Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1, если тариф не зависит от спецоценки

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2023 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

До 2023 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2023 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2023 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2023 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2023 г. – п. 3 ст. 428 НК).

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.

Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.

Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано оптимальным или допустимым, то страховые взносы начисляют по дополнительным тарифам, которые предусмотрены частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Это же правило применяется к рабочим местам с особыми условиями труда, которые не были аттестованы.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, после ее завершения составляет отчет о спецоценке. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Таким образом, датой завершения спецоценки следует считать дату утверждения отчета.

Таблица 2. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах из подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2023 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2023 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2023 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.
Читайте также:  Вычет на себя в 2023 году размер и последние изменения

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Как результаты аттестации и спецоценки отражаются на тарифе дополнительного взноса

Чтобы определить размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, учитывайте подкласс условий труда, присвоенный по результатам спецоценки или аттестации, или вид работ, на которых занят сотрудник (если оценка не проводилась). Организации, которые провели аттестацию, по результатам которой установлены вредный или опасный классы условий труда, могут применять новые дополнительные тарифы по взносам в ПФР (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Для подкласса 3.1 (вредный) – это два процента, для подкласса 4 (опасный) – восемь процентов.

По результатам аттестации рабочих мест в организации установлены оптимальные условия труда. Однако офисные рабочие места не проверялись. Должны ли мы ли начислять дополнительные страховые взносы в 2014 году на выплаты тем сотрудникам, которые работают за компьютером?

Нет, не должны. Дополнительные страховые взносы в ПФР начисляются с выплат тем работникам, которые заняты на вредных и тяжелых работах и имеют право на досрочную пенсию. Офисные рабочие места не относятся к опасным. Следовательно, дополнительные страховые взносы по ним начислять не нужно. Тем не менее вы должны оценить условия труда на всех рабочих местах, включая те, на которых сотрудники заняты на компьютерах и эксплуатируют офисную оргтехнику (п. 3 ст. 3 Закона № 426ФЗ).

В 2012 году по итогам аттестации по всем рабочим местам в нашей организации установлены допустимые условия труда. Несмотря на то что ее результаты пока действительны, нам советуют провести спецоценку. Каким образом проведение или непроведение этой процедуры влияет на тариф допвзносов?

Шесть процентов. Действительно, иногда сотрудник выполняет вредную или опасную работу, которая одновременно относится к двум разным классам или подклассам, каждому из которых соответствует своя ставка дополнительного тарифа. Например, в рамках одного трудового договора врач-рентгенолог может работать с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы.

Каков размер дополнительных тарифов страховых взносов? Бухгалтерские консультации в компании Гарант-Виктория

В связи с введением в действие Закона N 426-ФЗ в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), а также в ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) внесены изменения.

Согласно п. 15 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу условий труда в соответствующих графах отражаются выплаты и иные вознаграждения, поименованные в частях 1, 2 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода:

В форму РСВ-1 ПФР в Раздел 2 включен подраздел 2.4 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ» (далее — Подраздел 2.4), который с 2014 г. заполняют страхователи, применяющие дополнительные тарифы, устанавливаемые по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, часть 4 ст. 8, часть 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, часть 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1).

Организация (страхователь) производит выплаты работникам (застрахованным лицам), занятым на видах работ, указанных в Списке N 2. В отношении указанных рабочих мест произведена специальная оценка условий труда и был установлен подкласс 3.1. Одновременно в отношении некоторых профессий действует подкласс 3.2, установленный по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест, а новая специальная оценка условий труда только планируется.

В общем случае сведения в Подраздел 2.4 вносятся в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Читайте также:  Амортизационные группы основных средств 2023 таблица с расшифровкой

В соответствии с пенсионной реформой, все обеспечение теперь делится на страховую и накопительную часть. Если первая часть является обязательной для выполнения, то последняя имеет добровольный характер. То есть формирование происходит за счет желания человека.

Общепринято считать, что размер взносов вычитается из заработной платы сотрудников. В действительности, источником для перечислений становятся средства работодателей, которые вносят взносы за всех работников до вычета с них налога. В результате, платежи на обязательное страхование перечисляются из фонда по оплате труда. Индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы самостоятельно за себя.

Системой обязательного пенсионного страхования РФ предусматривается, что пенсии назначаются не только при достижении общеустановленного возраста. Можно получать дополнительное обеспечение и ранее – при условии, что набирается требуемый стаж на отдельно перечисленных видах работ.

Доп. взнос, согласно действующему закону, обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели. Они начисляют страховые взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Отчисления предусмотрены только для следующих категорий сотрудников:

Следует отметить, что особый расчет взносов доступен не всем льготным специальностям. Так, чтобы определить размер дополнительного взноса, нужна спецоценка условий работы. Она проводится для ознакомления с реальной картиной условий труда, созданных на рабочем месте, и способствует заинтересованности работодателя в их улучшении.

Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений).

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

В случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда), которые осуществляются в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце сумм выплат пропорционально количеству фактически отработанных часов на работах во вредных условиях труда.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В случае если работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пп.1 — 18 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен определенный класс условий труда, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по тарифам, установленным п.3 ст.428 НК РФ.

В судебной практике многие арбитры придерживались мнения, что невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу (Определение ВС РФ от 26.06.2023 N 310-КГ18-7973 по делу N А14-3052/2023, Постановления АС ЗСО от 27.12.2023 N Ф04-5204/2023 по делу N А67-7133/2023, АС ПО от 18.07.2023 N Ф06-35389/2023 по делу N А57-18148/2023 и др.).

Работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п. п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен подкласс условий труда 3.2. Мы начисляем страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 4,0%. Если работник будет работать на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки), нужно ли начислять доп. тариф?

В соответствии с положениями п.3 ст.428 НК РФ дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ), в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

ФНС и Минфин сходятся во мнении, что страхователи обязаны начислять страховые взносы по дополнительному тарифу со всех выплат работников за период работы во вредных условиях, в том числе и в случае работы на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки).

Законодательством также предусмотрен вопрос начисления и выплат дополнительных страховых тарифов в том случае, когда в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест — к примеру, если организация была создана недавно, но рабочие места с вредными и опасными условиями на предприятии присутствуют. В такой ситуации дополнительные страховые тарифы устанавливаются следующими нормативными правовыми актами:

За работу в таких условиях труда сотруднику полагаются компенсации и льготы вплоть до выхода на досрочную пенсию, и в связи с этим очень важно, чтобы работодатель своевременно выплачивал дополнительные страховые взносы, размер которых определяется ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ и п.2.1 ст. 33.2 Федерального закона №167-ФЗ.

Только с этого момента — с официальной даты подписания и утверждения отчета— начинается начисление дополнительных страховых тарифов. Об этом сообщает Минтруд в своем информационном письме №17-3/В-113 от 13 марта 2014 года.
Ведомство также сообщает, что даже в том случае, если отчет утвержден в середине месяца, организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.

Необходимость начисления дополнительных тарифов устанавливается после проведения специальной оценки условий труда, когда каждому рабочему месту в организации уже присвоен соответствующий класс условий труда. Однако вопрос со сроками начала выплаты этих тарифов остается для многих работодателей не выясненным — с какой даты страхователи начинают начислять эти тарифы, не уточняется.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для работодателей, в организациях которых есть места с вредными и / или опасными условиями труда, начисляются дополнительные страховые тарифы.

Взносы по ам за работников с вредными условиями труда, имеющими право на льготное пенсионное обеспечение

В базу для начисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу данному работнику фирма включит только суммы заработной платы и премии. Всего 225 000 руб. (150 000 + 75 000). Компенсационная выплата, связанная с возмещением расходов на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации, не подлежит обложению взносами, согласно подпункту «е» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Основание – часть 1 статьи 8 упомянутого закона.

Читайте также:  Регистрация самодельной лодки в гимс 2023

Премию по результатам занятости за отчетный период (месяц отчетного периода), в котором специалист трудился на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями, указанных в таблице, организация может начислить в его пользу в текущем месяце следующего отчетного периода. Однако тогда сотрудник может быть уже занят на работах, поименованных в пункте 1 таблицы.

Первая ситуация. Работник в течение одного месяца был занят и в «обычных», и во вредных условиях труда и к тому же ушел на больничный. В этом случае дополнительные взносы рассчитываются с выплат за фактически отработанные дни на работах с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда. С выплат, приходящихся на дни больничного, начислять допвзносы не нужно. Чиновники подчеркнули, что в организации должен вестись раздельный учет рабочего времени в различных условиях труда.

Допустим, работник в течение месяца был полностью занят на работах, указанных в таблице. Согласно разъяснениям Минтруда, приведенным в письмах от 30 апреля 2013 года № 17-4/727 и от 29 апреля 2013 года № 17-3/10/2-2415, страховые взносы фирма исчисляет по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу работника выплат и вознаграждений (в т. ч. премий за прошлые периоды). Конечно, если эти деньги включаются в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Следует иметь в виду, что при этом предельная величина базы для начисления страховых взносов (в 2013 году – 568 000 руб.) не учитывается.
Пример
Работник ООО «Шахтпроект» А.А. Иванов более 25 лет занят полные рабочие дни на строительстве подземных рудников.В июне 2013 года ему было начислено:

В своих письмах Минтруд РФ нередко отвечает на вопросы страхователей, связанные с начислением страховых взносов на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями. Так, в письме от 4 сентября 2014 г. № 17-3/В-424 чиновники разъяснили, как начислять страховые взносы в двух ситуациях.

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Список № 1, утв. постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (когда страховая пенсия по старости положена раньше общего срока).

Организации и индивидуальные предприниматели в 2023 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляют только на выплаты работникам, занятым:

Общий порядок использования дополнительных тарифов указан в статье 428 НК РФ. Их применяют для определенных категорий работников, а также занятых на отдельных работах или зависимости от возраста работников и стажа. Но только при условии, что работодатель не проводил СОУТ.

Регламент проведения проверки утвержден приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014. Эксперт сторонней организации, с которой у работодателя заключен договор, определяет потенциально вредные условия труда (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Выявленные предположительно опасные рабочие места исследуются и классифицируются по категории вредности (ст. 12, 14 Закона № 426-ФЗ).

В 2013 году в Трудовой кодекс были внесены изменения по регистрации условий труда. С этого момента дополнительные страховые взносы за вредные условия труда начисляются по гибкому тарифу, который зависит от результатов измерений рабочего места. Где найти организацию, которая проводит такие измерения? Учитывается ли предельная база по ОПС для расчета дополнительных взносов? Какая форма отчетности введена ФНС в январе 2023 года?

  • ионизирующее излучение;
  • магнитное поле;
  • освещенность рабочего места;
  • химические вещества на средствах индивидуальной защиты работника и на рабочем месте;
  • присутствие на рабочем месте бактерий, иных возбудителей инфекционных заболеваний.
  • если годовой доход не превышает 300 тыс. р., переводится фиксированная сумма — 26545 р. за 2023 год, 29354 за 2023 г., 32448 за 2023 г.;
  • если годовой доход превысил 300 тыс. р., страховой взнос уплачивается с применением доп. тарифа в 1% от превышения лимита.

Налоговый кодекс, в свою очередь, был дополнен разделом «Страховые взносы» и одноименной главой 34. Налоговые органы с этого момента наделены администраторскими полномочиями в отношении страховых взносов. За ПФ остались лишь организационные вопросы назначения и выплаты пенсий.

Доп Тариф По Страховым Взносам В 2023 Году По Спецоценке

Если организация не имеет права на применение пониженных или льготных тарифов, то она начисляет страховые выплаты по общим ставкам. Ставка может дифференцироваться в зависимости от величины заработка, выплачиваемого работнику. По каждому виду страховых выплат устанавливается лимит, выше которого начинает действовать пониженный тариф.

Материалы по теме:. Источник: Юристы компании «Гарант». Подписаться на наш канал в Яндекс. РУ в ваши источники в Яндекс. Новостях Подписаться на материалы рубрики Другие материалы рубрики. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам форма РСВ-1 ПФР.

Статья 427 НК РФ устанавливает пониженные ставки страховых выплат. В 2023 году льготы были увеличены, например, для ИТ-компаний – разработчиков отечественного ПО ставка была снижена с 14% до 7,6%. Компания должна выполнять условий: доля доходов от ИТ должна быть не менее 90%, в организации должны работать не менее 7 сотрудников, компания должна быть аккредитована Минкомсвязи.

С 2023 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок будет выявлять организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2023 года планируют штрафовать такие компании в автоматическом режиме, если в базе учета не будет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.

  • по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);
  • по беременности и родам;
  • вставшим на учет в медучреждениях на раннем сроке беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • оплата дополнительного отпуска работнику, пострадавшему на производстве.

Тарифы пенсионного фонда по результатам СОУТ

С 1 января 2013 г. на основании Положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работодатели обязаны выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов согласно перечню лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин.

  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда (пп.1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ)
    • 4 процента (2013 г.)
    • 6 процентов (2014 г.)
    • 9 процентов (2023 г. и далее)
  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда (пп.2-18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ)
    • 2 процента (2013 г.)
    • 4 процентов (2014 г.)
    • 6 процентов (2023 г. и далее)

Adblock
detector