Статья бесплатные лекарства

Приложение N 1

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов, отрядов защиты народа, участвовавшие в боевых операциях при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в это государство в период ведения боевых действий;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

дети и подростки, получившие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы или заболевание, обусловленное генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также дети последующих поколений в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или заболеваний, обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей

граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 -1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

все лекарственные средства, лечебные минеральные воды (оплачивается только стоимость посуды как возвратной тары), медицинские пиявки, телескопические очки, предметы ухода за больными (моче- и калоприемники), лечебные пояса типа «Варитекс», «Жибо» и другие, магнитофорные аппликаторы, противоболевые стимуляторы марок ЭТНС-100-1 и ЭТНС-100-2, эластичные бинты и чулки. Перевязочные материалы для хирургических больных, лекарственные растительные средства, очки для коррекции зрения лицам, имевшим ранения, связанные с повреждением орбиты глаза и прилегающей к ней области. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов).

Как и где получить льготные лекарства

Российское Правительство каждый год составляет список льготных лекарств. До 1 января 2023 года он назывался «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». С принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 N 3073-р список был упразднен.

Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них. Посмотреть их список вы можете на портале открытых данных или на сайте Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес получения выписанных лекарств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания (для детей-инвалидов) вы также можете узнать у медицинского работника.

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг;
  • решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом России;
  • выписку из медицинской карты амбулаторного больного или истории развития ребенка с указанием СНИЛС.

Список льготных лекарств в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2023 год сформирован в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации перечня ЖНВЛП, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (приложение 5 к Территориальной программе, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2023 года № 2401-ПП).

  • федеральным льготникам — получателям набора социальных услуг , не выбравшим получение лекарств в денежном эквиваленте, а также героям Советского Союза, героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, а в случае их смерти — членам их семей , и героям Социалистического Труда, героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно;
  • московским льготникам — получателям городских мер социальной поддержки , не выбравшим получение лекарств в денежном эквиваленте, а также ряду других региональных льготников . Они могут получать все лекарства из перечня, но некоторым они положены бесплатно, а некоторым со скидкой 50%. В этом случае нужно обязательно быть постоянно или временно зарегистрированным в Москве;
  • людям с некоторыми заболеваниями или состояниями . В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.
  • 15 дней — для рецептов по форме № 148-1/у-88;
  • 30 дней — для рецептов по форме № 148-1/у-04 (л) и № 148-1/у-06 (л);
  • 90 дней — для рецептов, выписанных на имя граждан пенсионного возраста, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями.

Довольно часто даже при наличии выданного врачом рецепта получение лекарств становится проблемой. Необходимые медикаменты в аптеках, являющихся частью системы обеспечения населения льготными лекарствами, попросту отсутствуют. Срок действия рецепта может истечь раньше, чем появятся выписанные врачом препараты. Такая ситуация нарушает права пациентов, предоставленные им федеральным законодательством, поэтому проблему нужно решать, причем делать это стоит последовательно.

  • пищеварительного тракта и обмена веществ;
  • проблем с кровью и кроветворением;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • дерматологических заболеваний;
  • мочеполовой системы;
  • гормональной системы;
  • заболеваний микробного характера;
  • опухолевых образований;
  • костно-мышечной системы;
  • нервной системы;
  • заболеваний, вызванных паразитами;
  • дыхательной системы;
  • органов чувств;
  • иных проблем со здоровьем.
  • прикрепиться к поликлинике по месту жительства;
  • обратиться к лечащему врачу (терапевту, педиатру или профильному специалисту);
  • получить у врача рецепт на выдачу бесплатных лекарств (документ заверяется подписью врача, а также печатью поликлиники, к которой прикреплен пациент);
  • предоставить рецепт в аптеку, которая выдает бесплатные лекарства (точные адреса таких аптек стоит уточнить у врача, выписавшего медикаменты).

При оформлении рецепта врач должен использовать формы бланков, установленных приказом Минздрава РФ «Об утверждении. » от 20.12.2012 № 1175н. Бланки, заполненные с нарушениями, признаются недействительными.

  • препараты железа;
  • кишечные препараты;
  • разные виды антибиотиков и противомикробных препаратов;
  • иммуностимуляторы разных видов;
  • муколитические препараты;
  • препараты для лечения кашля и простудных заболеваний;
  • антигистаминные препараты и пр.
  • участники ВОВ (в том числе сотрудники разведки, военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, работники предприятий, выполнявших задачи для нужд армии и флота, участники партизанских отрядов);
  • инвалиды ВОВ;
  • родители и жены военнослужащих, погибших при защите страны или впоследствии от ран, полученных на фронте;
  • жители и защитники блокадного Ленинграда;
  • герои СССР и РФ;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  • ветераны боевых действий, проходивших на территории других государств (в частности, Афганистана);
  • дети до 3 лет (для многодетных семей — до 6 лет);
  • инвалиды I группы; неработающие инвалиды II группы, а также дети-инвалиды, не достигшие совершеннолетия;
  • граждане, подвергшиеся негативному воздействию последствий аварии на ЧАЭС;
  • лица, получившие лучевую болезнь вследствие иных ядерных катастроф и испытаний;
  • малочисленные народы Крайнего Севера;
  • некоторые группы населения с диагнозом «гельминтоз».

Льготные лекарства и как их получить

  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2023 году. На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов

  • Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

Морозов
Дмитрий Анатольевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0209 (Черемушкинский – г.Москва) . Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

«То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям», — подчеркивает ВС.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что «Церлипоназа альфа» не предусмотрен стандартом медицинской помощи, ошибочна, поскольку в решении консилиума врачей указано, что назначение этого препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения девочки.

Чиновники обязаны добиваться полного осуществления данного права и, в частности, принимать необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и Ь пункта 2 статьи 24 Конвенции).

До высшей инстанции с жалобой дошел житель Пензенской области, просивший обязать местный Минздрав обеспечить ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарствами бесплатно. Он указал, что три врачебные комиссии разных больниц разрешили его дочери, страдающей редким наследственным заболеванием, индивидуальное применение по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ препарата.

Поскольку необеспечение ребенка препаратом нарушает его фундаментальное право на жизнь и здоровье, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отсутствие лекарства в перечне жизненно необходимых и важных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программои государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом районный суд обязал выдать девочке лекарства незамедлительно.

Выполнила магистр 1 года обучения по направлению «Медицинское и фармацевтическое право» Соколова В.В. под руководством к.ю.н. руководителя группы экспертов проекта «Мониторинг правоприменения» Белова С.А.
Здравоохранение является приоритетным направлением деятельности любого государства не только в социальном, но и в экономическом и политическом аспекте жизни страны. Не смотря на большие объемы финансирования данной отрасли, расходы на лечение и профилактику населения далеко не всегда решают проблемы демографии, повышают качество жизни пациентов и качество медицинской помощи.

При этом, если оказание медицинской помощи в условиях стационара проводится за счет бюджетных и страховых средств, то на амбулаторном этапе расходы на лекарственные препараты, выписанные лечащим врачом, в целом не покрываются. Это в свою очередь создает проблемы не только в соблюдении пациентами назначений врача, но и, на фоне ограниченной доступности медицинских услуг, приводит к практике массового самолечения.
Наиболее уязвимыми и зависимыми в лекарственном обеспечении были и остаются незащищенные слои населения, в частности дети и пожилые лица. С целью социальной поддержки данной категории граждан в Российской Федерации (РФ) законодательно предусмотрены различные виды льгот, включая бесплатное или льготное предоставление лекарств по рецептам врачей. Государство несет ответственность за создание равных возможностей и условий получения гражданами данной привилегии.
Однако сложный процесс признания права человека на льготу (сбор справок, освидетельствование инвалидов медико-социальными службами, низкая информированность и правовая активность населения) не позволяют полностью преодолеть барьеры к получению бесплатного лечения. Одновременно разделение финансирования и объема льгот в зависимости от уровня государственной власти (федеральные и региональные) вносит дополнительные трудности в определении правоспособности конкретного гражданина, а также нарушает принцип равноправия.
Несовершенство законодательной власти, недостаточное регулирование и финансирование отрасли, нестабильность рыночной экономики в результате санкций ряда государств, рост цен на лекарственные препараты, низкий уровень платежеспособности населения, несвоевременное обеспечение или полное отсутствие ряда лекарственных препаратов в аптеках, различия в доступности права граждан на данную привилегию в разных регионах РФ, приводят к крайнему дефициту или отсутствию льготного обеспечения лекарствами. Данная ситуация усугубляется при атипичных условиях, когда жизненно необходимый для пациента лекарственный препарат, назначенный лечащим врачом, не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) или стандарт лечения данного заболевания, не зарегистрирован на территории РФ, т.е. возникает необходимость социальной защиты льготников с толкованием норм права в каждом конкретном случае. В противном случае граждане вынуждены отказываться от права на льготу, ввиду невыполнимости их реализации, в пользу денежных выплат для покрытия расходов на лекарства, что в свою очередь ограничивает их возможности в получении дорогостоящих препаратов.
Таким образом, реализация правовых норм, связанных с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан РФ, представляет собой актуальную проблему современного права.
В отчете проанализирована практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ за период с 2010 г. по 2023 г. по вопросам применения правовых норм о льготном лекарственном обеспечении граждан РФ в части проблем предоставления лекарственных средств, не входящих в перечень ЖНВЛС, не предусмотренных стандартами лечения заболевания и не зарегистрированными на территории РФ.

Законодательное регулирование льготного обеспечения граждан.
Согласно ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в 1994 году на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами медицинского назначения в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить , чтобы граждане имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которой — обязанность государства (статья 2), относит к числу конституционно защищаемых ценностей здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно положениям ч. 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении РФ (статья 71, пункт «в»), а координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, — в совместном ведении РФ и ее субъектов (статья 72, пункты «б», «ж» части 1).
Таким образом, приведенные конституционные положения, рассматриваемые с учетом конституционной природы РФ как социального государства, предполагают возложение ответственности за осуществление социальных функций, в том числе в области здравоохранения, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1). Согласно ст. 4 того же закона основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др. В силу ст. 10 и 19 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В силу п. 3 ст. 80 при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям.
Таким образом, отсутствие лекарственного препарата в соответствующем Перечне не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии медицинской организации.
В рамках ТПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой (далее Перечень).
При этом из положений ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи следует, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг. В соответствии со статьей 6.2 Правительство РФ утверждает перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (ЖНВЛП).
Лекарственное обеспечение граждан РФ на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов РФ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой. Также данным Постановлением регламентировано органам исполнительной власти своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, устанавливать размер скидки.
В соответствии с вышесказанным, обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами является социальной гарантией государства по отношению к наиболее незащищенным слоям населения, с возложением ответственности данного обеспечения на субъекты РФ. При этом субъекты РФ, в зависимости от финансовых возможностей, определяют перечень лекарственных средств, в рамках ТПГГ, но не менее объема, предусмотренного ПГГ, утвержденного Правительством РФ. Одновременно предусмотрено обеспечение граждан препаратами, не входящих в перечень ЖНВЛП, при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.
Основа всех проанализированных судебных дел практически совпадает: лицу, имеющему редкое (орфанное), социально-значимое или онкологическое заболевание, входящее в Перечень заболеваний, не предоставляется бесплатно то или иное лекарство, необходимое ему для лечения соответствующего заболевания. При этом до обращения в суд граждане чаще всего обращаются с просьбой обеспечить их необходимыми лекарственными препаратами непосредственно в орган исполнительной власти (Министерство здравоохранения) субъекта РФ, однако получают отказ.
Ключевая проблема, с которой сталкиваются лица, страдающие редкими (орфанными), социально-значимыми или онкологическими заболеваниями – доступность лекарственных средств. Безусловно, на рынке присутствуют необходимые препараты для лечения данных заболеваний, однако не у всех лиц есть возможность приобрести столь дорогостоящие лекарства.
В связи с этим 08.07.2013 года Минздрав России направил обращение всем субъектам Российской Федерации № 21-6\10-4878, в котором указал на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими и тяжелыми заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (л.д. 36-37 т. 1).
В большинстве судебных дел требованиями лица, обратившегося в суд, являлись признание бездействий незаконными и возложение обязанностей по обеспечению льготника лекарственными препаратами органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья (Министерство, Департамент или Комитет по здравоохранению). Кроме того, в части дел дополнительным требованием выступала компенсация материального (возмещение расходов на приобретение лекарств, понесенные в следствии отсутствия льготного лекарственного обеспечения) и морального вреда.
В судебной практике суды чаще всего удовлетворяют требования заявителей, считая, что «отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушает права истцов на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводит к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений». Суды в ходе разбирательства устанавливают 2 критерия: 1. наличие у истца права на льготу (заболевания или социальной категории); 2. жизненно необходимая потребность пациента в лечении данным лекарственным препаратом.
Однако в некоторых случаях такие лекарственные препараты довольно часто не входят в Перечень ЖНВЛП, в региональные перечни, т.е. в те перечни, по которым лица могут получить лекарства на бесплатной основе. В этом случае суд чаще всего встает на сторону истца, аргументируя свое решение тем, что данные перечни рассчитаны в большей степени на наиболее распространенные и изученные заболевания. Кроме того, некоторые заболевания не до конца изучены и требуют применения новых способов лечения, пока не включенных в Перечень. При этом во многих случаях проводится индивидуальный подбор лекарственных препаратов и их доз для конкретного пациента, не подразумевающий наличия и использования единых шаблонов лечения.
Данная позиция суда подтверждается следующими судебными решениями. В решении № 2-9018/2023 от 14.12.2023 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область) суд подчеркивает, что согласно действующему законодательству (ст. 39 Конституции РФ, ч.9 ст.85 Закона №323-ФЗ) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности, в том числе для лечения редкого (орфанного) заболевания. Финансирование данного обеспечения возлагается на Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. При этом получатель набора социальных услуг имеет право на предоставление лекарственного препарата, не предусмотренного Перечнем ЖНВЛП, только по решению врачебной комиссии в случае индивидуальной непереносимости, угрозы жизни и здоровью пациента и по жизненным показаниям. В судебном заседании установлено что Тараканова М.В. 23.06.2008 года рождения имеет группу инвалидности категория «ребенок-инвалид», страдает редким (орфанным) заболеванием – хроническая иммунная тромбоцитопическая пурпура (синдром Эванса), рецидивирующее течение, которое включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности (постановление Правительства РФ от 26.04.2012г. № 403). С данным заболеванием Тараканова М.В. стоит на диспансерном учете в ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №11» с февраля 2023 года. 02.12.2023 Тараканова М.В. включена в Федеральный регистр льготополучателей, его регионального сегмента. В связи с непрерывно-рецидивирующим течением заболевания, отсутствием эффекта от проводимой ранее терапии, показана терапия агонистом рецептора тромбопоэтина, препаратом «Револейд» (международное непатентованное наименование — Элтромбопаг). Указанная терапия назначена по жизненным показаниям для постоянного длительного применения. Длительность терапии не менее двух лет. Клиникой профпаталогии и гематологии СГМУ им. В.И. Разумовского выдано заключение, подтверждающее необходимость приема препарата «Револейд». Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 19.04.2023 года N 69, утвержденной приказом ФГБУ «РДКБ» от 02.03.2023 года N 73, смена назначенной терапии не рекомендована. Мать Таракановой М.В. — Тараканова Т.С. обращалась в Министерство здравоохранения Саратовской области по вопросу закупки вышеуказанного лекарственного препарата, однако данный вопрос разрешен не был. Согласно представленной информации Министерства здравоохранения Саратовской области от 18.07.2023 № 09-01-35-Т/4611 препарат «Револейд» не может быть закуплен за счет средств областного и федерального бюджетов, поскольку отсутствует в Перечне лекарственных препаратов, указанных в приложении к Постановлению Правительства Саратовской области от 29.12.2023 № 742-П. Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что, учитывая наличие в настоящем деле совокупности таких обстоятельств, как ребенок-инвалид до 18 лет, страдает редким (орфанным) заболеванием, включенным в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года N 403, решением врачебной комиссии по жизненным показаниям признан нуждающимся в приеме лекарственного средства Элтромбопаг («Револейд») без возможности его отмены и/или замены, факт отсутствия данного препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2023, 2023 гг. не является основанием для отказа в признании за Таракановой М.В. права на бесплатное обеспечение данным лекарственным препаратом. Доводы о дефиците бюджета Саратовской области, в том числе и финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение граждан, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан. Кроме того, выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения. Отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению несовершеннолетней Таракановой М.В. необходимыми для ее жизнедеятельности лекарствами. Суд счел возможным обратить решение суда к немедленному исполнению и удовлетворить иск о признании бездействий органами исполнительной власти субъекта РФ незаконными и возложении обязанностей по обеспечению ребенка-инвалида жизненно необходимым лекарственным препаратом.
В судебном решении №2-1599/2023 от 26.12.2023 Фрунзенский районный суд г. Саратова (Саратовская область) суд также отмечает, что при наличии совокупности обстоятельств таких как: ребенок-инвалид (Ефремова М.А.), страдающая редким (орфанным) заболеванием из Перечня тяжелых заболеваний, нуждающаяся в жизненно необходимом лекарственном препарате, подтвержденным протоколом врачебной комиссии медицинской организации, должен быть обеспечен лекарственным препаратом в рекомендованной дозировке за счет средств бюджета Саратовской области, не смотря на то, что он не входит в перечень ЖНВЛП. А данная обязанность возлагается на Министерство здравоохранения Саратовской области.
Аналогичное решение № 2-243/2023 от 07.02.2023 Фрунзенским районным судом г. Саратова (Саратовская область) в отношении гражданина Шуршалова А.В., имеющего редкое врожденное заболевание — Дефект в системе комплимента (наследственный ангионевротический отек), включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». В данном случае суд устанавливает за истцом право льготополучателя и обязанность Министерства здравоохранения Саратовской области обеспечивать Шуршалова А.В. лекарственными препаратами постоянно (пожизненно).
В судебном решении № 2-2926/2023 от 31.07.2023 Советский районный суд г. Брянска (Брянская область) суд также встает на сторону истца по делу в отношении обеспечения инвалида, страдающего онкологическим заболеванием, жизненно необходимыми лекарственными препаратами («Вемурафениб, Кобиметиниб, Дабрафениб, Траметиниб»). Суд отмечает, что больным с онкологическими заболеваниями предусмотрен бесплатный отпуск всех необходимых для их лечения лекарственных средств за счет средств бюджета субъектов РФ. Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выделяемых в рамках ТПГГ в части медицинской помощи, не включенной в ТП ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в ТП ОМС. Суд удовлетворяет исковые требования гражданина С об обеспечении лекарственными препаратами и обязует Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить за счет средств бюджета субъекта бесплатное предоставление С. лекарственных препаратов «Вемурафениб», «Кобиметиниб», «Дабрафениб», «Траметиниб» в соответствии с медицинским показаниями.
В решении №2-1744/2023 от 05.12.2023 Саровский городской суд (Нижегородская область) отмечает, что решением Саровского городского суда от 07.11.2023 г. на Министерство здравоохранения Нижегородской области была возложена обязанность обеспечить Таценко О.Г. бесплатно по жизненным показаниям с сентября 2023 года лекарственным препаратом. Однако исполнитель не предпринял мер по лекарственному обеспечению, в результате чего истец, нуждаясь в лекарствах по жизненным показаниям, за счет личных средств понесла расходы на их приобретение, в подтверждении чего суду были представлены кассовые и товарные чеки. ФГБУЗ «КБ-50» и Министерство финансов Нижегородской области были признаны судом ненадлежащими ответчиками по делу. Требование о взыскании причиненных убытков было удовлетворено в полном объеме.
В решении №2-3030/2023 от 03.10.2023 Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) также содержится указание на недопустимость отказа гражданам (Ершов М.И., инвалид 2 группы) льготной категории граждан в лекарственном обеспечении, вне зависимости от перечня ЖНВЛП. Возражения ответчика о том, что лекарственные препараты «розувастатин», «молсидомин» отсутствуют в перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание Ершову М.И. медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать его право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственного препарата, необходимого для поддержания жизнедеятельности. Не предоставление Ершову М.И. лекарственного препарата в рекомендованной дозировке влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии не допустимо. Суд отметил, что Ершов М.И. препаратами «розувастатин», «молсидомин» своевременно не был обеспечен, в результате чего был вынужден приобрести их за свой счет, что подтверждается платежными документами. Исковые требования в части возмещения понесенных затрат и возложение обязанности по лекарственному обеспечению истца на Министерство здравоохранения Алтайского края были полностью удовлетворены.
В судебном решении № 2-1364/2023 от 14.08.2023 Самарский районный суд г. Самары (Самарская область) выносится аналогичное решение — инвалид (хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия) должен быть обеспечен лекарственными препаратами в рекомендованной дозировке за счет средств бюджета Самарской области несмотря на то, что данный препарат не входит в перечень ЖНВЛП и стандарт лечения заболевания. Данная обязанность возложена решением суда на Министерство здравоохранения Самарской области.
В решении № 2-11962/2023 от 09.11.2023 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область) подчеркивается, что обеспечение детей — инвалидов необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата (Аммонапс, Амбутират) в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи и перечне ЖНВЛП. Отказ в обеспечении указанными препаратами признан незаконным, а обязанность возложена решением суда на Министерство здравоохранения Челябинской области.
В судебном решении №М-3768/2012 от 18.02.2013 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область) также принимает сторону истца о незаконном отказе в льготном лекарственном обеспечении и возложении обязанности обеспечения бесплатными лекарственными препаратами (Экулизумаб) на Министерство здравоохранения Тверской области, несмотря на то что данный лекарственный препарат не входит в перечень ЖНВЛП.
Однако также встречаются и противоположные решения В этом случае подвергает сомнению право истца в получении лекарственной льготы, когда пациент не относится к льготной категории граждан или лекарственный препарат не является для него жизненно необходимым или назначение лекарства не проводится врачебной комиссией медицинской организации.
В судебном решении № 2-12083/2023 от 18.02.2023 Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) рассматривается иск о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей по обеспечению инвалида (по заболеванию Макроаденома) жизненно необходимым лекарственным препаратом («Каберголин»). Лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям для постоянного длительного применения, подтвержден протоколом врачебной комиссии. До 2023 г данный препарат входил в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, и выдавался бесплатно. Однако с 2023г был исключен. Также он не входит в перечень ЖНВЛП. Министерством здравоохранения Челябинской области в обеспечении необходимым лекарственным препаратом было отказано. В данном случае суд принимает сторону ответчика, признав исковые требования необоснованными и не найдя правовых оснований для их удовлетворения.
В аппеляционном определении №33-538/2023 от 11.03.2023 Липецкого областного суда (Липецкая область) суд приходит к решению в удовлетворении иска отказать ввиду того, что отсутствие лекарственного препарата в Перечне не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Однако доказательств, свидетельствующих о необходимости лечения истца лекарственными препаратами по жизненным показаниям, суду не представлено. Объективных доказательств необходимости лечения Ващеева Д.С. исключительно указанными лекарственными препаратами, отсутствие возможности изменения схемы его лечения медицинские документы не содержат.
В судебном решении № 2-3618/2013 от 12.02.2014 Ленинского районного суда г. Нижний Новгород (Нижегородская область) ввиду отсутствия лекарственного препарата (агалсидаза- альфа) в перечне ЖНВЛП, стандартах лечения, а также решении врачебной комиссии суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности организации бесплатного обеспечения данным лекарственным препаратом.
В данных случаях суд отказывал в удовлетворении требований ввиду отсутствия доказательств необходимости лечения или отсутствия подтверждения врачебной комиссии медицинской организации.
Наряду с отсутствием лекарственного препарата в перечне ЖНВЛП, в практике судебных дел встречаются случаи, когда лекарственный препарат, назначенный пациенту, не входит в стандарт лечения данного заболевания. В этом случае суд исходит из интересов пациента, в реализации его права на доступное лечение. Тем более в случаях потребности льготных категорий граждан в дорогостоящем лечении.
В соответствии ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Таким образом, при наличии медицинских показаний критерий соответствия лекарственного препарата стандарту лечения заболевания является не обязательным. Данная точка зрения подтверждается следующими судебными решениями.
В решении № 2-9018/2023 от 14.12.2023, Кировский районный суд г. Саратова (Саратовская область) подчеркивает, что отсутствие назначенных лекарственных средств в стандарте оказания медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14 ноября 2007 г. № 704 также не является основанием для отказа в льготном лекарственном обеспечении, поскольку ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
В решении №2-1744/2023от 05.12.2023 Саровского городского суда (Нижегородская область) подчеркивается, что инвалид должен быть обеспечен лекарственными препаратами в рекомендованной дозировке за счет средств бюджета Нижегородской области, несмотря на то, что данный препарат не входит в перечень ЖНВЛП и стандарт лечения заболевания. Данная обязанность возложена решением суда на Министерство здравоохранения Нижегородской области.
В решении №2-3030/2023 от 03.10.2023 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край) также признается отказ в лекарственном обеспечении незаконным. Инвалид должен быть обеспечен лекарственными препаратами в рекомендованной дозировке за счет средств бюджета Алтайского края, в постоянном режиме в связи с непереносимостью других жизненно важных препаратов несмотря на то, что данный препарат не входит в перечень ЖНВЛП и стандарт лечения заболевания. Данная обязанность возложена решением суда на Министерство здравоохранения Алтайского края.
В судебном решении № 2-1364/2023 от 14.08.2023 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область) также отказ в обеспечении инвалида жизненно необходимым лекарственным препаратом (Адемпас) признается необоснованным. Судом возлагается обязанность на Министерство здравоохранения Самарской области в обеспечении лекарственными препаратами в рекомендованной дозировке за счет средств бюджета Самарской области несмотря на то, что данный препарат не входит в перечень ЖНВЛП и стандарт лечения заболевания.
Однако в наиболее ранний период данный критерий все же признавался обязательным и его отсутствие расценивалось как довод в пользу отказа в удовлетворении требования: Например в судебном решении № 2-3618/2013 от 12.02.2014 Ленинского районного суда г. Нижний Новгород (Нижегородская область) ввиду отсутствия данного препарата в перечне ЖНВЛП, стандартах лечения, а также врачебной комиссии, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности организации бесплатного обеспечения данным лекарственным препаратом.
Помимо судебной практики в отношении льготного обеспечения лекарствами, не входящих в перечень ЖНВЛП и стандарты лечения заболевания, обращает на себя опыт судов в отношении обеспечения лекарствами, не зарегистрированными на территории РФ.
Из положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Постановление Правительства РФ, следует, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных заболеваний), приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29.09.2010 № 771 определен перечень юридических лиц, которые имеют право ввоза на территорию РФ незарегистрированных лекарственных препаратов, в том числе для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, при наличии разрешения Министерства здравоохранения РФ. В данный перечень юридических лиц внесены организации оптовой торговли лекарственными средствами.
В соответствии со статьями 47 и 48 ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 № 771 (ред. от 04.09.2012) «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию РФ») Допускается ввоз в РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов , проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ст. 48 указанного Закона лекарственные средства в РФ могут ввозить медицинские организации, иные указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на ввоз конкретной партии лекарственного препарата , выданного в установленном порядке в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с п.п. «д» п. 2 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ 29.09.2010 Г. №771, ввозить лекарственные препараты на территорию РФ могут медицинские организации для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения РФ.
В соответствии с Законом о обращении ЛС взаимозаменяемости проверяются в ходе государственной регистрации лекарственного препарата, а сведения о взаимозаменяемости включаются в государственный реестр лекарственных средств. То есть этими вопросами занимается Минзрав России (через своих экспертов).
Как указано в ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ввоз лекарственных средств в РФ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательством РФ о таможенном деле.
Таким образом, суд в случае отсутствия альтернативы и потребности в лекарственном препарате по жизненным показаниям чаще всего принимает решение в пользу истца (пациента или его представителя). Доводы о том, что данные препараты не включены в перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, судом не принимаются во внимание поскольку в вышеприведенных нормативных актах не содержится запрета на предоставление лекарственных препаратов, не предусмотренных Перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания.
Данная позиция прослеживается в решениях:
В судебном решении № а-3428/2023 от 28.11.2023 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика) суд встает на сторону малолетнего Караева И.К. и принимает решение о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения КЧР, выразившееся в неприятии мер по обеспечению лекарственными препаратами «Цистагон» и «Цистадропс» по жизненным показаниям и обязании Министерства здравоохранения КЧР организовать бесплатное обеспечение пациента лекарственными препаратами «Цистагон» и «Цистадропс» в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
В решении № 2-4536/2023 от 09.11.2023 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская республика) аналогичная ситуация. Суд также принимает сторону несовершеннолетней Шамаховой Х.Р. И выносит решение о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей по обеспечению ребенка-инвалида (редкое орфанное заболевание) жизненно необходимым лекарственным препаратом («Цистагон», «Цистадропс»), не смотря на то что он не зарегистрирован на территории РФ. Лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям для постоянного длительного применения, подтвержден протоколом врачебной комиссии. Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики вменяется в обязанность обеспечение Шамаховой Х.Р. необходимым лекарственным препаратом пожизненно.
В судебном решении № 2-2942/2023 от 31.10.2023 Ленинского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область) суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Обязательства по обеспечению детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами, в том числе и незарегистрированными на территории РФ при наличии решения консилиума федеральной специализированной медицинской организации, возложена на органы исполнительной власти субъектов, является расходным обязательством субъектов РФ. Иск о признании бездействий незаконными и вменении в обязанность лекарственное обеспечение истца был удовлетворен в полном объеме.
В решении № 2-3932/2023 от 01.08.2023 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край), касающимся иска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Хабаровского края в обеспечении лекарственными препаратами («Диазоксид», «Прогликем»), назначенными по жизненным показаниям для постоянного длительного применения, подтвержденными протоколом врачебной комиссии. Исковое заявление было удовлетворено.
Аналогичное решение № 2-2301/2023 от 18.07.2023 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Кировской области в обеспечении лекарственными препаратами («Сабрил»). При этом, как и в предыдущих случаях, лекарственный препарат был назначен по жизненным показаниям для постоянного длительного применения, в связи с абсолютной резистентностью (невосприимчивостью) ребенка ко всем получаемым АЭП (антиэпилептическим препаратам ), тяжестью течения заболевания, наличия частых приступов, а также был подтвержден протоколом врачебной комиссии. Исковое заявление было удовлетворено.
Однако есть пример противоположной позиции суда.
В решении суда № 2-2549/2023 от 13.09.2023, Ленинский районный суд г. Пензы (Пензенская область) в удовлетворении требований отказано, ввиду отсутствия разрешения Министерства здравоохранения РФ на ввоз на территорию РФ конкретной партии лекарственного препарата («Фризиум») для данного пациента. В судебное заседание истцами не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не добыто доказательств выдачи Министерством здравоохранения РФ разрешения на ввоз на территорию РФ конкретной партии незарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациенту.
В отсутствие соответствующего разрешения на ввоз на территорию РФ конкретной партии лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи Поповой Е.А., правовые основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению указанными лекарственными средствами, запрещенными на территории РФ, отсутствуют.
Во втором случае в решении суда №2-176/2023 от 03.06.2023 Нововоронежский городской суд (Воронежская область), отрицательное решение аргументировано отсутствием доказательств у истца о необходимости приема лекарственного препарата («Лиотиронин») по жизненным показаниям.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что несмотря на нормативное регулирование льготного лекарственного обеспечения, в регионах РФ остро стоит проблема ограничения в доступности лекарств. Решения судов по данным вопросам чаще всего принимаются в пользу истцов, тем самым защищая права граждан на охрану здоровья и получение социальных гарантий от государства. При этом суд руководствуется двумя критериями:
1. Наличие у пациента права на лекарственную льготу.
2. Жизненно необходимая потребность пациента именно в данном лекарственном препарате.
При наличии двух критериев суд исходит из интересов пациента и его права на социальную защиту и гарантию государства в льготном лекарственном обеспечении. При этом мнение суда заключается в том, что законодательством предусмотрены перечни лекарственных препаратов для лечения наиболее распространенных заболеваний. Однако течение заболевания может у пациента проходить индивидуально и требовать дополнительного лекарственного обеспечения. При этом отказ в помощи будет нарушать его права на охрану здоровья и социальную справедливость.
Однако детальное рассмотрение судом оснований и доказательств наличия у истца права на льготную привилегию не всегда подтверждает обоснованность заявленных требований. Одновременно, прослеживая динамику судебных решений, отмечается единообразие позиций суда в решении данных проблем с течением времени.
Таким образом, обозначенные проблемы льготного лекарственного обеспечения дают возможность законодательно доработать нормативные акты, регламентирующие данные вопросы.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в алтайском крае в 2023 году

Лекарственное обеспечение в вопросах и ответах

— лекарственное обеспечение граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» за счет средств бюджета Астраханской области.

Рецепты на препараты при оказании первичной медико-санитарной помощи выписываются лечащим врачом (фельдшером) исходя из тяжести и характера заболевания по утвержденным стандартам медицинской помощи и перечням лекарственных препаратов, включенных в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на текущий год. Если в перечне нет того препарата, который необходим пациенту по медицинским показаниям, его закупка и обеспечение проводится согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

— граждане, страдающие онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой, ревматизмом и ревматоидным артритом, системной (острой) красной волчанкой, болезнью Бехтерева, шизофренией и эпилепсией, сахарным и несахарным диабетами, детскими церебральными параличами, глаукомой, катарактой, туберкулезом, болезнью Паркинсона, гепатоцеребральной дистрофией и фенилкетонурией, муковисцидозом (больные дети), СПИДом, ВИЧ-инфекцией, гематологическими заболеваниями, гемобластозами, цитопенией, наследственными гемопатиями, инфарктом миокарда (первые шесть месяцев), психическими заболеваниями и прочими заболеваниями, такими как острая перемежающаяся порфирия, системные хронические тяжелые заболевания кожи, состояние после операции по протезированию клапанов сердца, хронические урологические заболевания, Аддисонова болезнь, тяжелая форма бруцеллеза, мозжечковая атаксия Мари, миопатия, преждевременное половое развитие, миастения, сифилис;

В регионе существует определенный порядок обеспечения граждан, которым при оказании первичной медико-санитарной помощи лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, за счет средств бюджета Астраханской области. Порядок утвержден Постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года N 498-П. Он распространяется на граждан, имеющих право на получение в амбулаторных условиях лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей бесплатно в соответствии с классификатором групп населения и категорий заболеваний.

Читайте также:  Прогноз цен на недвижимость в 2023

Проблемы со здоровьем у нас часто ассоциируются с большими денежными тратами. Но далеко не все знают, что существуют определенные категории граждан, которых государство обеспечивает бесплатными препаратами. В данной статье мы рассмотрим особенности программы льготного лекарственного обеспечения в Астраханской области, перечень лекарственных препаратов, попадающих под действие программы, а также порядок и условия их получения.

Врачебная комиссия и бесплатные лекарства: судебная практика

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Департамент здравоохранения обратился в областной суд с обжалованием. Как заявили чиновники, согласно требованиям Федерального закона, а именно в ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ, врачебная комиссия может обходить Стандарт медицинской помощи. Но само решение врачебной комиссии должно быть правильно составлено, где также необходимо оформлять протокол решения. Поэтому пациенту и было отказано, так как документы были оформлены не должным образом.

Читайте также:  Вопросы охранника 4 разряда 2023 с ответами

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства. По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2023 г. № 57-КГ18-13).

Льготное лекарственное обеспечение

По первичному иммунодефициту с нарушением гуморального звена Российской ассоциацией аллергологов и клинических иммунологов разработаны и утверждены Федеральные клинические рекомендации. В них не содержится конкретных рекомендаций для планового амбулаторного обследования. К вторичной профилактике относится плановая заместительная терапия и профилактика инфекционных заболеваний. Диспансеризация не предусмотрена.

Если, например, вы региональный льготник, то оплачивать закупку препаратов для всей группы льготников, к которым вы принадлежите, будет соответствующий бюджет субъекта федерации. А мы знаем, что далеко не все регионы хорошо справляются со своими финансовыми обязательствами. Или другой пример, вы федеральный льготник, и на уровне Минздрава РФ проходят некие бюрократические процедуры, не позволяющие провести конкурс по закупке препаратов, либо стоимость необходимого вам препарата превышает финансовые нормативы затрат для закупки в рамках набора социальных услуг (около 800 рублей в месяц на инвалида). И в первом и во втором примерах, обеспечение будет, скорее всего, задержано.

Требование сдачи регулярных анализов не соответствует Федеральным клиническим рекомендациям, Приказу Минздрава № 1175н, 323-ФЗ в части приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи. Данная практика также ведет к избыточной трате средств ТФОМС.

  1. полис ОМС;
  2. форма о регистрации по месту жительства;
  3. оригинал заключения специалиста либо оригинал больничной выписки (копии снимут при вас для дела);
  4. копия извещения Росздравнадзора о фиксации нежелательного явления или неэффективности препарата (при наличии);
  5. справка МСЭ (при наличии).

Стандарты медицинской помощи для больных первичными иммунодефицитами и наследственным ангионевротическим отеком не разработаны, поэтому выписка рецепта будет происходить по медицинским показаниям согласно Федеральным клиническим рекомендациям Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов.

Федеральные средства на обеспечение амбулаторных пациентов с COVID-19 бесплатными лекарственными препаратами доведены до всех регионов

— Все амбулаторные пациенты в России с диагнозом COVID-19 будут обеспечены бесплатными лекарствами. Соглашения оперативно заключены со всеми субъектами Российской Федерации — заявил министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко. – Средства на финансирование лекарственного обеспечения доведены Минздравом России до всех регионов. Они уже приступили к закупкам препаратов.

Речь идёт о препаратах, используемых в схемах лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, предусмотренных 9 версией Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции», утвержденных Минздравом России. Препараты будут предоставляться бесплатно всем пациентам с диагнозом COVID-19, проходящим лечение от коронавирусной инфекции в амбулаторных условиях. Пациентам, лечащимся в стационаре, необходимые препараты выдавались бесплатно и ранее. Для реализации распоряжения Правительства Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2023 году выделены бюджетные ассигнования в размере 5 045 405,3 тыс. рублей.

До конца года бесплатными лекарствами за счёт средств федерального бюджета будут обеспечены не менее 640 500 пациентов без учета города Москвы. Министерством здравоохранения Российской Федерации по итогам будет проведена оценка эффективности предоставления иного межбюджетного трансферта.

Статья бесплатные лекарства

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года № 1650 «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан» утверждены Положение о порядке бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан и Перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах Перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием.

Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды войны, лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах;

лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

50-процентная скидка от стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности, предусмотрена для инвалидов III группы, кроме лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.

Предусмотрена 90-процентная скидка со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения), гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; инвалидам I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Следует отметить тот факт, что изначально в Правительстве не планировали ограничивать медикаментозные средства списком. Предполагалось, что каждое лекарство, выписываемое педиатром для лечения ребенка до 3 лет, станет доступным в аптеке бесплатно. Но на сегодня лекарства ограничены строгим списком, формируемым региональными властями, а входят в него лишь несколько десятков наименований.

Родителям маленьких детей хорошо знакомы цены на лекарства — обычная простуда может обойтись в 2-3 тысячи рублей. При этом уже более 10 лет в стране действует Постановление Правительства № 890 от 30.07.1994, о котором во многих муниципальных поликлиниках и больницах старательно умалчивают.

Подобные заявления редко соответствуют действительности, ведь препараты из списка являются самыми востребованными, поэтому закупаются аптеками в достаточных количествах. Кроме того, закупка льготных лекарств финансируется из средств местного бюджета, и бюджет конкретной поликлиники не имеет никакого отношения к этим затратам.

К сожалению, маленькие дети часто болеют, и без лекарств их родителям не обойтись. Немногим известно, что благодаря Правительству можно значительно снизить нагрузку на бюджет семьи, воспользовавшись льготами на лекарственные препараты. Какая аптечная продукция входит в перечень бесплатных лекарств для детей? Кому положены льготы? Ответим на эти и другие вопросы в статье.

1. Анальгетики — лекарства, предназначенные для снятия болевого синдрома (Парацетамол, Морфин).
2. Антигистаминные препараты — средства против аллергии (Супрастин, Клемастин).
3. Противовоспалительные — средства, останавливающие воспалительные процессы в организме и способствующие снижению температуры (Ибупрофен, Месалазин).
4. Противосудорожные — средства для лечения мышечных судорог и эпилепсии (Фенитоин).
5. Антиинфекционные препараты, или антибиотики — средства подавления бактерий и микробов (Ампициллин, Ванкомицин).
6. Антидепрессанты, нейролептики, антипсихотические и другие медикаменты, предназначенные для лечения нарушений в работе центральной нервной системы (Винпоцетин, Клозапин).
7. Группы препаратов для лечения диабета — сахароснижающие, улучшающие чувствительность к инсулину, гипогликемические средства (Глипизид, Инсулин растворимый).
8. Анксиолитики — препараты для устранения нарушений сна (Золпидем, Диазепам).
9. Средства для лечения грибка (Гидрокортизон).
10. Противовирусные — всем знакомые средства для лечения простуды и насморка, а также вирусов иного происхождения (Анаферон, Виферон, Ацикловир).
11. Средства, нормализующие работу ЖКТ — противодиарейные, адсорбенты и другие вещества, способствующие правильному пищеварению (Бифидобактерии бифидум).

Это неправильное объяснение аптеки. За счет средств краевого и федерального бюджета централизованно закуплены тест-полоски «Сателлит экспресс». Получить тест-полоски согласно выписанного рецепта Вы можете в аптеке по месту жительства. В случае отказа в отпуске тест-полосок вам необходимо обратиться к руководителю аптеки или по телефону «горячей линии» 8-391-222-03-78.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 890 при лечении заболеваний дети до з-х лет имеют право на предоставление лекарственной помощи на льготных условиях. Показания к назначению определяет лечащий врач. К сожалению, профилактический прием витаминов не включен в льготное лекарственное обеспечение.

По состоянию на 19.02.2014 на отсроченном отпуске находится один рецепт на лекарственный препарат «эндоксан». Поставка лекарственного препарата ожидается в конце февраля. Задержка поставки связана с проблемами у производителя, тем не менее, приносим свои извинения за задержку обеспечения.

Лекарственный препарат «серетид» имеет международное непатентованное наименование «салметерол+флутиказон». Это лекарство входит в федеральный перечень лекарственных препаратов и может быть предоставлен по региональной льготе по жизненным показаниям. Обратитесь в поликлинику и, при наличии показаний, врач выпишет Вам льготный рецепт на этот препарат.

Выписывать Трамадол можно на любое количество дней и упаковок, но показания к назначению и длительность применения лекарственных препаратов определяет только лечащий врач. Если Вас не устраивает частота обращения к врачу, то можно обратиться к заведующей поликлиникой для урегулирования этого вопроса.

Обеспечение лекарствами в стационаре

Иногда врачи поликлиник отказываются выписывать льготный рецепт при отсутствии лекарств в аптеке. Такие действия также неправомерны. По действующему законодательству, отсутствие лекарства в льготной аптеке не должно являться причиной отказа в выписке рецепта, наоборот, рецепт необходим, чтобы поставить его на отсроченное обслуживание.

Любой лекарственный препарат имеет два наименования: торговое и международное непатентованное (МНН). Чтобы получить лекарство под торговым наименованием — оригинальный препарат — пациент должен подтвердить индивидуальную непереносимость назначенного ему дженерика под международным наименованием. Для этого можно вызвать врача на дом или скорую помощь.

Начинать жаловаться можно с заведующего поликлиникой(главному врачу лечебного учреждения), врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Следующая инстанция — отдел лекарственного обеспечения департамента здравоохранения региона. Кроме того, контроль за льготным лекарственным обеспечением осуществляет территориальный орган Росздравнадзора. И наконец, на несоблюдение нормативных актов о праве пациента на получение льготных лекарств (а также утвержденных Минздравом РФ стандартов лечения) можно пожаловаться в прокуратуру.

Если оформлена инвалидность, список льготных препаратов автоматически расширяется, а доступ к ним облегчается — инвалид имеет право на льготный рецепт не только по основному, но и по любому имеющемуся у него заболеванию в соответствии со стандартами медицинской помощи, а также по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью. В набор социальных услуг инвалида входит обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами медицинской помощи и по рецепту врача. Чтобы получить льготный рецепт, инвалид предъявляет в поликлинику по месту жительства: паспорт, полис, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку из отделения пенсионного фонда о том, что не получает за этот набор компенсацию в денежном выражении.

Лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП, может быть предоставлено пациенту по жизненным показаниям, в случае замены препарата из-за индивидуальной непереносимости, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания или сопутствующих заболеваний, при лекарственной несовместимости препаратов. Эти факты должны фиксироваться в медицинских документах пациента. Назначаются дополнительные лекарства уже не единолично лечащим врачом, а согласовываются с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, с врачебной комиссией стационара. Не входящие в стандарт лекарства предоставляются по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Амиодарон — таблетки. Амлодипин — таблетки. Атенолол — таблетки. Атенолол + Хлорталидон — таблетки, покрытые оболочкой. Ацетазоламид — таблетки. Валидол — капсулы подъязычные; таблетки подъязычные. Верапамил — таблетки, покрытые оболочкой; таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой. Гидрохлоротиазид — таблетки. Гидрохлоротиазид + Триамтерен — таблетки. Дигоксин — таблетки. Дилтиазем — таблетки, покрытые оболочкой; таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой. Изосорбид динитрат — аэрозоль подъязычный дозированный; таблетки пролонгированного действия; таблетки. Изосорбид мононитрат — капсулы пролонгированного действия; таблетки ретард; таблетки. Индапамид — капсулы; таблетки, покрытые оболочкой; таблетки с модифицированным высвобождением. Инозин — таблетки, покрытые оболочкой. Каптоприл — таблетки. Каптоприл + Гидрохлоротиазид — таблетки. Карведилол — таблетки. Клонидин — таблетки. Корвалол — капли для приема внутрь. Лизиноприл — таблетки. Метопролол — таблетки, покрытые оболочкой; таблетки. Моксонидин — таблетки, покрытые оболочкой. Молсидомин — таблетки ретард; таблетки. Моэксиприл — таблетки, покрытые оболочкой. Мяты перечной масло + Фенобарбитал + Хмеля шишек масло + Этилбромизовалерианат — капли для приема внутрь. Небиволол — таблетки. Нитроглицерин — спрей подъязычный дозированный; таблетки подъязычные; таблетки пролонгированного действия; трансдермальная терапевтическая система. Нифедипин — капсулы; таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой; таблетки рапид-ретард, покрытые оболочкой; таблетки с модифицированным высвобождением; таблетки. Периндоприл — таблетки. Периндоприл + Индапамид — таблетки. Прокаинамид — таблетки. Пропранолол — таблетки. Рамиприл — таблетки. Резерпин + Дигидралазин + Гидрохлоротиазид — таблетки. Резерпин + Дигидралазин + Гидрохлоротиазид + Калия хлорид — таблетки, покрытые оболочкой. Рилменидин — таблетки. Соталол — таблетки. Спираприл — таблетки. Спиронолактон — таблетки. Триметилгидразиния пропионат — капсулы. Фелодипин — таблетки пролонгированного действия, покрытые оболочкой. Фозиноприл — таблетки. Фуросемид — таблетки. Хинаприл — таблетки, покрытые оболочкой. Цилазаприл — таблетки, покрытые оболочкой. Эналаприл — таблетки. Эналаприл + Гидрохлоротиазид — таблетки. Эналаприл + Индапамид — таблетки. Этацизин — таблетки, покрытые оболочкой.

Арбидол — таблетки, покрытые оболочкой; капсулы. Ацикловир — таблетки; мазь для наружного применения; мазь глазная. Интерферон альфа-2а — раствор для интраназального применения. Интерферон альфа-2b — лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения. Интерферон гамма — лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения. Рибавирин — капсулы; таблетки. Римантадин — таблетки.

Статистика прошлых лет показывает, что 20% россиян из всех, кому положены льготные медикаменты, предпочитают получить именно их вместо денежной компенсации. Возможно, отчасти это связано с тем, что остальные 80% не знают, какие лекарства и когда могут быть ими востребованы без оплаты. Далее подробнее поговорим о бесплатных препаратах и возможностях их получения.

Рецепт, выданный педиатром, должен быть составлен на специальном бланке с несколькими штампами: поликлиники и детского врача. Родитель получает две копии рецепта, третья остаётся в карточке ребёнка. Врачу важно показать кроме свидетельства о рождении ребёнка СНИЛС с полисом ОМС и справку из ЖЭКа. Специалист не имеет права отговариваться отсутствием средств на льготные лекарства или требовать подтверждения доходов и прочих бумаг, указывающих на возможность приобрести бесплатные препараты. Если это происходит, не нужно бояться жаловаться. Начать стоит с руководства больницы.

Месалазин — суппозитории ректальные; суспензия ректальная; таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой. Пеницилламин — таблетки. Сульфасалазин — таблетки. Хлорохин — таблетки. Хондроитин сульфат — капсулы; мазь. VI. препараты для лечения аллергических реакций Дифенгидрамин — таблетки. Кетотифен — таблетки; Клемастин — таблетки. Левоцетиризин — таблетки, покрытые оболочкой. Лоратадин — таблетки. Мебгидролин — драже. Хифенадин — таблетки. Хлоропирамин — таблетки. Цетиризин — капли для приема внутрь; таблетки, покрытые оболочкой.

Adblock
detector