обязаны ли страховщики получать предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов?

Содержание

Указание Банка России от 22 сентября 2014 г

Указание Банка России от 22 сентября 2014 г. N 3386-У
«О порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и перечнях документов, необходимых для получения разрешений Банка России на отчуждение акций (долей в уставном капитале) страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ»

На основании пунктов 3 и 4.1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2002, N 12, ст. 1093; N 18, ст. 1721; 2003, N 50, ст. 4855, ст. 4858; 2004, N 30, ст. 3085; 2005, N 10, ст. 760; N 30, ст. 3101, ст. 3115; 2007, N 22, ст. 2563; N 46, ст. 5552; N 49, ст. 6048; 2009, N 44, ст. 5172; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4195; N 49, ст. 6409; 2011, N 30, ст. 4584; N 49, ст. 7040; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4067; N 52, ст. 6975; 2014, N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4224) (далее — Закон) и в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219) Банк России устанавливает порядок расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций — резидентов Российской Федерации (далее — страховые организации), перечень документов, необходимых для получения предварительного разрешения Банка России на увеличение размера уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ, на отчуждение страховой организацией в пользу иностранных инвесторов (в том числе на продажу иностранным инвесторам) акций (долей в уставном капитале), и перечень документов, необходимых для получения предварительного разрешения Банка России на отчуждение принадлежащих российским акционерам (участникам) акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ.

которые были осуществлены в уставные капиталы страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление страховой деятельности, и финансируемых за счет прибыли указанных страховых организаций, полученной в Российской Федерации или репатриированной в Российскую Федерацию из-за рубежа;

составляющих 51 и более процентов акций (долей в уставном капитале) уставного капитала страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, осуществленных после 1 января 2007 года, при условии нахождения указанных акций (долей в уставном капитале) в собственности инвестора в течение 12 и более лет (далее — долгосрочные иностранные инвестиции), если Банк России не позднее срока, предусмотренного пунктом 1 настоящего Указания, не опубликовал решение о продолжении включения в расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций долгосрочных иностранных инвестиций (далее — решение) в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» и на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» одновременно с информацией о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности;

2. Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается как отношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, к сумме уставных капиталов страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, по следующей формуле:

Особенности участия иностранных инвесторов в страховой деятельности на территории РФ

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капи­тале более 49%, могут открывать филиалы на территории РФ, участво­вать в дочерних страховых организациях после получения предвари­тельного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия ино­странного капитала в страховых организациях РФ.

Ø письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места регистрации юридического лица иностранного ин­вестора на его участие в уставном капитале страховой организа­ции на территории РФ либо заключение этого органа об отсут­ствии необходимости получения такого согласия, если такой порядок предусмотрен законодательством страны места регист­рации иностранного инвестора;

Ø сведения о форме оплаты уставного капитала страховой организа­ции по видам вложений, внесенных акционерами (участниками) в качестве оплаты уставного капитала, удостоверенные подписью уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера) стра­ховой организации и скрепленные ее печатью;

Страховая организация может быть дочерней по отношению к ино­странному инвестору, если последний является иностранной страхо­вой организацией, созданной в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ.

В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в устав­ных капиталах страховых организаций превышает 15%, то федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (ос­новным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

Как следует из Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998 № «Об обществах с ограниченной ответственностью», предусматривающих, что изменения, вносимые в уставы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, приобретают силу для лиц с момента их государственной регистрации, подтверждением увеличения уставного капитала общества и, соответственно, подтверждением формирования уставного капитала страховой организации является государственная регистрация изменений в устав в связи с увеличением уставного капитала общества.

Требование Федерального закона от 29.07.2023 № «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» об оплате минимального размера уставного капитала страховой организации (за исключением страховой организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование) денежными средствами распространяется на все страховые организации, созданные со дня вступления в силу Федерального закона от 23.05.2023 № «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть с 23.05.2023 (в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 23.05.2023 № 146 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» независимо от даты оплаты ими своего минимального уставного капитала).

Обязанность получения предварительного согласия при приобретении акций (долей) страховой организации установлена пунктом 1 статьи 32.10 Закона № 4015- 1.Согласно пункту 1.1 Инструкции Банка России от 25.12.2023 № «О получении согласия (одобрения) Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации и направлении в Банк России уведомлений о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило право прямо или косвенно распоряжаться менее 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации», предварительное согласие Банка России в случае приобретения более 10% акций (долей) финансовой организации (с учетом ранее приобретенных) юридическим или физическим лицом либо группой лиц должно быть получено при заключении одной или нескольких сделок, в том числе сделок в результате которых иные лица (группа лиц) приобретут (приобретет) право собственности на акции (доли) финансовой организации либо право распоряжения акциями (долями) финансовой организации и (или) право пользования акциями (долями) финансовой организации (в том числе предоставленное лицу по договору (соглашению), наделяющему лицо полномочиями участвовать в общем собрании акционеров (участников) финансовой организации и принимать решения наравне с другими акционерами (участниками) финансовой организации). С учетом изложенного при увеличении размера уставного капитала за счет внесения дополнительного взноса единственным участником общества увеличивается номинальная стоимость доли этого участника, а доля участия в уставном капитале общества в процентном отношении не изменяется. В рассматриваемом случае единственный участник общества приобретает в собственность доли общества за счет увеличения их номинальной стоимости и несет дополнительные затраты в размере вносимого вклада, в связи с чем проводится оценка финансового положения такого лица.

Увеличение уставного капитала страховых компаний в 2023 году

Кроме увеличения объема собственных средств, вводятся новые требования к соискателям лицензии и ныне действующим фирмам. Соискатели до получения разрешения Центробанка обязаны предоставить бизнес-план. Фирмы, уже зарегистрированные на рынке, обязаны были представить документ на проверку с 01.01.2023г. по 01.01.2023г.

Центробанк в роли регулятора страхового рынка осуществляет надзор за соблюдением условий закона от 27.11.1992 №4015-1 с учетом принятых в 2023 году поправок. Так как доля собственных средств неразрывно связана с финансовой устойчивостью организации, отклонение от нормы ЦБ РФ рассматривает как несоответствие обязательным требованиям. Это может привести к ограничению продаж, штрафам и другим мерам взыскания, вплоть до аннулирования лицензии.

Согласно ст. 25 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, уставный капитал страховой и перестраховочной организации является гарантом стабильности, надежности и финансовой устойчивости юридического лица. Поэтому Центробанк следит за тем, чтобы все фирмы соблюдали установленные на рынке страховых услуг требования.

Читайте также:  Гражданин украины работает по патенту какой размер ндфл с него удерживать

Если уставный капитал на 01.01.2023г. ниже установленной границы, ЦБ РФ назначает дополнительную проверку. Ее цель – выявить соотношение собственных средств юридического лица и принятых обязательств (совокупной страховой суммы). После определения рекомендованного порога безубыточности ЦБ РФ требует составить план финансового оздоровления компании (п.4.2 ст.25 закона от 27.11.1992 №4015-1). Если фирма не представит документ и в течение следующих 6 месяцев не будет предпринимать действенных мер по увеличению собственных средств, в отношении нее будут приняты жесткие меры, например, приостановление или лишение лицензии.

Размер уставного капитала определяет финансовую устойчивость страховой организации. Поэтому ЦБ РФ следит за соблюдением финансовых требований. С принятием поправок в закон от 27.11.1992 №4015-1 страховщики обязаны увеличить собственные средства. Что необходимо помнить:

Увеличение уставного капитала с согласия

Добрый день.
Интересует практика увеличения уставного капитала, в котором участвует иностранный инвестор.
С января 2012 года увеличивается минимальный размер уставного капитала страховой организации.
Акционер-иностранный инвестор СО соответственно желает его увеличить за счет имущества СО (благо позволяет догнать УК до нужного размера).
Акционер сталкивается с сопротивлением акционера- ЕИО (владельца 25% + 1 голосующих акций), который заявляет, что такой способ увеличения уставного капитал должен предваряться согласием органа страхового надзора.

6.3.1. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются:
— документ, подтверждающий получение акционерным обществом — страховой организацией разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, в случае, если акции акционерного общества — страховой организации размещаются путем закрытой подписки иностранным гражданам, иностранным организациям (иностранным юридическим лицам, компаниям и другим корпоративным образованиям, обладающим гражданской правоспособностью, созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, международным организациям, их филиалам и представительствам, созданным на территории Российской Федерации) и/или их дочерним обществам;

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) не будет превышен при их совершении.

В настоящий момент получить согласие в органах страхового надзора на увеличение УК за счет средств иностранного инвестора нельзя — квота закончилась.
Для меня очевидно, что способ увеличения уставного капитала, выбранный иностранным инвестором, не требует согласия.
Акционер-ЕИО же, прикрываясь судебной практикой (видимо,которую не размещают в К+), мнением представителей органа страхового надзора, настаивает на обратном.

Приказ Минфина РФ от N 44н Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдачи предварительного разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее — в сфере страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 11874)

— в выдаче предварительного разрешения на открытие филиалов страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, — является прекращение выдачи указанных разрешений в связи с превышением размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

выдача или отказ в выдаче предварительных разрешений на открытие филиалов страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

4.2. Размер (квота) участия иностранного капитала рассчитывается по состоянию на 1 января соответствующего года как выраженное в процентах отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций (на основании данных по состоянию на 1 января соответствующего года, содержащихся в Отчете о составе акционеров (участников) страховой организации (форма N 1-У), утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2002 г. N 77н (далее — Отчет) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2002 г., регистрационный N 3861; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 45; 2005, N 7; 2007, N 5).

6.1. Под предварительным разрешением понимается письменное согласие Службы на увеличение размера уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ по отчуждению (в том числе продаже иностранным инвесторам) акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций.

— размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций будет превышен в результате совершения определенной сделки, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, рассчитанный в вышеуказанном порядке при условии, что сделка будет совершена, превысит 25 процентов.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

2. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.

Если уставный капитал на 01.01.2023г. ниже установленной границы, ЦБ РФ назначает дополнительную проверку. Ее цель – выявить соотношение собственных средств юридического лица и принятых обязательств (совокупной страховой суммы). После определения рекомендованного порога безубыточности ЦБ РФ требует составить план финансового оздоровления компании (п.4.2 ст.25 закона от 27.11.1992 №4015-1). Если фирма не представит документ и в течение следующих 6 месяцев не будет предпринимать действенных мер по увеличению собственных средств, в отношении нее будут приняты жесткие меры, например, приостановление или лишение лицензии.

Согласно ст. 25 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, уставный капитал страховой и перестраховочной организации является гарантом стабильности, надежности и финансовой устойчивости юридического лица. Поэтому Центробанк следит за тем, чтобы все фирмы соблюдали установленные на рынке страховых услуг требования.

Размер уставного капитала определяет финансовую устойчивость страховой организации. Поэтому ЦБ РФ следит за соблюдением финансовых требований. С принятием поправок в закон от 27.11.1992 №4015-1 страховщики обязаны увеличить собственные средства. Что необходимо помнить:

Если у фирмы есть возможность, она сразу выполнит условия, увеличив УК до необходимой в 2023 году суммы. Но не все участники рынка имеют такой объем финансовых ресурсов. ЦБ РФ ежегодно проводит проверку, отслеживая соответствие показателям. Требования должны быть выполнены на 100% к 1 января 2023 года.

Центробанк в роли регулятора страхового рынка осуществляет надзор за соблюдением условий закона от 27.11.1992 №4015-1 с учетом принятых в 2023 году поправок. Так как доля собственных средств неразрывно связана с финансовой устойчивостью организации, отклонение от нормы ЦБ РФ рассматривает как несоответствие обязательным требованиям. Это может привести к ограничению продаж, штрафам и другим мерам взыскания, вплоть до аннулирования лицензии.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово — посредническая и банковская деятельность.
2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.
3. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.
Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.
Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 20.11.1999 N 204-ФЗ)
4. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный в пункте 3 настоящей статьи.
(п. 4 введен Федеральным законом от 20.11.1999 N 204-ФЗ)
Комментарий к статье 6
§ 1. Страховщиком признается лицо, обладающее следующими отличительными признаками:
(а) это должно быть юридическое лицо. Граждане, в том числе и зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности, не могут быть страховщиками на территории РФ (в отличие, например, от Англии);
(б) это должно быть российское юридическое лицо, так как, во-первых, комментируемая статья требует, чтобы организационно — правовая форма этого юридического лица была предусмотрена законодательством РФ, а во-вторых, в п. 3.1 Условий лицензирования предусмотрено, что лицензия на осуществление страховой деятельности может быть выдана только лицу, зарегистрированному в РФ, т.е. российскому юридическому лицу;
(в) оно должно быть создано для осуществления страховой деятельности, т.е. именно страховая деятельность должна являться целью создания этого юридического лица, и это должно быть зафиксировано в его уставе;
(г) оно должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном Условиями лицензирования.
Некоторые полагают, что страховщик может создаваться только в форме хозяйственного общества , поскольку страховщику необходим уставный капитал, а уставный капитал формируется только в хозяйственных обществах. Эта точка зрения весьма спорна, поскольку необходимость уставного капитала диктуется требованием финансовой устойчивости, но финансовую устойчивость могут обеспечивать и складочный капитал товариществ, и уставный фонд, создаваемый в унитарных предприятиях, и паевой фонд производственных кооперативов. Во всяком случае, не совсем ясно основание, по которому товариществу, унитарному предприятию или производственному кооперативу может быть отказано в выдаче страховой лицензии. Судебная практика по этому вопросу отсутствует, однако формальное основание, т.е. использование в нормах комментируемого Закона лишь термина «уставный капитал», вряд ли будет признано судом достаточным для отказа в выдаче лицензии. Термин «уставный капитал», использованный в Законе, следует, на мой взгляд, толковать расширительно.
———————————
См.: Петров Д.А. Страховое право: Учеб. пособие. СПб., 2000.
§ 2. Страховые лицензии выдает орган страхового надзора (см. комментарий к ст. 30, 32 настоящего Закона) российским юридическим лицам любой организационно — правовой формы, целью создания которых является страховая деятельность, обладающим необходимым уставным капиталом, и представившим в орган страхового надзора документы, перечень которых приведен в п. 1 ст. 32 настоящего Закона.
Страховщик, не получивший в установленном порядке лицензию, не может заниматься страховой деятельностью. Сделки страхования, заключенные страховщиком, не имеющим соответствующей лицензии, оспоримы в соответствии со ст. 173 ГК. Это положение распространяется как на лиц, вообще не имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности, так и на лиц, имеющих лицензию, но не на те виды страхования, которые фактически осуществляются.
Отмечается, однако, существенное различие между лицом, имеющим лицензию не на те виды страхования, которые оно осуществляет, и лицом, вообще не имеющим страховой лицензии. Лицо, имеющее страховую лицензию, признается страховщиком независимо от того, какие виды страхования перечислены в лицензии. Перечень видов страхования, указанных в лицензии, ограничивает лишь гражданскую правоспособность страховщика, но, как правило, не затрагивает другие стороны его деятельности — формирование и размещение резервов, специальный порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль (Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 491 от 16 мая 1994 г. ). Имеется тем не менее одно исключение — от наличия лицензии зависит освобождение от НДС страховых премий по данному виду страхования (п. 6 ст. 149 НК РФ).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 368.
Лицо, вообще не имеющее лицензии на осуществление страховой деятельности, не признается страховщиком и, соответственно, не только ограничено в гражданской правоспособности и заключенные им договоры страхования оспоримы, но к нему не применяются ни правила, связанные с формированием и размещением резервов, ни специфические для страховщиков налоговые правила. Соответствующий прецедент создан Арбитражным судом Санкт — Петербурга и Ленинградской области .
———————————
Санкт — Петербургское эхо. 1998. N 84. С. 8.
§ 3. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово — посредническая и банковская деятельность. При этом правоприменительные органы расширительно толкуют термин «непосредственная деятельность». В частности, непосредственной деятельностью признается и совместная деятельность по производству продукции или торговле, даже если страховщик принимает в ней исключительно финансовое участие (см. п. 2.2 Правил размещения страховых резервов ).
———————————
БНА РФ. 1995. N 7.
В практике приходится встречаться со случаями, когда страховщик, с целью взыскания страховой премии от задолжавшего ему неплатежеспособного страхователя или возврата средств резервов, размещенных в лопнувшем банке, принимает от этих лиц в качестве отступного имущество и, реализуя его, хотя бы частично покрывает свои убытки. Такого рода единичные операции не относятся к торгово — посреднической деятельности и вполне правомерны, так как здесь целью является не торговое посредничество, а взыскание практически безнадежных долгов.
§ 4. В отношении ограничений на участие иностранных компаний и граждан в создании российских страховых организаций в настоящее время действует нормативный акт — Постановление Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. N 4016-1, которое ограничивало 49% доли иностранного участника в уставном капитале страховщика .
———————————
ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 57.
Однако с 28 ноября 1996 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ , которым ратифицировано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами, с другой стороны, заключенное на о. Корфу 24 июня 1994» (далее — «Соглашение на о. Корфу»), и в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ оно стало частью российского законодательства и имеет приоритет над нормами других законодательных актов. В соответствии с п. 1 ст. 29 и п. 1 части В приложения 7 к Соглашению на о. Корфу, упомянутое выше ограничение на участие иностранных партнеров в уставном капитале российских страховщиков прекратило свое действие через пять лет после подписания Соглашения, т.е. 24 июня 1999 г.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5494.
Тем не менее законодатель посчитал необходимым ограничить возможности проникновения иностранного капитала на российский страховой рынок и принял специальный Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 204-ФЗ от 20 ноября 1999 г. , которым дополнил комментируемую статью пунктами 3 и 4. Этот Закон вступил в силу 23 ноября 1999 г., так что в течение шести месяцев (с 24 июня 1999 г. по 23 ноября 1999 г.) участие иностранных страховщиков в уставном капитале российских страховых организаций не было ограничено.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5622.
§ 5. В соответствии со ст. 3 упомянутого Федерального закона для некоторых страховых компаний сделаны исключения из правил, введенных этим Законом, а именно:
(а) правила, установленные абзацем первым п. 3 комментируемой статьи, в части, касающейся запрета на осуществление страхования по отдельным видам, не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам на 23 ноября 1999 г., если при этом осуществление соответствующих видов страхования было разрешено им лицензиями, выданными до указанного дня;
(б) правила, установленные абзацем первым п. 4 комментируемой статьи, не распространяются на страховые организации с иностранными инвестициями, которые были созданы до 23 ноября 1999 г.
Эти исключения из правил обусловлены тем, что, как уже было сказано, ограничение, установленное Постановлением Верховного Совета РФ N 4016-1, прекратило свое действие 24 июня 1999 г., а закон, вводящий новые ограничения, вступил в силу 23 ноября 1999 г., т.е. через шесть месяцев. В течение этих шести месяцев не было никаких ограничений на создание страховых компаний с иностранными инвестициями, и некоторые такие компании были созданы и успели получить лицензии. Для этих компаний и сделаны соответствующие исключения.
§ 6. Термин «дочернее общество» употребляется в комментируемой статье практически в том же смысле, в каком он использован в п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» и в п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно: общество признается дочерним по отношению к иностранному инвестору, если иностранный инвестор в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Это определение дочернего общества приведено в Положении о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями, утвержденном Приказом Минфина России N 50н от 16 мая 2000 г. Иностранным инвестором в соответствии с тем же Положением признается либо иностранное юридическое лицо, либо иностранный гражданин. Эти определения не противоречат законодательству и могут применяться.
———————————
БНА. 2000. N 30.
Однако упомянутое Положение вводит и некоторые не предусмотренные законом ограничения возможности получения лицензии для страховых организаций с иностранными инвестициями, являющихся дочерними по отношению к иностранным инвесторам или имеющих долю иностранного капитала в уставном капитале более 49%. Например, требование пп. «д» п. 13 Положения, согласно которому к заявлению на получение лицензии иностранный инвестор должен приложить «письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места регистрации юридического лица — иностранного инвестора на его участие в уставном капитале страховой организации на территории Российской Федерации либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия, если такой порядок предусмотрен законодательством страны места регистрации иностранного инвестора». Это требование установлено органом страхового надзора с превышением полномочий, предоставленных ему законом, так как российское законодательство не упоминает о необходимости подобного согласия. Следовательно, и само требование является незаконным. Незаконным является и положение пп. «е» п. 13 Положения, которое требует от лица, претендующего на получение лицензии, представить «бухгалтерский (финансовый) отчет за предыдущий год деятельности юридического лица — иностранного инвестора, подтвержденный аудиторским заключением», и некоторые другие требования этого Положения.
В пп. «г» п. 15 Положения предусмотрена возможность отказа в выдаче лицензии в случае, если к лицензии приложены не все перечисленные в п. 13 Положения документы. Отказ по этому основанию также незаконен, так как комментируемая статья предусматривает единственное основание для отказа — превышение установленной квоты участия иностранного капитала.
Все эти дополнительные требования, введенные органом страхового надзора с превышением своих полномочий, естественно, сильно затрудняют получение лицензий для страховых организаций с иностранными инвестициями. Отчасти поэтому, видимо, квота в 15% иностранного участия в совокупном капитале российских страховщиков до сих пор полностью не использована.

Читайте также:  Сколько стоит оформить дачу в собственность 2023

Статья 938

Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, инвестиции на территории РФ в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ.

1. В качестве страховщиков могут выступать только юридические лица; такое же правило содержится в ст. 6 Закона о страховании. Это значит, что физическое лицо или индивидуальный предприниматель страховщиком быть не могут. В то же время ни комментируемая статья, ни упомянутый Закон, к которому она отсылает, не требуют, чтобы страховщик был обязательно коммерческой организацией.

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ.

Важной новеллой является регулирование отношений, связанных с участием на российском страховом рынке иностранных страховщиков, которыми в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона считаются, во-первых, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), и, во-вторых, имеющие долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%.

Требования, которым должны соответствовать страховые организации, и порядок их лицензирования в настоящее время определяет Закон о страховании. Как и ГК, Закон устанавливает, что страховщиками могут быть только юридические лица, т.е. ни физическое лицо, ни гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, в качестве страховщика выступать не могут. Итак, страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.

Читайте также:  Вычет 13% от покупки квартиры в ипотеку 2023

Особенности участия иностранных инвесторов в страховой деятельности на территории РФ

Положением о выдаче разрешений страховым организациям с ино­странными инвестициями установлено, что под данными организаци­ями понимаются страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, страховые организа­ции, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностран­ным инвесторам (основным организациям).

С этой целью приказом Минфина России от 26 мая 2000 г. № 50-Н были утверждены «Положение о выдаче разрешений страховым орга­низациям с иностранными инвестициями» и «Положение о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций»[7].

· решение уполномоченного органа страховой организации с ино­странными инвестициями об участии в дочерней страховой орга­низации с указанием размера предполагаемого участия в устав­ном капитале страховой организации (в числовом и процентном выражениях);

Ø размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышен, если рассчитанный в со­ответствии с Положением о порядке расчета размера (квоты) уча­стия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, утвержденным Министерством финансов Россий­ской Федерации (далее — Минфин России), превышает 15%;

Под дочерним обществом иностранного инвестора в целях настоя­щего Положения понимается юридическое лицо, созданное в соот­ветствии сзаконодательством РФ, в котором иностранный инвестор в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответ­ствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возмож­ность влиять на политику компании.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, или становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) не будет превышен при их совершении.

6.3.1. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются:
— документ, подтверждающий получение акционерным обществом — страховой организацией разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, в случае, если акции акционерного общества — страховой организации размещаются путем закрытой подписки иностранным гражданам, иностранным организациям (иностранным юридическим лицам, компаниям и другим корпоративным образованиям, обладающим гражданской правоспособностью, созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, международным организациям, их филиалам и представительствам, созданным на территории Российской Федерации) и/или их дочерним обществам;

Добрый день.
Интересует практика увеличения уставного капитала, в котором участвует иностранный инвестор.
С января 2012 года увеличивается минимальный размер уставного капитала страховой организации.
Акционер-иностранный инвестор СО соответственно желает его увеличить за счет имущества СО (благо позволяет догнать УК до нужного размера).
Акционер сталкивается с сопротивлением акционера- ЕИО (владельца 25% + 1 голосующих акций), который заявляет, что такой способ увеличения уставного капитал должен предваряться согласием органа страхового надзора.

В настоящий момент получить согласие в органах страхового надзора на увеличение УК за счет средств иностранного инвестора нельзя — квота закончилась.
Для меня очевидно, что способ увеличения уставного капитала, выбранный иностранным инвестором, не требует согласия.
Акционер-ЕИО же, прикрываясь судебной практикой (видимо,которую не размещают в К+), мнением представителей органа страхового надзора, настаивает на обратном.

В Законе РФ № 4015-1 появилось новое основание для отзыва лицензии органом страхового надзора при осуществлении такого надзора: в случае неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами, нормативными актами органа страхового надзора.

Порядок получения лицензии регулируется нормами ст. 32, 32.1 – 32.9 Закона РФ № 4015-1. В статьи 32.1 – 32.9 этого закона внесены изменения, а ст. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» дана полностью в новой редакции. Новшества вступают в силу с 21 января 2014 года.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к документам, указанным в п. 3 ст. 32 Закона РФ № 4015-1, представляют в порядке, установленном законодательством страны места учреждения иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места учреждения на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого согласия в стране места учреждения иностранных инвесторов. Данные требования не изменились.

Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в пп. 2 – 9 п. 3 ст. 32 Закона РФ № 4015-1 и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

4) сведения о руководителе и главном бухгалтере страхового брокера – юридического лица или сведения о страховом брокере – индивидуальном предпринимателе с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ №4015-1;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Adblock
detector