Следственные мероприятия до возбуждения уголовного дела

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Следственные действия, проводимые до рассматриваемой процедуры, должны стать основой для принятия правильного решения с законным обоснованием и правильной мотивацией. В ходе установления фактов принимается решение о возбуждении, об отказе или о передаче по подследственности.

Окончание проверочных мероприятий сопровождается утверждением постановления о возбуждении уголовного дела. Документ должен содержать информацию о лице, принявшем уголовное дело к производству, основания, а также информацию о подозреваемом или иные данные по факту совершения противоправного деяния.

До вынесения постановления должностное лицо производит ряд действий, которые помогают разобраться в совершенном деянии. Так, в срок, установленный уголовно-процессуальным законодательством, необходимо провести проверку по зарегистрированному противоправному факту и установить, есть ли повод и основания для возбуждения.

  1. Заявление гражданина о совершенном преступлении.
  2. Личный визит в правоохранительный орган с повинной.
  3. Информация о преступлении (совершенном или приготовлении к нему), полученная из средств массовой информации или иных источников.
  4. Направленные прокурором постановления с информацией, которая может быть основанием вынесения постановления.

Следственные действия при расследовании и на стадии проверки сообщения о преступления разнятся. Рассмотрим, какие из них вправе осуществлять уполномоченное лицо до возбуждения уголовного дела. Существует разница между следственными и проверочными мероприятиями.

В частности, Верховным судом Российской Федерации отмечено, что эти доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку следственное действие (выемка) произведено после поступления заявления о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1ст. 144 (регламентирующими перечень допустимых в ходе проверки сообщения о преступлении следственных и иных процессуальных действий), ст. 182 и ст. 183 УПК РФ.

На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

Справедливости ради надо отметить, что Липецкий областной суд отменил приведенное решение Правобережного районного суда г. Липецка, однако к моменту рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора уголовное дело по обстоятельствам, требовавшим проведения выемки, было уже возбуждено.

Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела

На рисунке ниже показано количество дней, прошедших с момента регистрации сообщения о происшествии до принятия решения по нему. Статья 144 УПК РФ дает 3, 10 или 30 суток на это решение. Каждый столбец показывает количество решений, принятых по сообщениям, с указанным исходом в каждый из дней в промежутке 0. 30 суток.

Как бы выглядел график в случае регистрации правоохранителями всех сообщений и расследования после возбуждения уголовного дела? Мы бы увидели всплеск в первые дни после регистрации – принятие решений по сообщениям, которые, очевидно, не являются преступлениями, – и постепенное уменьшение количества решений по дням далее. Именно это наблюдается на графике, показывающем число решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, – такие сообщения признаются непреступлениями в первые же дни.

Сторона защиты может посчитать это наблюдение трюизмом, а сторона обвинения – отвергнуть, сославшись на высокую раскрываемость особо тяжких преступлений – больше 90% убийств в стране раскрывается. Приглашаю оппонентов подумать, почему в России количество зарегистрированных преступлений в пять раз меньше на душу населения, чем в Германии. Конечно, отчасти различие объясняется разницей в принципах криминализации деяний. Так, вождение в нетрезвом виде в Германии – уголовное преступление. Но даже если учесть это, Россия остается страной с поразительно малым числом зарегистрированных преступлений.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете ведет при поддержке Российского научного фонда (грант 17-18-01618) работу по анализу около 16 млн сообщений о происшествиях, собранных в ГАС ПС в 2013 г. – первом полугодии 2023 г. и предоставленных Генеральной прокуратурой. Эти данные ценны тем, что позволяют приподнять вуаль неизвестности над стадией доследственной проверки. Если основные решения действительно принимаются на данном этапе, это должно отражаться в сведениях, собранных до возбуждения уголовных дел.

В чем же проблема, которую мы обнаружили в объективных данных? Пятикратное различие в регистрируемой преступности в России и Германии говорит, что правоохранители не очень успешны в своей фильтрации, вынося крайне много ложноотрицательных решений (отказ в возбуждении уголовного дела, хотя было совершено преступление). В этом случае не работает советская процессуальная идея дублирования следствия («на судебном следствии исправят ошибки досудебного»), ведь преступления не добираются до суда из-за фильтрации очевидных дел на доследственной стадии.

Проблема выполнения следственных действий до возбуждения уголовного дела

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

Однако мы видим, что нормы части первой ст. 144 УПК РФ в данном случае вступают в противоречие с нормами ст. 182, 183, 184 и 185 УПК РФ, которые не позволяют производить данные следственные действия до возбуждения уголовного дела. По закону эти следственные действия разрешается производить только после возбуждения уголовного дела. Более того, ряд действий (обыск в жилище, выемка сведений, составляющих гостайну, арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка) разрешается производить только на основании судебного решения.

Читайте также:  Вывоз спиленных деревьев косгу в 2023 году

Халиков А. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении. С. 54 — 57.
Каретников А., Коретников С. Следственные действия как способы проверки сообщения о преступлении. С. 37 — 42; Каретников А., Коретников С. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела? С. 41 — 46.
Шадрин В. Судьба стадии возбуждения уголовного дела. С. 47 — 51.
Петров А. Значение и необходимость стадии возбуждения уголовного дела. С. 44 — 48.

К числу последних, как нам представляется, относятся такие действия, как освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования и назначение экспертизы. Безусловно, к действиям по уголовному преследованию следует отнести также обыск, выемку, личный обыск, а также наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

В деле N 3205-О от 28.11.2023 заявитель утверждал, что неопределённость ст. 176 УПК РФ (основания производства осмотра места происшествия), позволила следователю в рамках осмотра изъятого мобильного телефона, ноутбука извлекать из него и исследовать информацию без получения соответствующего судебного решения, нарушают тем самым право на тайну переписки и неприкосновенность частной жизни.

Следуя данной логике, можно сослаться на статью 152 УПК РФ из котрой следует, что предварительное следствие проводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

По уголовным делам о сбыте наркотических средств, следователи до возбуждения уголовного дела на месте задержания под видом осмотра места происшествия обыскивали задержанных лиц и изымали у них мобильные телефоны, деньги, проводили обыски транспортных средств, чем нарушали право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции).

По уголовным делам о мошенничестве в сфере долевого строительства, когда предметом хищения являлись безналичные денежные средства, а местом окончания преступления являлось место изъятии денежных средств с банковского счета потерпевшего, следователи проводили под видом осмотра места происшествия осмотры офисов компаний и строительных площадок, которые никакого отношения к месту происшествия не имеют. Довольно часто под видом осмотра места происшествия проводились осмотры офисов контрагентов застройщика. Изучение протоколов осмотра места происшествия показывает, что «осмотры места происшествия» проводились оснований. На момент производства «осмотра места происшествия» у следователей не имелось никаких оснований полагать, что в осматриваемых помещениях имеются предметы и документы имеющие значение для уголовного дела.

В деле N 1258-О-О от 13.10.2009 г. заявитель занимал должность следователя главного следственного управления. В рамках проводимой в порядке статьи 144 УПК Российской Федерации проверки заявления о вымогательстве взятки сотрудники управления собственной безопасности произвели осмотр места происшествия, в ходе которого у заявителя были изъяты находившиеся в его одежде предметы и документы, впоследствии приобщённые к делу в качестве вещественных доказательств.

Какие проводятся следственные действия до возбуждения уголовного дела

Следственные действия до возбуждения уголовного дела проводятся в рамках проверки сообщения о преступлении. В это время следователю или дознавателю доступны лишь отдельные «инструменты». Однако их применения достаточно, чтобы установить, имелось ли в действительности событие состава преступления.

  1. Получение образцов для сравнительного исследования – процедура, которая служит основой для других следственных действий. Может приобрести форму доказательства на последующих стадиях.
  2. Осмотр места происшествия, трупов;
  3. Изъятие и осмотр документов и предметов;
  4. Назначение и производство судебной экспертизы;
  • Опрос – беседа уполномоченного сотрудника правоохранительных органов с лицами, находящимися на месте преступления. Она не имеет принудительного характера и процессуального обеспечения. Это означает, что граждане всегда могут отказаться от дачи объяснений без каких-либо санкций со стороны следователя (дознавателя).
  • Допрос – следственное мероприятие, которое проводится только после возбуждения уголовного дела. Лица приобретают определенный статус – свидетель, потерпевший, обвиняемый. Следователь официально, в соответствии с нормами УПК, вызывает граждан на дачу показаний. В случае игнорирования требования представителя закона, лицо доставляется в место проведения допроса принудительно.

Внимание! Не все действия на «проверочной» стадии являются следственными. Одно из таких исключений – получение объяснений. В отличие от следственного мероприятия (допроса) свидетели, иные лица вправе отказаться от объяснений без каких-либо негативных последствий.

Если преступление произошло в жилом помещении, то его осмотр можно произвести только при наличии постановления суда и при согласии его жильцов. В протоколе осмотра указываются все обнаруженные вещи и обстоятельства, а также указываются лица, принимавшие участие в осмотре. Они должны подписать протокол. Несогласие его подписывать, как и отсутствие кого-либо из важных участников дела, указывается в тексте протокола.

Следственные действия

Основным способом получения и проверки доказательств по уголовному делу является производство следственных действий. УПК РФ содержит их исчерпывающий перечень. УПК РФ определяет следующие виды следственных действий: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров. В следующих статьях подробнее рассмотрены некоторые из них, чаще проводимые и в наибольшей степени затрагивающие права граждан.

Читайте также:  Список коммунальных квартир на расселение в 2023 году

Для производства следственных действий, затрагивающих личные права и свободы граждан (осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц, обыск и выемка в жилище, личный обыск кроме обыска подозреваемого при задержании и заключении под стражу) требуется судебное решение. В остальных случаях (осмотр местности, предметов, допрос, следственный эксперимент и т.д.) следственные действия проводятся следователем без вынесения постановления.

Проведение большинства следственных действий допускается только после возбуждения уголовного дела. Некоторые (осмотр, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, судебная экспертиза) могут проводиться и до возбуждения уголовного дела – при проверке заявления (сообщения) о преступлении (см. статью).

Если участник уголовного процесса считает, что при принятии решения о производстве следственного действия или его проведении были допущены нарушения закона, он вправе обжаловать это решение прокурору, руководителю следственного органа, либо в суд с указанием конкретных статей УПК РФ, которые были нарушены и ходатайствовать об исключении доказательств, полученных при проведении этого следственного действия, как недопустимых (см. статью «Доказательства»).

1) неотложные процессуальные действия: а) возбудить уголовное дело (см. коммент. к ч. 4 ст. 146); б) выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления; в) применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. ст. 91, 92, избрание и применение меры пресечения — ст. 100, наложение ареста на имущество — ст. 115, ч. 5 ст. 165, обязательство о явке — ст. 112, привод — ст. 113);

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности;

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

Если адвокат реально не участвовал в проведении следственного действия – указывайте это в протоколе. Это позволит подстраховаться от случаев, когда протокол подписывается недобросовестным защитником «задним числом». Кроме того, при подобном отношении адвоката к выполнению своих профессиональных обязанностей задумайтесь о том, чтобы сменить защитника. Для этого вы или родственники могут заключить соглашение с другим адвокатом либо – при отсутствии средств на оплату – написать заявление об отказе от услуг предыдущего защитника, указав на его недобросовестное отношение и в чём именно оно проявляется, и попросить назначить другого защитника. По закону отказ от адвоката не является обязательным для следователя, но при развёрнутом и конкретном обосновании заявления шансы на его удовлетворение неплохие.

  1. Читайте все документы, которые подписываете, и по возможности сделайте с них копии или выписки. Все ходатайства заявляйте в письменном виде – в протоколах следственных действий или на отдельных листах (оставляйте у себя второй экземпляр ходатайства с отметкой следователя об их получении).

К сожалению, к адвокату, который профессионально и добросовестно относится к защите клиента, часто обращаются уже тогда, когда первоначальные следственные и оперативно-розыскные мероприятия уже проведены, признательные показания получены и ситуация стала гораздо хуже, чем могла бы быть.

Вы должны понимать суть следственных действий, значение результатов и свои процессуальные права. Если вам что-то непонятно – спрашивайте у адвоката. Ни в коем случае не подписывайте пустые бланки. Также просите у следователя копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и т.п., протоколы допросов и иных следственных действий с вашим участием. Если следователь отказывается предоставить такие копии, но у вас есть возможность сфотографировать эти документы (например, на телефон) – фотографируйте. Если фотографирование невозможно – делайте выписки. Аналогичные права имеет ваш адвокат.

Доследственная проверка и несколько дней после возбуждения уголовного дела – это время, когда во многом определяется перспектива уголовного дела. Чтобы упростить себе работу сотрудники правоохранительных органов в нарушение конституционного права на защиту опрашивают потенциальных обвиняемых без адвоката, приглашают их «просто побеседовать», допрашивают сначала в качестве свидетелей и лишь затем – в качестве подозреваемого (обвиняемого) и предпринимают другие действия для получение «царицы доказательств» – признательных показаний.

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

  • представители управляющего звена компании – собственницы посещения, в котором проводится обыск или выемка;
  • статисты привлекаются, когда проводится такое мероприятие, как опознание;
  • адвокаты прочих лиц, задействованных в совершении следственных мероприятий, например, свидетелей.

Проверка показаний на месте не соотносится с предварительным следствием. Задачи дознавателя воспроизвести все существенные условия преступления, чтобы можно было соотнести сведения, полученными при допросе с теми сведениями, которые предоставлены в реальных условиях.

  • возможность проведения осмотра жилого помещения, если ему препятствуют собственники или квартиросъёмщики;
  • проведение изъятия вещи, которая сдана либо заложена в ломбард;
  • обследование места жительства или места пребывания потенциального преступника;
  • изъятие документации или прочих вещей в финансовых учреждениях (вкладов, счетов, материальных ценностей, находящихся в сейфовых ячейках), а также любой информации, которая содержит государственную, коммерческую или профессиональную тайну;
  • проведение осмотра корреспонденции подозреваемого непосредственно в почтовых отделениях;
  • установление ареста на имущество;
  • установление фактов переговоров, производимых через информационно-телекоммуникационные сети;
  • направление запросов оператору о существовании телекоммуникационной связи.

Опираясь на общие правила проведения процессуальных манипуляций, производство по ним осуществляется на национальном языке. В случае когда один из основных участников мероприятия не владеет в допустимой степени русским языком. Это обстоятельство становится известным уже в момент обозначения круга прав и обязанностей. Если знаний языка недостаточно, то сотрудник приостанавливает запись в протокол, пока не будет обеспечено наличие переводчика.

То есть допускается, что лицо может самостоятельно дать властное распоряжение о прослушивании и записи переговоров. Срок давности для запроса сведений о переговорах отмечается в диапазоне полугода. Чего нельзя сказать о предыдущем следственном мероприятии.

Следственные мероприятия до возбуждения уголовного дела

Для этого предлагается получить подробное объяснение потерпевшего, в котором отразить: данные о потерпевшем, о документах, удостоверяющих его личность; описание события преступления, места, времени, обстоятельств произошедшего; данные о лице, совершившем преступление, и свидетелях.

Если в ходе расследования уголовного дела публичного обвинения установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости изменить квалификацию деяния на преступление, преследуемое в частном порядке, то целесообразно выяснить позицию потерпевшего — настаивает ли он на привлечении лица к уголовной ответственности, и отразить ее в отдельном заявлении, которое приобщить к уголовному делу.

Читайте также:  Перевод земли из сельхозназначения в дачное строительство

По окончании проверки по сообщению о преступлении, уголовное преследование за совершение которого осуществляется в частном порядке, в соответствии с ч. 2 ст. 20 и п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа выносит постановление о передаче сообщения в суд, одновременно приняв меры по сохранению следов преступления. При этом материал проверки должен содержать заявление потерпевшего мировому судье (образец заявления — приложение N 2) с копиями по числу лиц, в отношении которых предполагается возбуждение уголовного дела частного обвинения.

Во всех названных случаях для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела частного обвинения (отказе в возбуждении) руководитель следственного органа, следователь, дознаватель должны располагать данными о беспомощности, зависимости или иных причинах, подтвержденных соответствующими медицинскими документами (выписками, справками и т.д.), организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.), а также объяснениями лиц, обладающих значимой информацией. Обоснование вывода о зависимом или беспомощном состоянии лица либо о наличии иных причин, по которым потерпевший самостоятельно не может защищать свои права и законные интересы, должно содержаться в постановлении о возбуждении уголовного дела частного обвинения (об отказе в возбуждении).

Если в рамках производства по уголовному делу публичного обвинения установлены обстоятельства, предусмотренные ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 318 УПК (когда потерпевший в силу беспомощного или иного зависимого состояния не может защищать свои права и законные интересы либо когда данные о лице, совершившем преступление, не известны), то органы предварительного расследования (дознаватель с согласия прокурора) вправе квалифицировать действия обвиняемого по ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 или ч. 1 ст. 128.1 УК соответственно и осуществлять расследование в обычном порядке.

Следственные действия

7. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (чаще всего это происходит при обыске и проверке показаний на месте), о чем делается соответствующая отметка в протоколе следственного действия. 8. В ходе производства следственного действия должен вестись протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ. Если кто-то из участников следственного действия отказывается от его подписания или не может сделать этого, то удостоверение данных фактов осуществляется по правилам ст. 167 УПК РФ. Кроме того, ряд общих положений (правил), которые непосредственно регулируют процессуальный порядок производства следственных действий, содержатся, на наш взгляд, и в других статьях гл. 22 УПК РФ. Так, ст. 165 УПК РФ регламентирует судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, когда в случаях, отмеченных нами выше, закон этого требует в обязательном порядке. Происходит это следующим образом:

Закон не требует составления самостоятельного протокола, предназначенного для фиксирования самого факта извлечения трупа из могилы. Эти сведения могут войти составной частью в протокол его осмотра. Однако если осмотр будет проводиться в ином месте, то ход эксгумации и краткое описание останков и могилы в присутствии понятых заносятся в протокол. Если эксгумация производится без детального осмотра, то отсутствие судебно-медицинского эксперта или специалиста не может расцениваться как нарушение закона. Однако если речь пойдет об осмотре трупа после эксгумации, то согласно ч. 1 ст. 178 УПК участие судебно-медицинского эксперта обязательно, а при невозможности его присутствия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться и другие специалисты. Повторное захоронение эксгумированного трупа является обязанностью органов предварительного расследования. Если ее добровольно взяли на себя родственники, то понесенные ими в связи с этим расходы или расходы по необходимому облагораживанию могилы возмещаются по правилам возмещения процессуальных издержек в порядке ст. 131 УПК РФ. В аналогичном порядке оплачиваются и затраты, связанные с самой эксгумацией (ч. 5 ст. 178 УПК РФ).

Нормативная база — ст. 164—170, 173, 174, 187—191, 275—282 УПК РФ. Участники уголовного судопроизводства, имеющие право производить все виды допросов (перечисленных в определении допроса), — это дознаватель, орган дознания (в порядке проведения неотложных или обычных следственных действий по делам, подследственных органу дознания), следователь, суд. Основанием для вызова и допроса любого лица в качестве свидетеля является наличие сведений, позволяющих полагать, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказательства, так и информация, полученная в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Закону не противоречит принятие решения о вызове лица для допроса в качестве свидетеля на основе оперативной информации.

Допрашиваемому запрещается задавать наводящие вопросы, т.е. такие, в которых содержится ответ или информация для его формулирования. По инициативе следователя или ходатайству допрашиваемого лица В ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются. Решение о применении технических средств для дополнительной фиксации хода допроса объявляется допрашиваемому, для которого оно является обязательным. Отказ свидетеля и потерпевшего от дачи показаний исключительно из-за нежелания подвергаться аудио- или видеозаписи не влечет наступления уголовной ответственности и не может быть преодолено принудительно. Результаты применения технических средств являются приложением к протоколу допроса и самостоятельного доказательственного значения, согласно общему правилу, не имеют.

Законодатель исчерпывающе не определяет круг лиц, у которых производится обыск. Ими могут быть подозреваемый, обвиняемый, иные участники уголовного судопроизводства. При обыске обязательно присутствие не менее двух понятых. Большее их количество необходимо, если поисковые действия осуществляют несколько следователей в разных местах на одном объекте, а также в помещении или жилище с большим числом комнат. При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, в помещении которого он проводится, или кого-либо из совершеннолетних членов его семьи. Также может присутствовать защитник или адвокат того лица, в помещении которого производится обыск, причем без специального разрешения следователя (п. 11 ст. 182 УПК РФ). По решению суда, специально оговаривающему невозможность обеспечения присутствия при обыске проживающих в жилище лиц, обыск может производиться при участии иных лиц, принявших на себя обязательство по сохранности жилища и находящегося в нем имущества (например, представителя жилищно-эксплуатационной организации или адвоката). Обыски в помещениях, занимаемых организациями, производятся в присутствии представителей администрации.

[2] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 18 августа 1995 г.

Если после завершения проверки не установлено нарушений законодательства, то оригиналы документов подлежат возврату их собственнику. О факте возврата в целостности всех документов может быть взята расписка с руководителя (индивидуального предпринимателя) или уполномоченного сотрудника фирмы (предпринимателя), например, с бухгалтера.

Осмотр является визуальным наблюдением за различными объектами, производственными участками и осуществляется путем их посещения. При проведении подобной проверки в помещении и на территории, которые занимает юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), представители данного юрлица (предприниматель либо его представители) могут присутствовать при ее проведении (п. 25 ст. 11 Закона «О милиции») и давать соответствующие пояснения проверяющим сотрудникам милиции [8] .

Действующая Инструкция также устанавливает (п. 7), что процесс проведения проверки, ревизии может фиксироваться путем фото- и киносъемки, видеозаписи и при помощи иных технических средств фиксации данных. Физические носители информации упаковываются, опечатываются и прилагаются к акту проверки, в котором также делается отметка о применении технических средств.

Поэтому в процессе ее проведения могут применяться различные методы документальной (формальная, арифметическая, нормативная, встречная проверка и др.) и фактической проверки (инвентаризация, контрольные операции, получение образцов сырья и продукции для исследования и др.) [10] .

Adblock
detector