Новый план счетов с 2023 года

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2023 году

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2023 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2023 года.

Переход на учет в соответствии со Стандартом «Нематериальные активы» нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2023 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно «поднять» на баланс. Для этого в План счетов с 2023 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 «Права пользования активами». Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 «Нематериальные активы» также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2023 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

Нужно внести изменения в учетную политику на 2023 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • Вести учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» и не использовать счета 07, 10, 11, 15 и 16.
  • Вести учет затрат по производству и продаже на счете 20 «Основное производство» и не пользоваться счетами 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44.
  • Вести учет готовой продукции и товаров на счете 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45.
  • Вести учет дебиторской и кредиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79.
  • Вести учет денежных средств в банке на счете 51 «Расчетные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57.
  • Вести учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 81, 82, 83.
  • Учитывать финансовые результаты на счете 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

В плане счетов есть основные счета и субсчета к ним, которые помогают уточнить суть отраженной операции. В рабочий план включайте только те счета, которые будете использовать на практике. Если вы хотите добавить в рабочий план счет, который не предусмотрен приказом Минфина, его нужно предварительно согласовать с Министерством. Выбрать виды субсчетов и глубину аналитики можно самостоятельно.

Действующий в РФ план счетов (ПС) был утвержден приказом Минфина почти 19 лет назад в 2000 году и отредактирован в 2010 году. Если фирма ведет учет методом двойной записи, она должна использовать этот план счетов, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение — госпредприятия и кредитные учреждения.

План счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н. Все счета плана использовать не обязательно. Каждая компания обязана утвердить рабочий план счетов (п. 4 ПБУ 1/2008). Создавать свой собственный план счетов нужно на основании учетной политики для целей бухучета и с учетом специфики деятельности.

Новый план счетов с 2023 года

Новая корреспонденция счетов. Ранее не было урегулировано, как отражать в учете строительство «под ключ». Особенность этой операции заключается в том, что в стоимость строительства включается не только само здание, но и иные объекты, которые в стоимость здания включить нельзя (к примеру, мебель, объекты благоустройства и т. п.)

Ранее увеличение кадастровой стоимости земельных участков в составе казны следовало отражать по кредиту счета 1 401 10 199 «Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»

Уменьшен ранее начисленный резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае изменения условий использования недвижимости, в результате чего у учреждения больше не возникает обязанность осуществлять расходы на демонтаж и (или) вывод объекта из эксплуатации, восстановление земельного участка:

Отражено выбытие с балансового учета объекта основных средств в случае выявления комиссией по поступлению и выбытию активов несоответствия условиям признания актива (непригодности объекта для дальнейшей эксплуатации, в т. ч. по причине физического, морального износа).

Датой вступления в силу изменений вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету дополнительными бухгалтерскими операциями по соответствующим счетам актуализированного рабочего плана счетов. Обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «красное сторно». Бухгалтерские записи по актуализации оборотов счетов оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Обзор изменений в Едином плане счетов и забалансовом учете

Дополнения, введенные в п. 11 Инструкции № 157н, говорят о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года, за исключением счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, содержащих в 24-26 разрядах номера счета подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2023 г.;

03 «Бланки строгой отчетности» изменения и дополнения внесены в части применения счета для учета бланков строгой отчетности, аналитический учет по счету необходимо вести в разрезе каждого вида бланка строгой отчетности (по их наименованию, серии, и номеру) в разрезе ответственного лица и места хранения в книге по учету бланков строгой отчетности (п. 338);

Читайте также:  3ндфл для процентов по ипотеке за 2023 год пошаговая инструкция

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» – счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» изменения и дополнения произошли в части предназначения счета, который необходимо применять так же для учета материальных ценностей, которые относятся к объектам основных средств, и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385);

План счетов бухгалтерского учета в 2023 году

СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В 2023 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2023 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

План счетов бухгалтерского учета 2023 года с субсчетами скачать и распечатать

Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм налога на добавленную стоимость отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции, как правило, со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При учете готовой продукции на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске (отгрузке) производится запись по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».

На субсчете 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).

Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

  • акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
  • решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
  • решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
  • ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
  • решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.
  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2023 года.

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2023 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.

  1. активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
  2. пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
  3. активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.

При применении в 2023 г. метода двойной записи в бухучете используется специальный план счетов. При этом компании подбирают такие счета, которые подходят исходя из особенностей их деятельности. Также они вправе открывать субсчета, если это требуется при ведении учета. Счета и субсчета устанавливаются через рабочий план счетов хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Лишение прав за красный свет 2023

Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2023 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.

Изменения в КБК и в применении КОСГУ в 2023 году

Пожалуй самым заметным изменением, внесенным в Порядок № 85н с 2023 года, является появление нового «закупочного» элемента видов расходов — 247 «Закупка энергетических ресурсов». По КВР 247 теперь отражаются некоторые из тех расходов, которые в 2023 году относились на КВР 244.

В соответствии с приказом Минфина РФ № 267н от 16.11.2023 г. произошли изменения в порядке формирования и применения КБК, их структуре и принципе назначения. Данный порядок применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов. Исключение составляют только поправки в Приложении 1 «Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов», которые применяются при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов)«.

Появилась самостоятельная группа счетов для учета вложений в нефинансовые активы, составляющие казну. Новые счета для учета вложений в имущество казны предусмотрены в п. 127 Инструкции № 157н в новой редакции, согласно абз. 1 п. 2 Приказа № 198н нововведение следует применять уже в 2023 году. Но, в ЕПСБУ новые счета введены начиная с 2023 года.

В соответствии со Стандартом «Долгосрочные договоры» на конец каждого отчетного периода следует рассчитывать сумму доходов по договору строительного подряда и отражать ее на соответствующем счете. Использование аналогичного счета ранее было определено Методическими рекомендациями по применению Стандарта «Долгосрочные договоры».

Например, на такие расходы, как субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности, специальную социальную выплату медицинским и иным работникам медицинских организаций, оказывающим медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, обустройство контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и т. д.

Можно отметить, что наряду со счетами первого порядка нашли широкое применение и счета второго порядка, которые носят наименование субсчетов. Вдобавок, субсчета открывают к определенному синтетическому счету, при этом возможно одновременно открыть ряд субсчетов к счету первого порядка.

В свою очередь, организации необходимо взять за основу совокупный план счетов, чтобы из него сделать выбор тех, которые подходят для отображения ее фактических хозяйственных операций. В случае необходимости, при осуществлении учета, компания может использовать открытие вспомогательных субсчетов. Причем, при работе с данными субсчетами, возможно проделывать такие действия как переименование, совмещение либо удаление.

После того, как фирма сделала выбор конкретных счетов и субсчетов, то ей требуется сформировать собственный действующий план счетов. Вдобавок этот план должен быть утвержден в учетной политике компании. Кроме того в случае намерения применить другие счета, тогда в действующем плане счетов необходимо выполнить поправки, которые утверждаются официально.

Таким образом, действующий в текущем 2023 году план счетов, при эффективном и правильном его применении, дает возможность отобразить все без исключения процедуры и обстоятельства хозяйственной работы в учете бухгалтерии также в учете пошлин и при этом выработать правдивую отчетную документацию в осуществляющие контроль госорганы.

Кроме того синтетические счета, которые являются счетами первого порядка, входят в состав в вышеприведенного плана. В свою очередь, каждому из них присвоен собственный номер и наименование. Структура синтетических счетов представлена тремя основными видами:

Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2023 года

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

С 21 декабря вступят в силу приказы, вносящие изменения в планы счетов и инструкции № 174н и № 183н для бюджетных и автономных учреждений. Некоторые правила необходимо применять еще до составления отчетности за 2023 год, другие – с 2023 года. Среди значимых новшеств:

  • для восстановления на балансе ОС и матзапасов нужно использовать счет 0 401 10 172.
  • резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляется проводкой по дебету счета 0 401 20 274 и кредиту счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440.
  • Приобретенные права пользования нематериальными активами учитываются по дебету счета 0 111 60 000 и кредиту счета 0 302 26 730 (0 106 60 000).
  • Амортизация нематериальных активов начисляется по дебету счета 0 401 20 226 (0 109 00 000) и кредиту счета 0 104 60 000. Прекращение прав пользования отражается по дебету счетов 0 104 60 000, 0 114 60 000 и кредиту счета 0 111 60 000.
  • В номерах счетов 0 304 66 000 и 0 304 76 000 указывается код КОСГУ, в зависимости от типа учреждения: для казенных — 731 и 831, для бюджетных и автономных — 732 и 832.
  • Учет вложений в имущество казны уполномоченными органами ведется по новому счету 0 106 50 000, для которого введены также аналитические коды видов имущества.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Читайте также:  Сезонность обуви по закону о защите прав потребителей 2023

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

С 2023 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

Новый ФСБУ 5/2023 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2023 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2023 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2023 «Запасы» (ФСБУ 5/2023).

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

С 1 января 2023 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

Изменения в плане счетов 2023

  • 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2023 г.;
  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» — предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));
  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» — применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);
  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» — счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

Учитывая потребность финансовых органов в централизации учета, в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Помимо раздельного учета по учреждениям, конфигурация поддерживает до 5 разрезов аналитического учета. В конфигурации также предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

В Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2023 № 52н (в редакции Приказа Минфина РФ 15.06.2023 № 103н) представлен порядок применения новых форм журналов операций.

После того, как фирма сделала выбор конкретных счетов и субсчетов, то ей требуется сформировать собственный действующий план счетов. Вдобавок этот план должен быть утвержден в учетной политике компании. Кроме того в случае намерения применить другие счета, тогда в действующем плане счетов необходимо выполнить поправки, которые утверждаются официально.

Планы счетов бухучета: изменения с 2023 года

Согласно его положениям по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) такого имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования имуществом для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Стоит отметить, что издержки обращения, как правило, возникают в коммерческих организациях, связанных с торговлей. Для государственных (муниципальных) учреждений наличие издержек обращения не характерно. Именно поэтому счет 109 90 редко использовался. К тому же правила ведения бухгалтерского учета в госсекторе позволяют относить затраты, не участвующие в формировании себестоимости товаров (работ, услуг), сразу на уменьшение финансового результата.

Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:

2) 109 90 «Издержки обращения». По общему правилу издержками обращения признаются суммы затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров (например, расходы на рекламу, представительские расходы, связанные с продвижением товаров на рынке, и т. д.).

В свою очередь в отношении учета в организациях, относящихся к категории автономных либо бюджетных, правомерно использовать другой термин — «план счетов бухгалтерского учета». И это вполне логично, поскольку данные учреждения обладают большим объемом полномочий в части извлечения доходов от предпринимательской деятельности (п. 2, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7, касающегося деятельности НКО).

Adblock
detector