Система стандартов безопасности труда 2023 гост

Система стандартов безопасности труда 2023 гост

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29 июня 2023 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Росстандарт осуществляет полномочия по организации разработки документов национальной системы стандартизации.

Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2023 по делу N 1-67/2023 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2023 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2023 по делу N 11-566/2023 и т.п.).

С 1 марта 2023 г. действует ГОСТ 12.0.004-2023 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Минтруд разъяснил, что он применяется на добровольной основе. Также есть порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, который утвержден в 2003 г.

Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Общие правила применения документов национальной системы стандартизации установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2023 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Указанной статьей федерального закона предусмотрено, в частности, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 45001-2023 содержит требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и руководства по их применению, в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья.

С 1 апреля 2023 года вводится ГОСТ Р ИСО 45001-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению» взамен ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS:2007. Стандарт идентичен международному стандарту ISO 45001:2023.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 45001-2023 содержит требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и руководства по их применению, в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья.

Система стандартов безопасности труда 2023 гост

Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) и их аналогов — систем организации работ по охране труда (СОРОТ) и/или систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда и безопасностью производства, помимо основополагающего документа, в качестве которого в странах СНГ выступает межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания, функцию которых и исполняет настоящий стандарт.

Специальные стандарты по системам управления охраной труда могут включать базисные элементы основного межгосударственного стандарта по системам управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая, в частности:

Ставя перед работниками задачи по выполнению требований охраны труда, руководителям следует формулировать их таким образом, чтобы найти общие интересы с простыми работниками. Желательно предварительно провести с ними работу в рамках «консультаций с работниками» для выработки общего понимания стоящих перед ними проблем.

Для удобства пользования и обеспечения назначений настоящего стандарта цитируемые по мере необходимости в нужном логически связанном объеме требования ГОСТ 12.0.230 , помещаемые в рамку, затем дополняются соответствующими руководящими указаниями по их использованию и внедрению. При этом для удобства нумерация разделов настоящего стандарта и ГОСТ 12.0.230 совпадает, а содержание текста, помещенного в рамку, воспроизводит текст ГОСТ 12.0.230, максимально приближающего русскоязычные требования текста ГОСТ 12.0.230 к смыслу требований его англоязычного оригинала [1].

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации целесообразно регулярно (в соответствии с планом ликвидации аварий) проводить учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Читайте также:  Социальные льготы для пенсионеров в москве в 2023 году

Система стандартов безопасности труда 2023 гост

3.6 образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать «образовательные услуги» и вести «образовательную деятельность», предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.15 работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников — дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

3.5 образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

1 июля 2023 года вводятся в действие подготовленные НИАР новые национальные стандарты

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальные стандарты Российской Федерации, подготовленные Национальным институтом аккредитации Росаккредитации (НИАР) при поддержке Службы на основе собственного перевода на русский язык англоязычных версий международных стандартов и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF). Разработка национальных стандартов осуществлялась в соответствии с Планом национальной стандартизации Российской Федерации на 2023 г. на площадке Технического комитета по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия» с привлечением экспертного сообщества, а также всех заинтересованных сторон.

С 1 июля 2023 г. взамен национального стандарта ГОСТ Р 56853-2023/ISO/IEC TS 17021-3:2013 вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть З. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 291-ст, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17021-3:2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть З. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества» (ISO/IEC 17021-3:2023 «Conformity assessment — Requirements for bodies providing audit and certification of management systems — Part З: Competence requirements for auditing and certification of quality management systems», IDT).

1 июля 2023 г. взамен национального стандарта ГОСТ Р 54318-2011 также вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54318-2023 «Определение времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 292-ст, идентичный международному документу IAF MD 5:2023 «Обязательный документ IAF по применению ИСО/МЭК 17021-1 при определении времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда» (IAF MD 5:2023 «Mandatory Document for the Application of ISO/IEC 17021-1 for Determination of audit time of quality, environmental, and occupational health & safety management systems», IDT).

1 июля 2023 г. впервые будет введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 290-ст, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17021-2:2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента» (ISO/IEC 17021-2:2023 «Conformity assessment — Requirements for bodies providing audit and certification of management systems — Part 2: Competence requirements for auditing and certification of environmental management systems», IDT).

Применение в деятельности участников национальной системы аккредитации положений международных стандартов и обязательных документов международных организаций по аккредитации реализуется в рамках членства Росаккредитации в Азиатско-Тихоокеанском объединении по аккредитации (APAC), Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), Международном форуме по аккредитации (IAF), а также в рамках Договоренности о взаимном признании ILAC MRA и Договоренности о взаимном признании APAC MRA, подписантом которых является Росаккредитация.

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

Читайте также:  Доход мигрантов в россии

Таким образом, Положение 1/29 говорит специалисту о том, что нужно сделать, чтобы организовать обучение ОТ, а ГОСТ 12.0.004-2023 поясняет, как это рационально делается, исходя из требований действующего законодательства. Поскольку Положение 1/29 входит в перечень обязательных для исполнения НПА, а ГОСТ – нет, требования Положения приоритетнее, чем рекомендации госстандарта. Подробно прописанные в ГОСТе процедуры проведения разных направлений обучения снижают вероятность разных толкований со стороны исполнителей и контролирующих органов (например, ГИТ), возможность ошибки вследствие неправильного понимания инженером по ОТ некоторых требований.

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

• добровольно ГОСТ 12.0.004-2023. Поскольку этот нацстандарт предназначен для добровольного использования, ответственные лица субъектов хозяйствования сами решают, применять его или нет. Если руководством организации принято решение этот ГОСТ в обучении по охране труда не использовать, Госинспекция по труду (ГИТ) штрафовать за это не может.

В Постановлении 1/29 изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии были утверждены национальные стандарты, которые были подготовлена на основе англоязычных версий международных стандартов и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF). Отметим, что разработка ГОСТ осуществлялась в соответствии с планом национальной стандартизации, а применение положений международных стандартов и обязательных документов международных организаций по аккредитации реализуется в рамках членства Росаккредитации следующих профильных организациях:

  • Азиатско-Тихоокеанское объединение по аккредитации (APAC);
  • Международная организация по аккредитации лабораторий (ILAC);
  • Международный форум по аккредитации (IAF).
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента»;
  • ГОСТ Р 59473-2023 «Свидетельская деятельность по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества»;
  • ГОСТ Р 54318-2023 «Определение времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда».

  • ин­декса — ГОСТ;
  • регистрационного номера, две первые цифры которого — 12 — представляют собой шифр системы стандартов безопасности труда;
  • последующее число с точкой (от 0 до 4) обо­зна­ча­ет груп­пу стан­дар­та;
  • следующие три цифры определяют по­ряд­ко­вый номер в груп­пе;
  • две или че­ты­ре цифры, которые указываются через тире, обо­зна­ча­ют год утверждения.

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда утвер­жда­ют­ся Гос­стан­дар­том Рос­сии и являются обязательными для использования всеми го­сор­га­на­ми и хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми. Они раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в от­но­ше­нии тре­бо­ва­ний без­опас­но­сти, име­ю­щих меж­от­рас­ле­вое зна­че­ние.

Система стандартов безопасности труда 2023 (ССБТ) — это совокупность нормативной документации, содержащей требования и правила, цель которых — обеспечение сохранения здоровья и трудоспособности человека в процессе работы, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

Работа на предприятии в области стандартизации устанавливает стандарты безопасности труда с уче­том спе­ци­фи­ки производства, про­из­во­ди­мой про­дук­ции, усло­вий труда. Нормы, разрабатываемые предприятием, являются обязательными для его сотрудников. Как правило, в них рассматривается:

ССБТ с момента своего создания по­сто­ян­но со­вер­шен­ство­ва­лась и об­нов­ля­лась. Она поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать еди­но­об­ра­зие в ре­гу­ли­ро­ва­нии во­про­сов, свя­зан­ных с без­опас­но­стью труда, вы­яв­лять и устра­нять ее недостат­ки, умень­шать воз­дей­ствие на ра­бот­ни­ков вред­ной про­из­вод­ствен­ной среды.

ГОСТ Р ИСО 45001-2023 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления рисками и возможностями в области ОЗБТ Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для организации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.

Процеос(ы) обмена информацией, разработанный(ые) организацией, должен (должны) обеспечивать сбор, актуализацию и раосыгжу информации. Процессы) должен (должны) обеспечивать предоставление и получение соответствующей информации, которая должна быть понятна всем работникам и заинтересованным сторонам.

3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента. приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1. Примечание 1 к определению было модифицировано для разьяснения ответственности высшего руководства в отношении системы менеджмента ОЗБТ.

Иерархия средств управления предназначена для обеспечения системного подхода к улучшению ОЗБТ. устранению опасностей, а также снижению или контролю рисков в области ОЗБТ. Каждое следующее средство управления рассматривается как менее результативное по сравнению с предыдущим. Обычно комбинируют несколько средств управления, чтобы добиться успеха в снижении рисков в области ОЗБТ до минимально достижимого в данных условиях уровня.

3.15 политика в области охраны здоровья и безопасности труда; политика в области ОЗБТ (occupational health and safety policy. OH&S policy): Политика (3.14) для предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).

Читайте также:  Больничный за осложненные роды сумма в белоруссии 2023

Новые стандарты по пожарной безопасности: ГОСТ 34698-2023, ГОСТ 34700-2023, ГОСТ 34701-2023, ГОСТ Р 59580-2023, ГОСТ IEC 60695-4-2023, ГОСТ 34699-2023

Вступит 1 июля 2023 года. Утвержден приказом Росстандарта от 29 июня 2023 года N 598-ст. Распространяется на извещатели пожарные, применяемые на территории Евразийского экономического союза, и устанавливает общие технические требования и методы испытаний. Положения данного стандарта применяются при разработке и постановке продукции на производство, производстве и модернизации продукции.

Вступит 1 января 2023 года. Утвержден приказом Росстандарта от 29 июня 2023 года N 603-ст. В стандарте представлены термины и определения, относящиеся к испытаниям электротехнической продукции. В соответствии с IEC Guide 104 и ISO/IEC Guide 51 данный стандарт предназначен для применения техническими комитетами при подготовке стандартов. Любой из заинтересованных технических комитетов при подготовке своих публикаций может применять данный стандарт. Требования, методы испытания или кондиционирования, содержащиеся в стандарте, не следует применять, если на них нет ссылки или они не включены в соответствующую публикацию.

Стандарт не распространяется на водяное орошение технологического оборудования и конструкций:
— установками, требования к которым регламентированы другими нормативными документами по пожарной безопасности;
— для обеспечения нормируемых пределов огнестойкости;
— с применением пожарных стволов, перфорированных трубопроводов и осциллирующих оросителей;
— воздушных и водных судов;
— объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, а также объектов, на которых обращаются вещества и материалы, способные взрываться и/или гореть, и/или образовывать горючие газы при взаимодействии с водой.

Вступит 1 июля 2023 года. Утвержден приказом Росстандарта от 29 июня 2023 года N 601-ст. Устанавливает общие технические требования и методы испытаний систем передачи извещений о пожаре и их компонентов. Распространяется на системы передачи извещений о пожаре, применяемые на территории Евразийского экономического союза. Положения данного стандарта применяются при разработке и постановке продукции на производство, производстве и модернизации продукции.

Вступит 1 января 2023 года. Утвержден приказом Росстандарта от 29 июня 2023 года N 597-ст. Устанавливает требования к параметрам и условиям противопожарной защиты технологического оборудования и конструкций от теплового излучения пламени пожара посредством применения стационарных установок водяного орошения, предусматриваемых заданием на проектирование объекта.

Новые ГОСТ начнут действовать с 1 июля 2023 года

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии были утверждены национальные стандарты, которые были подготовлена на основе англоязычных версий международных стандартов и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF). Отметим, что разработка ГОСТ осуществлялась в соответствии с планом национальной стандартизации, а применение положений международных стандартов и обязательных документов международных организаций по аккредитации реализуется в рамках членства Росаккредитации следующих профильных организациях:

  • Азиатско-Тихоокеанское объединение по аккредитации (APAC);
  • Международная организация по аккредитации лабораторий (ILAC);
  • Международный форум по аккредитации (IAF).
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента»;
  • ГОСТ Р 59473-2023 «Свидетельская деятельность по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества»;
  • ГОСТ Р 54318-2023 «Определение времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда».

В части испытательного оборудования взамен введен ГОСТ Р МЭК 60332-2-1-2007 «Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 2-1. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля небольших размеров. Испытательное оборудование»

Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-2. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Проведение испытания при воздействии пламенем газовой горелки мощностью 1 кВт с предварительным смешением газов
Взамен ГОСТ Р МЭК 332-1-96 в части метода испытаний

В части испытательного оборудования взамен введен ГОСТ Р МЭК 60332-1-1-2007 «Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-1. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Испытательное оборудование»
В части метода испытаний взамен введен ГОСТ Р МЭК 60332-1-2-2007 «Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-2. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Проведение испытания при воздействии пламенем газовой горелки мощностью 1 кВт с предварительным смешением газов»

Испытания электрических кабелей в условиях воздействия пламени. Сохранение работоспособности. Часть 31. Проведение испытаний и требования к ним при воздействии пламени одновременно с механическим ударом. Кабели на номинальное напряжение до 0,6/1,0 кВ включительно. IEC 60331-31:2002

Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-3. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Проведение испытания на образование горящих капелек/частиц

Adblock
detector