В бюджетном учреждении провести переоценку или уценку недвижимого имущества в 2023 году

Бюджетный учет в 2023 году

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

ВНИМАНИЕ! Если в результате переоценки объект основного средства совсем утрачивает стоимость и подлежит списанию, оформляется его выбытие, отражающееся в составе «прочих расходов». При этом сумма его дооценки должна быть перенесена в нераспределенную прибыль организации.

Требование существенности изложено в п. 44 «Методических указаний об учете основных средств», утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н. Оно гласит, что стоимость переоцененных основных средств, отраженная на балансе, должна существенно отличаться от первоначальной, иначе нет и смысла в проведении переоценки. Барьер существенности условно установлен в 5% (согласно приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н), каждая организация вправе самостоятельно установить его в учетной политике, закрепив в локальных актах.

  • рабочего оборудования;
  • недвижимости – зданий и сооружений, в том числе и незавершенных;
  • приборов, станков, инструментов;
  • вычислительной техники;
  • транспортных средств;
  • различного инвентаря;
  • оборудования, которое только подготовлено для установки;
  • любых основных фондов, которые на данный момент не действуют, но не списаны с баланса (на консервации, в резерве, подготавливаются к списанию и пр.).
Читайте также:  Владимирская область относится ли скидки транспортному налогу для ветеранов боевых действий

Данная сумма относится на «прочие расходы»: она уменьшает добавочный капитал организации, который был образован за счет дооценки данного основного средства в другие периоды. Та сумма, на которую получилось превышение, и составляет уценку. Ее относят на «прочие расходы».

Сумма, на которую была увеличена стоимость актива или группы активов, зачисляется в добавочный капитал компании. В предыдущие годы суммы амортизационных отчислений, составившие уценку и проходящие по балансу в числе «прочих расходов», должны были быть равными начисленной дооценке и вноситься в «прочие доходы».

Если по тому или иному ОС индексы пересчета выше единицы, то основное средство необходимо дооценить. Сумму, на которое основное средство дооценивается, отражают по дебету счета 0 101 00 000 «Основные средства» (соответствующий аналитический счет) и кредиту счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» . Дооценку амортизации, начисленной по данному основному средству, отражают по кредиту счета 0 104 00 000 «Амортизация» (соответствующий аналитический счет) и дебету счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» .

Если по тому или иному ОС индексы пересчета меньше единицы, то основное средство необходимо уценить. Сумму, на которую основное средство уце нивается, отражают по дебету счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту счета 0 101 00 000 «Основные средства» (соответствующий аналитический счет) . Уценку суммы амортизации, начисленной по данному основному средству, отражают по кредиту счета 0 401 30 000 и дебету счета 0 104 00 000 «Амортизация» (соответствующий аналитический счет).

  • для активов в драгоценных металлах и ювелирных изделиях (например самородков драгметаллов, слитков серебра, золота, платины, палладия и изделий из них) — порядок переоценки подобных ценностей устанавливает Минфин России;
  • для имущества казны — порядок переоценки подобных ценностей определяют Правительство (по имуществу казны Российской Федерации), высший исполнительный орган субъекта России (по имуществу казны субъекта Российской Федерации) или местная администрация (по имуществу казны муниципального образования).

В общем случае переоценку проводят на начало текущего финансового года. При этом ее результаты в балансе за прошедший год не отражают (графы — 7—10 «На конец отчетного периода»). Новую стоимость основных средств указы вают в балансе текущего финансового года в графах 3—6 «На начало года». В результате данные о стоимости переоцененного имущества в графах 7—10 баланса за прошедший год и графах 3—6 баланса за текущий год будут не совпадать.

  • индексным — стоимость основных средств увеличивается или уменьшается на специальные коэффициенты пересчета, определенные Росстатом (данные коэффициенты зависят от вида ОС, региона его нахождения, времени приобретения или постройки);
  • прямого пересчета — стоимость основных средств доводится до их рыночной цены на дату проведения переоценки (например на основании экспертных заключений о стоимости имущества, полученных от независимых оценщиков).

Отметим, что до настоящего времени переоценка государственного (муниципального) имущества методом прямого пересчета ни разу не проводилась. При этом ее не планируется проводить и в обозримом будущем. Поэтому на этом методе мы останавливаться не будем.

Учреждение проводит переоценку основного средства, ранее приобретенного за счет субсидии на иные цели. Оно является прочим особо ценным движимым имуществом. Первоначальная стоимость основного средства 380 000 руб. На момент проведения переоценки по нему начислена амортизация в сумме 78 000 руб. Переоценка проводится индексным методом. Согласно данным Росстата, по данному основному средству установлен коэффициент пересчета стоимости в размере 1,23. Стоимость основного средства должна быть увеличена на:

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2023 году

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2023 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно «поднять» на баланс. Для этого в План счетов с 2023 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 «Права пользования активами». Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 «Нематериальные активы» также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2023 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Читайте также:  Альфа капитал акции 1993 стоимость на 2023год

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая «дебиторка», выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая «кредиторка», полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Топ‑10 изменений с 2023 года для бухгалтера бюджетной сферы

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2023 № 15н .

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

В бюджетном учреждении провести переоценку или уценку недвижимого имущества в 2023 году

  • 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»;
  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
  • 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • 0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
  • 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».

Согласно п. 21 Инструкции № 157н автономные учреждения в разрядах 24 – 26 номера счета указывают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике. Эта структура должна обеспечивать раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета отражаются коды КОСГУ. Номер счета (разряды 1 – 17, 24 – 26) формируется с учетом плана счетов автономных учреждений.

Из системного анализа норм планов счетов и инструкций № 157н, 183н вытекает, что автономные учреждения могут указывать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике, отличный от кода КОСГУ, только в счетах учета нефинансовых активов (101 00 – 106 00), за исключением отдельных счетов аналитического учета.

Читайте также:  Бланк заявления на единовременное пособие при рождении ребенка 2023

В свою очередь в п. 3 Инструкции № 183н установлено, что в разрядах 24 – 26 номера счета ставятся коды КОСГУ. Номера счетов автономных учреждений, где в разрядах 24 – 26 необходимо указывать код КОСГУ, в плане счетов отмечены сноской «1». Кроме того, Приказом № 256н план счетов дополнен счетами, увеличение и уменьшение по которым показывается по конкретным кодам КОСГУ:

21 декабря 2023 года вступил в силу приказ Минфина России от 30.10.2023 № 256н (далее – Приказ № 256н). Он вносит изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и в Инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Часть изменений необходимо применять при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2023 г. Другие изменения вступили в силу с 1 января 2023 г.

Амортизация и амортизируемое имущество в 2023 году

Начать амортизировать объект можно и с момента признания объекта в бухгалтерском учете, а прекратить амортизировать — с момента списания объекта основных средств. Но применяющийся сейчас подход к определению момента начала и прекращения начисления амортизации является также допустимым.

ФСБУ 6/2023 предлагает начислять амортизацию по основным средствам независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Начисление амортизации не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования объектов). Исключением является случай, когда ликвидационная стоимость основного средства становится равной или превышает его балансовую стоимость.

Производственная себестоимость для целей бухгалтерского учета будет отличаться от производственной себестоимости для целей налогового учета, если на предприятии проводиласть инициативная переоценка после 1 января 2023 года. Возникающая разница в суммах амортизации в производственной себестоимости – это невычитаемый расход при исчислении налога на прибыль.

По ОС, которые законсервированы на период больше трех месяцев, до 1 января 2023 года амортизацию не начисляли. Такое имущество на время консервации исключали из состава амортизируемого имущества. После расконсервации объекта амортизацию нужно было начислять в прежнем порядке. Причем срок использования такого ОС необходимо увеличить на период консервации.

ФСБУ 6/2023 (п. 35) предлагает
сумму амортизации за отчетный период (САмОП)определятькак
отношение разности между балансовой (СБ) и ликвидационной стоимостью (СЛ) объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта (ТОСПИ), то есть для определения суммы амортизации можно воспользоваться следующим выражением:

Справка об изменении порядка оспаривания кадастровой стоимости недвижимого имущества с 2023 года

Несоответствие определения кадастровой стоимости методическим указаниям или практически любая иная ошибка, повлиявшая на величину кадастровой стоимости одного (единичная ошибка) или нескольких объектов (системная ошибка) недвижимости может быть исправлена по заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (п. 17 ст. 5 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Новеллой является норма п. 15 ст. 21 ФЗ «О государственной кадастровой оценке», которая обязывает бюджетное учреждение в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок, проверять наличие возможных ошибок и в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении новых ошибок кадастровая стоимость таких объектов также пересчитывается.

Решение бюджетного учреждения как ненормативный акт может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием такого решения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере его рыночной стоимости.

При этом, заявление может быть подано в любое время с даты постановки недвижимости на кадастровый учет и до даты снятия ее с кадастрового учета, но в течение 6-ти месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка недвижимости и которая указана в отчете об оценке. Таким образом, фактически на текущую дату в течение полугода.

В отношении земельных участков, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе вводится новое правило, согласно которому решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти указанных субъектов в случае, если по заявлению собственника земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена (п. 17 ст. 22.1 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Adblock
detector