Во сколько лет уходят на пенсию женщины в белоруссии с 2023 года

Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2023 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

– Согласно статье 53 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», при исчислении специального стажа для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата. Поскольку в трудовой книжке нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о выполнении работ определенным способом и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются уточняющие справки работодателей по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. №134. С учетом изложенного требование управления о представлении уточняющей справки по установленной законодательством форме правомерно.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются.

– В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» размер пенсии по возрасту определяется исходя из продолжительности трудового стажа работы и размера среднемесячной заработной платы перед обращением за пенсией. Чем выше показатели уровня заработной платы и стажа, тем, соответственно, выше и размер пенсии.

– При назначении досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку №2 достаточно соответствующей записи в трудовой книжке или же необходимо предоставлять в управление по труду, занятости и социальной защите дополнительную справку?

Периоды работы после 1 января 2003 года подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

Таблица выхода на пенсию

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

11 апреля 2023 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2023 и заканчивая 2023, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2023 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Читайте также:  Документы для проезда на электричке пенсионерам в спб

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

С 1 января возраст выхода на пенсию в Беларуси вырос еще на полгода

С 1 января в Беларуси в очередной раз увеличили возраст выхода на пенсию. Теперь для мужчин он составляет 62,5 года, для женщин — 57,5 лет. Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2023 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

В 2023 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Кроме того, с 1 августа 2023 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2023 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

Читайте также:  Договор дарения квартиры нужно ли заверять у нотариуса в 2023 году

— Я бы предложила не увеличивать те 35% взносов, которые наниматели платят за работника в ФСЗН сейчас, а направить часть этих денег на обязательные пенсионные накопления, — отмечает Катерина Борнукова. — Но для этого нужно подумать, куда их вкладывать, ввести фондовый рынок. Во-вторых, нужно придумать, как финансировать дополнительный дефицит ФСЗН, который возникнет после того, как часть денег уйдет на накопления работников. Ведь только в этому году из республиканского бюджета в ФСЗН перечислили около 1 млрд рублей для того, чтобы поддержать его.

Около 3,5 тысячи белорусских пенсионеров попали в пенсионную ловушку и не смогли наработать свой страховой стаж. Многие из них работали неофициально или за границей, а за тех, кто работал по закону, наниматель мог просто не платить взносы в ФСЗН. Как раз для них 2023-й принесет изменения к лучшему: с 1 января начнет действовать указ президента, по которому мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет, которые наработали не менее 10 лет страхового стажа, получат право на трудовую пенсию по возрасту. Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера плюс еще 3% за каждый год страхового стажа сверх этого. То есть, если сейчас такой пенсионер получает 129 рублей, то с нового года станет получать минимум 142,5 рубля. Также на уменьшение минимального страхового стажа до 10 лет могут рассчитывать матери четырех детей, которые раньше были обделены законом.

— У нас продолжает стареть население, а люди трудоспособного возраста нередко иммигрируют из страны, — академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова приводит аргументы в пользу того, что пенсионная реформа не закончится в 2023 году и пенсионный возраст придется поднимать . — При этом логичнее начать повышать пенсионный возраст для женщин и немного выровнять его с мужским, а уже потом поднимать снова для мужчин.

– Реформирование пенсионной системы можно проводить в двух направлениях, — объясняет социолог Елена Артеменко. – Первое направление – это количественные изменения, которые не влияют на общий принцип работы пенсионной системы. Например, повышение пенсионного возраста, изменение требований к стажу, изменение размера пенсионных выплат и т.д. Но при этом нужно понимать, что повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин могут решить проблему дефицита ФСЗН в краткосрочной перспективе, но демографическая ситуация такова, что скоро работники не смогут обеспечивать пенсионеров, и нужно менять общий принцип — вводить накопительную часть. Поэтому второе направление — это изменение принципов аккумулирования и распределения средств. Накопительная часть может формироваться из отчислений предприятий на конкретных сотрудников (а не в общий фонд, из которого обеспечиваются пенсии нынешних пенсионеров) и из собственных отчислений сотрудников. Но для того чтобы развивать систему собственных пенсионных накоплений, нужен высокий уровень доверия к финансовым институтам. В нынешней политической и экономической ситуации сложно ожидать, что подобные меры могут быть быстро и безболезненно внедрены, потому что доверие в обществе низкое.

Пенсионная система многих развитых стран состоит минимум из двух частей: минимальная часть от государства плюс собственные накопления. Например, пенсионер в Дании получает две пенсии: минимальную от государства и частную, которая высчитывается пропорционально заработку человека. Если человек получал хорошую зарплату и имеет неплохие пенсионные накопления, государственная пенсия будет ниже. И наоборот. В итоге средний житель Дании получает на пенсии 65 — 70% от своего прошлого заработка, или примерно 2,5 тысячи евро в месяц. А в Нидерландах и вовсе трехуровневая пенсионная система: добровольное страхование, государственная и профессиональная пенсии.

В стационарных учреждениях, во-первых, увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году. Социальная передышка — это временное определение ребенка в учреждение соцобслуживания, чтобы родители в это время могли решить накопившиеся бытовые проблемы. Во-вторых, введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях для инвалидов и пожилых, которым нужна посторонняя помощь.

На оказание социальных услуг в рамках договора ренты с 1 января могут претендовать собственники жилья, достигшие 70-летнего возраста, у которых нет близких, обязанных по закону их содержать, или людей, получающих пособие за соответствующую работу. Из средств местных бюджетов плательщик ренты должен уплачивать членские и иные взносы, обязательные платежи организаций собственников (если получатель ренты является членом ТС), а также обеспечить доставку получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, если социальные услуги будут оказываться в доме-интернате.

С 1 января 2023 года при назначении пенсии будет иначе рассчитываться трудовой стаж для женщин, имеющих четверых и более детей. Им в общий стаж может быть включено дополнительно еще три года — в общей сложности получится 12 лет. Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Читайте также:  Отказ От Компенсации На Проезд На Электричку Льготнику

Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.

На основе системы государственных соцстандартов облисполкомы и Мингорисполком устанавливают перечни соцстандартов по обслуживанию населения для административно-территориальных единиц (области, районы и города областного подчинения) с учетом их специфики и развития инфраструктуры.

Также согласно указу, с 1 января 2023 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2023 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2023 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2023 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Согласно этому документу, с 1 января 2023 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2023 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2023 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2023 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2023 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .

Напомним, что с 2023 года общеустановленный пенсионный возраст и страховой стаж ежегодно увеличиваются на полгода. Пенсионный возраст достигнет своего максимума в 2023 году, а страховой стаж — в 2025 году. В последующие годы данные показатели будут оставаться неизменными. Рассмотрим подробнее условия назначения пенсии для женщин и мужчин на общих основаниях в таблице 1 .

На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.

С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:

Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и уровня заработка, из которого уплачивались страховые взносы в ФСЗН. Конкретный размер пенсии, которую будет получать гражданин после выхода на пенсию, определяет орган, осуществляющий пенсионное обеспечение .

Adblock
detector