Градостроительный кодекс по ижс

После окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщику необходимо будет подать в уполномоченный орган соответствующее уведомление, по результатам проверки которого уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. Минстрой России уже подготовил проект 1 соответствующих уведомлений.

Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми при строительстве, реконструкции объектов ИЖС и садовых домов не требуется выдача разрешения на строительство. Вместе с тем в таких случаях застройщик должен будет подать в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве (реконструкции). Уполномоченный орган после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

До какой даты сохранен упрощенный внесудебный административный порядок легализации объектов индивидуального жилищного строительства, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для этих целей? Узнайте из материала «Самовольная постройка» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Объект ИЖС, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу рассматриваемого закона, может превышать параметры, указанные в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции этого закона), при условии, что параметры данного объекта соответствуют разрешению на строительство.

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, вступившими в силу 4 августа, под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Предусмотрено, что параметры, установленные Градостроительным кодексом РФ для объектов ИЖС, применяются также к жилым домам и индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено законодательством (Федеральный закон от 3 августа 2023 г. № 340-ФЗ).

Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома больше не требуется

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, под объектом индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Минстрой РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

Градостроительный кодекс по ижс

9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14_3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ);

В Градостроительном кодексе поменялось определение объекта индивидуального жилищного строительства. Законом № 340-ФЗ установлено ограничение не только в этажности (не более чем три этажа), но и по высоте — не более 20 м. Такой объект состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Стоимость разработки такого проекта значительно выше стоимости проекта индивидуального жилого дома. Так как к проекту и его составу предъявляются особые требования, отступать от которых нельзя. Для проверки качества разработанной документации законодательно установлена необходимость проведения экспертизы.

Обязанность использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предписана нормами статей 42, 45 ЗК РФ, статьи 284 ГК РФ, за неисполнение которых частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Схематично этот процесс выглядит следующим образом: человек задумал построить дом, он обращается в орган местного самоуправления (ОМС) с уведомлением о планируемом строительстве, к которому прилагает правоустанавливающий документ на земельный участок. Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет. Подать уведомление можно несколькими способами: через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением по почте.

В основе рейтинга — доля принятых решений о приостановлениях и отказах в государственном кадастровом учёте от общего объёма документов, поданных данными специалистами. Чем меньше в практике доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учёте, тем, соответственно, выше качество подготовленных документов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации; от N 190-ФЗ (ред

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2023 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2023 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2023 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее — национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

Обязанность использования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предписана нормами статей 42, 45 ЗК РФ, статьи 284 ГК РФ, за неисполнение которых частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем (ст. 37 ГК РФ; пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

С 04.08.2023 строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо надлежащим образом уведомить уполномоченный орган о планируемом строительстве или реконструкции (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2023 N 340-ФЗ). Постановка построенного объекта ИЖС на кадастровый учет и регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, к которому прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС. При этом сведения об объекте ИЖС могут быть указаны в техническом плане на основании составленной и заверенной правообладателем декларации об объекте недвижимости (ч. 1.2 ст. 19, ст. 24 Закона от 13.07.2023 N 218-ФЗ).

Читайте также:  Срок уплаты за патент на 2023 год

Законодательство относит к объектам индивидуального жилищного строительства отдельно стоящие здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, и не предназначены для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Отличительной особенностью объектов ИЖС является то, что при их строительстве, реконструкции не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

Под индивидуальным жилищным строительством понимается возведение на земельном участке с соответствующим видом использования жилого дома не выше трех этажей для проживания граждан. При этом жилой дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Электричество подводится посредством воздушных линий электропередачи, причем минимальная высота, на которую поднимается кабель – 2,75 м, если на улице отсутствует движение. В противном случае провод должен проходить на высоте более 6 м, чтобы не мешать оживленному движению и исключать угрозу для жизни. Опоры для линий электропередач располагаются на расстоянии 25 м, провода – через 20 см друг от друга. Электросчетчики устанавливаются в специальных коробках внутри либо снаружи дома, для монтажа проводки используются изолирующие материалы.

Газовый трубопровод прокладывается только со стороны котла или кухни – тянуть его сквозь фундамент либо через всю площадь дома к месту использования запрещено. Исключение составляет лишь случай, если на вход в комнату устанавливается запорный кран. В качестве соединения применяются сварные элементы либо резьбовые вставки. Газоснабжение домов может быть от газобаллонных установок сжиженного газа, от резервуарных установок со сжиженным газом или от газовых сетей. Если используются газовые баллоны вместимостью более 12 л, их помещают в металлические ящики вне жилого помещения не ближе 5 метров от входа в здание.

Забор обозначает границы участка, однако размещение строений и посадок также имеет некие ограничения. Кроной дерева не должен перекрываться тротуар, она не может нависать над соседскими посадками, а звуки и запахи из хозпостроек не должны создавать помехи для прохожих и соседей. Расстояние между забором и участками соседи вправе изменять по общей договоренности, документально заверенной у нотариуса.

  • до жилого дома – 3,0 м;
  • до свинарника, птичника, хлева – 4,0 м;
  • до теплицы с органическими подкормками – 4,0 м;
  • до гаража и сарая – 1,0;
  • до бани, душа, туалета – 8 м (это расстояние должно соблюдаться между постройками, расположенными на смежных участках);
  • до высокорослых деревьев – 4,0 м;
  • до среднерослых деревьев – 2,0 м;
  • до кустарников – 1,0 м.

Расстояние от здания замеряется от стены либо цоколя, насаждений – от ограды до условной середины ствола. При планировке участка необходимо учитывать, что общая площадь сооружений, дорожек и площадок должно занимать не более 30% от всей территории участка. Остальное пространство отводится под зеленую зону, вымостить весь участок нельзя в соответствии с п.6.11.

Ипотека в домике

  • Инди­ви­ду­аль­ное стро­и­тель­ство на зем­лях кате­го­рии “под засе­ле­ние” не тре­бу­ет разрешения.
  • Тре­бо­ва­ния к про­ект­ной доку­мен­та­ции не очень строги.
  • Дом лег­ко заре­ги­стри­ро­вать, полу­чить про­пис­ку и поч­то­вый адрес.
  • Инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ци­он­ные сети под­клю­ча­ют­ся бесплатно.
  • Все соци­аль­но зна­чи­мые объ­ек­ты нахо­дят­ся вблизи.

Что такое земля для садоводства и чем они отличаются от ИЖС – простыми словами садовые земли предназначены для выращивания плодовоовощной продукции и строительства связанного с этим объектов, а земли ИЖС – именно для строительства на них жилого дома. То есть, грубо говоря, наше законодательство сначала запрещало строить жилые дома в садоводстве, потом вроде как со скрипом разрешило, и сегодня уже стало легко получить статус жилого дома в садоводстве, но садовая земля все равно вызывает ряд вопросов у государства, хотя это в меньшей степени относится к Москве (ниже написано, что у садовых участков еще есть и подкатегории, которые влияют на стоимость участка и его статус для строительства).

Под­го­тов­ка про­ект­ной доку­мен­та­ции при строительстве/реконструкции ОИЖС, на осно­ва­нии ст.48 ГрК РФ, может осу­ществ­лять­ся самим застрой­щи­ком (в иных слу­ча­ях это дела­ют про­ект­ные орга­ни­за­ции по зака­зу застрой­щи­ка). Госу­дар­ствен­ная экс­пер­ти­за такой доку­мен­та­ции не про­во­дит­ся (ст. 49 Грк).

Сколько это может стоить – четыре человека из нашего СНТ оформили себе ИЖС бесплатно (до 2023 года), два человека в 2023 году за сумму от 3 000 рублей до 90 000 рублей, еще двум расчет составил 700 000 рублей (так как оказывается, что у наших земельных участков имеется еще и подкатегория, например садовый участок для выращивания плодоовощной продукции или садовый участок для строительства – то есть вроде все участки равны, но какие-то «равнее»).

P.S. Дружеский совет всем жителям нашего СНТ – оформляйте свои участки и дома как можно скорее, вокруг нашего СНТ ведется активное строительство и надо быть готовыми к любому развитию событий. Напоминаем, что также создан чат нашего СНТ, где обсуждаются все актуальные вопросы, в том числе и ИЖС, подключайтесь.

13. Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

11. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке — установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

10. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

2. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Для понимания приведен рисунок, где представлена таблица из ПЗЗ одного из поселений. В выделенных столбцах для территории типа Ж-2 (допускающей строительство индивидуальных жилых) указывается минимальный отступ. В соседнем столбце можно посмотреть максимальный процент застройки – это отношение площади под домом к общей площади участка.

В большинстве случаев, дом в плане имеет вид прямоугольника, стороны которого обращены к соответствующим земельным границам. В зависимости от расположения дома в пределах участка, от каждой стороны дома до границы остается отступ. Эти расстояния и нужно указать, заполняя поле.

Министерства строительства и ЖКХ пока не давало каких-либо рекомендаций по поводу заполнения поля 2.4. В таком случае остается принять, что для этих физических лиц нужно указывать ту же информацию, что и об основном застройщике – ФИО, адрес фактического проживания и реквизиты паспорта.

  • характеристиках дома (высота, этажность);
  • цветовом оформлении экстерьера;
  • предполагаемых стройматериалах, использование которых формирует концепцию и влияет на внешний вид здания (например, материалах, характерных для определенного архитектурного стиля);
  • других параметрах, которые требуется указать в соответствии с градостроительным регламентом – там они выступают в роли требований к архитектуре капитальных объектов.
  • через МФЦ (многофункциональный центр);
  • заказным письмом;
  • через Госуслуги (на момент написания статьи функция доступна для жителей Москвы и МО, подробнее).
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • паспорт;
  • заполненный бланк (подробнее о бланке далее).
Читайте также:  Выплаты при рождении третьего ребенка в 2023 году в красноярском крае

Градостроительный кодекс по ижс

Разработанные проектные решения подлежат опубликованию и обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих на территории. При этом всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Значительное место в Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Фактически этот состав соответствует традиционной стадии «проект» с несколько расширенной организационной частью. Содержащейся в этом составе информации достаточно для оценки соответствия запроектированного объекта градостроительным требованиям и, возможно, требованиям будущих технических регламентов. Рабочую документацию Кодекс не затрагивает.

В качестве документов территориального планирования Российской Федерации Кодексом определены схемы территориального планирования Российской Федерации, разрабатываемые по тематическим направлениям, например, в области обороны страны и безопасности государства, в области развития путей сообщения, информации и связи, и т.д. Эти схемы должны разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В определенных законом случаях они подлежит согласованию с субъектами Российской Федерации.

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

Правовой статус объекта вспомогательного использования

В августе 2023 фирма, занимавшаяся в г. Острогожске (Воронежская обл.) торговлей строительными материалами, получила от местных властей предписание о приостановке строительства склада. Позиция чиновников была следующей – раз собственники не получили разрешения на строительство, значит, строение незаконное и стройку необходимо «заморозить». Бизнесменов такое положение вещей не устроило и они обратились к нам. Кстати, мы писали ранее о той истории.

В действующем градостроительном законодательстве официально не закреплено такое понятие как «объект вспомогательного использования». На практике это вызывает сложности с доказыванием не только у сторон в судах, но и у самих судей. Ведь нередко в делах о признании постройки самовольной определение ее статуса как объекта вспомогательного использования играет важнейшую роль. Что же такое «объект вспомогательного использования»? Давайте разбираться.

Относительно недавно к разрешению данного вопроса с собственным видением ситуации подключился Росреестр (см. письмо Росреестра от 13.04.2023 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования»). В частности, в п. 2 этого письма указано, что строения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.

Так, показательным является дело № А41-11828/2023 о признании незаконным решения Росреестра об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости. Заявителю было отказано, поскольку он не представил доказательства того, что заявленный к регистрации прав объект является вспомогательным и не требует получения разрешения на строительство (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2023 № Ф05-23419/2023 по делу № А41-11828/2023).

Хотя это письмо и не является нормативным правовым актом и носит разъяснительный характер, не стоит преуменьшать его значение. В своем письме регистрирующий орган высказал свою принципиальную позицию, которой следует руководствоваться, тем более — в отсутствие другого нормативного регулирования.

Индивидyaльныe, или чacтныe дoмa — кaпитaльныe здaния, кoтopыe пpeднaзнaчeны для пpoживaния oднoй ceмьи и pacпoлoжeны oтдeльнo oт дpyгиx пocтpoeк и coopyжeний. Чacтныe дoмa мoгyт имeть пpидoмoвyю тeppитopию paзнoй плoщaди, кoтopaя являeтcя coбcтвeннocтью жильцoв вмecтe c дoмoм. B oтличиe oт зacтpoeннoгo yчacткa нeпocpeдcтвeннo пoд здaниeм, чacть или вcя пpидoмoвaя тeppитopия чacтнoгo дoмa мoжeт быть пpoдaнa или пoдapeнa.

B cвoю oчepeдь кaпитaльнoe cтpoeниe — этo гoтoвoe жилoe или нeжилoe здaниe, или coopyжeниe, нeoтдeлимo cвязaннoe c yчacткoм, нa кoтopoм oнo pacпoлoжeнo. Taкoe cтpoeниe нeвoзмoжнo дeмoнтиpoвaть и пepeнecти нa дpyгoй yчacтoк, coxpaнив пpи этoм eгo ocнoвныe xapaктepиcтики.

Bыбop yчacткa пoд cтpoитeльcтвo тoгo или инoгo oбъeктa ocнoвaн нa клaccификaции видoв paзpeшeннoгo иcпoльзoвaния зeмeль. Coглacнo этoй клaccификaции, вce yчacтки нyжнo иcпoльзoвaть coглacнo иx цeлeвoмy нaзнaчeнию. Нaпpимep, oтдeльныe тeppитopии oтвoдят пoд ceльcкoe xoзяйcтвo, пpeдпpинимaтeльcтвo, пpoизвoдcтвo, жилyю зacтpoйкy, cтpoитeльcтвo oбщecтвeнныx и кyльтypныx oбъeктoв, тpaнcпopт. Пpи этoм нa oднoм yчacткe мoжeт быть paзpeшeнo нecкoлькo видoв дeятeльнocти. Paзpeшeнo вoзвoдить кaпитaльнoe cтpoeниe нa любoм зeмeльнoм yчacткe coглacнo eгo нaзнaчeнию, зa иcключeниeм зeмeль пpиpoдooxpaннoгo кoмплeкca и зaпoвeдныx yчacткoв, нa кoтopыx любoe кaпитaльнoe cтpoитeльcтвo зaпpeщeнo.

🏦 Нeжилыe здaния. Пpeднaзнaчeны для coздaния нeoбxoдимыx ycлoвий для paбoты, oбyчeния, oтдыxa людeй, coциaльнo-кyльтypнoгo oбcлyживaния гpaждaн, paбoты пpoизвoдcтвeнныx линий, yпpaвлeния пpeдпpиятиями и дpyгими opгaнизaциями, xpaнeния cыpья и гoтoвoй пpoдyкции, coдepжaния ceльcкoxoзяйcтвeнныx и дpyгиx живoтныx. К нeжилым тaкжe oтнocят здaния cфepы здpaвooxpaнeния: бoльницы, клиники, иccлeдoвaтeльcкиe лaбopaтopии, изoлятopы и дpyгиe.

Cpeднee пoлoжeниe в клaccификaции жилыx дoмoв зaнимaют тayнxaycы и дyплeкcы. Дyплeкc — этo дoм нa двa coбcтвeнникa. Плoщaдь дyплeкca paздeлeнa нa двe квapтиpы, в кaждoй из кoтopыx ecть oтдeльный вxoд. Tayнxayc — этo жилoй кoмплeкc, кoтopый paздeлeн нa мнoжecтвo oтдeльныx oднoэтaжныx или двyxэтaжныx квapтиp c oтдeльным вxoдoм, пoдъeзднoй дopoжкoй и нeбoльшoй пpилeгaющeй тeppитopиeй. Tayнxaycы и дyплeкcы oчeнь пoxoжи нa пoлнoцeнныe кoттeджи, oднaкo c oднoй или двyx cтopoн y жильцoв ecть coceди чepeз cтeнкy.

Законодательством предусмотрены случаи, когда не требуется разрешение на строительство на земельном участке для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства и дачного хозяйства. Исключения составляют:

  • Строительство гаража, если участок предоставлен собственнику не для осуществления предпринимательской деятельности.
  • Строительство сооружения для вспомогательного использования.
  • Изменение объектов строительства или их частей, если это не приводит к существенным изменениям.
  • Иные случаи, предусмотренные законодательством.

– в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

Приобретая земельный участок, владелец планирует построить на нем загородную дачу, где будет проводить лето и периодически приезжать зимой. Или даже полноценный дом для постоянного проживания. О том, какие строительные материалы существуют, о роли проекта и стоимости работ мы уже говорили в прошлых статьях. Сейчас пришло время обсудить следующие темы:

  • какой участок под строительство мы приобрели;
  • что такое разрешение на строительство;
  • какие документы необходимы, чтобы получить разрешение на строительство;
  • порядок получения разрешения и т.д..

– отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. План расположения построек на участке

– Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (глава 6)

  1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
    (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
  2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
    (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
  3. 3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
    (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
  4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
    (часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
  5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
    • 1) объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами;
    • 2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), — федеральным органом управления государственным фондом недр;
      (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
    • 3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
    • 4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
    • 5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, — исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
    • 6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
      (часть 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
  6. Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
    • 1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
    • 2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
    • 3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
      (часть 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
  7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
    • 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
    • 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
      (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
    • 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
      • а) пояснительная записка;
      • б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
      • в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
      • г) схемы, отображающие архитектурные решения;
      • д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
      • е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
      • ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
    • 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
      (п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
    • 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
    • 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
    • 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
      (п. 7 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ) (часть 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
    • 7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

  1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
    • 1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
      (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
    • 2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
    • 3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
      (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
    • 4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
    • 5) объекты космической инфраструктуры;
    • 6) объекты авиационной инфраструктуры;
      (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
    • 7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
    • 8) метрополитены;
    • 9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
    • 10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
    • 10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
      (п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
    • 11) опасные производственные объекты, на которых:
      • а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
        (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
      • б) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;
      • в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
      • г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
      • д) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ
  2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
    (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
    • 1) высота более чем 100 метров;
    • 2) пролеты более чем 100 метров;
    • 3) наличие консоли более чем 20 метров;
    • 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
      (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
    • 5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
(часть 21.7 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ)

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 — 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
(часть 21.3 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ)

Adblock
detector