В какие сроки обязаны обеспечить жизненно необходимым препаратом

ВС РФ отменил все судебные постановления по этим делам и отправил административные дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции в ином составе судей, указав, что истицы предприняли необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения и обеспечения спорными препаратами, однако именно региональный минздрав и местные поликлиники уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении лекарствами.

  • ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в муниципальных и госучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно;
  • защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также организация обеспечения лекарственными препаратами относится к региональным полномочиям (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья);
  • медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья);
  • при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, а равно и не из перечня ЖНВЛП – в случаях их замены по жизненным показаниям (п. 1, п. 2 ч.3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • при этом в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи устанавливаются и категории граждан, которым медпомощь оказывается бесплатно (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи на соответствующий год предусмотрено лекарственное обеспечение получателей государственной социальной помощи, и лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
  • а согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно;
  • спорные препараты (кроме Амбризентана) входят в Стандарт медпомощи при ЛАГ и назначены административным истцам решением врачебной комиссии по жизненным показаниям;
  • препарат Амбризентан отсутствует в Стандарте медпомощи при ЛАГ. Однако эти стандарты сами по себе являются лишь ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медпомощи. И в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт, в том числе по торговому наименованию. Соответствующие решения московских врачебных комиссий у пациенток имеются;
  • организация обеспечения граждан лекпрепаратами относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а положением о региональном минздраве обязывает его организовывать обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Обе пациентки по возвращении домой обратились к своим лечащим врачам в поликлиники по месту жительства и попросили назначить эти препараты. И в обоих случаях лечащие врачи отказались назначать эти препараты. А за препаратами «отправили» пациенток в республиканский минздрав. Минздрав обеспечивать лекарствами отказался.

Региональный минздрав и местные поликлиники не должны уклоняться от обеспечения инвалидов II группы препаратами «по жизненным показаниям», если таковые рекомендованы врачебными комиссиями других медучреждений, в том числе если эти препараты не поименованы в соответствующих стандартах медпомощи (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. № 11-КГ18-8, Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. № 11-КГ18-9).

  • ни у одной из пациентов не было ключевого (по мнению регионального суда) документа: рецепта лечащего врача по месту жительства. Суд сослался на п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который требует наличия именно рецепта на лекпрепараты;
  • кроме того, эта же норма требует, чтобы рецепт был выписан на препарат, поименованный в стандартах медпомощи, а применимый в настоящем случае Стандарт медпомощи при ЛАГ не упоминает препарат Амбризентан (его просила одна из пациенток);
  • а заключение московской врачебной комиссии правового значения не имеет.

2. Продублируйте жалобу в письменном виде в Росздравнадзор. Если у вас нет возможности позвонить, тогда обратитесь в свой территориальный орган с письменным заявлением. Его адрес вы можете найти на информационном стенде медучреждения или на сайте roszdravnadzor.ru.

Подать жалобу в ведомство возможно только в письменном виде. Для этого вам необходимо обратиться в территориальный орган. Его адрес вы можете узнать по справочному телефону Генеральной прокуратуры: 8 (495) 987-56-56, на сайте www.genproc.gov.ru или вашей территориальной прокуратуры.

Если лекарство, которого нет в социальной аптеке, было нужно пациенту срочно, а он вынужден был приобрести его за свой счет в коммерческой аптеке, пациент вправе подать заявление в страховую компанию, выдавшую медицинский полис ОМС, на получение компенсации расходов.

При временном отсутствии выписанного препарата и невозможности его замены аналогичным администрация аптеки обязана поставить рецепт на учет и принять меры к скорейшему получению лекарственного средства. Как только лекарство появится, пациенту должны позвонить. В случае задержки пациент имеет право пожаловаться главврачу или в надзорные органы.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно тексту Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, если гражданин выполнил все предписанные законом действия для получения бесплатных препаратов (или лекарств со скидкой), аптечный пункт, который участвует в государственной программе обеспечения граждан льготными медикаментами, не вправе отказать ему в выдаче препарата.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

Кроме того, законом от 25 декабря 2023 года №489-ФЗ установлено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарства, которые хоть и не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, но назначены врачебными комиссиями по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости «разрешенных» средств.

Также власти признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, стремятся к тому, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции).

До высшей инстанции с жалобой дошел житель Пензенской области, просивший обязать местный Минздрав обеспечить ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарствами бесплатно. Он указал, что три врачебные комиссии разных больниц разрешили его дочери, страдающей редким наследственным заболеванием, индивидуальное применение по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ препарата.

Суд первой инстанции, разрешая спор о признании права на бесплатное обеспечение препаратом «Церлипоназа альфа» исходил из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно наличия редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса ребенка-инвалида, нуждаемости по жизненным показаниям в лечении именно этим препаратом, не зарегистрированным на территории РФ, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиумом врачей, поясняет ВС РФ.

Департамент здравоохранения обратился в областной суд с обжалованием. Как заявили чиновники, согласно требованиям Федерального закона, а именно в ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ, врачебная комиссия может обходить Стандарт медицинской помощи. Но само решение врачебной комиссии должно быть правильно составлено, где также необходимо оформлять протокол решения. Поэтому пациенту и было отказано, так как документы были оформлены не должным образом.

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Читайте также:  До скольки можно сверлить в ухте коми по закону

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Стоит учитывать, что не во всех лечебных учреждениях медики имеют право выписывать льготные рецепты. Аналогична ситуация и с аптеками — льготные лекарства выдают только те организации, которые заключили с государством соглашение о компенсации стоимости этих препаратов. Информацию о медучреждениях, в которые граждане могут обратиться для получения льготных лекарств, можно узнать в региональном департаменте здравоохранения.

Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств — «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». Посмотреть список можно здесь. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.

  • Детский церебральный паралич;
  • Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии;
  • Лучевая болезнь;
  • Системные хронические тяжёлые заболевания кожи;
  • Бронхиальная астма;
  • Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев);
  • Рассеянный склероз;
  • Миопатия;
  • Мозжечковая атаксия Мари.

К сожалению, нередко возникают проблемы с получением льготных препаратов. Например, необходимых лекарств, положенных по рецепту врача, нет в аптеке в момент вашего обращения. Тогда аптека должна взять вас на отсроченное обслуживание и обеспечить вас всем, чем положено, в течение 10 рабочих дней с даты обращения (этого требует приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»). Либо аптека должна предоставить аналогичное лекарство, предусмотренное перечнем лекарственных средств, взамен выписанного.

  • антихолинэстеразные — пиридостигмин бромид;
  • анальгетики — ацетилсалициловую кислоту, морфин;
  • для щитовидки (бетаметазон) или кишечника (панкреатин);
  • инфекционные — тилорон, тетрациклин;
  • психолептики — оланзапин;
  • при сахарном диабете — люкагон, инсулин, метформин;
  • препараты для сердца — дигоксин, соталол;
  • противоэпилептические — бензобарбитал;
  • противопаркинсонические — тригексифенидил;
  • противоопухолевые — бусульфан, интерферон альфа-2а.

Жизненно необходимые препараты: что это за список и зачем он нужен

Комментируя это решение, вице-премьер Татьяна Голикова добавила, что ЖНВЛП — не единственный подобный реестр. Перечень для льготников, выбирающих лекарства либо денежные выплаты, также увеличен на 23 позиции. К тому же больше нет ограничений на выписывание одного препарата по решению комиссии.

Перечни основных лекарств появились в 1977 году, когда первый из них опубликовала ВОЗ. Вслед за ней многие страны переняли эту практику. Для небогатых государств такой список — возможность с минимальными затратами обеспечить население защитой хотя бы от основных болезней, а другим он помогает планировать объемы выпуска препаратов.

С тех пор список значительно менялся. Количество наименований увеличивалось до 1000, менялась классификация и даже его назначение. Его использовали для производства и закупки лекарств, отмены налога на прибыль, закупок на госнужды и региональных квот для льготников. Сегодня основная функция перечня — сдерживание и регулирование цен.

В 2023 году список увеличился на 23 позиции, и всего в нем теперь 758 наименований. В частности, добавлены 8 противоопухолевых препаратов, 4 — от бронхиальной астмы, 3 антибиотика и противогрибковых средства, по 2 — для лечения гепатита С и ревматоидного артрита, по 1 — от инсулинозависимого сахарного диабета, избытка гормона роста, псориаза, шизофрении, и 1 диагностический препарат для проведения МРТ.

Есть и льготники, которые имеют право на бесплатное получение лекарств из списка. В их числе дети до 3 лет, дети из многодетных семей до 6 лет, инвалиды любого возраста, участники и тыловики ВОВ, чернобыльцы и люди, страдающие болезнями из списка «7 нозологий». Если в аптеке нет нужного препарата, то аптека обязана предоставить заболевшему его или аналог в течение 10 рабочих дней.

В какие сроки обязаны обеспечить жизненно необходимым препаратом

По подсчетам некоторых экспертов дефицит финансирования в этой отрасли составляет около 50%. Поскольку эти деньги доводятся до субъектов и местные Департаменты и Министерства сами производят закупки, то становится жалко чиновников, которые сидят и выбирают обеспечить качественными инсулинами 250 детей с сахарным диабетом или закупить 1 пациенту с ночной гемоглобинурией дорогостоящий препарат, стоимостью 300 000 на месячный курс лечения или дорогой препарат онкологическому пациенту, который продлит и улучшит его жизнь на 3-4 месяца. Низко, когда государство перекладывает такую ответственность на плечи людей, а потом и делает их крайними. Другой вопрос, как отказать пациенту или родственниками, мотивируя тем, что «жить-то 3 месяца, все равно умрет, зачем деньги тратить». Все это заставляет вспомнить фразу «смерть миллионов – это статистика, смерть одного – это трагедия» – ее приписывают Сталину, но на самом деле она принадлежит Э.М. Ремарку.

В целом система лекарственно обеспечения в России выглядит как семья, которая не может между собой договориться. Теща (государство, которое пишет законы) постоянно говорит своей дочери (пациенты), что муж (федеральный и региональный бюджет) тебе должен все купить – шубу, машину, возить на моря. И доча в это верит (ну мама же сказала), требует с мужа всеми путями. А бедный муж вкалывает и думает «как обеспечить все потребности тещи». При этом теща и муж между собой на эту тему практически не общаются. Утрированно конечно, но ведь государство – это большая семья…

Поскольку законы прописывают обеспечение определенных категорий пациентов лекарственными препаратами, а финансирования на это в полном объеме нет, то приходится не только чиновникам делать выбор, «кому закупить», но и пациентам бороться за свои права и «выбивать» то, что им положено. Они идут в суд и выигрывают дела, и… о чудо деньги находятся.

Про лекарственное обеспечение в России вообще можно писать целые тома, как «Война и мир» у Толстого. Отдельное внимание заслуживают списки препаратов для льготного обеспечения – список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, список по региональной льготе в Территориальной программе государственных гарантий и др. Система включения препарата в эти перечни крайне непрозрачна, четких критериев нет, практически отсутствует такое понятие как фармакоэкономика. Из-за чего в них оказываются препараты, которые стоит десятки тысяч, а эффективность у них низкая (или вообще не доказанная) или они только для улучшения качества жизни. Большой вопрос к компетентным органам, которые регистрируют предельно допустимую цену на лекарства, если сравнить стоимость некоторых онкологических препаратов в России и в Европе, то в Европе ниже. Видимо у нас в цену закладываются «неофициальные финансовые издержки» при допуске препарата на рынок.

Совсем загадочно выглядит Постановление Правительства №890 от 30.07.1994, которое, не имея финансового обеспечения, закрепляет право отдельных категорий граждан на получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта РФ. Каждый субъект РФ живет по-разному и имеет разные доходы, а социальные обязательства на всех наложены одинаковые. Соответственно в «нищих» регионах с лекарственных обеспечением совсем труба, а в более доходных нормально. Многие пациенты идут на хитрости, прописываются в Москве, чтобы бесперебойно получать лекарства. А один из руководителей местного Департамента здравоохранения однажды заявил, что субъекту легче купить квартиру в Москве пациентам, чье лечение обходится в миллион и более за месяц.

Минздрав России подготовил Памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

Читайте также:  В каких случаях не нужно подавать уведомление о внж

— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

Статья 4 этого ФЗ гарантирует соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам (статья 19).

Заболевшие онкологией не обязаны доказывать чиновникам право на получение бесплатных лекарств, департаменты здравоохранения стоят на защите здоровья и жизни граждан и его сотрудники сами должны помогать в обеспечении нуждающихся необходимыми препаратами, а не чинить им препятствия, подчеркивает Верховный суд РФ.

Высшая инстанция рассмотрела дело инвалида у которого развивалась патологическая секреция, но положения закона касаются не только онкологии и позиция ВС РФ будет полезна всем, кто не может добиться от чиновников обеспечения медпрепаратами за счёт бюджета.

Средство необходимо инвалиду для поддержания жизни, и он был вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. После этого департамент все же рассмотрел его обращение, но пришел к выводу, что удовлетворить его не может, так как пациент представил чиновникам неполный пакет документов. Сотрудники больницы же подтвердили ему, что всю необходимую информацию они в ведомство донесли.

Чиновники, при выявлении недостатков в направленных медицинским учреждением документах, должны были принять меры по устранению этих недостатков, в том числе указать лечебному учреждению на исправление бумаг, считает ВС. Однако департамент устранился от решения данного вопроса и решил переложить проблему с документами на инвалида, пришёл к выводу суд.

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 13 декабря 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований К.Д. к Министерству здравоохранения Нижегородской области о признании незаконным бездействия по обеспечению истца лекарственным препаратом «Силденафил» («Виагра») и обязании обеспечивать указанным лекарственным препаратом.

В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 1 января 2013 года); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В апелляционной жалобе К.Д. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его требований об обеспечении лекарственным препаратом «Силденафил» («Виагра»). Заявитель указывает, что назначенная ему патогенетическая, медикаментозная терапия является жизненно-необходимой и комбинированной, лекарственные препараты «Бозентан» («Траклир») и «Силденафил» («Виагра») назначены ему по жизненным показаниям, что является достаточным для удовлетворения заявленных им требований в полном объеме.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

После жалобы в ЕСПЧ российские власти обязались пожизненно обеспечить инвалида жизненно важным препаратом

В рамках рассмотрения дела в ЕСПЧ позиция Российской Федерации заключалась в том, что из решений национальных судов не следует, что препарат необходимо принимать на протяжении всей жизни заявителя, а также что судом нечетко сформулирована дозировка препарата, что и повлекло выявленные нарушения в обеспечении заявителя указанным лекарством.

«Необходимо отметить, что в процессе рассмотрения дела в ЕСПЧ Александра Курамшина вновь стала получать «Ревистив». Однако нельзя сказать, что позитивные изменения были связаны исключительно с рассмотрением дела в ЕСПЧ. В Минздраве РБ произошли кадровые изменения, это направление стала курировать замминистра Ирина Кононова, усилиями которой процесс закупки препарата сдвинулся с мертвой точки», – заметила Анна Актанаева.

Решением от 20 февраля 2023 г. исковые требования были удовлетворены. Суд указал, что в обязанности Минздрава РБ входило обеспечение ребенка-инвалида соответствующими лекарственными средствами, и обязал ведомство предоставить ей реверсивное лечение в объеме, необходимом для жизнеобеспечения. Верховный суд РБ оставил решение без изменения, и оно вступило в силу, однако власти его не выполнили. В апреле 2023 г. было возбуждено исполнительное производство. Несмотря на то что в том же году Минздрав РФ выдал разрешение на ввоз «Ревистива» в Россию, республиканское министерство неоднократно сообщало родителям девочки, что бюджет региона не предусматривает расходов на приобретение лекарственных средств, не зарегистрированных на территории РФ.

«Чтобы Саша могла жить, у нее под кожей установлен порт, через который с помощью капельницы вводится так называемое парентеральное питание. На учебу девочка всегда уходила с целым мешком лекарств, а после уроков сразу бежала домой – на капельницу. Список лекарств, которые ей приходится принимать постоянно, включает более 30 наименований. Помимо этого необходимо приобретать более 30 наименований расходных материалов – шприцы, растворы, системы и т.п.», – пояснил управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров.

Гораздо полезнее в этом плане, считает эксперт, изучить решение ЕСПЧ о коммуникации этого дела от 4 июня 2023 г., а именно подробное изложение обстоятельств дела и вопросы, которые европейские судьи задали российским властям. «Вот на эти вопросы и следует ориентироваться юристам, которые ведут подобные дела в России и планируют обращаться в Страсбургский суд. Надо следовать логике данных вопросов, ссылаться в формуляре своей жалобы (а главное – в исках и жалобах в отечественных судах, а также на заседаниях всех соответствующих инстанций) на статьи Конвенции, указанные в решении о коммуникации», – заметил он.

С некоторые проанализированными решениями судебных органов трудно согласиться. Так, в Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда по делу № 33-2459-2014 от 25 июня 2014 г. установлено, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в настоящем законе, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

[1] К ним отнесены качественные и количественные характеристики фармацевтических субстанций, лекарственная форма, состав вспомогательных веществ, идентичность способа введения и применения, отсутствие клинически значимых различий при проведении исследования биоэквивалентности (терапевтической эквивалентности), соответствие производителя стандартам надлежащей производственной практики.

С 1 января 2023 года в ступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2023 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его содержание находится в русле установления более жестких требований к описанию объекта закупки, чтобы, с одной стороны, максимально удовлетворить потребности медицинских организаций в востребованных лекарственных препаратах, с другой стороны, не нарушать антимонопольное законодательство. При этом императивный запрет в п. 5 на указание недопустимых критериев объектов закупки лекарственных препаратов (форма первичной упаковки, наличие вспомогательных веществ, иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата) смягчается диспозитивной нормой о том, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные п. 5, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик; б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Анализ данного Постановления дает возможность предположить, что принципиально судебная практика и практика ФАС по вопросам критериев закупки лекарственных средств останется в том же русле, что и до введения в действие данного Постановления.

Читайте также:  Как сдать письменный экзамен нря

С принятием ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ в российском законодательстве впервые получило развитие регулирование отношений, связанных с медицинской помощью гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. Ст.16 ФЗ №323 определяет, что одним из полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья является организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В решении Центрального районного суда г. Читы по делу 2-2144/2014 от 16 апреля 2014 г. истец требует восстановление и признание права на получение лекарственного средства «Циклоспорин» торговой марки «СандиммунНеорал c4f», который ему предписали к назначению для лечения. Однако в нарушение рекомендаций лечащего врача из центра трансплантации «СандиммунНеорал» заменяют на «Циклоспорин» разных торговых фирм — «ПанимунБиорал» и «Экорал», т.е. дженерики. Истец полагает, что дженерики «Циклоспорина» не соответствуют фармакодинамическим свойствам оригинала, химический состав дженериков полностью не выяснен, в связи с чем истец отправил претензию в Минздрав России с просьбой заменить аналогичное лекарственное средства на оригинальное (был получен отказ).Суд пришел к выводу о том, что «Циклоспорин» включен в Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства РФ. В соответствии со ст. 37 ФЗ № 323 назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Доказательств, подтверждающих наличие индивидуальной непереносимости дженериков «Циклоспорин» не представлено, что означает отсутствие оснований для предоставления препарата с торговым наименованием «СандиммунНеорал».

Жизненно важный перечень

Постановление правительства РФ N 871от 28.08.2014 вводит новый порядок формирования всех действующих перечней лекарственных средств, а также жесткие сроки их обновления. Для перечня ЖНВЛП – 1 раз год, для остальных перечней (дорогостоящих лекарственных средств, лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, минимальный ассортимент ЛС ) – 1 раз в 3 года. Кроме того, перечень жизненно важных препаратов становится основой для формирования остальных документов – чтобы попасть в них, любое лекарство сначала должно быть включено в ЖНВЛП.

Обновленный перечень ЖНВЛП включает 608 препаратов, по сравнению с предыдущей версией в него добавлены 50 МНН и 41 лекарственная форма, 3 МНН исключены. В числе новых позиций – инсулины и сахароснижающие средства, ЛС для лечения заболеваний почек и костной ткани, а также целый ряд препаратов, закупаемых государством в рамках программы лечения высокозатратных заболеваний (т.н. «7 нозологий»).

В начале января правительство РФ утвердило новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В будущем этот важнейший для фармрынка документ будет обновляться регулярно, а процедура внесения изменений в него станет более прозрачной.

Главная задача перечня ЖНВЛП – фиксация цен на наиболее необходимые населению лекарства. Значение документа существенно возрастает в условиях экономической нестабильности и колебаний курсов валют, от которых особенно сильно зависит стоимость импортных медикаментов. По данным главы Минздрава Вероники Скворцовой, в настоящее время на территории России производится 67% ЖНВЛП – речь идет как о площадках отечественных производителей, так и о локализованных производствах зарубежных компаний. Удастся государству избежать резкого скачка цен на фармрынке? Ответ на этот вопрос мы узнаем очень скоро: процесс определения предельных отпускных цен на препараты, включенные в новый перечень ЖНВЛП, должен быть завершен к началу марта.

Процедура формирования перечня стала более открытой: новые правила устанавливают алгоритм подачи заявок на включение/исключение тех или иных ЛС для участников фармрынка и общественных организаций. Заявки рассматриваются комиссией Минздрава, заседания которой транслируются в интернете, а затем передаются на экспертизу в профильные вузы. В процессе формирования нового перечня министерством было рассмотрено более 1000 предложений по внесению тех или иных препаратов в документ.

Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Между тем, в пресс-службе Центра развития перспективных технологий, который является оператором системы маркировки «Честный знак», пояснили, что доля маркированных лекарств на рынке не превышает 10%, поэтому введение маркировки не может приводить к дефициту лекарств.

Премьер-министр России Михаил Мишустин во время совещания со своими заместителями назван недопустимой ситуацию, при которой в аптеках отсутствуют некоторые наименования из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств. Как сообщает RT, глава кабмина рассказал о том, что правительством подготовлено постановление, которое вводит особенности регулирования цен для таких препаратов.

«Более того, чтобы не допустить дефицита, учитывая не полную готовность отрасли (в первую очередь оптово-розничного звена), правительство пошло на встречу бизнесу – при Росздравнадзоре была создана межведомственная комиссия по допуску в оборот немаркированных препаратов. С 1 июля по 24 октября в оборот введено 1,82 млрд упаковок лекарств, из них с маркировкой не более половины», — сообщили в пресс-службе Центра.

Ранее ОТР сообщало, что российские аптечные сети пожаловались на проблемы с продажей лекарств из-за сбоев в системе маркировки. В частности, сложности коснулись и препаратов, которые используются для лечения больных коронавирусом. Из-за сбоев сроки отпуска препаратов увеличились в разы. При поступлении товара от дистрибьютора и при продаже на кассе аптеки лекарство нужно отсканировать, но система, которая собирает информацию о движении упаковки, просто зависала.

На нехватку лекарств жаловались в Саратовской области, где спрос на некоторые препараты вырос в десять и даже 100 раз. Сложная ситуация и в Хабаровском крае. В региональном Минздраве заявили, что это явление временное. Оно связано со значительным ростом спроса из-за распространения коронавируса и ОРВИ, а также с проблемами запуска системы маркировки лекарств.

Adblock
detector