Отчет по отходам в росприроднадзор 2023

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 250 000 руб.;
  • для организаций — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки), но не менее 500 000 руб.

Вторая точка зрения (которой придерживаемся и мы) заключается в следующем. Раз арендатор не является собственником отходов, то и отчитываться по форме № 2-ТП (отходы) ему не нужно. Тем более, что эту форму сдает собственник мусора — арендодатель (в случае, если он не является малым предприятием). Повторное представление отчета было бы бессмысленным.

Этот отчет обязаны представлять организации и ИП, работающие на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и отнесены к I, II или III категории. Предварительно такие компании и ИП разрабатывают программу производственного экологического контроля (требования к ней утв. приказом Минприроды от 28.02.18 № 74). Для каждого объекта нужна отдельная программа. Затем заполняют отчеты — по одному на каждый объект.

В общем случае платить экологический сбор и сдавать отчетность должны компании и предприниматели, которые в отчетном году произвели либо импортировали товары, подлежащие обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (в том числе упаковки) утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.20 № 3721-р.

Если помещение передано в аренду, возникает вопрос: кто обязан оформить договор с региональным оператором — арендодатель или арендатор? Ответ зависит от того, кто является собственником мусора. Как правило, этот момент четко прописывают в документах по аренде.

Приказом Росстата от 09.10.2023 № 627 (с изменениями от 13.11.2023 № 598) утверждена новая редакция формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Обращаем внимание, что полученная официальная статистическая информация будет использована, в том числе, для расчета показателей федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология», а также показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Новое в экологическом законодательстве с 2023 года

Новым порядком установлены требования к составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I — IV классов опасности. Паспортизацию отходов обязаны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.

Приказом Росстата от 09.10.2023 № 627 (с изменениями от 13.11.2023 № 598) утверждена новая редакция формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Материалы учета используются для сдачи отчетности в контролирующие органы. Учет может вестись в электронном виде или на бумажном носителе. Данные учета обобщаются ежегодно по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

Паспорт отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), составляется и утверждается юрлицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

С 15 января 2023 года вводится в действие актуализированный порядок представления в Росприроднадзор и ее территориальные органы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования — в случае представления декларации о плате в форме электронного документа (через веб-портал приема отчетности («Личный кабинет»), и ее территориальные органы — в случае представления декларации о плате на бумажном носителе.

документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, — в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;

  • Учету подлежат все виды отходов (образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные и др.). Порядок его ведения утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  • Хранение материалов учета отходов должно обеспечиваться в течение 5-летнего срока (п. 21 приказа № 721).
  • предназначен для подачи в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчитывающегося лица;
  • сдается в указанный на самом бланке формы 2-ТП отходы срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. В 2023 году это рабочий понедельник, поэтому переносов не будет. То есть, отчитаться за 2023 год нужно до 01.02.2023.
  • внутренние (как сохранить здоровье населения и биологическое разнообразие, состояние окружающей среды, достичь равновесного сочетания экологических и экономических интересов общества и др.);
  • внешние (международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере).

Форма 2-ТП отходы представляет собой свод сведений об отходах производства и потребления, подаваемый в органы Росстата. Содержащаяся в этом отчете информация позволяет получить необходимые данные для анализа и оценки ситуации в области обращения с отходами, а также для разработки мероприятий в сфере экологии, охраны природы и здоровья населения.

Документ утвердил новую форму № 2-ТП (отходы) и дал новые указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения. Действовавший ранее приказ Росстата от 12.12.2023 № 766, которым руководствовались при представлении отчетности за 2023 год, утратил силу.

Напомним, что форму N 2-ТП (отходы) подают юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отчет по отходам в росприроднадзор 2023

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2023 N 3, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — декларация) представляется в Росприроднадзор и его территориальные органы лицами, обязанными вносить плату за НВОС, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
Отсюда следует, что декларацию представляют лица, которые обязаны вносить плату за НВОС.
Пунктом 1 ст. 16.1 Закон N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за НВОС (далее — плата) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
— деятельность, оказывающую НВОС. За исключением лиц, которые осуществляют такую деятельность исключительно на объектах IV категории;
— размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, ТКО), которые образовались при осуществлении их хозяйственной и (или) иной деятельности.
Офисные помещения, в которых отсутствуют источники выбросов и сбросов, не признаются объектами НВОС. Поскольку в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 4 и п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2023 N АС-09-00-36/22354)*(1).
Плательщиками же платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены также ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Закона N 89-ФЗ)*(2).
При этом собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с оператором ТКО, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, если организация размещает только ТКО (имеет соответствующий договор с региональным оператором, оператором по обращению с ТКО) и при этом не осуществляет деятельность на объекте (объектах) I-III категории, то у нее не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Сумма Выплат Ветеранам Труда Тульской Области

В обязанности лиц, в ходе деятельности которых образуются отходы, входит ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов в Порядке, утвержденном приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ).
По общему правилу учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов (пункт 4 Приказа N 721).
На основании данных учета составляется и сдается статистическая отчетность (п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ) — по Форме N 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.08.2023 N 459 (вводится в действие с отчета за 2023 г.).
Как отмечено в Информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.01.2023 «Изменения природоохранного законодательства» (вопрос N 13), отчет по форме 2-ТП «Отходы» сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют источники негативного воздействия на окружающую среду, а образуются только ТКО (при этом имеется соответствующий договор с региональным оператором, оператором по обращению с ТКО), то у организации не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2023 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). В коде отходов 11-й знак означает класс опасности: 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 — I класс опасности; 2 — II класс опасности; 3 — III класс опасности; 4 — IV класс опасности; 5 — V класс опасности.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.
Как установлено в п. 3 Порядка, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается, в частности, на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных отходов (БДО).
Установление класса опасности вида отходов осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО (п. 5 Порядка).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду необходимо составить паспорт отходов I-IV классов опасности (ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

————————————————————————-
*(1) Согласно п. 4 письма у объекта НВОС IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:
— наличие стационарных источников выбросов;
— наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
— отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
— отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
— отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).
В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.02.2023 N РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет» в соответствии со ст. 1 Закона стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
*(2) В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ ТКО — это:
— отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
— товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
— отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правила отнесения отходов к ТКО, или аналогичным ТКО какими-либо нормативно-правовыми актами не установлены. Есть разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, содержащие перечень ФККО, относящиеся к ТКО. Однако, по нашему мнению, такие письма имеют рекомендательный характер.
Так, перечень отходов, отнесенных к ТКО, содержится в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2023 N РН-10-02-32/12948 «О рассмотрении обращения».
Позднее в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2023 г. N АА-10-04-36/26733 «О направлении информации» чиновники указали следующее:
«. к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО». Подтипом в рассматриваемой ситуации является 7 33 000 00 00 0, в котором указано, что отходы относятся к ТКО.
Смотрите также письмо Минприроды России от 15.01.2023 N 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО» (в котором перечень ФККО шире, чем в указанных выше письмах РПН).
Отметим, что в случае спора с территориальным органом РПН именно он должен представить доказательства того, что образуемый в ходе деятельности организации мусор не относится к ТКО.
Например, в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 31.01.2023 N Ф08-12524/19 по делу N А32-5532/2023 суд отметил, что «административным органом в отзыве, представленном в суд первой инстанции, приведен перечень отходов, по которым произведено доначисление платы. Доказательства того, что отходы, по которым произведено доначисление, нельзя отнести к ТКО, в материалы дела не представлены».
Отметим, что в этом деле некоторые отходы, образуемые у ответчика, не выходили за рамки перечня ФККО, содержащегося в разъяснениях РПН, указанных выше.

Читайте также:  Водоотведение законодательство в 2023

Отчет по отходам в росприроднадзор 2023

Всеобщая категоризация с 31 декабря 2023 года Постановление № 2398 Правительства Российской Федерации «Об утвреждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Кому необходимо встать на учет в Реестр объектов негативного воздействия?
1. Организациям или ИП, если на их балансе числятся объекты негативного воздействия на окружающую среду, например, стационарные источники выбросов — трубы, котельные.
2. Предприятиям, если в результате их деятельности образуются отходы, сбросы, выбросы загрязняющих веществ.

форма отчета по форме 2-ТП (отходы) — (бумажный носитель)
инструкция по заполнению отчета по форме 2-ТП (отходы)
перечень документов, необходимых для предоставления федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы)
об органзациях и лицах, предоставляющих отчетность по форме 2-ТП (отходы)
о сертификатах электронной подписи для сдачи отчетов по форме 2-ТП (отходы) в электронном виде

3.Всем строительным объектам ( если продолжительность строительных работ более 6 месяцев то категорий объекта будет присвоена 3-ая, в случае если строительный объект завершит свои работы до 6 месяцев то будет присвоена категория 4-ая.)
Когда это необходимо сделать?

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV класса опасности) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

А теперь рассмотрим, подробнее статистическую отчетность 2-тп
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО ФОРМЕ 2-ТП (ОТХОДЫ)
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.10.2023 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования фе-дерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» на территориальные органы Росприроднадзора в субъектах РФ возложены полномочия по сбору и обработке данных об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.
С 24 декабря 2023 Департамент Роспририроднадзора по Северо-Западному федеральному округу начинает приём отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2023 год (информация о начале приема отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2023 год) по электронным каналам связи в федеральную государственную информационную систему «Программно-технический комплекс «Госконтроль» (далее-ФГИС «ПТК «Госконтроль»).
Прием отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2023 год от природопользователей в электронном виде организован через личный кабинет природопользователя на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора. Прием отчетности по форме № 2-ТП (отходы) через личный кабинет является бесплатным для природопользователей.
Приём форм федерального государственного статистического наблюдения №2-ТП (отходы) производит ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» по адресу: г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр., дом 86, — с 13 января по 04 февраля 2023 года, понедельник- четверг с 9:00 до 17:00 мск. Телефон для справок: (812) 321-24-83

Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

В случае получения разрешительных документов до 2023, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2023 N 496-ФЗ.

Наступил Новый год, а значит пора изучить нововведения в законодательной базе, чтобы не пропустить сроки подачи экологической отчётности. Мы собрали всю необходимую информацию в одной статье. Давайте разберемся куда, когда и как необходимо ее предоставлять в 2023 году.

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Практически сразу, с первого же отчета 2023 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2023) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты». Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

  • Учету подлежат все виды отходов (образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные и др.). Порядок его ведения утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  • Хранение материалов учета отходов должно обеспечиваться в течение 5-летнего срока (п. 21 приказа № 721).
  • предназначен для подачи в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчитывающегося лица;
  • сдается в указанный на самом бланке формы 2-ТП отходы срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. В 2023 году это рабочий понедельник, поэтому переносов не будет. То есть, отчитаться за 2023 год нужно до 01.02.2023.
  • внутренние (как сохранить здоровье населения и биологическое разнообразие, состояние окружающей среды, достичь равновесного сочетания экологических и экономических интересов общества и др.);
  • внешние (международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере).

Форма 2-ТП отходы представляет собой свод сведений об отходах производства и потребления, подаваемый в органы Росстата. Содержащаяся в этом отчете информация позволяет получить необходимые данные для анализа и оценки ситуации в области обращения с отходами, а также для разработки мероприятий в сфере экологии, охраны природы и здоровья населения.

Сроки сдачи экологической отчетности в 2023 году

  • отсутствуют стационарные источники выбросов в атмосферу;
  • нет выбросов в водные объекты, канализацию, в недра или на поверхность земли, а водопользование производится только в бытовых целях;
  • деятельность, для которой характерно отрицательное влияние на окружающую среду, не ведется.
Читайте также:  354 постановление правительства рф с последними изменениями 2023 20 % рассрочка

Перечень отчетов, которые обязан представить субъект НВОС, определяется его категорией. Принадлежность к МСП здесь роли не играет. В зависимости от степени негативного воздействия, организации и ИП делятся на 4 категории (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • Приказ Минприроды от 01.09.2011 № 721, утвердивший порядок учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов);
  • Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205, которым были введены отчетные по учету забора водных ресурсов и объема сброса сточных и дренажных вод собственниками и пользователями водных объектов (формы 3.1, 3.2, 3.3);
  • Приказ Минприроды от 16.02.2010 № 30, устанавливающий для субъектов МСП обязанность по подаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчет МСП).

Остается спорным вопрос, нужно ли сдавать указанные отчеты по итогам 2023 года: с одной стороны, отчетные периоды приходятся на 2023 год, когда приказы были актуальны, с другой, срок представления отчетов выбивается за рамки периода актуальности – 11 и 15 января 2023.

Ставки НВОС на 2023 год. Новые ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.09.2023 № 1393. За основу берется тариф НВОС, установленный на 2023 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 № 913), к которому следует применить коэффициент 1,08. Такой же коэффициент действовал в 2023 году. То есть ставки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду остаются прежними. Для охраняемых по федеральным законам объектов и территорий действуют дополнительные коэффициенты. Это следует из пункта 2 Постановления № 913.

Между тем, на смену вышеуказанных НПА в соответствии с положениями «регуляторной гильотины» в сфере охраны окружающей среды, вступают в силу новые Правила учета в области обращения с отходами, новый Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, новые Требования к объектам захоронения и утилизации отходов, новые Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами, новый Порядок паспортизации отходов I-IV класса опасности, а также готовятся к внедрению новые системы обращения с отходами I-II и III-V класса опасности.

— Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.12.2023 № 1342.

Новая форма 2-ТП отходы на 2023 год. Отчитаться по отходам производства и потребления за 2023 года надо до 1 февраля 2023-го, и сделать это предстоит по форме, которая недавно утверждена (приказ Росстата от 09.10.2023 № 627). Изменения незначительные — в разделе III надо указывать более детальные сведения о местах хранения и захоронения отходов.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Заполненная форма 2-ТП (отходы) сдается как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для подготовки электронного отчета следует использовать специальный программный продукт «Модуль природопользования». Это приложение предоставляется бесплатно, разработчик — Росприроднадзор.

  1. Титульный лист. Эта часть содержит полную информацию об организации: отчетный период, название предприятия, ИНН, адрес, ФИО директора, контактные данные — в общем, стандартный — полный набор данных, которое должно предоставлять юридическое лицо.
  2. Основная часть. Представляет собой несколько таблиц, куда включен полный перечень отходов, образовавшихся и принятых. Здесь прописывается полный путь движения отходов, начиная от их образования и заканчивая утилизацией: куда и в каком количестве они транспортируются и как хранятся. В форме указывается полный отчет о захоронении, передаче на утилизацию, использовании или хранении отходов за конкретный отчетный период.

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения УВЕЛИЧЕН для должностных лиц в 10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 40-50 тысяч рублей), для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в 8-10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 30-50 тысяч рублей), для юридических лиц — в 4,5-5 раз (с 40-50 тысяч рублей до 180-250 тысяч рублей).
Кроме того, впервые для индивидуальных предпринимателей УСТАНОВЛЕН ШТРАФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в воздух или вредное физическое воздействие на него в размере 30-50 тысяч рублей. Для должностных лиц административная ответственность за такое нарушение увеличена в 3,3-5 раз (с 3-4 тысяч до 10-20 тысяч рублей), для юридических лиц — в 2,6-2,5 раз (с 30-40 тысяч до 80-100 тысяч рублей).Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение:

  1. административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
  2. штрафа на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
  3. штрафа на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов

Поля 6,7. Поступление отходов с собственных объектов — указываются количество отходов поступающих на предприятий с одного из подразделений (обособленное подразделение, филиал) данного предприятия расположенной на другой площадке. Большинство предприятий не осуществляют транспортировку отходов с одной площадки на другую, а сразу передают отход на спец предприятие, поэтому пишем «0».

Заполним раздел о «Сведения об организации» переходим к заполнению следующего раздела «Должностное лицо». В данном разделе заполняется информация о должностном лице ответственном за заполнение формы. В данном разделе заполняется такая информация как Фамилия, Имя, Отчество, должность, контактные данные (mail, телефон). Также при необходимости здесь можно указать реквизиты доверенности, а также подгрузить скан данного документа. Заполнив необходимые поля нажимаем кнопку «Сохранить» и приходим к заполнению основных разделов отчета.

6. С левой стороны выбираем первый пункт «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». В появившемся с правой стороны окне начинаем планомерно заполнять требуемую информацию. Выбираем территориальный орган росприроднадзора, в который будем сдавать отчет, регион и год составления отчета. После заполнения полей нажимаем кнопку «сохранить» и переходим к следующему пункту.

Поля 25,26 заполняются при размещении отходов на собственном объекте размещения. Не забываем что размещение это захоронение и хранение больше 11 месяцев. Большинство предприятий не имеют собственных объектов размещения и значит в данных столбцах пишем «0».

Adblock
detector