Ндс в беларуси 2022 ставка

НДС в Белоруссии в 2022 году

НДС – это налог на добавленную стоимость. Подобная пошлина является один из наиболее распространенных косвенных налогов. Этот процент покупатель платит продавцу (обычно все указывается на ценниках), а продавец – государству. Основная ставка — 20%. Ниже представлены ставки НДС в Белоруссии в 2022 году.

  1. 10% — если вы ввозите товары продовольствия или же продукцию для детей, которая есть в перечне Президента РБ;
  2. 10% — некоторой сельскохозяйственной и животноводческой продукции;
  3. 25% — относится к реализации услуг электросвязи;
  4. 20 % — этот процент является общим для экспорта работ, имущественных прав, товаров и много другого. Сюда относят все, что не вошло в вышеперечисленные пункты.
  1. ИП и ЧП, если сумма полученных денег переросла указанную в документах цифру или если предприниматель сам начал выплачивать НДС;
  2. иностранцы и юридические лица, вставшие на налоговый учет, при условии, что они ведут экономическую деятельность;
  3. физические. Их определяет государство;
  4. доверительные управляющие по оборотам, которые связаны с управлением вверенным им имуществом.
  1. уплаченные при покупке чего-либо у иностранных организаций суммы;
  2. суммы НДС, которые уже уплачены при импорте товаров в страну;
  3. суммы, предъявленные плательщику продавцами, являющимися плательщиками в РБ, при приобретении плательщиком на территории Белоруссии товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Налоговый кодекс-2022

исключена льгота по реализации вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) застройщиком, заказчиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);

Так же как и для лекарственных средств и медицинских изделий, предусмотрен переходный период сроком до 1 февраля 2022 г., за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей на 01.01.2022 г. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2022 г., НДС будет исчисляться по ранее установленной ставке 10%.

создается по итогам каждого месяца в рамках одного получателя (поставщика) в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца при совершении банками РБ, небанковскими кредитно-финансовыми организациями РБ операций, указанных в подпункте 1.37 пункта 1 ст. 118 НК.

В предыдущей редакции предусмотрено, что при реализации объектов (в т.ч. с применением расчетной ставки НДС) покупателям — физлицам РБ, не являющимся ИП, плательщиком по итогам отчетного периода создается один итоговый ЭСЧФ, который направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.п. 8.8, п.п. 8.9 ст. 131 НК).

Одновременно, для иностранных организаций, поименованных в п.2 ст.114 НК, предусмотрено, что вычет суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам производится после постановки такой иностранной организации на учет в налоговом органе РБ на основании электронных счетов-фактур (далее — ЭСЧФ), полученных от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при выполнении общих условий, установленных для осуществления вычета сумм НДС (п. 4 ст. 132 НК).

«Российские компании могли ввозить товары через Белоруссию, привлекая местных таможенных операторов, например «Белтаможсервис», что позволяло им платить НДС не в момент ввоза, а позже (согласно российскому законодательству — не позднее 20-го числа месяца, в который компания приняла товар на учет). Благодаря этому коммерсанты могли отсрочить момент, когда придется изъять средства из оборота на уплату налога», — пояснила Юлия Шленская, президент таможенного представителя «КВТ Сервис». По ее словам, через Белоруссию в Россию ввозились различные потребительские товары, цветы, оборудование. «До сих пор оформление на границе Белоруссии было популярным среди российских юрлиц, но теперь схема будет невозможна», — указала Шленская.

С этого дня перестанет действовать указ президента Белоруссии от 2011 года, который освобождал от налога на добавленную стоимость товары, ввозимые в эту страну лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и/или складов временного хранения, при условии, что впоследствии они экспортируют эти товары в другие страны (Александр Лукашенко отменил свое прежнее решение в середине августа).

По словам коммерческого директора логистического оператора ГК AKFAАлексея Чернышева, от отмены Минском льготы по НДС выиграют все российские импортеры, которые работают в правовом поле, поскольку ценовая конкуренция с недобросовестными участниками должна снизиться.

МНС – о применении «расчетной» ставки НДС с 8 июля 2022 года

1. Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) приказом от 10 июня 2022 г. № 130 утвердило Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания (далее – Методические рекомендации), вступающие в силу с 08.07.2022.

При установленном порядке учета положения пункта 5 статьи 128 Налогового кодекса (далее – НК) в отношении товаров, реализуемых из торговых объектов, в которых осуществляется розничная торговля, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, неприменимы.

Следовательно, при реализации товаров из объекта розничной торговли юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям указанные товары не включаются в расчет НДС исходя из налоговой базы и доли суммы НДС при реализации товаров по розничным ценам (то есть в определение «расчетной ставки»). Обороты по реализации указанных товаров будут облагаться НДС в общеустановленном порядке без учета особенностей, установленных пунктом 5 статьи 128 НК.

Таким образом, продажа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям алкогольных напитков и табачных изделий должна осуществляться на основании специального разрешения (лицензии) на право оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий при соблюдении лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату, а также требований законодательства, регулирующего оборот алкогольных напитков и табачных изделий (Закона № 429-З и Декрета № 28).

В бухгалтерском учете организации изменяется учетная оценка таких товаров: с розничной цены до цены приобретения (абзац второй пункта 2, абзац третий части второй пункта 7 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80).

4.5. С учетом того, что изменения, внесенные Указом № 285 в Указ № 160, вступили в силу после официального опубликования Указа № 285 (с 25.07.2022), но распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2022 г., пунктом 3 Указа № 285 установлен порядок перерасчета арендной платы за 2022 г.

Если реализация товаров для детского питания осуществляется на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров и днем отгрузки товаров их собственником (комитентом) признается дата отгрузки товаров комиссионером (поверенным) покупателю, то оборот по реализации товаров на основе таких договоров возникает непосредственно у собственника (комитента). В этой связи комитент должен учитывать, что в случае отгрузки товаров для детского питания комиссионером покупателю с 1 августа 2022 г. у комитента указанные обороты по реализации будут облагаться в новом порядке независимо от того, когда комитент отгружал товары для детского питания комиссионеру (в том числе и до 1 августа 2022 г.).

  • при переходе юридических лиц с особого режима налогообложения, не предусматривающего исчисление и уплату арендной платы, на применение общего порядка налогообложения либо особого режима налогообложения, предусматривающего исчисление и уплату арендной платы, в декабре текущего года (срок представления расчета суммы арендной платы либо внесения в него соответствующих изменений — не позднее 20 декабря текущего года, срок уплаты арендной платы – не позднее 22 декабря текущего года);
  • организациями, которым решением Президента Республики Беларусь изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, а также организациями, признанными экономически несостоятельными (банкротами), а также находящимися в процессе ликвидации. В таких ситуациях срок внесения соответствующих изменений в расчет арендной платы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место соответствующее обстоятельство.

Ввоз товаров для детского питания с территории государств – членов ЕАЭС, принятых к учету с 1 августа 2022 г. и облагаемых НДС по ставке в размере 10 процентов в соответствии с Указом № 285, подлежит отражению по строке 2 части II налоговой декларации (расчета) по НДС.

Читайте также:  Закон об отмене транспортного налога с 2022

При ввозе и (или) реализации товаров для детского питания с 1 августа 2022 г. плательщики не могут воспользоваться правом, предоставленным пунктом 8 статьи 122 Кодекса и применить ставку НДС в размере 20 процентов, поскольку ставка НДС в размере 10 процентов в отношении товаров для детского питания установлена не пунктом 2 статьи 122 Кодекса, а Указом № 285.

НДС в 2022 году

1. Скорректирована норма об освобождении от НДС работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских ИП в мероприятиях, проводимых в иностранных государствах. Установлено, что конференции относятся к таким мероприятиям вне зависимости от того, являются они международными или нет .

6. Уточнен перечень данных, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для цели применения ставки НДС 0% при экспорте товаров за пределы ЕАЭС при декларировании товаров в виде электронного документа. В этот перечень добавлены номера деклараций на товары для экспресс-грузов и дата выпуска товаров .

Обратите внимание!
МНС опубликовало письмо от 31.12.2022 N 2-1-9/02663 с пояснениями, как с 01.01.2022 будут применяться ставки НДС в отношении:
— отдельных позиций продовольственных товаров, отдельных позиций товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь, которые будут облагаться НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%;
— реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий
(в т.ч. протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь, по которым будет применяться ставка НДС в размере 10% .
Также в письме даны разъяснения по нюансам налогообложения сумм увеличения налоговой базы.

Скорректирован перечень оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав, место реализации которых определяется по покупателю. Из него исключены инжиниринговые услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом, так как они облагаются согласно подп. 1.1 ст. 117 НК-2022 .

— исключена из числа оборотов, не признаваемых объектами налогообложения, безвозмездная передача государственного имущества (за исключением товаров, указанных в ч. 1 подп. 2.6 ст. 115 НК-2022) и объектов бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта . Такие обороты не будут признаваться реализацией в соответствии с нормами ст. 31 НК-2022.

Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 118, подпункта 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункта 3.4 пункта 3 статьи 122 и абзаца пятого пункта 6 статьи 128 Кодекса, по суммам, увеличивающим налоговую базу по товарам, порядок налогообложения НДС с 01.01.2022 которых изменился, можно сделать вывод о том, что если плательщик*, реализовал такие товары в 2022 году и суммы, увеличивающие налоговую базу НДС, поступили ему в 2022 году, то:

  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) и в 2022 году и в 2022 году по факту их получения, то поступившие в 2022 году суммы он облагает в том же порядке, в котором в 2022 году производил налогообложение НДС оборотов по реализации товаров (пункт 2 статьи 118, подпункт 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункт 3.4 пункта 3 статьи 122 Кодекса);
  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2022 году по факту их получения, а в 2022 году по факту начисления, то поступившие в 2022 году суммы он облагает в новом порядке, применяющемся с 01.01.2022 (абзац пятый пункта 6 статьи 128 Кодекса);
  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2022 году по факту начисления, а в 2022 году по факту их получения (либо по факту начисления), то начисленные в 2022 году, но поступившие в 2022 году суммы он не включает в налоговую базу НДС 2022 года, поскольку они уже были включены в налоговую базу НДС в 2022 году.

**Справочно. В отношении лекарственных средств и отдельных позиций медицинских изделий до 01.01.2022 применялось освобождение от НДС. Из Кодекса с 01.01.2022 исключены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 118 и подпункт 1.5 пункта 1 статьи 119. Статья 122 Кодекса дополнена подпунктом 2.2 1 .

*** Справочно. Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза; Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон) проинформировало об особенностях применения его отдельных положений в отношении изменения с 01.01.2022 порядка взимания налога на добавленную стоимость по продовольственным товарам и товарам для детей, лекарственным средствам, медицинским изделиям.

Ндс в беларуси 2022 ставка

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2022 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2022 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

элемент 4 — 6-значный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный уполномоченным органом референтного государства (присваивается автоматически из единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза).

О применении с г

Министерство по налогам и сборам письмом от 15.01.2022 №2-1-10/00078 «О налоге на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг» направило в Ассоциацию «БАМАП» разъяснения о порядке применения нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс с 1 января 2022 года.

В результате внесенных изменений, согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса с 01.01.2022 к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся, в том числе, транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора), если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по установленным маршрутам.

В пункте 2 статьи 126 Налогового кодекса также конкретизировано, что к экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам не относятся оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза:

  • вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории 52.29.20.100;
  • консультационные услуги по вопросам организации международных перевозок грузов, информационные услуги, связанные с международной перевозкой грузов;
  • услуги по хранению грузов.

Согласно письму данный механизм ограничивает возможность применения нулевой ставки НДС при оказании таких вспомогательных услуг, как электронное предварительное информирование таможенных органов (данные услуги классифицируются по ОКРБ 007-2012 в категории 52.29.20.100), а также консультационных, информационных услуг и услуг по хранению грузов.

Изменения в Налоговый кодекс РБ с 2022 года в части НДС

3.2.уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК);

Читайте также:  Продажа Земельного Участка Ип В Собственности Менее 3 Лет В 2022 Год

1.6. положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» о порядке определения налоговой базы НДС при реализации транспортных средств, приобретенных без НДС у физических лиц, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на территории Республики Беларусь, перенесены в статью 120 НК.
Исходя из правоприменительной практики названного Указа статья 120 НК дополнена также нормой, определяющей налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц, как разница между его контрактной стоимостью с учетом НДС и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства.

2.9. внесены корректировки в пункт 6 статьи 132 НК в части определения отчетного периода для осуществления налоговых вычетов по покупкам, приобретенным у белорусских поставщиков. Уточнено, что для осуществления вычета за отчетный период, а не за период «эцепирования» электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), необходимо, чтобы ЭСЧФ был подписан электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и одновременно не позднее даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС.
Такие же подходы закреплены в пункте 8 статьи 132 НК в отношении ЭСЧФ по «ввозному» НДС, взимаемому таможенными органами.
В отношении «ввозного» НДС, взимаемого налоговыми органами, пункт 7 статьи 132 НК дополнен нормой, согласно которой в случае представления налоговой декларации (расчета) по «ввозному» НДС с нарушением установленного срока, сумма «ввозного» НДС не принимается к вычету за тот месяц, когда товар был принят к учету;

3.4. по информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории.
Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами;

2.3. подпункт 1.16 пункта 1 статьи 118 НК дополнен новым условием — соблюдение установленного процента численности инвалидов (30 %) в среднем за соответствующий истекший период. Плательщик, использующий труд инвалидов, для понимания того, возникает ли у него право на применение льготы по НДС в следующем отчетном периоде, обязан уже по окончании истекшего отчетного периода определить процент численности инвалидов в среднем за период с начала года по истекший отчетный период включительно;

  • реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реэкспорт;
  • реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.

До конца 2022 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция : для собственного потребления или для перепродажи.

С 1 января 2022 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.

  • распространять рекламу в Интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в Интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

По-новому будет применяться льгота по НДС, предусмотренная п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. С нового года не будут облагаться налогом операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также передача прав на использование этих программ и баз данных.

Новое в налогообложении 2022: что изменилось и как мы будем платить

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности. К ним добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности.

Представительства иностранных организаций, деятельность которых не приводит к возикновению постоянного представительства, теперь не обязаны представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по итогам отчетных кварталов (за исключением представления декларации по итогам года или при прекращении деятельности).

Годовые ставки транспортного налога устанавливаются в белорусских рублях в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу ТС. Ставки налога приведены в приложении 27 к НК. Например, в отношении легкового автомобиля, имеющего разрешенную максимальную массу не более 2 тонн устанавливается налог в размере 209 рублей, более 3 тонн – 325 рублей.

Теперь иностранные организации, осуществляющие строительную деятельность и не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, должны при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории Республики Беларусь стать на учет и исчислять НДС.

Определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога (например, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I, II и III группы и т.д.), помимо прочего полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по ТС, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

Использование иностранной валюты и валюты РФ в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и нерезидентами относится к валютным операциям (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ*(7)). Поэтому при осуществлении расчетов по договору международной купли-продажи, предусматривающих, в частности, ввоз на территорию РФ товаров, может возникнуть обязанность поставить такой договор (контракт) на учет в уполномоченном банке, через который совершаются валютные операции. Такая обязанность возникает, если сумма обязательств по таким договорам равна или превышает 3 000 000 руб. (для импортных контрактов) (п.п. 4.1, 4.2 Инструкции*(8)). Порядок постановки на учет контрактов установлен главой 5 Инструкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДС при ввозе (импорте) товаров с территории государств — участников ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
— Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС;
— Энциклопедия решений. Структура, объем, общие требования по заполнению декларации по косвенным налогам. Уточненная декларация;
— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС.

Российское лицо, заключившее сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС, обязано представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами — членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 278 Закона N 289-ФЗ*(4)). На сегодняшний день действуют Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами — членами ЕАЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее — Правила).
Если рассматриваемая сделка не указана среди исключений, поименованных в п. 3 Правил, то организация обязана представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ, статистическую форму*(5) не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад (п.п. 5, 6, 7 Правил).
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России в сети Интернет, независимо от наличия или отсутствия у организации усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у организации электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством сети Интернет.
В случае отсутствия у организации электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган (п. 7 Правил)*(6).
Определить таможенный орган, в который необходимо представить статистическую форму, можно на официальном сайте ФТС России (http://www.customs.ru/index.php?option=com_centstruct&view=struct&Itemid =1826, https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Page/Index/Stat).

Читайте также:  Декларация енвд при закрытии ип в 2022 году образец

Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия учредили Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует в том числе и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора). В общем случае в рамках ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора).
В связи с этим при ввозе товаров в государство — член ЕАЭС таможенное декларирование не производится, пошлины не взимаются, а уплачиваются лишь косвенные налоги по принципу страны назначения (п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 72 Договора).
В целях налогообложения НДС при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств ЕАЭС необходимо руководствоваться:
— договором;
— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее — Протокол) (Астана, 29.05.2014);
— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол обмена) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
— НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Если российский покупатель приобретает и ввозит на территорию РФ (импортирует) товары из РБ, то он должен исчислить и уплатить НДС в налоговый орган по месту своей постановки на учет. Причем эта обязанность возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п.п. 13, 13.1 Протокола)*(1).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у покупателя импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, под которой понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за эти товары согласно условиям договора (контракта). Для целей определения налоговой базы стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). По мнению специалистов финансового ведомства, принятием на учет импортируемых товаров следует признавать отражение операций по их приобретению в бухгалтерском учете (письма Минфина России от 19.10.2016 N 03-07-13/1/60883, от 25.07.2016 N 03-07-13/1/43356, от 13.07.2016 N 03-07-13/1/41057). Налог, в зависимости от вида ввозимого товара, исчисляется по налоговым ставкам, установленным п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ (10 или 20%) (п. 17 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).
Уплатить исчисленную сумму НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).
Не позднее этой же даты российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.09.2022 N СА-7-3/765@. Этим же приказом утвержден порядок заполнения указанной декларации (далее — Порядок). Вместе с декларацией представляются документы, поименованные в п. 20 Протокола, в частности:
— заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (форма и правила заполнения Заявления установлены Приложениями 1, 2 к Протоколу обмена);
— выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам;
— транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РБ в РФ (например, транспортные и (или) товарные накладные);
— счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством РБ. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством РБ, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
— договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РФ*(2).
Если организация закупает в РБ не подакцизные товары, то в декларацию включаются титульный лист и раздел 1 декларации (п. 1.2 Порядка). В общем случае в разделе 1 декларации сумма исчисленного НДС указывается в строке 031 и переносится в строку 030 (п.п. 4.5, 4.6 Порядка).
В книге продаж рассматриваемая операция не отражается*(3).
Если приобретенные в РБ товары используются в облагаемой НДС деятельности, то организация сможет принять к вычету НДС, уплаченный при импорте этих товаров, после постановки их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога (п. 26 Протокола, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Как указывают уполномоченные органы, право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-4-15/4611@). В книге покупок необходимо будет зарегистрировать Заявление с отметками налоговых органов об уплате НДС (пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При импорте товаров из Республики Беларусь (далее — РБ) организация должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Не позднее этой же даты в налоговый орган по месту учета организации представляется налоговая декларация по косвенным налогам с приложенными к ней соответствующими документами.
Организации необходимо будет также не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведено получение товаров на склад, представить статистическую отчетность в таможенный орган, в регионе деятельности которого она состоит на учете в налоговом органе в соответствии с НК РФ.

Импорт из; Беларуси

Выбор валюты договора. Валютное законодательство РБ разрешает расчеты в белорусских рублях и иностранной валюте. Для использования российских рублей как валюты договора нужно установить официальный курс. Для расчетов с белорусским поставщиком вам понадобится валютный счет даже если вы рассчитываетесь в российских рублях.

Сроки расчетов. Сроки оплаты поставки товаров из Беларуси обычно не превышают 90 дней. Это предписывает Указ Президента РБ № 178, по которому белорусский поставщик должен перечислить на свой счет стоимость проданных товаров в течение 90 дней с даты отгрузки продукции. За нарушение правил его оштрафуют.

  • Выписку из банка, подтверждающую уплату НДС, или копию платежного поручения с банковской отметкой.
  • Договор поставки с белорусским поставщиком, посреднический договор.
  • Транспортные и сопроводительные документы.
  • Счета-фактуры или другие документы, подтверждающие стоимость.
  • Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
  • товары, перечисленные в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • товары, переданные по договору между российскими организациями;
  • при передаче товара в рамках одной организации;
  • при передаче товара в режиме свободной таможенной зоны.

Налоговая база по НДС определяется на дату принятия импортированных товаров к учету у налогоплательщика. Сама база рассчитывается исходя из стоимости товара по договору. При покупке за белорусские рубли стоимость в рублях РФ определяется пересчетом стоимости в инвалюте на курс рубля по Центробанку на дату принятия товара к учету.

Adblock
detector