Административная ответственность за строительство на несформированном земельном участке

Во-первых, в случае отсутствия оформленных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю лицо не имеет правовых оснований для владения, пользования и распоряжения земельным участком, то есть не сможет при желании продать, подарить, завещать, обменять земельный участок.

Во-вторых, в случае проведения проверки соблюдения земельного законодательства в рамках государственного земельного надзора на нарушителя может быть наложен административный штраф.
Земельные правонарушения выявляются в ходе государственного земельного надзора, который осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель. Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в отношении граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Это земельное правонарушение является наиболее распространённым.

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения земельного законодательства нарушителю выдаётся предписание об устранении нарушения с установленным в нём сроком устранения, также составляется протокол об административном правонарушении. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу или постановление о назначении административного наказания. Административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого предусмотрен санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

Следует отметить, что привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности устранить нарушение.
Для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны своевременно оформлять документы на земельные участки и использовать земельные участки в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В дальнейшем специалисты РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» отметили, что жилой дом можно классифицировать как 4-квартирный с общим имуществом, а именно лестницей. По факту застройщик изменил целевое назначение участка, на что права не имел. Но администрация Советского района стройку узаконила и дом в эксплуатацию приняла. Иными словами, многоквартирность не разглядела.

– Мы обязываем выполнить демонтажные работы коммунальную службу, – говорит Елена Суходолова. – Но коммунальщики в этом не заинтересованы. Во-первых, чтобы снести чье-то имущество, они должны разработать дорогостоящий проект сноса. Во-вторых, сровнять все с землей тоже не получится – часть имущества принадлежит владельцу и он вправе потребовать возместить его потерю. В-третьих, нужно быть готовым погрязнуть в судебных тяжбах, так как застройщик захочет если и не отстоять свои владения, то хотя бы максимально долго потянуть время. Суды могут длиться годами. Наконец, у коммунальных служб вообще нет статьи расходов на снос «самостроев», а средства на эти работы потребуются огромные. Вся процедура принудительного сноса очень сложная, а в законодательстве она четко не отрегулирована.

Другая нередкая ситуация: гражданин покупает дом с участком земли. Старый хозяин за долгие годы самовольно переместил забор на несколько метров. Новый владелец активно берется за дело, возводит сарай, баню, навес, после чего приходит их узаконить, и тут выясняется, что построены они не на его территории, следовательно, незаконно. Поэтому гражданам, которые собираются что-то строить (новый дом, гараж, реконструкция дома, приобретенного на вторичном рынке, и т.д.), необходимо в землеустроительной службе уточнить границы своего земельного участка, получить в установленном порядке разрешение и только потом приступать к выполнению намеченных работ. Это позволит в дальнейшем сэкономить денежные средства, нервы, здоровье.

Перед подачей документов в исполком или сельсовет нужно через суд признать право собственности на самострой. По итогу у вас на руках будет судебное решение, подтверждающее, что вы являетесь собственником самостроя и имеете право проходить процедуру ее легализации.

В Беларуси действует правило, по которому легализация самостроя происходит в административном порядке через обращение в местную администрацию или сельсовет с заявлением о продолжении строительства (если ее необходимо достраивать) или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию (если она достроена). Далее, на основании положительного решения местного органа власти самострой официально регистрируется в качестве недвижимого имущества и БРТИ вносит запись в регистр о создании нового объекта недвижимости с оформлением права собственности на лицо, которое строило или достраивало объект.

Идиотизм в ранге закона, или Сказ о том, как любого можно привлечь к административной ответственности за; земельное правонарушение

Не смотря на то, что в статьях 1.5., 2.1., 2.2. КоАП РФ прописана презумпция невиновности «правонарушителя» и казалось бы так-же как и по КАС РФ вину должен доказать орган зем.контроля-надзора на практике получается что суды копируют формально тексты постановлений органа зем.надзора или выводы указанные в «акте проверки» о выявленном «земельном правонарушении» и выносят автоматом постановления о наложении штрафов. И ни чем эту стену судов общей юрисдикции к сожалению не прошибёшь: всё оставляется в силе вплоть до Верховного Суда.

Если следовать из открытой и общедоступной информации размещённой на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/site/ земельный участок под зданием(-ями) Верховного суда Российской Федерации, расположенного(ых) по адресу: город Москва, улица Поварская, дом № 15 вообще не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт. Поставлены как ранее учтённые только несколько зданий и корпусов Верховного Суда Российской Федерации с видами их разрешённого использования для эксплуатации зданий.

Не смотря на приведённый мною в судах общей юрисдикции пример, указанный в в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации (Эконом. Коллегия. по линии Арбитражных Судов) от 20 февраля 2023 г. N 305-АД14-5167 http://kad.arbitr.ru/Card/a74dfb18-db5c-42f8-a494-6179e153f6ee что «использование спорного земельного участка с целью эксплуатации здания не свидетельствует об использовании этого земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием» и другие казалось бы веские доводы (ст. 7 и 85 ЗК РФ, ст. 34, 36 ГрК РФ – правообладатель ОКС и ЗУ вправе выбрать любой вид из предусмотренных ГрадРегламентом ПЗЗ видов использования (ВРИ), и при этом никаких разрешений не требуется; градрегламенты по новым ПЗЗ не могут распространятся на ранее построенные и зарегистрированные объекты (часть 8 статьи 36 ГрК РФ) суды общей юрисдикции автоматически проштамповали формулировку части 1 статьи 8.8. КоАП РФ в нарушение статьи 42 Земельного Кодекса РФ подменив (заменив) понятие целевого использования (категории) способами не наносящими вреда земельному участку как природному объекту (ст. 1 ЗК РФ) и окружающей природной среде (ст. 12, 13, 42 ЗК РФ) разрешёнными (или не очень) «видами использования» земельных участков и расположенных на них объектах капитального строительства (ст. 1, 37 ГрК РФ).:

Завершая и доводя эту логику до конца можно привлечь по желанию чиновника (решение которого будет оставлено в силе всеми судами СОЮ вплоть до Верховного Суда) к ответственности за «земельное правонарушение» любого совершеннолетнего жителя России – собственника жилья отписав решение примерно следующим образом:

Указанные судебные акты по административному делу № 12-1314/2023 (№21-144/2023; №4-А-318/2023) были оставлены в силе Верховным Судом Российской Федерации после многочисленных предварительных отфутболиваний без рассмотрения и возврата 25 ноября 2023 г. Постановлением (Определение) Верховного суда РФ от 25.11.2023 г. № 31-АФ16-346.

Читайте также:  Пенсия полковника в 2023 году

Если вам предлагается подобная квартира, и обещается, что уже в скором времени дом будет узаконен, то вас явно обманывают. А если даже и получится такое сделать, то соседи оспорят, и стройка будет запрещена. Закон, который касается дольщиков, в данном случае не срабатывает.

Конкретно в этой ситуации можно обратиться в территориальный орган Росреестра по месту жительства с письменным обращением. Государственным инспектором по надзору за использованием земель по вашему обращению проводится внеплановая проверка насчёт того, является ли законным применение данной территории. Также проверяется и факт самозахвата участка земли соседями.

Наиболее серьезное последствие — необходимость снести дом за незаконное строительство по решению судебного органа. По законодательству такая работа выполняется за счет нарушителя. Это прописано в ГК РФ, статье 222, части 2, пункт 2. Чтобы избежать последствий, владельцу дается возможность провести процедуру узаконивания задним числом.

При отказе суда в сносе объекта у властей отсутствует право настаивать на нём или, того хуже, всё равно сносить постройку и выставлять за это оплату. То можно сказать и об объектах, на которые уже зарегистрировано право собственности. Администрация не может решать, быть сносу или нет. На данный момент в гражданском кодексе так и значится.

Еще в прошлом веке правила строительства были не такими жесткими, как сейчас, и многие постройки можно было узаконить уже после строительства. Сейчас все совсем не так, и получить штраф за незаконное строительство может любой – и тот, кто построил дом на своем участке, и тот, кто вырубил парк для строительства очередного торгового центра. Мы разберем, что именно считается незаконным строительством и что за него грозит.

Можно ли избежать штрафа, если я не успел построить дом на участке

Чтобы не получить штраф в третий раз, участок можно подарить родственнику. На уже полученные штрафы это не повлияет. Но вместо этого лучше заняться благоустройством земельного участка: хотя бы поставить забор или начать копать котлован под фундамент. Даже небольшие работы помогут отсрочить следующий штраф до десяти лет.

Срок, в течение которого необходимо начать строительство на участке, в законе прямо не указан. Но установлен срок, в течение которого пустующую землю могут изъять, — это три года. В него не входит время, которое нужно для освоения земельного участка. Это значит, что, если вы начали строить дом, но за три года не успели, участок не изымут.

Так, в Белгородской области женщина дошла до областного суда, требуя отменить штраф в размере 10 000 Р из-за того, что административный протокол составили без ее участия. Судьи посмотрели фотографии пустого участка и штраф за неиспользование земли сохранили. Но это дало собственнице несколько месяцев отсрочки на его уплату.

Например, в Белгородской области мужчину оштрафовали на 20 000 Р за заросший участок на землях населенных пунктов. Мужчина пытался оправдаться: мол, подъездная дорога находится в частной собственности, он не мог провести коммуникации. И вообще он уже продал участок, просто покупательница болела и воспитывала маленького ребенка, поэтому вовремя не зарегистрировала переход права собственности. Суд оставил штраф в силе, поскольку собственник сменился уже после того, как мужчину привлекли к административной ответственности.

О первой проверке предупредили максимум за неделю — естественно, я не мог выполнить необходимые требования за этот срок. Второй раз не смог устранить нарушения, потому что из-за коронавируса не работали МФЦ. Но от ответственности меня, конечно, никто не освобождает.

Новое в законодательстве о самовольных постройках

Строительство здания или сооружения без получения соответствующих документов в том, числе разрешения на строительство является незаконным. В России самовольное строительство явление распространенное не смотря на то, что существует ряд документов налагающих ответственность как административную, так и уголовную ( в случае несчастных случаев).
В соответствии с ГК РФ Статья 222, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

  • На граждан наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • На должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
  • На юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток

Нарушившее правило застройки физическое лицо, кроме гражданско-правовой ответственности, в соответствии с федеральным законом «О нарушении требований в процессе строительства зданий и сооружений» может привлекаться к административной ответственности на основании Кодекса об административных правонарушениях.

Еще одной проблемой в сносе незаконной постройки является факт ее передачи другому лицу. То есть когда застройщик может сказать, что он не строил объект, а он достался от предыдущего владельца. Здесь возникают очевидные сложности с содержанием закона, ведь согласно ст. 222 ГК РФ сносить самовольную постройку должен именно тот, кто ее возвел и на ком лежит вина в нарушении закона. Но также и продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки в отношении незаконной постройки нельзя.

Иногда незаконное строительство является временным явлением, то есть застройщик начинает стройку не имея полного пакета документов, но в процессе строительства их получает. При этом застройщик лучшем случае рискует получить штраф, в худшем отказ в разрешении на строительство или отказ на подключения к каким либо сетям инженерно-технического обеспечения. В таком случае строительство превращается в всем известный долгострой.

Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области ведения и использования земли. Предметом — сами земельные участки. Объективной стороной правонарушения может быть только действие, которые направлены на присвоение земельного участка. Правонарушение может совершаться только в умышленной форме.

  • на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
  1. Другие статьи по теме:
  2. Оспорить штраф в суде за нарушение земельного законодательства
  3. ООО «Дикес Консалтинг» осуществляет представительство в суде по спорам из административных правонарушений подробнее, а также комплексное юридическое сопровождений организаций в сфере проектирования и строительства объектов недвижимости подробнее

Поэтому никакого административного наказания не может последовать в тех случаях, когда кто-то, в силу ошибки, неосторожности или по иной случайной причине, поставил забор дальше, чем следует. Признаком ошибочности в таком случае является согласие лица, подозреваемого в совершении правонарушения, исправить ситуацию после того, как ему объяснят ошибочность его действий.

  • Принято выделять четыре разновидности нелегального захвата:
  • использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;
  • самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;
  • самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;
  • самозахват участка, не имеющего владельца в видефизического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).
  • Актуальные санкции за самозахват

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в липецкой области в 2023 году

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Нарушение требований, изложенных в статье 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ соответствующего банка.

Кроме того, как показывает практика, несмотря на достаточно большой объем нормативно – правовой базы, научно–методического материала, проблемы в вопросах привлечения к административной ответственности за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов своей остроты не теряют:

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, инспекцией государственного архитектурно–строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей, состоит в несоблюдении обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно–монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов стройиндустрии, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам обсуждения или референдума.

Нарушение целевого назначения, или «простаивание» участка могут повлечь за собой ответственность для собственника. В соответствии со статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, за нецелевое использование земли, для граждан предусмотрен штраф в размере от 0,5% до 1% от ее кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей.

У многих на участках остались постройки, которые были возведены много лет назад, из того, что было, и уже давно не используются по назначению. Так вот, стоящая в дальнем углу участка, на импровизированном фундаменте, груда из гвоздей и палок, тоже должна быть зарегистрирована в Росреестре и обложена налогом. В противном случае придется платить штрафы.

Ведь даже находящийся в чьей-то собственности участок — это территория страны. Более того, это часть экосистемы, в которой мы все живем. Поэтому, государством установлены строгие правила пользования земельными участками, которые обязаны соблюдать все, даже собственники. За пренебрежение этими правилами могут грозить штрафы, а в исключительных случаях — лишение права собственности на землю.

За эти действия, в соответствии со статьей 8.6 Кодекса об административных правонарушениях, для граждан предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Кроме того, будет вынесено предписание об устранении нарушений и рекультивации земли. За его игнорирование, статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях, гражданину грозит штраф от 20 000 до 50 000 рублей.

Попариться в баньке — один из поводов приехать на дачу. Однако баня — одна из самых пожароопасных построек на участке. Поэтому при ее строительстве особенно важно соблюдать расстояния:

  • от жилого дома — не менее 8 метров;
  • от улицы и проезжей части — не менее 5 метров;
  • от колодца или скважины — не менее 12 метров;
  • от высоких деревьев — не менее 4 метров;
  • от границы участка и соседского забора — не менее 1 метра.

Постройка должна находиться на расстоянии:

  • не менее 6 метров от стен соседнего дома, чтобы в случае возгорания имущество соседей находилось на безопасном расстоянии от огня;
  • не менее 3 метров от стен вашего собственного дома (по тем же правилам пожарной безопасности);
  • не менее 1 метра от границы участка, забора и хозяйственных построек.

Например, если собственник земли поставил туалет слишком близко к соседнему участку, повышенная концентрация вредных веществ в почве может привести к нарушению плодородного слоя. За это предусмотрен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей. В случае возникновения угрозы санитарной безопасности будет наложено денежное взыскание от 500 до 1 000 рублей. Также суд может вынести решение о принудительном сносе постройки, которая нарушает строительные нормы и интересы соседей. И это может коснуться не только туалета, но и бани, склада и даже дома.

Если площадь дома превышает 500 кв. метров, перед началом строительства нужно составить проект, подготовить чертежи и схемы будущей постройки с разных ракурсов. Далее потребуется провести пожарную экспертизу, а после завершения строительства — официально сдать дом в эксплуатацию с разрешения местных служб.

Правила строительства на садовом участке не случайно прописывают расстояния от границы с землей соседей. Ведь постройки, возведенные без учета этих расстояний, могут помешать другим людям. Например, дом рядом с забором может заслонить собой от солнца часть земли у соседей, что отрицательно скажется на урожае. А туалет, построенный на слишком близком расстоянии, будет досаждать не самыми приятными запахами.

Административная ответственность за строительство на несформированном земельном участке

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление истца, исходили из отсутствия запретов либо иных ограничений для изменения вида разрешенного использования земельного участка, связанных с процедурами приобретения прав на земельный участок, и не ставили в зависимость от способа приобретения прав на земельный участок возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, спорный земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах муниципального образования, где индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования земельного участка.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Между тем из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15. 04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в течение трёх лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.

Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При этом в соответствии со статьёй 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующе цели в течение более трёх лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использованию по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Исходя из норм действующего законодательства, размещение на земельном участке объектов некапитального строительства не требует предварительного получения разрешений, однако, как показывает практика, предоставленный земельный участок должен использоваться строго согласно установленному виду разрешенного использования, т.е. некапитальные объекты также могут послужить основанием для наложения штрафа за нецелевое использование земельного участка.

Таким образом, в случае выявления факта правонарушения и неуплаты штрафа в срок землепользователь привлекается к ответственности с назначением наказания в виде штрафа в двукратном размере, что не исключает обязанность нарушителя по уплате ранее наложенного административного штрафа.

В соответствии с градостроительным регламентом на своем земельном участке Клиент Содружества не может осуществлять строительство и/или реконструкцию, приводящие к созданию на земельном участке любых объектов, назначение которых противоречит установленному виду разрешенного использования.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается уполномоченным органом по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

В силу закона собственник земельного участка может строить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Но эти права осуществляются только при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Самовольное строительство в Беларуси

  • • лицо осуществило самовольное строительство на земельном участке, предоставленном ему на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения (замечу, согласно действующему законодательству, земельный участок может принадлежать на праве собственности и негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь);
  • • сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
  • • вынесено судебное решение о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время следует признать, что в некоторых случаях граждане вынуждены идти на самовольное строительство и рисковать остаться без недвижимости, так как жизненные обстоятельства, к сожалению, не всегда позволяют соблюсти все установленные законодательством требования, ограничения и сроки.

К тому же следует учесть, что законодательство предусматривает различные последствия самовольного строительства. Последствия зависят от оснований, по которому строительство признается самовольным, а также насколько результаты такой деятельности нарушают действующие нормативные акты, будут иметь иные негативные последствия для здоровья, прав и интересов людей, их имущества, окружающей среды и т.д.

Если, рассмотрев заявление, суд вынесет решение о признании за лицом, осуществившим самовольное строительство, права собственности на возведенное здание (сооружение) или произведенную реконструкцию, то в этом случае судебное решение будет являться основанием для того, чтобы:

Так как самовольное строительство предусматривает наступление в том числе таких затратных последствий, как снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, или приведение самовольной постройки в прежнее состояние, то и данные вопросы Кодексом также достаточно подробно регламентированы. В частности, установлено, что указанные работы на основании вступившего в силу решения исполкома выполняются лицом, осуществившим самовольное строительство, либо законным приобретателем, либо за счет таких лиц. В случае, если решение исполкома в части проведения вышеназванных работ будет выполнено законным приобретателем, то в этом случае он вправе предъявить регрессное требование к лицу, осуществившему отчуждение ему такого земельного участка, о возмещении понесенных затрат.

Жилое помещение, обремененное ипотекой, возможно перепланировать исключительно с согласия кредитной организации, так как объект находится в залоге. На практике, банки редко дают разрешение на внесение изменений в конфигурацию залоговых квартир.

Одним из результатов работы городских дум и районных законодательных собраний является разработка и утверждение генплана территории. Это означает, что в таком документе, как «Генеральный план застройки» все территории поделены. В плане указано, где запланировано строительство жилых домов, какая этажность при этом допустима.

Доработка законопроекта была необходима по многим показаниям, одно из них: статья № 222 разрешала местной власти самостоятельно принимать решение о признании здания самовольной постройкой, даже в тех случаях когда строение являлось единственным жильем для граждан, эти здания были снесены.

  1. За нарушение порядка возведения, восстановления (реконструкции), а также капремонта сооружений, относящихся к категории объектов капстроительства, предусматриваются следующие штрафные санкции:
  • Обычные граждане (физлица) — от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
  • Лица при должности — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет деятельности на срок до 3-х месяцев (90 суток).
  • Компании (юрлица) — от пятисот (500) тысяч до миллиона рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Несоблюдение сроков передачи в уполномоченные органы власти, структуры госнадзора, а также исполнительные органы на местах (для субъектов РФ) извещения о начале процесса возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта сооружения, относящегося к объектам капстроительства. К этой же категории относится отсутствие уведомления в направлении органов госстройнадзора федеральных или исполнительных органов власти (для субъектов РФ) о сроках окончания строительных работ здания, подлежащего проверке. При таком нарушении нарушителя ожидают следующие штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) — от пятисот (500) до тысячи (1000) рублей.
  • Лица при должности — от десяти (10) до тридцати (30) тысяч рублей.
  • Предприниматели, работающие без создания юрлица (ИП) — от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) — от ста (100) до трехсот (300) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Если строительная компания (застройщик) продолжает работы без оформления актов, подтверждающих устранение выявленных органами стройнадзора нарушений или недостатков в процессе возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта здания, относящегося к категории объекта капстроительства, это влечет за собой такие штрафы:
Adblock
detector