Экспертиза результатов предусмотренных контрактом может проводиться

Приемка результатов исполнения контракта

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Экспертиза результатов предусмотренных контрактом может проводиться

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза по 44-ФЗ, эксперты и экспертная комиссия: разбираемся в сути, определяем понятия

После выполнения государственного контракта у заказчика есть не право, а обязанность провести экспертизу (все исключения из этого правила прямо поименованы в ч.4 ст.94 44-ФЗ). Экспертиза может проводиться своими силами, и тогда необходимо создание экспертной комиссии. Либо к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации на основании заключенных контрактов (ст.94, часть 3).

  • недостаточная кадровая обеспеченность заказчика (например, отсутствие необходимых сертифицированных специалистов);
  • наличие ведомственных интересов или противоречий;
  • отсутствие практического опыта заказчика в приемке результатов исполнения контракта в отношении именно такого объекта закупки;
  • недостаточность материально-технической базы (нет исследовательских центров и сертифицированных лабораторий, ограниченная мобильность специалистов государственного заказчика).

Если приемочная комиссия провела внутреннюю экспертизу и решила, что товар, выполненная работа или услуга не соответствует требованиям контракта, тогда приемочная комиссия направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, обязательно в письменной форме.

В 44-ФЗ есть нормы, которые разъясняют, каким должен быть эксперт (ст. 41), и не допускают определенных физических и юридических лиц к проведению экспертизы (ч.2 ст.41). Заказчик обязан им следовать. Эксперты, привлекаемые к экспертизе, должны соответствовать критериям, установленным заказчиком, и обладать специальными знаниями относительно объекта экспертизы. Заказчик может запросить официальное подтверждение квалификации эксперта у организации, в которой работает эксперт.

Вопрос: Касаются ли положения об экспертизе контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Насколько строго контролирующие органы обращают внимание на экспертизу своими силами касательно контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Достаточно ли для таких контрактов подписи о приемке завхоза в накладной?

  • приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
  • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта;
  • являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

2. Организации, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

Экспертизу своими силами (иначе — внутреннюю экспертизу) может проводить любое лицо — штатный работник или работники заказчика. Сторонними экспертами могут быть как физические лица (в т. ч. ИП), так и организации. Но тут есть ряд ограничений, оговоренных в статье 41 Закона № 44-ФЗ. К проведению внешней экспертизы не допускаются:

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

Читайте также:  Госдума проект дети войны

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).
  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Суть экспертизы – выяснить, соответствует ли полученная заказчиком услуга, товар или работа заявленным по спецификации, соответствие количества и качества товара, работы или услуги заявленным в условиях контракта, соответствие срокам поставки или исполнения, обозначенным в рамках контракта. Особенно пристальное внимание экспертов при производстве экспертизы по 44 ФЗ уделяется комплектности поставки.

Данный вид экспертизы призван выявить несоответствия товара, услуги или работы заявленным в спецификации по условиям контракта. Результатом проведения экспертизы является заполненный документ о приемке товара, услуги или работы, закрепляющий исполнение условий контракта. В случае если вышеуказанные условия не исполнены, составляется мотивированный отказ в письменной форме.

  • Международным финансовым организациям, участником которых является Российская Федерация
  • Закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения лиц под государственной защитой
  • Закупкой драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и субъектов, на территориях которых были добыты вышеупомянутые металлы и камни
  • Назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия или судом
  • Привлечением адвоката к оказанию безвозмездной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» N 324-ФЗ от 21 ноября 2011 года
  • Закупкой товаров, работ и услуг избирательными комиссиями (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований);
  • Взиманием платы оператором специализированной электронной площадки

Данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг. Данный закон так же обеспечивает гласность и прозрачность осуществления таких закупок, а так же рассчитан на предотвращение коррупции и злоупотреблений, касающихся:

Экспертиза по 44-ФЗ назначается в обязательном порядке, но может быть проведена заказчиком самостоятельно. Таким образом, экспертиза по 44-ФЗ может быть внешней или внутренней. Внутренняя экспертиза реализуется комиссией компетентных сотрудников со стороны заказчика. Однако такая экспертиза не может быть признана независимой, так как сотрудники заказчика могут быть заинтересованы в результатах экспертизы. По этой причине предпочтение отдается независимым экспертам или экспертным организациям, то есть, внешней экспертизе.

В письме от 12.06.2023 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Читайте также:  По защите прав детей

Письмо Минфина России от № 24-05-06/76945; Об организации экспертизы, приемки и поставки товаров, работ, услуг по контракту; о применении типового контракта на поставку продуктов питания; об обосновании НМЦК затратным методом

Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ позволяют для обеспечения нужд заказчика:
— определить уполномоченное лицо, обеспечивающее заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов, в том числе приемку результатов исполнения контракта собственными силами;
— привлекать на основании контрактов, заключенных (в том числе уполномоченным органом, учреждением) в соответствии с Законом N 44-ФЗ, экспертов, экспертные организации в целях проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.

2. По вопросу применения приказа Минсельхоза России от 19.03.2023 N 140 «Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания» В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, в порядке, предусмотренном Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее — Постановление N 606, Правила), разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС), и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

3. По вопросу возможности обоснования начальной (максимальной) цены контракта на поставку продуктов питания затратным методом Согласно части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, указанных в данной статье, при этом приоритетным для определения и обоснования НМЦК согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При этом, поскольку согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, заказчик вправе самостоятельно определить порядок организации поставки, экспертизы и приемки результатов исполнения контракта при условии, что такой порядок не будет противоречить гражданскому законодательству Российской Федерации и Закону N 44-ФЗ.

1. По вопросу организации экспертизы, приемки и доставки товаров по контракту не силами заказчика, а иным уполномоченным лицом В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ в целях обеспечения нужд для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией могут быть возложены полномочия, включающие в себя одновременно:
— планирование закупок;
— определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— заключение государственных и муниципальных контрактов;
— исполнение государственных и муниципальных контрактов, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

Справка об особенностях проведения экспертизы в рамках действия Федерального закона от №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В соответствии с пунктом 15 ст. 3 Федерального закона №44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.

12) заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами;

10) поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;

25) признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 — 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

(далее следует перечисление пунктов ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, в случае применения которых требуется привлечение экспертов или экспертных организаций для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта):

Делая выбор в пользу проведения экспертизы ТРУ штатными специалистами, заказчик может сэкономить значительную сумму, так как ему не требуется приглашения эксперта. Не менее важно, что такая приемка требует меньше времени, но позволяет убедиться, что работы выполнены в соответствии с условиями соглашения.

Порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ требует, чтобы специалист убедился в подлинности всей документации, переданной исполнителем. Сюда относят счета, накладные, акты приемки, спецификации, пр. Также необходимо проверить, все ли полученные бумаги имеют отношение к поставленной продукции. Если у эксперта возникли трудности, сомнения по данному вопросу, в своем заключении он делает соответствующую пометку с указанием причин.

Актуальное законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, требует проведения экспертной оценки выполненных по контракту работ. Данная проверка осуществляется заказчиком, при этом рассматриваются все контракты, цель которых состоит в обеспечении нужд государственного, муниципального уровня при любой форме закупки. Однако нужно понимать, что последняя определяет, будут ли привлекаться к контрольным мероприятиям внешние эксперты, либо заказчик ограничится внутренней экспертизой по 44-ФЗ.

  • Цель закупки состоит в определении исполнителя по контракту на предоставление услуг экспертов. В такой ситуации не учитывается формат торгов, также неважно, физическое либо юридическое лицо играет роль потенциального исполнителя.
  • Это тендер, проводимый в любой форме, организованный для подготовки документации по объектам капитального строительства, либо разыгрывается право на проведение инженерных разработок, изысканий, при условии, что данные услуги оказывались до этого и на данный момент необходимо повторное исследование.
  • список ТРУ с указанием цены;
  • заключение приемочной комиссии, в основу которого легла проведенная экспертная оценка;
  • сведения о выявленных во время проверки недочетах, при условии, что они были найдены;
  • подпись уполномоченного представителя экспертной группы;
  • документы и заключение по результатам работы комиссии.
Читайте также:  Госпошлина за внесение изменений в егрюл в 2023 году

Заказчик сообщил Подрядчику о том, что выполненные работы имеют очень низкое качество, в связи с чем не могут быть приняты и оплачены. Не согласившись с решением Заказчика, Подрядчик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за выполненные работы по контракту, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, незаконно удерживаемых денежных средств.
Заказчик представил суду заключение экспертной организации, в котором эксперты пришли к выводам о несоответствии выполненных Подрядчиком работ по объему и качеству, условиям контракта.

Порядок проведения внутренней экспертизы определяется локальным актом Заказчика. Обязательное наличие заключения и его форма при проведении экспертизы «своими силами» законом не предусмотрены. Заказчику достаточно оформить акт сдачи-приемки за подписью уполномоченных сотрудников.

Рассмотрев дело, суд кассационной инстанции оставил без изменения решения предыдущих судов и разъяснил, что как положениями ФЗ № 44, так и положениями заключенного между сторонами договора допускается проведение экспертизы силами Заказчика. Доказательств несоответствия товара установленным в Договоре требованиям Заказчик не представил. Довод Поставщика о назначении судом экспертизы был отклонен.

Важно отметить, что в некоторых случаях привлечение экспертов или экспертных организаций не право, а обязанность Заказчика. Так, профессиональные эксперты привлекаются, если закупка проводится у единственного Поставщика, за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 4 статьи 94 ФЗ № 44.

Постановление Вологодского областного суда от 11.10.2023 N 4А-691/2023
Суд привлек руководителя контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд УФСИН к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП, в связи с тем, что он не исполнил обязанность по привлечению экспертов, (экспертных организаций) к проведению экспертизы поставленных товаров, при закупке у единственного Поставщика.

Таким образом, заказчик в лице руководителя организации может на основании приказа наделить полномочиями (с отражением данных полномочий в должностной инструкции работника) одного или не­скольких своих работников по проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, от имени заказчика.

Согласно части 7 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе приемка результа­тов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного то­вара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в по­рядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется до­кументом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае соз­дания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемоч­ной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подряд­чику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письмен­ной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе для про­верки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

При этом, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, мо­жет проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрак­тов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.

Вместе с тем положениями части 6 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

В случае если Заказчик считает, что результаты исполнения не соответствуют требованиям контракта (в том числе и на основании заключения экспертов), то он должен направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, в сроки, которые определены в контракте для приемки результатов.

Если же эксперты не привлекались, то документ о приемке товара, работы, услуги, оформленный и подписанный заказчиком, является одновременно документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика. Это может быть акт сдачи-приемки, либо какой-то иной документ, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также фиксируются претензии сторон, при наличии таковых.

После того, как Поставщик исполнил контракт, Заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и обязан привлечь экспертов, экспертные организации для выполнения экспертизы результатов исполнения контракта.

Если в контракте не указано поэтапное исполнение контрактных обязательств, но фактически приемка и оплата производятся периодически, например, ежемесячно, у Заказчика возникает обязанность провести экспертизу в каждом случае приемки результатов (см. Письмо МЭР от 31.12.2014 №Д28и-2919).

  1. К проведению экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации только на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
  2. Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
  3. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке, в заключении могут содержаться предложения об устранении нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Также обратим внимание, что частью 2 статьи 94 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Законодатель возложил на заказчика обязанность помимо составления документа о приемке, составление отчета, который должен отражать информацию о результатах исполнениях контракта (о поставленном товаре, об оказанной услуге или выполненной работе). Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):

Заметим, что экспертиза результатов контракта нужна в любом случае, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на суммы не менее ста тысяч рублей и для осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

А) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком по отдельному этапу,

Adblock
detector