Расходы на национальную экономику 2023

Экономисты поддержали сокращение расходов, запланированное Минфином

Оптимизм Минфина в отношении поступлений доходов от акцизов на табак тоже выглядит не совсем оправданным – они повысятся, только если удастся остановить рост контрафакта. В целом увеличения ненефтяных доходов не ожидается – все следующие три года их доля в ВВП останется на уровне 11,1%. «Объем расходов федерального бюджета планируется сократить с 21,1% ВВП в 2023 г. до 18,6% ВВП в 2023 г. с дальнейшим сокращением до 17,6–17,8% ВВП, – приводят данные авторы заключения. – При этом в 2023–2023 гг. расходы в номинальном выражении будут увеличиваться на 1 трлн руб. ежегодно».

Однако рост социальных расходов приведет к дефициту федерального бюджета, который, впрочем, будет сокращаться: с 4,4% ВВП – в 2023 г. до 2,4% ВВП – в 2023 г. и 1,0–1,1% ВВП – в последующие два года. Основным источником покрытия этого дефицита станут внутренние займы, объем которых к 2023 г. вырастет до 11,8 трлн руб. Вместе с ростом госзаймов увеличатся расходы на обслуживание долга с 0,7% ВВП в среднем в 2013–2023 гг. до 1,2% в 2023 г. «Рост объема госдолга за период 2023–2023 гг. и расходов на его обслуживание при одновременном накоплении резервов в ФНБ является результатом следования действующему бюджетному правилу, которое в условиях невысоких цен на углеводородное сырье и неблагоприятной макроэкономической ситуации не способно ограничить рост долга при существующем спросе на общественные блага и необходимости реализации национальных целей», – подчеркивают в РАНХиГС. Поэтому бюджетное правило необходимо пересмотреть.

Вместе с тем доля расходов на социальную политику в общем объеме расходов федерального бюджета будет расти двузначными темпами: в 2023 г. – на 24,3%, 2023 г. – на 26%, в 2023 и 2023 гг. – на 27%. Больше всего вырастут расходы на адресные меры поддержки в первую очередь семей с детьми, как наиболее подверженных бедности. «По нашим оценкам, реальные располагаемые доходы населения в 2023 г. сократятся для такого кризиса относительно слабо (на 2,5–3%), в том числе за счет реализации мер поддержки населения в условиях пандемии, а с 2023 г. ожидается их постоянный рост примерно на уровне 2% в год, – рассказал «Ведомостям» один из авторов заключения, заместитель директора по науке Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Дробышевский. – Такой рост объясняется сохранением высокой доли расходов на социальную политику в бюджете расширенного правительства, а также ожидаемым ростом реальной заработной платы в условиях продолжающей сокращаться численности экономически активного населения и низких уровней безработицы. Таким образом, к концу 2023 г. реальные располагаемые доходы населения будут выше уровня 2023 г. примерно на 3%».

Если смотреть на изменение доли в ВВП, то в следующую трехлетку больше всего сократятся расходы на «Национальную оборону». Они составят в среднем 2,6% ВВП – это на 0,7 п. п. ВВП ниже среднегодовых значений в 2013–2023 гг. На 0,3 п. п. от ВВП сократится в среднем финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Расходы на «Национальную экономику» сократятся в среднем на 0,2 п. п. – до 2,6% ВВП. В 2023 г. расходы на здравоохранение вырастут до 1,1% ВВП с последующим сокращением в 2023–2023 гг. в объеме 1,0–0,9–0,8% ВВП соответственно. «Бюджетная консолидация, запланированная в 2023–2023 гг., вполне оправданна, при этом незначительное сокращение бюджетных расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказать ощутимого негативного влияния на замедление российской экономики», – считают авторы заключения.

Заложенный в проект бюджета на 2023–2023 гг. прогноз по доходам следует признать слишком оптимистичным, так как он не учитывает второй волны коронакризиса, отметили эксперты РАНХиГС в своем заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов». В частности, восстановление спроса на нефть, равно как и цен на энергоносители, может происходить медленнее оценок финансового ведомства, что неизбежно отразится на наполняемости бюджета в следующую трехлетку, предупреждаю авторы заключения.

— Должен сказать, что прогноз не учитывает вторую волну , которая, по сути, к сожалению, началась, — заявил Кудрин на парламентских слушаниях по проекту бюджета в октябре. — Тем самым падение ВВП этого года все-таки будет больше, чем по официальному прогнозу, — где-то от 4 до 5% ВВП.

— Сегодня экономическая ситуация очень непростая — это связано и с общим экономическим спадом во всем мире, и со снижением нефтяной конъюнктуры, и, конечно, с пандемией, — объясняет причины дефицита бюджета первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. — Всё это в свою очередь отразилось на доходах федерального бюджета относительно того, что планировали в прошлом году. Снижение доходов федерального бюджета относительно трехлетнего плана составит в 2023 году более трех триллионов рублей. В бюджете предусмотрены средства для выполнения всех социальных обязательств государства, реализации нацпроектов и послания президента, несмотря на снижение доходов.

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2023 году планируется потратить рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит .

Часть бюджета засекречена, часть поделена между министерствами и ведомствами. Больше всего достанется Министерству финансов — почти рублей. В его компетенции — самые разные расходы, от регулирования финансовых рынков до развития пенсионной системы. На последнее заложено рублей. Минобороны получит , МВД — , Минздрав — и того меньше, рублей (но не стоит забывать, что дополнительно к этой сумме в здравоохранение будут вкладываться регионы). На управление делами президента потратят рублей, еще заберет себе Госдума.

Министерство здравоохранения получит больше, чем хотели выделить изначально: вместо 420,76. Но меньше, чем закладывали на него в 2023 году (). Часть денег пойдет на развитие образования, фундаментальные исследования и общегосударственные вопросы. Непосредственно на здравоохранение заложено рублей — эти деньги распределят между разными видами медпомощи. Например, на стационарную медицинскую помощь планируется потратить рублей, а на амбулаторную — 184,09. На скорую медицинскую помощь заложено — эти деньги потратят на авиаперевозку пациентов и медиков.

В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.

  • Европейский союз, в соответствии с программой «ЕС Нового поколения» (NextGenerationEU), в рамках которой существует Фонд восстановления и устойчивости (Recovery and Resilience Facility), планирует осуществлять расходы до 2023 года – исследование Еврокомиссии показывает, что страны ЕС находятся в самом начале выхода из кризиса. Предполагается, что страны-члены также начнут пересматривать свои государственные расходы в начале 2023 года и сокращать на основе оценки эпидемиологического восстановления и оценке рисков фискальной устойчивости.
  • В течение 2023 года продолжает мягкую бюджетную политику и Германия, несмотря на бюджетное правило. Последние несколько лет Германия жестко придерживалась бюджетного правила «долгового тормоза», введенного после кризиса 2008-2009 года и закрепленного в Основном законе. Это правило исключает возможность заимствований для финансирования структурного дефицита, превышающего 0,35% ВВП. Однако в 2023 году правительство приняло дополнительный бюджет, предполагающий превышение почти на 120 миллиардов евро максимально допустимого порога новой задолженности. Большинство антикризисных мер сохраняют свое действие и в 2023 году, поэтому рост расходов продолжается, их повышенный уровень вновь закреплен в «дополнительном бюджете», а правило «долгового тормоза» по-прежнему не соблюдается. Министр финансов Олаф Шольц недавно заявил, что такая практика, вероятно, распространится и на следующий год, поскольку правило не позволяет сделать все необходимое, чтобы помочь Германии выбраться из экономического спада, вызванного COVID.
  • На фоне пандемии в Бразилии впервые был превышен допустимый Конституцией уровень государственных расходов, установленный Конгрессом в 2023 году в рамках политики по сокращению бюджетного дефицита. Согласно принятой конституционной поправке, рост государственных расходов не должен превышать уровень инфляции предыдущего года. Во избежание нарушения этой поправки чрезвычайные меры были включены в отдельный, так называемый «военный», бюджет на 2023 год. Срок действия большинства чрезвычайных мер истек к концу 2023 года, но программа «экстренной помощи» уязвимым домохозяйствам и поддержки занятости были возобновлены во втором квартале 2023 года.
  • В бюджете Великобритании на фискальный 2023 год (до апреля 2023 года) заложены расширенные меры поддержи населения, а также продление существующих мер после 21 июня 2023 года.
Читайте также:  Размер минимальной пенсии в волгоградской области в 2023 году

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

В послании Федеральному собранию в 2023 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.

  • цена на нефть закрепилась на относительно высоком уровне – устойчиво выше $60, дестабилизации в этом отношении не ожидается на фоне «зеленого курса» Байдена и продолжения действия ОПЕК+;
  • курс рубля остается слабым, значительное укрепление представляется маловероятным на фоне санкционных рисков;
  • хорошее исполнение доходной части бюджета в течение 2023 года свидетельствует о постепенном восстановлении экономики и осуществлении «отложенных» расходов и инвестиций.

Полиции достанется больше, чем Минздраву: как в России поделили бюджет на 2023 год

Полученные деньги министерства тратят на целевые программы, обеспечение работы подведомственных учреждений и зарплаты своих сотрудников. Например, на зарплаты депутатов Госдумы и их помощников отведено рублей (это почти половина от всего «думского» бюджета). Зарплата судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей обойдется бюджету в — это, кстати, чуть меньше, чем планировалось ранее: в прошлом году на зарплаты закладывали чуть больше рублей.

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2023 году планируется потратить рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит .

Говоря о медицине, нужно уточнить, что финансирование непосредственно лечения пациентов — дело в основном бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, который принимается отдельно. Согласно принятому Госдумой законопроекту, общий объем расходов бюджета Фонда составит рублей.

— Сегодня экономическая ситуация очень непростая — это связано и с общим экономическим спадом во всем мире, и со снижением нефтяной конъюнктуры, и, конечно, с пандемией, — объясняет причины дефицита бюджета первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. — Всё это в свою очередь отразилось на доходах федерального бюджета относительно того, что планировали в прошлом году. Снижение доходов федерального бюджета относительно трехлетнего плана составит в 2023 году более трех триллионов рублей. В бюджете предусмотрены средства для выполнения всех социальных обязательств государства, реализации нацпроектов и послания президента, несмотря на снижение доходов.

Изначально бюджет на 2023 год был профицитным — его составляли с расчетом на то, что доходы федеральной казны будут превышать расходы. Однако после всех событий текущего года в бюджете образовалась дыра: ожидаемый дефицит — уже рублей. Без особого энтузиазма бюджет на 2023 год записали дефицитным.

Финансирование национального проектаЦифровая экономика

В 2023 году государственные инвестиции в федеральные проекты в области цифровизации составили 149 млрд рублей, что на 60% больше, чем годом ранее. Такой расчет приводится в аналитическом отчете InfraOne со ссылкой на данные единого портала бюджетной системы России и федерального бюджета.

По направлению «Информационная безопасность» на доведение уровня безопасности объектов критической информационной инфраструктуры до установленных законодательством зарезервировано 150 млн руб. в 2023 г. и 100 млн руб. в 2023 г. Значение за 2023 г. не указано. На создание и функционирование Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, а также создание, эксплуатацию и развитие информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования предусмотрено в 2023-2023 гг. 597 млн руб., 699 млн руб. и 546 млн руб. соответственно.

На проект «Кадры для цифровой экономики» в 2023-2023 годах заложено 39,2 млрд рублей, на «Информационную безопасность» — 19,85 млрд рублей. На реализацию федерального проекта «Искусственный интеллект» планируется выделить 16,6 млрд рублей. «Нормативное регулирование цифровой среды» потребует финансирования в размере 542 млн рублей.

На обеспечение защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности в условиях цифровой экономики планируется выделить 834 млн руб., 454 млн руб. и 409 млн руб. в год. Создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации обойдется в течение трех лет в 104 млн руб., 119 млн руб. и 139 млн руб. в год.

В рамках направления «Цифровое госуправление» на обеспечение информационно-аналитического и экспертно-аналитического сопровождения в сфере контрольной и надзорной деятельности предусмотрено 153,4 млн руб. в год. На создание национальной системы управления данными в 2023-2023 гг. зарезервировано 510,5 млн руб., 502,8 млн руб. и 509,8 млн руб. соответственно.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2023 году составят 18,77 трлн рублей, в 2023 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2023 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2023 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2023 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2023 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.

Дефицит бюджета в 2023 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2023 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2023 году вырастет на 3,3%, в 2023 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.

Поправки предполагают выделение субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическими лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности в 2023 г. в размере 421,2 млрд рублей.

В структуре расходов на 2023 г. на первом месте по объему направляемых из бюджета средств — социальная политика (5 трлн 576 млрд руб.), затем национальная экономика (3 трлн 140 млрд руб.), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (1 трлн 532 млрд руб.), общегосударственные вопросы (1 трлн 485 млрд руб.).

Дефицит бюджета в 2023 г. запланирован в размере 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП), в 2023 г. — 1,250 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. — 1,412 трлн руб. (1,1% ВВП). Доходы бюджета составят в 2023 г. 18,77 трлн руб., в 2023 г. — 20,64 трлн руб., в 2023 г. — 22,26 трлн руб.; расходы — 21,52 трлн руб., 21,88 трлн руб. и 23,67 трлн руб. соответственно.

В функциональной структуре расходов по открытой части бюджета по сравнению с первым чтением осталась неизменной только сумма, направляемая на обслуживание государственного долга: в 2023 г. — 1 трлн 204 млрд руб., в 2023 г. — 1 трлн 365 млрд руб., в 2023 — 1 трлн 611 млрд руб.

Читайте также:  Выплата за отсутствие места в детском саду в красноярске

Расходы на национальную экономику в 2023 г. составят 3 трлн 140 млрд руб. (было 3 трлн 254 млрд руб.), в 2023 г. — 2 трлн 886 млрд руб. (было 2 трлн 921 млрд руб.), в 2023 г. — 3 трлн 39 млрд руб. (было 3 трлн 63 млрд руб.). Межбюджетные трансферты в 2023 г. составят 1 трлн 74 млрд руб. (было 1 трлн 69 млрд руб.), в 2023 г. — 977,2 млрд руб. (было 975,1 млрд руб.), в 2023 г. — 989,2 млрд руб. (было 990,4 млрд руб.).

Впервые за 7 лет расходы на экономику в России превысят оборонный бюджет

В сравнении с планом бюджета на 2023 год, составленным до наступления коронавирусного кризиса, военные расходы будут уменьшены на 120 млрд рублей. При этом затраты на оборону в 2023 году окажутся почти на 200 млрд рублей ниже ожидаемых расходов текущего года.

Ассигнования на экономику вырастут на 19% в сравнении с суммой, указанной в докризисном плане. Теперь в бюджет заложен рост расходов на дорожное хозяйство, космические информационные технологии, расширение доступа малого бизнеса к льготному финансированию, а также субсидии производителям сельхозтехники, лизинговым компаниям и авиаперевозчикам.

Агентство также напоминает, что последний раз «Национальная экономика» опережала по расходам «Национальную оборону» в 2014 году — более 3 трлн рублей против 2,5 трлн рублей. Разница тогда была во многом технической, поскольку через раздел «Национальная экономика» было проведено более 800 млрд рублей на докапитализацию банков через Агентство по страхованию вкладов.

Расходы на оборону начали расти с 2012 года из-за масштабной программы перевооружения армии и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В 2023 году они достигли максимального значения в 4,4% ВВП, однако в 2023–2023 годах эта статья затрат вновь опустилась до 3% ВВП.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2023 году и $46,6–47,5 в 2023–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2023 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2023 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2023 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

Государственные заимствования станут основным источником финансирования бюджетного дефицита, что позволит сохранить социальную направленность документа и ориентир на поступательный рост, рассчитывают власти. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2023 году до 21,4% ВВП, или приблизительно 28,5 трлн рублей, по итогам 2023 года. При этом основной рост пришелся все же на 2023 год.

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Чтобы мобилизовать доходы, власти пошли на такие меры, как повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Это и повышение ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15%, и введение подоходного налога на проценты по вкладам, повышение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр ряда нефтяных льгот и т.п.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2023 год все бюджеты были дефицитными.

На втором месте по расходам — раздел «Национальная экономика». На поддержку экономического роста направят 3,3 триллиона рублей — 15,5% от всего бюджета. Данные меры, по мнению правительства, должны привести к росту экономики в следующем году на 3,3%, следует из документа.

Несмотря на мощное сопротивление Минфина, в новом бюджете полностью предусмотрено финансирование мер поддержки, обещанных президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию. Так, на организацию бесплатного горячего питания для младшеклассников — 540 миллионов рублей в следующем году, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство — 760 миллионов рублей, на создание дополнительных мест в школах в отдельных субъектах РФ — 32,8 миллиарда рублей.

Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.

По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2023 году.

На третьем месте по расходам национальная оборона: 3,1 триллиона рублей. Совокупно с расходами на национальную безопасность и МВД РФ всего силовики получат из бюджета 5,5 триллиона рублей. Перед принятием бюджета Минфин призывал сократить количество служащих как в армии, так и в других силовых ведомствах. Но, судя по всему, уменьшены эти расходы также не будут. Хотя такие высокие расходы на армию (2,7% ВВП) — нонсенс среди развитых стран. Для сравнения: Германия тратит на свою оборону менее 1% от ВВП, другие страны НАТО — порядка 2% ВВП.

Расходы по разделу «Образование» выглядят неплохо, но это на 60,3 млрд рублей меньше, чем планировалось раньше на 2023 год и на 53,8 млрд меньше прежних планов на 2023 год. А вместе с этим посыпалось финансирование нацпроекта «Образование» — в 2023 году его урежут на 8,3 млрд рублей до 172,9 млрд рублей.

Тревожным знаком стала публикация расходов по разделу «Национальная экономика» только на один год. Увеличение финансирования экономики, которое само по себе впервые за семь лет превосходит расходы на оборону, это хорошо, но иначе и быть не могло: в условиях кризиса без вливания госсредств просто не выжить. Правда, с учетом происходящего, прибавка могла бы быть и более щедрой… Но вот отсутствие данных на 2023 и 2023 годы говорит лишь том, что у финансистов нет представления о здоровье отечественной экономики. По остальным-то разделам разбивка представлена по всем годам.

Из-за такого непостоянства зачастую приходится ориентироваться на данные из методических указаний о расчёте предельных объёмов финансирования, разработанных в конце лета этого года. И выясняется, что за ростом расходов на «Национальную экономику» кроется сокращение госпрограммы развития промышленности в 2023 году на 29,6%. Считается, что у промышленности больше нет никаких проблем, и что она способна справиться сама. Однако опубликованные на этой неделе данные о промпроизводстве в августе показывают, что эффект отложенного спроса себя исчерпал – падение вновь ускорилось (-4,1% в годовом выражении).

Наглядный пример – финансирование закупок лекарств от редких болезней по программе «14 высокозатратных нозологий». Сначала появилась информация, что ежегодное сокращение финансирования составит 6,4 млрд рублей. Но уже на следующий день после распространения новости и поднятия шумихи Минфин опроверг эти цифры. И дело вовсе не в ошибке нерадивого журналиста – Минфин сам уже после утверждения правительством пересмотрел параметры, отказавшись от сокращения более, чем на 10%. Но как надолго хватит сознательности ведомства Антона Силуанова? До внесения законопроекта о бюджете в Госдуму ещё время есть. Но его немного.

Сначала о хорошем – о тех, кому повезло. Вот уж за что можно быть спокойным, так это за национальную оборону, у военных деньги никто не отбирает. На текущий 2023 год запланировано выделение 3,1 трлн рублей, на 2023 в новом бюджете предусмотрена точно такая же сумма, в 2023 военным прибавят 100 млрд рублей, а в 2023 снова должны будем вернуться к прежним 3,1 трлн рублей. Вот она стабильность!

Читайте также:  Детские лагеря отдыха лето 2023 для детей сотрудников мвд

Бюджет России на 2023 в долларах

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Для учреждения, ответственного за управление органами госструктуры, в новом году снизят расходы на 487,1 млн. «деревянных». Затем в 2023 грядёт повышение на 625,7 млн. р. и на 2,4 млрд. р. в 2023 году.
Дальнейшие планы сотрудников высших эшелонов власти сообщают о тратах в течение 2023-2024 годов. Речь идёт о предоставлении дополнительных 10,6 млн. руб. на обучение полицейских кибербезопасности.

Это касается не только углеводородных энергоносителей, но и множества других позиций. Идут вверх цены на древесину, руду, металлы и изделия из них, стройматериалы, продукцию электронной промышленности, продовольствие и так далее. Например, пшеница сейчас стоит примерно на 20% дороже, чем в прошлом году. Мясо, рыба, сахар, крупы, овощи, растительные пищевые масла — за всеми продовольственными товарами, особенно длительного хранения, потенциальные покупатели готовы платить все дороже и дороже.

— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2023-му – до $134 млрд.Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства.

Перспективы развития экономики России по оценке федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов в контексте экономической безопасности

Цель исследования заключается в представлении критических замечаний на основе проведенного анализа проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов» и представление предложений по его совершенствованию в контексте обеспечения экономической безопасности.

В Законопроекте указано, что «благодаря показавшим свою эффективность антикризисным мерам поддержки, текущие прогнозные оценки ВВП предполагают менее динамичный спад, чем ожидалось ранее – при отсутствии новых эпидемиологических шоков снижение ВВП по итогам 2023 года оценивается на уровне 3,9%. Сокращение экономики прогнозируется менее глубоким, чем во многих странах: по оценкам МВФ, по итогам 2023 года снижение ВВП в США составит 8%, в Германии – 7,8%, во Франции – 12,5%, в Великобритании – 10,2%» [1, с. 20].

Бюджет, в силу бесплатности распределяемых денег, весьма уязвим для расточительного использования денежных средств, а также коррупционных схем. Поэтому экономия средств и меры по защите общественных средств от посягательства коррупционеров – важнейшие задачи бюджетной политики.

Бюджетная политика должна быть направлена не только на развитие отраслей, но и ее влияние непосредственно на региональные проблемы и ее балансировку на всю консолидированную «бюджетную систему страны в целом» [11] (Karavaeva, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2023). Для борьбы с последствиями коронавируса предусматриваются антикризисные программы [15] (Lev, Leshchenko, 2023), которые призваны обеспечить поддержку наиболее уязвимых категорий граждан, пострадавших отраслей. На финансовое обеспечение по восстановлению экономики в 2023 году предусмотрено более 1,0% ВВП бюджетных расходов. В этих целях размер дефицита в переходный период 2023 года составит до 2,4% ВВП, дополнительные расходы планируется профинансировать за счет государственных заимствований.

Как следует из заключения Счетной палаты России, «расходы федерального бюджета Российской Федерации на реализацию национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения основной инфраструктуры за январь – сентябрь 2023 года выполнены на 55%, что составляет 1,2 трлн руб. из ассигнований, установленных уточненным бюджетным планом, в размере 2,19 трлн руб.» [19] (рис. 3).

В сентябре 2023 г. «Коммерсант» приводил данные со ссылкой на Минцифры и новую версию паспорта программы «Цифровая экономика» о возможном сокращении финансирования проекта «Информационная безопасность» нацпрограммы «Цифровая экономика» с 30,7 млрд руб. до 17,1 млрд руб. Хотя сам бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» до 2024 г. включительно предлагалось увеличить с 1,6 трлн руб. почти до 2 трлн руб. В основном увеличение с 451 млрд руб. до 854 млрд руб. коснется финансирования проектов в области цифровых технологий, таких как интернет вещей, большие данные, квантовые вычисления и т. д., причем за счет внебюджетных источников. В последней официально опубликованной версии паспорта программы «Цифровая экономика» на внебюджетные источники приходится 527 млрд руб. В новом проекте сумма достигает 929 млрд руб.

Портал ссылается на пояснительную записку к проекту бюджета, который до 1 октября 2023 г. Правительство внесет в Госдуму. Также в проекте бюджета обозначен новый федеральный проект «Искусственный интеллект», утвержденный 27 августа 2023 г. на заседании президиума Правкомиссии по цифровому развитию. На финансирование ИИ в период с 2023 до 2023 гг. направят 16,5 млрд руб.

Проект бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития, оба документа еще не были опубликованы. Вместе с прогнозом обнародуют национальный план восстановления экономики, также будут опубликованы обновленные паспорта национальных проектов, которые, согласно указу Президента, продлены до 2030 г.

Напомним, что в июне 2023 г. Минцифры (ранее Минкомсвязи) предложило объединить проект по ИИ с уже существующим проектом «Цифровые технологии», но бизнес, Сбербанк и Минэкономики идею не поддержали, объяснив это тем, что проект для ИИ уже разработан, и госбюджет в 89,7 млрд руб. средств до 2024 г. согласован. В августе 2023 г. «Коммерсант» писал, что на федеральный проект по ИИ будет выделено только 27,7 млрд руб. (из них бюджетные средства – 22,4 млрд руб.), вместо суммы в 124,8 млрд руб. (из них бюджетные средства – 89,7 млрд руб.), которую планировали выделить еще в начале 2023 г.

В федеральном проекте по ИИ нашли отражение шесть поставленных Президентом России в Национальной стратегии развития ИИ задач: поддержка научных исследований, создание комплексной системы правового регулирования, разработка и развитие программного обеспечения, повышение доступности и качества данных, увеличение доступности аппаратного обеспечения, рост обеспеченности квалифицированными кадрами, а также повышение уровня информированности населения.

Расходы на поддержку экономики, вероятно, обгонят оборонные уже в текущем году, если учитывать, что технически часть антикризисных расходов на помощь экономике проходит через резервный фонд правительства (формально другой бюджетный раздел – «Общегосударственные вопросы»).

В 2023 году расходы федерального бюджета по функциональному разделу «Национальная оборона» впервые с 2014 года опустятся ниже расходов по разделу «Национальная экономика», следует из пояснительной записки к проекту бюджета на трехлетку. В следующем году ассигнования на оборону должны составить 3,11 трлн руб. (14,5% общих расходов), национальную экономику – 3,37 трлн руб. (15,7%).

Расходы на национальную экономику в 2023 году увеличатся на 19% по сравнению с запланированными на тот же год до пандемии. В том числе заложен рост ассигнований на дорожное хозяйство, космические информационные технологии, субсидии производителям сельхозтехники, лизинговым компаниям, авиаперевозчикам, расширение доступа малого бизнеса к льготному финансированию и т.д.

  • Расходы на оборону в 2023 году сократятся почти на 200 млрд руб. к ожидаемым расходам текущего года (согласно кассовому плану на 1 сентября).
  • По сравнению с докризисным планом на 2023 год (закон о бюджете) расходы на национальную оборону уменьшатся на 120 млрд руб.
  • В отношении к ВВП бюджет национальной обороны в следующем году составит 2,7% – минимум с 2011 года.

Последний раз до этого «Национальная экономика» опережала «Национальную оборону» по расходам в 2014 году – более 3 трлн руб. против 2,5 трлн руб. Это носило во многом технический характер: более 800 млрд руб. расходов на докапитализацию банков через Агентство по страхованию вкладов провели через раздел «Национальная экономика».

Adblock
detector