Взносы региональному оператору на капит ремонт какой косгу

Взносы региональному оператору на капит ремонт какой косгу

В порядке, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н, рассматриваемые в вопросе расходы прямо не поименованы. В предыдущие годы специалисты Минфина России неоднократно указывали, что уплата взносов на капитальный ремонт должна отражаться по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (письма Минфина России от 30.11.2023 № 02-05-11/70982, от 10.08.2023 № 02-07-07/46003, от 10.07.2023 № 02-05-11/39836). Полагаем, что в текущем году рассматриваемые расходы могут быть отражены аналогично, т.к. их экономическая сущность не изменилась.

Дебет КРБ 1 401 50 225 Кредит КРБ 1 302 25 73Х — начислены расходы будущих периодов на сумму ежемесячного взноса в фонд капитального ремонта (п. 124 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н); Дебет КРБ 1 302 25 83Х Кредит КРБ 1 304 05 225 — перечислены денежные средства в фонд капитального ремонта (п. 111 Инструкции № 162н); Дебет КРБ 1 401 20 225 Кредит КРБ 1 401 50 225 — признаны расходами текущего финансового года на основании отчета о выполнении работ по капитальному ремонту взносы, начисленные на счете 401 50 (п. 124 Инструкции № 162н).

Обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Это прямо предусмотрено п. 48.2.4.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2023 № 85н. Разъяснения даны в письме Минфина России от 19.06.2023 № 02-05-10/53603. Тот факт, что в соответствии со ст. 170 ЖК РФ перечисление взносов в целях формирования фонда капитального ремонта не является закупкой (письмо Минэкономразвития Россииот 04.03.2023 № Д28и-552), не влияет на выбор элемента вида расходов.

Подробные разъяснения о бухгалтерском учете взносов на капитальный ремонт даны в письмах Минфина России от 10.08.2023 № 02-07-07/46003, от 25.01.2023 № 02-05-11/2678. В рамках учетной политики следует установить порядок признания расходов на капитальный ремонт расходами текущего финансового периода на основании отчетов о выполнении работ по ремонту.

Расходы на уплату взносов в фонд капитального ремонта производятся учреждением в отчетном периоде, но относятся к следующим отчетным периодам. Поэтому в целях ведения учета они отражаются в составе расходов будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000. Порядок учета таких расходов устанавливается учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции, работ, услуг и др.) (п. 302 Инструкции № 157н).

В части применения кодов КОСГУ в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям N 65н) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
В соответствии с Указаниями N 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов. Под содержанием нефинансовых активов подразумеваются комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта.
При этом в подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ прямо указаны расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества.
Указаниями N 65н предусмотрена увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (Приложение 5 к Указаниям N 65н) (п. 5.1 этих же Указаний).
Применение подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ возможно в увязке с кодом вида расходов 243, но не предусмотрено в увязке с кодом вида расходов 853 «Уплата иных платежей».
При осуществлении расходов, предусмотренных для кода вида расходов 853, у получателя бюджетных средств не возникает встречного обязательства по передаче организации госсектора имущества или по выполнению в интересах организации госсектора работ, оказанию услуг. Такие расходы прямо поименованы в статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ, увязка с которой кода вида расходов 853 включена в Приложение 5 к Указаниям N 65н.

По общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. 169 ЖК РФ). Такие взносы в том числе образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (ч. 2 ст. 170 ЖК РФ):
— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
— перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Под региональным оператором понимается специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в пп. 5.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н).
Перечень и порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определен положениями Раздела V Указаний N 65н.
Обращаем внимание, что Указаниями N 65н прямо не предусмотрено применение конкретного кода вида расходов и кода КОСГУ при уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования.
В пп. 5.2 раздела III Указаний N 65н содержится код вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»*(1).
Данный вид расходов должен применяться прежде всего в том случае, если организация, с которой заключен соответствующий договор (контракт), принимает на себя обязательства:
1) выполнить определенные работы (по капитальному ремонту и (или) реставрации);
2) передать государственному (муниципальному) заказчику результаты выполненных работ на основании двусторонних документов (Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и т.д.).
Кроме того, по виду расходов 243 подлежат оплате товары, работы и услуги, которые предназначены для осуществления организацией госсектора работ по капитальному ремонту и (или) реставрации (подрядным или хозяйственным способом).
При этом надо иметь в виду, что с учетом специфики, определенной нормами законодательства, в том числе ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, можно рассматривать как расходы на капитальный ремонт, работы по которым будут выполнены в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
В то же время необходимо принимать во внимание, что согласно Указаниям N 65н по группе видов расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ специальным образом не регулирует вопрос заключения указанных в вопросе договоров заказчиком, являющимся владельцем помещений в многоквартирном доме, не исключает описанные в вопросе отношения из сферы своего регулирования (ч. 2 ст. 1 этого Закона) и позволяет размещать у единственного поставщика заказ только на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Отсюда возникает вопрос о соотношении норм ЖК РФ и Закона N 44-ФЗ. С одной стороны, собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны заключать договоры, указанные в ст. 181 ЖК РФ, по результатам торгов, а с другой стороны, при наличии принятого в установленном порядке решения о способе формирования фонда капитального ремонта заключение с региональным оператором соответствующего договора будет являться обязательным, в том числе и для уполномоченного органа, осуществляющего права собственника соответствующего публично-правового образования.
Не исключено, что отношения, связанные с заключением указанных в вопросе договоров, изначально не рассматриваются законодателем как связанные с необходимостью соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Действительно, в описанной ситуации обязанность заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта возникает у организации госсектора в силу норм специального закона — ЖК РФ. Указанная обязанность возникает перед определенным лицом — региональным оператором и по существу независимо от воли организации госсектора: соответствующее решение не только принимается не этой организацией, но и не может быть исполнено с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Это очевидным образом не укладывается в тот механизм, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ для процедуры осуществления закупки.
Таким образом, в связи с неурегулированностью порядка заключения соглашения об уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования, и в случае, если подобное соглашение будет заключаться без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках, то применение группы видов расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» будет не в полной мере соответствовать требованиям Указаний N 65н.
В этом случае возможно применение кода из подгруппы вида расходов 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей», а именно кода вида расходов 853 «Уплата иных платежей». Указаниями N 65н предусмотрено, что по данному элементу отражаются расходы, в том числе платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации) и другие аналогичные расходы.

Читайте также:  Где в оренбурге бесплатно ставят световую пломбу

С учетом изложенного полагаем, что при уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в собственности муниципального образования, следует рассматривать применение таких вариантов:
— код вида расходов 243 и код КОСГУ 225, если рассматривать осуществляемые расходы как расходы на предстоящий капитальный ремонт с учетом того, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязана организовать проведение подобного ремонта;
— код вида расходов 853 и код КОСГУ 290, если соглашение заключено без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством о закупках (Законом N 44-ФЗ).
Приведенные выше положения Указаний N 65н при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации как одного, так и другого варианта.
При этом любое частное неофициальное разъяснение, пусть даже данное специалистами уполномоченных органов (вплоть до специалистов Минфина России), не даст должностным лицам Вашей организации «иммунитета» от претензий со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения кодов вида расходов и КОСГУ (нецелевого использования бюджетных средств).
В этой связи напомним, что оснований для применения административной ответственности не возникнет (или же решение о привлечении к административной ответственности легко может быть обжаловано в суде), если достаточно аргументированно показать, что расходы могли быть равным образом отнесены на несколько кодов КОСГУ (смотрите, в частности, п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Несмотря на то, что текущий ремонт учитывается также по подстатье 225 КОСГУ, вид затрат по КВР будет другим – 244 «Прочие закупки товаров, работ, услуг». Т.е. этим кодам будет соответствовать комплекс ремонтных работ помещений, оконных и дверных проемов, крыши, различных систем здания, если в договоре будет указано, что работы относятся к текущему содержанию, а в спецификации к договору обоснован их характер.

Осуществляемые в процессе деятельности госучреждений ремонты разделяют на текущий и капитальный. К текущему причисляют работы по поддержанию объектов основных средств в надлежащем виде (устранение небольших неполадок или профилактические работы, направленные на защиту активов от преждевременного изнашивания), к капитальному – работы по полному восстановлению первоначальных качеств объектов ОС, включая замену старых деталей.

Как правило, стоимость как текущих, так и капитальных ремонтных работ фиксируется на подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Но следует помнить: если в результате работ по капремонту изменилась стоимость объекта либо возведено новое ОС, то затраты по подобным изменениям учитывают на подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капвложений», которая генерирует расходы, впоследствии формирующие или увеличивающие стоимость ОС.

Осуществление ремонтных работ сопряжено с закупом ТМЦ и запчастей. Подстатья 225 КОСГУ используется, если ремонт проводится силами и из материалов исполнителя. Если же договором предусмотрено выполнение ремонта из материала заказчика, то их покупка отразится по подстатьям увеличения стоимости материалов – 344, 346, 347 по видам материальных запасов. Коды затрат по КВР при этом будут теми же – 243 (капремонт) и 244 (текущий ремонт).

Таким образом, капитальный ремонт КОСГУ отражают на подстатье 225. Сопоставимым видом затрат является КВР 243 «Закупка товаров, услуг, работ в целях капремонта государственного и муниципального имущества». Указанными шифрами идентифицируют расходы по капремонту имущества или его реставрации, т.е. выполнение определенных работ, связанных с капремонтом или реставрацией, а также передача госзаказчику результатов этих работ. По КВР 243 в рамках капремонта (КОСГУ 225) могут быть отнесены работы по ремонту здания и помещений в нем, кровли, оконных блоков, коммуникационных систем, благоустройства и т.п.

Помимо НИОКР в вид расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» дополнительно включили расходы по технологическим работам. Это связано с тем, что с 2023 года действует стандарт на нематериальные активы. Минфин в этом стандарте разделил понятия научно-исследовательских работ, а также опытно-конструкторских и технологических работ. Для этого бюджетную классификацию и бухгалтерский учет привели в соответствие под новые формулировки стандарта.

  • на проведение архитектурно-археологических обмеров;
  • на разработку генпланов, совмещенных с проектом планировки территории;
  • на работы по типовому проектированию;
  • на разработку схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировку территорий;
  • на разработку техусловий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности

Для федерального уровня этот код является обязательным. Для региональных и муниципальных бюджетов это факультативный КВР: его нужно применять, если соответствующий финансовый орган примет решение о необходимости его использования. Напомню: этот код применяют государственные или муниципальные органы власти и казенные организации. Бюджетные и автономные учреждения этот код в своей финансово-хозяйственной деятельности не применяют.

Что касается горячего водоснабжения, здесь возникают проблемы, потому что многие имеют опыт заключения договора с ресурсоснабжающей компанией таким образом, что одновременно эта компания предоставляет горячую воду (горячее водоснабжение) и тепло. И это может быть в рамках одного и того же договора.

В Контур.Школе прошел вебинар «КВР и КОСГУ в 2023 году: изменения и примеры». Лектор Мария Беляева, э ксперт по учету в бюджетной сфере, практикующий бухгалтер, аудитор, сертифицированный специалист ИПБР. В вебинаре лектор подробно рассмотрела не только все изменения в кодах с этого года, но и много спорных ситуаций, когда КОСГУ и КВР выбрать не так просто. Посмотрите отрывок из этого вебинара:

Вопросы применения бюджетной классификации: 225 КОСГУ

Данная формулировка сохранилась и в Указаниях № 180н: ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно­сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак­теристик. Рассмотрим, как данное определение действует на практике.

В описанной ситуации работник органа казначейства подошел формально к вопро­су выбора кода КОСГУ Действительно, если рассматривать сам состав выполняемых работ, то, как правило, такие работы выполняются для восстановления характеристик автомобиля. Конечно, из предоставленных в орган казначейства документов не было видно, что автомобиль новый. Но бухгалтер дал устные разъяснения, которые работник органа казначейства не принял во внимание.

  • приобретение государственным (муниципальным) учреждением матери­альных запасов для целей проведения ремонта, произведенное в рамках отдельных договоров (340 КОСГУ);
  • оплата услуг по поддержанию (восстановлению) работоспособности компьютерных программ (226 КОСГУ);
  • пусконаладочные работы «вхолостую» (работы капитального характера,
  • 226 КОСГУ));
  • разработка проектной документации для проведения ремонта (226 КОСГУ).

Пример 10

Если ремонт (замена) выполняются подрядчиками в рамках договоров, заключенных государственными (муниципальными) учреждениями в це­лях восстановления эксплуатационных показателей зданий, сооружений, то оплачивать такие работы следует по коду 225 КОСГУ. Даже если под­рядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов.

В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си­стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред­писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра­жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.

Читайте также:  Доплата за высшую категорию педагогу челчбинск

Фонд капремонта дома: что лучше спецсчет или региональный оператор

Собственники могут принять решение увеличить размер взноса и, таким образом, расширить перечень работ, который можно провести по капитальному ремонту, в том числе, повышая энергоэффективность дома и, таким образом, снижая свои расходы на коммунальные ресурсы.

При рациональном подходе и ответственном отношении всех жильцов формирование фонда на специальных счетах дает заметный результат даже в течение небольшого срока. Есть примеры, когда жильцы менее чем за год собирают нужную сумму и проводят капремонт в своем доме. Даже если граждане занимаются формированием фонда самостоятельно, они всегда могут обратиться за консультационной поддержкой к регоператору.

Средства, которые уплачивают собственники регоператору, идут исключительно на проведение капремонтов. Даже содержание регоператора осуществляется за счет средств бюджетов субъектов — ни одна копейка из платежей граждан не будет потрачена ни на что, кроме ремонта.

Что касается спецсчета, его главное преимущество — это возможность самостоятельно управлять содержанием своего дома. Собственники сами решают, как копить и тратить деньги какие работы производить и в какие сроки. На специальном счете собираются средства собственников одного конкретного дома. Собственники самостоятельно распоряжаются этими средствами — они вправе принять решение о проведении ремонта в более ранние сроки, конечно, при условии, что средств на специальном счете достаточно для финансирования работ или выбраны другие способы финансирования.

Собственники квартир в каждом доме самостоятельно принимают решение — как копить деньги на капитальный ремонт. Но, если жильцы не хотят участвовать в управлении собственным домом, государство берет организационную часть на себя. Деньги будут перечисляться на счет регионального оператора, который отвечает за ремонт домов в регионе.

Каждый квартал региональным оператором формируется отчетность, содержащая данные, которые указаны в части 2 статьи 183. Этот отчет должен быть размещен на официальном сайте оператора в термины и по форме, установленным федеральной структурой исполнительной власти, которая реализует деятельность, связанную с выработкой и внедрением госполитики и регулированием нормативно-правового характера в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Региональный оператор может переложить реализацию функций по ведению учета фондов капремонта на другое юридическое лицо, которое создано в форме государственной казенной или бюджетной структуры, на основании контракта, который заключен с РО, если подобное предусматривается законодательной базой РФ.

Статья 183 Жилищного кодекса определяет, каким образом осуществляется учет фондов капремонта региональным оператором. В ней зафиксировано, что РО проводит учет взносов на капремонт, поступивших на расчетный счет от владельцев жилья МКД, которые осуществляют формирование фонда капремонта на счете оператора. Подобный учет может проводиться в электронном виде.

Одна из них предполагает ведение учета средств, которые были зачислены на счета РО в качестве взносов, предусмотренных для осуществления капитального ремонта, в отдельности на всех владельцев жилья в МДК, а также обязательным есть соблюдение других требований, которые установлены Жилищным кодексом и другими нормативными актами.

  • о величине взносов на капремонт, которые были начислены и уплачены каждым отдельным владельцем помещений в МДК, наличии задолженностей по уплате таких платежей, а также размере начисленных и оплаченных сумм пени;
  • о сумме финансов, которые оператор направил на проведение капремонта совместной собственности в МКД, включая информацию о полученной рассрочке для внесения оплаты за предусмотренные услуги и работы по капремонту совместной собственности в МКД;
  • о величине задолженности за услуги или работы, которые уже были выполнены или предоставлены по капремонту совместной собственности;
  • о заемных и кредитных средствах, привлеченных оператором для оплаты работ и услуг по капремонту совместной собственности МКД, включая процентную ставку, под которую они были привлечены, а также информацию о возвращении заемных средств.

Минимальный размер взноса устанавливает субъект РФ в нормативном правовом акте. Так, в Перми взнос за 1 кв. м — 9 Р , а в Архангельской области — 7,91 Р . Собственники помещений могут решить, что размер надо увеличить, если, например, они хотят что-то отремонтировать вне общего графика или накопить на крупный ремонт общего имущества быстрее.

Фонд капитального ремонта Московской области разместил информацию о смене организации, которая выставляет счета на оплату, в интернете. Вы пишете, что сами ее видели. Скорее всего, в местных СМИ такая информация тоже была, поэтому говорить о смене втихую нельзя. Оператор вас предупредил, что платежи теперь будут приниматься по-другому. Платежки, сформированные МособлЕИРЦ, законны, и их надо оплачивать.

Взносы поступают в специальный фонд, из которого финансируется капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Кроме фонда он финансируется еще из иных не запрещенных законом источников — например, за счет субсидий, предоставляемых субъектом Российской Федерации.

Объясните, кто решает, как и куда жильцы платят взносы? Могут ли власти Красногорска принудить платить на определенный счет по умолчанию? Должен ли быть договор согласия о перечислениях или это нормально, что вот так тихо сменили агента по взносам? Есть ли какие-нибудь штрафы за несвоевременную оплату? И что можно вообще сделать в этой ситуации? Как правильно поступить?

Я живу в Московской области, в Красногорске. Летом 2023 года мы всем домом выбрали для обслуживания новую УК. В платежках, которые она нам выставляла, кроме услуг ЖКХ были взносы за капремонт дома, которые поступали на отдельный счет. Все было понятно, все были довольны.

Взносы на капремонт: платить или не платить

  • Говорили о том, что это неправомерный налог, который противоречит Конституции; что ремонт дома за счет денег, перечисленных собственниками другого здания – это нецелевое использование.
  • В 2023 году сразу две группы депутатов Госдумы обратились в Конституционный суд, который не отменил сборы, а подтвердил их законность.
  • Кто хочет оспаривать легитимность таких сборов, имеет, конечно, право, отстаивать свою точку зрения, обращаться в суд. А те, кто не пошел в суд и не получил решения о незаконности платежей, наверное, все-таки должен платить.

Для начала нужно отметить, что все собственники жилья имеют право на субсидию. При условии, что их расходы на ЖКУ больше максимально допустимой нормы. Что же касается льготы на капитальный ремонт, то пока на законодательном уровне выделены категории инвалидов и пожилых людей. Речь, правда, не о льготе, а о компенсации взносов на капитальный ремонт.

Льготы на капитальный ремонт для инвалидов обязательны по всей стране, а вот для одиноких граждан от 70 и старше – это лишь рекомендация региональным властям. Тем не менее, в законе прописано, что одиноко проживающий 70-летний пенсионер может получить 50% от суммы уплаченного взноса 80-летний – 100% компенсации.

Это не означает, что инвалиду или его родителям вернется половина от оплаченного сбора. Пятьдесят процентов считаются от начисленной суммы, умноженной на долю инвалида, проживающего в помещении. К примеру, если в квартире прописано шесть человек, то доля инвалида – 1/6.

Состояние домов, между тем, становилось все хуже. В некоторых городах отдельная строка по отчислениям на капитальный ремонт появилась еще в 2005 году: таким муниципальным образованиям было проще переходить на новую систему сборов. А большинство выкраивали деньги из тех сумм, что собирались на ремонт и содержание, хотя эти средства должны были направлять на другие цели.

Полный перечень обязанностей представлен в ст. 182 ЖК РФ. Региональный оператор:

  • готовит и направляет собственникам предложения о сроке начала капремонта, перечне и объёме услуг и работ, указывает, сколько они будут стоить и откуда будут привлекаться деньги,
  • готовит задания на оказание услуг и выполнение работ и проектную документацию,
  • привлекает подрядные организации, заключает с ними от своего имени договоры,
  • проверяет качество и сроки оказания услуг и выполнения работ,
  • принимает услуги и выполненные работы,
  • перечисляет деньги в размере фонда капитального ремонта на спецсчёт или выплачивает собственникам денежные средства, соответствующие их долям в фонде капитального ремонта,
  • собирает взносы на капремонт,
  • ведёт учёт поступивших на счёт средств,
  • выставляет платёжные документы для уплаты взносов,
  • размещает на официальном сайте информацию о правах и обязанностях собственников помещений в МКД,
  • несёт ответственность за качество оказанных услуг и выполненных работ не менее пяти лет с момента подписания акта приёмки.

Относятся они и к деятельности регионального оператора по капремонту. Система должна работать без перерывов, чтобы:

  • операторы выполняли обязательства перед собственниками МКД,
  • в случае утраты средств собственникам выплачивалась компенсация,
  • при прекращении работы регионального оператора собственникам возвращали их деньги.

Региональные операторы обязаны расходовать поступившие деньги только на работы и услуги по проведению капитального ремонта. Однако временно свободные средства они могут размещать в российских банках. Полученный же доход всё равно будет идти на оплату работ и услуг по ремонту (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:

  • сбор взносов на капремонт,
  • открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
  • роль технического заказчика работ по капремонту,
  • финансирование расходов,
  • работа с местными властями.
Читайте также:  11 мая 2023 можно делать ремонтные работы в квартире

В заключение приведём пример из свежей судебной практики, доказывающий, что региональные операторы капремонта могут работать с должниками, и весьма успешно. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2023 N 10АП-10149/2023 по делу N А41-15613/16: региональный оператор подал иск в суд о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт.

В случае принятия собственниками помещений в МКД решения об установлении взноса на капремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых иных услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

В соответствии с требованиями законодательной базы, открыть спецсчет без ТСЖ вполне возможно. Обновленные нормы жилищного законодательства гласят, что открытие отдельного счета на капремонт может проходить под патронажем жилищных кооперативов, управляющих организаций.

Владельцы же квартир, перешедшие на специальный счёт, могут сами решать, какую сумму они будут ежемесячно «откладывать» на капитальный ремонт. Единственное ограничение — она не должна быть ниже, чем размер взноса, установленный региональным правительством. Если же на собрании собственников будет решено сделать этот взнос равным 20, 50 или даже 200 рублям, то почему бы и нет?

Размер взносов рассчитывают исходя из нужд многоэтажки, числа зарегистрированных граждан и площади жилых помещений в постройке. Хороший вариант – переадресовать обязанности по определению размера платежей управляющей организации, которая точно имеет определенный опыт в таких вопросах.

  1. Перевод денег на счет заказчика. Для этого будет достаточно получить реквизиты его счета, и по итогам исполнения ремонта перевести установленную сумму.
  2. Можно переместить денежную массу на другой спецсчет, однако при обязательном условии, что данное решение одобрено всеми жильцами.

Расшифровка и применение КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»

В приказе Минфина РФ от 01.07.2013 №65н указана такая расшифровка, что по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» проходят денежные средства, которые потребовались на осуществление различных работ по капитальному ремонту помещений, предполагающих замену и восстановление основных конструкций, деталей и других элементов.

Согласно законодательству, деньги, которые проходят по КВР 243, предварительно переводятся с местного или федерального бюджета на счет учета вложений в нефинансовые активы. После полного завершения капитального ремонта объекты, пригодные к использованию в определенных целях, вводятся в эксплуатацию. Затем затраты переводятся со счета учета капитальных вложений в средства, которые находятся на счету учета основных денежных средств учреждения. Только после этого их используют для оплаты закупленных материалов и проведенных работ.

Следует отметить, что реставрация или приспосабливание объектов культурного наследия для эксплуатации в нынешнее время не предусматривает реконструкции. Ведь в процессе происходит восстановление и укрепление разрушенных, видоизмененных либо поврежденных элементов, без каких-либо конструктивных изменений. А после завершения ремонта первоначальная стоимость объекта не меняется, поэтому оплата работы относится к категории КВР 243.

В случае, когда реставрация планируется для восстановления объектов культурного наследия, необходимо полагаться на главу VII «Сохранение объекта культурного наследия» Закона №73-ФЗ. Например, по категории расходов могут пройти деньги, выделенные для ремонта памятник, который указан в Реестре объектов культурного наследия, либо приспособления старинного здания к более современным условиям.

Все вопросы касательно отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не входят в компетенцию бухгалтерского отдела организации и окончательно их могут решить только «технические» специалисты. Предоставление подробных разъяснений относится к обязанностям Минстроя РФ, который должен обеспечить нормативно-правовое регулирование в строительства, архитектуры, градостроительства.

Переход на спецсчет, капремонт, пошаговая инструкция, образцы документов

Уточнение: если собственники в рамках общего собрания не утвердили место для вывешивания уведомлений (например, доска объявлений или подъездная дверь), то Жилищный кодекс оставляет им только две надлежащие формы уведомления: лично под подпись, либо заказным письмом.

Собственники могут выбрать не любой приглянувшийся им банк. Законодатель ограничил возможность выбора из более 900 банков, действующих на территории РФ, до примерно 30, установив в качестве обязательного требования минимальный размер собственных средств в 20 млрд рублей.

Шаг 4. Откройте специальный счет в одном из российских банков, указанных в этом перечне Центробанка России. Владельцем счета может быть региональный оператор (Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы), товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания, жилищный, жилищно-строительный или другой специализированный потребительский кооператив.

  • Сведения об организаторе (инициатор/инициативная группа)
  • Форма проведения (очная/заочная)
  • Дата, место, время проведения (в случае очного собрания)
  • Дата окончания приема решений и место передачи (в случае заочного голосования)
  • Повестка дня
  • Порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании + место, где с ними можно ознакомиться

Решение общего собрания собственников вступит в силу через три месяца после того, как вы уведомите Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Неиспользованные средства на капремонт вашего дома фонд перечислит на ваш новый счет в течение пяти рабочих дней по окончании трех месяцев с момента принятия решения. Фонд имеет право не перечислять средства, если есть задолженность, непогашенный кредит или заем по оплате оказанных услуг или выполненных работ по капитальному ремонту.

Как не платить в фонд капитального ремонта на законном основании в 2023 году

  • фасадные работы, связанные с реставрацией и восстановлением (шпаклевка и заделка образовавшихся щелей, покраска, а также утепление);
  • работы по укреплению фундамента здания;
  • кровельные работы (восстановление конструкций, обновление кровельного покрытия с целью недопущения протечек);
  • обслуживание помещений подвалов и коммуникаций, расположенных в них;
  • ремонт лифтов;
  • обслуживание и ремонт систем коммуникаций дома, в том числе работы по замене общедомовых приборов учета энергоносителей, которые проводятся в рамках модернизации.
  • фонд капитального ремонта составляет по всем домам, которые накапливают взносы на его счете, план мероприятий с перспективой на несколько лет и публикует его в свободном доступе;
  • средствами фонда возможно воспользоваться не только планово, но и для проведения срочных ремонтов, независимо от времени года;
  • выполнение плановых ремонтов сопровождается сметами и анализируется их необходимость.

Нужно ли оплачивать квитанции за капитальный ремонт? Требование Жилищного кодекса говорит о том, что взносы оплачиваются в обязательном порядке, поскольку жилой фонд постепенно изнашивается и затраты на его восстановления ложатся на плечи собственников. Поэтому платить их нужно в целях собственного комфорта и безопасности. Но есть ряд условий, когда можно избежать платы за капитальный ремонт.

Денежные средства, аккумулируемые на счете капитального ремонта, имеют определенное назначение и могут быть потрачены только на проведение конкретных работ. Они направляются на улучшение состояния жилого фонда по составленному и утвержденному графику. В перечень работ по статье капитальный ремонт входят:

  • жильцы домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (согласно основаниям п. 10,11 ст. 32 ЖК РФ);
  • при условии, когда решением местной администрации участок земли под домом подлежит изъятию для нужд муниципалитета или государства. Жильцы в этом случае освобождаются от этой статьи расходов на содержание дома на следующий месяц после вынесения решения.
  • исключение из региональной программы капремонта МКД, в которых меньше 5 квартир.

Взносы на капремонт по регионам

С 2013 года жителям РФ приходят новые квитанции об уплате за капремонт в многоэтажках. В 2012 году были внесены поправки и дополнения в ЖК РФ о том, что обеспечение ремонта многоэтажных домов полностью ложится на собственников. За последующие 2 года взносы стали вводить в разных регионах страны.

В 2023 году по статистике деньги по взносу выплачивают в среднем по стране 90% граждан. Но по каждому отдельному региону показатели разные: в Крыму деньги выплачивают 44% собственников, а в Перми — более 100%. Такой результат получился из-за того, что граждане выплачивают не только текущие взносы, но и накопившиеся долги по платежам на капремонт.

В среднем взносы на капремонт по регионам за 1 кв. м составляет 6 руб. Но в Москве на 1 метр устанавливают цену в 15 рублей. В других городах зачастую определяют слишком низкие цены — до 3 руб. Такой подход приводит к тому, что ежегодно накапливают очень маленькую сумму, которой хватает на ремонт только нескольких домов. Поэтому многие здания могут ожидать своей очереди десятилетиями.

Если жители никак не проголосовали за способ оплаты или за первый вариант было больше голосов, то собственники жилья оплачивают квитанции и вносят средства на счет оператора. Если большинство собственников выбрали специальный счет, то жильцам утверждают такой способ внесения платежей. При этом жителям тоже приходят квитанции, они их оплачивают, но деньги пересылают на их специальный счет.

Для накопления средств на капремонт счет открывают в банке. Собственники между собой решают, на какие цели потратить деньги. После выполнения работ банк по распоряжению уполномоченных лиц переводит средства для расчета с бригадой работников и с поставщиками стройматериалов.

Adblock
detector