Перечень операций по квоте на 2023г

Квота на операцию

Обычно заявление на этом уровне рассматривается около 10 дней. Но если операция необходима безотлагательно (иногда пациент может попросту не дожить до получения помощи), то об этом делается специальная пометка в направлении. Соответственно, такие случаи рассматриваются в срочном порядке.

  • Консультации специалистов;
  • Исследования и анализы;
  • Нахождение в больнице;
  • Непосредственно операция;
  • Питание в больнице;
  • Реабилитационные мероприятия (при условии их проведения в течение года после оказания ВМП).

Врачи медучреждения, избранного для проведения ВМП, получают документы и квоту от Минздрава. На месте создается еще одна – третья – комиссия. Медики изучают документацию и принимают решение о том, возможно ли лечение. Речь идет, прежде всего, об отсутствии противопоказаний.

  • Хирургические манипуляции, проводимые на открытом сердце;
  • Пересадка органов;
  • Эндопротезирование суставов;
  • ЭКО;
  • Нейрохирургические операции;
  • Лечение наследственных патологий, некоторых болезней эндокринной системы, лейкозов;
  • Поддержка новорожденных посредством современной аппаратуры и новаторских методов;
  • Сложные операции.

Квота – это средства на конкретный вид ВМП. Каждый метод лечения имеет свой код формата ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Он должен быть обязательно прописан в документах, предоставляемых в Минздрав. В противном случае государство просто не будет знать о том, сколько стоит необходимая операция. И, соответственно, не сможет выдать квоту.

  1. абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости);
  2. акушерство и гинекология;
  3. гастроэнтерология;
  4. гематология;
  5. дерматовенерология;
  6. комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений);
  7. нейрохирургия;
  8. онкология;
  9. оториноларингология;
  10. офтальмология;
  11. педиатрия;
  12. ревматология;
  13. сердечно-сосудистая хирургия;
  14. торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки);
  15. травматология и ортопедия;
  16. трансплантация органов и тканей;
  17. урология;
  18. челюстно-лицевая хирургия;
  19. эндокринология;
  20. неонатология;
  21. детская хирургия в период новорожденности.

Данный вид господдержки подразумевает приобретение дорогостоящих препаратов, оплатить которые сам пациент не в состоянии. Ее порядок определяется Федеральным законом № 323 (статьей 34). Конкретизирует внедрение в практику положений указанного нормативного акта Правительство РФ своими постановлениями.

Если в процессе обследования выяснится, что понадобятся процедуры, не входящие в перечень бесплатных услуг, или лимит будет превышен – разницу оплачивает пациент. Обычно платить не приходится. Благодаря добавлению с прошлого года в квоту ИКСИ и ПГТ превысить сумму квоты редко получается.

  • имеющие трудовые отношения с предприятиями, организациями сферы производства, потребления и распределения материальных благ;
  • получающие средства или вознаграждения по лицензионным, научным, издательским договорам отчуждения;
  • частные предприниматели и иные категории, обеспечивающие себя самостоятельно;
  • руководители и участники фермерских предприятий;
  • участники общин, задействованные в народных промыслах и родовой хозяйственной деятельности;
  • граждане, не имеющие работу (дети до восемнадцатилетнего возраста, взрослые на пенсионном обеспечении, подростки – проходящие обучение, безработные, опекун до трёхлетнего возраста ребёнка, по уходу за инвалидом первой группы или взрослого человека после восьмидесятилетнего возраста)
  • военнослужащие, служащие специальных организаций, включая и медработников;
  • иностранцы, законно пребывающие на территории страны и занимающиеся трудовой деятельностью, рамках, разрешённых нормативно – правовыми актами государства;
  • лица, которые установленным порядком получили статус беженцев.

При непосредственном визите в местное отделение Минздрава стать обладателем квоты можно уже в день обращения. Правда, не исключено, что перед этим придется не один час провести в очереди. Зато вопрос будет рассмотрен быстро – тут же, при Вас. Квота (при условии, что клиника уже выбрана) также оформляется на месте.

Какие операции делают по квоте: перечень в 2023 году

Обычно заявление на этом уровне рассматривается около 10 дней. Но если операция необходима безотлагательно (иногда пациент может попросту не дожить до получения помощи), то об этом делается специальная пометка в направлении. Соответственно, такие случаи рассматриваются в срочном порядке.

При необходимости проведения хирургического лечения по ВМП необходимо помнить, что лучшее время для начала оформления документации — это начало года. Это связано с тем, что квоты быстро распределяются среди больных, очередь может затянуться на долгое время, что отрицательно повлияет на состояние пациента.

  1. Комиссия по месту постоянного наблюдения больного:
  • Обращение к лечащему врачу медицинского участка с описанием проблемы и намерений;
  • Получение направления на предварительное обследование;
  • Явка на медицинскую экспертизу и получение результатов (справки), отражающей следующие моменты:
  1. Общее состояние здоровья пациента;
  2. Выявленный недуг (диагноз);
  3. Назначенное лечение;
  4. Последующая диагностика;
  • Сбор необходимого объема бумаг;
  • Обращение в комиссию по вопросам предоставления квот, действующую при медицинском учреждении по месту постоянного жительства больного;
  • Рассмотрение представленных документов и принятие решения (не более трех дней);
  • При соответствии пациента всем требованиям и выявлении серьезного заболевания, требующего субсидирование, председателем комиссии будет вынесено решение, позволяющее перейти на второй этап процедуры квотирования;
  • В момент формирования справки для регионального (областного) департамента здравоохранения, больной должен дать согласие на предоставление и обработку персональных данных.
  1. Вторая комиссия:
  • Сбор требуемого объема документов;
  • Передача заявления на рассмотрение специальной медицинской коллегии, состоящей из начальника соответствующего учреждения и четырех уполномоченных сотрудников;
  • Анализ данных пациента и вынесение решения (не более 10 дней);
  • Ознакомление больного с вердиктом.

Запись на консультацию для предоставления квоты возможна на платной и бесплатной основе. Для получения последней необходимо обратиться в поликлинику по месту прикрепления и запросить форму 057/у-04. Это направление пациента в другое медицинское учреждение с целью установки или уточнения диагноза по полису ОМС.

  • Основание для созыва региональной комиссии;
  • Лица, присутствующие в составе коллегии и их должности;
  • Полные сведения об обратившемся больном;
  • Медицинское заключение, в котором освещены следующие данные:
  1. Показания, необходимые для предоставления квоты;
  2. Выявленное заболевание пациента;
  3. Код диагноза;
  4. Основания, позволяющие выделить льготное место в клинике;
  5. Наличие/отсутствие необходимости в проведении дополнительных обследований;
  6. Причины отказа в предоставлении квоты на ВМП (при неодобрении кандидатуры пациента комиссией).
  1. Заключительный этап процедуры:
  • Сбор необходимых документов, выданных предшествующими членами комиссии (оригиналы);
  • Явка в медицинское учреждение, выбранное для проведения операции;
  • Создание третьей (квотной) комиссии в составе трех человек;
  • Предоставление требуемых бумаг;
  • Ожидание периода исследования всех медицинских сведений о кандидате и формирования решения;
  • Определение сроков проведения операции или лечения (при положительном заключении);

Если все получилось, государство заплатит за консультации, обследования, анализы, пребывание пациента в стационаре, питание, операцию и реабилитацию, если пройти ее в течение года после операции. Если вы относитесь к льготной категории, то оплатят проезд в клинику и обратно.

В клинике Бакулева племяннице поставили диагноз и рассказали, что нужно получить выписку из медкарты в поликлинике и собрать документы на квоту. Мы все сделали, и поликлиника подала нашу заявку в Минздрав. Она должна была внести документы в информационную систему для постановки на учет, но не получилось: не хватило кода ВМП .

Бывает наоборот: квота на руках, а мест в клинике нет. Сроки ожидания помощи законом не регламентированы: можно ждать и месяц, и пару лет — как повезет. План действий тот же, что и при дефиците квот: встать в очередь и параллельно искать клинику, которая делает нужную вам операцию и возьмет вас по квоте.

Деньгами квоты не выдают: вместо этого Минздрав в начале каждого года распределяет их по клиникам. Поэтому получить квоту — это значит получить направление на операцию в клинику, которая будет лечить вас за счет квотных средств. В России 139 клиник, которые имеют право лечить по квоте.

Квоты распределяют в начале каждого календарного года, и их количество ограничено. Если они кончаются, как правило, приходится ждать следующего. Поэтому в начале года квоту получить проще. О наличии квот можно узнать в отделении Минздрава в своем регионе или в квотном отделе клиники, где планируете делать операцию.

Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2023 год

Здравствуйте. Прошла процедуру колоноскопии по полису ОМС с седацией на платной основе (4500 руб.). В то же время рядом сидящая женщина за анестезию на ФКС не платила. Доктор, направивший нас на обследование, один и тот же. К тому же я уже пенсионерка. Правильно ли это, что человек трудоспособного возраста анестезию не оплачивает, а пенсионер платит больше трети своей пенсии?

добрый день. сколько раз в год можно сдавать калл на я/г, энтеробиоз?. в поликлинике отказались дать направление тк ребенок уже сдавал в этом году такие анализы. правомерно ли это? мы из льготной категории граждан(многодетная семья) и нет возможности каждые 3 месяца платно сдавать анализ.

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 13.07.2023 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 13.07.2023 N 265-ФЗ)
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2023 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
(примечание в ред. Федерального закона от 13.07.2023 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В базовую программу государственных гарантий пластические операции не входят. Но каждый регион ежегодно разрабатывает и утверждает более полную территориальную программу индивидуально, поэтому рекомендуем обратиться в свою страховую компанию или территориальный фонд ОМС для выяснения положена ли бесплатно подобная медицинская услуга в рамках ОМС и при данном заболевании.

Такого понятия как «Все могут пройти» не существует, на все процедуры и анализы направляет лечащий врач. Если вам показана Галокамера, в связи с определенным заболеванием/осложнением, то от врача вы получаете направление. Если терапевт вам отказывает, можете уточнить прав ли он у заведующего поликлиники или в своей страховой компании, озвучив ваш диагноз.

Высокотехнологичная медицинская помощь

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее — ВМП) является частью специализированной медицинской помощи. ВМП включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России, в федеральных и городских специализированных медицинских учреждениях. ВПМ финансируется за счет средств федерального бюджета, городского бюджета, на условиях софинансирования городского бюджета федеральным бюджетом, а также за счет средств ОМС.

1. От граждан — через портал муниципальных и государственных услуг и структурные подразделения МФЦ;
2. От медицинских организаций, направляющих на оказание ВМП:
— через единую специализированную информационную систему ВМП Минздрава РФ;
— через представителей медицинских организаций.

абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости), акушерство и гинекология, гематология, комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений), неврология (нейрореабилитация), нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки), травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология, детская хирургия в период новорожденности, неонатология, гастроэнтерология, дерматовенерология, ревматология.

ВМП ПО ОМС

Устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования

Для решения вопроса о возможности получения специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи в Центре, пациенту не нужно проходить многочисленные процедуры. Все необходимое лабораторно-инструментальное обследование, консультации профильных специалистов для определения возможности оказания СМП и ВМП проводится в максимально короткие сроки (1-2 дня). Сотрудники отдела организации медицинской помощи помогают пациентам в сборе и оформлении документов, необходимых для подачи документов на комиссию по отбору пациентов.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – государственная система защиты здоровья граждан, главной задачей которой является обеспечение всех граждан Российской Федерации, вне зависимости от пола и возраста, равными возможностями в получении медицинской помощи, а также медикаментозной поддержки, в рамках условий и объема, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.

Центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова включен в реестр медицинских учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по городу Москве и в перечень федеральных медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования.

  1. выписка из медицинской документации учреждения, направившего пациента для лечения в Центр
  2. или заключение профильного специалиста Центра о наличии показаний для получения СМП или ВМП
  3. паспорт (копии страниц с фотографией и пропиской);
  4. полис ОМС (копии с двух сторон);
  5. для детей свидетельство о рождении – копия. Детям до 14 лет – копия паспорта родителя (копии страниц с фото и пропиской);
  6. обменная карта (при госпитализации на роды);

Кроме того, если у иностранца нет трудовой книжки, работодатель должен оформить ему этот документ. С 2023 года при первичном трудоустройстве трудовые книжки оформляться не будут, а сведения о трудовой деятельности станут вести в электронном виде (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2023 N 439-ФЗ). То есть на трудоустроенных иностранцев по аналогии с российскими работниками нужно будет подавать сведения о трудовой деятельности в ПФР.

На 2023 год квоты на выдачу визовым иностранцам приглашений на въезд в страну для работы и разрешений на работу определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2023 г. № 1902. Согласно документу, в следующем году может быть выдано 101 871 приглашение и столько же рабочих разрешений.

Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2023 № 363. С 2023 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2023 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем. Существенных изменений в процедуре не произойдет.

Это информация о разрешении на работу и сведения о полисе ДМС или договоре между нанимателем и медорганизацией на оказание платных медуслуг сотруднику. Если разрешение еще не получено, то указанные сведения вносятся в трудовой договор позднее (часть 3 статьи 57 ТК РФ).

Читайте также:  Дети вов льготы и выплаты алтайский край

Для получения работодателем указанного разрешения нужно, чтобы его потребность в иностранной рабочей силе была учтена при определении правительством квот на въезд в Россию иностранцев в целях работы. Для этого перед получением разрешения надо подать в органы занятости заявку о необходимости привлечения иностранных работников. Порядок представления работодателями заявок определен Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н. В случае одобрения заявки наниматель может перейти к следующему этапу и обратиться за получением разрешения на привлечение иностранных работников.

Частные клиники начнут оказывать высокотехнологичную помощь бесплатно

Сегодня для лечения сложных заболеваний все чаще используют новые и уникальные методы. Такую медицинскую помощь называют высокотехнологичной (ВМП). Отдельные ее виды входят в рамки обязательного медицинского страхования (ОМС) и предоставляются бесплатно, за другие пациентам приходится платить.

Предоставление ВМП осуществляется по федеральным квотам. Под квотой подразумевается размер сумм, которые Фонд ОМС выделяет каждый год на лечение пациентов, проживающих в конкретном регионе. Государственная поддержка в виде квоты покрывает расходы граждан на лечение, в том числе пребывание в специализированной клинике, реабилитацию и обеспечение лекарственными препаратами. Ежегодно Министерство здравоохранения определяет число квот для каждого медицинского учреждения, работающего по лицензии на оказание ВМП. То есть на бюджетное лечение может рассчитывать лишь определенное количество пациентов.

Высокотехнологичная медпомощь, предусмотренная Базовой программой ОМС, при наличии показаний оказывается гражданину в любом субъекте РФ. В случае отсутствия конкретного вида ВМП в Базовой программе такая помощь оказывается в регионе, где был выдан полис ОМС, так как Департамент здравоохранения и региональное Министерство здравоохранения распределяют квоты на лечение по региональным клиникам. У каждого региона есть право направлять жителей лишь туда, куда выделялась квота.

Гражданин, которому по медицинским показаниям необходима высокотехнологичная помощь, может получить квоту после прохождения стандартной процедуры оформления документов. Есть и другой способ получения квоты – самостоятельно обратиться в клинику, имеющую лицензию на высокотехнологичное лечение.

Если члены комиссии подтвердили необходимость ВМП, документы пациента передаются в региональный орган управления здравоохранением. Департамент здравоохранения субъекта принимает решение в течение 10 дней. В случае принятия положительного решения комиссия укажет медучреждение, в котором будет проводиться высокотехнологичное лечение, направит туда пакет документов и сообщит об этом пациенту. В клинику будут переданы талон на оказание ВМП, копия протокола и информация о состоянии больного.

В рамках комплексного лечения, включающего хирургическое, пациент может получить лучевое лечение или курс химиотерапевтического лечения. Также для него будет разработана дальнейшая тактика химиотерапевтического лечения (если оно показано), но получить это лечение пациент может по ОМС по месту своей регистрации.

Имейте в виду, что, с высокой долей вероятности, Вам придется жить в Санкт-Петербурге несколько дней до того момента как освободится место на отделении. Позаботьтесь о жилье на это время! На нашем сайте в разделе для пациентов из регионов собран список гостиниц и сдаваемых квартир/комнат недалеко от НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.

Пройти все необходимые обследования по месту своего жительства (например, в онкологическом диспансере) и получить от врача-онколога заключение о том, что Вам рекомендовано хирургическое или лучевое лечение (так называемая высокотехнологичная медицинская помощь).

В Департаменте Здравоохранения предъявить заключение и медицинские документы и сказать следующую фразу: «Подгрузите мои документы в подсистему мониторинга ОМС». Если каких-то документов не будет хватать — в Департаменте Здравоохранения Вам должны подсказать, каких именно.

На консультации заведующий отделением принимает решение возможности или не возможности госпитализации в наше учреждение. При возможности госпитализации пациенту назначается лечащий врач и примерная дата госпитализации, в этом случае квоту на лечение оформляют наши специалисты, главное у пациента на руках ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть справка по форме 057-у выданная по месту жительства, о том, что пациент направляется к нам на стационарное лечение.

Перечень операций по квоте на 2023г

  • Направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создается в Центре);
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии врачебной комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создается в Центре);
  • Выписка из медицинской документации, заверенная личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя (уполномоченного лица) направляющей медицинской организации, содержащая диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья пациента, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и необходимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создает лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации);
  • Паспорт (копии титульного листа в развороте и вся история прописки);
  • Полис обязательного медицинского страхования (копия с двух сторон);
  • СНИЛС (копия титульного листа);
  • Свидетельство о рождении для детей (копия) и паспорт родителя (копии титульного листа в развороте и вся история прописки), нотариально заверенная доверенность от родителей, если с ребенком будет находиться другой родственник (бабушка, дедушка, тетя и т.д.);
  • Заявление о согласии (несогласии) на обработку персональных данных. Форма №1 — ВМП

Напоминаем Вам, что все обследования так же могут быть пройдены Вами в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях (поликлиниках по месту жительства), к которой Вы прикреплены в системе обязательного медицинского страхования.

  • Обувь, либо легко снимающиеся кроссовки (на липучках), либо тапочки с хорошо моющейся резиновой подошвой, чтобы Вам не было в них скользко. Их рекомендовано сложить в одноразовый целлофановый пакет.
  • Халат. Летом предпочтительно брать хлопчатобумажный, зимой — махровый, весной и осенью — фланелевый. Многим удобнее быть в спортивном костюме и футболке. Это решать только Вам. Сменное нижнее белье и носки. Количество будет зависеть от сроков пребывания в стационаре.
  • Средства личной гигиены: зубная паста, мыло в мыльнице, зубная щетка, туалетная бумага, расческа, шариковый дезодорант, полотенце маленькое. Духи и парфюмерию лучше не брать.
  • Бутылку минеральной воды без газа.
  • Газета, журнал или книгу;
  • Телефон и зарядное устройство.
  • Возьмите с собой кружку.

При оплате медицинских услуг через кассу института наличными, либо эквайрингом пациенту выдается квитанция — бланк строгой отчетности (приказ Минфина № 52н от 30.03.2023 г. форма по ОКУД 504 510) об оплате медицинских услуг с обязательным заполнением паспортных данных плательщика.

  • Направление по форме №057/у-04 на обследование от врача медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, к которой прикреплён застрахованный в системе обязательного медицинского страхования. Исключения составляют пациенты, диагноз которых по международной классификации болезней по мкб10 начинается с буквы «С»;
  • Направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создается в Центре);
  • Выписка из протокола заседания подкомиссии врачебной комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создается в Центре);
  • Выписка из медицинской документации, заверенная личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя (уполномоченного лица) направляющей медицинской организации, содержащая диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья пациента, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований; подтверждающих установленный диагноз и необходимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи (создает лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходил диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации);
  • Паспорт (копии титульного листа в развороте и вся история прописки);
  • Полис обязательного медицинского страхования (копия с двух сторон);
  • СНИЛС (копия титульного листа);
  • Свидетельство о рождении для детей (копия) и паспорт родителя (копии титульного листа в развороте и вся история прописки), нотариально заверенная доверенность от родителей, если с ребенком будет находиться другой родственник (бабушка, дедушка, тетя и т.д.);
  • Иностранцам необходим перевод паспорта, перевод свидетельства о рождении (для детей), перевод паспорта родителя (для детей), заверенные у нотариуса.
  • Заявление о согласии (несогласии) на обработку персональных данных. Форма №1 — ВМП

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее – ВМП) является частью специализированной медицинской помощи. Она включает в себя применение сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения.
Финансовое обеспечение оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта РФ[1]. ВМП оказывается в соответствии с перечнем видов ВМП, установленным программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Законодательное регулирование предоставления ВМП составляют следующие акты:
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 323-ФЗ);
Приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (далее – Приказ Минздрава РФ № 796н);
Приказ Минздрава РФ от 29.12.2014 № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» (далее – Приказ Минздрава РФ № 930н);
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
Особенностями оказания ВМП по сравнению с другими видами медицинской помощи, перечисленными в ФЗ № 323-ФЗ, является ее высокая стоимость, ограниченное количество квот на ее оказание, закрытый перечень медицинских организаций, в которых она может быть оказана бесплатно. Стоит отметить и длительные сроки ожидания оказания ВМП, которые могут достигать нескольких лет.
В целях выявления проблем, с которыми сталкиваются граждане и медицинские организации при оказании ВМП, был проведен мониторинг правоприменения судебных решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Поиск решений осуществлялся в СПС КонсультантПлюс, СПС Право.ру, на сайте rospravosudie.com.
Мониторинг правоприменения позволил выявить следующие проблемы:
Возмещение вреда причиненного потерпевшему страховыми организациями либо причинителем вреда (действие п. 1 ст. 1085 ГК РФ);
Возмещение вреда, вызванного несчастным случаем на производстве, работодателем и ФСС РФ;
Обжалование решений комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ (далее — ОУЗ субъекта РФ), комиссии принимающий организации, оказывающей ВМП, об отказе в предоставлении ВМП (Приказ Минздрава РФ № 930н);
Нарушение права на получение информации о возможности получить ВМП бесплатно (п.3 ч.1 ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ).
Оплата услуг при оказании медицинскими организациями ВМП в экстренной форме.
Большинство споров, связанных с взысканием пострадавшими денежных средств, затраченных ими на получение ВМП, связано с исками пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) к страховым организациям. В случаях, когда требования гражданина обращены непосредственно к причинителю вреда, суд заменяет ответчика в процессе на страховую организацию причинителя вреда. Повреждения, которые возникают в результате ДТП, с наибольшей вероятностью вызывают необходимость оказания пострадавшему ВМП, в том числе в экстренном порядке. Часто пострадавшие предпочитают самостоятельно оплатить оказание им ВМП, а затем обращаются в страховую организацию причинителя вреда о возмещении стоимости лечения. Однако страховые организации на основании п. 1 ст. 1085 ГК РФ отказывают гражданам в оплате лечения, так как такое лечение они могли получить на основании квоты бесплатно[2]. Далее граждане обращаются в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного здоровью. Практика показывает, что выводы судов о том, могла ли помощь быть предоставлена за счет квот, имеет ли право гражданин на возмещение стоимости лечения, не являются однообразными, зависят от конкретной, анализируемой судом, ситуации. В судебной практике наиболее распространено мнение о том, что страховая организация обязана в любом случае оплатить оказание гражданину ВМП в экстренной форме.
Медицинские организации также могут назначать пациенту лекарственные средства, медицинские изделия, которые он вправе приобрести за свой счет, так как они имеют большую доказанную эффективность и требуют меньшего периода лечения и реабилитации по сравнению с лекарствами и изделиями, которые предоставляются бесплатно. Кроме того, проведение операции за свой счет может быть вызвано срочностью ситуации, риском невосполнимой потери здоровья. В таких случаях суд оценивает каждый отдельный случай и в соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 решает о взыскании в пользу потерпевшего расходов на лечение, если потерпевший нуждался в медицинской помощи, имел право на ее бесплатное получение, но фактически лишен был возможности получить медицинскую помощь качественно и своевременно.
В судебной практике речь обычно идет о своевременности оказания ВМП. Например, когда пациенту лечащим врачом рекомендовано оперативное вмешательство с учетом характера травмы и возраста (Определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 3-14984/13 от 10 октября 2013 г.).
Однако иногда граждане получают ВМП за границей, впоследствии пытаясь взыскать стоимость лечения, например, со страховой организации причинителя вреда, обосновывая необходимость лечения за границей тем, что в РФ не могла быть оказана помощь качественно (Определение Рязанского областного суда по делу № 33-845 от 22 апреля 2023 г.). Для того чтобы получить лечение за границей бесплатно гражданин должен сначала попытаться получить ее в России по квоте на бесплатное оказание ВМП, затем обратиться в уполномоченные органы за направлением на лечение за границу. Только когда будут исчерпаны все возможности получения помощи в России, потерпевший вправе рассчитывать на возмещение расходов лечения заграницей с причинителя вреда. Таким образом, гражданин, который вправе сам выбирать необходимое и лучшее, по его мнению, лечение в медицинской организации, которую он также вправе выбрать по своему усмотрению в соответствии со ст. ст. 20, 21 ФЗ № 323-ФЗ, в большинстве случаев не сможет взыскать стоимость своего лечения с причинителя вреда либо его страховой организации, потому что на территории РФ он вправе получить ВМП в порядке очереди. В данном случае право на выбор медицинской организации ограничивается существующими возможными бесплатными способами лечения.
Если гражданин, как показывает правоприменительная практика, не смог получить ВМП бесплатно в связи с отказом комиссии принимающей медицинской организации в оказании ВМП, то он вправе требовать возмещения оплаты платного лечения с причинителя вреда или его страховой организации, так как фактически он был лишен права на получение ВМП бесплатно (данный вопрос будет рассмотрен далее). Однако если этому же гражданину будет оказана ВМП в медицинской организации заграницей, и он получит медицинскую помощь равную той, которую мог бы получить бесплатно, либо в большем объеме, то возможность удовлетворения его иска к причинителю вреда маловероятна, так как действует специальный порядок направления на лечение за пределы территории РФ. Например, Московский областной суд в определении по делу № 33-19977/14 от 10 сентября 2014 г. посчитал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность проведения операции в Российской Федерации (ранее истцу была указана медицинская помощь бесплатно, но она не привела к восстановлению двигательных функций). Истец добровольно по своему усмотрению принял решение о прохождении лечения в Германии (без обращения в Министерство здравоохранения РФ с просьбой проведения лечения за пределами РФ).
В Решении Нерюнгинского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-525/14 от 9 апреля 2014 г. указано, что после получения травмы потерпевшая самостоятельно выбрала наиболее благоприятный для нее метод лечения (ВМП), однако, не обращалась за оказанием медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований. Истец в судебном заседании наставила на том, что выбор лечебного заведения и способа оказания медицинской помощи – это права пациента. Суд отказал истцу в удовлетворении требований, так как истец не представила доказательств того, что качество услуг, представляемых в медицинской организации, где услуги могли бы быть оказаны бесплатно, ниже, чем в организации, в которой они были оказаны. Что может это подтвердить? В практике судов указания на это нет. Следует признать, что доводы истца в данном судебном решении нельзя признать необоснованными. Действительно, потерпевший, если реализует свое право на выбор медицинской организации, способа оказания медицинских услуг, не сможет взыскать с причинителя вреда причиненный ему ущерб[3].
По некоторым видам медицинской помощи граждане могут получить направление на ВМП при наличии определенных показаний. Например, в 2013 г. Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи»[4] была предусмотрена имплантация эндопротеза по квотам при неправильно сросшихся внутри и околосуставных переломов и ложных суставах. Соответственно, гражданин не мог получить имплантацию эндопротеза в остром периоде (свежий перелом), ему необходимо было ждать, чтобы перелом неправильно сросся. В Решении Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу № 2-2110/14 от 25 марта 2014 г. суд признал, что в такой ситуации гражданин был лишен права на бесплатное оказание медицинской помощи, и страховая компания обязана оплатить лечение.
Для установления последствий ожидания получения ВМП по квоте суды назначают судебно-медицинские экспертизы. Также суды запрашивают информацию из медицинских организаций, ОУЗ субъектов РФ об очереди на оказание ВМП, из территориального фонда обязательного медицинского страхования информацию о возможности получить ВМП по квоте. Нижегородский областной суд в определении по делу № 33-4629/15 от 12 мая 2023 г. указал, что в случае ожидания бесплатного оказания ВМП (ожидание получения ВМП по разделу «эндопротезирование» составляет от 1,5 до 2 лет, очередь состоит более чем из 2000 пациентов по данным ФГБУ ННИИТО, представленным в указанном судебном решении), могли наступить последствия в виде невосполнимой потери здоровья.
Практика показывает, если гражданин был вправе рассчитывать на оказание ему ВМП бесплатно по квоте, но не обращался за ее получением, операция ему не требовалось в экстренном порядке, то в удовлетворении требований о взыскании стоимости медицинских услуг с виновного лица либо страховой организации ему будет отказано (Определение Тверского областного суда по делу № 33-4269 от 25 ноября 2014 г., Решение Каширского городского суда Московской области по делу № 2-171/14).
Потерпевший вправе потребовать непосредственно с причинителя вреда на основании п. 2 ст. 1064 ГК РФ, п. 1 ст. 1085 ГК РФ возмещения причиненного ущерба, а также компенсации морального вреда, когда в отношениях не участвует страховая организация. Потерпевший в судебном процессе также будет обязан доказать, что не имел право на бесплатное получение медицинских услуг (ВМП) либо фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно. Лицо может быть лишено такого права, ввиду того что не является гражданином РФ (Определение Смоленского областного суда по делу № 33-10115 от 20 января 2023 г.).
В случае если против причинителя вреда было возбуждено уголовное дело, и виновный был привлечен к уголовной ответственности, то в судебном процессе о возмещении имущественного вреда, компенсации морального вреда не нужно будет доказывать наличие вины причинителя вреда. Если уголовное дело по факту причинения вреда здоровью было прекращено за примирением сторон, причинитель вреда возместил истцу причиненный ущерб в полном объеме, это не означает, что потерпевший отказывается от своего права на возмещение вреда в будущем. При этом потерпевшему в любом случае нужно доказать невозможность получить ВМП бесплатно (Определение Архангельского областного суда по делу № 33-2315/15 от 21 мая 2023 г.).
Иногда суды учитывают и длительность нахождения гражданина в очереди на получение ВМП по квоте, то есть фактор невозможности своевременно получить медицинскую помощь, что существенно снизит качество жизни пострадавшего (Определение Московского областного суда по делу № 33-26028/14 от 3 декабря 2014 н).
В судебной практике похожий характер носят и споры, связанные с требованием пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве о возмещении расходов на лечение (в данном отчете будет рассмотрена только проблема возмещения расходов на получение ВМП).
Несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — ФЗ № 125-ФЗ). В соответствии с абз. 5 ст. 214 ТК РФ о каждом несчастном случае на производстве работник обязан немедленно сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю (если форма уведомления не установлена организацией, то в свободной форме). Работники, временная нетрудоспособность которых наступила в результате несчастного случая, не связанного с производством, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности на общих основаниях, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее ФЗ № 255-ФЗ). Если временная нетрудоспособность наступила в результате несчастного случая, который не связан с производством, работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности, на страховые выплаты от Фонда социального страхования (единовременные, ежемесячные), на оплату дополнительных расходов связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего работника. Оплата дополнительных расходов, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 16 ФЗ № 125-ФЗ застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.
В законодательстве урегулирован вопрос о распределении расходов только в случае лечения последствий тяжелых несчастных случаев на производстве, в остальных случаев распределение расходов не урегулировано. В Определении Кемеровского областного суда по делу № 33-101 от 30 января 2014 г. суд указал, что Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не установлено, кто должен нести расходы по оплате лечения работников, с которыми произошел легкий несчастный случай. Однако из ст. 2 и ч. 1 ст. 185 Трудового кодекса РФ суд вывел, что именно работодатель обязан компенсировать вред, причиненный работнику при исполнении трудовых обязанностей в случае легкого несчастного случая на производств (в том числе если работнику показано высокотехнологичное лечение). Однако это не означает, что работник не должен доказывать, что он нуждался в медицинской помощи и не мог получить ее бесплатно.
На практике Фонд социального страхования РФ отказывается оплачивать высокотехнологичное лечение, так как застрахованному такой вид лечения мог быть оказан бесплатно при соблюдении установленного порядка направления на высокотехнологичное лечение. Главную роль в решении вопроса должен ли страховщик оплачивать лечение пострадавшему или нет, играет содержание программы реабилитации пострадавшего. Застрахованное лицо вправе за свой счет оплатить проведение операции в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи в случае, если в программе реабилитации была установлена нуждаемость в получении высокотехнологичного лечения, а затем взыскать стоимость лечения с Фонда социального страхования РФ (Определение Верховного суда Республики Татарстан по делу № 33-7100-15 от 18 мая 2023 г.). При этом важно то, что лечение получено в сроки, установленные программой реабилитации (как правило, получить в сроки, установленные программой реабилитации, высокотехнологичное лечение в установленном порядке сложно из-за сроков его ожидания). Фонд социального страхования РФ такие расходы будет обязан возместить застрахованному лицу. В случае если пострадавший принял самостоятельное решение о получении медицинских услуг в выбранных им учреждениях вне программы реабилитации (даже если такое решение положительно скажется на его здоровье), которые он мог получить бесплатно, за свой счет, о чем подписал информированное согласие, то стоимость таких услуг ему не будет возмещена Фоном социального страхования РФ (Определение Иркутского областного суда по делу № 33-404/2023 от 22 января2023 г.). Не будут подлежать оплате также расходы, если потерпевший мог получить бесплатно медицинскую помощь в установленные программой реабилитации сроки (Определение Московского областного суда по делу № 33-19937/12 от 22 ноября 2012 г.).
Помимо споров, связанных с возмещением стоимости лечения, в судебной практике распространены случаи обжалования решений комиссии ОУЗ субъекта РФ, комиссии принимающей медицинской организации, оказывающей ВМП, об отказе в оказании ВМП. Также граждане обращаются в суд о взыскании расходов на лечение с причинителя вреда при наличии отрицательного решения указанных комиссий.
ВМП оказывается в соответствии с Перечнем видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, и Перечнем видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС. Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы определен Приказом Минздрава РФ № 930н.
Лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение определяет наличие медицинских показаний для оказания ВМП. Наличие медицинских показаний подтверждается решением врачебной комиссии медицинской организации. Дальнейшее направление на ВМП определяется в зависимости от того включен вид ВМП в базовую программу обязательного медицинского страхования или нет. Если пациент направляется на оказание ВМП, которая включена в базовую программу обязательного медицинского страхования, талон на оказание ВМП оформляет принимающая организация, при этом решение об оказании ВМП принимает комиссия медицинской организации.
Другая процедура установлена для направления на оказание ВМП, не включенной в программу обязательного медицинского страхования. Талон на оказание ВМП выдает ОУЗ субъекта РФ, при этом пациенту нужно получить заключение комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП. Комиссия ОУЗ субъекта РФ принимает решение о наличии либо отсутствии показаний для направления пациента в принимающую медицинскую организацию. Окончательное решение о госпитализации пациента для оказания ВМП принимает врачебная комиссия принимающей медицинской организации, в которую направлен пациент. При этом из анализа Приказа Минздрава РФ № 930н следует, что врачебная комиссия ОУЗ субъекта РФ и врачебная комиссия принимающей медицинской организации отвечают на идентичные вопросы относительно показаний пациента к оказанию ему ВМП. Таким образом, решение о направлении на ВМП может быть выдано комиссией субъекта РФ (например, при отсутствии противопоказаний), но отказано в оказании ВМП может быть на уровне медицинской организации (например, при обнаружении противопоказаний).
Граждане, которым была показана операция (ВМП) в связи с наличием показаний, и которым в дальнейшем было отказано комиссией принимающей организации в ее проведении, как показывает мониторинг правоприменения, обращаются в суд о взыскании денежных средств с причинителя вреда. Отказ медицинского учреждения, оказывающего помощь в рамках ВМП бесплатно, является, согласно судебной практике, фактором, при котором потерпевший лишается права на бесплатное получение медицинской услуги. Например, Московской областной суд в определении по делу № 33-1706/15 от 26 января 2023 г. отменил решение суда первой инстанции, который отказал пострадавшей в возмещении стоимости лечения, так как она «выбрала способ лечения, имея при этом противопоказания к проведению эндопротезирования, по своему желанию». Суд определил, что при отказе комиссии медицинской организации в операции в связи с наличием противопоказаний, истица была лишена возможности получить ВМП качественно и своевременно. В Определении по делу № 33-2315/15 от 21 мая 2023 г. Архангельский областной суд также признал отказ комиссии принимающей медицинской организации на получение ВМП фактором, в связи с которым иным способом, кроме как путем самостоятельной оплаты потерпевший не мог получить медицинскую помощь.
Таким образом, принимающая медицинская организация вправе отказать в оказании ВМП бесплатно в связи с наличием противопоказаний и на свое усмотрение решить вопрос о возможности проведения операции. Пациент не может самостоятельно оценить прогнозируемые риски, согласиться на операцию даже при наличии противопоказаний. Защитить свои права пациент может только после оплаты лечения в иной медицинской организации.
Оспорить, в свою очередь, решение комиссии медицинской организации, комиссии ОУЗ субъекта, комиссии принимающей медицинской организации об отказе в оказании ВМП фактически невозможно (граждане обращаются с иском о признании незаконным бездействия медицинской организации либо ОУЗ субъекта РФ, компенсации морального вреда). Обычно отказы связаны с наличием противопоказаний (Решение Ленинского районного суда г. Томска Томской области по делу № 2-167/15 от 13 июля 2023 г., Определение Смоленского областного суда по делу № 33-2051/15 от 30 июня 2023 г., Определение Смоленского областного суда по делу № 33-3121/14 от 16 сентября 2014 г.) либо в связи с низким прогнозируемым эффектом от лечения (Решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области по делу № 2-1354/14 от 2 апреля 2014 г.). Суды формально проверяют соблюдение комиссиями медицинских организаций (направляющей, принимающей), комиссии ОУЗ субъекта РФ Приказа Минздрава РФ № 930н. Мотивированность и обоснованность решений соответствующих комиссией судами не проверяется. Результаты судебно-медицинской экспертизы, направленной на анализ медицинской документации пациента, отражены только в одном судебном решении (Определение Смоленского областного суда по делу № 33-3121/14 от 16 сентября 2014 г.)
Доводы о том, что другие медицинские организации соглашаются провести операцию за плату даже при наличии медицинских показаний, не принимаются судами во внимание. Например, в Решении Заднепровского районного суда г. Смоленска по делу № 2-207/15 от 25 марта 2023г. суд указал, факт того, что другой медицинской организацией операция выполнена, не свидетельствует о незаконности и необоснованности решения комиссии принимающей медицинской организации.
Соответственно, если лицу был причинен вред, ему было отказано в бесплатном оказании ВМП, то он сможет взыскать денежные средства с причинителя вреда. Если причинителя вреда нет, то получить медицинскую помощь, а затем взыскать ее стоимость из средств соответствующего бюджета гражданин не может.
Можно ли считать фактором, в связи с которым потерпевший не смог получить помощь в рамках ВМП бесплатно, не информирование его медицинской организацией о возможности получить помощь бесплатно? Может ли пациент взыскать оплату своего лечения с субъекта, который его не проинформировал (ОУЗ субъекта РФ, медицинской организации)? Непредставление информации нарушает права гражданина на бесплатное получение за счет бюджетных средств высокотехнологичной медицинской помощи. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ медицинская организация обязана информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Невыполнение обязанностей об информировании граждан влечет привлечение медицинских организаций, должностных лиц к административной ответственности.
В большинстве случаев суды выносят решения не в пользу лица, которому была проведена операция за его счет. Суды ссылаются на правила о свободе договора, а также личный выбор лица, заключившего договор на получение платного лечения вместо получения квоты на лечение (Определение Краснодарского краевого суда по делу № 33-11112/15 от 21 мая 2023 г.). Волжский районный суд г. Саратова в решении по делу № 2-60-25 от 6 апреля 2023 г., отказывая лицу, самостоятельно оплатившему лечение, в удовлетворении иска к медицинской организации, в обоснование своей позиции сослался на п. 3 ст. 1064 ГК РФ (в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества).
Для того чтобы взыскать денежные средства, затраченные на лечение с субъекта, обязанного оплатить операцию по ВМП (например, к ОУЗ субъекта РФ), требуется доказать, что лицо, обязанное предоставлять информацию, отказало в ее получении. То есть должны иметь место активные действия со стороны лица, которому необходимо лечение (его законного представителя) в виде запроса информации, а также ответ уполномоченного лица об отказе в ее предоставлении. Например, Верховный суд Чувашской Республики в определении по делу № 30-402112 от 12 декабря 2012 г. установил причинную связь между отказом ОУЗ субъекта РФ предоставить информацию о наличии квоты для оказания бесплатной медицинской помощи и тем, что истица понесла расходы на лечение.
Не может считаться добровольным отказ от получения ВМП бесплатно за счет средств бюджета, в случае если он носил вынужденный характер. Под вынужденным характером понимается ситуация, при которой пациент был проинформирован о возможности получить лечение бесплатно, но в состоянии угрозы здоровью согласился на платное лечение. Например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в решении по делу № 33-689/14 от 26 февраля 2014 г. установил, что истица не находилась при подписании договора в состоянии, опасном для ее жизни, которое требовало срочного хирургического вмешательства, а значит она не была вынуждена подписать договор на оказание платных услуг и отказ от получения бесплатного лечения в рамках ВМП.
В Решении Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда по делу № 2-1482/14 от 14 мая 2014 г. суд взыскал с медицинской организации затраты на лечение в пользу пациентки, так как она была проинформирована о возможности получить платные медицинские услуги, но подписала отказ от их получения в состоянии, когда ей требовалась экстренная медицинская помощь. Суд указал, что неполнота финансирования, неорганизованность и бездействие исполнительного органа государственной власти в сфере здравоохранения, а также отсутствие контроля за исполнением территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, наличие очередности на проведение высокотехнологичной медицинской помощи не должно негативным образом отражаться на гарантированных законодательством правах и интересах граждан, возлагать на них дополнительное обязанности и ограничивать доступ к оказанию бесплатной медицинской помощи.
Даная позиция не является бесспорной, ведь в таком случае фактически медицинская организация оказывает ВМП пациенту за свой счет. При этом медицинская организация информирует пациента о наилучшем способе лечения, приводит фактические доводы о том, что получить ВМП бесплатно в непродолжительные сроки затруднительно, то есть действует в соответствии с положениями ФЗ № 323-ФЗ. Медицинская организация рискует оказать платные медицинские услуги с согласия пациента, а затем претерпеть убытки, так как впоследствии такое согласие может быть признано судом вынужденным.
Позиция судов, что согласие на платное лечение и отказ от бесплатного не являются абсолютным выражением воли пациента, с одной стороны защищает интересы пациента в случаях, когда отказ дан под чужим влиянием (например, лечащего врача) или носит вынужденный характер как в приведенном выше случае. Однако, с другой стороны, ставит медицинские организации в состояние правовой неопределенности, допускает возможность злоупотребления пациентами своими правами. Станут ли медицинские организации в экстренных случаях предлагать пациентам дорогостоящее, но результативное лечение за плату в условиях, когда предоставить бесплатно такое лечение в короткие сроки не представляется возможным? Ведь вполне возможно, что пациент впоследствии взыщет с медицинской организации денежные средства, затраченные им на лечение, так как посчитает свой отказ от бесплатных услуг вынужденным.
В некоторых судебных решениях суды указывают на то, что пациент не только должен быть проинформирован о возможности получить услуги бесплатно (в письменной форме, с подписью пациента), но и в медицинской карте должна быть информация о направлении его на ВМП либо о направлении на комиссию ОУЗ субъекта РФ (в зависимости от вида ВМП) для решения вопроса об оказании пациенту ВМП[5]. В противном случае с медицинской организации могут быть взысканы денежные средства, затраченные пациентом на лечение.
Проанализированные решения арбитражных судов связаны с взысканием медицинскими организациями с территориального фонда обязательного медицинского страхования либо с ОУЗ субъекта РФ в сфере здравоохранения денежных средств за услуги по оказанию ВМП[6]. Также территориальные фонды обязательного медицинского страхования обращаются в суд с иском о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению[7].
В соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме должна оказываться медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. В судебной практике встречаются случаи, когда медицинская организация оказывает пациенту ВМП в экстренной форме бесплатно, а затем обращается в суд с иском к территориальному фонду обязательного медицинского страхования либо ОУЗ субъекта РФ о взыскании денежных средств, затраченных на лечение пациента.
Если ВМП была оказана в экстренной форме (соответственно, без соблюдения Приказа Минздрава РФ от 29.12.2014 № 930н), но при этом медицинская организация имеет лицензию на оказание ВМП, соответствует всем требованиям, предъявляемом законодательством, обладает специальным оборудованием, расходным материалом и квалифицированным персоналом для оказания ВМП, то она имеет право взыскать с лица, обязанного оплатить оказанные пациенту услуги, понесенные расходы[8]. Например, в Постановлении Тринадцатого ААС по делу № А56-36232/15 от 27 ноября 2023 г. таковым являлся Комитет здравоохранения Ленинградской области как главный распорядитель и получатель бюджетных средств. При этом отсутствие договора между медицинской организаций и ОУЗ субъекта РФ на оказание ВМП не является основанием для отказа в оплате услуг. Следует также отметить, что стоимость услуг, оказанных пациенту, должна быть определена истцом в соответствии с действующими тарифами. Возможность взыскания денежных средств за лечение пациента в случае оказания ему ВМП в экстренной форме признал и Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 27 сентября 2013 г. № ВАС-12868/13.
Однако медицинская организация не вправе требовать оплаты услуг, в случае если она привлекла третье лицо для исполнения своих обязательств по оказанию ВМП за счет денежных средств, выделенных в рамках обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования устанавливает оказание медицинской помощи застрахованному лицу третьим лицом в результате проведения медико-экономической экспертизы счетов-фактур (несоответствие данных об адресах, содержащихся в лицензии общества на осуществление медицинской деятельности, фактическим адресам осуществления организацией здравоохранения лицензируемого вида деятельности)[9].
***
Мониторинг правоприменения п.1 ст. 1085 ГК РФ в части взыскания с причинителя вреда либо страховой организации расходов на получение ВМП, Приказа Минздрава РФ от 29.12.2014 № 930н, п.3 ч.1 ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ позволил выявить следующие проблемы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи:
1. Потерпевший не сможет взыскать расходы на лечение с причинителя вреда либо его страховой организации, в случае если он оплатил лечение самостоятельно, а не ждал очереди на получение ВМП бесплатно. Законодатель не учитывает возможность пациента самостоятельно выбрать медицинскую организацию, способ и метод лечения, который ему представляется наиболее правильным.
Право на выбор медицинской организации для оказания ВМП понимается судами ограниченно, гражданин может рассчитывать на возмещение расходов на оплату ВМП только в медицинских организациях на территории РФ.
2. Не представляется возможным оспорить решение об отказе в предоставлении ВМП комиссии ОУЗ субъекта РФ, комиссии принимающей пациента медицинской организации.
Пациент лишен возможности самостоятельно принять решение о возможности проведения операции, оценить прогнозируемые риски.
3. В содержательной части заключения комиссий ОУЗ РФ, комиссий принимающих медицинских организаций (п. 18.2.5, п. 19.3 Приказа Минздрава РФ от 29.12.2014 № 930н) фактически дублируют друг друга. Прохождение пациентом комиссии ОУЗ субъекта РФ затягивает процесс получения гражданином ВМП бесплатно.
4. В законодательстве не указаны последствия непредставления медицинской организацией пациенту информации о возможности получить лечение бесплатно.
Суды ввели понятие «вынужденного отказа» от получения ВМП бесплатно, что ставит в затруднительное положение медицинские организации. Так, отказ от бесплатного получения медицинской помощи, данный пациентом, не является абсолютным, пациенты впоследствии могут вернуть денежные средства, затраченные на лечение.
5. В законодательстве не установлен механизм оплаты услуг медицинских организаций при оказании ими ВМП пациенту в экстренной форме. В связи с этим единственной возможностью получить оплату за оказанные услуги является обращение медицинской организации в суд о взыскании денежных средств с территориального фонда обязательного медицинского страхования либо с ОУЗ субъекта РФ.

Читайте также:  Ветеран труда действующий сотрудник мвд льготы

[1] В соответствии с ч. 9 ст. 100 ФЗ № 323-ФЗ в 2023 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также средств обязательного медицинского страхования.
[2]В Конституционный Суд РФ неоднократно поступали обращения граждан о нарушении п. 1 ст. 1085 ГК РФ их права, гарантированного ст. 41 (ч.1) Конституции РФ, так как по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой не допускает возмещения потерпевшему за счет причинителя вреда расходов, вызванных повреждением здоровья, в случае добровольного отказа потерпевшего от бесплатной медицинской помощи (при наличии возможности получения такой помощи) путем заключения договора на оказание платных медицинских услуг. Однако Конституционный Суд РФ указал, что п.1 ст. 1085 ГК РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (п.27 Постановления от 26.01.2010 №1) не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. См. например: Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 № 1613-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 № 1612 – О-О.
[3] См. например: Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 33-2146/14 от 7 июля 2014 г.
[4] Приказ утратил силу. На данный момент перечни видов высокотехнологичной медицинской помощи включены в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
[5] Определение Оренбургского областного суда по делу № 33-2845/15 от 21 мая 2023 г., Определение Ленинградского областного суда от 19.03.2014 № 3.
[6] Решение АС Удмуртской Республики по делу № А71-4226/15 от 20 ноября 2023 г.
[7] Решение АС Ростовской области по делу № А53-14865/14 от 12 января 2023 г., Решение АС Самарской области по делу № А55-24210/2013 от 30 января 2014 г.
[8] Постановление Тринадцатого ААС по делу № А56-36232/15 от 27 ноября 2023 г., Постановление ФАС СЗО по делу № А56-46935/12 от 26 июня 2013 г.
[9] Определение Высшего арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2013 г. № ВАС -264/13.

Читайте также:  Документы на регистрацию граждан узбекистана

  • наличие специализации, со сложными заболеваниями предпочтительно бороться в профильных больницах;
  • сложность проводимых манипуляций, оперативное лечение подразумевает использование дорогостоящего, узкоспециализированного оборудования. Оказание услуг возможно при наличии квалифицированного штата медицинского персонала;
  • большие денежные расходы, государственные больницы получают финансирование за счет бюджетных средств. Часть тяжелобольных пациентов принимаются врачом бесплатно благодаря дополнительно выделенным деньгам.
  • Копия удостоверяющего личность документа (взрослым – паспорт, детям – свидетельство о рождении);
  • Копия ОМС;
  • Копия СНИЛС;
  • Подписанное согласие на использование данных личного характера;
  • Выданная направляющим медучреждением выписка из медкарты;
  • Подтверждающие диагноз результаты обследований;
  • Подписанное главврачом направление на ВМП.

Чтобы узнать очередь по квоте на операции, пациенту достаточно в клинике, выписавшей направление, предъявить паспорт и узнать номер талона на получение высокотехнологичной медицинской помощи. На сайте http://talon.rosminzdrav.ru/ информация предоставляется после заполнения данных.

Какие документы на квоту на операцию требуется предоставить, если их подготовкой занимается законный представитель? Помимо основного перечня, от доверенного лица потребуется заполнения заявления, заверенная нотариусом доверенность и копия своего паспорта.

  1. ВМП:
  • Восстановление здоровья больного происходит с использованием высокотехнологичного оборудования;
  • Указанные услуги обеспечиваются государственной поддержкой (квотой) ввиду своей дороговизны;
  • Допускаются только претенденты с серьезными заболеваниями;
  1. Лечение:
  • Предоставляется для покупки дорогих медицинских препаратов, которыми пациент не сумеет себя обеспечить ввиду сложного материального положения;
  • Процедура и перечень препаратов периодически корректируется Правительством РФ;
  1. Операция:
  • Под действие квоты по указанному направлению попадают только те пациенты, чей диагноз предусмотрен в специальном перечне Минздрава;
  • Все манипуляции, необходимые для восстановления здоровья претендента предоставляются на безвозмездной основе;
  • В частном порядке может предоставляться и бесплатный проезд до медицинского учреждения, выбранного для проведения операции;
  1. ЭКО:
  • Процедура считается сложной, высокозатратной и длительной;
  • Главные кандидаты – женщины, имеющие бесплодие;
  • Для участия по указанному направлению пациентке также придется пройти предварительное обследование, лечение, одобрение специально созданной комиссии.

Ставка НДФЛ, по которой будет удерживаться налог, зависит от того, является ли иностранный рабочий налоговым резидентом. Если иностранец резидент, то есть пребывал в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то налог будет удерживаться по общей ставке 13% (пункт 2 статьи 207, пункты 1,3 статьи 224 НК РФ).

  • постоянно или временно проживает в России, то есть имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • въехал в РФ в безвизовом порядке;
  • является высококвалифицированным специалистом;
  • участвует в Госпрограмме по переселению в РФ бывших соотечественников;
  • работает в зарубежном дипломатическом представительстве, консульстве на территории России, является сотрудником международной организации или частными домработником этих лиц;
  • работает в зарубежном юрлице, которое занимается монтажом, сервисным и гарантийным обслуживанием поставленного в РФ оборудования;
  • работает аккредитованным в РФ журналистом,
  • учится в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работает в свободное время;
  • приглашен в РФ в качестве научного или педагогического работника для определенных целей;
  • приглашен в РФ с деловой, гуманитарной целью или для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью;
  • въехал на 30 суток на гастроли;
  • приглашен в РФ в качестве медицинского, педагогического или научного работника;
  • имеет статус беженца;
  • получил временное убежище и в некоторых других случаях.
  • копия паспорта иностранца, срок действия которого не должен истекать раньше шести месяцев с даты окончания срока пребывания. Также срок действия паспорта не должен истекать раньше, чем через 1,5 года с даты начала предполагаемого срока пребывания;
  • Гарантийное письмо от приглашающей стороны о том, что она берет на себя обязательства по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранца;
  • Документы для оформления иностранцу разрешения на работу в России. Разрешение на работу выдадут одновременно с приглашением (подпункт 2 пункта 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Исполнение требования об уведомлении МВД о приеме на работу иностранца важно, поскольку за его несоблюдение установлен штраф в существенном размере. Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ за неуведомление или нарушение порядка и формы уведомления должностное лицо оштрафуют на сумму от 35 до 50 тыс. рублей, а организацию на сумму от 400 до 800 тыс. руб., либо деятельность компании могут приостановить на срок от 14 до 90 суток.

Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2023 № 363. С 2023 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2023 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем. Существенных изменений в процедуре не произойдет.

Перечень операций по квоте на 2023 год

  1. Результаты всех анализов и обследований (непросроченных).
  2. Официальная выписка от гинеколога. Такая выписка должна содержать диагноз – бесплодие.
  3. Направление на ЭКО с печатью и подписью главного врача.
  4. Действующие паспорта супругов/партнеров (с копиями).
  5. Оригиналы и копии СНИЛС обоих супругов/партнеров.
  6. Заявление о предоставлении процедуры ЭКО по территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Люди, уплачивая налоги и иные сборы, следуя правилам государства, рассчитывают на бесплатную помощь из бюджета при выявлении у них серьезных заболеваний. Такое право за гражданами РФ закреплено в Конституции. Помощь оказывается по квоте. Что это значит? Что людям помогают в порядке очередности, а каждый год Минздравом определяется количество человек, которым будет предоставлена помощь в рамках каждого такого специализированного медучреждения.

  • имеющие трудовые отношения с предприятиями, организациями сферы производства, потребления и распределения материальных благ;
  • получающие средства или вознаграждения по лицензионным, научным, издательским договорам отчуждения;
  • частные предприниматели и иные категории, обеспечивающие себя самостоятельно;
  • руководители и участники фермерских предприятий;
  • участники общин, задействованные в народных промыслах и родовой хозяйственной деятельности;
  • граждане, не имеющие работу (дети до восемнадцатилетнего возраста, взрослые на пенсионном обеспечении, подростки – проходящие обучение, безработные, опекун до трёхлетнего возраста ребёнка, по уходу за инвалидом первой группы или взрослого человека после восьмидесятилетнего возраста)
  • военнослужащие, служащие специальных организаций, включая и медработников;
  • иностранцы, законно пребывающие на территории страны и занимающиеся трудовой деятельностью, рамках, разрешённых нормативно – правовыми актами государства;
  • лица, которые установленным порядком получили статус беженцев.
  1. Выражается в денежном эквиваленте, поступающем из федерального (реже регионального) бюджета;
  2. Существует специальный перечень заболеваний, опосредуемый квотированием;
  3. Большая часть квот реализуется в специализированных учреждениях, имеющих нужное оборудование и высококвалифицированных медицинских работников;
  4. Процедура предоставления дотации четко регламентирована, отклонение от требований не допустимо;
  5. В рамках программы по предоставлению медицинской субсидии задействованы следующие учреждения:
  • Занимающиеся составлением и утверждением перечней заболеваний, которые подлежат квотированию;
  • Непосредственно проводящие лечение, оперативное вмешательство;
  1. Высокотехнологичная медицинская помощь через квоту может оказываться по следующим направлениям:
  • Удаление опухолей, развивающихся в головном мозге;
  • Лечение болезней, вызванных генетическими особенностями;
  • Лечение системных болезней;
  • Операции, проводимые на открытом сердце;
  • Пересадка (трансплантация) органов;
  • Лечение лейкемии;
  • Использование ЭКО и других репродуктивных технологий;
  • Выхаживание детей, родившихся раньше срока, с помощью специальных методов;
  • Лечение сложных форм патологий эндокринной системы;
  1. Ежегодно около 450 тыс. российских граждан получают квоты на лечение.
  • страховое покрытие распространяется лишь на проведение операции;
  • качество работы практикующих хирургов примерно равное, как в поликлиниках столичных регионов, так и местных медучреждений, где в первом случае операции сопровождает совершеннейшее оборудование, во втором – опыт проведения множественных операций;
  • время ожидания бесплатной операции, где больших городах оно может занимать длительное время (до года и более), за которое могут провоцироваться побочные явления, тогда как местной хирургии ожидание займёт срок до нескольких ближайших месяцев;
  • стоимость оплаты услуг, не предусмотренных покрытием ОМС.

Adblock
detector