Как рапсределить сверх нормативный объем одн между

На это указали суды в деле об оспаривании предписания: орган ГЖН потребовал от УК произвести перерасчет и «вернуть» собственникам все платежи за коммунальные ресурсы, израсходованные на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ) сверх утвержденных нормативов.

Принятие собственниками помещений в МКД решения о распределении сверхнормативного потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса (Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2023 г. № 301-ЭС20-11644).

  • на ОСС спорного дома принято решение: «Распределять объем коммунальной услуги на ОДН (в том числе по ст. 156 Жилищного кодекса) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на ОДН»;
  • при этом Федеральным законом от 29 июля 2023 г. № 258-ФЗ внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, согласно которым общему собранию собственников помещений в МКД предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР на СОИ, даже при наличии утвержденных нормативов;
  • вместе с тем, упомянутое решение ОСС не может быть реализовано и принято во внимание в части порядка начисления платы за КР на СОИ;
  • дело в том, что с 1 января 2023 года коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, «перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги», и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения;
  • законодатель на федеральном уровне разграничивает понятия «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс», следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса;
  • кроме того, ст. 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений МКД принимать решения об установлении порядка начисления платы за КР на СОИ, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления КР на СОИ. При этом согласно спорному протоколу ОСС собственниками помещений МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги на ОДН (сверхнормативного потребления), однако не определено, каким именно образом (способом) распределять указанный объем;
  • при таких обстоятельствах орган ГЖН пришел к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления КР и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем УК допустила нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы;
  • при этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод УК о том, что решение о распределении именно сверхнормативного КР на СОИ (а не комуслуг на ОДН) было впоследствии принято собственниками помещений на новом ОСС, так как оригинал протокола указанного ОСС и приложений к нему (они должны храниться в органе ГЖН) не представлены в материалы дела.

Как рапсределить сверх нормативный объем одн между

Бывает ситуация, когда коммунальных услуг жители многоквартирного дома в общем потребляют выше нормы. Счета за сверхнорматив по ОДН им выставляет управляющая компания, обслуживающая дом или ресурсник. Но как должно быть на самом деле, и кто должен платить за потребление сверхнормы? Давайте разбираться в месте с юристом.

Прямые договора с ресурсниками давно и прочно вошли в нашу жизнь, и по закону вполне допустимы, даже если жильцы выбрали управляющую организацию. По идее именно она должна предоставить собственникам полный спектр коммунальных услуг, в том числе и закупать у поставщика электроэнергию.

Ситуация, когда счета в платежках за ОДН зашкаливают и шокируют, для артемовцев не редкость. «ЕВ» периодически рассказывают об этом со своих страниц. Каждый раз жителям ничего другого не остается, кроме как платить и плакать. Либо тратя нервы и время, разбираться со сложными хитросплетениями начислений. А сделать это бывает непросто — слишком много тонкостей да и прав мы своих не знаем: куда и кому нужно платить, если с ресурсником заключен прямой договор, а дом обслуживает УК или МКД на самоуправлении. Как быть, если у вас ТСЖ.

Тут нужно учесть одно — в случае с прямыми договорами жильцы не должны платить ресурснику за коммунальные услуги, потреблённые на содержание общего имущества в МКД. ОДН оплачивать обязаны, но только если затраты на них не превышают установленных нормативов. Если расходы за ОДН выше установленных норм, обязанность по оплате ложится на управляющую компанию.

— Выставление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды сверх норматива непосредственно потребителям – необоснованно. — разъясняет юрист Ксения Лумпова, — Плата жителей в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», ограничена величиной соответствующего норматива потребления. Управляющая компания как организация, осуществляющая управление общим имуществом многоквартирным домом, обязана оплатить потребленную электроэнергию сверх установленного норматива. С 01.07.2023 г. вне зависимости от наличия заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договора о приобретении коммунального ресурса электроэнергии для нужд ОДН, объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды должен оплачиваться управляющей организацией. Исключение составляет ситуация, если на общем собрании жители приняли решение о распределении сверхнормативного объема между потребителями, тем самым сняв обязанность по оплате с управляющей компании.

Потребление на ОДН: споры вокруг распределения

Правительство РФ регулярно вносит изменения в Новые правила предоставления коммунальных услуг (далее – Новые правила), вызывая тем самым в профессиональном сообществе бурные дискуссии. Так было и после принятия Постановления от 16.04.2013 № 344, которым, в частности, введен специальный порядок распределения между потребителями стоимости коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды (ОДН). Самые настойчивые и активные собственники помещений в МКД, а также УК и ТСЖ не ограничились обсуждением нововведений между собой, а вынесли проблемные нормы на рассмотрение Верховного суда с целью признания их недействительными. Пока эти попытки не принесли желаемых результатов.

  • в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления – пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения;
  • в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды – пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении.

Данный порядок также вызвал определенные претензии, в основном со стороны щепетильных в вопросах платы за ЖКУ потребителей. Они были сформулированы на страницах нашего журнала. Так, в статье В. В. Плаксина «Что понимается под общедомовыми нуждами с 01.06.2013?» (№ 6, 2013) была обозначена причина достижения экономии коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, – экономное потребление коммунальных услуг в квартирах, не оборудованных ИПУ, то есть потребление в объеме, меньшем того, который заложен на такие квартиры в нормативе. (Кстати, при установлении норматива учитывается количество проживающих в жилом помещении человек.) Между тем экономия, обеспеченная конкретными потребителями, распределяется между всеми жилыми помещениями, что, по мнению отдельных экспертов, уже необъективно.

Следующий дискуссионный момент – выбор базы для распределения экономии. Если бы таковая распределялась между помещениями, не оборудованными ИПУ, то количество человек, проживающих в каждом из них, действительно было бы определяющим для справедливого расчета. Однако в условиях, когда экономия делится между всеми жилыми помещениями, как оборудованными, так и не оборудованными ИПУ, пропорционально количеству граждан, проживающих в них, имеет место нарушение принципа равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Во всяком случае, именно так расценил ситуацию один из потребителей и обратился в Верховный суд с заявлением о признании пп. «а» п. 47 Новых правил недействующим. По его мнению, противоречие состоит в том, что размер платы за коммунальную услугу на ОДН определяется по соответствующей формуле пропорционально общей площади квартиры, тогда как экономия распределяется пропорционально количеству проживающих в жилом помещении граждан.

Читайте также:  Дотации малоимущим семьям ярославль 2023

У ТСЖ тоже есть выход из положения. Согласно ст. 152 ЖК РФ товарищество на основании решения собрания членов ТСЖ вправе формировать специальные фонды, пополняемые за счет доходов от хозяйственной деятельности (например, экономии по смете) и расходуемые на цели, предусмотренные уставом. Таким образом, составляя финансовый план и рассчитывая размер платы на содержание и ремонт на очередной календарный год, правление ТСЖ в состоянии создать некую подушку безопасности в виде отчислений в специальный фонд, за счет которого (при условии что устав это позволяет) будет погашаться возникающий недобор стоимости коммунальных услуг, потребленных на ОДН. Не самый простой вариант, но вполне жизнеспособный.

Конечно же, рассматриваемые требования больнее всего ударили по ТСЖ, поскольку они в большинстве своем не имеют иных источников финансирования деятельности, кроме поступлений от собственников помещений в МКД. На это мы обратили особое внимание, когда комментировали Постановление Правительства РФ № 344. Необходимость компенсировать часть платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, превышающей величину такой платы, рассчитанной по нормативу, за счет собственных средств пагубно сказывается на финансовом положении ТСЖ и вряд ли является мощным стимулом для эффективного управления, а лишь постепенно подталкивает объединение собственников к банкротству или просто ликвидации.

Договор можно считать заключённым, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными считаются условия:

  • о предмете договора;
  • которые названы в законе или других правовых актах как существенные;
  • условия, соглашения по которым хочет достичь одна из сторон договора.

Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:

  • вид коммунального ресурса,
  • дата начала поставки,
  • показатели качества,
  • порядок определения объёмов коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
  • порядок определения стоимости коммунального ресурса,
  • порядок оплаты,
  • условие о разграничении ответственности сторон,
  • порядок взаимодействия сторон.

В подобной ситуации договор между УО и РСО не заключён, это законно. Так разрешил делать Минстрой РФ. Он указал, что прямые договоры, которые потребители КУ заключили с РСО до 30 июня 2023 года, продолжают действовать, а отсутствие между РСО и управляющей организацией не считается лицензионным требованием.

РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора

Автор – Елена Шерешовец, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ», заведующая кафедрой «РосКапСтрой» при Минстрое РФ, член Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Расчет ОДН

В миру бытует мнение, что расчет ОДН должен производиться из количества потребленной лампочками электроэнергии в подъездах и над ними, более электроэнергия нигде не потребляется. К сожалению, это заблуждение, т.к. количество потребляемого ресурса зависит в том числе:

  • от технологических потерь (незначительны);
  • от потерь вследствие износа инженерных сетей водо- и электроснабжения (примечательно, что чем больше скруток имеет электропроводка, тем больше потери);
  • воровства коммунального ресурса на промежутке от общедомового прибора учета до индивидуальных приборов учета;
  • недобросовестного отношения управляющей компании к своим обязательствам по выполнению мероприятий энергосбережения и недопущению воровства электроэнергии.

Таким образом управляющая компания обязана взимать плату за ОДН по электроэнергии не выше норматива. Требовать оплаты за ОДН она обязана лишь за эти 50 кВт, а остальные 110 кВт по одной квартире и 1100 кВт всего по дому обязана уплатить ресурсоснабжающей организации из своего кармана, своими кровными деньгами. Потому как:

Дабы не путать вас еще больше, производить расчеты по формулам не буду. Как мы установили выше, в дом на общедомовые нужды было предоставлено общих 1600 кВт, а для каждой квартиры 160 кВт. Норматив потребления ОДН по электроэнергии образно возьмем 50 кВт для каждой квартиры.

Принять решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Пpeждe чeм ycтaнoвить тaкyю peклaмy, yпpaвляющaя кoмпaния дoлжнa пoлyчить coглacиe coбcтвeнникoв, oбopyдoвaть oтдeльнyю тoчкy co cчeтчикoм. Ecли пoдключeниe выпoлнeнo и oфopмлeнo вepнo, зaтpaты нa cвeтoвyю peклaмy нe yчитывaютcя в oбщeм бaлaнce элeктpoпoтpeблeния.

❗ Boвpeмя oтcлeживaйтe и ycтpaняйтe пpoтeчки. Ecли yвидeли, чтo в пoдвaлe тeкyт вoдoпpoвoдныe или кaнaлизaциoнныe тpyбы, нeзaмeдлитeльнo вызывaйтe мacтepoв из yпpaвляющeй кoмпaнии. Taк вы ycтpaнитe пpичинy pacxoдa вoды и, дoпoлнитeльнo, иcключитe пpeждeвpeмeнный изнoc дoмa из-зa влaжнocти.

B cooтвeтcтвии co cтaтьями 210, 249 ГК PФ и cтaтьeй 158 Жилищнoгo кoдeкca PФ coбcтвeнники квapтиp нecyт oтвeтcтвeннocть зa cocтoяниe oбщeдoмoвoгo имyщecтвa, a знaчит дoлжны oплaчивaть pacxoды зa OДН. 3aдoлжeннocть зa эти ycлyги пpивoдит к тaкoй жe oтвeтcтвeннocти, кaк и нecвoeвpeмeннaя oплaтa дpyгиx кoммyнaльныx ycлyг: yпpaвляющaя кoмпaния выcылaeт пpeдyпpeждeния, нaчиcляeт пeню.

Oтдeльныe yпpaвляющиe opгaнизaции peшaют cвoи финaнcoвыe пpoблeмы зa cчeт нeoбocнoвaннoгo зaвышeния oтдeльныx cтaтeй в квитaнцияx, в тoм чиcлe, и OДН. Taкиe cлyчaи пoявляютcя пpи oтcyтcтвии дoлжнoгo кoнтpoля co cтopoны peгиoнaльныx влacтeй и caмиx житeлeй мнoгoквapтиpныx дoмoв. Для бopьбы c пoдoбными нapyшeниями пpaвитeльcтвo ввoдит инфopмaциoннyю cиcтeмy, в кoтopoй дoлжны бyдyт oтoбpaжaтьcя пoкaзaния пpибopoв yчeтa и pacчeты зa ЖКУ пpoизвeдeнныe нa ocнoвe этиx пoкaзaний.

Читайте также:  Что будет, если забыл права дома в 2023 году

Пoмимo ycoвepшeнcтвoвaния cчeтчикoв, пoтpeбитeля мoгyт пpocтo пepeдaвaть зaнижeнныe пoкaзaния c цeлью экoнoмии. Пepeпpoвepить дaнныe cлoжнo — coбcтвeнники мoгyт нe oткpывaть двepь кoнтpoлepaм. Taкaя cитyaция пpивoдит к aнaлoгичным пocлeдcтвиям — кoммyнaльныe ycлyги yчитывaютcя cчeтчикoм нa дoмe.

Maнипyляции co cчeтчикaми, oшибoчныe и зaнижeнныe пoкaзaния в cyммe мoгyт cocтaвлять бoльшe 50% oт oбщeдoмoвoгo pacxoдa вoды. Ocoбeннo ocтpo вcтaeт пpoблeмa в peгиoнax нa фoнe пocтoяннo пoвышaющиxcя тapифoв ЖКX. Жильцы нeглacнo пытaютcя вoccтaнoвить cпpaвeдливocть пyтeм ocтaнoвки пpибopoв yчeтa и пoдaчи лoжныx цифp.

С точки зрения отношений между УО, собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающая организация будет требовать оплаты задолженности именно с УО. В свою очередь требования УО к собственникам в части ОДН, по общему правилу ограничены нормативом.

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Для меня до конца до сих пор не понятно, кто будет оплачивать расход ОДН сверх нормы. Мы были на нормативах, и у нас действительно в верхней строчки платежки были нормативы, установленные государством. Однако все, что капало сверх нормы, все равно вычиталось со счет дома. Т.е. как бы в платежке этих платежей не было, но в конце года в отчете управляющей компании фигурировал пункт ОДН, где не было ни слова о нормативах, а висел весь ОДН за год, который соответственно списывался со счет дома. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос со ссылкой на конкретные документы, с которыми можно потом прийти в УК для доказательства свой правоты.

Но есть норма, которая ограничивает размер оплаты собственников по ОДН, согласно которой распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2 п. 44 Правил 354).

Превышение норматива допустимо, если общим собранием собственников помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил 354).

Сверхнормативный ОДН

Коммунальные ресурсы согласно Постановления Правительства РФ №354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2023 N 1498) — это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2023)» «по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств».

Далее логика законодателя плавно подводит нас к п. 44 Правительства Российской Федерации N 354, в соответствии с которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Исключение — общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Целью подобного нормативного регулирования провозглашается — стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

И вот она разница — сверхнормативный ОДН, который как раз и приобретается управляющей организацией. То что для целей оказания коммунальной услуги на общедомовые нужды — оплачивают собственники в пределах нормативов. Остальное — зона ответственности управляющей организации.

Как рассчитываются общедомовые нужды

Для начисления квартплаты по данным формулам управляющие компании и ТСЖ чаще всего используют специальное программное обеспечение, которое уже содержит в себе набор необходимых формул расчета ОДН и учитывает требования местного законодательства. Одним из таких продуктов является 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (Подробнее о программе)

Давайте разберемся, как рассчитывается итоговая сумма, которая затем появляется у нас в квитанциях. Существуют два способа расчета ОДН. Основным критерием при выборе того или иного метода является наличие общедомового прибора учета. Ниже мы рассмотрим, как формируется каждый из вариантов.

Если отсутствует общедомовой счетчик, то объем общедомовых нужд (ОДН) начисляется с использованием специального норматива. Значения норматива определяет администрация или ресурсоснабжающие организации в регионе. Таким образом, расчет размера платы на общедомовые нужды выглядит, как произведение объема ОДН и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.

В том числе благодаря изменениям в расчете нормативов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), еще одним нововведением будет исчезновение из общедомовых нужд графы за вывоз ТКО. Теперь они будут рассчитываться исходя из числа проживающих в квартире, а не от площади жилья.

Еще одним нововведением станет исчезновение из счетов строки за текущий ремонт помещений, используемых для общедомовых нужд. Но если общее собрание собственников дома примет решение о сохранении существующего порядка начисления платы, он может быть сохранен. В таком случае, изменения коснутся только тарифов, которые также будут соответствовать общепринятым и утвержденным местными органами власти нормативам для конкретной категории домов (этажность, район, амортизационный износ, и пр.).

Бывает, что общее потребление дома превышает нормативы, установленные для этого МКД, в просторечии это называют «сверхнормативный ОДН». Много лет, с января 2007 года, эти превышения, или сверхнормативный ОДН, оплачивала управляющая компания или поставщик ресурсов, если дом находился в непосредственном управлении. Таким образом законодатели хотели стимулировать исполнителей коммунальных услуг и поставщиков ресурса внедрять энергосберегающие технологии и качественно обслуживать внутридомовые сети.

С 1 июля 2023 года ситуация с оплатой сверхнормативного ОДН изменилась. Постановление № 950 внесло изменение в пункт 44 «Правил предоставления коммунальных услуг», утверждённых постановлением Правительства РФ № 354, а именно – полностью убрали второй абзац, где речь шла о недопущении распределения между потребителями объёма коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, превышающего норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Иными словами, исключено правило, что жители платят только в пределах норматива за ресурсы, потраченные на общедомовые нужды.

Читайте также:  Код признака налогоплательщика в 3 ндфл за 2023 11 или 01

Объёмы ОДН считаются по показаниям приборов учёта – общедомового и индивидуального, а там, где нет приборов учёта, за основу берутся нормативы потребления. Эти нормативы придуманы не нами, а рассчитаны регулирующим органом, региональной энергетической комиссией или муниципальным управлением ЖКХ. Фактически каждый многоквартирный дом имеет свой норматив потребления того или иного коммунального ресурса. Все эти траты распределяются между собственниками, при этом начисление платы производится пропорционально площади квартиры, а возврат в случае «отрицательных» ОДН привязан к количеству зарегистрированных жителей в жилом помещении. Такая методика начислений, опять-таки, не наша задумка, а требования законодательства, которые мы исполняем.

– Начнём того, что объём расходов на ОДН складывается из разнообразных составляющих. Это могут быть расходы на обслуживание подъездов, дворов, лифтов, подвалов: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать. Это электроэнергия, которую потребляют домофоны, системы видеонаблюдения, оборудование интернет-провайдеров и связи. Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях на внутридомовых сетях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение. И банальное воровство коммунального ресурса недобросовестными жителями в многоквартирном доме или организациями, расположенными в этом доме.

С 1 июля 2023 года, помимо новых тарифов и изменений в правилах установки приборов учёта, потребителей коммунальных услуг ждёт ещё одно новшество. Постановление Правительства РФ № 950 внесло изменения в порядок расчёта платы общедомовых нужд (ОДН). Касается это многоквартирных домов (МКД), то есть затронет очень большое количество жителей, к примеру, только в Ижевске по данным ГИС ЖКХ значится 3137 домов типа «многоквартирный».

Старый новый ОДН

Позвонила читательница: “Смотрела по телевизору выступление начальника ГЖИ Ирины Гайденко, она сказала, что с 1 июля действуют изменения в законодательстве, и . Это значит, что больших сумм за ОДН быть не может — только по нормативу?” Вопрос важный, ведь любых изменений в порядке начисления платежей за общедомовые нужды потребители ждут с нетерпением — и с надеждой, что эти изменения в их пользу.

Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября.

В-третьих, из постановления № 306, которым утверждены “Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”, исключена табличка, распределяющая начисление повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. Нет, сами коэффициенты никуда не исчезли, но теперь они включены в формулы, которые содержатся в приложениях к “Правилам предоставления коммунальных услуг” (постановление № 354), с пометкой: “Повышающий коэффициент, величина которого в 2023 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2023 года — 1,5”. Да-да, размер коэффициента изменился, и хотя сейчас в Новокузнецке ресурсоснабжающие организации его не начисляют, “потолок” повышения норматива потребления определен в 1,5, а не в 1,6, как раньше.

В то же время Госдума должна рассмотреть проект закона, наделяющий общее собрание собственников правом определять объем потребленных ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета, а не по нормативам, установленным региональными властями. Cо счетчиком Как посчитать ОДН за электроэнергию в многоквартирном доме с общим счетчиком?

ОДН — это ежемесячные затраты на содержание общего имущества дома, то есть лестницы, лифты, коридоры, технические помещения, чердаки, подвалы, крыша и т. Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями.

  1. Неправильный подбор сечения проводов вызывает тепловые потери электроэнергии в жилах электропроводки.
  2. Некачественно собранные контактные группы рубильников, ламповых патронов, выключателей, розеток и пр.
  3. Эксплуатация старой электротехники.

Полученная при расчете разница является тем количеством ресурсов, что требуется для должного содержания имущества городских домов. Проведенное сравнение полученных результатов позволит определить усредненный показатель, а потом утвердить его в виде норматива. По факту данное правило выглядит так:

Л Люберцы г. Луховицы г. Ленинский городской округ Лосино-Петровский г. Лыткарино г. Лобня г. Лотошино г. М Москва Мытищи г. П Пущино г. Павловский Посад г. Подольск г. Подмосковье Протвино г. Пушкинский городской округ Р Раменский городской округ Рошаль г. Рузский городской округ Реутов г. С Серебряные Пруды г. Солнечногорск г. Серпухов г. Сергиево-Посадский городской округ Ступино г.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2023 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • V об — показания общего счетчика;
  • Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь всех квартир дома.

Законно ли распределение сверхнормативного ОДН

Доброго времени! Распределение сверхнормативного потребления услуг в рамках ОДН между жильцами многоквартирного дома в ряде случаев может быть законным. Общее собрание здесь не вышло за пределы своих полномочий, поскольку выбранный порядок распределения превышения нормативов допускается действующими инструктивными документами.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме 20 декабря 2023 года приняло решение (оформленное протоколом) о распределении сверхнормативного ОДН между всеми жилыми помещениями, начиная с 01.01.2023 года (то есть задним числом). Законно ли это?

В частности, 44-й пункт «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД» (утв. Постановлением Правительства за №354 от 06.05.2011 года) гласит, что сумма платежей за услугу, которая была поставлена на общедомовые нужды, подлежит определению в соответствии с утвержденной формулой (отражена в приложении №2).

Там же сказано, что исключение допускается в случае принятия решения общим собранием собственников жилья о перераспределении между жильцами превышения нормативов. Такое перераспределение может быть законным, если данные получены из показаний прибора общедомового учета. В этом случае объем услуг делится пропорционально занимаемой жильцами площади.

В Вашем случае если объем услуг на ОДН посчитан с использованием такого прибора – решение общего собрания будет законным. Более подробная консультация возможна лишь при непосредственном ознакомлении с решением общего собрания и детального анализа процедуры проведения общего собрания.

Adblock
detector