Закон об управляющих компаниях в сфере жкх 2022 взыскание задолжности

Камнем преткновения становится Федеральный закон № 98-ФЗ от 1 апреля 2022 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ст. 20.2 гласит, что коммпании сферы ЖКХ должны на общих основаниях при подаче иска в суд указывать «идентификаторы должника»: СНИЛС, ИНН, паспорт.

С 1 января 2022 года управляющие и ресурсоснабжающие компании возобновят начисление штрафов и пени за просрочки по платежам. Поставщики коммунальных услуг должны радоваться — долги граждан сократятся. Однако на смену одному ограничивающему закону пришёл другой — при взыскании долгов через суд управляющая компания обязана указывать номер ИНН, СНИЛС или паспортные данные истца, а этих данных у УК нет. Получается, что суды отменяются и можно безнаказанно не платить?

На деле же у управляющих компаний таких сведений часто нет, потому что письменная форма на оказание коммунальных услуг не обязательна. Более того — после покупки квартиры квитанции выписываются на старого владельца до тех пор, пока новый хозяин не попросит изменить сведения.

ЖКХ – 2022: рост тарифов на коммунальные услуги, возобновление взыскания неустойки за просрочку платежей, новые правила пожарной безопасности в зданиях

Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.

Следует учитывать, что с момента завершения периода приостановления указанных нормативных положений неустойка будет подлежать начислению и взысканию за весь период просрочки, исключая период действия моратория. На это указывал ВС РФ в своем Обзоре. При этом, если суд примет решение о взыскании соответствующей неустойки до 1 января 2022 года (или в случае внесения изменений – иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения он должен указать сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля текущего года. «В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании ст. 10 Федерального закона от 1 апреля 2022 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 3-5 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2022 г. № 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория», – подчеркивается в документе.

  • необходимости подтверждения непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вступившим в законную силу судебным актом;
  • периода задолженности, учитываемого в целях предоставления субсидий, – не более чем три последних года;
  • порядка получения органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением информации о наличии у граждан такой задолженности – ее будут получать из ГИС ЖКХ;
  • запрета требовать от граждан необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии документы, содержащие сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, – такие сведения региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение должны запросить самостоятельно (ч. 5, ч. 7.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).

Наименьший показатель роста предусмотрен для Мурманской области (3,2%), а наибольший – для Чеченской Республики (6,5%). В 29 регионах России, включая республики Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртскую и Чувашскую республики, Ленинградскую, Астраханскую, Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калининградскую, Калужскую, Пензенскую, Псковскую, Рязанскую, Тверскую, Тюменскую, Ярославскую области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, предельный индекс повышения тарифов составит 3,4%. Достаточно высокие показатели определены для Новгородской области (6,4%), Республики Крым (6,2%), Республики Саха (6%) и Кабардино-Балкарской Республики (5,4%). Для Крыма и г. Севастополя, помимо индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установлены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 2022 по 2023 годы.

У Правительства РФ еще есть время для принятия решения о продлении срока действия рассматриваемого моратория, но пока федеральные власти не озвучили свои намерения на этот счет. Если продление не последует, то с начала 2022 года возобновится действие норм о (об):

Что с 1 июля 2022 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2022 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

1 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2022 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2022 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2022 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2022 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Читайте также:  Госпошлина реквизиты на регистрацию земельного участка 2022

Как; УО работать в; 2022; году: новые законы, судпрактика и; онлайн-ОСС

Во второй день ежегодной итоговой онлайн-конференции мы обсудили, какие изменения произошли в ЖКХ в 2022 году и какие запланированы на следующий год, проанализировали громкие судебные дела и поразмышляли, как будет складываться практика по разрешению споров о проведении онлайн-ОСС.

Таким образом, хранить личные вещи можно будет только в тех помещениях, которые не относятся к общему имуществу. У общедомового имущества два признака:

  • не принадлежит какому-то конкретному собственнику;
  • может быть использовано всеми владельцами помещений в доме.

Сергей Сергеев подготовил обзор судебной практики за 2022 год. Рассмотренные дела касались вопросов:

  • внесения изменений в реестр лицензий и управления домом,
  • использования и содержания приборов учёта,
  • ограничения и приостановки оказания коммунальных услуг,
  • договорных отношений с РСО,
  • качества поставляемых в дом коммунальных ресурсов и других тем.

Мы же остановимся на разборе постановления Правительства РФ от 16.09.2022 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которое вступит в силу 1 января 2022 года. С этого времени для жителей многоквартирных домов начинают действовать запреты на

  • хранение личных вещей в подвалах и на цокольный этажах;
  • использование газовых приборов в случае их неисправности и без прохождения технического обслуживания;
  • оставление без присмотра на балконах и лоджиях не потушенных свечей и сигарет.

В подвалах многих МКД едва ли не с момента сдачи дома в эксплуатацию оборудованы кладовые, которые закреплены за конкретными собственниками. Если попросить их убрать оттуда все личные вещи, а затем демонтировать двери и полки, будет много недовольных. Если сомневаетесь, запрещать такое хранение у себя в доме или нет, посмотрите полную видеозапись второго дня конференции и ознакомьтесь с советами Елены Шерешовец.

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2022 г

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января 2022 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2022 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2022 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

С 1 января 2022 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2022 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

В свою очередь Ирина Яровая отметила, что закон защищает «права всех собственников жилья, потому что сегодня передача долговых обязательств коллекторам не снимает общей задолженности, а, наоборот, копит ее. В конечном счете, долги, которые продавались коллекторам, ложились бременем на других соседей. Существует мнимая видимость того, что как будто бы действия коллекторов помогают остальным собственникам жилья разобраться с должниками. Напротив, долг продается коллекторам по заниженной стоимости и часть суммы автоматически не поступает в качестве оплаты за потребленные услуги. Только индивидуальная работа с задолжностями и только в судебном порядке является гарантией соблюдения законных прав и интересов всех сторон и дает гарантии по полноте взыскания долга».

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Жилищный кодекс РФ и ряд других законов, в том числе в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», вводящие прямой запрет на передачу коллекторам долгов граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Их авторами стала группа депутатов Государственной Думы во главе с заместителем Председателя ГД Ириной Яровой

Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» сказал: «Мы считаем, будет правильным запретить передачу долгов граждан по ЖКХ. Эта проблема, к сожалению, существует: звонят людям, особенно пожилым, с угрозами вплоть до применения физической силы. Граждане регулярно обращаются к депутатам с требованием принять соответствующие решения. Законом мы вводим прямой запрет на передачу коллекторам долгов граждан по услугам ЖКХ».

Законом устанавливается «запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Ирина Яровая также подчеркнула, что закон был дополнен рядом социально важных поправок. «В частности, мы делаем невозможным погашение долгов за счет соседей. Кроме того, взыскание долга будет возможно только через суд. На первое место, в том числе в случаях взыскания долговых обязательств, должны ставиться законные права и интересы человека, ценность его жизни и здоровья», — добавила автор законопроекта.

При этом допускается уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Поправки материнский капитал 2022 год можео ли куаить дом у свекрови на материнской

Федеральным законом вводится запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Кроме того, установлено, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

В свою очередь Ирина Яровая отметила, что закон защищает «права всех собственников жилья, потому что сегодня передача долговых обязательств коллекторам не снимает общей задолженности, а, наоборот, копит ее. В конечном счете, долги, которые продавались коллекторам, ложились бременем на других соседей. Существует мнимая видимость того, что как будто бы действия коллекторов помогают остальным собственникам жилья разобраться с должниками. Напротив, долг продается коллекторам по заниженной стоимости и часть суммы автоматически не поступает в качестве оплаты за потребленные услуги. Только индивидуальная работа с задолжностями и только в судебном порядке является гарантией соблюдения законных прав и интересов всех сторон и дает гарантии по полноте взыскания долга».

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Жилищный кодекс РФ и ряд других законов, в том числе в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», вводящие прямой запрет на передачу коллекторам долгов граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Их авторами стала группа депутатов Государственной Думы во главе с заместителем Председателя ГД Ириной Яровой

Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» сказал: «Мы считаем, будет правильным запретить передачу долгов граждан по ЖКХ. Эта проблема, к сожалению, существует: звонят людям, особенно пожилым, с угрозами вплоть до применения физической силы. Граждане регулярно обращаются к депутатам с требованием принять соответствующие решения. Законом мы вводим прямой запрет на передачу коллекторам долгов граждан по услугам ЖКХ».

Законом устанавливается «запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Ирина Яровая также подчеркнула, что закон был дополнен рядом социально важных поправок. «В частности, мы делаем невозможным погашение долгов за счет соседей. Кроме того, взыскание долга будет возможно только через суд. На первое место, в том числе в случаях взыскания долговых обязательств, должны ставиться законные права и интересы человека, ценность его жизни и здоровья», — добавила автор законопроекта.

Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность

Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.

В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:

Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.

Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.

«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС.

Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.

В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.

При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция.

Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2022 года №22).

Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.

Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.

Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2022 до 01.01.2022, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2022, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2022 Федеральным законом от 18.03.2022 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.

Коллекторам запрещено взыскивать с граждан долги за ЖКУ

Согласно поправкам в ст. 155 ЖК РФ просроченную задолженность по жилищно-коммунальным услугам в судебном порядке вправе взыскивать наймодатель жилья, управляющая компания (иное уполномоченное юрлицо или ИП), а также их представитель. Теперь УК, ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребкооператив, а также ресурсоснабжающая организация и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе передавать третьим лицам (в том числе коллекторам и кредитным организациям) просроченную задолженность за оплату жилья и коммунальных услуг. Заключенный между такими сторонами договор об уступке права требования признается ничтожным. Указанные права требования можно переуступить лишь иным организациям в сфере ЖКХ.

В комментарии «АГ» советник юстиции РФ третьего класса, председатель Правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон отметил, что политика государства в сфере взыскания долгов делает упор на аппарат государственного принуждения – ФССП России. «Благодаря принятому в 2016 г. Закону о коллекторах № 230-ФЗ многие профессиональные коллекторы переориентировались и теперь взыскивают долги с помощью ССП», – пояснил он.

По мнению эксперта, запрет передавать коллекторам долги по ЖКХ вполне объясним. «Законодатель считает, что только госслужба исключит нарушение прав граждан при взыскании такой задолженности. Однако управляющим компаниям ничто не мешает создавать внутренние подразделения, которые будут заниматься деятельностью, аналогичной коллекторской (например, звонить должникам, производить личные встречи)», – подчеркнул он.

Читайте также:  Продажа Безалкогольных Энергетиков Несовершеннолетним Закон В России 2022

В этой связи, считает Алексей Шарон, такой запрет не окажет существенного влияния на жизнь должников, поскольку ССП также может нарушать их права при взыскании долгов по ЖКУ. «Эффективнее было бы продумать меры по устранению причин появления задолженности, а именно – почему пожилые люди не в состоянии оплачивать счета ЖКХ?» – резюмировал эксперт.

Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова положительно оценила закон. «Работа коллекторов доставляет гражданам много неудобств, особенно когда представители коллекторских агентств ведут себя неподобающе, – пояснила она. – Отношения в сфере жилищного законодательства имеют особый статус, в том числе обусловленный конституционными гарантиями, поэтому вопросы возврата задолженности по оплате коммунальных услуг и жилого помещения не могут быть отнесены к деятельности коллекторских агентств».

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Проще говоря, сумма задолженности — это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более, чем в 2 раза. Однако, в случае если должник проживает в «старых» домах, например, пятиэтажках, где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, то такой долг не является основанием, чтобы его начинали взыскивать сразу в судебном порядке т.к. он будет довольно маленьким.

Перед тем, как мы раскроем, что входит в каждый блок, полагаем, что имеет место серьезная необходимость определения той суммы, с которой можно начинать работу по взысканию долга. Ведь, если взыскивать независимо от суммы долга и взыскивать слишком маленькие суммы, это приведет к пустой трате времени и трудозатрат. В данном вопросе есть несколько отправных точек.

В настоящей статье мы попытаемся разъяснить общую схему и построение алгоритмов организации работы по взысканию задолженности, в чем заключаются нюансы и сложности в этой, казалось бы, относительно не трудной работы и как их преодолеть. Данная статья наиболее актуальна для молодых специалистов- юристов и небольших УО.

Вывод: руководителям управляющих организаций необходимо постоянно проверять суммы задолженности по МКД, которые они обслуживают, иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьёзный удар по репутации компании.

Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ довольно легка и не нуждается в каком-то особом подходе или подготовке, достаточно иметь одного человека для данного направления, и процесс взыскания пойдет сам собой. По нашему мнению, это серьёзное заблуждение. Представьте УО, владеющую не большим количеством МКД, скажем 10-20. В каждом доме, как правило, есть должники, а поработать нужно не просто с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. Вследствие этого время и трудозатраты возрастают в разы. Помимо указанной работы присутствует еще и параллельная работа юриста по исполнительному производству, направлению претензий к должникам юридическим лицам. Более того, следует понимать, что заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, безусловно, хоть и помогают, но все равно имеется процент тех, кто принципиально не согласен с оплатой долгов по ЖКУ, кто обжалует заявления на выдачу судебных приказов; в результате, чего возникает необходимость обращаться с иском в мировые или городские суды, что существенно замедляет работу по взысканию, ведь время и документация для судов по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ куда больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства. В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ у юристов часто функции юридического обслуживания слиты с секретарской деятельностью и иными административно – хозяйственными функциями.

Возвращение заявления о вынесении судебного приказа не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения. О возвращении заявления о вынесении судебного приказа или об отказе в его принятии судья в течение трех дней со дня поступления заявления в суд выносит определение.

Заявление на выдачу судебного приказа может быть передано в мировой суд как лично, так и направлено по почте. В случае личной передачи заявления, при себе необходимо иметь оригинал паспорта и документа, подтверждающего полномочия (как правило, оригинал доверенности). В случае направления заявления почтой, к комплекту документов в обязательном порядке прилагается оригинал доверенности и копия паспорта представителя истца.

Чтобы разобраться в том числе и с данной неприятной для управляющих компаний ситуацией, депутатами Государственной Думы в первом чтении был принят Законопроект № 735817-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»» (в части предоставления информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг). В законопроекте депутаты предлагают расширить виды идентификаторов для подачи заявлений в суд, выдачи судебных актов и осуществления судебных решений путем дополнения номером единого лицевого счета, присвоенного в ГИС ЖКХ.

2) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

3) сведения о должнике: для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации-должника — наименование и адрес, а также идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер, если они известны. В заявлении гражданина-взыскателя один из идентификаторов гражданина-должника указывается, если он известен гражданину-взыскателю;

Может ли новая УК взыскать старые долги за ЖКУ

Возможно, новая УК действительно подаст в суд на всех должников, но это будут отдельные иски. Каждый собственник самостоятельно несет обязанности по коммунальным платежам и не отвечает по обязательствам соседей. Поэтому и задолженность УК будет взыскивать по разным основаниям: показания счетчиков и площадь квартир у вас и ваших соседей отдельные и разные, соответственно, и квитанции тоже.

Историю оплаты картой Сбербанка можно самостоятельно поднять не только за три года. В «Сбербанк-онлайн» есть информация о платежах за ЖКУ за пять лет — чеки можно распечатать в банкомате. То есть в теории новая УК может принести в суд справку, что в 2016 году от вас не поступило ни одного платежа. А вы покажете чеки из банкомата за каждый месяц 2016 года.

Если новая УК подаст на вас в суд, скорее всего, это будет приказной порядок. Его применяют для взыскания долгов за ЖКУ до 500 тысяч рублей. Это быстрее и дешевле. Судья рассматривает документы без вызова сторон и выносит судебный приказ в течение пяти дней после получения заявления от взыскателя. За обращение в суд заявитель платит госпошлину, которая считается от цены иска. В рамках приказного порядка госпошлина в два раза ниже, чем при исковом.

В случае приказного производства должник узнает о требованиях только после вынесения судебного приказа. То есть ваша новая управляющая компания может потребовать выдать судебный приказ за долги 2010—2016 годов на основании справки из единого расчетного центра. Если судья вынесет приказ, все будет по закону: об истечении сроков исковой давности суд думать не должен.

Тогда вот еще вопрос. УК была отстранена от управления домом и не смогла положить две последние квитанции. Ну и обратилась в суд за судебным приказом. Но в связи с переездом владельца использовала старые персональные данные. Соответственно копия приказа получена не была и вернулась в суд.
О долге узналось лишь по уведомлению с Госуслуг. Соответственно удалось выяснить и судебный участок и кто автор приказа.
Поскольку суды не работают на личный прием — отправили почтой (спустя полгода с приказа!) возражение об отмене приказа и ждем. Параллельно написали приставу набор счетов, что имеют средства, получаемые от Государства по социальным делам чтобы оттуда не списывали.
Долг то небольшой и посильный. Позвонил поругался в УК, что можно же было досудебно решить, они сказали, что досудебно это в случае иска, а приказ не предполагает досудебного урегулирования. Узнал о структуре долга. Львиная доля — коммуналка, немного — перерасчет за неправильные начисления несколько лет назад, еще немного — пени. Ну и госпошлина за их обращение в суд. Платить им их госпошлину не хочу — они безобразно управляли домом 8 лет и угробили подвал + пытались провести рейдерский захват управления после того как их отстранили и передали иной УК. Поэтому рассчитываю получить отмену Приказа, уведомить пристава об этом для прекращения производства и в этот же день оплатить коммуналку с пенями, получить акт взаиморасчетов от них. Их затраты на госпошлину я оплачивать не хочу, пусть выставляют отдельной платежкой уж не знаю по какой статье и придумывают как взыскать ее. Я прав или их затраты на госпошлину все равно придется оплатить?

Adblock
detector