Для чего она объявленная стоимость груза

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Для чего она объявленная стоимость груза

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и устанавливают порядок предъявления грузоотправителями грузов к перевозкам, с объявлением их ценности.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно определяется по аналогичным товарам.

Опись грузов с объявленной ценностью составляется в трех, а для грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, — в двух экземплярах. Один из экземпляров возвращается грузоотправителю. Другой экземпляр описи остается у перевозчика. Оставшийся экземпляр закрепляется внутри вагона, контейнера на видном месте либо при перевозке грузов мелкой отправкой вкладывается в одно из грузовых мест.

3. При предъявлении для перевозок грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) представляет перевозчику опись грузов (грузовых мест) с объявленной ценностью, заполненную согласно форме, предусмотренной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

  • драгоценных металлов, камней и изделий из них;
  • музейных и антикварных ценностей; предметы искусства и иные художественные изделия;
  • грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза».

Как мы выяснили, транспортная накладная – документ нужный, без которого не обойтись. Но в связи с принятием новой формы возникла неясность. Отменяет ли новая накладная прежнюю – товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78? Оказалось, что нет, не отменяет.

В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, – объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12.

Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных – либо ТТН, либо № ТОРГ-12.

Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Товарная накладная по форме ТОРГ-12 2021 года: скачать бесплатно бланк и образец заполнения ТН в Excel, Word, PDF

  1. Сведения об участниках поставки (продавце, грузоотправителе, грузополучателе, плательщике), в том числе их наименования, адреса, телефоны, банковские реквизиты и коды ОКПО и ОКВЭД.
  2. Реквизиты договора, на основании которого происходит поставка, и транспортной накладной.
  3. Реквизиты самой товарной накладной — ее номер и дата.
  4. Информация о товаре: наименование, единица измерения, количество, цена, а также стоимость и предъявляемый покупателю НДС (о заполнении накладной без НДС читайте в материале«Как заполнить товарную накладную (ТОРГ-12) при работе без НДС (образец)»).
  5. Сведения о приложениях к накладной (например, сертификаты, паспорта и т. п. на товар).
  6. Завершает документ раздел с многочисленными подписями. Со стороны продавца ее подписывают работник, разрешивший отпуск груза, главбух и сотрудник, который груз непосредственно отпустил. С другой стороны подписи проставляют представители покупателя и грузополучателя. Здесь же приводятся сведения о доверенности, на основании которой представитель покупателя принимает товар, и указываются даты подписания документа сторонами.

Международно-транспортная накладная – документ, подтверждающий автоперевозку продукции. Бланк накладной имеет унифицированную форму. Основанием для оформления служит необходимость передачи товара с использованием транспортных средств. Данный документ применяется при транспортировке продукции за границу.

Поскольку не существует единой унифицированной формы товарной накладной, учитывать определённые нюансы при её заполнении необходимо. Поэтому образец накладной создаётся предприятием. Так, в строке с реквизитами нужно вписать номер ОКПО. В поле «Вид операции» никакая информация не вносится.

Объем продаж впишите в графу 4 вплоть до первого знака после запятой. По строке 01 указывайте фактический оборот оптовой торговли по всей продукции. Разбивку по группам товаров указывайте в строках 02-120. Заполнять их все не нужно, ваши строки — только те, где указана группа ваших товаров. Для удобства поиска именно ваших товаров используйте ОКПД2, который указан в графе 2.

  • количество транспортируемой продукции;
  • перевозочный маршрут;
  • лицо, перевозившее продукцию;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • время, затраченное на перевозку;
  • состояние груза;
  • дата погрузки и выгрузки.
  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.
  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

    Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

    Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

    Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.

    Порядок заполнения CMR-накладной

    Страницы «3 Экземпляр для перевозчика» и «4 — для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, направляются перевозчику. Четвертую страницу CMR- накладной̆ перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третью страницу прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной̆ платы водителю).

    Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
    Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18.

    указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе.

    • Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
    • Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
    • Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

    При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

    Чтобы списывать и приходовать товары, применяется ТТН, тогда как для той же цели в дополнение к ТН понадобится ещё ТОРГ-12. Использовать оба документа ТН и ТН в комплекте необходимо только при перевозке алкогольных напитков и спиртосодержащих продуктов. В остальных же случаях достаточно одной из форм. Ни ТН, ни ТТН не требуется вовсе, если покупатель на своём транспорте забирает груз со склада поставщика. Тогда поставить на приход товар можно, используя товарную накладную (ТОРГ-12), а зафиксировать расходы на транспортировку с помощью путевого листа. Если с компанией-перевозчиком заключён договор фрахтования, то вместо ТН оформляют заказ-наряд.

    Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

    • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11.1997 г. № 78;
    • транспортная накладная (ТН), форма утверждена правительственным постановлением от 04.2011 г. № 272 в приложении 4 к Правилам транспортировки грузов.

    К заполнению транспортной накладной следует отнестись со всей ответственностью, точно прописывать в бланке адреса погрузки и разгрузки, госномера ТС и прочие сведения. Все предоставленные данные проверяются перевозчиком, и несоответствия с фактами могут послужить причиной отказа в услуге. К тому же обнаружение ложных сведений государственными органами приведёт к дополнительным трудностям. Оформление документа начинается с внесения информации о номере экземпляра, датирования и указания порядкового номера заявки. ТН нового образца включает 17 разделов и заполняется следующим образом:

    Данный документ потребуется и в качестве отчётности при налоговой проверке, поэтому отнестись к правильности его заполнения следует внимательно, чтобы у представителей службы не возникло сомнений по поводу неактуального предоставления информации о движении денежных средств. Любые расхождения сведений в транспортных накладных с действительностью могут привлечь ненужное внимание налоговиков и повлечь за собой неприятные последствия в виде дополнительных начислений.

    Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2021 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.

    Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2022 года.

    Действующим законодательством настойчиво говорится об указании в документах фактического перевозчика, после которого нет иного контрагента в сделке. Цель данной определенности ясна — контролирующим органам необходима точное представление о конечном получателе платежа за перевозку. В таком случае остальные участники не смогут применить льготу при налогообложения или уменьшить налог на прибыль путем списания ГСМ и приобретения запчастей.

    • раздел 1 «грузоотправитель» — новое поле для отметки, что экспедитор является отправителем груза;
    • раздел 1а «клиент» — указываются сведения о заказчике груза;
    • раздел 3 «груз» — фиксируется объявленная ценность перевозимого товара и реквизиты отгрузочной документации;
    • раздел 6 «прием груза» — прописываются сведения о лице, передавшем ценность представителю предприятия-заказчика;
    • раздел 11 «транспортное средство» — указывается тип владения ТС (собственник, арендатор, лизингополучатель).

    Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

    Для чего она объявленная стоимость груза

    Подсчитав потери Грузополучатель потребовал от Экспедитора возмещения убытков за некачественно оказанную услугу. Убытки получились такими: 29 925 рублей (стоимость поврежденного груза) и 2 900 рублей (стоимость убийственной перевозки груза). Грузоотправитель считал стоимость утраченной краски по той цене, которую он за неё заплатил (около 236 рублей за 1 кг).

    И хотя груз был краской в вёдрах, 12 мест, массой 384 килограмма, но «в экспедиторской расписке стороны согласовали объявленную стоимость груза в размере 100 руб. 00 коп». Аккурат по 26 копеек за 1 килограмм краски. Стоимость перевозки (2 900 рублей) Грузополучатель оплатил.

    Груз, конечно, доехал до пункта назначения, но немного не таким, как выезжал из пункта отправления. При получении груза выявилось: 12 металлических ведер помяты, у 3 ведер крышки полностью сорваны, в 5 ведрах крышки вскрыты, у 3 ведер краска вытекла полностью, из 5 ведер краска вылилась частично, оставшееся содержимое (краска различных цветов) частично перемешалось. Расхождение по указанному в экспедиторской расписке и фактически переданному грузу составило 127 кг. Одним словом, 127 килограмм краски утекло, усушилось, утряслось и испарилось. Потеря трети отправленного груза дело очень огорчительное.

    Так вот, суд прямо и сказал: «имея возможность определять объявленную ценность самостоятельно, стороны могли достичь согласия и о более высокой, чем указанный в экспедиторской расписке, стоимости груза, увеличив предел ответственности экспедитора. Также, грузоотправитель имел право не объявлять ценность груза вообще».

    Если ценность груза объявлена, то экспедитор отвечает за груз в объёме этой ценности. Если какая-то часть груза пропала или повредилась, то на эту часть от объявленной ценности груза и можно предъявлять претензии Экспедитору. Пропала треть груза – требуй треть объявленной ценности.

    В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

    Бремя оформления товарно-транспортной накладной может лежать на собственнике товара (продавце) если перевозкой занимается собственник самостоятельно. Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

    Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

    В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

    Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

    10. При оформлении представленных грузоотправителем перевозочных документов перевозчиком проверяется правильность заполнения грузоотправителем описи грузов с объявленной ценностью, в описи грузов указывается номер транспортной железнодорожной накладной, проставляется подпись в строке «Опись принята», которая заверяется календарным штемпелем. Если опись грузов с объявленной ценностью составлена на двух и более листах, календарный штемпель и подписи грузоотправителя и перевозчика проставляются на каждом листе.

    12. О выявленном перевозчиком несоответствии предъявленного к перевозке груза сведениям, указанным в описи грузов, составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170, N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 30, ст.4596; 2012, N 25, ст.3268; 2014, N 6, ст.566, N 23, ст.2930, N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.56, N 14, ст.2021; 2016, N 27, ст.4160; 2017, N 18, ст.2662, N 30, ст.4457; 2018, N 17 ст.2422, N 31, ст.4842, N 32, ст.5105)

    7. Опись грузов составляется в трех, а для грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом — в двух экземплярах. Один экземпляр описи грузов возвращается грузоотправителю, второй экземпляр остается у перевозчика, третий экземпляр закрепляется внутри вагона, контейнера на видном месте либо при перевозке грузов мелкой отправкой вкладывается в одно из грузовых мест.

    4. При предъявлении для перевозок грузов с объявленной ценностью грузоотправителем вместе с транспортной железнодорожной накладной представляется перевозчику опись грузов с объявленной ценностью, в которой указываются сведения о таре и (или) упаковке, наименование и количество предметов (вещей), сумма объявленной ценности груза. Опись грузов заверяется подписью грузоотправителя. Рекомендуемый образец описи грузов с объявленной ценностью (далее — опись грузов) приведен в приложении к настоящим Правилам.

    Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

    Постановлением от 21.12.2020 г. № 2200 Правительство Российской Федерации сделало всем перевозчикам и экспедиторам сюрприз, приняв новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (ППГАТ). Они начали действовать с 01 января 2021 года, то есть, сразу после новогодних каникул. Прежние Правила перевозки грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 г. № 272) утратили силу. Целями принятия новых ППГАТ, согласно пояснительной записке к законопроекту, были:

    Здравствуйте, Иван. Оставление без заполнения граф транспортной накладной создает самостоятельные риски для различных участников перевозки. К примеру, если в накладной не заполнена стоимость перевозки и в договоре она тоже не обозначена, для перевозчика будут созданы дополнительные трудности при доказывании взыскиваемой провозной платы (придется руководствоваться частью 3 статьи 424 ГК РФ и исходить из среднерыночной цены). Те же трудности могут возникнуть и у плательщика за транспортные услуги при обосновании уплаченной суммы в ИФНС.

    Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

    Ранее законом не была установлена обязанность указывать в качестве перевозчика владельца транспорта, так как в силу ст. 2¹³ Устава перевозчиком является то лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз надлежащему получателю. В Уставе автомобильного транспорта по-прежнему не содержится указания на то, что перевозчик должен оказывать услуги принадлежащими ему транспортными средствами.

    Здравствуйте, Фериде. В 16-ой графе указывайте свою организацию в качестве плательщика, в строке «должность, подпись, расшифровка подписи Перевозчика (уполномоченного лица) при необходимости» ставит подпись уполномоченный представитель перевозчика, указанной в 10-ой графе — обычно это водитель, если соответствующее условие предусмотрено договором.

    Потребитель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно (ч. 2 ст. 15 Устава, п. 65 Правил перевозок).

    При невозможности составить акт о повреждениях в день приема груза он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчика от составления акта потребитель вправе составить акт без его участия, предварительно уведомив перевозчика в письменной форме (п. 80 Правил перевозок).

    • Товар, приобретенный через Интернет, может быть доставлен как за счет продавца, так и за счет потребителя. В последнем случае потребитель (грузополучатель) вступает в правоотношения с транспортной компанией (перевозчиком). Роль продавца, как грузоотправителя, в данных отношениях тоже важна.
    • Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ч. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — Устав).
    • Форма транспортной накладной должна содержать сведения о перевозчике и его ответственности, грузоотправителе и грузополучателе, наименовании груза и его фактическом состоянии, массе, количестве грузовых мест, виде тары, способе и состоянии упаковки, дате и времени подачи транспортного средства под погрузку, сроках, по истечении которых груз считается утраченным, форме уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза, стоимости транспортных услуг (приложение № 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, далее — Правила перевозок).
    • Транспортная накладная в 3-х экземплярах подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком. Перевозчик не вправе вносить какие-либо пометки и исправления в одностороннем порядке (п. 9 Правил перевозок).
    • Грузоотправитель (продавец) обязан подготовить груз (товар) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, приложить сопроводительные документы на товар (ч. 2, ч. 3 ст. 10 Устава), нанести на упаковку информацию о наименовании грузоотправителя и грузополучателя, массе грузового места, адресе пунктов погрузки и выгрузки, нанести манипуляционные знаки (условные), характеризующие способ обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке (п. п. 31-35 Правил перевозок).
    • Если состояние груза и его упаковки при принятии у грузоотправителя не соответствует требованиям Правил перевозок перевозчик обязан в присутствии грузоотправителя сделать отметки об этом в транспортной накладной, либо отказаться от исполнения договора (ч. 4, ч. 5 ст. 10 Устава).
    • При получении груза потребитель проверяет соответствие груза сведениям, указанным в накладной (п. 68 Правил перевозок).
    • При обнаружении повреждения кузова автомобиля, тары, контейнера, упаковки, пломб, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке (ч. 9, ч. 10 ст. 15 Устава).

    В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обращаются потребители с жалобами на некачественные услуги транспортных компаний, по вине которых утрачен или причинен вред товару, приобретенному дистанционным способом. В большинстве случаев взыскать с перевозчика ущерб и убытки затруднительно из-за упущенного потребителем времени и неверно составленных документов. Практика рассмотрения подобных жалоб показывает, что перевозчики используют неосведомленность потребителей, чтобы уйти от ответственности.

    1) стоимости утраченного или недостающего груза в случае утраты или недостачи груза;
    2) суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения (порчи) груза, или его стоимости в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза;
    3) доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью;
    4) объявленной стоимости в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью и испорченного или поврежденного (ч. 7 ст. 34 Устава).

    Статья 83 КВВТ РФ

    Ценность грузов объявляется исходя из их стоимости. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно определяется по аналогичным товарам.

    2. Перевозки отдельных грузов осуществляются в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей. Порядок и перечень грузов, перевозимых в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей, устанавливаются правилами перевозок грузов или соглашением сторон.

    При сопровождении грузов, имеющих особые физико-химические свойства (самовозгорающиеся, скоропортящиеся, пылящиеся и др.), а также грузов, перевозка которых осуществляется под контролем органов государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора, сопровождающим должны соблюдаться положения технических регламентов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к перевозке указанных грузов.

    Существует правило о том, что объявленная грузоотправителем ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. При этом перевозчик имеет право проверить достоверность указанных грузоотправителем в перевозочных документах сведений об объявленной ценности груза. С этой целью перевозчик вправе запросить от грузоотправителя документы, подтверждающие действительную стоимость груза либо за счет отправителя назначить экспертизу. При действительном завышении суммы объявленной ценности действия грузоотправителя будут являться злоупотреблением правом.

    1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет право грузоотправителей предъявлять для перевозок грузы с объявленной ценностью. За объявленную ценность грузов взыскивается плата по тарифу, установленному в порядке, предусмотренном ст. 6 КВВТ (см. комментарий к ст. 6).

    Приказ МПС РФ от N 40 Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью

    Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно определяется по аналогичным товарам.

    8. Опломбирование вагонов, контейнеров запорно-пломбировочными устройствами при перевозках грузов с объявленной ценностью осуществляется в порядке, предусмотренном правилами пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

    3. При предъявлении для перевозок грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) представляет перевозчику опись грузов (грузовых мест) с объявленной ценностью, заполненную согласно форме, предусмотренной в приложении N 1 к настоящим Правилам.

    Перевозчик возмещает грузоотправителю, грузополучателю ущерб, причиненный при перевозке груза с объявленной ценностью, в размере объявленной стоимости груза (в случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости) или в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, а также возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

    1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и устанавливают порядок предъявления грузоотправителями грузов к перевозкам, с объявлением их ценности.

    Читайте также:  В летний период какие льготы для пенсионеров для поездки в сад
  • Adblock
    detector