адресованное физическим и юридическим лицам. Данное процессуальное действие ранее рассматривалось в ст. 109 УПК РСФСР в рамках сообщения о преступлении, ст. 70 УПК РСФСР как способ собирания доказательств.

Специфика истребования состоит в том, что его применяют как самостоятельное процессуальное действие, не в рамках какого-либо следственного действия. Выдача предметов и документов при истребовании происходит добровольно, без принуждения. В случае невыполнении законных требований следователя наступает административная ответственность в порядке ст. 17.7 КоАП РФ. Но наложение административного штрафа не гарантирует получения интересующих следователя предметов, документов.

Спорным является вопрос о том, какие документы при истребовании попадают под коммерческую тайну. В соотв. с ч.1 ст.3 ФЗ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ, коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. До возбуждения уголовного дела следователь не может получить судебного решения, поэтому организации могут не предоставить документы, сославшись на то, что в них содержится информация, составляющая коммерческую тайну. Это наиболее типично для экономических преступлений. Обратимся к такому процессуальному действию, как изъятие предметов и документов в порядке, установленном ч. 1 ст. 144 УПК РФ. На сегодняшний день до возбуждения уголовного дела мы можем провести следующие следственные действия: получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы, освидетельствование, осмотр места происшествия, осмотр предметов и документов.

40. Изъятые из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, после проведения необходимых исследований по решению суда передаются для их технологической переработки или уничтожаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ.

32. Драгоценные металлы и камни передаются на хранение в Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации, а при отсутствии подразделений этого учреждения в данном регионе — в банк или специализированное хранилище, имеющие соответствующую лицензию.

7. Запрещается упаковывать и помещать на хранение влажные предметы и предметы с невысохшими следами биологического характера (кровь и др.). Для предотвращения их порчи и обеспечения возможности дальнейшего исследования предметы перед упаковкой и сдачей на хранение должны быть высушены при комнатной температуре вдали от отопительных приборов в месте, затененном от прямых солнечных лучей. Просушивание таких предметов проводится в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц. Помещения и шкафы, в которых осуществляется просушивание, запираются, опечатываются и удостоверяются подписями следователя и других участников следственного действия.

Читайте также:  Копия трудовой книжки для банка — как заверить, срок действия

39. Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, перечисляются территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом на счет, открытый в установленном порядке следственному органу СК России для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение, на срок, предусмотренный пунктом 11 настоящей Инструкции.

6) обеспечить регулярное, не реже одного раза в квартал, проведение проверок наличия, состояния и условий хранения вещественных доказательств и иного имущества, находящегося в камере хранения вещественных доказательств, правильность ведения книги учета вещественных доказательств, своевременность и правильность исполнения решений следователей и суда в отношении вещественных доказательств.

Выемка документов по уголовному делу

Данное следственное действие проходит менее «болезненно», чем обыск, поскольку при выемке не обыскивается весь офис, а изымаются конкретные предметы и документы. Однако необходимо понимать, что изъятые в ходе данного мероприятия предметы и документы являются доказательствами по уголовному делу, которые могут быть положены в основу обвинения.

Не отказывайтесь от подписи протокола выемки, так как этим действием Вы лишаете себя возможности внести свои заявления и замечания в данный процессуальный документ. Отказ от подписи не несет никаких процессуальных последствий. В случае отказа подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Из этого следует, что благоразумнее будет подписать протокол выемки и внести в него свои заявления и замечания. В случае, если в протоколе нет места для внесения всех Ваших замечаний, то изложите их на отдельном листе, а в протоколе укажите, что замечания приложены на отдельном листе.

Например, в ходе предварительного расследования по экономическому преступлению возникла необходимость в изъятии регистрационного дела юридического лица. Следствию достоверно известно, что регистрационное дело находится в налоговой инспекции по месту постановки юридического лица на учет. Соответственно, следователь располагает сведениями о конкретных документах, подлежащих изъятию, и их местонахождении. В данной ситуации, вероятнее всего, будет принято решение об изъятии регистрационного дела путем проведения выемки.

в) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Внимательно ознакомьтесь с данным постановлением и постарайтесь запомнить ключевые моменты: кем и когда вынесено постановление, фабулу уголовного дела по которому производится выемка, предмет и место производства выемки. Указанные сведения могут понадобиться Вам в дальнейшем при обжаловании данного следственного действия либо при выстраивании тактики защиты по уголовному делу.

Интересен опыт соседней Украины, где в новом УПК Украины, принятом в 2012 году, нет главы, предусматривающей производство в стадии возбуждения уголовного дела. Согласно ч. 1 ст. 214 УПК Украины следователь, прокурор безотлагательно, но не позже 24 часов после предоставления заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований (что равносильно возбуждению уголовного дела в нашем понимании) и начать расследование. Такого решения, как отказ в регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении, что аналогично отказу в возбуждении уголовного дела, в УПК Украины не предусматривается .

По мнению данного автора, следует без возбуждения уголовного дела разрешить проведение всех следственных и процессуальных действий — до признания лица подозреваемым или предъявления лицу обвинения. То есть сама регистрация сообщения о преступлении будет основанием для начала уголовного производства с проведением всего комплекса следственных действий, признаваемых в качестве доказательств. В этом случае аналогично стадии возбуждения уголовного дела будет иной правовой институт — это возбуждение уголовного преследования в отношении конкретного лица в качестве подозреваемого или обвиняемого .

Согласно ч. 10 ст. 182 УПК РФ изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

The criminal procedure code of the RSFSR (1960) resolved before the criminal case only one of the investigative actions — examination of the scene. The code expanded the list of these investigations is first to three: scene inspection, examination, appointment of judicial examination (rule amended part 4 of article 146 of the code). And after the adoption of the Federal law N 23-FZ from 04.03.2013 — up to five activities: inspection of the scene, documents and objects (part 2 of article 176 the code of criminal procedure), examination of the corpse (part 4 st. 178 the code of criminal procedure), the appointment of forensic examination (part 4 st. 195 of the CCP), examination (part 1 st. 179 of the code) and obtaining samples for comparative studies (part 1 st. 202 of the code). While the wording of article 144 of the code are such that even a superficial, textual analysis of the norms of the criminal procedure law allows us to conclude that the action for the seizure of objects and documents, which the legislator authorizes to criminal prosecution, may include search, seizure, personal search of the suspect, accused, imposition of arrest on postal Telegraph dispatches, its inspection and seizure provided by articles 182, 183, 184 and 185 of the code. The author also analyses the question of the necessity of preserving procedural Institute such as the stage of criminal case. Given the sad experience of neighboring Ukraine, which refused this procedure Institute. Identify contradictions in existing criminal procedural legislation and makes suggestions for its improvement.

  • осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ);
  • осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК РФ);
  • в случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 179 УПК РФ);
  • судебная экспертиза может быть назначена и проведена до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 195 УПК РФ);
  • получение образцов для сравнительного исследования может быть произведено до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 202 УПК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда, стадия возбуждения уголовного дела является обязательной: актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, которое обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания, предварительного следствия и суда, и одновременно влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется обвинительная деятельность, напоминает высшая инстанция.

«При этом из материалов уголовного дела усматривается, что решение о возбуждении уголовного дела по факту приобретения (обвиняемым) и передаче на хранение (тайному свидетелю) наркотических средств не принималось, а инкриминируемое осужденному указанное преступление не является частью ранее возбужденного и расследуемого дела по факту незаконного сбыта наркотических средств, поскольку данные преступления отличаются конкретными фактическими обстоятельствами, направленностью умысла осужденного при совершении в разное время преступлений и с разными лицами», — отмечает ВС.

«Таким образом, возбуждение дела понимается как процедура официального начала предварительного расследования. Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий и обеспечиваются права заинтересованных лиц: заявителя, будущего потерпевшего и подозреваемого. При этом часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 108, статьи 171 и 172 УПК РФ не предполагают возможность привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого и применения в отношении него меры пресечения в связи с подозрением (обвинением), уголовное дело по поводу которого не было возбуждено», — подчеркивает ВС.

Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела является обязательным, поскольку именно этот процессуальный документ порождает правовые основания и последствия для осуществления уголовного преследования конкретного лица и возникновение у того соответствующих прав, в том числе и право на его обжалование прокурору, в суд с целью предупреждения необоснованного ограничения прав и свобод личности, указывает он.

Невозбуждение в отношении лица дела по новому факту лишает его прав и свобод, предоставленных Конституцией РФ и законом как подозреваемому лицу, таких как получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, возможность его обжаловать в порядке ст. 125 УПК РФ и др. Предъявление обвинения не компенсирует эти изъяны.

«Конституционный Суд Российской Федерации указал, что уголовно-процессуальный закон не содержит норм, позволяющих привлекать лицо в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также изменять и дополнять ранее предъявленное обвинение в связи с совершением лицом преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось. Напротив, УПК Российской Федерации предполагает необходимость соблюдения общих положений его статей 140, 146 и 153, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве. . Определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью события преступления, по которому ранее уже было уголовное дело возбуждено, или оно образует самостоятельное событие преступления, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело, относится к компетенции правоприменительных органов» (Определение КС РФ № 600-О-О от 21.10.2023).

Читайте также:  Субсидии военнослужащим в 2023 году

То есть, если в отношении, например, директора организации было возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ по одному эпизоду, то при обнаружении нового факта нужно решить — является ли новый факт составной частью старого эпизода. Скажем, дело было возбуждено за неуплату налога на прибыль за 2023 год, то при обнаружении признаков неуплаты НДС нужно новое постановление о возбуждении. Это исходя из позиции КС РФ.

Московский городской суд в апелляционном постановлении от 19.09.2023 № 10-16422/18 согласился с Басманным судом о возвращении дела прокурору, поскольку дело по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ было возбуждено не в отношении подсудимого. Этот вывод не противоречит и изложенной ранее позиции Верховного Суда РФ.

Костромской областной суда в Справке о результатах обобщения апелляционно-кассационной практики Костромского областного суда за первый квартал 2023 года пришел к выводу, что «при появлении в процессе расследования ранее возбужденного уголовного дела новых повода и основания для возбуждения уголовного дела в отношении того же лица, но по другому факту, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь обязан вынести новое постановление о возбуждении уголовного дела, такое дело в силу ст. 153 УПК РФ в дальнейшем может быть соединено в одно производство с первоначально возбужденным».

Процессуальный порядок проведения выемки

Расследование преступлений – довольно непростая задача, стоящая перед правоохранительными органами. Правильное проведение следственных действий, соблюдение законности в собирании доказательственной базы имеет огромное значение для изобличения виновных, установления истины по делу и справедливости правосудия. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает собирание доказательств по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности, ведь специфика такой деятельности обусловлена работой с большим количеством различных документов. А для успешного раскрытия экономического, налогового преступления крайне важно получить и исследовать документальные доказательства.

Как видно, ст. 144 в ч. 1 устанавливает из всех вышеназванных действий на стадии возбуждения уголовного дела только производство осмотра, об иных следственных действиях речь не идет. Представляется, что производство выемки, в ходе которого изымаются предметы, документы, на стадии «до возбуждения уголовного дела», незаконно. Аналогичную позицию занимает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Но рассмотрим иную позицию, существующую в научной литературе. Некоторые авторы считают вполне оправданным и законным проводить выемку (или обыск) до момента возбуждения дела. По мнению А. Халикова, если производится изъятие предметов, документов в порядке, который регламентирован УПК, а также отсутствует поиск чего-либо, то здесь должны применяться аналогичные правила, действующие при выемке, согласно ст. 183 УПК [6].

Объекты, которые изымаются в ходе выемки, подлежат сразу же детальному осмотру, что обязательно должно быть зафиксировано в протоколе выемки. Но в случае необходимости специального оборудования, устройств, приборов, а также технических знаний, проведение осмотра объектов, которые были изъяты, выделяется в самостоятельное следственное действие, что предполагает составление отдельного протокола.

Российский уголовно-процессуальный кодекс в числе всех следственных действий, применяемых при расследовании преступления, закрепил выемку (в ст. 183). Выемка заключается в том, что следователем (дознавателем) производится фактическое изъятие значимых для уголовного дела определенных предметов и документов, причем такое изъятие должно производиться, согласно закону, лишь тогда, когда стало доподлинно известно место их нахождения (определенное лицо, организация и т.д.).

Вследствие этого органы предварительного расследования были вынуждены принимать ведомственные инструкции о порядке изъятия документов и предметов. Также продолжает свое действие Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 г. N 34/15). Следственный комитет Российской Федерации был вынужден издать свой приказ от 30.09.2011 N 142 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации». Федеральная таможенная служба также издала приказ от 25 декабря 2006 г. № 1363 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации».

В 2013 году Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в ч.1 ст.144 УПК, а именно был расширен перечень действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении. В редакции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации № 97 от 11.02.2013 были закреплены такие действия, как производство документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В действующей редакции к действиям, производство которых возможно на доследственной проверки, относятся получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, назначение судебной экспертизы, участие в ее производстве и получение заключения эксперта в разумный срок, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов, передача органу дознания обязательного для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий».. В частности, данным федеральным законом было введено процессуальное действие истребование документов и предметов, изъятие их, в порядке, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Но порядок истребования и изъятия документов и предметов так и не был закреплен в законе.

Понятие «возбуждение уголовного дела» является многоаспектным. Во-первых, возбуждение уголовного дела — это уголовно-процессуальный институт, то есть совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих правоотношения, возникающие при приеме, регистрации, рассмотрении, проверке и разрешении сообщения о преступлении. Во-вторых, под возбуждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, которое выступает юридическим фактом для начала предварительного расследования в соответствующей форме. В-третьих, возбуждение уголовного дела — это стадия уголовного процесса [1, с.402].

В ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе истребовать документы и предметы и производить их изъятие. Данное действие схоже с такими следственными действиями, как обыск и выемка. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации закрепляет основания и порядок производства обыска и выемки. Обыск, в соответствии со ст.182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, это изъятие предметов и документов при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. В ст. 183 при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Но проведение выемки, по правилам предусмотренным ст.182 и ст.183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только после возбуждения дела. Но истребование и изъятие документов и предметов проводится на доследственной проверке, то есть проверки сообщения о преступлении.

В современном российском уголовном процессе возбуждение уголовного дела- первая и обязательная стадия. Началом стадии является регистрация органом дознания или предварительного следствия сообщения о преступлении, с момента принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела стадия возбуждения уголовного дела считается завершенной. В ходе этой стадии путем проведения в установленные законом сроки непроцессуальных и некоторых следственных действий поступившая информация о преступлении подлежит доследственной проверке на предмет выяснения наличия оснований для возбуждения уголовного дела, т. е. для продолжения уголовно-процессуальной деятельности или, напротив, ее завершения [2].

КС: Для изучения содержимого телефона при его изъятии судебное решение не требуется

Адвокат обратил внимание на ключевую фразу мотивировочной части определения о том, что осмотр абонентских устройств не предполагает вынесения специального судебного решения. «А чем отличается осмотр изъятого телефона с хранящейся в нем перепиской абонентов и прочей информацией, для проведения которого, оказывается, не требуется санкция суда, от получения информации о соединениях абонентов (ст. 186.1 УПК РФ) и осмотра почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК РФ), для чего требуется судебное решение? – задается вопросом Нвер Гаспарян и продолжает: – Как мне представляется – ничем».

Читайте также:  Светоотверждаемая пломба по омс

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, отбывающего уголовное наказание, который просил признать не соответствующими Конституции РФ ст. 176 «Основания производства осмотра», 177 «Порядок производства осмотра» и 195 «Порядок назначения судебной экспертизы» УПК РФ. Заявитель утверждал, что их положения нарушают его право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поскольку допускают возможность получения органом предварительного следствия информации о соединениях между абонентскими устройствами, текстов переписки, почтовых и иных сообщений в ходе производства осмотра и компьютерно-технических экспертиз изъятых абонентских устройств без получения судебного решения.

Адвокат АБ «ЗКС» Алексей Новиков, в свою очередь, указал на необходимость отличать получение информации, составляющей охраняемую законом тайну, от изъятия предмета при производстве следственных действий, направленных на обнаружение следов преступления, орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела.

«На стадии производства следственных действий, а именно при сборе и изъятии электронных носителей информации или устройств, содержащих сведения о текстах сообщений и соединениях между абонентскими устройствами, возникает спорная ситуация, – отметил Александр Зинуров. – Согласно Конституции РФ, гражданин имеет право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако при изъятии электронных носителей информации с последующим проведением экспертизы разглашается лишь та информация, которая имеет значение для уголовного дела».

Вместе с тем Александр Зинуров заметил, что определение оставляет место для злоупотребления правом со стороны заинтересованных лиц. «Нельзя исключать случаев, когда изъятая в ходе оперативно-следственных мероприятий информация может попасть к третьим лицам или недобросовестным конкурентам, вследствие чего будет нанесен непоправимый вред чести, достоинству и репутации гражданина или бизнесу», – пояснил эксперт.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Возбуждение уголовного дела

Устав уголовного судопроизводства 1864 г. (далее в этой главе — УУС) самостоятельной процедуры проверки судебным следователем сообщения о преступлении и принятия процессуального решения о возбуждении производства по уголовному делу не предусматривал. Согласно ст. 297 УУС законными поводами к начатию предварительного следствия признавались объявления и жалобы частных лиц, сообщения полиции, присутственных мест и должностных лиц, явка с повинной, возбуждение дела прокурором, возбуждение дела по непосредственному усмотрению судебного следователя.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ) — относительно новый самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела.

Второй уровень предусматривает возможность принятия решения о возбуждении уголовного дела только Председателем Следственного комитета РФ в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ, члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ, а также возбуждение уголовного дела Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем в отношении прокуроров, руководителей и следователей следственных органов, работающих в вышестоящих относительно районных прокуратурах или следственных управлениях СК России по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах и следственных органах, Генеральной прокуратуре РФ, центральном аппарате Следственного комитета РФ.

Иной точки зрения придерживались авторы Концепции судебной реформы в Российской Федерации 1991 г., по мнению которых «демократической направленности уголовного процесса не соответствует сохранение административной по свой природе доследственной проверки заявлений и сообщений до возбуждения уголовного дела».

Как уже отмечалось, стадия возбуждения уголовного дела состоит из нескольких самостоятельных, но неразрывно связанных между собой этапов. Поскольку по окончании данной стадии согласно общим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть вынесено законное, мотивированное и обоснованное постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, закон неизбежно предполагает обязательную проверку сообщения о преступлении. Строго говоря, именно такая проверка и составляет содержание интересующей нас стадии, позволяет говорить о ней как о развернутом во времени производстве. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Такую проверку часто называют «доследственной». Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами.

  • принимать объяснения и закреплять их в виде опроса в материалах проверки;
  • осматривать места происшествия, а также вещи, предметы, документы;
  • получать различные образцы для сравнительных исследований;
  • изымать предметы, документы и иные вещи, необходимые для установления события;
  • назначать судебную экспертизу (следователь, дознаватель или руководитель отдела тщательно следит за разумными сроками производства экспертиз);
  • требовать проведение документарных проверок, ревизий;
  • привлекать экспертов и специалистов;
  • давать письменные советы органу дознания, который разыскивает лиц, скрывающихся от следствия.
  1. Заявление гражданина о совершенном преступлении.
  2. Личный визит в правоохранительный орган с повинной.
  3. Информация о преступлении (совершенном или приготовлении к нему), полученная из средств массовой информации или иных источников.
  4. Направленные прокурором постановления с информацией, которая может быть основанием вынесения постановления.

При утверждении постановления уполномоченное лицо может отменить его и направить на дополнительное расследование. Оно может проводиться 10 дней, а при продлении — до 30, после чего выносится постановление об отказе, о возбуждении или о передаче сообщения в орган, компетентный в его рассмотрении.

Эти мероприятия являются короткой стадией, которая занимает около трех дней. Следователь имеет право продлить данный срок до десяти и даже тридцати дней в том случае, если следственные действия, производимые до возбуждения уголовного дела, требуют продолжительного времени.

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.
Adblock
detector