Изменения 44 фз в 2023 году

  • при проведении закупки товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяется приказ Минфина России от 04.06.2023 № 126н, так как данный приказ применяется исключительно при проведении конкурентных закупок;
  • в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.

1 апреля 2023 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.

  • предельное значение начальной (максимальной) цены контракта увеличено до трех миллионов рублей;
  • не допускается внесение изменений в извещение;
  • отмена закупки допускается за один час до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам закупки заказчиком формируется единый протокол подведения итогов, который подписывается на электронной площадке усиленными электронными подписями всех членов комиссии;
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявку на участие в закупке включается наименование страны происхождения товара.
  • в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной (особой) строки;
  • в извещении об осуществлении закупки наименование закупаемого товара и его характеристики указываются исключительно с использованием каталога товаров, работ, услуг;
  • в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
  • такие закупки учитываются при расчете совокупного годового объема закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
  • заказчик не позднее трёх часов с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола подведения итогов направляет победителю проект контракта;
  • победитель подписывает проект контракта не позднее одного рабочего дня;
  • формирование протокола разногласий не предусмотрено;
  • заключение контракта допускается не ранее двух рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

1 апреля 2023 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.

— в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.

  • Заполнение формы жалобы производится автоматически, достаточно указать только идентификационный код закупки;
  • Правильность заполнения и соблюдение сроков также носят автоматический характер;
  • Все поданные жалобы и принятые по ним решения автоматически вносятся системой в Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок.

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2023 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, срок:

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2023 и № 1707 от 24.07.2023 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2023 году

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

С 1 января 2023 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

В декабре 2023 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2023 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2023 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Читайте также:  Единовременная выплата пенсионерам родившимся до 1966 в 2023

С 1 апреля 2023 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

Все изменения в 44-ФЗ на 2023 и 2023 годы: таблицы по месяцам

  1. Уберут правила о том, что действие закона о контрактной системе не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования.
  2. Пропишут порядок вступления в силу изменений в закон о контрактной системе (новая редакция ч. 2 44-ФЗ).
  3. Дополнят обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Это связано со вступлением в силу с января 2023 года постановления правительства № 917 от 18.07.2023. Оно закрепляет обязанность электронных площадок, помимо других сведений, передавать заказчикам данные о привлечении участников к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Именно эти данные и обязаны будут проверять заказчики.

Размещаем подготовленное извещение. Оператор ЭП проводит предварительный отбор пяти предложений с самой низкой стоимостью единицы товара. На это отводится 1 час. Если двух предварительных предложений участников не хватает, оператор ЭП отправит уведомление в ЕИС, а заказчику не придет ценовая информация от других поставщиков.

С 1 сентября из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. С указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Поправки об особенностях проведения строительного конкурса опубликованы.

  • 27.03.2023 увеличился перечень продукции, которую разрешают приобретать с авансированием;
  • 28.03.2023 у плательщиков налога на профессиональную деятельность (самозанятых) появилась возможность участвовать в закупках по 223-ФЗ с теми же преимуществами, что и у субъектов МСП;
  • 31.03.2023 скорректировали порядок госзакупок по охране объектов и территорий научных и образовательных учреждений;
  • 31.03.2023 начало действовать ПП РФ № 310 от 20.03.2023. Изменили план-график для заказчиков, функционирующих на территории иностранного государства. План закупок теперь не применяется. Отчет об исполнении контракта заказчики, работающие за границей, больше не формируют.

Прописали, когда положения о нацрежиме, в том числе о минимальной доле, не будут применяться. Например, в закупках для обеспечения нужд внешней разведки средствами разведдеятельности. Заказчики, которые ведут деятельность на территории иностранного государства, при закупках на этой территории вправе не соблюдать минимальную долю.

Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2023 году

Исключают необходимость дополнительного составления заказчиком документации в открытой конкурентной закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке только в извещение, которое формируется ‎в электронной форме в ЕИС ‎по единым формам электронных документов.

С 31.03.2023 вступило в силу постановление правительства №310 от 20.03.2023. Обновилась форма плана-графика закупок для нужд заказчика, который работает на территории иностранного государства. Дополнительно постановление отправило в прошлое положения о ведении плана закупок и формировании отчета об исполнении контракта для таких заказчиков.

  • порядок выдачи разрешения на закупку иностранного промышленного товара;
  • положения об отраслевых экспертных советах при Минпромторге;
  • порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции вместе с порядком предоставления выписки из него;
  • форму выписки из реестра промышленной продукции;
  • порядок формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции вместе с порядком предоставления выписки из него;
  • форму выписки из реестра евразийской промышленной продукции.

Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, обеспечение исполнения контракта можно будет не устанавливать. А если его все же необходимо предусмотреть, его размер должен быть до 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта.

Еще решили сократить срок заключения контракта по итогам электронного запроса котировок. Заказчик отправит победителю контракт в течение 3 часов с момента размещения итогового протокола. На его подписание и внесение обеспечения будет 1 рабочий день. Протокол разногласий нельзя будет оформить.

В январе 2023 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

  • до 01.01.2023 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
  • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
  • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2023 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2023.
  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2023 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2023 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

Читайте также:  Если земля в аренде как оформить в собственность в 2023 году

С июля 2023-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2023.

  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2023 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2023 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

В январе 2023 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумызаконопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

С июля 2023-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2023.

Закон № 44-ФЗ: Об изменениях Закона № 44-ФЗ, вступивших в силу 1 июля 2023 года

Комитет по конкурентной политике Мурманской области информирует участников контрактной системы о внесении ряда существенных поправок в Федеральный Закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно текущей редакции, данные о поставщиках (участниках, членах) корпоративного юридического лица, которые смогут влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юридического лица.

Соответствующие изменения внесены Комитетом по конкурентной политике Мурманской области в типовые формы документации об аукционе, конкурсной документации, документации о запросе предложений, извещения о запросе котировок, а также в Инструкцию по заполнению полей заявки на закупку.

Приняты масштабные изменения в законы о госзакупках и контрактной системе

Закон от 2 июля 2023 года № 360-ФЗ разрабатывал с 2023 года Минфин России по поручению Президента В. Путина и Правительства РФ, а также рекомендаций Федерального собрания. Он согласован и проработан более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд, Счетная палата, Банк России, ЦИК , МИД, СВР.

  • сокращено количество конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращение до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о ЕАЭС);
  • расширена практика совместных закупок – возможность их проведения с участием уполномоченных органов нескольких регионов;
  • исключена необходимость составления документации о закупке при открытых конкурентных закупках;
  • введен электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки – от планирования до приемки исполнения контракта, вкл. внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;
  • введены новые механизмы недопущения применения иностранными государствами санкций в отношении участников закупок.

При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг “1 к 5”. То есть, возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн рублей, свыше 500 млн рублей – на 100 млн рублей.

  • минимизирует срывы закупочных процедур;
  • обеспечит прослеживаемость действий участников контрактной системы;
  • снизит риски злоупотреблений.

Законом № 360-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений – начиная с 1 января 2023 года и по 1 июля 2023 года.

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения;
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет;
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года;
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если в результате проведения торгов заказчик сэкономил средства (т.е. поставщик предложил цену ниже начальной минимальной цены контракта — НМЦК), то он вправе докупить товар на сумму экономии (ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но такое действие возможно совершить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.
Читайте также:  Тарифы Жкх В Новокузнецке С 1 Июля 2023

Также на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315).

Второй алгоритм — для контрактов от 30 до 100 млн. рублей — предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.

В 2023 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.

В соответствии с порядком, обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику. В зависимости от цены контракта, порядком предусмотрены несколько алгоритмов расчета.

В соответствии с Постановлением № 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.

Заказчиков, ведущих закупки по 223-ФЗ, накажут за просрочку оплаты. 453-ФЗ установил штрафы за нарушение сроков по договорам среди малого и среднего предпринимательства. Должностные лица заплатят от 30 до 50 тыс ₽, юридические лица — от 50 до 100 тыс ₽.

Заказчик обязан проверять поставщика на привлечение к административной ответственности. Комиссия заказчика должна убедиться, что в течение двух последних лет участник не был осужден за незаконное вознаграждение от имени юрлица по статье 19.28 КоАП РФ. СБИС отобразит предупреждение о привлечении в карточке контрагента.

Запрос котировок будет проводиться по новым правилам. Основные изменения: максимальную сумму закупок увеличили до 3 млн ₽, срок подачи заявки сократили до 4 дней, разрешили заключать контракт с поставщиком, даже если подана всего одна заявка на участие.

Закреплена единая дата выхода поправок к законодательству о торгах. Изменения, касающиеся планирования, проведения, контроля, мониторинга и аудита закупок будут вступать в силу с 1 января следующего года. Исключение — если закон примут после 1 октября, тогда изменения вступят в силу через год.

Действие 223-ФЗ распространяется на закупки, проводимые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Официально закреплен срок актуализации, утверждения и размещения в ЕИС положений о закупках — не позже 90 дней со дня вступления в силу поправок.

Госзакупки 2023 — изменения

У закупочной комиссии с начала 2023 года появилась обязанность проверять, не привлекались ли ранее участники госзакупок к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица по ст.19.28 КоАП РФ в течение последних двух лет до подачи заявки.

Помимо этого, увеличена максимальная цена одной госзакупки у единственного поставщика – до 3 000 000 рублей, но только в том случае, если они проходят в электронной форме (ст. 93 закона № 44-ФЗ). Предусмотрены и другие требования, в частности, закупка не проводится, если оператор не подобрал хотя бы двух участников с соответствующими предложениями.

Для некоторых заказчиков сокращены сроки оплаты по госконтрактам. Федеральные заказчики, заключая госконтракты, должны предусмотреть крайний срок оплаты – 10 дней (рабочих) с даты подписания документа о приемке. Специальные сроки предусмотрены для оплаты контрактов, исполняемых в декабре 2023 и последующих годов.

Кабмин установил верхний предел НМЦК для госзакупки одним лотом медицинских изделий. Он зависит от того, сколько всего денежных средств было потрачено на медизделия в предыдущем году, и не может превышать 1,5 млн. рублей (если прошлогодние закупки превысили 100 млн. рублей). Данное правило не применяется в отношении госконтрактов жизненного цикла.

Отдельные новеллы, касающиеся государственных закупок, применяются с начала января 2023 г. Однако их основной комплекс вводится постепенно в течение года. Для удобства ключевые изменения в законодательстве о госзакупках содержатся в таблице, которая приводится ниже.

ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСЗАКУПКАХ В 2023 И 21 ГОДАХ

Поставщики перейдут в полном объеме на подачу жалобы в ФАС посредством ЕИС. Данные изменения предполагают ограничения для поставщика: регистрация в ЕРУЗ и соответствие требованиям по «универсальной предквалификации», предусматривающей допуск к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих опыт исполнения контракта, независимо от его предмета в объеме не менее 20 процентов от НМЦК. Изменения поддержат поставщиков, обладающих опытом участия в закупках, и исключат участие в закупках фирм-однодневок.

С 1 января 2023 года началась работа по внедрению электронного актирования в закупочный процесс, и 19 млрд заказчиков уже воспользовались этой услугой. Нововведение позволит заказчикам и поставщикам подписывать акты выполненных работ в ЕИС. Это избавит и тех и других от бумажной волокиты и риска утраты бумажных документов, затягивания сроков подписания актов приемки, а также исключит возможность допущения ошибок при формировании документов и позволит добиться прозрачности всех этапов закупки.

Изменения исключат обжалование закупок так называемыми профессиональными жалобщиками, а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права. Также в ЕИС будет осуществляться фиксация уведомлений поставщиков и заказчиков, в том числе уведомления о расторжении контрактов, а сама процедура расторжения контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры.

Теперь все заказчики, поставщики и контролеры формируют свои заявки на исправление ошибок и проблем непосредственно в ЕИС. Вся инцидентная работа проводится в режиме онлайн. Причем для быстрого решения проблем в работе ЕИС был создан словарь ключевых слов по закупкам. Это позволило выделить в СУЗ приоритетные заявки при рассмотрении инцидентов. Для поставщиков и заказчиков это имеет значение, например, при срочных закупках, в том числе при закупках в пандемию (закупка ИВЛ, медицинских масок, перчаток).

Планируется полный перевод документооборота на электронный. И не только той части, которая касается стандартных документов для всех этапов закупок от планирования до заключения контракта. Это будет и перевод того документооборота, который ведут заказчики и поставщики даже на этапе исполнения контракта. В электронный документооборот войдут:
— документы о внесении изменений в контракты — допсоглашения;
— документы, связанные с процедурой расторжения контракта;
— юридически значимая переписка между заказчиком и поставщиком;
— претензионные документы в рамках исполнения контракта;
— акты-приемки товаров, акты выполненных работ и оказанных услуг.

Adblock
detector