Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

Как можно получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства

Для тех, кто хочет получить землю для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, сегодня открыты два пути. Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят органы местного самоуправления. В таком случае администрация формирует земельные участки, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги. Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru, а также на сайтах местных администраций и в газетах местных администраций.

Второй способ: с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, по вопросам предоставления земельных участков с возможностью использования для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, это статья 39.18. ЗК РФ. Для получения земельного участка заинтересованное лицо может самостоятельно с использованием публичной кадастровой карты (https://pkk5.rosreestr.ru/) найти свободный земельный участок, участок может стоять на кадастровом учете (иметь кадастровый номер, его сразу видно на публичной кадастровой карте, такие участки имеют границы), а может не стоять на кадастровом учете, в этом случае заявитель может заказать схему расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории. Такие схемы может сделать любой кадастровый инженер, в том числе может сделать и кадастровый инженер ГУП МО «МОБТИ». После этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления через МФЦ (многофункциональный центр), либо посредством портала «Услуги Московской области».

В течение 8 рабочих дней орган местного самоуправления может вам отказать в предоставлении участка, например, потому, что участок уже занят (кто то его оформляет). Все причины отказов строго регламентированы и содержатся в административных регламентах предоставления вышеназванных услуг.

Для того, чтобы стать участником торгов, необходимо подать заявление об участии в торгах, в заявлении указываются номер извещения о продаже земельного участке или о продаже права аренды земельного участка, далее необходимо внести залог по реквизитам, указанным в извещении. Очень важно подать заявление в определенный извещением срок, а также способом и по адресу, указанному в извещении, в противном случае невозможно будет стать участником торгов. Вам должно прийти уведомление о том, что вы признаны участником торгов.

В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления делает публикацию о возможном предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru, на сайте местной администрации и в муниципальных СМИ, как правило, это районная газета. Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок.

Особенности предоставления земельных участков в собственность, в том, что это предполагает значительное расширение прав их владельцев при распоряжении земельным наделом, который потом можно продать, обменять, подарить или передать согласно праву наследства.

Одной из важных особенностей выделения наделов земли для гражданских лиц является тот факт, что опираясь на четвертый пункт статьи, граждане РФ, которые заинтересованы в приобретении запрашиваемой территории имеют право подавать заявление на участие в аукционе.

  • если произошла покупка участка на аукционе;
  • если участок приобретен методом безвозмездного пользования (как бесплатно получить земельный участок в собственность?);
  • если предоставленная на пять лет в аренду территория предполагала строительство дома и условия были выполнены;
  • если арендованная территория была раньше приватизирована пользователем;
  • если земля передается в собственность официальному юридическому лицу, как уставной капитал;
  • если надел земли был унаследован от предыдущего владельца, подарен им, произошел процесс мены или был составлен акт купли-продажи территории;
  • если произошел процесс мены или был составлен акт купли-продажи территории.
  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

На выделенных для строительства территориях под многоквартирное жилье, невозможно построить индивидуальный частный дом, потому что особенность земельных наделов как раз и заключается в целевом использовании выделяемых государством участков.

  • Место, дату, время и план проведения аукционных торгов;
  • Месторасположение, размеры, границы, наличие ограничений (обременений), кадастровый номер, вид разрешенного применения земли, выставляемой на аукцион;
  • Стартовую цену, сумму задатка, сроки и процедуру его внесения и возвращения;
  • Существенные требования договора купли-продажи или аренды.

В Земельном кодексе зафиксирована требуемая для принятия участия в аукционе документация. Также в нем закрепляются основания отказа в допуске на аукцион, процедура определения победителя, ситуации признания торгов несостоявшимися, структура протокола о проведении аукциона.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Организаторы аукциона должны не меньше чем за 30 дней до дня проведения торгов объявить о них в городском периодическом журнале либо в другом печатном СМИ, а также разместить сообщение на официальном сайте города. В объявлениях всех видов выкладывается информация об организаторах торгов, то есть наименования местных органов власти, принявших решение провести аукцион.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Читайте также:  Военный санаторий саки мо рф в 2023 году для военных пенсионеров

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

Статьей 13 Закона определен перечень лиц, имеющих право на льготное бесплатное однократное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в следующих размерах: в городских округах — 0,06 га (многодетным семьям, имеющим на момент подачи заявления пять и более несовершеннолетних детей, — 0,08 га), в городских поселениях — 0,08 га, в сельских поселениях — 0,1 га, к которым, в частности, отнесены:

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, установленных земельным законодательством (на территории Республики Тыва к таким городским поселениям относятся г.Туран, г.Ак-Довурак, г.Чадан, пгт.Каа-Хем, г.Шагонар);

2. информация о праве граждан или КФХ, заинтересованных в предоставлении ЗУ, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого ЗУ или аукционе на право заключения договора арендытакого ЗУ;

1) предоставления бесплатно в собственность жилых помещений (за исключением получения жилых помещений в порядке приватизации), земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства;

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

Правила, цели и сроки предоставления земельных участков, нюансы этой процедуры

При получении безвозмездного участка земли составляется договор купли-продажи, однако получатель никаких выплат не производит. Это происходит по той причине, что при подготовке необходимой документации и оформлении бумаг лицо потратит некоторую сумму денег.

Предоставление земельных участков государством — один из сложных процессов, который осуществляется по-разному в зависимости от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. Что нужно знать, когда речь идёт о предоставлении земли от государства и каким требованиям должен соответствовать получатель?

Процессом и установлением порядка предоставления земельных участков в каждом конкретном населенном пункте занимается соответствующий уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Часто им является администрация города или области, куда и требуется обращаться всем претендентам на землю.

В нормативно-правовых актах отсутствует конкретная расшифровка тех направлений, которым выделяют землю от государства. Однако на практике происходит разграничение направлений, которые решили воспользоваться правом получения бесплатной земли от государственного фонда.

Из права пользования можно переоформить право собственности, если гражданин выполнил все условия согласно законодательству. Например, молодому специалисту дается земля сроком на 5 лет. Если в течение этого времени будет построен дом, в собственность можно переоформить и жилье, и участок на безвозмездной основе.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Положения данной статьи предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. Так, в случае поступления после опубликования извещения, предусмотренного подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881; 2008. N 30. Ст. 3597.

С введением в ЗК РФ комментируемой статьи 39.18 впервые на уровне федерального закона урегулирован вопрос предоставления земельных участков индивидуально гражданам для ведения дачного хозяйства и садоводства. При этом ранее на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускается только в случае, если заинтересованное лицо является членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г., где отмечено, что «. действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».

  • — архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
  • — разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
  • — учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
  • — контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
  • — разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.
Читайте также:  Выплата за неустройство в детсад в крксноярске

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.

Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации. Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса. Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства по требованиям индивидуального жилищного строительства, обязан использоваться как территориальный базис, хотя не исключается использование данного объекта с сельскохозяйственными целями. При возведении на подобном земельном участке жилых домов следует отметить обязательность использовать их в качестве объекта для постоянного проживания владельцев. Разрешение на предоставляемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть получено на основании запросов, как отдельных граждан, так и целых организаций, на платной основе и в порядке, предусмотренном предоставлением земельных участков с целью строительства.

В отличие от индивидуального землепользования, смыслом которого является осуществление сельскохозяйственной деятельности, и выделение для этих целей земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства проходит отчуждение и формирование из земель поселений.

Земля для жилищного строительства

Речь идет об обязательном информировании местного населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства, которое возлагается на органы местного самоуправления (постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. № 2479/05).

Земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду на аукционах (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Исключением является предоставление земельных участков для жилищного строительства лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости.

В определении Конституционного суда РФ от 6 ноября 2003 г. № 387-О указано, что установление вида использования территории (разрешенного использования) необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В этом случае суд пришел к выводу, что процедура по выбору земельного участка для строительства была инициирована уже после 1 октября 2005 года.
Таким образом, земельный участок не мог быть предоставлен в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона, в связи с чем решение администрации было принято с нарушением норм земельного законодательства и подлежит признанию недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2008 г. № Ф09-3578/08-С6).

Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.
Следует отметить, что на уровне федерального законодательства не регламентирован вопрос о том, каков порядок формирования лотов при аукционе. Поэтому органы местного самоуправления вправе формировать их самостоятельно с учетом требований Градостроительного кодекса РФ и архитектурно-градостроительной политики. В качестве примера приведем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июля 2007 г. № Ф04-5131/2007(36795-А81-23).

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что согласно п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 (далее — Правила), инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, претендующие на приобретение земельного участка, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо обращаться в отдел по учету и распределению жилой площади по месту регистрации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ оснований для предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, на праве аренды. При этом в соответствии с п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

С заявлением о предоставлении земельного участка можно обратиться в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д.5, 7 этаж, каб.78 с 9-00 до 12-00, ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» по адресу: г. Ульяновск, проезд Максимова, д.4, 1 этаж, 2 окно, либо через МФЦ (заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – в случае, если земельный участок предстоит образовать; заявление о предоставлении земельного участка в аренду – в случае, если участок образован).

7. При обороте указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.

4. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

9. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения взимается неустойка в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.

Читайте также:  Газификация частного дома в новой москве в 2023 году субсидия

1. Аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее для целей настоящей статьи — аукцион) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

Правовой режим земельных участков, предоставленных для жилищного и гаражного строительства

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

    • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства — законами субъектов Российской Федерации ;
    • для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей , устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 35 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) устанавливает, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

  • лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости за счет бюджетных средств;
  • жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
  • единственному участнику аукциона, признанного несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Исключение из этого правила допускается при предоставлении земельного участка:

  1. Заинтересованный гражданин обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы требуемого земельного участка в порядке, установленном статьей 36.15 ЗК РФ в новой редакции (подробнее об этом порядке см. ЗДЕСЬ) — п.1 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  2. Уполномоченный орган (обычно это орган местного самоуправления: для Челябинского городского округа — администрация города, подробнее об органах, уполномоченных на распоряжение землей см. ЗДЕСЬ), вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка только в случаях прямо предусмотренных законом (перечень оснований для отказа содержится в статье 39.16 и п.8 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ в новой редакции).
  3. При отсутствии установленных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан опубликовать в средствах массовой информации, а так же на собственном официальном сайте, извещение о предоставлении участка для указанных целей.
  4. Если схема испрашиваемого земельного участка представлена заявителем в электронном виде, то она подлежит обязательному опубликованию в сети Интернет вместе с Извещением.
  5. В течение тридцати дней с момента опубликования Извещения заинтересованные граждане вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению данного земельного участка или заключению договора аренды — пункты 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  6. При отсутствии других заявок от граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в аукционе, уполномоченный орган обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое одновременно является решением об утверждении представленной схемы земельного участка — пп.2 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  7. На основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованный гражданин заказывает кадастровые работы и ставит земельный участок на кадастровый учет.
  8. Заинтересованный гражданин в течение двух лет с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и после постановки земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка.
  9. Уполномоченный орган готовит проект договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, который направляет заинтересованному гражданину.
  10. Если в течение 30 дней с момента опубликования Извещения поступают заявления об участии в аукционе от других граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченный орган обязан отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить самостоятельно выполнение кадастровых работ и провести торги. Решение о проведении аукциона должно быть принято в недельный срок.

Процедура предоставления земельных участков гражданам для различных целей, предложенная новой редакцией Земельного Кодекса РФ, вступающей в силу с марта 2023 года, близка к имеющейся процедуре предоставления участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Подробнее об этой процедуре чуть ниже.

  • для садоводства,
  • дачного хозяйства,
  • личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в пределах населенных пунктов (напомню, что на участках, предоставленных для ЛПХ в пределах населенных пунктов тоже можно строить индивидуальные жилые дома).
  • тот же порядок относится к оформлению земли гражданами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для крестьянского (фермерского) хозяйства (извините за тавтологию).

1. Новая редакция Земельного Кодекса (а именно ст. 39.18) распространяет особый порядок получения земельных участков гражданами не только на участки под индивидуальное жилищное строительства (далее, ИЖС), но и на другие часто встречающиеся случаи оформления гражданами земли для личных и семейных нужд:

2. Новый порядок позволяет получить землю для указанных целей не только в аренду, но и в собственность без торгов. Предоставление земли в собственность является платным, причем цена устанавливается отнюдь не символической. Она соответствует кадастровой или рыночной стоимости данного участка по выбору органа, осуществляющего распоряжение участком.

Adblock
detector