Должностная инструкция составителя поездов 2023

  • правила перевозки груза;
  • план формирования поездов;
  • инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами);
  • инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
  • устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими;
  • порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении;
  • общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава;
  • план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей;
  • расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах;
  • правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.
  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.
  • расформированию-формированию составов (групп вагонов);
  • отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей;
  • перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк.

Должностная инструкция составителя поездов 2023

Дальнейшая деятельность, предстоящая в течение рабочего дня, согласовывается с дежурным по станции. Повседневные обязанности составителя поездов складываются из обслуживания и проверки вагонов, а также сцепки-отцепки. Любое из его действий должно быть при помощи рации согласовано с дежурным.

А что же насчёт прав работающих в такой должности? Само собой, имеются и они. К первоочередным из них для составителя поездов относится право запрашивать у руководства всё, что необходимо для работы. К такому оснащению относится комплект из сигнального фонаря с желтым флажком, рации, носимой радиостанции и, конечно же, специальной рабочей формы. Список может быть пополнен и иными принадлежностями. Если данные предметы экипировки выданы не были, работник вполне вправе пожаловаться на несоблюдение норм охраны труда.

При выполнении своих обязанностей составитель поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

  • по радиосвязи, а также ручными и звуковыми сигналами дает команды на движение маневровому локомотиву, ССПС с вагонами и без;
  • расцепку и сцепку вагонов;
  • соединение и разъединение тормозных рукавов;
  • закрепление состава при его остановке;
  • перевод нецентрализованных стрелок;
  • вытормаживание отцепов (то есть регулирование скорости движения одного вагона или группы вагонов, 1) следующих на путь под действием собственного веса при следовании с профилированной сортировочной горки посредством надвига; 2) следующих на путь под действием силы инерции при расформировании составов методом одиночного толчка).

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов. Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

44. На станционных железнодорожных путях запрещается производить работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия дежурного по железнодорожной станции и без предварительной записи руководителем работ в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети и без выдачи предупреждения. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, в дополнение к указанным требованиям такие работы должны выполняться с согласия диспетчера поездного. При производстве таких работ на контактной сети со снятием напряжения, но без нарушения целостности железнодорожного пути и искусственных сооружений, а также при выполнении работ по устранению внезапно возникших неисправностей запись о начале и окончании работ может заменяться регистрируемой в этом же журнале телефонограммой, передаваемой руководителем работ дежурному по железнодорожной станции (на участках с диспетчерской централизацией — диспетчеру поездному).

Размещение и техническое оснащение депо для специального железнодорожного подвижного состава, пунктов технического обслуживания специального железнодорожного подвижного состава, мастерских, экипировочных устройств и других сооружений и устройств для обслуживания специального железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать качественный ремонт и техническое обслуживание специального железнодорожного подвижного состава, рациональное использование материальных ресурсов, экологическую безопасность, безопасные условия труда.

18. К моменту ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должна быть утверждена документация, устанавливающая требования к пожарной безопасности, охране труда, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также проведено обучение и проверены знания указанной документации работниками, непосредственно обслуживающими и эксплуатирующими эти сооружения и устройства.

В соответствии с пунктом 5.2.37 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. I), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. II), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, N 6, ст. 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251), приказываю:

14. Право доступа на локомотивы, в кабины управления мотор-вагонными поездами, к специальным самоходным подвижным составам и другим подвижным единицам (далее — подвижные единицы), к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами, имеют работники железнодорожного транспорта, должностные обязанности которых предусматривают возможность их нахождения на указанных объектах. Иные лица на указанные в настоящем пункте объекты не допускаются.

3.5. При производстве маневров в местах выполнения работ по ремонту устройств пути, СЦБ, электроснабжения, на переездах, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении состава к находящимся около пути станции или на платформах людям, а также своевременно предупреждать о движении маневрового состава людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути станции и вагонов.

— при движении маневрового состава вагонами вперед находиться, как правило, на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии — идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за сигналами светофоров; положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути станции; в случае необходимости — принимать меры для остановки маневрового состава;

3.6. При производстве маневров составитель поездов должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики путей станции (изолирующие стыки или сигналы) и обязан размещать подвижной состав в пределах их полезной длины. О производимых маневрах он должен поставить в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, а также дежурного стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции, который также обязан принимать необходимые меры, исключающие возможность выхода подвижного состава за предельный столбик пути (следить за стоящими на путях вагонами, уложить при необходимости тормозные башмаки на пути).

3.1. При производстве маневров составитель поездов должен выполнять требования ПТЭ, ИСИ, ИДП и ТРА станции, устанавливающие порядок выполнения маневров, и контролировать точное их соблюдение помощником составителя поездов, машинистом маневрового локомотива, дежурными стрелочных постов и дежурными (операторами) постов централизации.

1.6. Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов, указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств.

Должностная инструкция составителя поездов 2023

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Правил по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 сентября 2001 г. № ПОТ РО-32-ЦД-855-01.
1.2. Настоящая инструкция по охране труда разработана для составителей поездов, осуществляющих маневровую работу на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

При выполнении своих обязанностей составитель поездов обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

Профессия «составитель поездов» требует обязательного образования. А какого именно? Об этом и будет рассказано далее. Дабы поступить в колледж или техникум, не обязательно оканчивать все одиннадцать классов школы. Девять лет будет являться оптимальной базой для поступления в железнодорожный колледж. В учебных заведениях, готовящих составителей поездов, дают следующие основные знания:

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало — ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста — переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало — ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста — переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

5.1. Составитель поездов 4-го разряда привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
5.2. Составитель поездов 4-го разряда несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
5.3. Составитель поездов 4-го разряда за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
5.4. ……………………. (другие положения об ответственности)

1.1. Составитель поездов 4-го разряда является рабочим и подчиняется непосредственно …………………….. (наименование должности/профессии руководителя)
1.2. Для работы составителем поездов 4-го разряда принимается лицо, освоившее основные программы среднего общего образования, основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки, переподготовки.
1.3. К работе, указанной в пункте 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда (вводного и на рабочем месте), стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
2) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) имеющее свидетельство о профессии рабочего.
1.4. Составитель поездов 4-го разряда должен знать:
1) документы, объекты, способы и приемы выполнения работ более низкой квалификации, предусмотренные производственными (по профессии) инструкциями и (или) профессиональным стандартом ;
2) устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения работ;
3) правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с приложениями в объеме, необходимом для выполнения работ;
4) технологический процесс работы железнодорожной станции в объеме, необходимом для выполнения работ;
5) техническо-распорядительный акт железнодорожной станции в объеме, необходимом для выполнения работ;
6) инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего и общего пользования;
7) правила перевозок груза железнодорожным транспортом в объеме, необходимом для выполнения работ;
8) устройство автосцепки и общие сведения о конструкции вагонов и контейнеров в объеме, необходимом для выполнения работ;
9) устройство тормозных башмаков, средств закрепления и правила их применения;
10) устройство и правила перевода стрелок в объеме, необходимом для выполнения работ;
11) план формирования поездов;
12) устройство и правила пользования носимых радиостанций в объеме, необходимом для выполнения работ;
13) регламент служебных переговоров;
14) правила по охране труда в объеме, необходимом для выполнения работ;
15) правила пожарной безопасности в объеме, необходимом для выполнения работ;
16) правила применения средств индивидуальной защиты;
17) требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
18) требования, предъявляемые к рациональной организации труда;
19) …………………… (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Составитель поездов 4-го разряда должен уметь:
1) выполнять работы (операции, действия) по более низким разрядам;
2) применять действующие методики:
— по пользованию носимой радиостанции при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по пользованию устройствами двусторонней парковой связи при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при планировании выполнения маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— для обеспечения безопасности движения поездов при организации маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при выполнении операций по прицепке, отцепке вагонов к поездам в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при производстве маневровой работы с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами;
— при переводе и запирании нецентрализованных стрелок в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при переводе централизованных стрелок, переданных на местное управление, в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при проверке свободности стрелочных переводов от подвижного состава в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при расформировании, формировании поездов в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при пользовании носимой радиостанцией;
— при пользовании устройствами двусторонней парковой связи в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при закреплении грузовых вагонов и составов установленными средствами закрепления в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— при снятии из-под грузовых вагонов и составов установленных средств закрепления в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по выполнению операций по опробованию автоматических тормозов поезда при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по закреплению составов, групп вагонов установленными средствами закрепления при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по снятию установленных средств закрепления с составов, групп вагонов при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по переводу нецентрализованных стрелок при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по переводу централизованных стрелок, переданных на местное управление, при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
— по ведению служебных переговоров по установленному регламенту при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
3) ………………… (другие требования к необходимым умениям)
1.6. ……………… (другие общие положения)

Читайте также:  На сколько прибавят пенсию в 2023г

4.1. При выполнении своих трудовых функций и обязанностей составитель поездов 4-го разряда обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.
4.2. …………………….. (другие положения о правах работника)

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2023 N 170н, с учетом ……………………… (реквизиты локальных нормативных актов
организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ……………………. (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. …………………….

3.1. Перед началом рабочего дня (смены) составитель поездов 4-го разряда:
1) проходит в установленном порядке предсменный (профилактический) медицинский осмотр;
2) получает производственное задание;
3) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
4) принимает смену;
5) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
6) ……………………. (другие обязанности)
3.2. В процессе работы составитель поездов 4-го разряда:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ……………………….. (другие обязанности)
3.3. В течение рабочего дня (смены) составитель поездов 4-го разряда выполняет следующие обязанности в рамках трудовых функций:
3.3.1. В рамках трудовой функций, указанной в подпункте 1 пункта 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет организацию правильной расстановки рабочих, участвующих в производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
2) осуществляет организацию согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
3) руководит движением локомотива, выполняющего маневровую работу в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
4) использует переносную радиостанцию и двустороннюю парковую связь для организации маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
5) обеспечивает безопасность движения поездов при организации маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
6) знакомится с изменением плана маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования рабочих, участвующих в ее производстве.
3.3.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет прицепку вагонов к поездам и отцепку от поездов при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
2) выполняет расформирование и формирование составов, групп вагонов на вытяжном пути железнодорожной станции в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
3) осуществляет подачу вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
4) производит уборку вагонов с погрузочно-разгрузочных и других специализированных путей в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
5) выполняет перестановку вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
6) осуществляет проверку свободности стрелочных переводов от подвижного состава в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
7) осуществляет перевод и запирание нецентрализованных стрелок в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования.
3.3.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1.1 настоящей инструкции:
1) принимает участие в опробовании автоматических тормозов поезда при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
2) осуществляет закрепление составов, групп грузовых вагонов установленными средствами закрепления при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
3) производит снятие установленных средств закрепления с составов, групп грузовых вагонов при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
4) осуществляет перевод нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
5) осуществляет перевод централизованных стрелок, переданных на местное управление, при производстве маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования и малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования.
3.3.4. В рамках трудовой функции, указанной в пункте 2.1.2 настоящей инструкции:
1) выдает составителям поездов более низкой квалификации (разряда) задания на смену;
2) организует и координирует работу составителей поездов более низкой квалификации (разряда);
3) дает указания и разъяснения по выполнению работ составителям поездов более низкой квалификации (разряда);
4) осуществляет контроль качества работ, выполняемых составителями поездов более низкой квалификации (разряда).
3.4. В конце рабочего дня (смены) составитель поездов 4-го разряда:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) ……………………….. (другие обязанности)
3.5. В рамках выполнения своих трудовых функций составитель поездов 4-го разряда:
1) исполняет поручения своего непосредственного руководителя, рекомендации составителя поездов более высокого разряда;
2) проходит периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) ……………………… (другие обязанности)
3.6. ………………….. (другие положения об обязанностях)

Составитель поездов: должностная инструкция, обязанности, права

Итак, составитель поездов начинает свой рабочий день с получения инструктажа по безопасности. Происходит это на специальной планерке. После этого каждый работник принимает так называемый «инвентарь строгого учета» и определенное расположение вагонов. Начинается планирование всей дальнейшей рабочей деятельности с дежурным по станции. Она включает в себя, как правило, проверку вагонов, их обслуживание, сцепку, отцепку и т.д.

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов. Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

Профессия «составитель поездов» требует обязательного образования. А какого именно? Об этом и будет рассказано далее. Дабы поступить в колледж или техникум, не обязательно оканчивать все одиннадцать классов школы. Девять лет будет являться оптимальной базой для поступления в железнодорожный колледж. В учебных заведениях, готовящих составителей поездов, дают следующие основные знания:

Таким образом, обязанности составителя поездов самые различные. К тому же данная классификация по разрядам позволяет выстраивать систему взаимоотношений начальников и подчиненных. Представителям высокого разряда начальство может выдать под руководство рабочих с более низкой квалификацией. Однако зависит это, опять-таки, от станции и региона, где эта станция расположена.

Как и любой другой работник, составитель поездов должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но какими именно? В первую очередь это, конечно же, добросовестность и внимательность. Только эти два качества будут составляющими высокого профессионализма. Однако не стоит забывать и про коммуникабельность, стрессоустойчивость и бесконфликтность. Дело в том, что работать приходится с живыми людьми. Зачастую необходимо и управлять работниками квалификацией ниже: это могут быть специалисты с более низким разрядом или помощник составителя поездов.

3.1. При производстве маневров составитель поездов должен выполнять требования ПТЭ и ТРА станции, устанавливающие порядок выполнения маневров, и контролировать точное их соблюдение помощником составителя поездов, машинистом маневрового локомотива, дежурными стрелочных постов и операторами постов централизации, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
3.2 Задание на маневровую работу составитель поездов должен получать только от одного лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции. Полученное задание составитель поездов обязан довести до помощника составителя поездов и других работников станции, участвующих в маневрах.
3.3. Перед началом маневров составитель поездов обязан:
убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, а также машинист маневрового локомотива, в полном составе находятся на своих местах;
ознакомить машиниста маневрового локомотива и работников, участвующих в маневрах, с планом выполнения маневров. Если в процессе выполнения маневров намеченный план по каким-либо причинам изменяется, то с этими изменениями составитель поездов должен заблаговременно ознакомить всех работников, участвующих в маневрах, и машиниста маневрового локомотива;
убедиться в отсутствии препятствий (тормозных башмаков и упоров, посторонних предметов, негабаритных предметов и других препятствий) для передвижения вагонов, в том, что рычаги автосцепок установлены в нормальное положение;
проверить надежность радиосвязи с машинистом маневрового локомотива, а также с лицом, распоряжающимся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае возникновения неисправности носимой радиостанции во время работы составитель поездов должен прекратить маневры, поставить в известность машиниста маневрового локомотива, а также лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, и принять меры по ее замене.
При нахождении в установленной ТРА станции зоне неустойчивого действия радиосвязи составитель поездов и помощник составителя поездов должны поддерживать связь с машинистом маневрового локомотива с помощью ручных и звуковых сигналов. В необходимых случаях для передачи сигналов по распоряжению дежурного по железнодорожной станции должны привлекаться другие работники станции.
Лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, мастер или монтер пути, электромеханик СЦБ должны поставить в известность составителя поездов о ремонтных работах, проводимых в районе его работы.
3.4. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
четко и своевременно в соответствии с приложением N 7 к ПТЭ «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации» передавать указания и сигналы, касающиеся маневровых передвижений, машинисту локомотива, дежурному стрелочного поста, оператору поста централизации;
не допускать без разрешения дежурного по железнодорожной станции занятия подвижным составом приемоотправочных путей станции, выезда маневрового локомотива или маневрового состава на главные и приемоотправочные пути станции или их пересечения при переезде маневрового состава из одного маневрового района в другой;
следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей указаний или сигналов операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом маневрового локомотива;
после перевода стрелки запереть ее на закладку (кроме стрелок, расположенных на сортировочных путях станции, на путях станции, где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, а также оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями) и убедиться в плотности прилегания остряка к рамному рельсу;
не пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке до ее осмотра и ремонта мастером или монтером пути и получения от дежурного по железнодорожной станции сообщения об открытии движения по этой стрелке; при выполнении маневров выбирать место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава;
при движении маневрового состава вагонами вперед находиться, как правило, на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии — идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за сигналами светофоров; положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути станции; в случае необходимости — принимать меры для остановки маневрового состава;
при движении одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км составителю поездов или помощнику составителя поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива (кроме случаев перемещения локомотива или составов в пределах одного маневрового района). В случае обслуживания локомотива одним машинистом составитель поездов или помощник составителя поездов должны находиться в кабине на стороне помощника машиниста и следить за правильностью положения стрелок в маршруте и отсутствием препятствий для движения;
при производстве маневров с большими составами на кривых участках пути станции или в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель) принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности движения -чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи или двусторонней парковой связи, использовать для передачи сигналов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов;
не допускать оставления вагонов без закрепления тормозными башмаками и тормозными упорами, а также с закреплением вагонов менее установленной в ТРА станции нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов;
не допускать передвижений маневровых составов (локомотивом вперед или вагонами вперед), не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;
при маневрах толчками своевременно принимать меры, исключающие возможность движения отцепов в обратном направлении или выхода вагонов за предельный столбик в противоположном конце пути станции;
при выполнении маневров толчками или при надвиге составов на горку, когда расцепные рычаги по условиям работы устанавливаются в положение «на буфер», после отделения отцепа от состава немедленно приводить рычаги в нормальное положение;
при заезде маневрового локомотива или маневрового состава на путь станции, занятый вагонами, для отцепки или прицепки Других вагонов, а также при сжатии стоящих вагонов для расцепки не допускать выполнения этих операций, не убедившись в надежном закреплении вагонов с противоположной от маневрового локомотива стороны;
при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов к стоящей на пути станции группе вагонов, в том числе и закрепленных по установленной норме, проверять, не нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов;
убедиться в отсутствии препятствий для движения перед передвижением маневрового состава в местах погрузки и выгрузки грузов; производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, только после согласования с работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями.
3.5. При производстве маневров в местах выполнения работ по ремонту устройств пути, СЦБ, электроснабжения, на переездах, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении состава к находящимся около пути станции или на платформах людям, а также своевременно предупреждать о движении маневрового состава людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути станции и вагонов.
При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота организаций по путям необщего пользования, переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ составитель поездов должен остановить маневровый состав, сойти со специальной подножки вагона, определить безопасность своего передвижения, пройти переезд, ворота или опасное место по обочине пути, и из безопасного места дать команду машинисту маневрового локомотива на дальнейшее движение.
Порядок проследования переездов при выполнении маневровых передвижений определяется в местных инструкциях по охране труда для составителей поездов и помощников составителей поездов.
При движении маневрового состава у высоких платформ нахождение составителя поездов или помощника составителя поездов на специальной подножке вагона со стороны платформы запрещается.
3.6. При производстве маневров составитель поездов должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики путей станции (изолирующие стыки или сигналы) и обязан размещать подвижной состав в пределах их полезной длины. О производимых маневрах он должен поставить в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, а также дежурного стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции, который также обязан принимать необходимые меры, исключающие возможность выхода подвижного состава за предельный столбик пути (следить за стоящими на путях вагонами, уложить при необходимости тормозные башмаки на пути).
3.7. При движении вагонами вперед составитель поездов должен подавать сигнал о начале движения с предстоящим выездом на стрелки только при наличии разрешающего показания маневрового светофора или получения сигнала (сообщения) от дежурного стрелочного поста о готовности стрелок для маневрового передвижения.
3.8. Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов или при оставлении вагонов на путях станции после толчка составитель поездов должен обеспечить остановку их в границах пути, обозначенных предельными столбиками, и закрепить от ухода в порядке, установленном в ТРА станции.
3.9. При производстве маневров на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях, в соответствии с требованиями ТРА станции, составитель поездов должен соблюдать меры предосторожности (ставить стрелки в изолирующее положение, укладывать башмаки под отдельные группы вагонов), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы.
3.10. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки, а также перед началом маневров толчками составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
проверить степень свободности путей сортировочного парка со стороны сортировочной горки (вытяжного пути) и наличие проходов на них;
ознакомиться с планом предстоящего роспуска вагонов, последовательностью расположения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов и другими необходимыми данными;
в установленном на данной станции порядке обеспечить ознакомление с характером предстоящего роспуска вагонов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения вагонов или других лиц, на которых возложена обязанность перевода стрелок или торможение отцепов;
проверить исправность тормозных башмаков и специальной вилки для расцепления автосцепок.
3.11. В процессе роспуска вагонов с сортировочной горки составитель поездов и помощник составителя поездов должны: регулировать скорость надвига в зависимости от заполнения сортировочных путей, условий прохода отцепов по стрелочной зоне и на подгорочных путях, величины отцепов, чередования назначения отцепов по путям сортировочного парка;
с помощью двусторонней парковой или других видов связи постоянно информировать дежурного по сортировочной горке, операторов постов централизации, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности (вагоны с опасными грузами, проводниками (командами), людьми, живностью).
3.12. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки или перед началом маневров толчками проводники (команды), сопровождающие груз или живность, должны быть предупреждены составителем поездов о предстоящих маневрах.
3.13. Составитель поездов и помощник составителя поездов не должны производить осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны путей сортировочного парка) без предварительного согласования с дежурным по сортировочной горке и оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста, расположенного на противоположном конце путей станции.
Перед осаживанием составительская бригада обязана убедиться в отсутствии тормозных башмаком под вагонами и в нормальном положении расцепных рычагов автосцепки.
3.14. На путях станции, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются. В условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель), а также на неосвещаемых путях станции маневровая работа должна производиться с особой осторожностью, а в необходимых случаях — и с пониженной скоростью.
3.15. Маневры на главных путях станции или с их пересечением, а также с выходом за входные стрелки могут допускаться в каждом случае только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации — диспетчера поездного) при закрытых соответствующих входных сигналах, ограждающих вход на пути станции и стрелки, на которых производятся маневры.
3.16. В приемоотправочных парках станции маневры могут производиться только на тех путях (стрелках) станции, которые будут указаны дежурным по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации — диспетчера поездного) при передаче задания составителю поездов на маневровую работу.
Выезд маневрового состава на приемоотправочные пути при производстве маневров может допускаться в каждом отдельном случае только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (при диспетчерской централизации -диспетчера поездного).
3.17. При необходимости заезда маневрового локомотива на пути грузовых районов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо или составитель поездов должен предварительно согласовать возможность подачи или вывода вагонов с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе. Порядок указанного согласования устанавливается в ТРА станции.

Читайте также:  Ламинатор окоф

В целях организации работы составителей поездов и помощников составителя поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 10 октября 2014 года прилагаемую «Инструкцию составителю поездов и помощнику составителя поездов» (далее -Инструкция).
2. Начальникам дирекций управления движением организовать изучение и проверку знания причастными работниками Инструкции.

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров на железнодорожной станции (далее — станция).
1.2. Составитель поездов является руководителем маневров, ответственным за правильное и безопасное их выполнение. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняют следующие виды работ:
формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;
формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;
маневровая работа с транзитными поездами;
перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;
маневровая работа с местными вагонами;
маневровая работа со сборными, вывозными, передаточными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;
маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.
1.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;
обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, участвующих в маневрах, сохранности подвижного состава и грузов;
производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 «ВМ», в соответствии с техническо-распорядительным актом станции (далее — ТРА станции);
переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;
проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее — устройства СЦБ);
устанавливать сбрасывающие устройства в положение «на сброс» в соответствии с ТРА станции;
закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;
устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;
выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.
При необходимости на малоинтенсивных линиях (участках) составитель поездов выполняет следующую работу:
выполняет приемосдаточные операции;
проверяет состояние, размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе (за исключением негабаритных грузов, а также грузов, погруженных в соответствии с местными (МТУ) и непредусмотренными (НТУ) технических условиями), наличие и целостность запорно-пломбировочных устройств, выполняет другие приемосдаточные операции (при наличии сдачи испытаний на знание нормативных документов, соответствующих квалификационным требованиям должности приемосдатчитка груза и багажа);
проверяет правильность формирования поезда;
принимает участие в сокращенном опробовании автоматических тормозов поезда;
обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах (только на участках следования со сборными, вывозными и передаточными поездами);
выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне.
Работа составителя поездов без помощника «в одно лицо» допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.
1.4. Помощник составителя поездов производит маневры под руководством составителя поездов и в соответствии с его указаниями выполняет обязанности, изложенные в пункте 1.3 настоящей Инструкции;
1.5. Составитель поездов и помощник составителя поездов при назначении на должность и периодически проходят испытания в знании нормативных актов по безопасности движения, пожарной безопасности и охране труда, касающихся работы составителя поездов или помощника составителя поездов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и владельцем инфраструктуры, в том числе:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ);
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
должностных инструкций составителю поездов и помощнику составителя поездов;
ТРА станции и приложений к нему в части, касающейся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ в части, касающейся работы составителя поездов или помощника составителя поездов;
местной инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 «ВМ» и другими опасными грузами;
технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; выписок из должностной инструкции приемосдатчику (при возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3.
местной инструкции о порядке пользования носимыми радиостанциями;
правил и инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях.
Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. К самостоятельной работе составителем поездов и помощником составителя поездов допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие: обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, начальное профессиональное обучение (с получением соответствующего свидетельства), стажировку по охране труда, первичную проверку знаний требований охраны труда.
Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов, указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств и сдачи практических и теоретических испытаний.
Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется распоряжением начальника станции.
При перерыве в работе в должности более 1 года составитель поездов и помощник составителя поездов должны пройти стажировку по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Составителя поездов и помощника составителя поездов, совмещающих профессии, требуется обучать, инструктировать, проводить проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).
1.7. При перемещении на работу из одного маневрового района станции в другой, составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть проинструктированы начальником станции (его заместителем, главным инженером) об особенностях маневровой работы в данном маневровом районе станции.
1.8. В помещении составителя поездов и помощника составителя поездов (на тех станциях, где оно имеется) должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
ПТЭ;
настоящая Инструкция;
выписки из ТРА станций и технологических процессов работы станций, обслуживаемых составителем поездов и помощником составителя поездов;
должностные инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов;
инструкционно-технологическая карта;
выписка из местной инструкции по работе сортировочной горки станции, касающаяся работы составителя поездов;
местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами и другими опасными грузами;
местная инструкция о порядке действия работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и при пожаре;
местная инструкция по эксплуатации маневровой радиосвязи и связи громкоговорящего оповещения;
инструкция по охране труда для составителя поездов станции;
руководство по эксплуатации тормозного упора;
журнал учета тормозных башмаков;
журнал приема дежурств;
опись инвентаря;
выписки из правил по охране труда, касающиеся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
плакаты по охране труда и безопасным приемам выполнения работ;
график сменных дежурств;
схема маршрута служебных (технологических) проходов к рабочим местам;
схемы путей станции и путей необщего пользования с указанием негабаритных мест;
перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой работе (на постах, в районе которых производятся маневры).
При возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3. в помещении составителя поездов должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
выписки из должностной инструкции приемосдатчику.
На постах, где имеются устройства СЦБ, вывешивается опись приборов на аппарате управления этими устройствами, подлежащих пломбированию, с указанием количества пломб.
1.9. Во время дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны иметь при себе:
желтый флаг (днем);
ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым огнем (ночью);
сигнальный свисток;
носимую радиостанцию;
служебное удостоверение, предупредительный талон по охране труда.
Радиостанцию и сигнальные принадлежности (желтый флаг, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток) составитель поездов и помощник составителя поездов должны содержать в чистоте и исправности.
1.10. Составителю поездов и помощнику составителя поездов бесплатно выдаются по установленным нормам спецодежда, спецобувь (средства индивидуальной защиты — СИЗ) и сигнальные принадлежности. При переводе на другую работу или увольнении составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать все выданные им спецодежду, спецобувь и сигнальные принадлежности.
Составитель поездов и помощник составителя поездов не допускаются к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных им СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ.
Во время выполнения работ на железнодорожных путях составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны носить сигнальный жилет со светоотражающими вставками и с маркировкой со стороны спины «ДС», указывающей принадлежность к подразделению, с левой стороны груди «Д» — к дирекции.
1.11. Во время дежурства составитель поездов непосредственно подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции в соответствии с ТРА станции: дежурному по железнодорожной станции, диспетчеру маневровому железнодорожной станции, дежурному по сортировочной горке, дежурному по парку железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией — диспетчеру поездному.
Помощник составителя поездов подчиняется непосредственно составителю поездов.
1.12. В пределах установленного района маневровой работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны знать расположение, нумерацию и назначение путей станции, их профиль, вместимость каждого пути в условных вагонах, расположение стрелочных переводов, тормозных упоров, постоянных сигналов, постов централизации, стрелочных постов, районы действия устройств СЦБ и порядок их обслуживания, а также порядок закрепления подвижного состава от ухода, изъятия тормозных башмаков, установки и снятия тормозных упоров, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожного пути, находящегося в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД».
1.13. В процессе работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
применять передовые приемы и методы труда, в том числе совмещение расформирования поездов с формированием, под формирование групп вагонов в процессе их накопления на поезд;
добиваться сокращения интервалов между роспусками вагонов с сортировочной горки;
маневры на вытяжных путях станции производить, как правило, толчками. При производстве маневров толчками в ТРА станции для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, должны быть указаны порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, башмакосбрасывателей) и другие условия обеспечения безопасности маневров;
соблюдать установленные требования по охране труда, безопасности при нахождении на железнодорожных путях и выполнении работы, следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода.
1.14. При неисправности стрелочного перевода или тормозного упора составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны немедленно поставить об этом в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае, если неисправность стрелочного перевода или тормозного упора угрожает безопасности движения, составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны прекратить движение подвижного состава по стрелочному переводу.
1.15. При сильном ветре составитель поездов обязан, не ожидая указания лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, самостоятельно проверить в районе поста надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять совместно с помощником составителя поездов меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
1.16. Составителю поездов и помощнику составителя поездов запрещается:
оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой видимости днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям ТРА станции должны освещаться;
выводить стрелки и тормозные упоры из нормального положения без приказа дежурного по железнодорожной станции;
держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА станции должны быть заперты;
отлучаться из района маневровой работы без разрешения лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции;
допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы.

Читайте также:  Выплаты при рождении второго ребенка в 2023 году в ростовской области где получить

2.1. Порядок приема дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов устанавливает начальник железнодорожной станции в соответствии с конкретными условиями их работы.
2.2. При приеме дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции своего района маневровой работы и путях необщего пользования;
убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на путях станции, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;
осмотреть стрелочные переводы и тормозные упоры своего района маневровой работы и убедиться в их исправности (при осмотре стрелочных переводов следует обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-коленчатых замыкателей, на очистку стрелочных переводов и тормозных упоров от снега, льда или мусора);
проверить согласно описи в присутствии сдающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на постах, где имеются устройства СЦБ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах управления этими устройствами;
получить от составителя поездов и помощника составителя поездов информацию о распоряжениях дежурного по железнодорожной станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы.
2.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов после приема дежурства обо всех выявленных неисправностях обязаны доложить лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
2.4. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.

4.1. Перед сдачей дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
расставить подвижной состав на путях станции в соответствии с установленной их специализацией;
проверить соединение между собой вагонов на путях станции, где производились маневры;
проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины путей станции;
проверить закрепление подвижного состава от ухода согласно ТРА станции;
обеспечить выполнение заданий на маневровую работу, полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции.
4.2. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать в установленном на станции порядке инвентарь строгого учета: тормозные башмаки, носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности, а также проверить наличие пломб на аппаратах управления устройствами СЦБ.
4.3. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны информировать принимающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов о состоянии стрелочных переводов, о расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении, о полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, заданиях, касающихся маневровой работы.

психофизиологическое воздействие на организм работника — нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.);

«Запрещается нахождение кондуктора грузовых поездов на специальной подножке грузовых вагонов (пассажирских вагонов) при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.»;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.».

2) при возникновении аварийной ситуации — факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения.»;

психофизиологическое воздействие на организм работника — нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.);

Составитель поездов: должностная инструкция, обязанности, права contact-form-7 404 Not Found Поделитесь данными о стоимости ▲▼ Добавить свою цену в базу Город * Стоимость (руб) * Комментарий (adsbygoogle google || )

Стоит также учесть, что каждое свое действие составитель поездов согласует по рации с дежурным. Работы действительно много, и заскучать представителю рассматриваемой профессии уж точно не удастся. А помимо обслуживания вагонов, необходимо подготавливать составы, грамотно заполнять журнал учета, проверять принимаемые вагоны – и обязательно лично! Таким образом, дел у работника станции действительно много. Должностная инструкция составителя поездов прописывает, что принятие дежурства всегда устанавливает и фиксирует начальник станции в соответствии со всеми условиями и нормами. По принятии дежурства работник обязан проверить состояние всех вагонов, их расположение, наличие инвентаря и специальных пломб на аппаратах. Сдача же дежурства осуществляется только после проверки составов, расстановки вагонов по местам и обеспечения безопасности согласно установленным нормам.

Инструкция____________________________наименование должности)00.00.0000 N 000_____ _____________(подпись) (инициалы, фамилия) составителя поездов 1.1. Составитель поездов является рабочим и подчиняется непосредственно __________________________________________________________ (наименование должности руководителя)

Составитель поездов – сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы. Составитель поездов может быть как руководителем маневровых передвижений поездов, так и исполнителем этих работ. Допуск к работе на путях необщего пользования выдается составителям поездов 3-го и 4-го разрядов, согласно ЕТКС. Допуск к работе на путях общего пользования выдается составителям поездов 5-го и 6-го разрядов, согласно ЕТКС.

Составитель поездов, являясь руководителем маневровой бригады, обязан перед началом маневровых передвижений довести план маневровой работы до членов маневровой бригады, в которую, помимо составителя поездов, также входят: машинист локомотива и его помощник, дежурные стрелочных постов, регулировщики скоростей и сигналисты. Составитель поездов находится в оперативном подчинении у дежурного по станции (ДСП), маневрового диспетчера (ДСЦ), реже дежурного по парку (ДСПП) или дежурного по горке (ДСПГ).

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов.Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

Составителю поездов разрешается производить соединение или разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали в составе пассажирского поезда только после получения информации от машиниста поезда лично или через дежурного по железнодорожной станции об отключении электропитания электропневматических тормозов в составе поезда.

зазор между рабочей частью поручня и элементами вагонов — не менее 150 мм на боковой стене и не менее 65 мм на концевой балке рамы, расстояние от нижней части поручня до уровня головки рельсов — не более 1500 мм для поручней на боковой стене и не более 850 мм для поручней на концевых балках;

4) пункт 1 распоряжений ОАО «РЖД» от 2 сентября 2023 г. N 1919/р и от 31 декабря 2023 г. N 3107/р «О внесении изменений в инструкции по охране труда для работников железнодорожных станций ОАО «РЖД» в части утверждения изменений в Инструкцию по охране труда для составителя поездов железнодорожной станции ОАО «РЖД».

соблюдать меры предосторожности при нахождении в зоне негабаритных (опасных) мест на станционных путях (обозначенных предупреждающими знаками «Осторожно! Негабаритное место» и типовой окраской в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины под углом 45 градусов);

4.3.5. При попадании инородного тела в глаз требуется удалить его кончиком платка или промыть глаз струей воды, направленной от наружного угла глаза к носу. При невозможности удалить инородное тело необходимо наложить повязку на оба глаза. Нельзя пытаться самостоятельно удалять из глаза окалину, металлическую стружку.

При отсутствии жгута можно воспользоваться ремнем (шарфом, толстой веревкой), закручивая его палкой с усилием, позволяющим остановить кровотечение. При неправильном наложении жгута (посинение кожи и отек конечностей) требуется немедленно наложить жгут повторно.

3.20. Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали производится только после полной остановки маневрового состава и предупреждения машиниста маневрового локомотива о заходе составителя поездов в пространство между вагонами (между вагоном и локомотивом) внутри колеи и убеждения в правильности восприятия машинистом локомотива информации о заходе в межвагонное пространство. Работу эту разрешается производить только в рукавицах (перчатках).

При подаче (уборке) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования или железнодорожный путь, находящийся в ведении структурного подразделения ОАО «РЖД», вагонами вперед на расстояние более 1 км при отсутствии возможности постановки в голову осаживаемого состава платформы или вагона с переходной площадкой составитель поездов должен находиться на специальной подножке (лестнице) первого по ходу движения вагона. При необходимости отдыха составитель поездов должен передать машинисту маневрового локомотива команду на остановку и сойти со специальной подножки (лестницы) вагона после полной остановки подвижного состава с соблюдением мер безопасности. В период отдыха (не более 5 минут) составитель поездов должен находиться в безопасном месте. Дальнейшее движение маневрового состава осуществляется по команде составителя поездов.

4) пункт 1 распоряжений ОАО «РЖД» от 2 сентября 2023 г. N 1919/р и от 31 декабря 2023 г. N 3107/р «О внесении изменений в инструкции по охране труда для работников железнодорожных станций ОАО «РЖД» в части утверждения изменений в Инструкцию по охране труда для составителя поездов железнодорожной станции ОАО «РЖД».

3.25. Маневровая работа на ремонтных путях, находящихся в ведении служб ОАО «РЖД», путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования организации (линейного предприятия), с соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данного подразделения.

За вышеперечисленные нарушения составитель поездов 4-го разряда может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность составителя поездов 4-го разряда подразделения «Маневровые технологии» (далее — Составитель поездов 4-го разряда) Центр организации труда и проектирования экономических нормативов — филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее Учреждение).

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Составитель поездов, кондуктор грузовых поездов» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2023 г. № 170н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Составитель поездов

Должен знать: должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов; правила перевозки грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.

Характеристика работ. Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование — формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Составитель поездов» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция составителя поездов, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Данная работа — составитель поездов — как и большинство подобных, предполагает существование квалификационных разрядов количеством 4. Те, кто имеет самый низкий (третий) разряд, могут трудиться далеко не на каждой железной дороге. Те, что имеют статус общего пользования, для таких работников пока закрыты. Район сферы деятельности начинающего специалиста должен отличаться не слишком интенсивным движением.

Давайте сегодня поговорим о нужной и востребованной профессии, не так уж часто попадающей в поле нашего зрения. Составитель поездов — кто это, чем занимается, каков его функционал? Попробуем рассмотреть основные особенности и нюансы деятельности в данной должности.

К сожалению, мы здесь не имеем возможности привести конкретные цифры. Они могут значительно варьироваться в зависимости от станции, района ее расположения, а также квалификационного разряда работающего. Но в среднем такой специалист получает не менее 18 тысяч рублей в месяц.

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало — ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста — переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

Но не всё так страшно, ведь недостатки любой профессии компенсируются ее достоинствами. О каких же плюсах можно говорить в данном случае? Как известно, одна из важнейших характеристик любой работы — уровень ее оплаты, на что в данном случае жаловаться не приходится. За тяжёлый, физически выматывающий труд составитель поездов может получать действительно неплохие деньги.

Adblock
detector