Списание аптечек в бюджетном учреждении

Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, отражаются по подстатье 341 КОСГУ (п. 11.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2022 № 209н, п. 3 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2022 № 02-05-10/45153). Разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15.03.2022 № 02-05-10/17875, от 07.06.2022 № 02-08-10/43803. Эта норма применяется независимо от того, относится учреждение к сфере здравоохранения или нет. Соответственно, аптечки должны учитываться на балансовом счете 1 105 31 341.

Медицинские аптечки и иные материальные запасы, применяемые в медицинских целях, учитываются на счете 105 31 «Лекарственные препараты и медицинские материалы» (п. 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н, методические рекомендации по применению федерального стандарта «Запасы», доведенные письмом Минфина России от 01.08.2022 № 02-07-07/58075).

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 изготовитель обязан устанавливать срок годности на медикаменты — период, по истечении которого товар считается не пригодным для использования по назначению. Соответственно, по истечении срока годности аптечки подлежат списанию. Оставшиеся и пригодные к использованию предметы можно принять к учету отдельно.

Согласно п. 26 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), аптечки могут быть списаны после использования по назначению. В то же время в п. 2 примечаний к приложению приказа Минздрава России от 05.03.2011 № 169н указано, что по истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить. Следовательно, использованные или испорченные медикаменты и перевязочные средства, входящие в состав аптечки, должны быть заменены на новые. Такую замену нужно отразить как списание на расходы стоимости приобретенных компонентов. Стоимость самой аптечки не меняется.

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Медорганизация списала лекарства в связи с истечением срока годности. ТФОМС при проверке признал это нецелевым использованием средств, потребовал вернуть деньги в бюджет и уплатить штраф. По мнению контролеров, нарушение состояло в том, что организация не планировала потребность в медикаментах и не учитывала их срок годности. Как решил спор суд, читайте в обзорном материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Учет лекарств, приобретаемых в целях социальной поддержки граждан

В соответствии с пунктом 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (Инструкция № 157н) медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д. учитываются на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».

Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

Согласно таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой с 01.01.2022 (см. актуальную таблицу ), подстатья КОСГУ 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» увязана с видом расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения».

В соответствии с частью 2 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (доведены письмом Минфина России от 01.08.2022 № 02-07-07/58075): «Отнесение материальных ценностей на тот или иной счет аналитического учета определяется пунктом 118 Инструкции № 157н».

Показательным примером отнесения материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ и отражения в учете приобретения и выдачи по целевому (функциональному) назначению материального запаса является отражение в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда*.

Учет расходов на содержание автотранспортных средств

Согласно п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 10536000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

* По мнению Минфина, выраженному в Письме от 30.09.2011 № 02-06-05/4406, согласно общим принципам методологии бюджетного учета, а также с учетом того, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО (бюджетных ассигнований), корректно будет принять к учету обязательство учреждения в сумме расходов, произведенных сотрудником, не получившим предварительно денежных средств под отчет, как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 502 00 000 «Принятые обязательства». Но и отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в таком случае не является нарушением порядка ведения бюджетного учета (Письмо Минфина РФ от 26.04.2022 № 02-06-10/30972).

Для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом счете (например, двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Читайте также:  Амнистии по запрету на вьезд в рф 2022

Исходя из этого определения, расходы на приобретение автомобильных аптечек необходимо отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 15.03.2022 № 02-05-10/17875).

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2022 N 02-07-10/42823, от 22.05.2022 N 02-06-10/36983).

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

Как учесть расходы на лекарственные средства, приобретаемые для работников

Подоходным налогом облагается только стоимость лекарств, не предусмотренных перечнями, выдаваемых работникам, поскольку такая выдача является натуральной выплатой. Вместе с тем такие доходы работников могут быть освобождены от подоходного налога в установленном размере .

Ситуация, вызванная распространением в 2022 году коронавирусной инфекции, привела к дополнительному приобретению масок, медицинских дезинфицирующих средств, антисептиков. По разъяснениям специалистов Минфина такие профилактические меры можно рассматривать в качестве затрат на охрану труда.

Организация может доукомплектовывать готовые аптечки другими медицинскими изделиями, материалами и лекарствами. Если данные меры вызваны спецификой деятельности организации и связанными с этим возможными травмами и недугами работников, то такие расходы можно соотнести с мероприятиями по охране труда и здоровья работников при выполнении ими трудовых функций .

Расходы на доукомплектование аптечек дополнительными лекарственными средствами и предметами медицинского назначения (не включенными в установленные перечни) без передачи их конкретным работникам рассматриваются как собственное потребление непроизводственного характера и поэтому НДС не облагаются .

В офисных аптечках должны находиться лекарства согласно перечню вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную (приложение 2). Организации также могут приобрести дополнительные лекарства согласно перечню дополнительных вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную (приложение 5). Количество лекарств, предусмотренных данными перечнями, предусмотрено из расчета на 2 — 10 человек .

Расходы на списание медикаментов с истекшим сроком годности подтверждаем документально

Обществом – оптовым торговцем лекарственных средств заключен договор с компанией на утилизацию лекарственных средств с истекшим сроком годности. Вправе ли ООО учесть в налоговых расходах стоимость препаратов, а также услуг по их уничтожению? Какими документами подтвердить указанные расходы?

– на некоторые виды товаров, в том числе медикаменты, изгото­витель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – пери­од, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5);
– продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (п. 5 ст. 5);
– срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (п. 2 ст. 19).

В инвентаризационной описи ТМЦ рекомендуем указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности лекарственных средств.

На законодательном уровне (см. Закон № 61‑ФЗ[1] и Правила уничтожения ЛС[2]) установлена обязанность по ликвидации лишь недоброкачественных, фальсифицированных и контрафакт­ных лекарственных средств, что в свое время внесло некоторую не­ определенность относительно обозначенного вопроса. Главное налоговое ведомство страны в Письме от 16.06.2011 № ЕД‑4‑3/9486 подчеркнуло: из определения понятий «недоброкачественные ле­карственные средства» (п. 38 ст. 4), «фармакопейная статья», «нор­мативная документация», «нормативный документ» (п. 19 – 21 ст. 4) не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недобро­качественным.
Сроком годности в силу ст. 472 ГК РФ является установленный законом или в установленном им порядке срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется:

То есть анализ норм действующего законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить действия владельца лекарственных средств по работе с «просроченными» медкаментами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств. В связи с этим ФНС попросила разъяснить, существует ли какой­-либо порядок работы владельца лекарствен­ных средств с такими медикаментами и чем он определен; мож­но ли самостоятельно принять решение в отношении уничтожения лекарств с истекшим сроком хранения; предполагает ли законода­тельство об обороте лекарственных средств право владельца просроченных медикаментов самостоятель­ного уничтожения таких лекарственных средств?

Согласно Методическим рекомендациям по применению стандарта «Запасы» молоко или другие равноценные пищевые продукты, приобретаемые для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, включаются в группу «Прочие материальные запасы» и отражаются на счете 0 105 36 346 «Увеличение прочих материальных запасов — иное движимое имущество». Соответствующие бухгалтерские записи (пример 4 части 2 Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы») приведены в таблице 1 (для наглядности в таблице 1 не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

В то же время согласно этой же норме расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Согласно Методическим рекомендациям по применению стандарта «Запасы» с 01.01.2022 в соответствии с Порядком № 209н счета аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» детализируются в 24-26 разрядах номера счета на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Например:

Показательным примером отнесения материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ и отражения в учете приобретения и выдачи по целевому (функциональному) назначению материального запаса является отражение в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда*.

Следуя логике Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы», для отражения операций по целевому (функциональному) назначению расчеты с поставщиками лекарств необходимо отражать не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Соответственно расходы по выдаче лекарственных средств гражданам следует отражать не по подстатье КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов», а по подстатье КОСГУ 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме».

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
Читайте также:  Выплаты при рождении 3 ребенка в мае 2022 в санкт-петербурге
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

    Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

    Можно ли на расходы на утилизацию лекарственных препаратов с истекшим сроком годности уменьшать базу по налогу на прибыль, если они произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены? Подлежат ли изъятию, уничтожению и утилизации некачественные и опасные лекарственные препараты?
    Посмотреть мнение суда

    Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

    • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
    • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
    • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
    • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

    Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

    При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2022 N 02-07-10/42823, от 22.05.2022 N 02-06-10/36983).

    В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

    Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

    Списание аптечек в бюджетном учреждении

    Списание медикаментов и перевязочных средств с истекшим сроком годности, пришедших в негодность в результате порчи, отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счета 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», счета 210507440 «Уменьшение стоимости готовой продукции».

    по дебету счета 040101272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств» — в части медикаментов и перевязочных средств, приобретенных (изготовленных) для нужд учреждения за счет бюджетных средств, а также за счет целевых средств в рамках реализации программ ОМС, приоритетного национального проекта;

    Произведенные учреждением здравоохранения расходы на оплату услуг специализированной организации по уничтожению медикаментов и перевязочных средств, пришедших в негодность, отражаются на основании Акта об уничтожении лекарственных средств по дебету счета 040101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 030209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг».

    по дебету счета 210604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счета 210507440 «Уменьшение стоимости готовой продукции» — в части медикаментов и перевязочных средств, изготовленных для реализации на сторону в рамках предпринимательской деятельности;

    Медикаменты и перевязочные средства, изготовленные в аптеке учреждения здравоохранения в рамках бюджетной деятельности либо за счет целевых средств в рамках реализации программ ОМС, приоритетного национального проекта, учитываются на счете 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства» с указанием соответствующего кода вида деятельности в восемнадцатом разряде кода счета (110501340, 210501340).

    Таким образом, создание медицинского кабинета или приобретение аптечки, безусловно, служит благим целям. Ведь на работе может случиться всякое, и часто помощь квалифицированного специалиста спасет жизнь человека. Вместе с тем следует учитывать особенности комплектования медицинских кабинетов и аптечек, что позволит избежать ненужных споров с налоговиками.

    Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется только медицинскими изделиями, зарегистрированными на территории РФ (приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). В аптечку также должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в различных ситуациях.

    Практика по вопросу включения в расчет базы по налогу на прибыль затрат на создание медкабинета противоречива. Одни суды соглашаются с позицией Минфина России (пост. ФАС МО от 26.11.2009 № КА-А40/12347-09, ФАС ЦО от 08.10.2009 № А23-3030/08А-14-189). Другие выносят решения в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).

    Некоторые компании организуют медицинские кабинеты для оказания персоналу экстренной помощи, а также для проведения регулярных медосмотров сотрудников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах (к которым, в частности, относят и работу за компьютером) (ст. 212, 213 ТК РФ, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). Фирмы, которые не имеют возможности оборудовать полноценный медицинский кабинет, комплектуют аптечки. Ведь работодатели обязаны обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Для персонала необходимо организовать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание (ст. 223 ТК РФ), к которому относят и создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на формирование медкабинетов и комплектование аптечек.

    Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 в московской области

    Расходы на комплектование аптечек фирма также вправе учесть в качестве прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Финансовое ведомство с этим согласно, но одновременно указывает, что комплектовать аптечки нужно в соответствии с требованиями законодательства (письма Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112, от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). Если эти требования не соблюдаются или завышены, возможны претензии проверяющих в отношении признания расходов. Рекомендуем комплектовать аптечки в пределах норм.

    • каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Дата составления которого является обязательным реквизитом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
    • первичный (сводный) учетный документ составляется в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 СГС «Концептуальные основы»);
    • к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены лицами, ответственными за их оформление (п. 23 СГС «Концептуальные основы»);
    • лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 24 СГС «Концептуальные основы»);
    • даты формирования, подписания и представления первичного учетного документа в некоторых случаях могут не совпадать, так как для его подписания могут потребоваться проверки, согласования, принятие решений (Письмо Минфина России от 28.02.2022 N 02-07-05/13459);
    • в случае непредставления в бухгалтерию документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета бухгалтер не имеет оснований отражать записи в бухгалтерском учете и вносить сведения в регистры бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 02-07-05/88435).

    Бесплатная выдача работникам учреждения здравоохранения, занятым на работах с вредными условиями труда, молока осуществляется по Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (п. 25.2 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации).

    • составить приказ руководителя об удержании в произвольной форме. Сделать это нужно не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата подотчетной суммы (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0). Если этот срок нарушен, то взыскать задолженность можно в судебном порядке;
    • получить согласие работника на удержание. Работник должен подтвердить, что не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0). Согласие оформляется в произвольной форме. Например, подпись работника под согласием можно предусмотреть в приказе руководителя об удержании. Если согласие работника на удержание отсутствует, то взыскать задолженность можно будет только в судебном порядке.

    Однако, само уничтожение медикаментов требует привлечения сторонней организации, так как лекарственные средства подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением и применением лекарственных средств).

    Принятие комиссией учреждения решения о списании аптечки с учета не требует от членов комиссии профессиональных знаний. Данное решение принимается в случае установления истекшего срока годности, либо по факту использования аптечки, что не требует ни привлечения эксперта в состав комиссии, ни специализированной организации для выдачи соответствующего заключения.

    При отображении операций применяются нормы: п. 2 и 4 ПБУ 5/01 (принятие к учету в составе материалов), а также подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 (учет в составе основных средств). Как принято, вариант учета, который организация применяет, следует закреплять в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

    Ошибка 1. Мед. средства, которые предусмотрены для автоаптечки и находятся в ней, замене не подлежат. Об этом свидетельствует Приказ Минздравмедпрома РФ № 325 от 20.08.1996 (ред. от 2010г.), а также Приказ Минздравсоцразвития РФ № 905 от 10.09.2011. Следует обратить внимание, что Приказ № 905 содержит требования по комплектации мед. изделиями, необходимыми именно для оказания первой помощи при ДТП.

    Бухгалтерия коммерческих структур, отображая необходимые операции по закупленным аптечкам, предназначенным для оказания первой помощи (за счет финансирования ФСС), руководствуются нормами Положения по бухучету ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» (утверждено распоряжением Минфина РФ №92н от 16.10.2000).

    Именно водитель является ответственным лицом за ее содержание, сохранность. Он обязан своевременно информировать бухгалтерию о мед. средствах, которые уже использованы либо являются непригодными (просроченными и т. п.). Соответственно, на основании этого ведется дальнейший учет.

    Нормы трудового законодательства обязывают организации приобретать и иметь аптечки для оказания первой помощи. Причем осуществляемые виды деятельности на это никак не влияют и не отменяют данное требование. Обусловлено это, прежде всего, ст. 163 ТК РФ, которая обязывает нанимателей создавать подобающие условия труда для своих сотрудников. Существенное значение имеет также ст. 209 ТК РФ, устанавливающая нормы по охране труда, а также ст. 223 ТК РФ по части обеспечения профилактико-лечебного обслуживания сотрудников. Что касается непосредственно автоаптечек, то их наличие обязательно в каждом транспортном средстве. И служебный транспорт здесь исключением не является.

    Следует заметить, что все мероприятия, проводимые в целях улучшения условий труда, организация–наниматель должна по большей части финансировать за счет собственных средств. Соответственно, аптечки приобретать организация должна, как правило, за свои средства. Между тем допускается и вариант возмещения данных трат за счет средств ФСС в рамках финансирования (обеспечения) профилактических мер по предупреждению, снижению профзаболеваний, травматизма на производстве.

    Максимальный размер удержаний из заработной платы работника — 20% от начисленной суммы за минусом НДФЛ (ст. 138 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 N 22-2-4852). Поэтому если невозвращенная подотчетная сумма превышает 20% начисленной зарплаты за минусом НДФЛ, то удерживать ее придется в течение нескольких месяцев.

    В этом же пункте приведены примеры: если документы, относящиеся к отчетному периоду, поступили после того, как отчетность уже была составлена и подписана (принята) учредителем, указанные операции отражаются в учете на дату поступления документов, но как ошибки прошлых лет (п. 1.7 Методических рекомендаций).

    ПБУ п.9 ПБУ Принятые к учету израсходованные бюджетные денежные средства отображают в бухучете с акцентом на целевое финансирование Все суммы, связанные с целевым финансированием (для предупреждения травматизма, профзаболеваний), относят на прочие доходы Списание данных бюджетных средств производится по факту, на период признания трат, для которых они изначально были предназначены

    Уничтожение медикаментов требует привлечения сторонней организации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением и применением лекарственных средств).

    Adblock
    detector