Нужно ли получать разрешение на строительство дома в 2023 году

Наличие в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории и об ограничениях использования земельных участков в границах данной зоны, указывающих на невозможность возведения на земельном участке садового или жилого дома либо указывающих на несоответствие возведенных объектов таким ограничениям, с учетом положений пункта 4 части 19 статьи 55 ГрК, на наш взгляд, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы органом регистрации прав осуществляется проверка представленных документов на предмет соответствия содержания представленных заявителем документов иным сведениям, содержащимся в ЕГРН, включая сведения о зонах с особыми условиями использования территории.

Законом N 404-ФЗ внесены изменения в часть 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, не только продлевающие период применения данного положения Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК.

Согласно части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ.

При этом ограничение пределов правовой экспертизы в рамках основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, не исключает необходимости проведения правовой экспертизы на предмет наличия иных оснований для приостановления учетно-регистрационных действий, предусмотренных данной статьей Закона N 218-ФЗ (например, пункта 5 части 1 статьи 26), а также в рамках пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в части соблюдения формы технического плана, Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2023 N 953.

  1. Если речь идет о строительстве того или иного объекта на территории исторического поселения, то застройщику необходимо будет также приложить к общему пакету бумаг заключение уполномоченного органа государственной власти о возможности такой постройки.
  2. Срок выдачи разрешения на строительство будет составлять 30 дней в случае, если заявитель желает согласовать возведение нелинейного объекта на территории исторического поселения (при отсутствии приложенного к заявлению заключения). Об этом написано в п. 11.1 ст. 51 ГрК РФ.
  3. В п. 17 51 ГрК РФ перечислены ситуации, при которых застройщик может приступать к строительным работам без получения разрешения. Это возможно при возведении/реконструкции: гаража, который гражданин планирует использовать для личных нужд, объектов ИЖС, сооружений, предназначенных для вспомогательного использования и т.д.
  4. Если заявленный объект относится к государственной тайне, то при выдаче разрешения на его строительство обязательно должны быть учтены требования, прописанные в ФЗ РФ «О государственной тайне», в Указе Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203, а также в ФЗ РФ «О транспортной безопасности» (при необходимости).
  • отсутствие всех необходимых сведений в представленном уведомлении (полный их перечень приведен в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ),
  • отражение в уведомлении информации, не соответствующей действительности,
  • отсутствие у представителя застройщика доверенности, дающей право на согласование строительства объекта,
  • документы для получения разрешения представлены не в полном объеме,
  • обращение заявителя в орган, находящийся не по месту размещения земельного участка, на котором планируется строительство дома,
  • уведомление подано в отношении объекта, по которому законом предусмотрено получение разрешения на строительство, а не уведомления.
  • возведение объекта планируется на земле, предназначенной для пользования недрами и предоставленной в этих целях – в таком случае обращаться за разрешением нужно в Министерство природных ресурсов и экологии России,
  • планируется строительство или реконструкция объекта, предназначенного для использования атомной энергии – подавать заявление следует в «Росатом»,
  • речь идет о строительстве/реконструкции объекта, относящегося к космической инфраструктуре – выдавать разрешение в этом случае уполномочена организация «Роскосмос»,
  • иные исключения, предусмотренные законом.
  1. Подготовка заявления согласно утвержденной форме.
  2. Сбор документов.
  3. Подача полного пакета бумаг в государственное ведомство, уполномоченное выдавать разрешения на строительство. Сделать это можно через МФЦ.
  4. Далее нужно дождаться окончания этапа проверки представленных документов. Если все будет в порядке, заявителю выдадут разрешение.
  • органы местной власти, находящиеся на территории расположения земельного участка (в большинстве случаев),
  • организация «Росатом» (по объектам в области атомной энергии),
  • «Роскосмос» (при строительстве/реконструкции построек в области космической инфраструктуры),
  • Минстрой РФ (при возведении объекта на территории двух и более регионов),
  • иные уполномоченные органы государственной власти.

Разъяснения относительно упрощенного порядка оформления прав на объекты ИЖС

Законом № 404-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 16 Закона №340-ФЗ, увеличивающие период применения указанных положений до 01.03.2026, а также изменения в часть 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, не только продлевающие период применения данного положения Закона № 218-ФЗ до 01.03.2026, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах
населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
В этой связи обращаем внимание на следующее.
Закон № 404-ФЗ, часть 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ не содержат указаний о том, что положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно:
— особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома, установленные Законом № 404-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, было или не было получено ранее разрешение на строительство такого объекта капитального строительства, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком;
— для целей выполнения кадастровых работ — подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01.03.2026 не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2023, до или после 19.12.2023: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГрК РФ, статьей 16 Закона № 340-ФЗ. При этом в случае представления заявителем документов, предусмотренных частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, отсутствуют основания для применения положений части 1.2 статьи 19, пунктов 58 — 59 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в том числе если ранее указанные положения были применены в отношении определенного объекта капитального строительства.
При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ с учетом абзаца первого части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление:
— одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект в случае его создания (строительства), образования в результате реконструкции;
— государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции (если в результате такой реконструкции не образовываются новые дома);
государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, если сведения о здании уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в том числе если сведения о жилом доме были внесены в ЕГРН в порядке внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании документов осуществленного до 01.01.2013 государственного технического учета этого объекта или в порядке государственного кадастрового учета по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Читайте также:  Бесплатный проезд в электричках для пенсионеров 2023

  1. ФИО, адрес, серия и номер паспорта, электронная почта уведомителя;
  2. Адрес участка и его кадастровый номер (при наличии);
  3. Свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  4. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка и дома;
  5. Информация о размерах будущего дома, об отступах от границ земельного участка;
  6. Сведения, в которых содержится информация, что дом не рассчитан для раздела на отдельные объекты недвижимости.

На помощь пришел закон о «дачной амнистии» от 08.12.2023 № 404-ФЗ, он действует до 1 марта 2026 и направлен на то, чтобы облегчить кадастровый учет и порядок получения правоустанавливающих документов дачных домов. С вступлением в силу данного закона на землях ИЖС, СНТ и ЛПХ в границах населенных пунктов, более не требуется направлять уведомления в администрацию о начале стройки. Более детально о «дачной амнистии» можно почитать здесь.

Однако, 3 августа 2023 года вступил в силу закон № 340-ФЗ, в котором понятие «разрешение на строительство» менялось на «уведомление». Различия в том, что при подаче уведомления вы не спрашиваете разрешения у администрации, а предупреждаете ее о начале стройки. Казалось бы, процедуру упростили, но по факту бюрократии меньше не стало.

До 2023 года для того, чтобы получить документы на собственность дачных домов и поставить их на кадастровый учет в обязательном порядке нужно было получить разрешение на строительство у администрации. Процесс не сложный, но достаточно энергозатратный, т.к. было много бумажной волокиты.

  1. Объект строительства не соответствует правилам землепользования и застройки территории в вашем регионе;
  2. Расположение дома не соответствует разрешенному использованию земельного участка;
  3. У заявителя нет прав собственности на данный участок.

Если денег на специалистов нет совсем, стоит поговорить с соседями: иногда совет старожила полезнее заключения эксперта. Хозяин, который сам строил дом и много лет в нем живет, знает все особенности почвы на участке и подскажет, какой глубины делать фундамент и подвал.

Грунтовые воды и разная плотность грунта могут осложнить строительство. Если на плохой почве построить дом, то по стенам пойдут трещины, а фундамент и подвал будет подтапливать. Чтобы такого не произошло, желательно провести инженерно-геологические изыскания.

В Белгороде разрешение на строительство выдает местное управление архитектуры, на территории которого расположен участок. Чтобы получить разрешение, брат написал заявление. К нему попросили приложить проект и ситуационный план, копию кадастровой выписки и копию свидетельства о собственности на землю.

Улица, на которой мой брат строит дом, существовала только на бумаге, поэтому ему пришлось самому получать адрес. В местной администрации будущему дому присвоили номер, а Олегу выдали постановление, что участок расположен по адресу с конкретным названием улицы и номером дома.

Проект — это чертеж вашего будущего дома с планом помещений. Ситуационный план — это чертеж участка с расположенным на нем домом. Строить вы будете по проекту. Чтобы вам разрешили строительство, проект должен быть грамотным с инженерной точки зрения. Дом, который вы задумали, не должен угрожать окружающим и вам.

Нужно ли получать разрешение на строительство дома в 2023 году

соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами.

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства (пункт 1 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ);

В случае расположения объекта капитального строительства в границах приаэродромных территорий вне зависимости от наличия или отсутствия сведений о таких территориях в ЕГРН в силу части 3 статьи 4 Федерального закона 01.07.2023 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее — Закон N 135-ФЗ) архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с органами власти или организациями, указанными в части 3 статьи 4 Закона N 135-ФЗ.

Также следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2023 одним из следующих способов:

Таким образом, если при отсутствии в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории в распоряжении органа регистрации прав (государственного регистратора прав) имеется информация о зонах с особыми условиями использования территории, которые считаются установленными в соответствии с вышеуказанными положениями Закона N 342-ФЗ, такая информация также должна использоваться при проведении правовой экспертизы. (В этой связи также напоминаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 218 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 278, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ), в частности самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.)

Кроме вышеперечисленных неприятных последствий строительства капитального строения без соответствующего разрешения следует указать и на административную ответственность владельца земли. Если обозначить ее для физического лица, то это будет штраф размером от 2 до 5 тысяч рублей.

На положительное или отрицательное решение компетентных органов в вопросе стройки дома влияют не только его параметры, но и разрешенное использование земли, на которой планируется его возведение. Идеально, если оно обозначено под индивидуальное жилищное строительство. Тогда и проблем в этой стороны ждать не стоит.

Можно построить жилой дом и на земле садоводческого товарищества, но потребуется согласие на это от всех его членов. На участках под садоводство и огородничество вообще возможно производить подобные действия только при отсутствии возражений со стороны администрации поселения, к которому земля относится.

  • этажность ограничена тремя этажами в высоту;
  • общая площадь построенного дома не должны быть более 1500 кв.м.;
  • дом предусматривает проживание одной семьи;
  • от дома соседа должно быть соблюдено расстояние – не менее 8 метров;
  • со стороны улицы расстояние до жилого дома или хозяйственной постройки – 5 метров и более.
  • расположение участка одновременно на территории нескольких муниципальных образований или субъектов РФ;
  • в случае расположения надела в особо охраняемой природной зоне;
  • территория участка относится к закрытому административному образованию;
  • особые случай, которые указаны в Градостроительном кодексе.

Как подать уведомление о планируемом строительстве в 2023 году

Уведомительный порядок был введён с целью уменьшения сроков рассмотрения заявок и увеличения темпов строительства. Однако срок выдачи разрешений сокращен и для тех объектов, которые не попадают под данный порядок. К ним относятся особо опасные, сложные и уникальные строения. Как правило, жилые дома таковыми не являются.

В случае, если баня будет объектом капитального строительства, а в последующем вы решите ее зарегистрировать и после выкупать земельный участок, то однозначный ответ будет — конечно же подавайте уведомление. Если в договоре аренды земельного участка не содержатся специальные условия выкупа в собственность, такие как: строительство жилого дома и процент застройки земельного участка, то вы осуществляете выкуп земельного участка в соответствии с пп.6 п.2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ.

В случае, если вы решили получить разрешение на размещение объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно ПП РФ 1300 в Московской области, то нужно следовать Постановлению 229/13 от 08.04.2023.

До 3 августа 2023 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Читайте также:  Как учитывается норматив на электорэнергию при расчете одн в 2023г

После проверки параметров дома на соответствии градостроительным нормам и правилам, администрация муниципалитета выдает «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» (согласитесь, что название можно было бы придумать и покороче), а застройщик получает законное право начать строительство.

Да, дачная амнистия позволяет регистрировать реконструированные дома. А вот оформить дуплекс или многоквартирный объект в упрощённом порядке не получится. Также не удастся обойти нормы градостроительного регламента и утверждённых ПЗЗ. Например, если площадь застройки 40%, не получится зарегистрировать объект, занявший 50% площади.

Второй неоднозначный момент — допустимые отступы от забора. Пока неизвестно, позволит ли «дачная амнистия» игнорировать 3 метра положенных отступов. В нашей практике встречались случаи, когда даже при упрощённом оформлении регистратор отказывал, так как видел в техническом плане нарушения отступов.

Это актуальный вопрос, так как сейчас многие хотят жить за городом, и соответственно, прописаться там, получать льготы и т.д. Если участок расположен в садоводстве, то там не всегда можно зарегистрировать жилой дом. Однако, наша практика показывает, что в Москве и области жилые дома регистрируют и в СНТ, и на землях ИЖС и ЛПХ. Единственное, что я советую при планировании строительства — получить ГПЗУ и согласовать уведомление о начале строительства, несмотря на действие «дачной амнистии». Тогда администрация сообщит, разрешит ли она строить жилой дом.

Это более надёжно с точки зрения наличия большого количества охранных зон в Московской области. К тому же при оформлении кредита под залог дома, банк потребует разрешительную документацию на его строительство. Если же есть нарушения, то можно попробовать зарегистрировать в упрощённом порядке.

Никто не запрещает регистрировать жилые дома при помощи уведомлений, к тому же подать этот документ не представляет никакой сложности. Большей проблемой считаются охранные зоны, которые никуда не исчезли. Несмотря на то, что нововведения позволяют регистрировать объекты ИЖС только при помощи технического плана, я советую оформлять как положено:

Как оформить разрешительную документацию на строительство

«>ряду требований) в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства), если такая проектная документация подлежит экспертизе (в случае отсутствия указанных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД) или в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ)). Если проектная документация не подлежит экспертизе и отсутствует в ИАИС — результаты инженерных изысканий и материалы , содержащиеся в проектной документации;

  • в случае реконструкции многоквартирного дома: решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, а если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме — согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
  • копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи со строительством или реконструкцией которого подлежит установлению или изменению зона с особыми условиями использования территории;
  • подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям Градостроительного кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию;
  • подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в Градостроительном кодексе, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (в случае отсутствия сведений в информационных системах и ресурсах города Москвы или в ЕГРЗ);
  • другие документы .
    • изменения правообладателя земельного участка;
    • образования земельного участка путем объединения земельных участков;
    • образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;
    • иных изменений в разрешение на строительство, не связанных с продлением срока его действия*;
    • продления срока действия разрешения на строительство*.
    • несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
    • несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и другим законодательством;
    • несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, когда для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
    • отсутствие документов, предусмотренных для подачи заявления;
    • несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
    • обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
    • несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
    • отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), — в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой Правительством Москвы принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа государственной власти города Москвы;
    • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия:
    • наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями градостроительного кодекса;
    • подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка, менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство, за исключением « О несостоятельности (банкротстве) » .

    По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции либо уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

    Срок рассмотрения не более 7 рабочих дней (со дня поступления уведомления о планируемом строительстве в орган исполнительной власти) — при личном обращении или онлайн и не более 9 рабочих дней (со дня регистрации уведомления о планируемом строительстве в МФЦ) — при подаче уведомления через центр госуслуг «Мои документы». В результате вам выдадут уведомление о соответствии либо несоответствии параметрам строительства объектов ИЖС или садового дома.

    В этом вопросе тоже есть ряд законодательных нюансов – какие работы можно считать реконструкцией. Например, вы решили сделать капремонт, заменить крышу, отремонтировать перекрытия. Если при этом параметры дома не изменяются, о проведении таких работ можно не уведомлять администрацию.

    • Уведомительный порядок распространяется на ИЖС, ЛПХ (СНТ оформляется по дачной амнистии до 2023). Раньше на жилой дом оформляли разрешение, а на садовые – нет. Тоже касается и ВРИ земли. Для строительства ИЖС разрешение было обязательным. Для ЗУ, предназначенных для садоводства, этого не требовалось.
    • Строительство в уведомительном порядке требует меньшего пакета документов. Достаточно получить СПОЗУ и ГПЗУ. Для уведомления не требуется предоставление проектной документации.
    • Уведомительный порядок отменил ввод в эксплуатацию жилых домов. Это упростило процедуру для частных застройщиков.

    До 2023 года разрешение на строительство нужно было получать для жилых домов. Садовые домики можно было строить без разрешительной документации. После внесения в закон изменений для жилых домов разрешения отметили. Их заменили документом: уведомление о начале строительством. Но этот же порядок стал распространяться и на садовые дома.

    Например, на участке ИЖС основным сооружением будет дом. В этом случае гараж, сарай, летняя кухня – это вспомогательные сооружения. Но здесь есть один нюанс, который нужно обязательно учитывать. В законе нет четкого определения того, какие ОКСы относятся к вспомогательным. Но если такое сооружение имеет дополнительные помещения, его уже можно рассматривать как самостоятельный объект.

    • Категория или ВРИ земли не позволяют вести строительство. В этом случае можно начать процедуру изменения категории или вида разрешенного использования.
    • Дом не соответствует требованиям. В этом случае можно привести параметры дома в соответствие с нормами закона. Если это по какой-то причине невозможно, нужно получать разрешение.
    • Предоставлен не полный пакет документов. Проблема возникает в том случае, если для строительства нужны дополнительные согласования. Вам придется согласовать проект, а потом заново подать уведомление. Чтобы избежать подобных ситуаций, прежде чем уведомлять администрацию, приходите на консультацию к эксперту «Геомер групп». Наш специалист скажет, какие согласования нужно получить дополнительно. Необходимую для этого техническую документацию (топопланы, СПОЗУ и т.д.) вы можете заказать у нас.
    • Строительство не согласовали уполномоченные органы (Росавиация, Роснедра, Культурное наследие). В этом случае план действий будет зависеть от того, почему вам не согласовали объект. Если причины для отказа устранимы, нужно привести проект в соответствие с требованиями, заново пройти процедуру согласования и подать уведомление.
    • Уведомление подано лицом, которое не имело на это права. Подать уведомление может только правообладатель земельного участка. От его имени может действовать представитель, но в этом случае должна быть нотариально заверенная доверенность. Если вы не хотите тратить время на согласования строительства и общение с администрацией, ваши интересы будут представлять специалисты компании «Геомер групп».
    Читайте также:  Код окоф монитор для компьютера

    Документы Статистика по документам и выполнению поручений

    изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7089; 2023, № 19, ст. 2706; 2023, № 28, ст. 4227).

    объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором — седьмом и девятом — тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2023 г. № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

    линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

    строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

    Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

    Должностные лица, уполномоченные на выдачу разрешений данного типа, в первую очередь проверяют наличие всех требуемых документов, правильность схемы планировочной организации участка, обозначение места жилого дома и соответствие предоставляемых данных с нормами градостроительного плана.

    Кроме этого, существует такое понятие, как «дачная амнистия», согласно которому, для оформления права собственности на индивидуальное жилье (объект), размещенное в черте поселения, предназначение которого заключается в ведении личного хозяйства, получать разрешение для ввода объекта в эксплуатацию не требуется. Но, чтобы оформить введение объекта в эксплуатацию, комплект требуемых документов должен включать разрешение на строительство.

    Чаще всего выдача разрешений на строительство индивидуального загородного дома осуществляется в органе местного самоуправления, к которому по месту нахождения относится используемый земельный участок. Как правило, таким органом является администрация муниципального района.

    Согласно правовой базе, этот вопрос, прежде всего, регламентируется видом разрешения, выданного на используемый земельный участок. Если изначально участок предоставлялся с целью индивидуального жилищного строительства, тогда оформление разрешения необходимо. Если же в разрешении на земельный участок отмечено, что объект предоставляется для ведения дачной (садовой) деятельности, то оформлять разрешение на строительство не нужно.

    Также немаловажное значение имеет и тип объекта строительства. Согласно законодательству, если вы планируете строить объект, не относящийся ни к какому виду капитального строительства, например, гараж, или строение вспомогательного использования, то для осуществления этой деятельности разрешение не требуется.

    • указанные в уведомлении параметры объекта не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, правилам землепользования и застройки, установленным законами требованиям на дату подачи уведомления;
    • размещение указанного в уведомлении объекта не соответствует виду разрешенного использования земельного участка;
    • у уведомителя отсутствуют права на земельный участок, на котором планируется строительство (реконструкция).

    Cогласно декабрьским поправкам 2023 года до 1 марта 2026 года государственная регистрация прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках для ведения садоводства и дачного хозяйства, осуществляется без направления уведомлений о начале и об окончании строительства (реконструкции).

    В ответ на указанное уведомление уполномоченный орган должен был направить заявителю уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении параметров жилого или садового дома установленным параметрам, и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на данном земельном участке.

    Таким образом, по новым правилам для того, чтобы стать полноправным собственником вновь построенного объекта индивидуального жилищного строительства или зарегистрировать своей дом после реконструкции, требуется представить в орган государственной регистрации технический план, декларацию на объект и доказательство права на земельный участок, на котором он расположен.

    Получение застройщиком уведомления о соответствии либо неполучение уведомления о несоответствии и недопустимости, указанных в уведомлении параметров объекта и размещения его на земельном участке, считалось согласованием строительства (реконструкции) объекта ИЖС или садового дома указанными органами и действовало такое согласование в течение десяти лет со дня направления уведомления.

    Получение разрешения на ввод и на строительство по проектной документации в 2023 году

    Проект содержит описание и обоснование решений, которые будут применяться при строительстве, реконструкции или иных видах работ. В большинстве случаев проектную документацию нужно согласовывать в государственных и муниципальных органах, а при строительстве и реконструкции требуется прохождение экспертизы. Основными документами, которые должен получить собственник или застройщик, являются заключение экспертизы, разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию.

    Уважаемые КЛИЕНТЫ! Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам: 8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес) 8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес) Все консультации бесплатны.

    Комментарий специалиста. Разрешение на строительство дает право на возведение нового объекта или реконструкцию существующего здания. По разрешению на ввод в эксплуатацию можно пройти кадастровый учет, зарегистрировать права, внести изменения или новые сведения в ЕГРН. Оба вида разрешений выдаются Госстройнадзором.

    • пояснительная записка;
    • планировочная схема участка;
    • архитектурные решения;
    • объемно-планировочные, конструктивные решения;
    • сведения об инженерном оборудовании, технологических решениях (заполняется с подразделами по каждой инженерной системе);
    • проект организации строительства;
    • мероприятия по охране окружающей среды;
    • меры по обеспечению пожарной безопасности;
    • мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
    • решения в сфере энергоэффективности;
    • расчетно-сметная документация на объект;
    • иная документация, в зависимости от особенностей объекта и участка.

    Разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию выдаются органами строительного надзора. Для получения первого документа нужно представить проектную документацию, подтвердить ее соответствие нормативным актам. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдается после проверки, что подрядчик полностью выполнит объем строительства, не допустил отклонений от проекта.

    Adblock
    detector