Взносы по доп тарифу без аттестации и без спецоценке обязанность или право

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2023 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2023 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2023 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

При этом, если данные компании проводят спецоценку, по итогам которой рабочим местам присваивается тот или иной подкласс опасности или вредности, устанавливается дифференцированный тариф в зависимости от конкретного подкласса. Он может составлять от 2% (подкласс 3.1 вредных условий) до 8% (подкласс 4 опасных условий).

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, размер которых зависит от классов экономического риска для разных видов деятельности, в 2023 году остались без изменений в диапазоне 0,2-8,5%.

Эти выплаты не отражаются на зарплате работника и оплачиваются только руководством компании, в которой он работает. Чтобы понять, какие налоги с зарплаты платит работодатель в 2023 году, сначала нужно разобраться с видом выплат. Называются они страховыми и могут быть:

Кроме того, есть ещё одна категория взносов за работников — на страхование по травматизму и профзаболеваниям, уплата которых регулируется законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Тарифы здесь зависят от класса профессионального риска основного вида деятельности организации или ИП и составляют от 0,2% до 8,5%.

  • К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
  • Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
  • К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
  • К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.
Читайте также:  Бухгалтерская отчетность компаний в открытом доступе 2023

Платить ли допвзносы на ОПС, если спецоценка рабочих мест не проводилась

Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьи 33.2Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмами Минтруда России от 16 сентября 2023 г. № 17-3/ООГ-1275, от 20 января 2023 г. № 17-3/В-14, от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и № 17-3/878.

В счет страховых взносов на травматизм можно зачесть расходы на специальную оценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за прошлый 2014 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании менее 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда.

Трудовое законодательство вменяет в обязанности нанимателя проводить периодическую оценку рабочих мест на обнаружение негативных факторов процесса производства и труда. Это необходимо для выявления вредных и опасных условий, которые могут повлечь за собой производственный травматизм или рост числа профессиональных заболеваний у работников. Кроме того, работодатель обязан проводить рекомендованные мероприятия по защите своего наемного персонала от воздействия вредных или опасных условий осуществления трудовой деятельности.

Спецоценка завершена в середине месяца. Как разъяснил Минтруд, датой завершения спецоценки является дата утверждения отчета о проведении спецоценки. Так что именно с этого дня нужно уплачивать взносы в ПФР по дифференцированным тарифа м Письмо Минтруда (п. 6) . В связи с этим за месяц, в котором утвержден отчет о проведении спецоценки, взносы надо уплачивать так:

Пункт 7 ст. 7 закона № 426-ФЗ определяет необходимость дополнительных страховых взносов в ПФР. Их величина в 2023 году устанавливается на основании проведенной СОУТ. В ходе этого мероприятия проводится анализ факторов производственной среды на каждом рабочем месте и определяется класс условий труда. Чем он выше, тем выше тариф.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2023 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2023 и последующих годах.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2023 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с «дополнительными» взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

По новым правилам заполнения платежных поручений, в полях «ИНН» и «КПП» теперь должны обозначаться данные по ИФНС, которая администрирует платеж. В поле «Получатель» указывается орган казначейства, в скобках — наименование налоговой инспекции. Поле КБК должно соответствовать коду ФНС.

Регламент проведения проверки утвержден приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014. Эксперт сторонней организации, с которой у работодателя заключен договор, определяет потенциально вредные условия труда (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Выявленные предположительно опасные рабочие места исследуются и классифицируются по категории вредности (ст. 12, 14 Закона № 426-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г № 665 установило списки конкретных работ (производств, профессий, должностей, специальностей, организаций), которые используются при досрочном назначении страховой пенсии по старости, и в отношении которых нужно начислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

Налоговый кодекс, в свою очередь, был дополнен разделом «Страховые взносы» и одноименной главой 34. Налоговые органы с этого момента наделены администраторскими полномочиями в отношении страховых взносов. За ПФ остались лишь организационные вопросы назначения и выплаты пенсий.

  1. По желанию служащего. Он подает заявление о том, что хочет из заработной платы делать отчисления в накопительную часть пенсии;
  2. По закону работодателем. Если работник трудится в тяжелых условиях и вредных для здоровья, то за него делаются дополнительные отчисления. Как правило, руководство заведомо закладывает эту сумму в заработную плату.

Переходный период: от аттестации к спецоценке

С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Эксперт Управления технической поддержки компании СКБ Контур Елена Кулакова рассказывает читателям журнала «Я кадровик», что необходимо принимать во внимание в связи с произошедшими изменениями.

Кадровикам предстоит большая работа, связанная не только с оценкой условий труда, но и с отчетностью в Пенсионный фонд по новой форме РСВ-1. Теперь для отражения взноса по дополнительным тарифам в форме РСВ-1 есть целых три подраздела. Относительно заполнения подразделов 2.2 и 2.3 кадровики могли разобраться в прошлом году, когда применяли недифференцированный доптариф, не связанный с оценкой условий труда и аттестацией. В новой форме появился подраздел 2.4, который кадровики заполняют, если применяют тарифы в зависимости от аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года. Ее результаты действуют в течение пяти лет, но не дольше чем до 31 декабря 2023 года. Те организации, у которых истек срок аттестации, должны проводить спецоценку условий труда в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ.

  • Условие применения дополнительного тарифа страховых взносов — занятость работника на работах, определенных пунктами 1 и 2-18 подпункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Поэтому начисление страховых взносов по доптарифу в пользу работника, занятого на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями, производится независимо от того, включается этот период в стаж или нет.
  • Плательщики страховых взносов, не прошедшие аттестацию рабочих мест по условиям труда и специальную оценку условий труда на 1 января 2014 года, уплачивают страховые взносы по тарифам, предусмотренным частями 1 и 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, частями 1 и 2 ст.33.2 Закона №167-ФЗ, а именно: 6 % — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, и 4 % — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Такие плательщики заполняют в РСВ-1 подразделы 2.2 и 2.3, в разделе 6 код специальной оценки условий труда не указывают.
  • Плательщики страховых взносов, прошедшие специальную оценку условий труда, уплачивают страховые взносы по доптарифам, установленным частью 2.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ и частью 2.1 ст.33.2 Закона №167-ФЗ: с применением дифференцированного тарифа страховых взносов. Эта группа плательщиков заполняет в РСВ-1 подраздел 2.4, в разделе 6 указывает код специальной оценки условий труда. Если по результатам специальной оценки условий труда класс условий труда оценен как оптимальный или допустимый, иначе говоря, признан безопасным, то плательщик освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
  • Плательщики страховых взносов, прошедшие на 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест и имеющие соответствующий документ — карту аттестации, в которой условия труда определены как опасные или вредные с указанием подклассов условий труда, исчисляют страховые взносы по дополнительным тарифам в соответствии с частью 2.1 ст.58.3 Закона №212-ФЗ и частью 2.1 ст.33.2 Закона №167-ФЗ. Они заполняют в РСВ-1 подраздел 2.4, в разделе 6 указывают код специальной оценки условий труда.
  • Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то плательщик не освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам до проведения специальной оценки условий труда. И исчисляет страховые взносы по тарифу 6% в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, и 4% — в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 ст.27 Закона №173-ФЗ. Данный вид плательщиков заполняет в РСВ-1 подразделы 2.2 и 2.3, в разделе 6 код специальной оценки условий труда не указывает.

Минтруд России разъяснил, что необязательно проводить спецоценку условий труда незамедлительно. Требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо немедленной аттестации рабочих мест не обосновано. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2023 года. Эти результаты могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.

И вот сейчас наступил переходный период (аттестацию уже не применяют, а спецоценку мало кто успел провести). Поскольку Федеральный закон №426-ФЗ недавно вступил в силу, у кадровиков возникают сложности с заполнением расчета. Особенно много вопросов появляется у тех организаций, где некоторые рабочие места аттестованы, а для других проведена специальная оценка условий труда. Или бывает так, что не проведены ни аттестация, ни спецоценка.

Читайте также:  Ежемесячная выплата лицам осуществляющим уход за инвалидами в 2023 году в челябинске

Касательно того, каков срок хранения результатов соут, регламентирующие документы есть. Карты СОУТ необходимо хранить в течение 45 лет, а если были определен вредные или опасные производственные факторы – 75 лет. Такой длительный срок хранения специальной оценки условий труда необходим на тот случай, если на предприятии произойдет несчастный случай. Результаты СОУТ являются обязательным документом для рассмотрения комиссией.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2023 году.

Так вот, несмотря на то, что в данном подразделении были сварщики, у которых априори класс условий труда не может быть меньше 3, стоял второй. Там, где децибелы превышали допустимые пределы, эксперт никаких вредных факторов не увидел. Хотя инспектор придя с проверкой и не имея под рукой специальное оборудование, легко мог бы понять, что есть превышение.

Проверила наличие аккредитации по охране труда, дающей права проводить специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России, я спокойно отправила документы для проведения конкурса внутри компании. Победу одержала организация, проводящая СОУТ с очень внушительным названием, да и стоимость у них была скромнее, чем у остальных.

Думаю, нет! После утверждения в течение 3-х рабочих дней нужно любым способом уведомить специализированную организацию, отправив утвержденный отчет. Как вы представите данный отчет не важно, это может быть нарочно, с помощью электронной почты или любых других доступных способов.Это порядок обязательный и нарушать его нельзя.

Дополнительные страховые взносы: тарифы, размер и порядок уплаты

При достижении пенсионного возраста граждане получают ежемесячные выплаты от государства. На самом деле люди сами формируют выплату в рамках жизни, делая отчисления в ПФР. За наемных сотрудников взнос платит работодатель, урезая заработную плату. На выходе все имеют разный размер пенсионного пособия. Это связано с неравнозначными платежами в Пенсионный фонд.

Сначала про рост предельной базы по сумме выплат в пользу работника. Новые возросшие лимиты установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2023 № 1426. С учетом индексирования средней заработной платы в связи с инфляцией предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет:

  1. Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физ. лицам (работникам). Это организации, ИП, физ. лица, не являющиеся ИП.
  2. Плательщики, которые не осуществляют выплаты и иные вознаграждения физ. лицам. Это могут быть индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, оценщики, патентные поверенные, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, медиаторы.

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и по основному — каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно не позднее 15 числа следующего после отчетного месяца.

  1. Государственные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  4. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  5. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному стразованию;
  6. И другие виды выплат и компенсаций.

Доп Тариф По Страховым Взносам В 2023 Году По Спецоценке

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и части 1 статьи 30 Федерального закона от В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России. В соответствии с законом условия труда по степени вредности и или опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные 1 класс , допустимые 2 класс , вредные 3 класс и опасные 4 класс. Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется. При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:.

Кроме того, есть ещё одна категория взносов за работников — на страхование по травматизму и профзаболеваниям, уплата которых регулируется законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Тарифы здесь зависят от класса профессионального риска основного вида деятельности организации или ИП и составляют от 0,2% до 8,5%.

С 1 января 2023 года зачетный механизм при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование полностью упраздняется. Назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам на всей территории Российской Федерации начинает выполняться территориальными органами Фонда социального страхования. Согласно статьи 431 второй части Налогового кодекса РФ, для работы будет использоваться механизм прямых выплат.

  1. Взносы за работников, которые уплачивают все бизнесмены, в том числе ИП, оплачивающие вознаграждение наемным работникам. Налоговой базой являются суммы выплат.
  2. Взносы «за себя», которые платят ИП, работающие без привлечения сотрудников. При таком способе начисления взносов используется как фиксированная сумма, уплачиваемая за год, так и определенный процент от базы (при достижении «пороговой» величины).
Читайте также:  Бюллетень для голосования очно-заочного собрания тсж образец

Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.

Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским и педагогическим работникам: список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ . Подать декларацию обязан работодатель. Форма декларации утверждена приказом Минтруда.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.

Когда уплачивать дополнительные страховые взносы после проведения спецоценки

За работу в таких условиях труда сотруднику полагаются компенсации и льготы вплоть до выхода на досрочную пенсию, и в связи с этим очень важно, чтобы работодатель своевременно выплачивал дополнительные страховые взносы, размер которых определяется ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ и п.2.1 ст. 33.2 Федерального закона №167-ФЗ.

Только с этого момента — с официальной даты подписания и утверждения отчета— начинается начисление дополнительных страховых тарифов. Об этом сообщает Минтруд в своем информационном письме №17-3/В-113 от 13 марта 2014 года.
Ведомство также сообщает, что даже в том случае, если отчет утвержден в середине месяца, организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для работодателей, в организациях которых есть места с вредными и / или опасными условиями труда, начисляются дополнительные страховые тарифы.

Необходимость начисления дополнительных тарифов устанавливается после проведения специальной оценки условий труда, когда каждому рабочему месту в организации уже присвоен соответствующий класс условий труда. Однако вопрос со сроками начала выплаты этих тарифов остается для многих работодателей не выясненным — с какой даты страхователи начинают начислять эти тарифы, не уточняется.

Законодательством также предусмотрен вопрос начисления и выплат дополнительных страховых тарифов в том случае, когда в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест — к примеру, если организация была создана недавно, но рабочие места с вредными и опасными условиями на предприятии присутствуют. В такой ситуации дополнительные страховые тарифы устанавливаются следующими нормативными правовыми актами:

Доптарифы страховых взносов на ОПС в 2023 году: ставки в таблице

Организации и индивидуальные предприниматели в 2023 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляют только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Список № 1, утв. постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (когда страховая пенсия по старости положена раньше общего срока).

Общий порядок использования дополнительных тарифов указан в статье 428 НК РФ. Их применяют для определенных категорий работников, а также занятых на отдельных работах или зависимости от возраста работников и стажа. Но только при условии, что работодатель не проводил СОУТ.

В общем случае сведения в Подраздел 2.4 вносятся в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений п. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Согласно п. 15.7 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу отражается количество физических лиц, в отношении которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу. В рассматриваемой ситуации указанные сведения подлежат отражению соответственно по строкам 263, 269.

С 1 января 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), который вводит процедуру специальной оценки условий труда, призванную заменить прежние методы установления вредных и опасных условий труда — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (смотрите также разъяснения Минтруда России от 07.03.2014 «В связи с введением специальной оценки условий труда»).

Отметим, что в рассматриваемом случае срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком, не истек, поэтому на основании абзаца третьего п. 29.1 Порядка заполнения формы 4-ФСС по строке 1 в графах 3-6 в соответствии со ст. 27 Закона N 426-ФЗ необходимо указывать также сведения на основании проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда.

На основании отчета о проведенной в организации спецоценке (аттестации) условий труда заполняется Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» формы 4-ФСС.

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет. Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы. Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными. Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы. Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см. «ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Adblock
detector