Лицензируемые виды деятельности в 2023 году

Лицензируемые виды деятельности в 2023 году

  1. государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  2. государство разрабатывает нормативы производства водки;
  3. государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  4. субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  5. государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  6. если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2023 году

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Срок действия лицензии, как правило, не ограничен, но есть исключения. У ряда направлений предпринимательской деятельности срок действия разрешения жестко регламентирован и предусмотрена возможность его пролонгации. При изменении основных реквизитов ООО или ИП придётся заменить лицензию.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

В большинстве случаев за получение лицензии необходимо будет уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Данная величина установлена налоговым законодательством. Однако, существуют направления предпринимательской деятельности, где размер госпошлины гораздо больше:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения направляет в течение 5 рабочих дней со дня принятия решений или подписания актов проверок и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о внесении изменений в реестр лицензий), осуществляющих медицинскую деятельность, для включения в лицензионные дела.

16. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», посредством проведения внеплановых проверок возможности соблюдения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, а также плановых и (или) внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения.

медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, — установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:

. по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2023 года и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению № 1(1), в том числе лицензии и разрешения, которые были продлены в 2023 году.

Ростехнадзор в своих разъяснениях также озвучил точку зрения по вопросу применения постановления правительства. Например, руководитель организации или иное уполномоченное лицо вправе принять решение об эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности. При этом, сообщать в Ростехнадзор или его территориальный орган о принятом решении не требуется.

Некоторые виды деятельности требуют получения разрешений и лицензирования, в том числе на регулярной основе. В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, правительство издало распоряжение от 03.04.2023 № 440, устанавливающее временные правила, регламентирующие разрешительную деятельность в условиях пандемии. Благодаря распоряжению, срочные разрешения, сроки которых истекали в период с 15 марта по 31 декабря 2023 г., продлили на 12 месяцев. Среди них лицензии на:

В связи с пандемией бизнес столкнулся с ограничениями, когда органы, занимающиеся продлением и выдачей лицензий, не принимали и не выдавали разрешительную документацию. В таких условиях правительство по собственной инициативе продлило сроки действия лицензий на год. Но год закончился, а эпидемиологическая ситуация сохранилась. На повестке дня — новый проект постановления Правительства РФ.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка высказала свою позицию в информационном сообщении на своем сайте. По мнению ведомства, переоформление лицензии на производство и оборот спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции потребуется в течение 30 дней со дня окончания действия соответствующих положений постановления правительства.

Лицензируемые виды деятельности в 2023 году

С 1 января 2023 года на реестровую модель перешли лицензирующие органы, осуществляющие лицензирование 52 видов деятельности, входящих в сферу действия Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Реформа охватывает более 600 тысяч лицензий в таких сферах, как медицинская, фармацевтическая деятельность, образовательная деятельность и т.д.

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, являются открытыми, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Доступ к такой информации обеспечивается лицензирующим органом посредством ее размещения в сети «Интернет». Также сведения о конкретной лицензии можно получить в виде выписки из реестра лицензий на бумажном или электронном носителе, форма которой утверждена постановлением.

Кроме того, постановлением упрощаются для лицензиатов процедуры в сфере лицензирования в случае изменения наименования лицензируемого вида деятельности, а также изменения места нахождения лицензиата, адреса осуществления лицензируемой деятельности в связи с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, в том числе почтового индекса, на упрощенный для лицензиатов порядок внесения изменений в реестр лицензий.

Кроме вступления в силу Федерального закона 478-ФЗ, устанавливающего реестровую модель и новые правила регулирования этой сферы, Правительством 29 декабря принято постановление № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», подготовленное Минэкономразвития России.

В соответствии с постановлением лицензирующие органы будут вести в электронном виде реестр лицензий по видам деятельности, лицензирование которых они осуществляют. При этом регистрационный номер лицензии в рамках конкретного реестра лицензий является уникальным.

Новые изменения в порядке лицензирования отдельных видов деятельности

Ростехнадзор в своих разъяснениях также озвучил точку зрения по вопросу применения постановления правительства. Например, руководитель организации или иное уполномоченное лицо вправе принять решение об эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности. При этом, сообщать в Ростехнадзор или его территориальный орган о принятом решении не требуется.

В связи с пандемией бизнес столкнулся с ограничениями, когда органы, занимающиеся продлением и выдачей лицензий, не принимали и не выдавали разрешительную документацию. В таких условиях правительство по собственной инициативе продлило сроки действия лицензий на год. Но год закончился, а эпидемиологическая ситуация сохранилась. На повестке дня — новый проект постановления Правительства РФ.

. по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2023 года и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению № 1(1), в том числе лицензии и разрешения, которые были продлены в 2023 году.

Некоторые виды деятельности требуют получения разрешений и лицензирования, в том числе на регулярной основе. В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, правительство издало распоряжение от 03.04.2023 № 440, устанавливающее временные правила, регламентирующие разрешительную деятельность в условиях пандемии. Благодаря распоряжению, срочные разрешения, сроки которых истекали в период с 15 марта по 31 декабря 2023 г., продлили на 12 месяцев. Среди них лицензии на:

Также планируется продлить аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (для экспертов и экспертных организаций, срок действия аккредитации которых истекает в 2023 году) — данные изменения внесут в приложение № 2 к постановлению правительства.

С 2023 года лицензии на осуществление отдельных видов деятельности выдаются в электронной форме

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с переходом с 01.01.2023г. к реестровой модели предоставления государственных услуг Роспотребнадзора по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах и по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее — лицензирование отдельных видов деятельности) сообщает.

Федеральным законом от 27.12.2023 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части отмены выдачи лицензий в бумажном виде в пользу внесения юридически значимой записи о предоставлении лицензии в реестры лицензий.

При реестровой модели наличие лицензии, выданной лицензирующим органом, подтверждается записью в электронном реестре (типовая форма выписки из реестра лицензий утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2343). Выдача лицензий на бумажном носителе отменяется.

За предоставление выписки на бумажном носителе установлена плата в размере 3 000 рублей, также определен порядок ее взимания, случаи и порядок возврата (Приказ Минэкономразвития России от 06.11.2023 N 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата»).

Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.

если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2023 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.

Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.

если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

Лицензируемые виды деятельности в 2023 году

В отношении организаций, предпринимателей, а также иных лиц, по которым для ведения деятельности необходимо повторное подтверждение имеющейся аккредитации, аттестации, сертификации, а также выдачи иных разрешительных документов, соответствующие органы могут принять одно из следующих решений:

Выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся посредством дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи (за некоторым исключением).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2023 № 440 (далее – постановление) определен порядок ведения организациями и предпринимателями видов деятельности, на которые требуются лицензии и разрешения. Этот порядок касается лиц, у которых срок действия соответствующих документов истекает в 2023 году.

По действовавшим ранее правилам работники рабочих профессий, а также руководители и специалисты должны были проходить обучение по охране труда в течение месяца после приема или перевода на другую работу (п.п. 2.2.1, 2.3.1 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Эти решения могут быть приняты по случаям, приведенным в Приложении № 2 постановления, в том числе в случае аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитации специалистов на право осуществления медицинской деятельности, аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и т.д. (всего в Приложении № 2 приведено 26 видов процедур).

2) лицензиаты, которым лицензии предоставлены в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2023 года включительно, должны представить в лицензирующий орган информацию, предусмотренную частью четвертой статьи 243 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение второго года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

1) лицензиаты, которым лицензии предоставлены до 1 января 2012 года, должны представить в лицензирующий орган информацию, предусмотренную частью четвертой статьи 243 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

разработка специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности таких объектов защиты и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности;

Образовательную лицензию могут получить организации и ИП. Впрочем, предпринимателям она нужна не всегда. Если он оказывает услуги лично, то вправе делать это без специального разрешения. Вести свою деятельность он может как частный учитель, репетитор или организовать студию. Однако если он захочет нанять других преподавателей, без лицензии не обойтись.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется законом № 99-ФЗ от 04.05.2011. В статье 12 приводится обширный, но не исчерпывающий, список таких направлений. Есть еще более десятка законов, устанавливающих необходимость и правила получения лицензий. Кроме того, конкретный порядок и требования к соискателям содержатся в подзаконных актах.

При регистрации бизнеса нужно выбрать направления деятельности и включить в заявление их коды в соответствии с Общероссийским классификатором (ОКВЭД). Причем позиции классификатора не соответствуют лицензионным направлениям, поэтому выбор кодов не всегда прост.

  • 85.11 — дошкольное образование;
  • 85.12 — начальное;
  • 85.13 — основное общее образование;
  • 85.14 — среднее общее;
  • 85.21 — среднее профессиональное;
  • 85.22 — высшее образование;
  • 85.30 — обучение профессиональное;
  • 85.41 — образование дополнительное детей и взрослых (кружки, секции, художественные и музыкальные школы, иностранные языки);
  • 85.42 — образование профессиональное дополнительное.

В таблице приведены лицензируемые виды деятельности 2023 года и органы, которые отвечают за выдачу разрешений. Большая часть списка регулируется законом № 99-ФЗ, другие акты указаны дополнительно. Перечень лицензирующих органов власти утвержден постановлением Правительства РФ № 957 от 21.11.2011.

Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).

Направления бизнеса, подлежащие лицензированию, выбраны неслучайно. Все они требуют специальных технических условий, квалифицированного персонала или могут отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей, окружающую среду, культурное наследие. Есть среди лицензируемых направлений бизнеса и те, которые связаны с большими финансовыми потоками (банки, кредитные организации, рынок ценных бумаг).

  • 85.11: Образование дошкольное
  • 85.12: Образование начальное общее
  • 85.13: Образование основное общее
  • 85.14: Образование среднее общее
  • 85.21: Образование профессиональное среднее
  • 85.22: Образование высшее
  • 85.23: Подготовка кадров высшей квалификации
  • 85.30: Обучение профессиональное
  • 85.41: Образование дополнительное детей и взрослых
  • 85.42: Образование профессиональное дополнительное

Самый большой перечень лицензируемых видов содержится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, но кроме него, есть еще несколько других законов, каждый их которых регулирует отдельное направление.

Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2023 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.

Департамент образования Еврейской автономной области

5) Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы нужно будет направлять в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов). Идентификация и аутентификация заявителя будет проходить с использованием ГИС ЕСИА (ч. 5 ст. 13 Закона о лицензировании).

7) В течение трех рабочих дней после дня внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии вам направят уведомление о предоставлении лицензии. В зависимости от выбранного вами варианта его направят в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в форме документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 14 Закона о лицензировании).

8) Если в заявлении о предоставлении лицензии вы укажете, что хотите получить выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с уведомлением направит вам выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 14 Закона о лицензировании).

10) Чтобы переоформить лицензию, лицензиату (его правопреемнику или иному лицу, предусмотренному федеральным законом) нужно будет направить соответствующее заявление в форме электронного документа в лицензирующий орган с использованием ГИС ЕСИА (ч. 3 ст. 18 Закона о лицензировании).

1) Под лицензией будет пониматься спецразрешение на право осуществления юрлицом или ИП конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании).

2. В Положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1987; 2023, № 22, ст. 3154; 2023, № 30, ст. 4898):

«13. Информация, предусмотренная статьей 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности, а также внесения лицензирующим органом изменений в реестр лицензий в связи с предоставлением, переоформлением лицензий, приостановлением, возобновлением, прекращением действия и аннулированием лицензий.»;

1. В Положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 16, ст. 1885):

3. В Положении о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1988):

Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв

1. В пункте 2 Постановления, содержатся переходные положения, связанные с изменением перечня работ (услуг). Утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в старом (N 291) и новом (N 852) постановлениях. Тождественные работы (услуги) не потребуют переоформления лицензии.

3. В новом положении о лицензировании исключены требования к руководителю медицинской организации и индивидуальному предпринимателю, в т. ч. к их стажу, что приравнивает индивидуального предпринимателя к медицинской организации (как это предусмотрено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — далее закон N 323-ФЗ, включая права и обязанности), что безусловно является большим прорывов.

необходимо осуществить в течение 1 года (до 01.09.2023), что потребует подачи заявления лицензиатами, хотя можно было бы просто исключить данные работы (услуги) из реестра силами Росдравнадзора без лишних бумаг и волокиты с учетом реестровой модели лицензирования, введенной с 01.01.2023 (см. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

3. Постановление правительства РФ от 01.06.2023 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

10. Подпунктом «г» пункта 8 предусмотрено предоставление соискателем лицензии сведений о регистрации медицинских изделий (МИ, предоставлении реквизитов регистрационных удостоверений — РУ). Данный пункт остался, несмотря на позицию, изложенную в Заключении об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России в отношении проекта постановления (на официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=108131 размещена информация о принятии отрицательного решения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия (далее — ОРВ) в отношение проекта постановления Правительства РФ об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности, размещенного 08.09.2023). Согласно ОРВ данное требование является избыточным, поскольку существует реестр зарегистрированных медицинских изделий, который включает реквизиты регистрационных удостоверений. За ведение данного реестра отвечает Росздравнадзор

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию снт 2023
Adblock
detector