Подорожание бензина в 2023 году

Демпферный механизм был запущен в 2023 году как рыночная альтернатива существовавшим до этого прямым административным ограничениям розничных цен на горючее, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Он действительно за эти годы показал свою эффективность. Если внутренние цены топлива меньше экспортных, производителям полагается бюджетная компенсация за поставки по стране. Это экономически ограничивает стремление наращивать экспорт в ущерб таким поставкам. В случае же превышения внутренними ценами внешних, нефтяники, наоборот, увеличивают отчисления в казну. Данная практика сглаживает сильные колебания розничных цен, позволяя избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

Для сравнения, рассказывает эксперт, можно взять среднюю цену бензина в США — около 0,93 доллара, и среднюю цену в мире (с допущениями) около 1,58 доллара. В Москве АИ-95 будет стоить около 0,72 доллара за литр. То есть можно говорить, что в России бензин стоит достаточно дёшево. Американская цена бензина в отечественной валюте, это около 69 рублей. Таким образом, в правительстве справедливо говорят о том, что без усилий властей цена на бензин была бы гораздо выше.

Впрочем, считает аналитик, невыгодная для производителей разница периодически сказывается на объемах предложения, а ползучая инфляция топливных цен все равно происходит. Поэтому справедливую цену на бензин можно определять лишь теоретически — величинами, которые снизу ограничены прибылью производителей, а сверху — покупательской способностью, но к реальной рыночной ситуации это не имеет какого-либо отношения. В то же время, уже при сегодняшних ценах можно говорить о появлении экономного поведения у потребителей, заключает Андрей Кочетков.

По данным Росстата, на начало августа Аи-92 стоил на АЗС в среднем 45,72 рубля, Аи-95 49,47 рубля. И, отметил замминистра, нерегулируемая цена бензина, по расчетам Минэнерго, должна составлять 60,72 рубля за литр 92-го и 64,47 рубля за литр 95-го. Бензин Аи-98 таким образом мог бы стоить выше 70 рублей за литр – по состоянию на 2 августа его продавали в среднем по 56,53 рубля.

В последние месяцы, при резком повышении мировых котировок энергоносителей, данный механизм действительно ограничил рост цен на АЗС. Однако, уверен аналитик, он не является панацеей, способной вовсе предотвратить подорожание. Оно вызвано и наращиванием экспорта, и повышенным весенне-летним спросом на бензин, и общей инфляцией. К 10 августа розничные цены бензина АИ-95 поднялись с начала года примерно на 6%: с 48 до 50,8 руб. за литр. По Аи-92 увеличение составило около 5%: с 43,7 руб. до 45,8.

Рост цен на бензин в августе 2023, топливный кризис: почему подорожал бензин в России, что произошло

Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.

Скорее всего, повышение стоимости топлива не остановится, а будет только усугубляться. Вслед за ним ожидается и рост цен на продукты и товары первой необходимости. Особое опасение у экспертов вызывает послевыборный период, когда у правительства не будет стимула что-то предпринимать по урегулированию этого вопроса.

  • Пандемия спровоцировала большой спрос на энергоносители, повышение цен на сырье – баррель нефти сейчас стоит рекордные 76 долларов.
  • Банки установили завышенные показатели выпуска ценных бумаг.
  • Увеличился спрос на внутренний туризм, а, следовательно, и на топливо.
  • Началась посевная кампания, которая тоже требует больших топливных ресурсов.
  • Остановили производство несколько крупных нефтеперерабатывающих производств в связи с ремонтом.
  • Изменился курс доллара и ставки пошлин на вывоз нефти.
  • Необходимость пополнения федерального бюджета.

Повышение цен в стране уже давно беспокоит россиян. Несмотря на то, что правительство утверждает, что скачки в стоимости товара находятся в рамках прогнозируемой инфляции, понятно, что на некоторые товары и продукты сдержать рост цены становится невозможно. Правительство предпринимает разные решения – запрет на экспорт некоторых культур, установление фиксированной стоимости на определенные продукты питания, такие как сахар и соль и другие федеральные программы регулирования. Это касается и ценообразования на нефть – Госдума уже устанавливала порядок его стоимости, но резкого повышения избежать не удалось. Почему подорожал бензин, и как с этим будут бороться?

Решение о запрете вывоза бензина за пределы России было озвучено еще в июле. Предполагалось, что это стабилизирует ситуацию на заправочных станциях, и удержит рост стоимости в пределах инфляции. Но, очевидно, такая мера нанесла бы большой урон переработчикам нефти, и от данной меры на тот момент было принято решение отказаться.

Власти пытаются удержать цены на бензин, но вводимые меры помогут только временно

МОСКВА, 10 авг – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Власти пока не будут использовать жесткие способы давления на нефтяников – запрет на экспорт нефтепродуктов решено отложить. Вместо этого будут использоваться менее радикальные меры, влияние которых на стоимость бензина весьма относительно.

Однако эту меру в правительстве пока посчитали излишней – в целом бензин дорожает в рамках инфляции. С начала года рост цен составил 5,84%, тогда как инфляция в годовом выражении на июль составила 6,46%. Во многом медленный темп рост розничных цен объясняется работой демпферного механизма.

Также Новак поручил Минэнерго скорректировать механизм формирования графика ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), чтобы обеспечить баланс рынка в летний период. Он посчитал целесообразным принять меры по донастройке биржевой торговли. В частности, речь может идти о временном запрете продажи топлива не производителям и ограничении предельного роста внутри торговой сессии.

Нельзя забывать и о том, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) могут путем картельного сговора искусственно повышать цены на биржах, чтобы выдавливать с розницы мелких собственников АЗС, отметил доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев.

Не удержит цены и поднятие норматива реализации автобензина на бирже до 12%. «Исторически в среднем через биржу проходило 18% от произведённого объема, максимально — 25%. Все разговоры о повышении на 1% — это просто смешно. Учитывая, что задача регулятора — сделать так, чтобы крупные игроки вели себя на рынке конкурентно, реализация в 25% по нормативу совсем не выглядит драконовской мерой», — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Почему дорожает бензин

Вслед за восстановлением мировой экономики растет и спрос на сырье, а также на бензин. В июле 2023 года оптовые цены на бензин в России достигали рекордных значений, а в августе они по-прежнему находятся на уровнях близких к максимальным.

Автоэксперт считает, что можно перевести автомобиль на газ вместо бензина, установив специальное оборудование, которое окупится со временем. Шапарин также рекомендовал водителям ездить аккуратнее: отказаться от резких стартов и торможений, которые увеличивают потребление топлива, и не превышать скорость 120 км/ч (разрешенная скорость — 130 км/ч). По мнению специалиста, скорость выше названной приведет к тому, что авто придется чаще заправлять бензином, останавливаясь на АЗС и теряя время и деньги.

Среди принятых мер по сдерживанию цен: увеличение объема биржевых торгов бензином на 5 тыс тонн в сутки. В июле на бирже продавали 28-26 тыс тонн бензина в сутки. Объем предложили увеличить за счет накопленных запасов топлива. Для бесперебойного и сбалансированного обеспечения рынка бензином Новак поручил Минэнерго скорректировать график ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, топливо могут временно запретить продавать на бирже не производителям.

Высокие бензиновые цены привлекли внимание властей, и в понедельник, 9 августа, заместитель председателя правительства Александр Новак провёл совещание с представителями нефтяных компаний и исполнительных органов власти, а также с экспертами отрасли. Они обсудили ситуацию на рынке и приняли меры для снижения биржевых цен на бензин. Новак отметил, что правительство рассчитывает на скорое понижение оптовой стоимости бензина на бирже, поэтому радикальных мер для сдерживания, таких как запрет экспорта нефтепродуктов, пока вводить не будет. Однако этот вариант всё еще возможен, если ситуация с бензиновыми ценами на внутреннем рынке продолжит ухудшаться.

«Основной рост приходится на оптовые цены, а в рознице стоимость бензина увеличивается темпами, близкими к инфляции. Сейчас правительство активно следит за динамикой цен, как в рознице, так и в опте. В случае ухудшения ситуации, вероятно, будет введён запрет на экспорт бензина, что, по закону спроса и предложения, неизбежно приведёт к снижению биржевых цен. Пока что правительство на фоне приостановки роста биржевых цен в последний месяц ограничилось более мягкими мерами — запретом на продажу бензина трейдерами и рекомендацией по увеличению объёмов торгов бензином на 5000 тонн в сутки (в июле объём торгов составлял 28 000 — 36 000 тонн в сутки). На наш взгляд, совокупность данных мер вместе с концом сезона отпусков, завершением ремонта НПЗ и небольшой коррекцией цен на нефть в мире могут привести к снижению оптовых цен на бензин в пределах 5-10% на горизонте нескольких месяцев. Розничные цены пока продолжат рост темпами, близкими к инфляции, так как в текущих условиях ряд независимых АЗС всё ещё остаются убыточными», — говорит эксперт.

Читайте также:  Входит ли декрет в отработку 2023 год

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2023 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Страна возвращается к балансовым заданиям из лихих девяностых

Российские власти пытаются сформировать стабильные правила регулирования топливного рынка с начала девяностых. Но пока безуспешно. Стране то и дело угрожает дефицит бензина или его внезапное подорожание. До последнего времени цены на топливо удавалось сдерживать с помощью бюджетных выплат нефтяным компаниям. Но и этот механизм начал давать сбои. Поэтому чиновники открыто угрожают нефтяникам административным запретом на экспорт нефтепродуктов. Похоже, что страна фактически возвращается к практике девяностых, когда компании не могли экспортировать нефть без выполнения балансовых заданий по поставкам на внутренний рынок.

Шульгинов напоминал также, что на рынке действует демпфирующий механизм. «НГ» уже писала (см. «НГ» от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках уже в первый месяц лета росли со скоростью около 1% в неделю, а Минэнерго и ФАС тогда было поручено проработать вопрос об увеличении норматива продаж топлива на бирже на 1% в третьем квартале.

Бензин дорожает и в опте, и в розницу. Стоимость Аи-92 в последний рабочий день прошлой недели выросла до 57,35 тыс. руб. за тонну, Аи-95 – до 58,66 тыс., сообщила Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). С середины июня биржевые цены росли пять недель подряд. С небольшими остановками они растут с середины декабря 2023 года, а за 2023 год выросли примерно на 30%. На позапрошлой неделе Аи-95 несколько дней подряд обновлял исторические максимумы, цена на него превышала 60 тыс. руб. за тонну. Рекорды выше 57,5 тыс. руб. ставил и 92-й бензин.

Шульгинов недавно отмечал, что запрет на экспорт бензина будет вводиться в случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях, а кроме того, «может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене, и увеличения биржевых нормативов до 15%. Все нефтяные компании сейчас должны продавать на бирже 11% от произведенного ими автобензина, однако эксперты отмечают, что не все нефтеперерабатывающие компании выполняют даже эти нормативы (см. «НГ» от 23.07.21).

«Угрозами запретить экспорт бензина власти пытаются напугать компании и заставить их ограничить рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем оптовом рынке, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – В июле это были лишь угрозы. Если же запрет в августе все же будет введен, то правительству нужно будет идти до конца. Запрещать, помимо бензина, придется тогда и дизель, и нафту. Кроме того, придется принимать административные меры, чтобы компании просто не прекратили переработку в пользу экспорта сырой нефти. Иными словами, в конечном счете придется вводить прямое административное регулирование отрасли».

Новости Москва

Как считает председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов, розничные цены на бензин будут планомерно повышаться и к концу 2023 года и при «базовом сценарии» вырастут на 2,5%. «В России цена на бензин индексируется на 1,5 процентных пункта ниже, чем уровень инфляции по Росстату. Пока небольшой люфт между оптовыми и розничными ценами не очень приятный и мало кому дает позитивное восприятие, но он сохраняется, поэтому ждать стремительного роста цен не стоит. Пока ситуация более-менее спокойная, примерно на уровне инфляции», – сказал он.

В этой связи Баженов также обратил внимание, что тревожным звонком стало отсутствие традиционного декабрьского падения цен. «Несмотря на то, что наблюдается сезонное повышение спроса, предложение повышается значительно, потому что компании продают излишки. В декабре обычно цены падают. Но тут в конце года нарисовался рост цен на нефть. В результате экспортировать стало выгодно. И излишки стали уходить на экспорт вот и все», – констатировал он, подчеркнув, что дисбаланс, при котором нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, также заложен в нынешней системе.

При этом Баженов отметил, что общая конъюнктура на рынке складывается неблагоприятно. «Если мы говорим об оптовом сегменте, то цены растут уже сейчас. Акцизы выросли на 4% – мы говорим о товарном бензине и о дизельном топливе. Повышение будет и в следующем году, все это уже сейчас заложено в Налоговый кодекс. С 2014 года акцизы растут постоянно. Еще одна причина роста цен – демпфирующий механизм, который в 2023 году работал как налог на кризис. Предполагалось, что он будет балансировать цены, связанные с динамикой внешней конъюнктуры, но на деле он превратился в странный механизм, когда нефтяные компании получают субсидии, когда у них все хорошо, и вынуждены платить допсредства, когда у них все плохо. Получается какая-то парадоксальная ситуация. Производство в 2023 году не было рентабельным», – пояснил председатель правления Независимого топливного союза.

В 2023 году россиян ждет очередное планомерное повышение цен на бензин, что заложено в созданной правительством РФ «рыночной» системе, при которой автомобильное топливо дорожает, несмотря ни на что. Как отмечают экономисты, власти осознанно перекладывают фискальное бремя на потребителей. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве.

Член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский, также выступавший на пресс-конференции, считает, что российские власти довели ситуацию с энергоресурсами до абсурда. «Мы живем в каком-то дурдоме. Постоянно слышим заявления руководства страны о том, что они не допустят роста цен на бензин. Но топливо постоянно дорожает. Основная проблема этого безумного роста – это внутренняя политика государства. С 2014 года началось повышение акцизов на подакцизные товары и НДПИ, а экспортные пошлины планово снижаются и к 2024 году они должны обнулиться. Власти осознанно перекладывают фискальное бремя с экспортеров и зарубежных потребителей энергоносителей на внутреннего потребителя – россиян, бизнес, сельское хозяйство и т.д. Теперь у нас бензин и дизель дорожает, независимо от ситуации на нефтяном рынке. Мы добились стабильности – стабильного роста», – пояснил Жуковский. «Я обожаю слушать чиновников – большей безграмотности сложно найти. Сказки о том, что в России низкие цены на энергоносители – это от незнания основ экономического подсчета. В России цены и на нефть, и на газ, и на дизель, и на электричество в пересчете либо на паритет покупательной способности, либо по соотношению к реальным располагаемым доходам – одни из самых высоких в мире», – констатировал экономист.

Читайте также:  Ветеран труда в санкт-петербурге по стажу без наград в 2023

Розничные цены на бензин с начала 2023 г

На наблюдаемых АЗС в г. Москва бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 43,89 до 45,65 руб./л, марки АИ-95 — от 48,29 до 51,99 руб./л, марки АИ-98 — от 49,99 до 57,39 руб./л
При этом жителям столицы не повезло больше всего.
По данным Московской топливной ассоциации, цены на бензин в г. Москва непрерывно растут уже 16 недель подряд.
В г. Санкт-Петербург бензин марки АИ-92 стоил от 43,3 до 45,85 руб./л, марки АИ-95 — от 47 до 50,01 руб./л, марки АИ-98 — от 54 до 57,66 руб./л.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поручила своим региональным управлениям запросить автозаправочное станции предоставить обоснование увеличения стоимости бензина и дизтоплива.
В начале марта 2023 г. ФАС и Минэнерго разработали меры, которые должны были стабилизировать ситуацию на рынке топлива.
Так, они утвердили совместный приказ, который повысил минимальный порог предложения основных видов топлива, в т. ч. бензина и СУГ, на биржевых торгах.
Кроме того, правительство скорректировало механизм демпфера, который заработает в обновленном виде с 1 мая 2023 г.

На данный момент цены на бензин на российских автозаправочных станциях (АЗС) продолжают расти, превышая уровень инфляции.
При этом стоимость моторного топлива растет несмотря на принимаемые правительством меры по стабилизации рынка.
Так, средние потребительские цены на бензин в России за неделю с 29 марта по 4 апреля 2023 г. выросли на 13 коп. и составили 47,56 руб./л:

  • средние цены на бензин марки АИ-92 выросли на 13 коп. — до 44,89 руб./л;
  • бензин АИ-95 подорожал на 13 коп. — до 48,48 руб./л;
  • стоимость бензина АИ-98 возросла на 16 коп. — до 55,11 руб./л;
  • дизтопливо выросло в цене на 7 коп. — до 49,49 руб./л.

По данным Росстата, рост цен на бензин зафиксирован в 67 регионах РФ, наиболее заметный отмечен в г. Горно-Алтайск — на 1,9%, г. Владимир и г. Кемерово — на 0,9%.
Снижение цен наблюдалось в 5 регионах РФ, более всего бензин подешевел в г. Симферополь — на 0,3%.

Однако на данный момент этих мер оказалось недостаточно, и цены на АЗС продолжают расти.
Розничный сектор вынужден поднимать цены из-за роста оптовых цен.
Так, в конце марта 2023 г. оптовые цены на бензин в ряде регионов РФ превысили розничные, в связи с чем АЗС вынуждены работать в убыток.

Тем временем некоторые участники рынка продолжают спекулировать на тему того, что в России по-прежнему сохраняются одни из самых низких цен на моторное топливо.
В частности, об этом заявил вице-президент ЛУКОЙЛа Л. Федун в эфире радио Ъ FM.
При этом забыв добавить, что доступность топлива для россиян остается невысокой из-за низкого уровня доходов.
Так, жители европейских стран, где бензин стоит в 2-3 раза дороже российского, могут позволить купить себе гораздо больше топлива на АЗС, чем граждане России, из-за гораздо более высоких зарплат.

Бензин дорожает — и конца этому не будет

Согласно нашему проекту «Мониторинг АЗС», мы проводим мониторинг цен на топливо в Москве и Московской области. В этом году реальные розничные цены таковы: цена на 92-й бензин выросла на 4,29%. Цена 95-го — на 4,62%. Цена 98-го — на 4,53%. В августе 2023 года у нас средняя цена 92-го бензина — 45 рублей 57 копеек, 95-го — 50 рублей 55 копеек, дизельного топлива — 49 рублей 51 копейка за литр. А выше всего подскочили цены на сжиженный газ — на 22,65%.

Спрос на углеводороды, естественно, подталкивает цены вверх. Это влияет и на нас: экспортерам выгодно поставлять побольше за рубеж — или подтягивать цены на внутреннем рынке, чтобы они хоть как-то были сопоставимы с динамикой на мировом рынке. Наконец: как выросли цены производителей на промышленную продукцию? Они очень сильно выросли: в годовом выражении порядка 30-35%. На потребительском же уровне — всего 6,5-6,6%. Цены же на бензин на оптовом рынке тесно связаны с производительскими.

Плюс растущая доля налогов, акцизов, НДС и пр. привела к тому, что сегодня в цене бензина налоги и прочие платежи бюджетной системы уже 72%. Еще лет восемь назад было около 57-60%, а 15 лет назад было ниже 40%. Так что из 55 рублей за литр мы где-то 36-37 рублей отдаем государству.

Можно уже не волноваться за бензин: цены на него растут и расти будут. В этом году рост будет в районе 10-12% — после прошлогодних 4-5%. Топливо будет дорожать на фоне низкого курса рубля к доллару и стабильно высоких нефтяных цен на мировом рынке: около $73-74 за «бочку», из-за чего внешние рынки более привлекательны.

Под выборы, конечно, пытаются это рост тормозить, повторить показуху августа-сентября 2023 года, когда министр Александр Новак и правительство в целом спешно пытались заморозить цены на исторически высоких отметках. А были такие попытки и в 2023-16 гг. Государство тратит сотни миллиардов рублей на демпферный механизм — то есть, приплачивает из налогов нашими деньгами нефтяникам, чтобы они нам продавали бензин хотя бы не по 60 рублей, а по 53-54 рубля за литр.

Топливный баланс: как могут измениться цены на горючее в России до конца 2023 года

Согласно оценке Росстата, по итогам 2023 года инфляция в России составила 4,9%. При этом с 9 января по 28 декабря стоимость топлива АИ-92 в среднем по стране увеличилась на 2,2% (до 43,28 рубля за литр), цены на горючее АИ-95 поднялись на 2,7% (до 47,04 рубля), а дизельное топливо подорожало на 1,5% (до 48,74 рубля).

Отметим, что в ближайшие месяцы аналитики прогнозируют рост оптовых цен на бензин в России. Во многом специалисты объясняют это удорожанием нефти на мировом рынке. Так, с начала 2023 года котировки сырья эталонной марки Brent выросли примерно на 10% и сейчас находятся в диапазоне $55—56 за баррель.

«Длинные праздники сыграли злую шутку с оптовыми производителями: наши трейдеры ушли на каникулы, когда цена на нефть находилась в диапазоне $51—52 за баррель, а сейчас показатель превышает $55. В результате игроки были вынуждены оперативно отыгрывать изменения, что и привело к росту стоимости горючего в опте», — объяснил RT аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

Так, 11 января в ходе первых торгов 2023 года оптовая цена бензина АИ-92 выросла сразу на 4,2% — до 49,6 тыс. рублей за тонну, а горючее АИ-95 подорожало на 3,2%, до 50,7 тыс. рублей за тонну. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

«Благодаря росту нефтяных цен производителям вновь стало выгоднее продавать топливо на экспорт. В результате предложение на внутреннем рынке сокращается, а внутренние цены на горючее начинают расти», — объяснил RT исполнительный директор Klopenko Group Дмитрий Иванов.

Новости Москва

В 2023 году россиян ждет очередное планомерное повышение цен на бензин, что заложено в созданной правительством РФ «рыночной» системе, при которой автомобильное топливо дорожает, несмотря ни на что. Как отмечают экономисты, власти осознанно перекладывают фискальное бремя на потребителей. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый День», шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве.

При этом Баженов отметил, что общая конъюнктура на рынке складывается неблагоприятно. «Если мы говорим об оптовом сегменте, то цены растут уже сейчас. Акцизы выросли на 4% – мы говорим о товарном бензине и о дизельном топливе. Повышение будет и в следующем году, все это уже сейчас заложено в Налоговый кодекс. С 2014 года акцизы растут постоянно. Еще одна причина роста цен – демпфирующий механизм, который в 2023 году работал как налог на кризис. Предполагалось, что он будет балансировать цены, связанные с динамикой внешней конъюнктуры, но на деле он превратился в странный механизм, когда нефтяные компании получают субсидии, когда у них все хорошо, и вынуждены платить допсредства, когда у них все плохо. Получается какая-то парадоксальная ситуация. Производство в 2023 году не было рентабельным», – пояснил председатель правления Независимого топливного союза.

В этой связи Баженов также обратил внимание, что тревожным звонком стало отсутствие традиционного декабрьского падения цен. «Несмотря на то, что наблюдается сезонное повышение спроса, предложение повышается значительно, потому что компании продают излишки. В декабре обычно цены падают. Но тут в конце года нарисовался рост цен на нефть. В результате экспортировать стало выгодно. И излишки стали уходить на экспорт вот и все», – констатировал он, подчеркнув, что дисбаланс, при котором нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, также заложен в нынешней системе.

Как считает председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов, розничные цены на бензин будут планомерно повышаться и к концу 2023 года и при «базовом сценарии» вырастут на 2,5%. «В России цена на бензин индексируется на 1,5 процентных пункта ниже, чем уровень инфляции по Росстату. Пока небольшой люфт между оптовыми и розничными ценами не очень приятный и мало кому дает позитивное восприятие, но он сохраняется, поэтому ждать стремительного роста цен не стоит. Пока ситуация более-менее спокойная, примерно на уровне инфляции», – сказал он.

Читайте также:  Детское пособие до 18 лет в 2023 году размер в москве

Член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский, также выступавший на пресс-конференции, считает, что российские власти довели ситуацию с энергоресурсами до абсурда. «Мы живем в каком-то дурдоме. Постоянно слышим заявления руководства страны о том, что они не допустят роста цен на бензин. Но топливо постоянно дорожает. Основная проблема этого безумного роста – это внутренняя политика государства. С 2014 года началось повышение акцизов на подакцизные товары и НДПИ, а экспортные пошлины планово снижаются и к 2024 году они должны обнулиться. Власти осознанно перекладывают фискальное бремя с экспортеров и зарубежных потребителей энергоносителей на внутреннего потребителя – россиян, бизнес, сельское хозяйство и т.д. Теперь у нас бензин и дизель дорожает, независимо от ситуации на нефтяном рынке. Мы добились стабильности – стабильного роста», – пояснил Жуковский. «Я обожаю слушать чиновников – большей безграмотности сложно найти. Сказки о том, что в России низкие цены на энергоносители – это от незнания основ экономического подсчета. В России цены и на нефть, и на газ, и на дизель, и на электричество в пересчете либо на паритет покупательной способности, либо по соотношению к реальным располагаемым доходам – одни из самых высоких в мире», – констатировал экономист.

Топливо в России не дешевеет даже при падении цены на нефть из-за особенностей ценообразования, демпферного механизма, введенного в 2023 году, и высоких государственных акцизов, составляющих до 65% в цене топлива. Иначе говоря, за счет внутреннего рынка государство компенсирует бюджетные потери, а также стимулирует нефтяную отрасль.

Минэнерго обнародовало планы по увеличению производства бензина и дизтоплива почти на 30% к 2025–2030 году. Прогнозы стоимости нефти показывают наступление «дешевой эры» с избытком углеводородов на рынке. Сбудутся ли надежды большинства россиян — упадут ли на этом фоне цены на готовое горючее?

Ежегодно нефтегазовый сектор приносит России до 11 триллионов рублей или около 52% всех бюджетных доходов. Для того, чтобы бензин не дорожал, необходимы серьезные реформы в экономике. Министерство экономического развития закладывает «форсированные сценарии» к 2030 году, подразумевающие, например, увеличение экспорта «высокотехнологичных капитальных товаров», машин и оборудования, но насколько успешно это будет реализовано — большой вопрос.

По мнению замминистра энергетики, другой важной причиной этой динамики стало сильное увеличение спроса на бензин по всей стране. В определенных регионах он поднялся на 5% по сравнению со средним значением, характерным для летнего периода. Вероятнее всего, это произошло из-за ограничения международного авиасообщения, в результате чего россияне проводят отпуск преимущественно внутри страны и больше передвигаются автомобилями.

  1. Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2023 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
  2. Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
  3. В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2023 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
  4. Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).

Напомним, что после стремительного подорожания топлива в 2023-м, между российским правительством и нефтяными компаниями была заключена договоренность о заморозке оптовой стоимости. Однако реализовывать горючее на внутреннем рынке по фиксированным ценам для предприятий не было выгодно.

С самого начала текущего года цены на топливо продолжают расти. Естественно, подорожание бензина и газа ведет за собой увеличение цен буквально на все товары и услуги, которыми мы пользуемся каждый день, поэтому важно понимать причины такого положения дел и как будет меняться стоимость топлива в дальнейшем. Мнения экспертов о том, будет ли продолжать расти ценник на бензин во втором полугодии, разделились.

Одной из мер в рамках борьбы с подорожанием бензина стали изменения в порядке биржевых торгов горючим. С мая 2023 года нефтяные компании обязаны планировать поставки на биржу за 1 месяц, чтобы потом независимые АЗС имели возможность приобрести его по рыночной стоимости. Таким образом должны сдерживаться и розничные цены, говорят эксперты.

Назревает кризис АЗС: какие заправки могут закрыться и на сколько ещё подорожает бензин

На биржевых ценах сказалась и ситуация с задержкой судов в Суэцком канале. Из-за этого повысились мировые цены на топливо. Данную тенденцию поддерживают и ожидания нового решения стран ОПЕК+. В марте они решили продлить сокращение добычи ещё и на апрель, но сделали исключение для России и Казахстана из-за сезонного фактора и грядущей масштабной посевной. Наша страна нарастит в апреле добычу на 130 тысяч баррелей в сутки. Это поможет сбалансировать цены. Такое мнение высказал исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ капитал» Артём Тузов.

Конечно, для большинства заправок, входящих в крупные нефтедобывающие холдинги, повышение оптовых цен над розничными не проблема. Даже наоборот. Как отметил шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв, перераспределяя доходы внутри своей структуры, суммарно крупнейшие компании оказываются в выигрыше. Но положение независимых сетей заправок, по его мнению, незавидное и разориться могут многие. В результате это плохо скажется на рыночной конкуренции. К тому же вблизи многих населённых пунктов просто нет других АЗС, кроме независимых. Большим сетям открывать их там бывает невыгодно. Соответственно, аналитик считает, что если заправки начнут закрываться, то первыми неудобства почувствуют автомобилисты из отдалённых посёлков и те, кто часто ездит по неоживлённым трассам.

— Правительство не допустит массового закрытия заправок в стране. Если ситуация с топливом будет обостряться, кабмин введёт дополнительные меры поддержки для АЗС и станет регулировать цены. В таких условиях возможны лишь точечные закрытия в ряде регионов, — считает Артём Тузов.

В конце марта целый ряд АЗС столкнулся с непростой проблемой. Стоимость топлива на бирже оказалась выше розничных цен. В некоторых случаях разница составляла порядка 5–6%. Сразу же стали высказываться опасения, что если такая ситуация продлится ещё несколько месяцев, то часть заправок просто обанкротится.

— Оптовые цены на бензин выросли по нескольким причинам. Увеличились мировые цены, повысились нефтяные котировки, снизилось производство на российских НПЗ и сократились запасы топлива. Производители повышают цены на оптовые поставки из-за роста издержек. Демпферный механизм построен таким образом, что в настоящее время оптовые цены обгоняют розничные, экспортные поставки для производителей выглядят более привлекательными, чем продажи на внутренний рынок. И хотя Минэнерго обещало с мая пересмотреть этот механизм (что должно снизить рост оптовых цен и отразиться на розничных), инструмент может начать действовать только с 1 мая и только на бензин. По дизельному топливу демпфер может быть пересмотрен только в следующем году, — объяснил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Необходимо понимать, что в таблице приведены цены по России в общем. Конкретные значения в разных регионах могут незначительно «плавать». Обе столицы и города-миллионники немного выбиваются из общего ценового потока — в Москве в мае 2023 года наблюдалась разница в стоимости по отношению к общероссийской почти на 1 рубль за литр. Выявляя сколько будет стоить бензин важно учитывать региональный фактор, ведь для части населения разница в 80-90 копеек за литр топлива может стать очень существенной.

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

Если перевести такие абстрактные проценты в реальные рубли, то можно понять, что к текущему курсу топлива добавится 5-7 рублей. Тот же АИ-95 предположительно будет стоить 50-53 р. за литр. Однако есть и те, кто прогнозирует меньший рост. К тому же не стоит забывать, что в первом полугодии наблюдалось падение цены на топливо. Если бы снижение цены не было, то эти 10-15% стали бы не очень комфортными, однако из-за предварительного уменьшения курса стоимость бензина уже не столь неприятная, хотя все же высокая.

Внимание! Удивительно, но в 2023 году во многих регионах наблюдалось реальное, хотя и не очень значительное, падение цен на бензин. Введение карантина из-за пандемии коронавируса, приведшее к резкому уменьшению продаж топлива, привело к небольшому уменьшению стоимости топлива. Именно с этим связана близкая стоимость топлива 2023 года и предыдущего 2023.

Adblock
detector