Программа переселение из ветхого и аварийного жилья в 2023 году

Программа переселение из ветхого и аварийного жилья в 2023 году

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Федеральным законом от 27.12.2023 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

В 2023 году планируется к запуску новая программа расселения аварийного жилья

Участниками программы в первую очередь станут те субъекты, которые уже выполнили обязательства по расселению аварийного жилья в рамках программы «Жилье и городская среда» на 2023-2024 годы. Среди регионов-участников на первоначальном этапе станут города Санкт-Петербург, Севастополь, а также Карачаево-Черкесия и Сахалинская область.

Новая программа, предложенная Фондом ЖКХ, предполагает включение в программу аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 2023 года. Кроме того, в рамках программы планируется осуществить комплексное развитие территорий и создание наемного жилья.

В пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ сообщили, что программа расселения аварийного жилья распространяется на многоквартирные дома, признанные аварийными после 2023 года. Общий бюджет программы составит 45 млрд рублей до конца 2024 года и будет распределен пропорционально объемам аварийного жилья в каждом субъекте.

В каждом регионе действует собственная программа переселения граждан из аварийного жилья. Все многоквартирные дома, признанные аварийными, автоматически включаются в региональную программу, и для них формируется график расселения. Плановую дату можно посмотреть в федеральном реестре аварийных домов.

Ликвидация аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из приоритетных задач Минстроя России. До 1 сентября 2023 года, согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, необходимо расселить более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тысяч человек.

6 мая 2014 года утвержден обновленный Комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда. Для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения — начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства законодательство устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает ВС.

Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.

«Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции. Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным. В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья. В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения.

ВС счел невозможным вывод дома из адресной программы по переселению из аварийного жилья

Посчитав, что после смерти матери она является наследником первой очереди и со дня открытия наследства обладает имущественными правами и обязанностями наследодателя, которому должно быть предоставлено жилье взамен аварийного в соответствии со списком жителей, Зоя Осолодкова обратилась в Пластовский городской суд с иском к администрации района о признании отказа незаконным.

«В рассматриваемом деле истец приобрел право на квартиру в порядке наследования, при этом квартира уже была включена в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализуя свое право на выбор способа возмещения за изымаемое жилье, истец выбрал предоставление другого жилого помещения. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение на районную администрацию. Такой способ защиты жилищных прав законен и правомерен, в полной мере соответствует устоявшейся практике Верховного Суда. Кассационная и апелляционная инстанции, несмотря на распространенную практику, неправомерно отменили решение первой инстанции, лишив истца предусмотренного Законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства права выбора способа обеспечения прав собственников», – указала эксперт.

Адвокат указала, что суды второй и кассационной инстанций не учли, что первоначально жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья. Позднее же земельный участок, на котором был расположен жилой дом, признан подлежащим изъятию, а дом – сносу. Ориентируясь на указанное решение, суды определили, что применим общий порядок, предусмотренный ЖК РФ, а не специальный, как изначально указал суд первой инстанции.

Читайте также:  График работы 4 бригады по 12 часов на 2023 год календарь

На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и акта обследования многоквартирного дома от 7 декабря 2011 г. жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Объект недвижимости указан в перечне аварийных МКД, расположенных на территории Пластовского муниципального района и включенных в областную адресную программу «Переселение в 2013–2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области». Постановлением администрации муниципального района дом включен в муниципальную программу «Переселение в 2023 году граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пластовского муниципального района».

30 декабря 2023 г. администрация района приняла решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным жилым домом. Зое Осолодковой было отказано в предоставлении жилого помещения взамен изъятого аварийного жилья, поскольку у администрации на то отсутствуют законные основания. При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, женщина является собственником данной квартиры, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2023 г.;
обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
ликвидация 165 290,28 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9 103 жителей из жилых помещений, в том числе:
по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 143 785,71 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 7 853 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2023 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 21 504,57 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1 250 жителей из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных до 1 января 2023 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды

основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, ликвидация жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2023 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды (за исключением мероприятий, реализуемых в рамках Указа).
Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд)

органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными до 1 января 2023 г. (далее – органы местного самоуправления):
город Гуково;
город Донецк;
город Зверево;
город Каменск-Шахтинский;
город Новочеркасск;
город Новошахтинск;
город Ростов-на-Дону;
город Таганрог;
город Шахты;
Азовский район:
Александровское сельское поселение;
Калиновское сельское поселение;
Аксайский район:
Аксайское городское поселение;
Багаевский район:
Манычское сельское поселение;
Белокалитвинский район:
Белокалитвинское городское поселение;
Богураевское сельское поселение;
Горняцкое сельское поселение;
Коксовское сельское поселение;
Синегорское сельское поселение;
Шолоховское городское поселение;
Каменский район:
Глубокинское городское поселение;
Красносулинский район:
Долотинское сельское поселение;
Ковалевское сельское поселение;
Красносулинское городское поселение;
Октябрьский район:
Персиановское сельское поселение;
Мартыновский район:
Большеорловское сельское поселение;
Малоорловское сельское поселение;
Миллеровский район:
Ольхово-Рогское сельское поселение;
Миллеровское городское поселение;
Мальчевское сельское поселение;
Сальский район:
Сальское городское поселение;
Тацинский район:
Тацинское сельское поселение;
Углегорское сельское поселение;
Жирновское сельское поселение;
Михайловское сельское поселение;
Усть-Донецкий район:
Усть-Донецкое городское поселение;
Цимлянский район:
Цимлянское городское поселение;
Саркеловское сельское поселение

общий объем финансирования Программы составляет 7 181 880 435,90 рубля, из них:
4 832 673 228,51 рубля – средства Фонда;
1 901 475 443,77 рубля – средства областного бюджета;
447 731 763,62 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 32,71 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий);
общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 6 344 769 981,63 рубля, из них:
4 832 673 228,51 рубля – средства Фонда;
1 203 771 167,34 рубля – средства областного бюджета;
308 325 585,78 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 23,83 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);
общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 837 110 454,27 рубля, из них:
697 704 276,43 рубля – средства областного бюджета;
139 406 177,84 рубля – средства местных бюджетов.
Распределение средств с разбивкой по этапам:
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 773 775 536,72 рубля, в том числе:
642 811 324,06 рубля – средства областного бюджета;
130 964 212,66 рубля – средства местных бюджетов;
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов составляет 1 106 886 738,40 рубля, в том числе:
498 094 930,51 рубля – средства Фонда;
489 636 929,56 рубля – средства областного бюджета;
119 154 878,33 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 55,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);
общий объем финансирования по этапу 2023 –2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, 1 101 930 038,40 рубля, в том числе:
498 094 930,51 рубля – средства Фонда;
485 305 100,67 рубля – средства областного бюджета;
118 530 007,22 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 54,80 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 4 956 700,00 рубля, в том числе:
4 331 828,89 рубля – средства областного бюджета;
624 871,11 рубля – средства местных бюджетов;
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов составляет 1 055 892 432,64 рубля, в том числе:
652 563 069,90 рубля – средства Фонда;
290 980 843,32 рубля – средства областного бюджета;
112 348 519,42 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 38,20 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1 043 473 838,09 рубля, в том числе:
652 563 069,90 рубля – средства Фонда;
280 402 295,14 рубля – средства областного бюджета;
110 508 473,05 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,46 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 12 418 594,55 рубля, в том числе:
10 578 548,18 рубля – средства областного бюджета;
1 840 046,37 рубля – средства местных бюджетов;
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов составляет 1 506 829 723,68 рубля, в том числе:
1 062 830 319,36 рубля – средства Фонда;
384 352 437,90 рубля – средства областного бюджета;
59 646 966,42 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 29,47 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов составляет 1 476 284 900,68 рубля, в том числе:
1 062 830 319,36 рубля – средства Фонда;
357 441 613,00 рубля – средства областного бюджета;
56 012 968,32 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 28,01 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 30 544 823,00 рубля, в том числе:
26 910 824,90 рубля – средства областного бюджета;
3 633 998,10 рубля – средства местных бюджетов;
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов составляет 2 738 496 004,46 рубля, в том числе:
2 619 184 908,74 рубля – средства Фонда;
93 693 908,93 рубля – средства областного бюджета;
25 617 186,79 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 4,36 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 2 723 081 204,46 рубля, в том числе:
2 619 184 908,74 рубля – средства Фонда;
80 622 158,53 рубля – средства областного бюджета;
23 274 137,19 рубля – средства местных бюджетов
(доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,82 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);
общий объем финансирования по этапу 2023 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 15 414 800,00 рубля, в том числе:
13 071 750,40 рубля – средства областного бюджета;
2 343 049,60 рубля – средства местных бюджетов

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на ребенка в 2023 году

реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания;
снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2023 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Предполагается, что на нее будет выделено 45 млрд рублей на период до 2024 года, причем средства будут распределяться пропорционально объемам аварийного жилья, уточнили в фонде. Участниками программы на начальном этапе должны стать регионы, выполнившие задачи по расселению аварийного жилого фонда, установленные в национальном проекте «Жилье и городская среда» на 2023-2024 годы. Сейчас это Сахалинская область, Карачаево-Черкесия, а также города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. Кроме того, соглашения с Фондом ЖКХ, согласно которым регионы обязуются достичь целевых показателей нацпроекта в конце 2023 года, подписали Адыгея, Дагестан, Магаданская область, Кабардино-Балкария и Саратовская область. В 2023 году завершить текущую программу переселения граждан планируют Астраханская, Воронежская области, Камчатский и Приморский края, сообщили в пресс-службе.

МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Новую программу расселения аварийного жилья, признанного таковым после 2023 года, планируется запустить уже в текущем году. На нее предполагается направить 45 млрд рублей до 2024 года, сообщили ТАСС в пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ.

При этом Фонд ЖКХ внес предложения, согласно которым в новую программу переселения будут включаться многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2023 года, без ограничения по сроку признания аварийными. Также в новой программе предлагается использовать механизмы комплексного развития территорий и строить наемный жилищный фонд.

«На данный момент разработаны предложения по реализации новой программы расселения аварийного жилья, которые поддержаны президентом и председателем правительства Российской Федерации, сейчас идет разработка проектов соответствующих нормативно-правовых актов, запуск программы планируется в 2023 году», — сказали в пресс-службе.

Нацпроект «Жилье и городская среда» направлен на расселение аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2023 года. Программа рассчитана до конца 2024 года. К этому сроку 530,9 тыс. человек должны быть переселены из 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилого фонда.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

  1. Расселение из аварийного жилья граждан возможно лишь после официального признания многоквартирного дома аварийным.
  2. Полномочиями по признанию жилья аварийным наделены местные органы власти.
  3. Наниматели квартир по договору социального найма получают новое жилье на основании аналогичного договора.
  4. Собственники жилых помещений вправе получить квартиру, выплатив разницу в ее стоимости либо заключить договор социального найма с получением компенсации.

Признанные аварийными дома не только имеют эстетически не привлекательный вид, но и создают реальную угрозу для жизни проживающих в них граждан. Расселение из аварийного жилья при поддержке государства призвано решить эту проблему, однако закон предусматривает такую возможность лишь для жильцов многоквартирных домов. Какое жилье может быть признано ветхим и аварийным и в каком порядке происходит переселение его жителей вы узнаете из нашей статьи.

Для собственников жилых помещений предусмотрено больше возможностей при расселении домов. Им дается право выбора между получением другого жилого помещения и денежной компенсацией. Наниматели жилых помещений ограничены единственным способом переселения. Рассмотрим различия при получении нового жилья более подробно.

  • предоставляемое жилое помещение должно соответствовать по размеру площади предыдущему жилью;
  • условия проживания с новом жилом помещении не должны быть хуже;
  • первоочередное право на переселение у граждан, не имеющих иных жилых помещений для проживания;
  • гражданин вправе выбрать район проживания;
  • возможность переселения собственников с доплатой за новое жилое помещение;
  • выплата денежной компенсации жильцам, имеющим иное жилое помещение.

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья

Важно! С момента присвоения объекту статусу аварийного, запрещается проводить сделки с квартирами. Собственники лишаются права продать жилое помещение, а наниматели – приватизировать. Однако квартиры по-прежнему могут быть подарены или получены в наследство.

  • каждый жилец дома может быть переселен только с личного согласия;
  • наниматель квартиры по договору социального найма получает квартиру, площадь которой соответствует расселенной;
  • жилое помещение предоставляется в том же районе;
  • если нет возможности предоставить жилье в том же районе, то дополнительно нужно получить согласие гражданина на переезд в другой район;
  • если наниматель состоит на учете, как нуждающийся в увеличении жилплощади, то новая квартира может быть предоставлена с учетом дополнительной площади;
  • собственник может получить квартиру на праве собственности;
  • владелец вправе выбрать квартиру из 3 предложенных вариантов;
  • новое жилье должно соответствовать всем нормам безопасности и быть благоустроенным (водоснабжение, канализация, электричество, сантехника);
  • не предусматривается расселение в коммунальные, аварийные или ветхие квартиры;
  • закон дает на расселение 12 месяцев с момента признания дома опасным для проживания;
  • расселение осуществляется на основании договора между муниципалитетом и собственником/нанимателем (в течение 30 дней с момента заключения).
Читайте также:  Вопросы И Ответы На Экзамен Для Гражданство 2023

Как показывает практика, расселение аварийных домов является длительным процессом. Новая программа переселения должна значительно ускорить решение данного вопроса. Не все нововведения программы придутся по вкусу собственникам. Однако нормы законодательства не лишают граждан права защищать свои интересы в суде.

С 2023 года прекратила действие программа расселения аварийного жилья. К счастью, с 2023 года вступил в силу новый нормативный акт о предоставлении жилья собственникам и нанимателям аварийных домов. Документ претерпел массу изменений. Расселению подлежат более 12 млн. кв.м. многоквартирных домов. Однако так ли просто получить новое жилое помещение? Рассмотрим, какие изменения принесла новая программа переселения из ветхого и аварийного жилья.

  • если наниматель не дает согласие на переселение, то он будет выселен по решению суда;
  • если собственник не дает согласие на переселение, то он выселяется по судебному решению и получает компенсацию за жилье (выкуп по адресной программе проводится в размере остаточной стоимости);
  • собственник получает новую квартиру в собственность, если доплачивает дополнительные средства до полной стоимости жилплощади;
  • при отсутствии дополнительных средств, квартира предоставляется по договору соцнайма;
  • наниматель жилплощади по договору социального найма обязан не только оплачивать коммунальные услуги (свет, вода, канализация), но и арендную плату за жилье;
  • величина арендной платы по договору соцнайма не может превышать 70% от рыночной стоимости;
  • наниматель получает право на приватизацию полученной квартиры;
  • освобождаются от оплаты арендной платы пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи;
  • если гражданин имеет в собственности альтернативное жилье, то за квартиру в аварийном доме он может получить только компенсацию по остаточной стоимости.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья

  • МЧС;
  • санитарной службы;
  • жилищного надзора;
  • органов по соблюдению норм экологического контроля;
  • эксперты по оценке и специалисты по регистрации недвижимости;
  • правозащитных организаций;
  • местной администрации.

В нормативных актах предусмотрены компенсационные выплаты жильцам в случае переселения в квартиру меньшей площади или взамен утраченной. При этом предпочтительнее используется вариант предоставления благоустроенных помещений равнозначных по количеству квадратных метров тем, которыми владели в домах, официально признанных ветхими и аварийными.

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.

Жилищный фонд постоянно обновляется за счет новостроек. Но остаются существовать также дома старого типа, которые постепенно ветшают и становятся опасными для проживания. Если дом будет признан аварийным и ветхим, то проживающие в нем люди вправе получить от государства равноценные благоустроенные квартиры в новом жилом фонде.

Дом, построенный в поселке Монетный, по нацпроекту заметно выделяется на фоне остальных. Это новое трехэтажное здание, с 30 квартирами, где подрядчик предусмотрел практически все. Начиная от благоустройства, просторных подъездов и даже пандуса для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Михаил Мишустин сегодня подписал постановление, которое коснется почти полумиллиона наших граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье. Согласно документу, темпы реализации программы по переселению будут значительно ускорены. Это станет возможно благодаря изменению порядка предоставления субсидий Фонду содействия реформированию ЖКХ, который затем и направляет финансирование в регионы. Субъекты получат средства на перспективу благодаря тому, что минимальным этапом региональной адресной программы будет считаться как текущий год, так и последующие.

«За два года — 2023, 2023 — мы расселили более 130 тысяч человек, сегодня уже на данный момент эта цифра подошла к 183 тысячам человек. Я уверен, что задачу на этот — 130 тысяч человек — выполним и перевыполним», — заверил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ Максим Егоров.

Новый закон о расселении аварийного жилья

Указанный правовой акт предусмотрел внесение поправок в Жилищный кодекс РФ, которые уточняют компетенцию органов государственной власти и муниципальных органов по вопросам, связанным с признанием объектов недвижимости жилого назначения непригодными для проживания граждан, жилых многоквартирных зданий аварийными, а также о проведении их капитального ремонта либо реконструкции.

27.12.2023 г. президент Российской Федерации В. Путин подписал ФЗ №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также предусмотрена возможность выделения земельных участков, на которых ранее размещались расселенные аварийные многоквартирные дома, под индивидуальное строительство — в собственность и бесплатно — в населенных пунктах с населением не выше 30 тысяч человек.

Предлагается разбить программы на этапы и установить минимальные требования к размеру финансового обеспечения каждого из них исходя из общей площади аварийного жилищного фонда и лимита средств, выделяемых для региона на переселение граждан ежегодно начиная с 2023 года и до 2024 года включительно.

В случае досрочного завершения субъектом Федерации расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2023 года, регион вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах остатка неиспользованного лимита для целей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2023 года.

Закон позволит регионам ускорить реализацию программ по переселению из аварийного жилья, поддержать занятость в строительной и смежных отраслях. Граждане смогут получить новое жилье или земельные участки под индивидуальное строительство, а бизнес — новые заказы.

Adblock
detector